Это полезно знать… Ведущая деятельность — «Семья и Школа»
Содержание
Ведущая деятельность в психологии
Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы
База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны
Содержание статьи
1. Понятие ведущей деятельности
2. Концепция ведущей деятельности
3. Виды ведущей деятельности
Понятие ведущей деятельности
Замечание 1
Впервые термин «ведущая деятельность» был выдвинут А.Н. Леонтьевым с целью обозначения деятельности, которая определяет появление главных психических новообразований. В пределах ведущей деятельности осуществляется подготовка, формирование и разделение других видов деятельности.
В дальнейшем понятие ведущей деятельности было использовано Д.Б. Элькониным с целью построения периодизации процесса развития психики, которая была основана на поочередной смене типов ведущей деятельности в конкретном возрастном периоде. В целом можно выделить два подхода трактовки понятия ведущей деятельности: педагогический и психологический.
Согласно педагогическому подходу к проблеме ведущей деятельности, необходимо выделять ведущую деятельность, посредством которой формируются общественно значимые психические новообразования. С точки зрения разработчиков психологического подхода следует различать ведущую деятельность, которая определяет формирование ценных психических новообразований.
Концепция ведущей деятельности
Основное положение концепции ведущей деятельности можно сформулировать в виде закона ведущей деятельности. Данный закон заключается в том, что существует соответствия между стадией психического развития и определенным видом ведущей деятельности. В процессе каждого возрастного этапа происходит становление определенного типа ведущей деятельности. При этом формирование его осуществляется под контролем взрослых на этапе обучения и воспитания. Однако возникновение нового вида ведущей деятельности совсем не означает, что та ведущая деятельность, которая была на предшествующем этапе отходит на второй план.
Различные периоды психического развития характеризуются целым комплексом различных видов деятельности, однако в этом комплексе именно ведущая деятельность играет особую роль, определяя появление главных изменений в психическом развитии на каждом возрастном этапе.
Замечание 2
Изначально концепция ведущей деятельности была разработана для возрастного периода, который изучается в пределах детской психологии. Однако в последнее время данная концепция получила некоторые критические замечания. Область критики довольно обширна вплоть до отрицания основных положений, включая принцип выделения ведущих видов деятельности относительно разных этапов психического развития. Например, А.В. Петровский считает, что концепцию ведущей деятельности нельзя применить к процессу развития личности в целом. В частности, ее можно применить только к процессу развития психики, а точнее, ее когнитивного компонента. При этом понимание автора того момента, что развитие личности осуществляется в деятельности и в качестве главного фактора выступает деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, находится в компетенции обычного деятельностного подхода. Данный момент в свою очередь не вступает в противоречие с концепцией ведущей деятельности.
Виды ведущей деятельности
Современные представления об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:
- непосредственно-эмоциональный вид общения младенца с близким взрослым;
- предметно-манипулятивный вид деятельности, который характерен для периода раннего детства. Процесс выполнения данного вида деятельности способствует усвоению ребенком исторически сложившихся способов действий с определенными предметами;
- сюжетно-ролевая игра, которая свойственна для дошкольного возраста;
- учебная деятельность, свойственная для школьного периода;
- интимно-личностный тип общения подростков;
- профессионально-учебный вид деятельности, характерный для этапа ранней юности.
Каждый из видов отличается своими специфическими особенностями и характерен для определенного этапа развития человека.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 16.07.2022
Выполнение любых типов работ по психологии
Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности
Подбор готовых материалов по теме
Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
- org/ListItem»>
Главная страница 🏠
- 📚 Библиотека
- 👉 Психология развития и возрастная психология 👈
- Ответы к экзамену по возрастной психологии и психологии развития
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми (с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым).Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т. д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним – разговаривают. Потребность в общении возникает у ребенка в 1–2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.
У ребенка, лишенного полноценного общения с взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т. п.) отмечается задержка психического развития. Это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи. Поэтому надо помнить следующее: чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, но и общаться.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
От 250 руб
Контрольная работа
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
От 250 руб
Курсовая работа
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Поделись с друзьями
- Содержание
- Материалы 1
- Меню
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ.
ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ И БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
БИОЛОГИЗАТОРСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.
СОЦИОЛОГИЗАТОРСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.
Материалы по теме:
Общение как ведущая деятельность младенческого возраста Шпаргалка
Добавить в избранное (необходима авторизация)
Ведущая деятельность | 77 публикаций | 38402 Цитаты | Ведущие авторы
Разум в обществе: развитие высших психологических процессов
[…]
Л. С. Выготский
01 января 1978
Резюме: Введение Майкл Коул и Сильвия Скрибнер Биографические заметки о Л. С. Выготском Основная теория и данные 1 Орудие и символ в развитии ребенка 2 Развитие восприятия и внимания 3 Овладение памятью и мышлением 4 Интериоризация высших психических функций 5 Проблемы метода Воспитательное значение 6 Взаимодействие обучения и развития 7 Роль игры в развитии 8 Предыстория письменной речи Послесловие Вера Джон-Штайнер и Эллен Соуберман Примечания Указатель произведений Выготского
. ..читать дальшечитать меньше
32855 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
[…]
Л. С. Выготский 6-7 апр.
1
3 09 Журнал русской и восточноевропейской психологии
Аннотация: Говоря об игре и ее роли в развитии дошкольника, нас интересуют два основных вопроса: во-первых, как возникает в развитии сама игра, ее происхождение и генезис; во-вторых, роль той развивающей деятельности, которую мы называем игрой, как формы развития ребенка дошкольного возраста. Является ли игра ведущей формой деятельности ребенка этого возраста или просто преобладающей формой?
…читать дальшеЧитать меньше
2,130 цитирований
Инструменты разума: подход Выготского к дошкольному образованию
[…]
Дебора Дж. Леонг, Елена Бодрова
9 02003
01 TL;DR: Представлены рамки Выготского: культурно-историческая теория развития и другие теории развития и обучения, а также стратегии развития и обучения.
…читать дальшечитать меньше
Аннотация: РАЗДЕЛ I Выготский подход: культурно-историческая теория развития Глава 1. Введение в выготский подход Глава 2. Овладение психическими инструментами и высшими психическими функциями Глава 3. Выготский подход и другие теории развития Развитие и обучение РАЗДЕЛ II Стратегии развития и обучения Глава 4 Зона ближайшего развития Глава 5 Тактика: использование посредников Глава 6 Тактика: использование языка Глава 7 Тактика: использование совместных действий РАЗДЕЛ III Применение подхода Выготского к развитию и обучению в раннем детстве Глава 8 Достижения в развитии и ведущая деятельность: Младенцы и малыши Глава 9Поддержка достижений в развитии младенцев и детей ясельного возраста Глава 10 Достижения в развитии и ведущая деятельность: дошкольное учреждение и детский сад Глава 11 Поддержка достижений в развитии в дошкольном и детском саду Глава 12 Достижения в развитии и ведущая деятельность: начальные классы Глава 13 Поддержка достижений в развитии в начальной школе Оценки Глава 14 Динамическое оценивание: Применение зоны ближайшего развития Эпилог Глоссарий Ссылки Авторский указатель Предметный указатель
. ..читать дальшечитать меньше
1021 цитирование
Глава книги•DOI•
Зона ближайшего развития в анализе обучения и обучения Выготского.
[…]
Сет Чайклин
01 сентября 2003
Аннотация: Какое обучение оптимально для конкретного ребенка? Без сомнения, этот вопрос сразу же понятен любому преданному своему делу учителю практически в любой стране мира, и большинство из них, вероятно, захотят получить конкретные ответы на этот вопрос не только как на теоретическую загадку, но и в связи с их непосредственной практикой. Если бы кто-то обратился за советом к научной психологии и исследованиям в области образования в отношении этой практической проблемы, как бы выглядел(-или) ответ(-а)?
…читать дальшеЧитать меньше
929 цитирований
Журнальная статья•DOI•
Самость в культурно-исторической деятельности Теория восстановления единства социального и индивидуального измерений человеческого развития
[. ..]
Анна Стеценко 1 , Игорь М. Ариевич 1 •Учреждения (1)
Городской университет Нью-Йорка 1
01 августа 2004 г. – Теория и психология
индивидуального измерения и деятельности можно восстановить в рамках глубоко социального и реляционного взгляда на себя. В сопоставлении с недавними исследованиями самости обсуждается культурно-историческая теория деятельности, в том числе ее основополагающие положения, сформулированные Выготским, и ее концепция самости, сформулированная Леонтьевым. Эта теория, расширенная рядом способов, предложенных в этой статье, помогает теоретизировать самость (а) в ее практической значимости, как законный и необходимый момент в человеческих коллективных практиках, (б) как наделенную способностью генерировать новые циклы практике, и (c) как имманентная деятельность, которая позволяет людям внести свой вклад в значимое изменение мира. Концепция «я как ведущей деятельности» обсуждается как способ уловить, что такое «я», где оно находится, каковы его цель и отношение к обществу.
…читать дальшечитать меньше
290 цитат
психологическое развитие | Определение, этапы, примеры и факты
младенцев
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эрик Эриксон
- Похожие темы:
- развитие младенцев и малышей эмоциональное развитие самореализация развитие ребенка Эдипов комплекс
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
психологическое развитие
Далее следует краткое рассмотрение психологического развития. Для более полной обработки см. поведение человека.
Младенчество — это период между рождением и приобретением языка через один-два года. Помимо набора унаследованных рефлексов, помогающих им добывать пищу и реагировать на опасность, новорожденные наделены предрасположенностью к определенным зрительным образам, в том числе к человеческому лицу, и к определенным звукам, в том числе к человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они способны узнавать своих матерей по внешнему виду и обнаруживают поразительную чувствительность к тонам, ритмическому течению и отдельным звукам, составляющим человеческую речь. Даже маленькие дети способны к сложным перцептивным суждениям, включая расстояние, форму, направление и глубину, и вскоре они могут организовать свой опыт, создавая категории для объектов и событий (например, людей, мебели, продуктов питания, животных) таким же образом. пожилые люди делают.
Младенцы быстро развиваются как в узнавании, так и в запоминании воспоминаний, что, в свою очередь, повышает их способность понимать и предвидеть события в окружающей среде. Фундаментальным достижением в это время является признание постоянства объекта, т. е. осознание того, что внешние объекты существуют независимо от их восприятия младенцем. Физические взаимодействия младенцев с окружающей средой развиваются от простых нескоординированных рефлекторных движений к более скоординированным действиям, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому что их можно использовать для достижения внешней цели. Примерно в 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не путем простого экспериментирования методом проб и ошибок.
Трехмесячные младенцы уже демонстрируют поведенческие реакции, свидетельствующие о таких эмоциональных состояниях, как удивление, дистресс, расслабление и возбуждение. Новые эмоциональные состояния, включая гнев, печаль и страх, появляются к первому году жизни. Эмоциональная жизнь младенцев сосредоточена на привязанностях, которые они формируют к своим матерям или другим основным опекунам, и посредством этих взаимодействий младенцы учатся любить других людей, доверять им и зависеть от них.
Младенцы начинают улыбаться другим людям примерно в два месяца, а их привязанность к матерям и опекунам развивается примерно к шести месяцам. Эти привязанности формируют основу для здорового эмоционального и социального развития на протяжении всего детства.Вторая основная фаза человеческого развития, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет. Ранние годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как сами начинают говорить. Младенцы в среднем говорят свои первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам их разговорный словарный запас составляет около 50 слов. Дети начинают использовать комбинации из двух, а затем и трех слов и переходят от простых комбинаций существительное-глагол к более грамматически сложным последовательностям, используя союзы, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью. К четвертому году жизни большинство детей могут говорить предложениями, похожими на взрослые, и начинают осваивать более сложные правила грамматики и значения.
В своих познавательных способностях дети совершают переход от опоры исключительно на конкретную, осязаемую реальность к логическим операциям с абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетние дети ведут себя так, как будто внешний мир есть постоянное место, независимое от их восприятия, и проявляют экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может творчески и спонтанно адаптироваться к новым целям. В период от двух до семи лет дети начинают манипулировать окружающей средой посредством символического мышления и языка; они становятся способными к решению новых типов логических задач и начинают пользоваться мыслительными операциями, гибкими и полностью обратимыми в мышлении. В возрасте от 7 до 12 лет зачатки логики проявляются в форме классификации идей, понимания времени и числа, более глубокого понимания серийности и других иерархических отношений.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Эмоционально дети развиваются в направлении большего самосознания, т.
Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии
Учение Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста определяет психологический возраст как целостную динамическую структуру, обуславливающую роль и удельный вес каждой частной линии развития. Опережая свое время, Л.С. Выготский исходил из идеи системности: вместо изучения развития отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления и др.) предложил рассматривать целостные возрастные периоды развития как «макроединицы» развития и основу периодизации детства. В качестве культурно-исторической формы описания «макроединиц» онтогенетического развития был определен психологический возраст — «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» 1. Структура психологического возраста включает социальную ситуацию развития и возрастные психологические новообразования. Динамика выступает как чередование кризисов – периодов фундаментальных качественных изменений – и стабильных возрастов.
Каждый возраст, согласно взглядам Л.С. Выготского, характеризуется прежде всего социальной ситуацией развития, уникальными и неповторимыми, специфическими для данного возраста связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, сверстниками, социальной средой в целом. Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Возрастные психологические новообразования, порождаемые социальной ситуацией развития и в дальнейшем преобразующие ее, Л.С. Выготский описывал как новый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающий на данной возрастной стадии и определяющий сознание ребенка и его отношение к среде, прежде всего социальной.
Социальная ситуация развития задает иерархию видов деятельности, типичных для данного возраста (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Ведущая деятельность определяет становление и развитие новообразований познавательной и личностной сфер, в ней впервые возникают и дифференцируются новые виды деятельности, одна из которых впоследствии на новом возрастном этапе становится ведущей 2. Психологические новообразования являются не только результатом, своеобразным «продуктом» возрастного развития, но и предпосылкой качественной трансформации социальной ситуации развития, вступающей в противоречие с новыми достижениями развития ребенка в ходе разрешения возрастного кризиса. Перестройка социальной ситуации развития приводит к построению новых отношений ребенка, открывающих новые возможности и перспективы для его развития. Таким образом, в рамках культурно-деятельностного подхода структурными компонентами психологического возраста являются социальная ситуация развития, система видов деятельности ребенка во главе с ведущей и возрастные психологические новообразования.
При определении динамики психологического возраста, Л. С. Выготский, как известно, выделял два типа возрастных изменений: количественные, определяющие эволюционный тип развития, и качественные, фундаментальные, быстрые изменения, принимающие форму возрастных кризисов. Динамика возрастного развития представляла закономерное чередование стабильных возрастов и кризисов. Именно такое определение структуры и содержания психологического возраста стало теоретической основой построения периодизации психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), создания практики возрастно-психологического консультирования и разработки принципов диагностики, профилактики и коррекции психического развития ребенка в рамках возрастно-психологического подхода 3. В определении психологического возраста, по сути, заключена основная методологическая схема возрастного подхода к диагностике и анализу психического развития ребенка. Согласно этой схеме, сущностная характеристика любого возрастного этапа складывается из единства и взаимосвязи триады: характеристики социальной ситуации развития ребенка, анализа типичных видов его деятельности и квалификации уровня развития сознания, познавательных способностей и личности ребенка.
Развитие возрастно-психологического подхода осуществлялось по следующим направлениям:
- признание социо-культурной природы детства и кризисного характера его развития на современном этапе общественного развития;
- изменение представлений об объекте развития;
- переход от познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая;
- переход от стратегии констатации хода психического развития к стратегии целенаправленного социального конструирования детства.
Социо-культурная природа детства и кризисный характер его развития в современном обществе
Дискуссии о природе детства, параллели и отождествление детства животных и человека сегодня остались в прошлом. Общепризнанно, что детство меняет не только свою продолжительность, но и структуру в ходе исторического развития общества. Глобализация, рост социальной неопределенности, фундаментальность социо-экономических изменений, становление и развитие информационного цифрового общества, новые виды информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, вызовы и риски развития детства.
Серьезную тревогу вызывает ряд особенностей развития современных детей и подростков. Наблюдается поляризация психического развития детей и подростков по уровню развития: наряду с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается удельный вес группы детей с проблемными вариантами и трудностями развития. По-прежнему сильна тенденция форсирования интеллектуального развития детей и подростков в форме искусственной акселерации за счет вымывания типично детских дошкольных видов деятельности (игры, рисования) и замещения их псевдо-учебной деятельностью, стремление как можно скорее «овзрослить» детей. Возникает опасность «перекоса» развития в сторону интеллектуального развития в ущерб личностному развитию. Наблюдается изменение мотивационной сферы ребенка в направлении снижения познавательных мотивов и интересов, любознательности и любопытства и повышения значимости потребительских интересов, изменение ценностного сознания подростков в направлении повышения значимости личного успеха и достижений при ориентации на общественное благосостояние и заботу. Все чаще обнаруживает себя нарушение эмоциональной привязанности и дефицит эмоционального тепла и любви в детско-родительских отношениях; рост эмоциональной зависимости. Усиливается тенденция обеднения и ограничения реального общения детей и подростков со сверстниками, смещение его в социальные сети и виртуальное пространство, рост явлений одиночества, отвержения, буллинга в школах; низкий уровень коммуникативной компетентности, низкая мотивация общения, сотрудничества и кооперации у значительной части детской и подростковой выборки. Возрастает число деструктивных и асоциальных подростковых и молодежных групп и субкультур, в том числе экстремистского толка, замещающих собой просоциальные институты. В молодежной среде усиливается явление социального эскапизма – ухода молодого человека за пределы традиционных институтов социализации. Эскапизм как бегство от реальности в виртуальный иллюзорный мир, заменяющий реальную жизнь, и становится причиной генезиса аутодеструктивного поведения, роста компьютерной, игровой, эмоциональной и других видов зависимостей, суицидального поведения детей и подростков. Все большее значение приобретает информационная социализация. Новые виды коммуникации, сетевые сообщества, информационное влияние СМИ приводят к возникновению новой психологической реальности и стиранию границ между реальным и виртуальным мирами. Кардинальным следствием нередко становится утрата подростком чувства необратимости времени и самой жизни, утрата смыслов, приводящие к острому переживанию экзистенциального кризиса и субдепрессивным состояниям.
Рост агрессивности детей и подростков, распространенность явлений буллинга в школах свидетельствуют о проблемном характере развития значительного числа детей и подростков. Трудности формирования гражданской идентичности личности и недостаточный уровень развития социальной, коммуникативной, межкультурной толерантности характерен для значительной части современных детей и подростков 4.
Социальные риски развития нового поколения российского общества связаны с резко выраженной дифференциацией социально-экономических условий жизни значительных групп населения, что неизбежно влечет за собой нарастание различий в траекториях развития детей из разных слоев. Возрастная стратификация, доминирующая в середине и конце прошлого века, уступает лидирующую роль социальной стратификации. Трансформация ценностного сознания общества происходит в направлении как утраты единства и целостности, поляризации ценностных ориентаций населения, так и роста значения ценностей потребления уже в детско-подростковой среде в ущерб ценностям творчества, познания, саморазвития, общественного блага. Высокая социальная неопределенность, обусловливающая трудности профессионального, жизненного и личностного самоопределения и обретения идентичности, выступает фактором риска десоциализации в подростковом и юношеском возрасте. Кризис (перестройка) института семьи (рост разводов, неполных семей, дисфункциональных семей, гражданских браков, девиантного материнства, насилия в семье, «отложенного родительства», рост однодетных семей, депривация общения в семье, дисгармоничность типов семейного воспитания, все более широкое распространение института няней), социальное сиротство – представляют риски, обусловленные уникальной невосполнимой ролью семьи в формировании личности. Нарушение преемственности ступеней дошкольного и общего образования находит отражение в росте явлений неудовлетворительной готовности ребенка к школе, школьной дезадаптации, размыванию ценностных ориентиров и целей образования и воспитания. Позиционирование СМИ как важнейшего института социализации нового поколения приводит к дополнению, а в ряде случаев и к замещению сложившихся форм социализации информационной социализацией. Сокращение активности детских и подростковых просоциальных групп и общественных организаций, ограниченность доступных и качественных ресурсов для занятий спортивной, эстетической, патриотической, туристической деятельностью приводит к росту деструктивных и асоциальных подростковых и молодежных групп. Замещение просоциальных сообществ асоциальными и экстремистскими сообществами влечет за собой рост ювенальной преступности и виктимности.
Однако нельзя не отметить конструктивные процессы, свидетельствующие о серьезных усилиях общества, направленных на преодоление симптомов кризиса детства. Прежде всего, это развернутая модернизация системы общего и дошкольного образования, за которой стоит изменение парадигмы образования – перенос акцента с задач усвоения знаний, умений, навыков на задачи развития личности, мотивированной на познание и саморазвитие. Вариативность образования как основа построения индивидуальной образовательной траектории открывает новые перспективы учета интересов, потребностей и мотивов обучающихся, полной реализации их потенциала умственного и личностного развития. Трансформация России в постиндустриальное информационное общество, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности образования и самообразования личности, управления качеством образования. Воссоздание психологической службы в системе образования позволит компенсировать риски современной социальной ситуации развития. Рост психолого-педагогической компетентности родителей, формирование ценностного отношения к родительству и воспитанию ребенка, активное участие отца в воспитании детей создают прочную основу личностного и познавательного развития ребенка.
Для успешного преодоления кризиса детства необходимо осуществить следующие меры:
- провести мониторинг и составить «портрет» подрастающего поколения в современном поликультурном цифровом обществе на основе междисциплинарных исследований;
- разработать научно-обоснованный прогноз развития детства и образования, выявить социальные риски и создать превентивные программы профилактики десоциализации детей и подростков;
- разработать и внедрить технологии управления социальными рисками развития детства;
- разработать систему психолого-педагогической, правовой, медико-реабилитационной, социальной поддержки и кризисной помощи детям групп социального риска.
Новое понимание объекта развития в возрастной психологии
Можно говорить о двух основных подходах к пониманию психического развития ребенка в современной психологии. Стадиальный подход рассматривает развитие как универсальный линейный процесс смены последовательных психологических структур (З. Фрейд, А. Гезелл, Ж. Пиаже, Н. Хомский и др.). В рамках этого подхода реализуется традиционное понимание объекта развития, под которым понимается индивид (психика / сознание индивида). Однако уже в теории объектных отношений (А. Фрейд, М. Малер, Д. Винникотт) развитие личности рассматривается через выделение значимого Другого и построения отношений с ним, где развитие личности напрямую связано с развитием отношений с Другим 5.
В отечественной психологии в трудах Л.С. Выготского было заложено новое понимание объекта развития – ребенок/человек в системе социальных связей и отношений. В современной зарубежной психологии в рамках системно-динамического подхода развитие понимается как множественный обоюдный и непрерывный процесс взаимодействия всех уровней системы – от молекулярного до культурного. Системно-динамический подход отрицает полярности прошлого: «наследственность–среда», «индивид–общество», «биология–культура». Утверждается, что процесс изменений может быть понят лишь путем исследования отношений между индивидом и контекстом. Разнообразие контекстов порождает множественность траекторий индивидуального развития ребенка. Предметом исследования становится динамическая система отношений «индивид – среда», изменяющаяся со временем 6. В системно-динамическом подходе обосновываются два основных положения, в значительной степени сближающие позиции современной зарубежной психологии развития и теории психического развития ребенка Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева – Д.Б. Эльконина. Это, во-первых, положение о значимости социальной среды, выступающей в форме социальных контекстов, и усвоения культурного опыта для развития ребенка. Второе положение утверждает значение активности ребенка, включая постановку целей, саморегуляцию, самоэффективность (А. Бандура) 7. Соответственно, рассмотрение ребенка как изолированного индивида в качестве объекта психического развития становится невозможным – развитие ребенка может быть понято и изучено лишь в системе его социальных и межличностных отношений со взрослым и сверстником, в системе социальных контекстов. Это принципиальное изменение представлений об объекте развития выводит на передний план конструкт «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), ставит проблему развития общения в качестве ключевой для понимания закономерностей психического развития ребенка. Становится понятным, почему одна из авторитетных, признанных и востребованных сегодня теорий – теория привязанности Д. Боулби, поставившая проблему выделения ребенком взрослого и установления с ним отношений привязанности, – сегодня оказывается лидером в выделении детерминант онтогенетического развития психики.
Обозначим лишь некоторые из актуальных проблем, возникающих в связи с новым пониманием объекта развития и признанием особой роли общения и активности в развитии ребенка:
- Какова роль общения в развитии ребенка? Как влияет «дефицит общения» на психическое развитие ребенка на различных стадиях онтогенеза? Какое влияние оказывают новые «цифровые» формы общения и коммуникации на развитие ребенка?
- Проблема генезиса потребности в общении и овладения средствами общения (Р. Спитц, Д. Боулби, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). В современной психологии развития исследователи все больше склоняются к мнению о том, что потребность ребенка в общении не является врожденной, а формируется прижизненно. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что рождение первейшей потребности в общении есть выражение потребности в другом человеке как основном, центральном компоненте условий жизни. Первейшая социогенная потребность – социальная по содержанию и по происхождению – ключ к пониманию психического развития ребенка 8.
- Как происходит выделение ребенком взрослого как значимого Другого? В теории объектных отношений (А. Фрейд, М. Малер, Д. Винникотт) и теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) была сделана попытка проследить возникновение и динамику развития отношений ребенка с близким взрослым, их роль в формировании личности и самосознания. Однако механизм такого развития, как и в классическом психоанализе З. Фрейда, по-прежнему тесно связывался с врожденными потребностями и интенциями ребенка. Возрастно-психологический подход позволяет рассмотреть развитие общения в онтогенезе, освоение «близких» и «далеких» социальных отношений ребенка через призму структурно-функциональных связей и социальной ситуации развития возрастной стадии, определяющих иерархию контекстов общения и отношений ребенка, задач развития, обуславливающих вектор развития, систему видов деятельности ребенка во главе с ведущей 9.
- В чем заключается специфика развивающего эффекта общения ребенка со взрослыми и сверстниками? Диапазон мнений о различиях в роли общения ребенка со взрослым и сверстником достаточно широк – от игнорирования роли сверстников до признания доминирующего значения взаимодействия со сверстниками для социализации, начиная с дошкольного и даже с раннего возраста. В возрастно-психологическом подходе предложено решение этой проблемы, суть которого в выделении особой функции для психического развития ребенка каждого из контекстов общения – взрослый вводит в жизнедеятельность ребенка «идеальную форму», а сверстники создают пространство активности, направленное на ее присвоение (Д. Б. Эльконин).
Роль активности в развитии
От представления о развитии как процессе адаптации, уравновешивания субъекта и объекта, где основной функцией активности полагалось движение к равновесию и установлению баланса «организм–среда» (Ж. Пиаже), в возрастно-психологическом подходе развитие стало пониматься как само-преодоление (Д.Б. Эльконин), переход к само-строительству и само-развитию за пределами прагматически-утилитарных задач адаптации. Ключевую роль в этом процессе играет общение как внутренний диалог, интериоризация всей совокупности социальных отношений человека.
Д.Б. Эльконин в «Научных дневниках» писал:
«Человек – всегда два человека… Это человек и его super ego (Фрейд что-то угадал), человек и его совесть и т.п. (Достоевский, Толстой)… Может быть, именно поэтому со-знание? В игре – ребенок и роль, в предметном действии – ребенок и образец. Предметное действие и есть начало со-знание…». И еще: «Человек всегда два человека. В основе духовного движения – «святое недовольство». Всегда «один» недоволен «другим» (например, противоречие между самооценкой и уровнем притязаний; у подростков – взрослость). «Святое недовольство» только в определенные периоды развития… Суть дела в том, что «святое недовольство» направлено на себя, оно требует самоизменения… За всякой задачей, которую ставит себе ребенок по овладению каким-либо предметом, всегда лежит изменение ребенка. За всякой внешней задачей стоит внутренняя задача… Это и есть «самодвижение» и преодоление противоречий…» 10.
От познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая
Сегодня идеографический подход к изучению психического развития не просто мирно соседствует с номотетическим, но и оказывается все более востребованным как наукой, так и ее практическими приложениями – психологическим консультированием по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков. Универсализм в понимании развития оказывается недостаточным для перехода от теоретических конструктов к практическим решениям в практике обучения, воспитания, социализации ребенка 11. Возрастание интереса к индивидуальным траекториям развития ребенка требует создания типологии вариантов онтогенетического развития. Все большую актуальность приобретает проблема оснований такой типологии и критериев научной квалификации вариантов развития. Структура и динамика психологического возраста, по нашему мнению, могут составить основу для ее создания. Принцип реконструкции истории развития ребенка, предложенный Л.С. Выготским, является методом исследования индивидуальной траектории развития.
От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства
Современная психология развития и возрастная психология давно преодолели барьер внедрения научных достижений в практику обучения и социализации ребенка. Ярким примером могут стать образовательные и социальные проекты, реализация которых существенна для определения содержания и динамики психического развития ребенка различного масштаба: от модернизации институтов социализации, проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – до практики возрастно-психологического консультирования. Социальное конструирование детства, все более отчетливо осознаваемое обществом как цель, результат и течение социальных процессов и явлений различных уровней, порождает новый образ будущего детства в нашем обществе, в его преемственности и инновациях.
Методологической основой перехода к стратегии социального конструирования детства является культурно-деятельностная теория развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин), обеспечивающая переход от констатации стихийного характера психического развития ребенка к целенаправленному конструированию детства и компенсации рисков его развития. Для реализации новой стратегии необходимо последовательное решение взаимосвязанных задач:
- Определение ценностно-целевых социальных установок в отношении детства, другими словами, определение того, каким общество хочет видеть детство и ребенка.
- Составление прогноза развития детства как необходимого условия его конструирования с учетом социальных требований и внутренней логики онтогенетического развития ребенка. Прогноз развития детства должен быть условно-вариантным, учитывающим связь ресурсного обеспечения условий развития и его вариантов.
- Создание условий, обеспечивающих структуру и содержание детства, отвечающего целевым и ценностным установкам общества. Такими условиями становится создание оптимальной социальной ситуации развития как источника развития с учетом специфической роли каждого из ее контекстов (семьи, школы, группы сверстников) и возрастной стадии; новых форм сообществ и социальных практик для выстраивания связи и преемственности между миром взрослых и миром детей; проектирование и организация различных видов деятельности ребенка, форм посредничества, сотрудничества и совместности, в которых автономия / самостоятельность и свобода выбора согласуются с руководством, направленным на инициирование и реализацию общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.
Вовлеченность и позитивная психология | Благополучие студентов
Представьте класс, полный студентов, которые слушают, участвуют в дискуссиях, обсуждают идеи с одноклассниками и стремятся участвовать. Реальность такова, что позитивная психология может эффективно задействовать класс до 30 студентов, каждый со своими потребностями, ценностями и интересами. Применяя теорию позитивной психологии «вовлеченности» PERMA в своем классе, вы сможете помочь учащимся сосредоточиться и добиться лучших результатов обучения.
Эта информация поможет вам:
- определение вовлеченности в контексте позитивной психологии
- понимают, как заинтересовать учащихся в классе.
Что означает «помолвка»?
«Вовлеченность» в терминах позитивной психологии описывает особый способ вовлечения в выполнение задачи. Его часто описывают как настолько поглощенного задачей, что время пролетает незаметно. Другое название этого — «поток». Вовлеченность обычно возникает у студентов, когда:
- они признают, что хорошо справляются с задачей (например, с математикой)
- задача бросает им вызов, но все еще достижима (например, изучение нового уравнения)
- опыт вызывает положительные эмоции, такие как любопытство или радость (например, они правильно решают проблему)
- задача адаптирована к их уровню, вводя новые задачи после того, как они освоили старые (например, они хотят попробовать новые и более сложные математические задачи).
Почему важно, чтобы студенты были вовлечены?
Когда студенты заняты, они сосредоточены на своей работе. Это не только делает класс более управляемым; это также означает, что учащиеся с большей вероятностью будут учиться, сохранять содержание и расти.
Исследования показывают, что люди, которые вовлечены и могут использовать свои сильные стороны, будут чувствовать себя более счастливыми в долгосрочной перспективе. Вовлеченность также помогает укрепить физическое и психическое благополучие и повысить самооценку.
Как привлечь учащихся к работе в классе?
Разным учащимся будут интересны разные занятия, поэтому рекомендуется использовать ряд стратегий, чтобы заинтересовать самых разных учащихся в классе. Вот несколько простых способов заинтересовать учащихся:
- Сделайте свои уроки разнообразными. Вовлечение начинается, когда учащемуся бросают вызов, но он считает работу достижимой.
- Варьируйте свою деятельность . Повторяющиеся задачи могут быть утомительными и отвлекут ваших учеников.
- Используйте сильные стороны учащихся . Если вы знаете, что некоторые учащиеся испытывают затруднения, адаптируйте занятия, основанные на их сильных сторонах.
- Разрешить гибкость . У каждого ученика есть свои сильные стороны, и предоставление им возможности использовать имеющиеся у них навыки поможет им почувствовать себя вовлеченными.
- Поощрять голоса учащихся . При выполнении исследовательского задания предоставление учащимся возможности написать свои собственные вопросы поможет им заинтересоваться.
- Установить дополнительные цели . Это дополнительные цели для тех студентов, которые хотят подтолкнуть себя, и помогут им почувствовать чувство выполненного долга.
- Задачи строительных лесов . Повысьте вовлеченность в классе, разбивая большие фрагменты обучения на быстрые действия.
Узнайте больше о программе MAPP Идет загрузка… |