Что такое конформизм? — Блог Викиум
Конформизм — явление достаточно частое, поэтому людям полезно знать о том, как же себя лучше вести при его проявлении. В этой статье вы узнаете, что может привести к конформизму, и на сколько уровней можно поделить данное состояние.
Содержание:
- 1 Что такое конформизм?
- 2 Предпосылки
- 3 Классификация
- 4 Проявление конформизма
- 5 Достоинства и недостатки
Что такое конформизм?
Конформность — склонность индивида менять свое поведение под влиянием окружающих. В психологии подобный термин подразумевает отсутствие у человека собственного мнения. Конформист готов выполнять требования любого, кто имеет над ним власть, а также требования, продиктованные обществом. Такие люди всегда следуют за большинством и не любят выделяться из толпы.
Предпосылки
Существуют определенные факторы, которые очень сильно влияют на конформность личности:
- социальный статус человека в определенной группе;
- возраст;
- психоэмоциональное и физическое состояние индивида;
- ситуация;
- готовность и умение человека принимать самостоятельно решения.
Наиболее ярким примером конформизма можно считать ситуацию, когда человек попадает в новый коллектив и пытается произвести впечатление на коллег. Иногда происходит явление, когда по каким-то причинам человеку приходится принимать требования окружающих, но длительность такого поведения зависит от ситуации.
Классификация
Условно конформизм делят на несколько видов:
- Внутренний — человек подстраивается под окружение и соглашается с мнением большинства, хотя сам его не разделяет. В связи с этим у индивида происходит внутренний конфликт, который убивает желание что-либо делать.
- Внешний — индивид не согласен с мнением большинства и придерживается своей позиции, при этом открыто свое несогласие он не выражает.
- Негативный подразумевает открытую борьбу за свое мнение, а также нежелание вести конструктивный диалог.
Психологи также разделяют конформизм по степени осведомленности. Они обозначают, что есть осознанный вид, который подразумевает принятие мысли о том, что личность поступает неправильно, но принимает конформизм.
А также существует неосознанная степень, когда личность не замечает, что на ее решения кто-то влияет.Проявление конформизма
Если речь заходит о выборе сотрудников, то большая часть руководителей отдаст предпочтение тому, кто обладает данной чертой:
- Такие люди гораздо быстрее адаптируются в новом коллективе, а также они могут избежать конфликтов.
- Со временем такие люди не могут самостоятельно принимать решения, а подстраиваются под мнение большинства.
- Всегда согласны с предложениями руководителя и группы. Выразить свою точку зрения для них — феномен.
- Негативно относятся к тем, кто не готов поддержать мнение большинства.
- Их уровень — рутинная работа в коллективе, где не нужен креатив.
Достоинства и недостатки
В социальной психологии конформность имеет свои преимущества и недостатки. К достоинствам можно отнести быструю адаптацию, умение хорошо работать в группе, что повышает шанс на успех, а также четкое распределение обязанностей среди членов группы.
Однако подобная модель поведения имеет и ряд минусов:
- Человек теряет свою индивидуальность и начинает подстраиваться под остальных.
- Такие работники очень предвзято относятся к коллегам, которые имеют свою точку зрения и готовы ее высказать в любую минуту.
- Такие люди, несмотря на отличные показатели в группе, абсолютно ничего не добиваются самостоятельно, так как со временем они теряют интерес к саморазвитию. Человек даже не видит смысла в том, чтобы заниматься развитием, ведь его устраивает положение вещей.
Конформность в некотором смысле нужна, однако, у человека все же должно быть свое мнение. Избавляться от стереотипов и привычки подстраиваться полностью под окружающих поможет курс Викиум «Критическое мышление».
Эффект конформизма | Psylist.net
Социальная психология ↓
Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.
В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению.
Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо известны и подробно описаны в книгах Д. Майерса «Социальная психология» (1997) и Э. Аронсона «Общественное животное. Введение в социальную психологию» (1998). Они называют несколько условий возникновения конформизма:
- степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;
- тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;
- численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
- состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
- ловушка «группомыслия» среди людей;
- сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
- статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
- наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
- публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.
В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами.
С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:
- внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;
- внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека.
- негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;
- нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.
Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, о становятся определенными и ясными источниками информации.
В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.
Похожие материалы в разделе Социальная психология:
- Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений
- Определение малой группы и ее границы
- Современные представления о предмете социальной психологии
- Эффект подражания
- Теории происхождения лидерства
- Дискуссия о предмете социальной психологии
- Эффект «маятника»
- Эффект «мы и они»
- Единство общения и деятельности
- Межличностная аттракция
Предвзятость социального конформизма в психологии: что это такое и примеры
Предвзятость социального конформизма настолько сильно влияет на общество, что без него невозможно понять человеческую психологию и поведение.
Предвзятость конформизма в социальной психологии определяется как акт изменения своего поведения, убеждений или установок, чтобы соответствовать другим людям.
Соответствие привлекательно для многих людей, потому что легче следовать тому, что делают другие люди, чем вычеркивать свое собственное.
Стремление соответствовать требованиям касается всех; понимание того, как и когда ставит вас на шаг впереди остальных.
Примеры предвзятости конформизма в реальной жизни
Некоторые распространенные примеры предвзятости конформизма в реальной жизни включают: наркотики, потому что они не хотят казаться «скучными», когда все их друзья делают это.
Предвзятость соответствия не всегда является нормой
Сила соответствия чрезвычайно сильна: психологические эксперименты показывают, что люди будут отрицать свидетельство своих собственных глаз, чтобы соответствовать другим людям (см.: Эксперимент соответствия Аша).
Однако, как говорит психолог профессор Джон С. Тернер, соответствие не всегда является нормой:
«Каждый, кто смотрит за окно на повседневные события по всему миру, обнаружит, что […] сопротивление, конфликты и изменения — это нормально. как восход солнца». (Turner, 2006; стр. 42)
Понимание того, когда мы подчиняемся, имеет всевозможные практические преимущества в реальном мире, в зависимости от ваших целей: оно может помочь вам понять свое собственное поведение, а также понять, как другие будут вести себя в различных условиях. различного ситуационного давления.
Каждый должен знать об этих факторах и о том, как они влияют на самые важные сферы их общественной жизни.
Вот 12 вечных факторов, влияющих на конформность:
1. Социальная предвзятость конформизма начинается с группы из 3 человек
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на конформность людей, является размер группы вокруг них.
Максимальное соответствие наблюдается, когда группы достигают от 3 до 5 человек.
Добавьте больше людей, и это мало что изменит, хотя меньше 3, и конформизм существенно уменьшится, как показывают исследования в области психологии (Bond, 2005).
2. Социальное соответствие начинается в возрасте 12 лет
Психологические исследования показывают, что дети начинают соответствовать другим в возрасте 12 лет и старше (Large et al., 2019).
До этого дети в основном занимаются своими делами и не зависят от других.
Однако с 12 лет люди сильнее подвержены влиянию общества.
Некоторые дети старшего возраста в исследовании следовали советам других людей, даже когда знали, что это неправильно.
Общеизвестно, что подростки особенно подвержены социальному влиянию.
3. Несогласие снижает предвзятость к социальному конформизму
Как только появляется кто-то, кто не согласен, или даже просто колеблется или не может решить, предвзятость к конформизму снижается.
Некоторые исследования в области психологии показали, что конформность может быть снижена с 97 % в задаче визуального суждения до 36 %, когда в рядах есть компетентный несогласный (Allen & Levine, 1971).
Несогласные должны быть последовательными, иначе они не смогут убедить большинство.
→ Связано: как бороться с групповым мышлением с помощью инакомыслия.
4. Внутренние группы усиливают социальную конформность
Люди намного сильнее подчиняются тем, кто находится в той же группе, что и они.
Примеры «своих групп» включают спортивные клубы, церкви и вашу национальность, среди многих, многих других.
Это влияние еще сильнее для привлекательных людей, которые нам нравятся.
Размер группы и инакомыслие не имеют большого значения, если сами люди не являются частью «нашей» группы.
На самом деле, мы можем даже приложить все усилия, чтобы сделать противоположность чужой группе, как показывает по крайней мере одно психологическое исследование (David & Turner, 1996).
→ Связанные: Теория социальной идентичности и предрассудки.
5. Хорошее настроение приводит к предубеждению конформизма
Настроение может оказывать комплексное влияние на предубеждение конформизма, но есть некоторые свидетельства того, что мы с большей вероятностью будем конформироваться, когда находимся в хорошем настроении, чем в плохом (Tong et al. ., 2007).
Один из подлых эмоциональных приемов повышения конформизма — это использование страха, а затем облегчения.
Заставьте кого-то чего-то бояться, затем избавьтесь от этого страха, и тогда они с большей вероятностью будут делать то, что вы хотите (Dolinski & Nawrat, 1998).
6. Личность влияет на социальную конформность
Хотя личность может быть не так важна, как ситуация, в которой находятся люди, тем не менее она оказывает влияние.
У некоторых людей больше «потребность в структуре».
Люди этого типа больше хотят знать, что будет дальше и чего ожидать.
Следовательно, они с большей вероятностью будут соответствовать требованиям (Jugert et al., 2009).
7. Несоответствие — признак интеллекта
Быть свободным духом и отказываться подчиняться другим — признак высокого IQ (Muthukrishna et al., 2015).
Люди с более высоким интеллектом реже следуют за толпой, предпочитая принимать собственные решения.
Люди с более высоким IQ следуют за толпой только стратегически.
8. Потребность в общественном одобрении увеличивает склонность к конформизму
Люди используют подчинение, чтобы заискивать перед другими.
Конформизм также заставляет людей чувствовать себя лучше, укрепляя уверенность в себе.
Некоторые люди больше нуждаются в том, чтобы им нравились другие, поэтому они с большей вероятностью будут подчиняться.
Вы замечали, что нонконформистов меньше волнует, что о них думают другие?
Нонконформизм и уверенность в себе идут рука об руку.
→ Связано: эффект хамелеона.
9. Как культура влияет на социальную конформность
Коллективистские культуры (как правило, Восточной Азии) более конформны, потому что неконформность сильнее связана с девиантностью (Kim & Markus, 1999).
В западных культурах больше индивидуалистических взглядов, поэтому люди из этих культур в целом менее склонны к конформизму.
Исследования показали, что средний уровень соответствия в коллективистских культурах составляет от 25 до 58 процентов, тогда как средний уровень соответствия в индивидуалистических культурах составляет от 14 до 39 процентов.процентов (Смит и Бонд, 1993).
10. Подчинение авторитетным фигурам
Столкнувшись с авторитетной фигурой, простое подчинение может превратиться в послушание.
Эксперимент Милгрэма по послушанию показывает, что люди будут применять опасные удары электрическим током, если об этом скажет авторитетная фигура в белом халате.
Однако люди не всегда слепо следуют авторитетным фигурам, исследования показывают огромный диапазон послушания, от 12 до 92 процентов в зависимости от социального контекста (Smith & Bond, 1993).
Злоупотребление уважением людей к авторитетным фигурам занимает центральное место в работе мошенников.
11. Предубеждение социального конформизма
Другие люди влияют на нас, даже когда их нет рядом.
Перерабатываем ли мы, выбрасываем мусор на улицу или уклоняемся от уплаты налогов, часто зависит от нашего восприятия взглядов общества.
На большинство из нас сильно влияет мысль о том, как другие повели бы себя в той же ситуации, в которой находимся мы, особенно когда мы не уверены, как действовать (Cialdini, 2001).
Чем выше уровень согласия, тем больше мы поддаемся влиянию.
Мы также легче поддаемся влиянию, если сами мало знаем о проблеме или не можем потрудиться тщательно ее изучить.
→ Связано: групповые нормы могут убить творчество.
12. Соответствие и взаимность
Сила взаимности часто недооценивается, но она невероятно сильна и влиятельна во всех человеческих культурах.
На бытовом уровне это означает, что если я вам что-то даю, вы чувствуете себя обязанным дать мне что-то взамен.
Когда нас приглашают на званый ужин или свадьбу, мы чувствуем сильное желание ответить взаимностью, иногда вопреки здравому смыслу.
Сила нормативного влияния
Итак, это сила предвзятости соответствия, которая возникает каждый день между каждым из нас (даже отшельники подчиняются другим отшельникам!).
Пристрастие к конформизму само по себе не является ни хорошим, ни плохим.
Например, творчество строится на некоторых столпах нонконформизма: игнорирование социальных норм и авторитетов, отказ от социального одобрения, отказ от структуры и культивирование инакомыслия.
С другой стороны, многие основные институты общества — правительство, финансы, транспорт, образование — рухнули бы, если бы люди не подчинялись.
Этот список дает вам всевозможные способы думать о своем собственном и социальном соответствии других людей.
Вам нужно проявить творческий подход, чтобы подумать о том, как эти процессы могут помочь вам в достижении ваших целей, будь то в бизнесе, в личной жизни, в Интернете или где-либо еще нет.
.
Конформизм – Как присутствие других влияет на индивидуальное поведение
В психологии конформизм определяется как акт приведения взглядов, убеждений и поведения в соответствие с групповыми нормами.
Конформизм — наиболее распространенная и распространенная форма социального влияния. Неформально это определяется как склонность действовать или думать как члены группы. В психологии соответствие определяется как акт соответствия отношений, убеждений и поведения группе 9.0191 норм .
Мотивы, лежащие в основе соответствия
Существуют два важных мотива соответствия: нормативное влияние и информационное влияние . Нормативное влияние возникает, когда человек подчиняется, чтобы получить общественное признание и избежать социального отторжения. Информационное влияние возникает, когда люди ищут членов своей группы, чтобы получить и принять точную информацию о реальности.
Известно несколько факторов, повышающих вероятность соответствия внутри группы. Размер группы, более крупные группы с большей вероятностью будут соответствовать аналогичному поведению и мыслям, чем меньшие. Единодушие, человека с большей вероятностью подчинятся групповым решениям, когда остальная часть группы будет единодушна. Сплоченность, группы, которые обладают узами, связывающими их друг с другом и группой в целом, склонны демонстрировать большее соответствие, чем группы, у которых этих уз нет. Статус, люди с большей вероятностью будут соответствовать группам с высоким статусом — культура, культуры, которые являются коллективистскими, демонстрируют более высокую степень соответствия, чем индивидуалистические культуры. Пол: женщины более склонны к конформизму, чем мужчины, в ситуациях, связанных со слежкой, но менее вероятно, когда слежки нет. Возраст, молодые люди более склонны к конформизму, чем пожилые, возможно, из-за отсутствия опыта и статуса. Важность стимулов, отдельных лиц, может соответствовать менее часто, когда задача считается важной. Влияние меньшинства, фракции меньшинств внутри более крупных групп имеют тенденцию влиять на общие групповые решения.
Research on Conformity
Asch
Соломон Аш и конформизм: показанное изображение является примером знакового эксперимента Соломона Аша по конформизму (1951). Индивидуума попросили указать, какая строка, A, B или C, соответствует первой строке. Если другие члены группы давали неправильный ответ, участник с большей вероятностью также давал неверный ответ (А или Б).
Аш повторил этот эксперимент с другими экспериментальными переменными и определил несколько факторов, влияющих на соответствие. Присутствие настоящего партнера, который был еще одним реальным участником и дал правильный ответ, снижало уровень соответствия. Удаление этого партнера в середине исследования привело к повышению уровня соответствия после его ухода. Размер группы также влиял на уровень соответствия, так что меньшие группы приводили к меньшему соответствию, чем большие группы. Публичные ответы, те, которые были произнесены в присутствии сообщников, были связаны с более высоким уровнем соответствия, чем частные, письменные ответы.
Шериф
Музафер Шериф хотел узнать, сколько людей изменит свое мнение, чтобы привести его в соответствие с мнением группы. В его эксперименте (1936 г.) участников поместили в темную комнату и попросили смотреть на маленькую точку света на расстоянии 15 футов. Затем их попросили оценить сумму, которую он переместил; однако реального движения не было. Воспринимаемое движение было вызвано зрительной иллюзией, известной как аутокинетический эффект . В первый день каждый человек воспринимал разное количество движения, так как участвовал в эксперименте индивидуально. Со второго по четвертый день исследования оценки были согласованы группой. Поскольку фактического движения не было, число, которое выбрала группа, было прямым результатом группового соответствия. Шериф предположил, что это отражение того, как социальные нормы развиваются в обществе в целом.
Практические вопросы
Хан Академия
MCAT Официальный подготовка (AAMC)
Практический экзамен 1 P/Section Persess 5
9000 3 9000 3 9000. Специальный экзамен. 30
Ключевые моменты
• Двумя важными мотивами конформизма являются:
1) нормативное влияние, или тенденция конформизма для получения общественного признания
2) информационное влияние, основанное на желании получить полезную информацию посредством соответствия и достижения правильного или надлежащего результата.
• Несколько факторов связаны с повышенным соответствием, в том числе больший размер группы, единодушие, высокая групповая сплоченность и предполагаемый более высокий статус группы.
• Другими факторами, связанными с соответствием, являются культура, пол, возраст и важность стимулов.
• Влияние меньшинства – это степень, в которой меньшая фракция внутри группы, занимающая другую позицию по вопросу, влияет на группу во время принятия решений.