В психологии символы: Символ | Мир Психологии

Психолог Светлана Васильева: «Символы – самый верный ключ к подсознанию»

Снова убеждаюсь, что символы – это незыблемая точка опоры для каждого из нас. Мы не будем сейчас искать правильный ответ на вопрос «ты за белых или за красных?». Можно вспомнить более яркие примеры. И даже узнать в них себя. Вот смотрите: 2020 год, у каждого есть куча умных гаджетов для подсказки в любой непонятной ситуации, комфортный дом для ощущения безопасности и возможности современной медицины на всякий случай. Тем не менее, на левую руку нитку красную себе вяжут все. Чтобы удачу приносила и от сглаза оберегала. Или другое. Человек, который жаждет успеха (а возможно, его частично и достиг), обязательно использует для своего логотипа, бренда символику силы, потенциала. Согласитесь, тот, кто ассоциирует себя со львом, сразу же имеет как минимум моральный перевес. Так было и будет всегда. Человек ведь не так сильно изменился за тысячелетия истории. Упорядочил быт и жизнь вокруг – несомненно. А внутри мы, так же, как и наши предки, чтим солнце, связываем душу с птицей и верим в то, что огонь очищает от зла.
Про символику и ее воздействие на человека беседуем с психологом Светланой ВАСИЛЬЕВОЙ.

– Наша жизнь наполнена символами. Они действуют через рекламу, семейные ценности, личные взгляды. Почему цвета и образы так влияют на подсознание?
– Причина в том, что символы вызывают в памяти эмоционально значимые образы. Так устроено наше восприятие. Через органы ощущений к нам поступают импульсы из внешнего мира – рождается «картинка». На ее характер влияют контекст, ситуация, личный опыт, профессия, даже национальная принадлежность. Возьмем любое слово – «школа», например – у каждого возникает своя ассоциация.
В зависимости от личного опыта образы могут быть нейтральными, а могут вызывать эмоции, причем различные по силе. Источник эмоциональной реакции – память. Мозг ничего не «забывает». Все наши переживания, ощущения, связанные с какими-либо событиями, хранятся в эмоциональной памяти. И всплывают, когда мы снова сталкиваемся с подобными ситуациями. В этом смысле явления, понятия, события становятся символами. Посредством символов человек взаимодействует с внешним миром, а предметы, явления этого мира для него имеют особенное значение. Оно обусловлено не только личным опытом, но и опытом всех поколений, заложенным в так называемой «родовой памяти». В психологии это называется «коллективным бессознательным». Наиболее подробно феномен описан в работах Карла Густава Юнга. Им и его последователями были выделены понятия, эмоционально значимые для всех людей – архетипы. Те, что «складировались» в коллективное бессознательное с первых дней человечества и передаются из поколения в поколение в сюжетах легенд, мифов и сказок разных народов. Отец, Герой, Мудрец, Король, Дракон, Сокровища – примеры архетипических образов. Они вызывают эмоциональную реакцию и (чаще независимо от нашего осознания) влияют на поведение, минуя логику. Вот, например, слово «телевизор» скорее всего не вызовет у нас никаких эмоций. Другое дело – «птица», «дом», «родина». Помимо предметов, понятий сильную символическую нагрузку несут в себе цвет и форма.
Способность влиять на эмоции человека и, как следствие, на его поведение широко используется в рекламе, менеджменте, пропаганде. Символы всегда эмоциональны по содержанию, возбуждают определенное психологическое состояние. Веками люди не изобретали, а проживали символику, причем вместе, всем родом, племенем.
Работа с символами – один из инструментов психологической помощи, в частности в таких направлениях, как психоанализ, символдрама, арт-терапия. Посредством «оживления», интерпретации создаваемых человеком символических образов можно подступиться к глубинным психологическим структурам психики человека.

– Символы – прекрасная возможность, чтобы объединить либо разобщить людей. Возьмем, к примеру, знамёна. Казалось бы, кусок ткани, а ведь он способен на многое…
– Одна из базовых потребностей человека – идентичность, принадлежность. Назначение государственной, корпоративной символики как раз и состоит в том, чтобы обеспечить удовлетворение этих потребностей. В старину племена имели свои тотемы, позже государства – флаг, герб, гимн. Каждая общность людей создает эмблемы, знаки, чтобы обозначить себя как отдельное целое.
В создании отличительных знаков чаще всего используются архетипы. Они не только отражают особенности общности, но и оказывают сильнейшее эмоциональное влияние, регулируют поведение человека. Особенно хорошо это прослеживается в государственной символике. Вспомним самые древние символы – тотемы. Они объединяли наших предков по признаку включенности в определенную группу. Тотемами часто были животные и растения, видимо потому, что именно они обеспечивали человеку пищу.
В современных государственных гербах и флагах важное значение имеет использование цветов и древних графических фигур (круга, креста, спирали, квадрата), а музыка и тексты государственных гимнов, как правило, содержат архетипы Героя и Старика.
Круг (мандала), например, является символом совершенства, бесконечности, движения, гармонии, выражает целостность психики во всех ее проявлениях, включая взаимоотношения между человеком и природой. Созерцание круглого герба приносит человеку внутреннее умиротворение, понимание упорядоченности жизни, наполняет пониманием свободы, равенства, государства, является «оберегающим кругом». Особенно легко эти осознания наступают, если в гербовом центре, обладающем наиболее притягательной силой, помещается контур страны. Эти впечатления часто подкрепляются «натурными» изображениями: колосья пшеницы – как символ жизни (бесконечное рождение – умирание), звездное небо – космическая бесконечность.
Не менее важны и цвета. Этот мощный фон, создающий эмоциональный и физиологический настрой, облегчает внедрение в сознание нужных идей, ценностей, ориентиров, управленческих моделей, избегая их анализа, рефлексии. В силу того что основу государственной символики практически всегда составляют архетипические образы, их восприятие происходит «молниеносно» и эмоционально.

– Есть символы на уровне государства, а есть наши маленькие, личные символы – талисманы. Как они действуют, и что дает им возможность «работать»? Какие люди особенно верят в силу талисманов?
– Если мы используем талисманы, то верим, что они приносят удачу, влияют на судьбу владельца, даруя ему положительные качества, или влияют на события. На самом деле человек без помощи «высших сил» формирует свою жизнь, опираясь на веру в амулет. Правильный психологический настрой позволяет не отвлекаться на тревогу и ожидания неудачи. Мы начинаем верить в успех!
Психологическая функция талисмана – создание чувства защищенности, уверенности в благополучном исходе. Амулет дает точку опоры, помогает раскрыть собственные резервы и проявить себя. Многие психотерапевты используют метод создания талисманов, связывая таким образом стимул и реакцию. Кстати, талисман – это не всегда какой-то предмет. Часто люди просто определяют некий личный символ (обычно из мира животных), с которым либо отождествляют себя, либо считают своим оберегом. Такие символы, хоть они и являются архетипическими и имеют общеизвестную интерпретацию, нельзя прямолинейно расшифровывать. Они очень индивидуальны.

– Новый год, наверное, один из самых символичных календарных праздников. О чем нам говорят традиционные образы начала нового и завершения старого?
– Человеку важно чувствовать себя в безопасности, чтобы все было стабильно и надежно. Для нас значимо постоянство, размеренное течение времени, чередование событий, праздники. И этому как нельзя лучше служат традиции, соблюдение которых является своеобразным ритуалом, подтверждающим, что все хорошо.
С Новым годом связано много традиций. Их соблюдение настраивает человека на праздник, создает особую атмосферу, привносит элемент волшебства. Елка, мандарины, шампанское, Дед Мороз, выступление президента по телевидению, подарки, желания под бой курантов – эти символы вызывают в подсознании на чувственном уровне воспоминания о приятных моментах жизни. Все новогоднее – особенное. И символы тоже.
Ель – это не просто ель, а новогодняя ель. История этого символа очень интересная. Возле пещеры, где родился маленький Иисус, росли олива, пальма и ель. Олива и пальма подарили младенцу плоды, а ели нечего было подарить, она стыдливо стояла в сторонке, боясь испортить праздник и плакала смолой… Тогда на огорченное дерево с неба посыпались звезды, а младенец, пораженный ее великолепием, радостно улыбнулся. Ель возликовала, но не загордилась. И за скромность Ангел наградил дерево, сделав его знамением светлого праздника Рождества.
Ель – символ вечности. В любое время года она остается зеленой, олицетворяет собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.
Еще интереснее про мандарины. Оказывается, это и есть те самые «молодильные яблоки» из сказки. Под Новый год японцы выкладывают мандарины в виде цифры «8» – для бесконечной и счастливой жизни. А китаец, который пришел в гости на празднование Нового года, должен вместе с другими подарками преподнести хозяевам два мандарина.
Для нас аромат мандаринов, конфеты, мишура, новогодние свечи – это символы детства, веры в то, что все будет хорошо.

– Итак, символов в нашей жизни много. И они не всегда связаны с праздниками. Давайте вспомним самые популярные.
– Значение символов нельзя рассматривать как что-то неизменное. Разные народы могут трактовать их по-своему. Существуют даже словари символов. И все же важно понимать, что, приступая к интерпретации, следует учитывать индивидуальное восприятие. Человек может вложить в известный образ что-то свое, и он будет «работать» именно так, как задумано.

____________________________________________

Солнце – символ созидательной энергии, отца, воплощение власти, жизненной силы, страсти, храбрости и вечной молодости, знак мужского начала.
Колокол – божественный голос, проповедующий истину, символ уважения, покорности и конца испытаний, женское начало, он ассоциируется с ходом времени; его звон знаменует добрые события.
Спираль – символ жизненной силы, как на уровне Космоса, так и на уровне микрокосмоса, символ времени, циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и «роста», развития.
Сова – проницательность и книжная эрудиция.
Корабль – символ безопасности, лунный, женский знак матки или колыбели. Также символ поиска и перехода на другие уровни существования.
Свеча – образ духовного света во тьме невежества, важнейший символом христианских традиций, одинокая трепетная душа.
Птица – воплощение как человеческого, так и космического духа; ее символизм определяют легкость и скорость передвижения, свободное парение и предполагаемая способность достичь небес. А еще – достичь высших уровней знания. Птицы – воплощение мудрости, интеллекта и молниеносности мысли.
Кольцо – вечность, единство, цельность, убежденность, власть, полномочия. Круговая символика делает кольцо эмблемой завершенности, силы и защиты, так же, как и непрерывности.
Кристалл – ясновидение, сверхъестественные знания, духовное совершенство, целомудрие, девственность.
***
Любой символ, как правило, содержит большой потенциал и ресурс для самосовершенствования. Осознание того, как влияют на нас символические образы, помогает научиться управлять собой, быть хозяином своей жизни, находить источник развития и вдохновения в себе и в окружающем мире.

Автор: Анастасия ЕРМАЛЮК

17. Понятие символа в системе психологии к.Г.Юнга. Естественные и культурные символы.

Человек строит взаимоотношения не только с внешним материальным миром, но и с миром коллективного бессознательного (см. п. 15). Если продуктом первого будет материальная культура, в результате взаимоотношений с бессознательным возникает духовная культура во всем ее многообразии. Основным же понятием для духовной культуры по Юнгу является символ.

Символ — это, прежде всего, нечто естественное и спонтанное, символ нельзя сочинить, выдумать, он не является результатом конвенции. Символы имеют широкий «бессознательный аспект, который всякий раз точно не определен или объяснить его нельзя. Символ ведет нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка». Претерпев некоторую рациональную обработку, войдя в состав мифа (сказки, тайного учения, религии), естественные символы (вода, земля, воздух, огонь) превращаются в культурные,

которые в своей значительной части являются, религиозными (Посейдон). Чтобы понять символ, надо находиться в традиции.

Символы видоизменяются в сторону общезначимости, освобождения от индивидуальных наслоений. В результате появляются религиозные формулы, более прекрасные и всеохватывающие, чем непосредственный опыт. «Догмат, — утверждал Юнг, — обязан своим существованием, с одной стороны, так называемому непосредственному опыту «откровения» (крест, богочеловек, троица), с другой — сотрудничеству многих умов, которое не прекращалось на протяжении веков».

Культурные символы, прежде всего религиозные, выполняют двойную функцию в опосредовании взаимодействия между сознанием и бессознательным—коммуникации и защиты (Икона

своего рода символ – дверь, через нее можно войти в бессознательное и оградить человека его от бессознательного). Они самым непосредственным образом сопряжены с объективностью содержаний коллективного бессознательного, открывают сознанию доступ к ним—в этом смысле символы – отражение объективной реальности.

На степени жизнеспособности религиозных символов сказывается процесс рациональной обработки—чем больше в них привнесенного, рационального, систематического, чем дальше они от порождающей их стихии, тем меньше способны передавать значение первоначального опыта.

Будучи автономным миром, оно (видимо, значение первоначального опыта) не остается неподвижным и неизменным, в нем происходят свои, скрытые от людей события; это в полном смысле слова «параллельный мир».

Религиозные символы могут изменяться, поскольку они отражают природу этого мира; так реакцией на его спонтанную динамику стало, по предположению Юнга, возникновение христианства.

В коллективном бессознательном присутствуют некоторые устойчивые структуры, заявляющие о себе в системах культурных символов; такие структуры Юнг обозначил термином «архетипы».

Для Юнга вероучения являются «кодифицированными и догматизированными формами первоначального религиозного опыта». Впоследствии в ритуалах этот первоначальный опыт закрепляется и получает догматизированную форму. Религиозный опыт — это, прежде всего опыт выживания человеческого разума перед бессознательным или, в терминологии Отто, нуминозным. Яркое

отражение религиозный опыт находит в мифах и символах различных вероучений. Определение религии по Юнгу: «Религия есть тщательное наблюдение за тем, что Рудольф Отто точно назвал «numinosum»—т. е. динамическое существование, или действие, вызванное непроизвольным актом воли. Оно охватывает человека и ставит его под свой контроль; он тут всегда, скорее, жертва, нежели творец нуминозного. Какой бы ни была его причина, нуминозное выступает как независимое от воли субъекта условие». Понятие нуминозного соотносится с понятием коллективного бессознательного (чтобы понять, см. пункт 15).

«Религия — это отношение к высшим и сильнейшим по воздействию ценностям, будь они позитивными или негативными. Отношение к ним может быть как произвольным, так и непроизвольным, т. е. вы можете сознательно принять ту ценность, которой вы уже одержимы бессознательно.

Наделенный в вашей системе наибольшей силой фактор — это и есть Бог, поскольку Богом всегда называется превосходящий все остальные психологический фактор».

Религиозность может быть вне церкви или догм. учения. Религия – любая система взглядов и действий группы людей, к-рая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения.

Символизм | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по данному вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Символизм — это форма коммуникации посредством систематического или творческого использования произвольных символов в качестве абстрактных представлений понятий или объектов и отчетливых отношений между ними, поскольку они определяют как контекст, так и более узкое определение терминов. В узком контексте «символизм» — это прикладное использование любых иконических изображений, которые несут определенные общепринятые значения.

Термин «символизм» часто ограничивается использованием в отличие от «репрезентативности»; определение общих направлений линейного спектра, в котором все символические понятия можно рассматривать в отношении и где изменения в контексте могут подразумевать системные изменения индивидуальных и коллективных определений символов.

«Символизм» может относиться к способу выбора репрезентативных символов, встроенных в абстрактные, а не буквальные свойства, что позволяет более широкую интерпретацию переносимого значения, чем позволяют более буквальные представления понятий.

Все формы языка изначально символичны, и любая система символов может образовывать «язык»; как минимум, используя только два произвольных символа в двоичной системе. Человеческий язык основан на использовании фонем в качестве репрезентативных символов, а аналогичные письменные формы обычно почтительны по отношению к фонеме. Таким образом, написанное слово символически репрезентирует как символическую фонему, так и непосредственно когнитивное понятие, которое оно репрезентирует. Область когнитивной лингвистики исследует когнитивный процесс и отношения между различными системами фонетических символов, чтобы указать на более глубокие процессы символического познания.

Религию можно описать как язык понятий, связанных с человеческим спиритизмом. Таким образом, символизм является важным аспектом большинства религий.

Многие культуры разработали сложные системы символов, часто называемые системой символов, которые присваивают определенные атрибуты определенным вещам, таким как виды животных, растений или погода.

Интерпретация абстрактных символов играет важную роль в религии и психоанализе.

Как предполагали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, символы не являются творениями разума, а скорее представляют собой отдельные способности разума удерживать отдельную часть информации. В уме символ может найти свободную ассоциацию с любым количеством других символов, может быть организован любым количеством способов и может содержать связанные значения между символами как символы сами по себе. Юнг и Фрейд расходились во мнениях по вопросу об общих системах когнитивных символов и о том, могут ли они существовать только внутри индивидуального разума или среди других разумов; определялся ли какой-либо когнитивный символизм врожденным символизмом или влиянием среды.

В литературе «символизм» может относиться к использованию абстрактных понятий как к способу запутать любую буквальную интерпретацию или сделать возможным более широкое применение прозы к значениям, выходящим за рамки того, что может быть описано буквально. Многие писатели, на самом деле большинство или все авторы художественной литературы, символически используют концепции и объекты в качестве риторических приемов, имеющих центральное значение для значения своих произведений.

См. также

  • Образный язык
Эта запись связана с серией Политические идеологии или одной из ее подсерий, но не включена в нее. Другие связанные статьи можно найти на портале политики.
  • Религиозная символика
    • Христианская символика
    • Еврейская символика
    • Символика айявари
    • Буддийская символика
    • Солярные символы
  • Политическая символика
    • Анархический символизм
    • Коммунистическая символика
    • Нацистская символика
  • Символизм, художественное направление
  • Символизм во флагах
  • Музыкальная символика
  • Система символов
  • Язык
  • Метафора
  • Семиотика

Связанные

Символизм Wiki

На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Толкование знаков и символов | Психология сегодня

Биби, Дж. (2004). Может ли быть наука о символическом? Журнал аналитической психологии, 49(2), 177-191.

Камбрей, Дж. (2001). Разыгрывание и усиление. Журнал аналитической психологии, 46 (2), 275-303.

Карпентер, М. (2014). Острая мозговая недостаточность: делирий в отделении интенсивной терапии. В СЕСТРИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (Том 63, № 2, стр. E24-E24). 530 WALNUT ST, PHILADELPHIA, PA 19106-3621 USA: LIPPINCOTT WILLIAMS & WILKINS.

д’Акуили, Э. Г., и Ньюберг, А. Б. (1999). Мистический разум: исследование биологии религиозного опыта. Крепостная пресса.

Дрюс Т., Франк М., Радтке Ф. М., Вайс Б., Крампе Х., Брокхаус В. Р., Винтерер Г. и Спайс К. Д. (2014). Послеоперационный делирий — независимый фактор риска посттравматического стрессового расстройства у пожилых пациентов: проспективное обсервационное исследование. Европейский журнал анестезиологии (EJA).

Фрейд, С. (1900). Толкование снов. В: Strachey J, изд. Стандартное издание Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда, том. 3 и 4. Лондон: Hogarth Press; 1958 г. (первоначально опубликовано в 1900 г.)

Гудвин, Э. (2013 г.). Повторяющиеся мотивы как состояния резонансного аттрактора в нарративном поле: проверяемая модель архетипа. Журнал аналитической психологии, 58 (3), 387-408.

Хобсон, Дж. А. (2009). БДГ-сон и сновидения: к теории протосознания. Nature Reviews Neuroscience, 10(11), 803-813.

Хогенсон, Великобритания (2001). Эффект Болдуина: забытое влияние на эволюционное мышление К. Г. Юнга. Журнал аналитической психологии, 46 (4), 591-611.

Хогенсон, Г.Б. (2004). «Архетипы: эмерджентность и глубинная структура психики». В Аналитической психологии: современные перспективы юнгианского анализа, ред. Дж. Камбрей и Л. Картер. Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.

Джонс, Р. А. (2003). Взгляд Юнга на миф и постмодернистскую психологию. Журнал аналитической психологии, 48 (5), 619-628.

Юнг, К.Г. (1959). Собрание сочинений. Том. IX, ч. I. Архетипы и коллективное бессознательное.

Нокс, Дж. (1997). «Внутренние объекты: теоретический анализ юнгианских и кляйнианских моделей». Журнал аналитической психологии, 42, 4,653–66.

Нокс, Дж. (2003). Архетип, привязанность, анализ. Лондон: Рутледж.

Нокс, Дж. (2004). От архетипов к рефлексивной функции. Журнал аналитической психологии, 49 (1), 1-19.

Куберски, П. (2008). Одиссея Кубрика: миф, технология, гнозис. Arizona Quarterly: Журнал американской литературы, культуры и теории, 64 (3), 51–73.

Лафлин, CD (1996). Свойства нейрогноза. Журнал социальных и эволюционных систем, 19 (4), 363-380.

Лафлин, К.Д., и Лубсер, Дж.Х. (2010). Нейрогноз, разработка нейронных моделей и изучение древнего разума. Время и разум, 3(2), 135-158.

Перлоу, М. (1995). Понимание ментальных объектов. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.

Сандлер Дж.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts