В порыве гнева: в порыве гнева | это… Что такое в порыве гнева?

Развод в порыве гнева и Ислам

Абсолютное большинство исламских богословов считает, что когда человеком овладевает гнев, в порыве которого он теряет возможность управлять своими действиями, чувствами и словами, то нести ответственность за свои поступки, клятвы и слова в таком состоянии он не может.

Относительно развода в таком состоянии ученые приводят хадис: «Нет развода в закрытости»[1]. «Закрытость» толкуется богословами как состояние, при котором у человека «закрываются двери» понимания, осознания, восприятия того, что окружает его. Например, (1) человека насильственно вынуждают, (2) он лишается рассудка, (3) охвачен гневом или (4) находится в состоянии глубокой депрессии[2].

Некоторые ученые, среди которых были Ибн Таймийя и Ибн Кайим, говорили, что указанием на «открытость» или «закрытость» является то, «собирался ли мужчина давать жене развод». Если он не собирался, но в пылу эмоций и непреднамеренно проговорил слова развода, то он находился в состоянии «закрытости», то есть слова его не имеют силы и действенности.

Величайший имам ханафитского мазхаба Ибн ‘Абидин[3] также считал, что «когда человек в порыве гнева начинает путаться в словах и действиях (вести себя неестественно, неадекватно), то его слова игнорируются (даже если он осознает их и желает сказать). Такого рода осознание и желание не принимаются во внимание, так как не естественны (не настоящие для этого человека), подобно поведению ребенка, которое также канонически не принимается во внимание (на основе него не выносятся судебные решения)»[4]. Исходя из современной легкомысленной практики верующих в вопросах бракоразводного процесса, мне очень импонируют указанные мнения. Полезно будет привести слова и Ибн Кайима: «Если человек, после того как успокоился, пожалел о произнесенном в порыве гнева, это значит, что у него не было намерения разводиться», то есть проговоренное им в неадекватном состоянии не принимается, не считается[5].

Ибн ‘Аббас, за приумножение учености и понимания в вопросах религии которого помолился сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), сказал: «Развод — через желание»[6].

То есть если у мужа имеется намерение и желание развестись, тогда это засчитывается. Но если это просто эмоциональный всплеск, то проговоренные слова развода не имеют последствий, канонически недейственны[7].

Имам аль-Бухари, упоминая в своем своде хадисов о «разводе в закрытости», подразумевая его недействительность, приводит далее один из центральных хадисов мусульманского богословия, который в данном случае очень уместен[8]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся, зачтется] в соответствии с намерением[9]»[10].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1947, хадис № 26892 (26360), «сахих», «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 249, хадис № 2193, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 221, хадис № 2046, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9905, «сахих».

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1696, глава «Развод», пункт № 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 486, 487.

[3] Ибн ‘Абидин (Мухаммад Амин) (1784–1836 гг. по григорианскому) — выдающийся ученый ханафитского мазхаба. Родился и умер в Дамаске.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 18.

[5] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. Т. 3. С. 49–51; он же. Т. 4. С. 44, 45.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 7. С. 364, 365; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 526–532.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1697, глава «Развод», пункт № 11. Среди цитат, приведенных имамом аль-Бухари в контексте «развода в закрытости».

[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 10. С. 487, раздел № 11, перед хадисом № 5269; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 485; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. Т. 3. С. 50.

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1696, глава «Развод», пункт № 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 485.

[9] Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

[10] Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

Как отражать вспышки гнева — Лайфхакер

8 июня 2020 Отношения

Пять эффективных способов противостоять чужой злобе.

Чувство гнева знакомо каждому из нас. Мы сталкиваемся с ним чуть ли не ежедневно. На работе, в транспорте, дома. Считается, что гнев — нормальная реакция организма на внешние раздражители. При этом общепризнанно, что с этой нормальной реакцией можно и нужно бороться.

Но нередко мы становимся не виновниками, а жертвами. Никто не спрашивает, готовы ли мы выступить громоотводами. Выпустившие пар быстро приходят в норму. Нам же надолго остаются обида и плохое настроение. Как с этим бороться? Чтобы найти ответ, обратимся к теории.

Что такое гнев

Психологи считают гнев нормальной эмоцией.

Гнев — это реакция организма на обиды, задетое самолюбие и душевные страдания. Человек злится и кричит, пытаясь защитить себя.

По мнению других специалистов, гнев не просто эмоция, но форма аффекта. Такой эмоциональный процесс характеризуется интенсивностью и кратковременностью. На несколько минут кардинально меняется не только психическое, но и физиологическое состояние человека: сокращаются мышцы, приливает кровь, затрудняется дыхание.

В гневе организм работает на износ. А выбросив негативную энергию, постепенно успокаивается. Потому-то мы и чувствуем себя вымотанными после крупной ссоры с криками и битьём посуды.

При этом учёные полагают, что, подобно инстинкту самосохранения, чувство гнева присуще всем Homo sapiens и передаётся по наследству. Ведь всплески агрессии бывают даже у детей.

Форма и глубина её выражения зависят от особенностей социализации. Если в семье принято разговаривать на повышенных тонах и смотреть за ужином «Пилу», у ребёнка больше шансов стать импульсивной личностью, воспламеняющейся от любой искры.

Гнев порождается и преданностью собственным взглядам на то, что правильно, а что — нет. Так, педантичного человека бесит неаккуратность, интроверта — болтливость. Раздражает всё, что не вписывается в систему ценностей, посягает на неё.

Какой вывод можно сделать, обобщая эти положения?

Гнев испытывают все, независимо от пола, возраста и расы. Человек в ярости зачастую не контролирует свои слова и поступки.

Как защитить себя

Гнев деструктивен. Он разрушает нас изнутри. У склонных к агрессии нередко больное сердце, гипертония, мигрени, проблемы с кожей и желудочно-кишечным трактом.

Ещё опаснее так называемый входящий гнев — отрицательная энергия, направленная на нас. Что вы испытываете, когда на вас срываются коллега, супруг(а), сосед? Обида, возмущение, страх — распространённые реакции. Но нередко одна вспышка гнева порождает другую, ответную. Трудно оставаться спокойным, если на тебя орут.

Чтобы не замкнуться в круге негативных реакций, нужно в равной мере противостоять не только собственным вспышкам гнева, но и тем, что исходят от других людей.

Как противостоять чужой злобе

1. Дышите

Изменить дыхание — главная рекомендация по самоконтролю. Попав в поле зрения разгневанного человека и почувствовав, что вам передаётся его возбуждённость, начните дышать медленно и глубоко.

Попробуйте делать всего 6–10 вдохов в минуту. Обязательно через нос. Умышленные задержки позволяют привести пульс и давление в норму, успокоиться.

2. Отвлекайтесь

С детства нас учили: не слушать собеседника невежливо. Никто не добавлял, что это правило не распространяется на рассерженных людей.

Если вы начнёте вникать в посыл разгневанного человека, есть опасность ввязаться в бесплодную полемику. Чтобы не слушать, вспомните какую-нибудь детскую песенку или стишок. «Наша Таня громко плачет…» — эти строки знают все, но воспроизвести их в голове в критической ситуации не так-то просто. И это хорошо.

Вспоминая знакомые с детства добрые напевы, вы невольно отвлечётесь от гневных речей оппонента и пропустите мимо ушей его колкости.

3. Иронизируйте

Глаза навыкате, дёрганые движения, слюна брызжет в разные стороны. Человек в припадке гнева выглядит довольно комично. Если вам удастся отвлечься от его слов, вы непременно заметите это. А если вообразить его в будёновке и с шашкой наголо — получится откровенно смешная картина.

Но не стоит насмехаться над человеком, находящемся в крайнем эмоциональном возбуждении. Лучше вспомнить, что сердитый кулак не бьёт по улыбающемуся лицу. Улыбнитесь по-доброму. И, возможно, ярость сменится милостью.

4. Отстраняйтесь

Если есть возможность, не попадайте под горячую руку. Уйдите в другую комнату, прогуляйтесь, займитесь каким-то делом. Позвольте человеку выпустить пар.

Но если реально самоустраниться нет ни единого шанса, то сделайте это в своей голове. Представьте, что между вами и кричащим на вас кирпичная стена. Сочиняйте подробности: белый или красный кирпич, ровная ли кладка, аккуратные ли швы? Это поможет выстроить психологическую защиту.

5. Прощайте

Пожалуй, это главная рекомендация. В гневе человек не отдаёт себе отчёт в том, что творит (помните: это форма аффекта). А когда ярость прошла, испытывает чувство вины. Подчас даже не знает, как на вас посмотреть.

Заговорите первым. Дайте понять, что не держите зла. Так сорвавшемуся будет проще искренне покаяться и возобновить конструктивный диалог.

Следуйте этим простым советам и помните древнеиндийскую мудрость: кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих — себя и разгневанного.

Читайте также 🧐

  • 10 стандартных фраз, которые указывают на скрытую агрессию
  • Как усмирить злость и почему важно это сделать
  • Управление гневом: как обратить ярость себе на пользу

приступ гнева словосочетание | значения и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания со словом гнев.

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Несомненно, есть некоторые судьи, которые очень часто выносят приговоры в подходит из гнев .

Из архива

Hansard

Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0

.