Ведущая деятельность это в психологии: Ведущая деятельность — Психологос

Ведущая деятельность — PsychologyPro

«Ведущая деятельность — это всегда некий тандем между определенными видами деятельности и стадиями психического развития человека.»

                                                                                                                       Л. Выготский

Что такое ведущая деятельность

Ведущая деятельность – это вектор, определяющий осуществление деятельности ребенка, который характеризует важнейшие моменты в психологии и развитии всех его процессов и особенностей.

Ведущая деятельность  (англ. leading activity) – деятельность, которая формирует основы  психологических новообразований ребенка на определенной ступени его развития и формирования личности.

Советский психолог и основоположник термина «ведущая деятельность Л. Выготский глубоко проник в основы человеческого (детского) сознание и объяснил, что человеческое мышление возникает в результате ведущей практической деятельности.

Стоит отметить, что при смене ведущей деятельности, в связи с изменением возраста, навыки, полученные от предыдущей ведущей деятельности, не исчезают, а продолжают совершенствоваться.

Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии

Термин «ведущая деятельность», введенное отечественным психологом Львом Выготским лег в основу «Теории деятельности», разработанной его учеником и последователем российским психологом Алексеем Леонтьевым.

Теория деятельности — это концептуальная основа, берущая свое начало в социокультурной традиции русской психологии. Основополагающим понятием структуры является «деятельность», которая понимается как целенаправленное, преобразующее и развивающееся взаимодействие между акторами («субъектами») и миром («объектами»).

Проще говоря, теория деятельности посвящена тому — кто что делает, почему и как.

Иногда ее называют теорией культурно-исторической деятельности.

Теория деятельности дает объектив, с помощью которого можно выявить и

лучше понять человеческую деятельность. Выготский оспаривал модель стимула-реакции своего более широко известного современника Павлова, и продвигал

идею о том, что, в отличие от животных, деятельность человека целенаправленна и осуществляется набором действий с использованием «инструментов», которые могут быть физическими или психологическими.

К таким психологическим «инструментам» относится язык, как наиболее важный инструмент совместной человеческой деятельности.

Ведущая деятельность главным образом характеризуется не количественным,  а временным показателем и обладает рядом признаков:

Кроме того, следует отличать деятельность от действия. Действие – это слово, указывающее на то, что человек что-то делает, действует (добровольно или непроизвольно, мысленно, словом или делом), что обычно подразумевает движение или изменение состояния, положения или ситуации и влияет на человека.

Деятельность же, соответствуя психологическому ряду (мотив > цель > задача), включает в себя три уровня: деятельность > действие > операция. Таким образом происходит развитие деятельности.

Структура и виды ведущей деятельности

В дальнейшем, наряду с «Теорией деятельности», психологом А. Леонтьевым была разработана структура ведущей деятельности:

Выделяются следующие виды ведущей деятельности, различающиеся своими характерными особенностями и возрастной спецификой:

Не исключены и нежелательные случаи перескакивания через определенные этапы, что, как правило, приводит к весьма негативным последствиям: неврозы, плохой адаптации, отсутствие интереса и любознательности к окружающему миру, а также к трудностям в установлении постоянных или длительных тёплых и доверительных отношений.

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Российским психологом Д.Б. Элькониным были представлены две модели систем периодизации ведущей деятельности:

  • «ребенок — социальный взрослый»

  • «ребенок — социальный объект»

Д. Б. Эльконин утверждал, что в деятельности, относящейся к типу «ребенок — социальный объект», существует различие между естественным и культурным (искусственным) действием, а механизм различения — это специально организованное пробное действие с особым культурно сконструированным объектом.

В деятельности типа «ребенок — социальный взрослый» механизм развития представляет собой полную реконструкцию жизненных ситуаций, в которой ребенок обнаруживает собственные чувства.

Исходя из того, очевидно, что деятельность каждого этапа многогранна и одновременно присутствует мотивационный и операционный компонент.

С точки зрения периодизации ведущей деятельности, в развитии ребенка стоит учитывать влияние на человека (ребенка) 3 основных фактора:

  1. Влияние окружающей среды: образование, климатические условия.
  2. Внутренние биологические условия: врожденные состояния, воздействия, действующие на человека в период пренатального, перинатального и послеродового периода.
  3. Индивидуальная активность личности: деятельность человека (работа, отдых, досуг).

Ведущая деятельность в раннем возрасте

В конце младенчества ребенок еще не понимает сути окружающих предметов и их функции. Ведущая деятельность раннего возраста (от 1 до 3 лет) характеризуется преобладанием предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качественными особенностями предметов.

Деятельность делится на три этапа:

  1. Переход от неспецифического к специфическому использованию предмета с помощью взрослого наставничества. Пример:

Знает, что это чашка > приходит понимание для чего она нужна > использует по назначению.

  1. Этап переноса действия с одного предмета на другой. Пример:

Освоил кружку (поильник) > может начать осваивать стакан.

  1. Этап переноса действия с данным предметом в игровое русло

Научился пить из чашки > чаепитие для игрушек.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

С наступлением младшего школьного возраста (7 — 11 лет) – ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Причем рассматривается любая учебная деятельность, позволяющая усваивать новые знания и умения. Благодаря этому происходит массированное увеличения словарного запаса, с возможностью придумывания собственных языков. В этот период происходит активный рост и как результат происходит дисгармония в развитии и дополнительная нагрузка на нервную систему. Этот период может отмечаться быстрой утомляемостью, повышенной активностью и возбудимостью. В процессе обучения происходит усвоение и структуризация не только теоретических знаний, но и систем оценки, контроля и дисциплины. Укрепляется понятие иерархии.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Юность (от 16 до 18 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков. Учебная деятельность приобретает профессиональную перспективную окраску, а с ней и область интересов. Речь пока не идет о самоопределении, но уже можно говорить о готовности к ней.

В этом периоде созревает готовность к принятию решений и понятие ответственности за них. А также возможность и необходимость внесения собственного вклада в развитие общества.

В этом возрасте нередки случаи «примеривание» на себя роль взрослого кумира – реального человека или литературного героя. Психологические и физиологические процессы замедляются, а кризисные временные промежутки становятся длиннее.

Зачем родителям знания о ведущей деятельности

Знание и понимание родителями законов возрастного развития детей, приводит к упрощению понимания и принятия того, что особую роль играют понятия ведущей деятельности и ведущего вида общения, так как они определяют развитие познавательных процессов у ребенка и формируют основные черты личности.

И хотя с изменением возраста ребенка ведущие виды общения и деятельности меняются, но увеличивается их разнообразие.

Кроме того, следует учитывать, что игра является ключевым видом деятельности практически на любом этапе и ее можно рассматривать и использовать как посредника, способствующего когнитивному развитию детей и выстраиванию отношений.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Культурно-историческая психология определяет игру как ведущую деятельность в дошкольном развитии. В основополагающей работе Выготского (1967-1978гг) были выделены две категории ведущих влияний: игра вносит фундаментальный вклад в развитие семиотической медиации и включает активное присвоение социальных ролей и правил, а также других неотъемлемых аспектов социальной организации.

Игра — это деятельность, в которой происходят наиболее важные изменения в развитии. По словам Выготского, игра имеет решающее значение и является неотъемлемой частью развивающего роста, потому что она помогает подготовить ребенка к следующему развивающему занятию — школе.

Через игру начинают проявляться творческие способности и воображение.  Игра развивает когнитивные навыки символического представления, которые помогают формировать абстрактное мышление, которое превращается в символизм.

В процессе игры дети переходят от конкретной деятельности, связанной с предметной игрой, к симуляции игры. Их развитие переходит от социальной деятельности к когнитивно-абстрактной деятельности.

Игра под руководством детей часто требует от воспитателей проворства, умения и опыта преподавания.

Игра является не только основным видом деятельности в дошкольном образовании, но и важным средством развития у детей саморегуляции, развития языковых, когнитивных и социальных навыков.

Согласно мнению психологов, игру можно разбить на пять основных элементов:

  • Создает хорошее настроение.
  • Не ставит перед собой никаких целей.
  • Сюжет спонтанен и доброволен.
  • Вовлекает в активное участие.
  • Способствует развитию фантазии.

Некоторые виды лучших видов игры:

  • Песок — черпание, копание, насыпание и просеивание учит детей принципам работы, а также укрепляет их мышцы и координацию.
  • Игра с водой – знакомит с базовыми понятиями такими, как объем. Игра в воде отлично подходит для изучения последствий действий, развития зрительно-моторной координации и физической силы.
  • Лепка — укрепляет пальцы, готовит руку к письму, развивает мелкую моторику, творчеству и зрительно-моторную координацию.
  • Переодевание и ролевые игры — переодевание помогает детям начать понимать взрослый мир, роли и интересы, а также способствует социальному взаимодействию. Переодевание помогает укрепить аспекты самообслуживания, которые необходимы в начальной школе.
  • Игровые персонажи и куклы — персонажи в виде мини-фигурок и кукол позволяют девочкам и мальчикам развивать свою социальную игру, развивает воображение и учит выражению чувств.
  • Рисование — позволяет детям ощутить свой мир чувственным образом и развивать самовыражение с помощью красок, карандашей или пастели, знакомит с цветами и их смешиванием, а также развивает навыки подготовки к письму.
  • Лего, мозаика, сортеры — закладывает основы пространственного мышления, логических рассуждений, упорядочивания и распознавания различных форм, размеров и цветов.
  • Музыка, танцы, пение — помогают развивать чувство ритма, язык и формируют основу навыков грамотности, а также основных математических понятий, таких как счет. Танцы помогают развить силу, гибкость и координацию.
  • Бег, прыжки, лазание, качели
    – развивают крупную моторику, повышают уверенность, развивают сопротивляемость за счет принятия рисков.
  • Игры на природе — полезно для здоровья, учит бережному отношению к окружающей среде и истокам биологии, помогает стать более независимыми и любознательными.
  • Сенсорная игра — это любая игровая деятельность, которая включает осязание, обоняние, вкус, зрение и слух. Его можно снабдить тарелкой с желе, водными бусинами, льдом, рисом или даже небольшими емкостями с песком. Сенсорная игра стимулирует исследования и строительные навыки.
  • Настольные игры — в дополнение к темам чисел, цветов, форм и ранней фонетики, эти игры жизненно важны для обучения детей определению очередности и общению.
  • Кулинария и воображаемая кулинария — приготовление пищи или воображаемая кулинария, сервировка и магазины — отличные игровые сценарии для детей. Сама по себе кулинария сочетает в себе элементы сенсорной игры, математических идей и концепций, безопасности дома и следования процессов, а также социальному взаимодействию и тому, как быть внимательными к другим.
  • Творческая игра – необходимо: случайный набор предметов, время и место для творческой игры. Это развивает воображение, что важно для навыков грамотности и интеллектуального мышления, увеличивает чувство собственного, а также понимание мира вокруг них, а также способность справляться со скукой.
  • Картонная коробка – она может быть домом, машиной, дом для приятелей и кукол. Эта игра позволяет исследовать свой мир, развивая воображение и начиная думать как инженер.

В своих трудах Выготский поясняет, что игра — это познавательное действие и аффективное действие, которые непосредственно способствуют развитию детей. Игра создает зону ближайшего развития, давая детям понимание ценностей и правил их социокультурного мира. Кроме того, игра помогает развивать и совершенствовать мелкую и крупную моторику, улучшать физическую форму, устанавливать социальные роли, строить союзы, улучшать навыки решения проблем и повышать физиологическое, эмоциональное и психологическое благополучие и устойчивость.

Ведущая деятельность . Психология человека от рождения до смерти

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований.

Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10–11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10–11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

На примере ведущей деятельности младенцев мы показали ее результаты, выражающиеся в возникновении к концу этого периода психологических новообразований. Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. Более подробно о них будет говориться в последующих главах, посвященных тому или иному возрастному периоду.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

Советская психология: Психология и марксизм

Советская психология: Психология и марксизм

Д.Б. Эльконин Архив


Первая публикация: 1971 
Источник: Вопросы психологии, 1971. № 4, 6-20
Издательство: Советская психология;
Перевод: Николай Вересов (более 100 сносок и комментариев)
Транскрипция/Разметка: Нейт Шмолце
Интернет-версия: Интернет-архив психологии и марксизма (marxists.org), 2000.


Данная работа воспроизведена в соответствии с § 108 закона США об авторском праве (раздел 17, стр. 16). Этот распределение производится в соответствии с требованиями § 108: (1) без цели какой-либо коммерческой выгоды; (2) в коллекция, открытая для публики; и (3) включает уведомление о авторское право на воспроизведенное произведение.


Записки Вересова

  1. Есть две публикации статьи Эльконина. Она была опубликована в «Вопросах психологии». Журнал в 1971, (4, 6-20), а затем переизданы в 1989 г. в Избранных психологических трудах, под редакцией В. В. Давыдова и В. П. Зинченко (1989, с. 60-77). Хотя нет существует много различий между публикациями, мы должны принять во внимание некоторые обстоятельства, касающиеся использованных Элькониным источников. Таким образом, в 1971 году ему пришлось ссылаться на «Проблему возрождения» Выготского как на «неопубликованную рукопись», тогда как в издании 1989 г. редакция упомянула (без ссылки на номера страниц), что работа Выготского была опубликована в главе IV Собрание сочинений (Выготский Л.С. (1984). Собрание Сочинений [Собрание Работает]).
  2. Анализируя взгляды Эльконина на проблему, читатель должен принять во внимание счет, что в разные периоды он менял свой подход, будучи в некотором смысле очень критичен к себе. У нас есть основания утверждать, что он сам не был полностью устраивает периодизация по деятельностному принципу. В в частности, мы можем найти некоторые записи в научных дневниках Элькониных, опубликованных в русский в 1989. Так, в 1966 г. он писал: «Дело в том, что познание происходит только в действии и через действие правильно, но в то же время это точка ограничена … То, что в объекте, больше, чем то, что в действии, и даже различные действия с предметами не создают полного представления о том, что этот объект. ..» (1989, с. 483). С другой стороны, «доминирующая деятельность не необходимое становится доминирующей деятельностью для каждого ребенка… (Там же, с. 509).
  3. Здесь «…процессы психического развития…» кажутся более правильный.
  4. Здесь Эльконин имеет в виду П. П. Блонского.
  5. «Условимся называть те периоды в жизни ребенка, которые выдающиеся друг от друга большими или меньшими кризисами «эпохами» и «этапами», соответственно. Далее обозначим «фазами» те периоды в жизни ребенка, жизни, которые отличаются друг от друга лишь постепенными незаметными изменениями». также (97)
  6. книга (в оригинальном русском тексте книга)
  7. Эта цитата из Выготского была упущена Редакцией в издании 1989.
  8. В издании 1989 года эта цитата Выготского начинается со слов «Что? принципы должны лежать в основе такой периодизации?
  9. Здесь Эльконин использует не «материальные основы», а «настоящую основу». абсолютно соответственно оригиналу Выготского.
  10. См. также Выготский Л.С. (1984). Собрание сочинений [Собрание Работает]. Москва: Просвещение. 4, с. 247.
  11. Здесь Выготский использует термин «периоды», а не «возрасты», что означает, что в одном и том же возрасте есть разные периоды.
  12. См. также Выготский Л.С. (1984). Собрание сочинений [Собрание Работает]. Москва: Просвещение. 4, с. 252.
  13. «Периоды» в исходном тексте.
  14. Гораздо лучше использовать «идентификацию», уточнение или «энуклеацию». поскольку дискриминация не отражает термин, который использует Эльконин.
  15. См. (14).
  16. Здесь Эльконин использует «переходы» перехода, а не «этапы».
  17. Термин «доминирующий вид деятельности» не отражает его ведущую роль в умственное развитие. Исконно русское понятие «ведущая деятельность», деятельность, которая руководит ходом умственной развитие ближе к термину «ведущая деятельность».
  18. См. также Леонтьев А. Н. (1983). Изббранные психологические произведения [Сборник психологических сочинений]. Москва: Вып. 1., с. 285.
  19. В издание 1989 г. включены также «…и, следовательно, какой тип ориентация в нем формируется?»
  20. Здесь Эльконин употребляет термин «развод» (абрупция), соответствующий следующий абзац.
  21. См. (20).
  22. «..мотивы деятельности».
  23. В-четвертых, механизмы приспособления к «миру вещей» и к «мир людей», составляющий содержание психического развития, ЯВЛЯЕТСЯ ВИДИМ как два принципиально разных». (выделено мной Н.В.)
  24. Именно в этой заметке Эльконин пишет: «Анализ исторической условия, окружающие происхождение этого дуализма и параллелизма, находятся за пределами объем настоящего исследования. Заметим лишь, что эти понятия отражение отчуждения человека от продуктов его деятельности как отчуждение действительно существует в классовом обществе» 9. 0020
  25. См. (26).
  26. Здесь, как и в (25), Эльконин использует тот же термин «место», т.е. литературное «место» или «положение».
  27. «…дети..»
  28. «…ребенок — личность взрослого». Это именно то место, где «Союз «и» может, конечно, означать как противопоставление, так и комбинация»…
  29. «Особый процесс обучения детей (ассимиляционное усвоение Н.В.) социальные способы действий с предметами становятся внутренне (по существу Н.В.) необходимо».
  30. Здесь примечание Эльконина: «Этот процесс приобретения социально эволюционные способы действия были продемонстрированы наиболее подробно в исследования П.Я. Гальперин и его сподвижники».
  31. «Формирование ребенка как члена общества происходит в усвоение общественно выработанных способов действия с предметами».
  32. «физические силы» в редакции 1989.
  33. 33. 34. 35. Везде Эльконин употребляет термин «смысл» (смысл), но не «смысл» (значение), то есть существенно другое. См. также (87), (90).
  34. «… овладение ребенком способами действия с предметами ведет его обязательно к пониманию взрослого как носителя социальных целей активность…»
  35. «виды деятельности, являющиеся общественными по своей природе»
  36. Здесь, как и в (36), Эльконин использует термин «задачи» цели или задачи, но не заканчивается.
  37. «Внешне она представляется ребенку как превращение предметов и их производство»
  38. «цели»
  39. Здесь, как и в (36), (38) и (40), Эльконин использует тот же термин задачи (цели или задачи).
  40. Явная опечатка в редакции 1989 г. задачи мотивов (цели мотивы) (Эльконин, 1989, с. 69) вместо задач и мотивов (целей и мотивы).
  41. «Исследовани недостаточно» значит недостаточно (неполностью) исследовано.
  42. «Примечательно, что…»
  43. «…в этом процессе усвоения ребенок сталкивается с необходимостью приобретение новых предметных действий, необходимых для выполнения взрослыми деятельность». Здесь слово усвоение (переводится как обучение) не тождественно с овладение приобретением.
  44. «…это по существу единый процесс жизни ребенка в обществе раздваивается, расщепляется на два аспекта»
  45. «воспитание»
  46. «трудовая деятельность»…
  47. Здесь Эльконин использует слово «общение». является частью. См. также (50)
  48. По М. И. Лисиной, это особый тип коммуникативного деятельность (деятельность общения), а не «деятельность для личного контакт» (см. Лисина М.И. (1986) Проблемы онтогенеза общения. Москва).
  49. «комплексная деятельность с целью общения со взрослым»
  50. «до формирования акта хватания»
  51. «акты связи»
  52. «прямая эмоциональная коммуникация»…
  53. «Эти же исследования установили время детского переход…»
  54. «… — возражать самой деятельности». ..
  55. «действия с предметами»
  56. приобретение
  57. Здесь, как и в (54), Эльконин использует тот же термин «непосредственное». эмоциональное общение, то есть прямое эмоциональное общение.
  58. «главную роль теперь взяло на себя практическое сотрудничество».
  59. «Ребенок занят предметом и манипуляциями с это»…
  60. «Многими исследователями, как советскими, так и зарубежными, показано, что…»
  61. «интенсивный процесс приобретения предметно-орудийных операции происходит…». См. (67).
  62. «На этой основе происходит обобщение действий»
  63. «на основании отстранения действий от объектов…»
  64. «человеческие действия»
  65. См. (63)
  66. «в курсе…»
  67. «ребенок приобретает…»
  68. «у нас есть основания полагать, что сами действия объекта и успехи, с которыми он их выполняет, являются для ребенка способом установить сотрудничество со взрослыми». Предметные действия выполняет ребенок.
  69. «Само общение опосредовано предметными действиями ребенка».
  70. «в игре ребенок создает модели (лепит)»…
  71. человеческие отношения
  72. «из-за специальных игровых устройств…»
  73. «Для чего это было сделано?» Это означает: с какой целью это было совершено, но не из-за чего (почему)? Этот момент важен для Эльконина. обсуждение проблем человеческих целей и социальных задач активность.
  74. «Такое «включение» происходит в игре». Здесь это слово также не имеет смысла.
  75. «что является ключевым показателем его готовности к школе».
  76. «независимо от того, понимают ли они внутренний механизм этого влияния и какое бы значение они ни придавали…»
  77. Термин учебная деятельность, который использует Эльконин, не имеет ничего общего с деятельность формального обучения, поскольку учебная деятельность, как она получил развитие в работах Эльконина и В. Давыдова, не является формальным по своему характеру и психологическая структура.
  78. См. ( 79).
  79. «личное общение…»
  80. «задач, которые выполняются или еще предстоит выполнить…»
  81. [84. 85] везде «деятельность общения»
  82. Здесь Эльконин использует термин «личное общение», а не социальное. контакт, или активность общения.
  83. «личные смыслы жизни». Термины значение (смысл) и личностный смысл (личностном смысле) существенно различны в школа А. Н. Леонтьева (то же у Выготского). См. также (33), (34), (35) (90)
  84. Эта ссылка на Выготского пропущена в издании 1989 г. См. также (7).
  85. «основные чувства»
  86. приобретение
  87. «в пределах которого…»
  88. «это существенные различия между видами деятельности в этом группа»
  89. приобретение
  90. непосредственное эмоциональное общение. См. также (54)
  91. учебная деятельность. См. также (79).
  92. интимное личное общение. См. также (81).
  93. «Вставляя эти поворотные пункты в схему периодов развития в детстве мы приходим к общей схеме эпох, периодов и фаз показано на рисунке напротив.». См. также (5).
  94. «Как видно из рисунка, каждая эпоха состоит из двух регулярно связанных периоды»
  95. «Первый из них — период, в котором доминирует приобретение цели, мотивы и нормы человеческой деятельности…»
  96. «На данный момент идет подготовка к переходу на второй период…»
  97. эпохи
  98. «устроены по одному принципу»…
  99. периоды
  100. эпоха
  101. период
  102. «от одной фазы в течение периода к следующей»
  103. периоды
  104. «за разъяснение функционального значения каждого предшествующего периода на следующий»
  105. эпохи
  106. дихотомия
  107. В редакции 1989 года этот абзац пропущен.


 

Задания – Введение в психологию Учебное пособие

  • Психология сегодня: обзор современного состояния психологии  (http://www.apa.org/action/science/)
  • Сила фрейминга: важно не то, что вы говорите, а то, как вы говорите, это взгляд на то, как способ представления информации может повлиять на решения людей
    (https://www.theguardian.com/science/head-quarters/2017/jul/20/the-power-of-framing-its-not-what-you-say-its-how-you-say- это)
  • Примеры ограничений интуиции читайте:
    • Когда интуиция дает осечку  (http://www.apa.org/monitor/mar05/misfires.aspx)
    • Предвзятость ретроспективного взгляда в психологии (https://www.verywell.com/what-is-a-hindsight-bias-2795236)
    • Фейковые новости и нейролепет: как мы критически оцениваем то, что читаем? (https://www.theguardian.com/science/head-quarters/2017/feb/20/fake-news-and-neurobabble-how-do-we-critically-assess-what-we-read)
    • 10 самых противоречивых исследований, когда-либо опубликованных. Когда вы начнете свое знакомство с наукой о психологии, вот введение в некоторые из самых печально известных исследований:
      (https://digest.bps.org.uk/2014/09/19/ 10-самых спорных-психологических-исследований, когда-либо опубликованных/)

Развенчанные мифы о психологии исследует некоторые из устойчивых мифов в психологии

Видео 1.1:  10 развенчанных мифов о психологии. (https://www.ted.com/talks/ben_ambridge_10_myths_about_psychology_debunked?utm_campaign=tedspread&utm_medium=referral&utm_source=tedcomshare) Загружено Беном Амбриджем для TedxYouth@Manchester

Природа против воспитания: для четкого введения в дебаты

  1. Опросите друзей и/или членов семьи, чтобы узнать, что, по их мнению, делает «психолог». Насколько точны их взгляды?
  2. Подумайте о своем поведении, которое вы хотели бы изменить (например, вы можете меньше курить или больше заниматься спортом). Помогает ли попытка понять поведение на разных уровнях объяснения (стр. 7) вам подумать о различных вещах, которые вы могли бы сделать, чтобы изменить поведение?
  3. Сегодня в истории психологии: этот веб-сайт позволяет вам выбрать любую дату в календаре и посмотреть, что произошло в этот день в области психологии. Например, 1 апреля (1906 г.) впервые был издан «Журнал аномальной психологии». Посмотри, не случилось ли чего-нибудь примечательного в твой день рождения! (https://www.cwu.edu/~warren/calendar/datepick.html)
  4. Прочтите раздел о том, как эффективно учиться и запоминать, и составьте список из четырех или пяти стратегий, которые вы можете использовать для улучшения своих учебных привычек.

Американская психологическая ассоциация. (2018). Наука о психологии. Получено с http://www.apa.org/action/science/

Черри, К. (2018). Ошибка ретроспективного взгляда в психологии. Получено с https://www.verywell.com/what-is-a-hindsight-bias-2795236

Этчеллс, П. (2017, 20 февраля). Фейковые новости и нейролепет: как мы критически оцениваем то, что читаем.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts