Ведущий вид деятельности это: Это полезно знать… Ведущая деятельность

Содержание

Понятие ведущей деятельности

Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественно историческим опытом, накопленным человечеством — усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные человеку психические свойства и способности. Однако не все виды деятельности имеют одинаковое значение для психического развития. Как указывает А.Н. Леонтьев, деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии, другие являются подчиненными и играют второстепенную роль (Леонтьев А.Н.).

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944— 1945 гг.

А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, ведущая деятельность — критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста. Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой человек отдаёт больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками:

  1. Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени.

  2. В ведущей деятельности формируются и развиваются (перестраиваются) основные психические процессы.

  3. От ведущей деятельности зависит формирование личности ребёнка, её основные изменения в данный период, т.е происходят изменения психологических особенностей личности.

Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие.

Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны.

Периодизация выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков:

  • социальная ситуация развития;

  • ведущая деятельность;

  • центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребёнка и тех отношений, которые устанавливаются у ребёнка с социальной средой.

Понятие «ведущая деятельность» — деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии «ведущая деятельность».

Д.Б. Эльконин рассматривал ребёнка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребёнок-вещь и ребёнок — взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несёт в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь — это общественный предмет, действиям с которым ребёнок должен научиться с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребёнком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания.

Следовательно, взрослый — это общественный взрослый. Деятельность ребёнка внутри систем “ребёнок — общественный предмет” и “ребёнок — общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребёнок — предмет” и “ребёнок — взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребёнок — предмет” и “ребёнок — взрослый”.

Таким образом, в основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Вот как представляется в целом хронология смены ведущей деятельности в онтогенезе личности (таблица 1).

Таблица 1. Хронология смены ведущей деятельности в онтогенезе личности

Возрастные периоды

Годы

Ведущая деятельность

Система отношений

1

2

3

4

Младенчество

0-1

Общение со взрослым (непосредственно-эмоциональное общение)

человек-человек

Ранний возраст

1-3

Предметно-манипулятивная деятельность

человек-вещь

Дошкольный возраст

3-6(7)

Ролевая игра

человек-человек

Младший школьный возраст

6(7)-10(11)

Учебная деятельность

человек-вещь

Средний школьный возраст, подросток

10(11) —  14(15)

Общение со сверстниками

(интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности)

человек-человек

Старший школьник (ранняя юность)

14(15) —  16(17)

Учебно-профессиональная деятельность

человек-вещь

1

2

3

4

Поздняя юность

18-20(23)

Трудовая деятельность, профессиональная учеба

Ранняя зрелость

20(23)-30

Трудовая деятельность, профессиональная учеба внутрисемейные отношения

Средняя зрелость

30-45

Трудовая деятельность

Поздняя

зрелость

45-55

Предпенсионный возраст 

50 – 55 (для жен), 55 – 60 (для муж)

Старость

60-…

Эпоха раннего детства (до 3 лет).

1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности — эмоциональное общение. В 2 – 2,5 месяца у ребёнка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребёнок узнаёт маму. Взрослые развивают руку ребёнка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с предметом. К году у ребёнка начинает возникать потребность в вербальном общении.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.

2. Ранний возраст (собственно раннее детство) (1 – 3 года). Здесь ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный. Ребёнок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т.д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза.

В этот период времени предметные действия служат для ребёнка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребёнка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребёнок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять «Я», «Я сам».

Эпоха детства (3 – 11 лет)

.

1. Дошкольное детство (3 – 7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребёнка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приёмам ребёнок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения.

Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребёнка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребёнка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

2. Младшее школьное детство (7 – 11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребёнок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребёнка с окружающими — его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Наступает следующая эпоха.

Эпоха подростничества (11 – 17 лет).

1. Младшее подростничество (11 – 14 лет). Появляется новая деятельность — деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.

Здесь важно, чтобы круги общения ребёнка не выходили из-под контроля взрослых — «трудный возраст», «переломный возраст».

2. Юность — старшее подростничество (14 – 17 лет). У ребёнка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

Чётких установленных границ юности нет. По мнению одних учёных, она наступает с 11 – 12 лет, по мнению других – с 16 – 17 лет.

Существует определенный стандарт, которого все придерживаются. Он определяет границы юности следующим образом: её начало – 16 – 17 лет, а окончание – 20 – 23 года.

Юношеский период отличается от всех остальных ощущением свободы выбора.

Сложность определения нижней границы юности заключается в том, что не все проходят одинаковые этапы обучения.

Некоторые, заканчивая 9 классов школы, уходят в колледжи, лицеи, училища, кто-то начинает работать, кто-то переводится на вечернюю форму обучения. Их социальная ситуация изменяется раньше, чем у других, влияя на жизненные установки, мировоззрение и личность в целом. Их период юности наступает раньше, так же как и кризис развития, который проходит у них в 15 лет.

Те дети, которые остаются в школе и заканчивают 11 классов, вступают в юношеский период позже.

Их социальная ситуация не изменяется до 17 лет, когда они также переживают кризис развития, вставая на пути выбора своей дальнейшей деятельности.

Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространённой в отечественной психологии.

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза.

Эпоха взрослости (18 – 60 лет).

1. Поздняя юность (18 – 20 лет). Появляется новая деятельность – трудовая. Первый период взрослости обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями.

Человек продолжает своё индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.

Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная).

Мышление отличается гибкостью и подвижностью процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.

В эмоциональной сфере также присутствуют свои особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции. Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознанно подходить к оценке своих способностей и возможностей. Чаще всего в этот период он встаёт перед выбором своей будущей профессии, а это значит, что он самоопределяется.

2. Ранняя зрелость (23 – 30 лет).

Так, для стадии ранней зрелости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия. 

Ранней зрелостью называют период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств. В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности, это расцвет его индивидуальности. Происходит его становление в профессиональном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализовывает себя в роли супруга (или супруги) и родителя. Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Человек реально оценивает себя как личность, самооценка становится обобщенной.

3.Средняя зрелость (30-45 лет).

Средняя зрелость – это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность занимает ведущее место в жизни взрослого человека.

4.Поздняя зрелость (45 – 55 лет).

Поздняя зрелость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход от семьи выросших детей. 

Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются.

В 40 – 45 лет человек как бы заново пересматривает свою жизнь. Для каждого время его протекания индивидуально, четких границ его прохождения нет.

Это своего рода повтор, дубль 30-летнего кризиса, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Часто он обусловлен изменениями в семейной жизни.

К этому времени дети становятся более самостоятельными, у них появляется своя жизнь, отпадает острая потребность в родителях (как было до этого момента).

Супруги, связанные до этого момента заботой о детях, чаще остаются наедине, и некоторым может показаться, что больше не осталось ничего связывающего их (ни прежнего отношения друг к другу, ни совместной ответственности, ни любви и тепла во взаимоотношениях), поэтому многие супружеские пары распадаются в этот период.

Люди начинают терять близких, друзей, родственников. Все это не может не сказаться на человеке, его позиции и отношении к жизни. В этот период происходит становление новой «я-концепции». Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться.

Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.

Новообразованием зрелого возраста является переосмысление. Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.

Э. Клапаред выдвинул теорию о том, что человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого он уже не может подняться, и начинает оттачивать своё мастерство. Но постепенно желание и возможности человека затухают, происходит некий спад его профессиональной деятельности. Это объясняется отсутствием у человека стремления расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.

Человек начинает стареть. Важно, чтобы человек в это время нашёл для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет ему почувствовать прилив сил. Новая деятельность – это новые цели, задачи, следовательно, и поиск путей их достижения.

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека.

5. Предпенсионный возраст (50 – 55 лет для женщин, 55 – 60 лет для мужчин) – это период, когда налицо очевидное снижение физических и умственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем – это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу. 

Старость (60 – …). Старение – это биологический процесс, который характерен для всего живого. И. И. Мечников выделил патологический и физиологический процессы старения.

В этот период у человека наблюдается спад всех психических функций: замедляется процесс мышления, менее активными становятся познавательные процессы, страдают восприятие, память, сенсорика. Физическое состояние человека ухудшается: нарушается обмен веществ, снижается работоспособность отдельных систем и органов.

Человек, вступая в пожилой возраст, подвержен изменениям личности. Пожилые люди становятся пассивными, менее эмоциональными. На первый план выступает семья, забота о ней. Пожилые люди становятся очень внушаемыми и беспомощными. Они сосредоточивают внимание на своём здоровье. Желая окружить себя заботой близких, начинают жаловаться на реальные и мнимые болезни.

Порой пожилые люди настолько изолируют себя от окружающего мира, что сводят свою жизнь к удовлетворению основных физиологических потребностей, перестают испытывать спады и подъемы настроения, оно становится стабильным. Чаще всего они находятся в спокойном и уравновешенном состоянии. Для некоторых характерны стойкие отклонения в проявлении настроения: они могут быть беспричинно подавленными или возбужденными.

В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

игра как основной вид, особенности

Содержание

  • 1 Что значит ведущая деятельность и чем она важна
  • 2 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
  • 3 Особенности игровой деятельности младших дошкольников
    • 3.1 Предметность игры как возрастная особенность
  • 4 Особенности игры в старшем дошкольном возрасте
    • 4.1 Ролевые игры
  • 5 Познавательно исследовательские игры
  • 6 Социализирующая функция игровой деятельности дошкольников

О ведущей деятельности в дошкольном возрасте обязаны знать все родители, а не только педагоги и психологи. Мамы и папы зачастую считают, что им лучше известно, чем полезнее заниматься ребенку. А между тем, существуют объективные научно обоснованные доказательства, какая детская вовлеченность приносит максимальную пользу и ведет за собой развитие ребенка. 

Что значит ведущая деятельность и чем она важна

На каждом возрастном этапе есть та деятельность, которая поднимает развитие личности на новый более высокий уровень.

Ее воздействие проявляется в форме признаков:

  • появляются новообразования;
  • перестраиваются психические процессы;
  • зарождаются новые виды деятельности.

Если представить образно, то ведущая деятельность как будто клубочек с множеством ниток, которые протянуты ко всему, чем наполнена и окружена личность. Образуется гибкая связка с окружающим миром и появляется простор для развития.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного развития ребенка. Буквально за несколько лет несмышленый карапуз превращается в мыслящего, много знающего и умеющего человечка, который уже готов к обучению в школе.

Такое преображение многим обязано ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Когда ребенок приобщен к этой деятельности, своевременно формируются нужные новообразования и познавательные процессы.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Применив перечисленные выше признаки ведущей деятельности к дошкольному возрасту, обнаружим, чем постепенно обогащается личность ребенка с 3 до 7 лет:

  • Дошкольник осваивает повседневные и социальные функции взрослого, а также нормы взаимоотношений.
  • Из психических процессов в этот период бурно развивается воображение.
  • Закладывается фундамент для последующей учебной деятельности.

Эти приобретения накапливаются из разных источников. Дети видят семейные отношения, общаются со сверстниками, наблюдают за поведением посторонних взрослых людей.

Но внешних наблюдений недостаточно. Нужно пропустить общественно значимые отношения через себя, чтобы получить собственный опыт и сформировать определенные умения. Для этого существует такая понятная и доступная детям деятельность как игра.

Ведущее значение игры подкреплено вескими аргументами. В игре дошкольник примеряет на себя различные роли взрослого. Чаще всего, это обобщенные роли. Дети копируют некий собирательный образ, выступая врачом или мамой, учителем или продавцом, водителем или полицейским и еще кем угодно, как подскажет фантазия.

Игра – это образец, калька реальных ситуаций, наблюдаемых ребенком. Роль – большая ответственность в детском понимании! Согласившись побыть в игре кем-то, дошкольник ведет себя так, как требуют общепринятые правила в соответствии с образом.

Особенно интересно наблюдать, как дети меняются ролями. За считанные минуты они превращаются из «врача» в «пациента», или вместо «бандита» становятся «полицейским».

Главная задача в игровой деятельности заключается в выполнении условий и правил, которые регламентируют игру.

Дошкольнику легко примерить на себя простые правила, к примеру, «покормить кукол», «привозить на стройку кубики», «поднимать шлагбаум»… Но условия значительно усложняются, когда сюжет игры требует воспроизводить отношения между людьми.

Дети идут от простого к сложному и включаются в ту деятельность, которая им понятна и посильна. Они используют ранее виденные модели отношений, проявляют активность в развитии сюжета, чутко воспринимают и задействуют воображение. При такой вовлеченности ребенок многому научается и приобретает ценный опыт, поэтому ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

Особенности игровой деятельности младших дошкольников

Игры детей 3-4 лет основаны на простых действиях и обязательно включают предметы. Сюжеты однообразны и не отличаются устойчивостью, да и те подсказываются игрушкой или постоянно наблюдаемым действием. Например, ребенок рулит как папа, моет посуду как мама, или играется как котенок. При этом малыш обязательно дает понять, что он находится в образе.

Что же дает ребенку игра, если она еще столь проста? Ценность заключается в том, что дети самостоятельно создают воображаемую ситуацию. Поведение ребенка в сюжетной игре, пусть даже на короткий срок в 10-15 минут, соответствует новой для него роли.

Младшие дошкольники 4-5 лет способны проигрывать более длительные сюжеты. Истории, как правило, бытовые или позаимствованы из любимого мультфильма. Игра может состоять из нескольких сюжетных линий и разнообразных социальных отношений (дочки-матери, парикмахерская, больница и пр). При этом воображение и мышление дошкольника активно задействовано в придумывании новых ролей.

Предметность игры как возрастная особенность

В раннем дошкольном возрасте практически каждая игра опирается на предметы – игрушки, мебель или вспомогательные материалы.

Предметно-манипулятивная стадия, когда ребенок увлечен перевозкой песка в кузове машинки или одеванием кукол, сменяется использованием предмета-заместителя.

Причем, важен не сам предмет, а то значение, которое ему приписал ребенок в данный момент.

Например, дети охотно используют стул в качестве автомобиля, но как только игра наскучит, они тут же забывают о таком интересном назначении стула.

В редких случаях дети обозначенного возраста могут играть, не используя игрушки или вспомогательный материал. По этой причине ведущим типом деятельности у младших дошкольников выступает игра с опорой на предмет.

Особенности игры в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники играют совершенно на другом уровне. Они исполняют роли, опираясь не на внешние атрибуты, а основываясь на представлениях, какие функции соответствуют их персонажу в реальной жизни.

Сюжетные игры в старшем дошкольном возрасте длительны и развернуты, а то и вовсе приобретают серийный характер. Дети старше 5 лет могут в последующие дни возвращаться к приостановленным действиям и дальше развивать сюжетные линии. Игровая деятельность в этот возрастной период имеет ролевые и познавательные разновидности.

Ролевые игры

Активное формирование познавательных процессов и хорошо развитая речь позволяют старшим дошкольникам реализовывать свою потребность быть как взрослый.

Дети выстраивают воображаемые ситуации, в которых они воспроизводят взаимоотношения и поведение своих родителей, воспитателей, продавцов, докторов и других взрослых из реального окружения.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста выполняет важнейшие функции:

  • формируется устойчивое ролевое поведение;
  • развивается речь, обращенная к партнеру по игре;
  • проявляется первое сотрудничество (нужно договориться, кто кем будет, спланировать ход).

Ролевая игра старших дошкольников дополняется еще и внутренним взаимоконтролем. Дети ревностно следят, чтобы никто из участников не нарушал принятых правил. Возмущаются, если кто-то самовольно меняет поведение, предписанное персонажу ролью.

Особенности социального развития личности в игре состоят в том, что дошкольник выверяет правила с точки зрения житейской логики. Если «так не бывает» в реальной жизни или сказочной истории, правило не принимается.

Познавательно исследовательские игры

Игра, предполагающая исследование нового, имеет особую ценность. Подобная деятельность не только развивает познавательные процессы, но и формирует целеустремленность дошкольника.

Столкнувшись с незнакомым предметом, механизмом или явлением, ребенок формулирует вопрос, который связан с потребностью получить новые знания. Этот вопрос может быть адресован другому человеку, но чаще он формулируется непроизвольно и принимает форму внутреннего побуждения проявить активность и получить информацию.

Например, прежде чем расспросить, почему магнит притягивает металлические предметы, дошкольник обязательно испытает опытным путем магнетические свойства на всем, что находится в его окружении. А понаблюдав за полетом бумажного змея, ребенок проверяет на «летательность» все легкие предметы.

Сюжеты с исследовательским началом детям придумать сложнее, и чаще они развиваются с подачи взрослого. Можно ставить перед дошкольником поисковую задачу. Поскольку игра является ведущим видом деятельности, эффективнее формулировать задачу в игровом контексте (расколдовать лед и превратить его в воду, «разоблачить» песок, умеющий находить место в заполненной камушками банке).

Социализирующая функция игровой деятельности дошкольников

Игровая атмосфера является идеальной для развития у дошкольников навыков общения, понимания социальных ролей, что крайне важно для формирования социального интеллекта.

Детям нужен партнер, чтобы проигрывать даже простые сюжеты. При этом девочки и мальчики применяют разные подходы к приобщению сверстника к игре. Девочки нуждаются хотя бы в поверхностном знакомстве с временным другом. Мальчикам же достаточно предложить: «Давай поиграем!». И проведя час-другой вместе, они могут не знать имен друг друга. Совместная деятельность у них стоит на первом месте.

Игра оказывает влияние на мотивационную сферу ребенка. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста на первых порах позволяет реализовывать мотив «быть как взрослый». Но, приходит время осознания, что действия взрослого можно только имитировать в игре, а в настоящей жизни у ребенка строго обозначенное место в социальных отношениях. Благодаря этому осознанию появляются иные мотивы деятельности: поступить в школу, вырасти и стать таким, как папа, мама или другой значимый взрослый.

Родители нередко торопят события и не оставляют ребенку возможности последовательно через игровую деятельность сформировать потребность и желание школьного обучения. Многие современные дети больше посещают различных подготовительных занятий, чем занимаются сюжетно-ролевой игрой. Это ошибочный подход к воспитанию ребенку. Именно в игре развиваются все стороны личности детей. Другие виды деятельности дополняют опыт ребенка и занимают меньше времени и внимания в дошкольном детстве.

Дошкольники мыслят и фантазируют, моделируют ситуации, учатся соблюдать правила, общаться со сверстниками, проявлять эмоции и даже в определенной степени контролировать их проявление. Игра как ведущая деятельность дошкольника создает необходимые условия перехода на новый этап развития и подготавливает ребенка к обучению в школе.

Понятие ведущего вида деятельности. Механизм смены ведущего вида деятельности — FINDOUT.SU

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Имя

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выберите тип работыЧасть дипломаДипломная работаКурсовая работаКонтрольная работаРешение задачРефератНаучно — исследовательская работаОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерская работаНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация статьи в ВАКПубликация статьи в ScopusДипломная работа MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Нажимая кнопку «Продолжить», я принимаю политику конфиденциальности

Ведущий вид деятельности. Определение этого структурного компонента возраста было дано последователями и учениками Л. С. Выготского. Представление о том, что деятельности человека не являются рядоположенными, что в их общей массе следует выделять деятельность ведущую — не столько по отношению к другим деятельностям, сколько по отношению к психическому, личностному развитию, к формированию тех или иных психологических новообразований, т. е. деятельность, в ходе которой собственно и происходит ее интериоризация, содержалось уже в работах Л. С. Выготского.

В работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его личности лежит непосредственная практическая деятельность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятельности» подчеркивает связь самого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс развития рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды выступали как условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные его вариации в пределах нормы.

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности, данное А. Н. Леонтьевым, который определил и основные характеристики этого понятия. По его мнению, признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей А. Н. Леонтьев называл такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более узком значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей («что делает на заводе директор, инженер, рабочий»), а это является весьма важным моментом формирования его личности. Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

А. Н. Леонтьев углубил идеи Л. С. Выготского о ВВД, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.

В современной отечественной психологии роль ведущей деятельности в развитии личности в онтогенезе подробно рассматривается в трудах Д. И. Фельдштейна. По мнению Д. И. Фельдштейна, закономерная смена ВВД задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как личности. Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологические) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, т. к. детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно- социальный феномен; меняющийся в разные социально- экономические эпохи, в разных обществах.

В связи с этим, указывает Д. И. Фельдштейн, психология развития изучает условия и конкретные механизмы превращения объективной структуры ведущего типа деятельности в формы субъективной активности ребенка, определяя закономерности формирования у него определенных потребностей, мотивов, эмоций, соответствующего отношения к людям и к предметам деятельности.

В целом деятельность, ее развитие характеризуются двояко: с одной стороны, весь процесс развития, смены ведущих деятельностей может и должен быть описан как самодвижение, как процесс, подчиняющийся своей имманентной логике, т. е. как собственно психологический процесс, а с другой стороны, практически мы имеем дело с организуемой деятельностью, которая создает условия для развития человека как личности. Организованная обществом деятельность дает ту схему, в которой формируются отношения, потребности ребенка, его сознания, самосознания. Итак, саморазвитие — оно же развитие через задаваемые извне формы деятельности.

В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных видов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе.

Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов .

В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

 

Усвоив в постоянных контактах со взрослыми оперативно-техническую сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет), выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания.

Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурно- спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внешкольной индивидуально-предпринимательской работе, в творческой груде (техническое и художественное творчество, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества». Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений со взрослыми, реализация самостоятельности.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15—17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой — получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. Основное психологическое новообразование данного возраста — это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания. Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественно-ориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно-профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением «внутренней позиции» старшеклассника (осознание своего Я в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.

Ведущая деятельность | 77 публикаций | 38402 Цитаты | Top Authors

Журнальная статья•DOI•

Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений общего образования

[. ..]

Быстрова Юлия 1 , Коваленко Виктория 2 , Казачинер Елена 90 2 •Учреждения (2)

Национальный педагогический университет имени Драгоманова 1 , Педагогический университет 2

01 Сен 2021-Журнал для воспитателей, педагогов и педагогов

Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы социально-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательных учреждений. Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как система последовательной, комплексной, социально ориентированной педагогической деятельности коллектива специалистов, которая обеспечивает процессы индивидуализации личности обучающегося, создает условия для его самоопределения за счет возможностей и способностей, защищает права студента. В статье представлена ​​методика социально-педагогического сопровождения детей с глубокими нарушениями зрения в образовательно-реабилитационном центре. Определены основные составляющие методики социально-педагогической поддержки ребенка: экспериментальная, продуктивная, нормативная, коррекционная, информационная, и ее функции в рамках образовательного процесса: диагностическое сопровождение, консультирование, информационно-методическое обеспечение, организационно-управленческая. Определены основные показатели эффективности социально-педагогических методов поддержки в различных сферах социализации ребенка: в сфере ведущей деятельности; межличностных отношений и общения; самосознания. На основании показателей эффективности социально-педагогического сопровождения и критериев выделены три обобщенных уровня социализации детей с глубокими нарушениями зрения. Разработан и апробирован комплекс социально-педагогических технологий организации процесса социализации студентов с нарушениями зрения на основе кейс-метода. Подтверждена эффективность внедрения экспериментальной технологии: повысилась успешность учебной деятельности детей, уровень развития интегративных умений, средние показатели социальной активности и нравственности. Увеличилось количество детей с высоким уровнем социализации.

…читать дальшечитать меньше


Журнальная статья•DOI•

Чтение вслух как ведущее занятие с дошкольниками

[…]

Pradita Nambiar, Sharada Gade 1 •Учреждения (1)

Tata Institute of Social Sciences 1

24 июня 2021

Резюме: Мы исследуем деятельность учителя чтения вслух с дошкольниками в Индии. Три виньетки показывают, как это ведущее занятие помогает маленьким детям участвовать в социально-драматической игре, способствуя их культурно-историческому развитию. Сотрудничая в качестве учителя и исследователя, мы рассматриваем употребление учащимися слов, случаи замены предметов и исследование социальных ролей в читаемом вслух рассказе, чтобы продемонстрировать развитие их высшей психологической активности. Более того, мы утверждаем, что чтение вслух в дошкольных учреждениях имеет решающее значение для развития обучения учащихся в среднем детстве.

…читать дальшечитать меньше

1 цитирования


Журнальная статья•DOI•

Планы на будущее и способность прогнозировать как когнитивные навигаторы социального успеха человека

[…]

Юлия Е Макаревская, Зинаида Рябикина 1 •Учреждения (1)

Кубанский государственный университет 1

01 января 2021

Аннотация: Социальная успешность – категория неоднозначная, имеющая как внешние, так и внутренние критерии. Несмотря на трудность понимания критериев и неоднозначность их трактовки в разных культурах и социальных слоях, стремление к успеху в виде различных поведенческих тенденций и проявлений считается присущим большинству людей. Результаты исследований, представленные в статье, получены на выборках разных возрастных групп: подростковый, юношеский, взрослый возрастные периоды (от 17 до 45 лет). Критерии социальной успешности рассматриваются через призму ведущей активности возраста и служат основанием для дифференциации выборок на социально успешных и неуспешных респондентов. Исследование носит сравнительный характер и показывает, что когнитивные маркеры социально успешных респондентов отличаются от ментальных траекторий социально неуспешных респондентов. В подростковом возрасте социальный успех сопровождается четко сформулированными целями и осознанными планами на будущее; в юношеском и взрослом возрасте при сохранении осознанности планов социально успешные респонденты обладают также высоким уровнем прогностических способностей, выражающимся в обоснованности мыслительного процесса, гибкости мышления, пластичности идей и перспективности причинно-следственных связей. Эти когнитивные характеристики позволяют человеку строить психические процессы таким образом, чтобы они сопровождали его социальный успех.

…читать дальшечитать меньше


Журнальная статья•DOI•

Развитие игровой компетентности воспитателей дошкольных учреждений

[. ..]

Ханова Татьяна Геннадьевна 1 , Белинова Наталья Владимировна 1 1 •Учреждения (1)

Педагогический университет 1

01 января 2021

Аннотация: Творческая игра имеет свою историю, но остается одной из актуальных проблем современной педагогики. Являясь ведущей деятельностью, содержащей предпосылки для формирования важнейших психологических наростов, игра отстает, отдавая приоритет учебной деятельности. По мнению авторов, отсутствует единый подход к пониманию сущности игры, ее мотивов, непонимание ее значения и огромного развивающего потенциала, отношение взрослых к игре как к ненужной деятельности. Авторы видят решение этой проблемы в развитии у педагогов профессиональной компетентности в педагогическом сопровождении игры детей, или игровой компетентности. Педагогу как ключевому субъекту образовательного процесса необходимо наличие системы профессиональных знаний, игрового опыта, личностных качеств для создания оптимальных условий для игрового развития детей, а также стремления к саморазвитию и творческому росту. В статье представлен проект методической поддержки педагогов, включающий четыре тематических модуля и реализованный на основе современных образовательных технологий. По результатам зондирования данного проекта сделан вывод об эффективности повышения игровой компетентности педагогов за счет грамотного построения содержания и технологий методической работы в детском саду.

…читать дальшеЧитать меньше


Журнальная статья•DOI•

Efectos del juego de roles sobre la interiorización de acciones objetales y simbólicas en preescolares

[…]

0

19 090 Solovievas 19 Camila Borgeevas , Луис Кинтанар Рохас 1 •Учреждения (1)

Автономный университет Тласкала 1

15 октября 2020 г.-Cuadernos Hispanoamericanos de Psicología

Резюме: роль социальной деятельности как ведущей роли в социальной деятельности культурного опыта человека хорошо известна в историко-культурной психологии. В данной статье ставится задача показать, как предметно-символические действия превращаются в операции в ходе социально-ролевой игровой деятельности в дошкольном возрасте. В исследовании проводились две оценки уровня сформированности действий в игровой деятельности — в начале и в конце учебного года. Анализ частоты и сложности действий позволил сделать вывод, что интериоризация предметных и символических действий ведет к отражению и осознанию социальных отношений, представленных в роли. Также качественные изменения наблюдались в развитии произвольной деятельности, воображения и рефлексивного мышления.

…читать дальшеЧитать меньше

3 цитирования

12 лучших видов лидерства, которые помогут развить навыки вашей команды

Спросите 100 человек, что делает лидера эффективным, и вы, скорее всего, получите 100 разных ответов. Но запустите лидерские мероприятия, и вы сможете сразу увидеть, у кого есть навыки, необходимые для того, чтобы занять эту должность, и что вам нужно сделать, чтобы улучшить этот потенциал.

В этой статье эксперты по менеджменту Sling предлагают примеры лучших лидерских действий, которые вы можете использовать, чтобы укрепить способности своей команды и вывести их на новый уровень.

Определение деятельности лидерства

Третий новый международный словарь Вебстера  определяет лидерство как:

Качество лидера и способность руководить; действие или пример руководства.

Это прекрасное определение, но опытные менеджеры знают, что это гораздо больше, чем просто обладание качествами и способностями, необходимыми для лидерства. Успешный лидер будет использовать эти качества и практиковаться, чтобы совершенствоваться.

Лидерская деятельность предоставляет такую ​​возможность для практики. Это индивидуальные или командные упражнения, которые позволяют вам проверить и улучшить свои способности (и способности вашей команды) в контролируемой ситуации.

Эти упражнения очень похожи на упражнения, которые большинство спортивных команд проводят для имитации реальных соревнований. Выполняя эти упражнения (лидерские действия), вы и ваша команда можете быть хорошо подготовлены к любой ситуации, которая может возникнуть на вашем пути.

Примеры лучших лидерских действий

1) Руководство по выживанию

Разделите участников на две команды и представьте им ситуацию выживания: авиакатастрофа, кораблекрушение, потеря в пустыне. Затем предоставьте им список предметов, которые могут быть полезны в этой ситуации.

Предложите группам выбрать пять предметов, которые помогут им выжить. После того, как команды закончат выбирать свои предметы, попросите их обосновать свой выбор и то, как они будут использовать эти предметы, чтобы преодолеть данные обстоятельства.

Эта деятельность по лидерству стимулирует критическое, творческое и стратегическое мышление, а также навыки решения проблем, которые могут быть полезны в вашем бизнесе.

2) Все на борту

Разделите свою команду на две группы и предложите им построить «лодку» из подручных материалов, которые вы предоставите.

Когда они закончат строительство, прикажите всем членам команды встать на какую-либо часть своего творения. Затем удаляйте кусочки по одному, в то время как люди пытаются «удержаться в лодке», насколько это возможно.

Это занятие способствует общению, совместной работе, решению проблем и критическому мышлению.

3) Что если

Приглашайте своих сотрудников в свой офис по одному и предлагайте им сложную гипотетическую ситуацию. Попросите их придумать решение проблемы.

Например: «Что, если вы потеряли важного клиента и дорого обошлись компании из-за несоблюдения процедуры? Как бы вы объяснили свои действия и как бы вы решили проблему?»

Этот вид лидерства демонстрирует рациональность, аналитическое мышление, ответственность и умение решать проблемы.

4) Минное поле

Для этого упражнения вам понадобятся команды из двух человек, повязка на глаза и несколько «препятствий» (хорошо подойдет офисная мебель).

Завяжите глаза одному члену дуэта и попросите другого участника провести «слепого» человека через минное поле препятствий, используя только слова «направо», «налево», «вперед» и «назад». В качестве альтернативы, проведите это занятие в парке или на игровой площадке, чтобы приятно провести время вне офиса.

Эта руководящая деятельность способствует общению, слушанию и доверию.

5) Лидеры, которыми вы восхищаетесь

Во-первых, разделите свою команду на группы не более чем по пять человек и разместите их в разных частях офиса (чтобы они могли свободно разговаривать). Поручите им обсудить лидеров (живых или мертвых), которыми они восхищаются, и выбрать одного из них в качестве представителя своей группы.

По прошествии заданного времени соберите всех вместе и попросите каждую группу представить лидера, которым они восхищаются. Как организатор этого мероприятия, обязательно спросите, почему они выбрали именно такого лидера. Затем выделите общие черты и желаемые лидерские характеристики одного или всех упомянутых лидеров.

Эта руководящая деятельность улучшает командную работу и вовлеченность, а также раскрывает черты и качества, которым может подражать каждый.

6) Осталось 30 секунд

Дайте членам вашей команды несколько минут, чтобы подумать о лучшем моменте в их жизни. Подчеркните, что это может быть профессиональное достижение, захватывающее приключение или личный прорыв. Все возможно, но дайте им знать, что они поделятся с остальной частью группы.

Когда каждый вспомнит свой момент, попросите его сократить его до лучших 30 секунд. Затем пройдитесь по комнате и попросите каждого человека описать момент.

Это руководящее задание помогает вашей команде лучше узнать друг друга (и самих себя) и способствует сплочению группы.

7) Ледокол

В этом задании каждый участник должен ответить на пять общих «ледокольных» вопросов (например, «Кто выше шести футов ростом?»)

Когда все закончат, обойдите группу и каждый задает свои вопросы. Подсчитайте, сколько человек подняли руку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков в конце раунда.

Например, если один вопрос звучит так: «У кого светлые волосы?» и три человека поднимают руку, это три очка.

Эта руководящая деятельность идеально подходит для снятия напряжения, развития межличностного общения, поощрения дискуссий и создания чувства связи между членами команды.

8) Задание руководителя

Это руководящее задание состоит из трех частей, поэтому дайте участникам достаточно времени для выполнения заданий. Возможно, вы даже захотите разбить это занятие на несколько дней. Вот как это работает.

Часть 1: Поручите своей команде написать эссе на заданную тему лидерства или организовать дебаты на эту же тему. Создайте рубрику, по которой вы сможете определить двух или трех победителей.

Часть 2: Разделите остальных членов вашей команды на две или три меньшие команды (в зависимости от того, сколько у вас победителей в первой части). Назначьте победителей первой части руководителями этих малых групп.

Часть 3: Отведите лидеров в сторону и дайте им задание. Задача руководителей — организовать свою команду для успешного завершения порученного проекта.

Лидеры могут делать это как хотят, но первая команда, которая достигает цели, получает награду.

9) Гонка за лидерство

Перед тем, как собрать всех вместе для этого лидерского задания, напишите список из 20 или более лидерских качеств в форме утверждений «Я есть…».

Например:

  • Мне удобно принимать важные решения, имея достаточно времени на подготовку.
  • Мне удобно принимать важные решения без задержки.
  • Я не виню других в своих проблемах.
  • Я всегда на связи даже в трудные времена.
  • У меня позитивный настрой перед лицом невзгод.

Когда придет время проводить мероприятие, выстройте всех участников в ряд лицом к вам. Прочтите вслух каждое утверждение о качестве лидера и попросите участников сделать один шаг вперед, если это утверждение применимо к ним.

Предупредите их заранее, что они должны быть готовы объяснить, почему они считают, что обладают этими качествами. Всем не нужно оправдывать каждое качество, но по мере того, как игра приближается к концу, попросите оставшихся участников рационализировать свои шаги вперед.

Продолжайте читать утверждения, пока не определите победителя.

Это руководящее задание помогает членам вашей команды лучше узнать себя и своих коллег. Это также может помочь вам определить тех, кто обладает реальными способностями к лидерству, и на кого вы можете возложить больше ответственности.

10) Круглый стол

Для этого задания вам понадобятся четыре круглых стола одинакового размера. Перед началом действия создайте отдельную сложную многошаговую задачу для каждой таблицы.

Разделите сотрудников на четыре команды — по одной на каждый стол — и назначьте в каждую команду лидера. Лидер может только общаться, направлять и делегировать текущую работу, но на самом деле он не может ее выполнять.

Начните задание и определите, сколько времени потребуется каждой команде для выполнения задания. Запишите результаты и переместите каждую команду к следующей таблице. Вы можете оставить одних и тех же лидеров или назначать новых при каждом перемещении.

Время всех команд за всеми столами, и команда с наименьшим общим итогом побеждает.

11) Небоскреб

Для этой лидерской деятельности вам понадобится множество повседневных предметов, таких как:

  • лента
  • Строка
  • блоки
  • газета
  • плака
  • . уникальные предметы, чтобы сделать это занятие более интересным и увлекательным. Вам также понадобится пакет зефира для процесса сборки и в конце.

    Разделите всех как минимум на две команды (в зависимости от того, сколько у вас ресурсов) и попросите их построить максимально высокую башню, используя только предоставленные предметы, за определенное время (например, 15–20 минут).

    Небоскреб должен стоять сам по себе и должен поддерживать зефир, помещенный на самом верху. Побеждает команда с самым высоким небоскребом.

    Эта деятельность вознаграждает групповое общение, сотрудничество, решение проблем, инновации и динамику команды/лидерства.

    12) Распутать

    Эта лидерская деятельность зависит от того, насколько хорошо все общаются и работают вместе для достижения общей цели. В процессе обычно появляются один или два лидера, которые помогают и ведут команду к успеху.

    Вот как это работает.

    Поставьте всех плечом к плечу в круг. Попросите их положить свою правую руку в правую руку кого-то на другой стороне круга.

    Затем скажите им положить свою левую руку в левую руку другого человека (не может стоять прямо рядом с ним).

    После того, как все возьмутся за руки, предложите группе распутаться, не разорвав цепи. Если они разорвут цепочку, им придется начинать сначала.

    Вы можете установить ограничение по времени для этого упражнения или позволить ему выполняться до конца.

    Проявите творческий подход к своим лидерским занятиям

    Проявив немного воображения, вы даже можете создать свои собственные лидерские занятия для действительно индивидуального опыта. Выделите черту лидерства, которую вы хотите поощрять, а затем придумайте игру или задание, позволяющее участникам использовать эту черту.

    Чтобы действительно поощрять лидерство в вашей команде, проводите эти мероприятия не реже одного раза в месяц (если позволяет время).

    Запланируйте время для лидерских мероприятий

    В современном быстро меняющемся деловом мире найти время для проведения этих лидерских мероприятий может быть сложно. Планирование времени для развития ваших навыков — и навыков вашей команды — очень важно, если вы хотите добиться успеха. Приложение Sling может помочь.

    Sling — это мощный набор инструментов, предназначенных исключительно для планирования напряженной рабочей жизни ваших сотрудников. Интуитивно понятный и простой в использовании интерфейс может помочь вам выкроить время, необходимое всем вам, чтобы принять участие в одном или нескольких мероприятиях лидерства.

    Sling также предоставляет списки задач, средства отслеживания времени и средства обмена сообщениями, чтобы ваша команда выполняла все эффективно и вовремя. Ведение руководящей деятельности, а также ваши обычные деловые обязанности никогда не были проще благодаря мощности и гибкости приложения Sling.

    Чтобы получить больше бесплатных ресурсов, которые помогут вам лучше управлять своим бизнесом, организовывать и планировать свою команду, а также отслеживать и рассчитывать затраты на рабочую силу, посетите GetSling. com сегодня.

    Подробнее см. в: Управление персоналом

    Находите статью полезной? Поделитесь с другими:

    7 лучших видов лидерства | MTa Learning

    25 февраля 2022 г.
    Эти занятия по развитию лидерских качеств имитируют проблемы, с которыми могут столкнуться новые и опытные лидеры, в веселой и заставляющей задуматься обстановке.

    В этой статье мы расскажем о лучших лидерских действиях в диапазоне MTa . Это мероприятия, которые вы можете проводить самостоятельно : мощные инструменты для учебных занятий и семинаров по лидерству, будь то лично или виртуально.

    Не просто учите людей лидерству, дайте им возможность развить поведение, которое позволит им стать лучшими лидерами.

    Вот что мы рассмотрим:

    • 7 лучших видов лидерства
    • Что такое лидерская деятельность?

    Подъемник от MTa Insights

    Каждый из трех этапов имеет свои собственные возможности обучения:

    1. Фокус на цели: Определение конечной цели и сосредоточение на ней, достижение цели посредством командной работы
    2. Инструктирование других : предоставление и получение информации
    3. Мотивация: Влияние вовлеченности на личную мотивацию, понимание успеха

    Эта деятельность начинается с сосредоточения внимания на возникающем лидерстве в командах, а затем переходит к разработке и доставке инструкций, позволяющих второй группе работников выполнить задание.

    Это лидерское упражнение хорошо работает в помещении или на открытом воздухе и может использоваться как отдельное занятие или как часть более широкой программы.

    Waste Away from MTa Insights

    На каждом из трех этапов есть свои возможности обучения:

    1. Руководство командой на месте
    2. Лидерство через других: Требуется время, чтобы переоценить новую информацию; подготовка других к обучению и руководству от вашего имени
    3. Прикладное лидерство: Возможность использовать индивидуальное обучение на предыдущих этапах

    Waste Away начинается с того, что лидеры должны заставить команды выполнить сложную задачу. Все меняется, и на их место назначается новый лидер. По мере изменения ролей обязанности меняются и должны быть делегированы.

    Это задание разработано специально для супервайзеров и менеджеров, которым приходится работать через других, и исследует уникальные проблемы в этой ситуации.

    Этот вид лидерства проводится в помещении или на открытом воздухе и требует достаточного пространства, чтобы обе команды могли проводить совместные обсуждения.

    Led Jigsaw от MTa Insights

    Изучение навыков лидерства:

    • Основы лидерства: делегирование полномочий, координация и постановка целей
    • Извлечение выгоды из разнообразия : Руководство командой, в которой каждый человек привносит что-то уникальное и жизненно важное

    На этапе 1 лидер должен работать над координацией 4 отдельных задач, но только у них есть общая картина. Будут ли они втянуты в детали, или они будут расширять возможности своей команды?

    На этапе 2 команда собирается вместе и должна эффективно сотрудничать. Сможет ли лидер успешно координировать свою команду и как они справятся с неизбежными неудачами?

    Узнайте больше о MTa Insights здесь.

    Обещания, обещания от MTa Mini

    Изучение лидерских навыков: 

    • Влияние различных ограничений на лидеров и команды
    • Одновременное руководство разными командами с разными потребностями
    • Выявление ключевых организационных вопросов и надлежащее распределение ресурсов
    • Последствия принятия обязательств от имени других без их согласия
    • Управление изменяющимися ситуациями
    • Важность понимания и удовлетворения потребностей клиентов
    • Эффективное общение между лидерами и командами, командами и лидерами, поставщиками и клиентами

    В этом упражнении вы должны возглавить сложную команду, члены которой работают над разными частями задачи, в разных местах, и с разными ограничениями.

    Сценарий включает разработку и производство продукта, брендинг и управление ресурсами. В то время как клиенты предъявляют требования в условиях все более напряженных условий.

    Это настольное занятие предназначено для использования в помещении и предназначено для людей, которые уже имеют некоторый опыт руководства и хотят совершенствоваться.

    Узнайте больше о MTa Mini здесь.

    MTa The Culprit

    Изучение навыков лидерства: 

    • Изучение влияния личного стиля при работе с другими
    • Предоставление и получение обратной связи 
    • Предложение другим рекомендаций
    • Работа в открытой, честной и доверительной среде
    • Практика и развитие командных навыков в ситуации решения проблем

    В The Culprit каждой команде дается две задачи: раскрыть тайну убийства и выявить игроков-одиночек, т.е. тех, кто работает над своими собственными секретными целями, а не над целями команды.

    Специализированные «Внутренние расследования» обеспечивают беззаботную, но мощную арену для прямой, не угрожающей обратной связи. В этом контексте участники могут практиковаться и размышлять над процессом обратной связи, что приводит к результатам обучения, непосредственно применимым в профессиональных условиях.

    Это отличное упражнение, помогающее людям в командах развивать лидерские качества. The Culprit также доступен на MTa Immersion, нашей инновационной онлайн-платформе экспериментального обучения.

    Узнайте больше о MTa The Culprit здесь.

    Трейлер из MTa Team Kit

    Изучение навыков лидерства:

    • Понимание того, когда и как максимально использовать навыки и знания каждого
    • Важность личной ответственности

    В этой руководящей деятельности две команды, проектировщики и строители, работают над разными частями одного и того же проекта. Сначала они работают отдельно, но позже им разрешается работать в одном месте.

    Участникам предоставляется возможность подумать о своем личном стиле, своем подходе к работе и о том, как эти факторы влияют на рабочие отношения.

    Это занятие идеально подходит для руководителей, которые знакомы с основами и хотят практиковать более сложные концепции. Комплект одинаково хорошо подходит как для внутреннего, так и для наружного использования. Он был разработан как самостоятельное занятие или как часть более крупного семинара по лидерству.

    The Frame from MTa Team Kit

    Изученные лидерские качества:

    • Учет потребностей других
    • Важно помнить об общей картине
    • Как можно неверно истолковать лучшие усилия отдельных людей
    • Развитие и поддержание доверия
    • Проверка предположений (неверная интерпретация действий отдельных лиц)
    • Сопоставление целей компании с целями подразделений

    The Frame имеет сходство с The Trailer в том смысле, что две группы — в данном случае инструкторы и конструкторы — работают над разными частями одного и того же проекта.

    Однако содержание занятий различается: здесь у инструкторов есть точная информация, которая нужна конструкторам, и они оба должны преодолеть реальные и предполагаемые ограничения, затрудняющие передачу этой информации.

    Это занятие по лидерству можно использовать отдельно или как часть семинара по лидерству. Из-за общих аспектов это задание может хорошо работать в той же программе, что и трейлер. Мы рекомендуем сначала запустить The Frame, так как он имеет дело с менее сложными концепциями.

    Узнайте больше о MTa Team Kit здесь.

    Что такое лидерская деятельность?

    Лидерские занятия предназначены для того, чтобы участники могли практиковать и развивать ключевые качества, необходимые для эффективного лидерства.

    В зависимости от уровня сложности лидерская деятельность может быть полезна для людей с небольшим опытом или без него, чтобы начать изучение этих компетенций, или для людей, обладающих знаниями и опытом в основах, для совершенствования определенных аспектов своего лидерства.

    Лидерские мероприятия исследуют такие понятия, как:

    • Влияние личного стиля 
    • Предоставление и получение обратной связи 
    • Создание открытой и честной среды 
    • Влияние ограничений
    • Руководство командами с разными потребностями
    • Распределение ресурсов 
    • Управление изменяющимися ситуациями 
    • Принятие на себя личной ответственности
    • Тестирование предположений
    • Переоценка ситуаций с новой информацией
    • И многое другое

    Поскольку роль лидера сложна и всегда востребована, лидерские действия являются популярным способом достижения значимых и устойчивых изменений в поведении, которые можно применять в реальных ситуациях.

    Заключение

    В этой статье продемонстрировано 7 примеров лидерской деятельности из нашего ассортимента. Эти мероприятия охватывают как вводные, так и продвинутые компетенции и охватывают значительное количество концепций лидерства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts