Ведущая деятельность — PsychologyPro
«Ведущая деятельность — это всегда некий тандем между определенными видами деятельности и стадиями психического развития человека.»
Л. Выготский
Что такое ведущая деятельность
Ведущая деятельность – это вектор, определяющий осуществление деятельности ребенка, который характеризует важнейшие моменты в психологии и развитии всех его процессов и особенностей.
Ведущая деятельность (англ. leading activity) – деятельность, которая формирует основы психологических новообразований ребенка на определенной ступени его развития и формирования личности.
Советский психолог и основоположник термина «ведущая деятельность Л. Выготский глубоко проник в основы человеческого (детского) сознание и объяснил, что человеческое мышление возникает в результате ведущей практической деятельности.
Стоит отметить, что при смене ведущей деятельности, в связи с изменением возраста, навыки, полученные от предыдущей ведущей деятельности, не исчезают, а продолжают совершенствоваться.
Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии
Термин «ведущая деятельность», введенное отечественным психологом Львом Выготским лег в основу «Теории деятельности», разработанной его учеником и последователем российским психологом Алексеем Леонтьевым.
Теория деятельности — это концептуальная основа, берущая свое начало в социокультурной традиции русской психологии. Основополагающим понятием структуры является «деятельность», которая понимается как целенаправленное, преобразующее и развивающееся взаимодействие между акторами («субъектами») и миром («объектами»).
Проще говоря, теория деятельности посвящена тому — кто что делает, почему и как.
Иногда ее называют теорией культурно-исторической деятельности.
Теория деятельности дает объектив, с помощью которого можно выявить и
лучше понять человеческую деятельность. Выготский оспаривал модель стимула-реакции своего более широко известного современника Павлова, и продвигал
идею о том, что, в отличие от животных, деятельность человека целенаправленна и осуществляется набором действий с использованием «инструментов», которые могут быть физическими или психологическими.
К таким психологическим «инструментам» относится язык, как наиболее важный инструмент совместной человеческой деятельности.
Ведущая деятельность главным образом характеризуется не количественным, а временным показателем и обладает рядом признаков:
Кроме того, следует отличать деятельность от действия. Действие – это слово, указывающее на то, что человек что-то делает, действует (добровольно или непроизвольно, мысленно, словом или делом), что обычно подразумевает движение или изменение состояния, положения или ситуации и влияет на человека.
Деятельность же, соответствуя психологическому ряду (мотив > цель > задача), включает в себя три уровня: деятельность > действие > операция. Таким образом происходит развитие деятельности.
Структура и виды ведущей деятельности
В дальнейшем, наряду с «Теорией деятельности», психологом А. Леонтьевым была разработана структура ведущей деятельности:
Выделяются следующие виды ведущей деятельности, различающиеся своими характерными особенностями и возрастной спецификой:
Не исключены и нежелательные случаи перескакивания через определенные этапы, что, как правило, приводит к весьма негативным последствиям: неврозы, плохой адаптации, отсутствие интереса и любознательности к окружающему миру, а также к трудностям в установлении постоянных или длительных тёплых и доверительных отношений.
Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка
Российским психологом Д.Б. Элькониным были представлены две модели систем периодизации ведущей деятельности:
- «ребенок — социальный взрослый»
- «ребенок — социальный объект»
Д. Б. Эльконин утверждал, что в деятельности, относящейся к типу «ребенок — социальный объект», существует различие между естественным и культурным (искусственным) действием, а механизм различения — это специально организованное пробное действие с особым культурно сконструированным объектом.
В деятельности типа «ребенок — социальный взрослый» механизм развития представляет собой полную реконструкцию жизненных ситуаций, в которой ребенок обнаруживает собственные чувства.
Исходя из того, очевидно, что деятельность каждого этапа многогранна и одновременно присутствует мотивационный и операционный компонент.
С точки зрения периодизации ведущей деятельности, в развитии ребенка стоит учитывать влияние на человека (ребенка) 3 основных фактора:
- Влияние окружающей среды: образование, климатические условия.
- Внутренние биологические условия: врожденные состояния, воздействия, действующие на человека в период пренатального, перинатального и послеродового периода.
- Индивидуальная активность личности: деятельность человека (работа, отдых, досуг).
Ведущая деятельность в раннем возрасте
В конце младенчества ребенок еще не понимает сути окружающих предметов и их функции. Ведущая деятельность раннего возраста (от 1 до 3 лет) характеризуется преобладанием предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качественными особенностями предметов.
Деятельность делится на три этапа:
- Переход от неспецифического к специфическому использованию предмета с помощью взрослого наставничества. Пример:
Знает, что это чашка > приходит понимание для чего она нужна > использует по назначению.
- Этап переноса действия с одного предмета на другой. Пример:
Освоил кружку (поильник) > может начать осваивать стакан.
- Этап переноса действия с данным предметом в игровое русло
Научился пить из чашки > чаепитие для игрушек.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
С наступлением младшего школьного возраста (7 — 11 лет) – ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Причем рассматривается любая учебная деятельность, позволяющая усваивать новые знания и умения. Благодаря этому происходит массированное увеличения словарного запаса, с возможностью придумывания собственных языков. В этот период происходит активный рост и как результат происходит дисгармония в развитии и дополнительная нагрузка на нервную систему. Этот период может отмечаться быстрой утомляемостью, повышенной активностью и возбудимостью. В процессе обучения происходит усвоение и структуризация не только теоретических знаний, но и систем оценки, контроля и дисциплины. Укрепляется понятие иерархии.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Юность (от 16 до 18 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков. Учебная деятельность приобретает профессиональную перспективную окраску, а с ней и область интересов. Речь пока не идет о самоопределении, но уже можно говорить о готовности к ней.
В этом периоде созревает готовность к принятию решений и понятие ответственности за них. А также возможность и необходимость внесения собственного вклада в развитие общества.
В этом возрасте нередки случаи «примеривание» на себя роль взрослого кумира – реального человека или литературного героя. Психологические и физиологические процессы замедляются, а кризисные временные промежутки становятся длиннее.
Зачем родителям знания о ведущей деятельности
Знание и понимание родителями законов возрастного развития детей, приводит к упрощению понимания и принятия того, что особую роль играют понятия ведущей деятельности и ведущего вида общения, так как они определяют развитие познавательных процессов у ребенка и формируют основные черты личности.
И хотя с изменением возраста ребенка ведущие виды общения и деятельности меняются, но увеличивается их разнообразие.
Кроме того, следует учитывать, что игра является ключевым видом деятельности практически на любом этапе и ее можно рассматривать и использовать как посредника, способствующего когнитивному развитию детей и выстраиванию отношений.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Культурно-историческая психология определяет игру как ведущую деятельность в дошкольном развитии. В основополагающей работе Выготского (1967-1978гг) были выделены две категории ведущих влияний: игра вносит фундаментальный вклад в развитие семиотической медиации и включает активное присвоение социальных ролей и правил, а также других неотъемлемых аспектов социальной организации.
Игра — это деятельность, в которой происходят наиболее важные изменения в развитии. По словам Выготского, игра имеет решающее значение и является неотъемлемой частью развивающего роста, потому что она помогает подготовить ребенка к следующему развивающему занятию — школе.
Через игру начинают проявляться творческие способности и воображение. Игра развивает когнитивные навыки символического представления, которые помогают формировать абстрактное мышление, которое превращается в символизм.
В процессе игры дети переходят от конкретной деятельности, связанной с предметной игрой, к симуляции игры. Их развитие переходит от социальной деятельности к когнитивно-абстрактной деятельности.
Игра под руководством детей часто требует от воспитателей проворства, умения и опыта преподавания.
Игра является не только основным видом деятельности в дошкольном образовании, но и важным средством развития у детей саморегуляции, развития языковых, когнитивных и социальных навыков.
Согласно мнению психологов, игру можно разбить на пять основных элементов:
- Создает хорошее настроение.
- Не ставит перед собой никаких целей.
- Сюжет спонтанен и доброволен.
- Вовлекает в активное участие.
- Способствует развитию фантазии.
Некоторые виды лучших видов игры:
- Песок — черпание, копание, насыпание и просеивание учит детей принципам работы, а также укрепляет их мышцы и координацию.
- Игра с водой – знакомит с базовыми понятиями такими, как объем. Игра в воде отлично подходит для изучения последствий действий, развития зрительно-моторной координации и физической силы.
- Лепка — укрепляет пальцы, готовит руку к письму, развивает мелкую моторику, творчеству и зрительно-моторную координацию.
- Переодевание и ролевые игры — переодевание помогает детям начать понимать взрослый мир, роли и интересы, а также способствует социальному взаимодействию. Переодевание помогает укрепить аспекты самообслуживания, которые необходимы в начальной школе.
- Игровые персонажи и куклы — персонажи в виде мини-фигурок и кукол позволяют девочкам и мальчикам развивать свою социальную игру, развивает воображение и учит выражению чувств.
- Рисование — позволяет детям ощутить свой мир чувственным образом и развивать самовыражение с помощью красок, карандашей или пастели, знакомит с цветами и их смешиванием, а также развивает навыки подготовки к письму.
- Лего, мозаика, сортеры — закладывает основы пространственного мышления, логических рассуждений, упорядочивания и распознавания различных форм, размеров и цветов.
- Музыка, танцы, пение — помогают развивать чувство ритма, язык и формируют основу навыков грамотности, а также основных математических понятий, таких как счет. Танцы помогают развить силу, гибкость и координацию.
- Бег, прыжки, лазание, качели
- Игры на природе — полезно для здоровья, учит бережному отношению к окружающей среде и истокам биологии, помогает стать более независимыми и любознательными.
- Сенсорная игра — это любая игровая деятельность, которая включает осязание, обоняние, вкус, зрение и слух. Его можно снабдить тарелкой с желе, водными бусинами, льдом, рисом или даже небольшими емкостями с песком. Сенсорная игра стимулирует исследования и строительные навыки.
- Настольные игры — в дополнение к темам чисел, цветов, форм и ранней фонетики, эти игры жизненно важны для обучения детей определению очередности и общению.
- Кулинария и воображаемая кулинария — приготовление пищи или воображаемая кулинария, сервировка и магазины — отличные игровые сценарии для детей. Сама по себе кулинария сочетает в себе элементы сенсорной игры, математических идей и концепций, безопасности дома и следования процессов, а также социальному взаимодействию и тому, как быть внимательными к другим.
- Творческая игра – необходимо: случайный набор предметов, время и место для творческой игры. Это развивает воображение, что важно для навыков грамотности и интеллектуального мышления, увеличивает чувство собственного, а также понимание мира вокруг них, а также способность справляться со скукой.
- Картонная коробка – она может быть домом, машиной, дом для приятелей и кукол. Эта игра позволяет исследовать свой мир, развивая воображение и начиная думать как инженер.
В своих трудах Выготский поясняет, что игра — это познавательное действие и аффективное действие, которые непосредственно способствуют развитию детей. Игра создает зону ближайшего развития, давая детям понимание ценностей и правил их социокультурного мира. Кроме того, игра помогает развивать и совершенствовать мелкую и крупную моторику, улучшать физическую форму, устанавливать социальные роли, строить союзы, улучшать навыки решения проблем и повышать физиологическое, эмоциональное и психологическое благополучие и устойчивость.
Ведущая деятельность . Психология человека от рождения до смерти
Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований.
Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).
3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).
4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10–11 лет.
5. Общение подростков в возрасте от 10–11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).
На примере ведущей деятельности младенцев мы показали ее результаты, выражающиеся в возникновении к концу этого периода психологических новообразований. Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. Более подробно о них будет говориться в последующих главах, посвященных тому или иному возрастному периоду.
В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.
Советская психология: Психология и марксизм
Советская психология: Психология и марксизмД.Б. Эльконин Архив
Первая публикация: 1971
Источник: Вопросы психологии, 1971. № 4, 6-20
Издательство: Советская психология;
Перевод: Николай Вересов (более 100 сносок и комментариев)
Транскрипция/Разметка: Нейт Шмолце
Интернет-версия: Интернет-архив психологии и марксизма (marxists.org), 2000.
Данная работа воспроизведена в соответствии с § 108 закона США об авторском праве (раздел 17, стр. 16). Этот распределение производится в соответствии с требованиями § 108: (1) без цели какой-либо коммерческой выгоды; (2) в коллекция, открытая для публики; и (3) включает уведомление о авторское право на воспроизведенное произведение.
Записки Вересова
- Есть две публикации статьи Эльконина. Она была опубликована в «Вопросах психологии». Журнал в 1971, (4, 6-20), а затем переизданы в 1989 г. в Избранных психологических трудах, под редакцией В. В. Давыдова и В. П. Зинченко (1989, с. 60-77). Хотя нет существует много различий между публикациями, мы должны принять во внимание некоторые обстоятельства, касающиеся использованных Элькониным источников. Таким образом, в 1971 году ему пришлось ссылаться на «Проблему возрождения» Выготского как на «неопубликованную рукопись», тогда как в издании 1989 г. редакция упомянула (без ссылки на номера страниц), что работа Выготского была опубликована в главе IV Собрание сочинений (Выготский Л.С. (1984). Собрание Сочинений [Собрание Работает]).
- Анализируя взгляды Эльконина на проблему, читатель должен принять во внимание счет, что в разные периоды он менял свой подход, будучи в некотором смысле очень критичен к себе. У нас есть основания утверждать, что он сам не был полностью устраивает периодизация по деятельностному принципу. В в частности, мы можем найти некоторые записи в научных дневниках Элькониных, опубликованных в русский в 1989. Так, в 1966 г. он писал: «Дело в том, что познание происходит только в действии и через действие правильно, но в то же время это точка ограничена … То, что в объекте, больше, чем то, что в действии, и даже различные действия с предметами не создают полного представления о том, что этот объект. ..» (1989, с. 483). С другой стороны, «доминирующая деятельность не необходимое становится доминирующей деятельностью для каждого ребенка… (Там же, с. 509).
- Здесь «…процессы психического развития…» кажутся более правильный.
- Здесь Эльконин имеет в виду П. П. Блонского.
- «Условимся называть те периоды в жизни ребенка, которые выдающиеся друг от друга большими или меньшими кризисами «эпохами» и «этапами», соответственно. Далее обозначим «фазами» те периоды в жизни ребенка, жизни, которые отличаются друг от друга лишь постепенными незаметными изменениями». также (97)
- книга (в оригинальном русском тексте книга)
- Эта цитата из Выготского была упущена Редакцией в издании 1989.
- В издании 1989 года эта цитата Выготского начинается со слов «Что? принципы должны лежать в основе такой периодизации?
- Здесь Эльконин использует не «материальные основы», а «настоящую основу». абсолютно соответственно оригиналу Выготского.
- См. также Выготский Л.С. (1984). Собрание сочинений [Собрание Работает]. Москва: Просвещение. 4, с. 247.
- Здесь Выготский использует термин «периоды», а не «возрасты», что означает, что в одном и том же возрасте есть разные периоды.
- См. также Выготский Л.С. (1984). Собрание сочинений [Собрание Работает]. Москва: Просвещение. 4, с. 252.
- «Периоды» в исходном тексте.
- Гораздо лучше использовать «идентификацию», уточнение или «энуклеацию». поскольку дискриминация не отражает термин, который использует Эльконин.
- См. (14).
- Здесь Эльконин использует «переходы» перехода, а не «этапы».
- Термин «доминирующий вид деятельности» не отражает его ведущую роль в умственное развитие. Исконно русское понятие «ведущая деятельность», деятельность, которая руководит ходом умственной развитие ближе к термину «ведущая деятельность».
- См. также Леонтьев А. Н. (1983). Изббранные психологические произведения [Сборник психологических сочинений]. Москва: Вып. 1., с. 285.
- В издание 1989 г. включены также «…и, следовательно, какой тип ориентация в нем формируется?»
- Здесь Эльконин употребляет термин «развод» (абрупция), соответствующий следующий абзац.
- См. (20).
- «..мотивы деятельности».
- В-четвертых, механизмы приспособления к «миру вещей» и к «мир людей», составляющий содержание психического развития, ЯВЛЯЕТСЯ ВИДИМ как два принципиально разных». (выделено мной Н.В.)
- Именно в этой заметке Эльконин пишет: «Анализ исторической условия, окружающие происхождение этого дуализма и параллелизма, находятся за пределами объем настоящего исследования. Заметим лишь, что эти понятия отражение отчуждения человека от продуктов его деятельности как отчуждение действительно существует в классовом обществе» 9. 0020
- См. (26).
- Здесь, как и в (25), Эльконин использует тот же термин «место», т.е. литературное «место» или «положение».
- «…дети..»
- «…ребенок — личность взрослого». Это именно то место, где «Союз «и» может, конечно, означать как противопоставление, так и комбинация»…
- «Особый процесс обучения детей (ассимиляционное усвоение Н.В.) социальные способы действий с предметами становятся внутренне (по существу Н.В.) необходимо».
- Здесь примечание Эльконина: «Этот процесс приобретения социально эволюционные способы действия были продемонстрированы наиболее подробно в исследования П.Я. Гальперин и его сподвижники».
- «Формирование ребенка как члена общества происходит в усвоение общественно выработанных способов действия с предметами».
- «физические силы» в редакции 1989.
- 33. 34. 35. Везде Эльконин употребляет термин «смысл» (смысл), но не «смысл» (значение), то есть существенно другое. См. также (87), (90).
- «… овладение ребенком способами действия с предметами ведет его обязательно к пониманию взрослого как носителя социальных целей активность…»
- «виды деятельности, являющиеся общественными по своей природе»
- Здесь, как и в (36), Эльконин использует термин «задачи» цели или задачи, но не заканчивается.
- «Внешне она представляется ребенку как превращение предметов и их производство»
- «цели»
- Здесь, как и в (36), (38) и (40), Эльконин использует тот же термин задачи (цели или задачи).
- Явная опечатка в редакции 1989 г. задачи мотивов (цели мотивы) (Эльконин, 1989, с. 69) вместо задач и мотивов (целей и мотивы).
- «Исследовани недостаточно» значит недостаточно (неполностью) исследовано.
- «Примечательно, что…»
- «…в этом процессе усвоения ребенок сталкивается с необходимостью приобретение новых предметных действий, необходимых для выполнения взрослыми деятельность». Здесь слово усвоение (переводится как обучение) не тождественно с овладение приобретением.
- «…это по существу единый процесс жизни ребенка в обществе раздваивается, расщепляется на два аспекта»
- «воспитание»
- «трудовая деятельность»…
- Здесь Эльконин использует слово «общение». является частью. См. также (50)
- По М. И. Лисиной, это особый тип коммуникативного деятельность (деятельность общения), а не «деятельность для личного контакт» (см. Лисина М.И. (1986) Проблемы онтогенеза общения. Москва).
- «комплексная деятельность с целью общения со взрослым»
- «до формирования акта хватания»
- «акты связи»
- «прямая эмоциональная коммуникация»…
- «Эти же исследования установили время детского переход…»
- «… — возражать самой деятельности». ..
- «действия с предметами»
- приобретение
- Здесь, как и в (54), Эльконин использует тот же термин «непосредственное». эмоциональное общение, то есть прямое эмоциональное общение.
- «главную роль теперь взяло на себя практическое сотрудничество».
- «Ребенок занят предметом и манипуляциями с это»…
- «Многими исследователями, как советскими, так и зарубежными, показано, что…»
- «интенсивный процесс приобретения предметно-орудийных операции происходит…». См. (67).
- «На этой основе происходит обобщение действий»
- «на основании отстранения действий от объектов…»
- «человеческие действия»
- См. (63)
- «в курсе…»
- «ребенок приобретает…»
- «у нас есть основания полагать, что сами действия объекта и успехи, с которыми он их выполняет, являются для ребенка способом установить сотрудничество со взрослыми». Предметные действия выполняет ребенок.
- «Само общение опосредовано предметными действиями ребенка».
- «в игре ребенок создает модели (лепит)»…
- человеческие отношения
- «из-за специальных игровых устройств…»
- «Для чего это было сделано?» Это означает: с какой целью это было совершено, но не из-за чего (почему)? Этот момент важен для Эльконина. обсуждение проблем человеческих целей и социальных задач активность.
- «Такое «включение» происходит в игре». Здесь это слово также не имеет смысла.
- «что является ключевым показателем его готовности к школе».
- «независимо от того, понимают ли они внутренний механизм этого влияния и какое бы значение они ни придавали…»
- Термин учебная деятельность, который использует Эльконин, не имеет ничего общего с деятельность формального обучения, поскольку учебная деятельность, как она получил развитие в работах Эльконина и В. Давыдова, не является формальным по своему характеру и психологическая структура.
- См. ( 79).
- «личное общение…»
- «задач, которые выполняются или еще предстоит выполнить…»
- [84. 85] везде «деятельность общения»
- Здесь Эльконин использует термин «личное общение», а не социальное. контакт, или активность общения.
- «личные смыслы жизни». Термины значение (смысл) и личностный смысл (личностном смысле) существенно различны в школа А. Н. Леонтьева (то же у Выготского). См. также (33), (34), (35) (90)
- Эта ссылка на Выготского пропущена в издании 1989 г. См. также (7).
- «основные чувства»
- приобретение
- «в пределах которого…»
- «это существенные различия между видами деятельности в этом группа»
- приобретение
- непосредственное эмоциональное общение. См. также (54)
- учебная деятельность. См. также (79).
- интимное личное общение. См. также (81).
- «Вставляя эти поворотные пункты в схему периодов развития в детстве мы приходим к общей схеме эпох, периодов и фаз показано на рисунке напротив.». См. также (5).
- «Как видно из рисунка, каждая эпоха состоит из двух регулярно связанных периоды»
- «Первый из них — период, в котором доминирует приобретение цели, мотивы и нормы человеческой деятельности…»
- «На данный момент идет подготовка к переходу на второй период…»
- эпохи
- «устроены по одному принципу»…
- периоды
- эпоха
- период
- «от одной фазы в течение периода к следующей»
- периоды
- «за разъяснение функционального значения каждого предшествующего периода на следующий»
- эпохи
- дихотомия
- В редакции 1989 года этот абзац пропущен.
Задания – Введение в психологию Учебное пособие
- Психология сегодня: обзор современного состояния психологии (http://www.apa.org/action/science/)
- Сила фрейминга: важно не то, что вы говорите, а то, как вы говорите, это взгляд на то, как способ представления информации может повлиять на решения людей
(https://www.theguardian.com/science/head-quarters/2017/jul/20/the-power-of-framing-its-not-what-you-say-its-how-you-say- это) - Примеры ограничений интуиции читайте:
- Когда интуиция дает осечку (http://www.apa.org/monitor/mar05/misfires.aspx)
- Предвзятость ретроспективного взгляда в психологии (https://www.verywell.com/what-is-a-hindsight-bias-2795236)
- Фейковые новости и нейролепет: как мы критически оцениваем то, что читаем? (https://www.theguardian.com/science/head-quarters/2017/feb/20/fake-news-and-neurobabble-how-do-we-critically-assess-what-we-read)
- 10 самых противоречивых исследований, когда-либо опубликованных. Когда вы начнете свое знакомство с наукой о психологии, вот введение в некоторые из самых печально известных исследований:
(https://digest.bps.org.uk/2014/09/19/ 10-самых спорных-психологических-исследований, когда-либо опубликованных/)
Развенчанные мифы о психологии исследует некоторые из устойчивых мифов в психологии
Видео 1.1: 10 развенчанных мифов о психологии. (https://www.ted.com/talks/ben_ambridge_10_myths_about_psychology_debunked?utm_campaign=tedspread&utm_medium=referral&utm_source=tedcomshare) Загружено Беном Амбриджем для TedxYouth@Manchester
Природа против воспитания: для четкого введения в дебаты
- Опросите друзей и/или членов семьи, чтобы узнать, что, по их мнению, делает «психолог». Насколько точны их взгляды?
- Подумайте о своем поведении, которое вы хотели бы изменить (например, вы можете меньше курить или больше заниматься спортом). Помогает ли попытка понять поведение на разных уровнях объяснения (стр. 7) вам подумать о различных вещах, которые вы могли бы сделать, чтобы изменить поведение?
- Сегодня в истории психологии: этот веб-сайт позволяет вам выбрать любую дату в календаре и посмотреть, что произошло в этот день в области психологии. Например, 1 апреля (1906 г.) впервые был издан «Журнал аномальной психологии». Посмотри, не случилось ли чего-нибудь примечательного в твой день рождения! (https://www.cwu.edu/~warren/calendar/datepick.html)
- Прочтите раздел о том, как эффективно учиться и запоминать, и составьте список из четырех или пяти стратегий, которые вы можете использовать для улучшения своих учебных привычек.
Американская психологическая ассоциация. (2018). Наука о психологии. Получено с http://www.apa.org/action/science/
Черри, К. (2018). Ошибка ретроспективного взгляда в психологии. Получено с https://www.verywell.com/what-is-a-hindsight-bias-2795236
Этчеллс, П. (2017, 20 февраля). Фейковые новости и нейролепет: как мы критически оцениваем то, что читаем.