Вегетативная нервная система человека регулирует работу мышц: Соматический и вегетативный отделы нервной системы — что это, определение и ответ

Как тревога проявляется в организме человека и как с ней справиться?

Тревога и волнение — естественные эмоциональные реакции, которые знакомы каждому.

Мы состоим из двух «субъединиц»: наш мозг и наш организм.

Организмом управляет структура, которая называется вегетативная нервная система (ВНС). Это достаточно сложная высокоорганизованная система, которая регулирует действия всех наших внутренних органов и желёз.

Основная роль этой системы — поддержка постоянства внутренней среды  нашего организма (гомеостаза).

Вегетативная нервная система имеет два отдела — симпатический и парасимпатический. Парасимпатическая нервная система отвечает за спокойствие, восстановление внутренних ресурсов, возвращая организм в нормальное состояние, сон.

А симпатическая нервная система наоборот. Как раз с помощью нее организм запускает механизмы реакции на тревогу: испуг, борьба, бегство.

Материал подготовил невролог, паркинсонолог Euromed Clinic, кандидат медицинских наук Дынин Павел Сергеевич.

Какие физиологические реакции происходят в организме во время проявления тревоги?

Одна из первых реакций организма — повышение частоты  сердечных сокращений. Данное физиологическое проявление организма важно, чтобы подготовиться к действиям, например, бежать. Иногда тревогой могут сопровождаться жизнеугрожающие состояния, например острая сердечная недостаточность.  Если беспокоит боль в области сердца, распространяющаяся в левую руку, зону нижней челюсти — необходимо срочно обращаться к врачу.

Изменяется и частота дыхания. Оно становится частым, глубоким, организму важно получить большое количество кислорода, который в свою очередь служит источником энергии для мышц.

Усиливается потоотделение. Интенсивное потоотделение помогает «ускользнуть» от фактора тревоги. Потоотделение является типичным и частым симптомом.

Также во многих мышцах возникает напряжение. Иногда это вызывает болевые ощущения.

Напомним, что все эти процессы проходят как естественные физиологические реакции. Это некий ответ организма на проявление внешних и внутренних факторов.

ТОП-советов, как справиться с тревогой?

  • Ложитесь спать пораньше
    Согласно исследованиям, ненормированный режим сна и позднее засыпание усиливают процессы в головном мозге, отвечающие за возбуждение нервной системы и повышают общий уровень тревоги.
  • Занимайтесь спортом
    Простая поездка на велосипеде, урок танцев или даже быстрая прогулка могут стать мощным инструментом для тех, кто испытывает чувство тревожности.
  • Съешьте что-нибудь.
    Сладкое действительно повышает настроение. Только не делайте из сладкого культ. Сбалансируйте свое питание, пересмотрите своё меню.
  • Соблюдайте информационную гигиену.
    Не читайте и не смотрите большое количество информационных каналов СМИ особенно перед сном. Выберите несколько проверенных и будьте в осведомленности.
  • Проводите больше времени с семьей и близкими.
    Постарайтесь проводить больше времени с близкими и друзьями, именно с ними вы можете поделиться своими переживаниями или заняться общим делом.

Записаться на прием к врачу-неврологу можно  онлайн на сайте или по круглосуточному телефону клиники + 7 812 327 03 01.

Урок Серик О.В. «Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы»

Про матеріал

Тема: Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы.

Задание: сформулировать в учеников понятие вегетативная нервная система, симпатическая нервная система, прасимпатическая нервная система; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы. », учебник, таблицы, дидактические карточки, видефильм «Нервная система».

Тип урока: комбинированный.

Перегляд файлу

Класс 8

Тема: Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы.

Задание: сформулировать в учеников понятие вегетативная нервная система, симпатическая нервная система, прасимпатическая нервная система; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование и материалы: презентация «Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы.», учебник, таблицы, дидактические карточки, видефильм «Нервная система».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Вид деятельности учителя и ученика

Время

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

Девиз нашего урока:

«Деятельность — единственный путь к знанию»

Дж.Бернард Шоу

А за свою деятельность вы будете получать карточки и самый активный ученик, который наберет наибольшее количество карточек получит сертификат: Самому знающему нервною систему человека!

 

Приветствие учеников.

Сообщение учителя.

1 мин.

І. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Слайд № 3

Терминология

  1. Нервная система
  2. Нейрон
  3. Рефлекс
  4. Рефлекторная дуга

Слайд № 4

Установите соответствие

Виды нейронов

Характеристика

1.

Чувствительные (афферентные)

А. Проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга к органам

2. Вставочные

Б. Анализируют информацию и вырабатывают решение

3. Двигательные (эфферентные)

В. Проводят информацию от поверхности тела и внутренних органов в мозг

Слайд № 6

Слайд № 8

Слвйд № 10

Заполни пропуски

Отдел мозга

Функциональное значение

Конечный мозг

 

 

Координация движений

Промежуточный

 

 

Ругуляция дыхания, пищеварения, обмена веществ, двигательные и защитные рефлексы

Средний мозг

 

 

 

Беседа.

10 мин.

ІI. Мотивация учебной деятельности.

Обсудим вместе… Просмотр видеофрагмента.

Соматическая нервная система: подчинена воле человека, регулирует работу скелетних мышц.

Вегетативная в свою очередь? Предложим гипотезы.

Создание проблемной ситуации. Выдвигаем гипотезу.

5 мин.

IV. Сообщения теми, заданий урока.

Тема урока:

Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы.

Задания урока: сформулировать понятие вегетативная нервная система, симпатическая нервная система, прасимпатическая нервная система; развивать умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное мировоззрение.

Сообщение учителя.   Запись на доске.

1 мин.

V. Первостепенное восприятие и осмысление нового материала.

План

  1. Понятие вегетативная нервная система.
  2. Отделы ВНС, их характеристика.
  3. Заболевания нервной системы, их профилактика.

1. Дополни предложение:

  1. Вегетативная нервная система  — это…
  2. Высшим центром контроля ВНС является…
  3. Деятельность ВНС является…
  4. ВНС состоит из двух отделов, которые оказывают противоположное действие на органы и ткани организма — …

2. Отделы ВНС, их характеристика.

Характеристика

Симпатическая НС

Парасимпатическая НС

1. Где расположены ганглии.

тела первых нейронов в боковых рогах спинного мозга: шейного, грудного и поясничного отдела

тела первых нейронов в среднем и продолговатом отделах головного мозга и в крестцовом отделе.

2. В качестве нейромедиатора

Норадреналин

Ацетилхолин

3. Нейромедиатор оказывает эффект

Возбуждающий эффект

Тормозящий эффект

4. Активно работает в условиях

Экстремальных условиях

В состоянии покоя

5. Функциональное значение

Усиливает функции в сложные для организма моменты

Возвращает в норму функции органов (послеэкстремальных ситуаций)

 

 

Сообщение учеников.

 

Работа в парах с учеником. Выполняя задание. Беседа.

 

 

Заполнение таблицы работая с учебнико. Работа по рядам в паре. Отчет у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики делают вывод.

10 мин.

VI. Второстепенное восприятие и закрепление. 

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

3. Заболевания нервной системы, их профилактика.

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

Создание буклета.

Отчет учеников у доски.

9 мин.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

Соматическая нервная система: подчинена воле человека, регулирует работу скелетних мышц.

Вегетативная в свою очередь?

Доказательства: Не починена воле человека, регулирует работу внутренних органов.

Доказательства гипотезы. Вывод

5 мин.

VIII. Домашнее задание.

Проработать тестовые задания на стр. 130 – 131 письменно.

Запись на доске, объяснение.

1 мин.

IX. Подведение итогов урока.

Микрофон

  • Мы работали по теме…
  • Мы работали по плану…
  • Мы узнали нового…
  • Это будет нам полезно…

Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели.

3 мин.

Список используемых источников

  1. Базанова Т. І. Біологія людини. – Х.: Світ дитинства, 2009. – 296 с.
  2. Заведея Т. Л. Біологія. – Донецьк.: ВКФ, БАО, 2011. – 688 с.
  3. Задорожний К. М. Біологія. 9 клас: Розробки уроків. – Х.: Основа, 2009. – 120 с.
  4. Матяш Н.Ю. Биология. 9 класс.-К.: Генеза, 2009.-272 с.
  5. Шаламов Р. В. Біологія. – Х.: Ранок, 2010. – 624 с.

15: Вегетативная нервная система

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    717
    • OpenStax
    • OpenStax

    Вегетативная нервная система часто ассоциируется с «реакцией борьбы или бегства», которая относится к подготовке организма либо убежать от угрозы, либо встать и сражаться перед лицом этой угрозы. Чтобы предположить, что это значит, рассмотрим (очень маловероятную) ситуацию, когда львица охотится в саванне. Хотя это не обычная угроза, с которой люди сталкиваются в современном мире, она представляет собой тип среды, в которой человеческий вид процветал и адаптировался. Распространение людей по всему миру до нынешнего состояния современной эпохи произошло гораздо быстрее, чем любой вид смог бы адаптироваться к давлению окружающей среды, например, к хищникам. Однако реакции современных людей на современный мир основаны на этих доисторических ситуациях. Если ваш начальник идет по коридору в пятницу днем ​​и ищет «добровольцев», чтобы прийти на выходные, ваша реакция будет такой же, как у доисторического человека, увидевшего бегущую по саванне львицу: дерись или беги.

    • 15.0: Прелюдия к вегетативной нервной системе
      Вегетативная нервная система предназначена не только для реагирования на угрозы. Помимо реакции «бей или беги», существуют реакции, называемые «отдохнуть и переварить». Если эта львица преуспеет в охоте, то она отдохнет от напряжения. Ее пульс замедлится. Дыхание придет в норму. Пищеварительной системе предстоит большая работа. Большая часть функций вегетативной системы основана на связях внутри вегетативных или висцеральных рефлексов.
    • 15.1: Отделы вегетативной нервной системы
      Нервную систему можно разделить на две функциональные части: соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система вызывает сокращение скелетных мышц. Вегетативная нервная система контролирует сердечную и гладкую мускулатуру, а также железистую ткань. Соматическая нервная система связана с произвольными реакциями, а вегетативная нервная система связана с непроизвольными реакциями.
    • 15.2: Вегетативные рефлексы и гомеостаз
      Вегетативная нервная система регулирует системы органов посредством цепей, которые напоминают рефлексы, описанные в соматической нервной системе. Основное различие между соматической и вегетативной системами заключается в том, какие ткани-мишени являются эффекторами. Соматические реакции основаны исключительно на сокращении скелетных мышц. Однако вегетативная система нацелена на сердечную и гладкую мускулатуру, а также на железистую ткань.
    • 15.3: Центральный контроль
      Автономный контроль основан на висцеральных рефлексах, состоящих из афферентных и эфферентных ветвей. Эти гомеостатические механизмы основаны на балансе между двумя отделами вегетативной системы, что приводит к тонусу различных органов, основанному на преимущественном входе от симпатической или парасимпатической систем. Координация этого баланса требует интеграции, которая начинается со структур переднего мозга, таких как гипоталамус, и продолжается в стволе головного мозга и спинном мозге.
    • 15.4: Препараты, воздействующие на вегетативную систему
      Важным способом понимания воздействия нативных нейрохимических веществ на вегетативную систему является рассмотрение эффектов фармацевтических препаратов. Это можно рассматривать с точки зрения того, как лекарства изменяют вегетативную функцию. Эти эффекты в первую очередь будут основываться на том, как лекарства действуют на нейрохимические рецепторы вегетативной системы. Сигнальные молекулы нервной системы взаимодействуют с белками клеточных мембран различных клеток-мишеней.

    Эта страница под названием 15: Вегетативная нервная система распространяется под лицензией CC BY 4.0 и была создана, изменена и/или курирована OpenStax с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts. ; подробная история редактирования доступна по запросу.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Глава
        Автор
        ОпенСтакс
        Лицензия
        СС BY
        Версия лицензии
        4,0
        Программа OER или Publisher
        ОпенСтакс
        Показать оглавление
        нет
      2. Теги
        1. source@https://openstax. org/details/books/anatomy-and-physiology

      Нервная регуляция мышечного сокращения

      Структура и функции нервной системы

      Сокращение мышцы инициируется нервной системой, которая вместе с эндокринной системой управляет человеческим организмом. Они отвечают за устойчивость внутренней среды и координацию всех функций организма. Нервная клетка, нейрон , является основной единицей нервной системы (рис. 14). Клетки, обслуживающие мышцы, называются мотонейронами. Нейрон состоит из тела и отростков. Более короткие называются дендритами, длинные – аксонами. Через дендрит нейрон способен получать информацию от других нейронов. Затем аксон передает обработанную информацию другим клеткам (например, мышечным). Далее информация распространяется по нейрону за счет изменения напряжения в клеточной мембране, так называемого потенциала действия. Затем передача информации между отдельными нервными клетками обеспечивается химическими агентами. Как только потенциал действия достигает конца аксона, медиатор высвобождается.

      Рисунок 14 Организация нейрона

      Нервно-мышечное соединение — это место, где встречаются последний мотонейрон и мышечная клетка. Связывание медиатора (ацетилхолина) с рецептором вызывает другой потенциал действия, который распространяется вдоль мембран мышечных клеток.

      Центральная и периферическая нервная система

      Нервная система состоит из центральной и периферической нервной системы (рис. 15).

      Рисунок 15 Организация нервной системы

      Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного мозга и спинного мозга .

      Головной мозг состоит из (рис. 16):

      • продолговатого мозга
      • Понс Варолии
      • средний мозг или средний мозг
      • маленький мозг или мозжечок
      • межмозговой или промежуточный мозг: таламус и гипоталамус
      • базальные ганглии
      • лимбическая система
      • кора головного мозга

      Различные отделы ЦНС связаны между собой восходящими и нисходящими путями, образуя функциональное целое.

      About the Author

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Related Posts