Как тревога проявляется в организме человека и как с ней справиться?
Тревога и волнение — естественные эмоциональные реакции, которые знакомы каждому.
Мы состоим из двух «субъединиц»: наш мозг и наш организм.
Организмом управляет структура, которая называется вегетативная нервная система (ВНС). Это достаточно сложная высокоорганизованная система, которая регулирует действия всех наших внутренних органов и желёз.
Основная роль этой системы — поддержка постоянства внутренней среды нашего организма (гомеостаза).
Вегетативная нервная система имеет два отдела — симпатический и парасимпатический. Парасимпатическая нервная система отвечает за спокойствие, восстановление внутренних ресурсов, возвращая организм в нормальное состояние, сон.
А симпатическая нервная система наоборот. Как раз с помощью нее организм запускает механизмы реакции на тревогу: испуг, борьба, бегство.
Материал подготовил невролог, паркинсонолог Euromed Clinic, кандидат медицинских наук Дынин Павел Сергеевич.
Какие физиологические реакции происходят в организме во время проявления тревоги?
Одна из первых реакций организма — повышение частоты сердечных сокращений. Данное физиологическое проявление организма важно, чтобы подготовиться к действиям, например, бежать. Иногда тревогой могут сопровождаться жизнеугрожающие состояния, например острая сердечная недостаточность. Если беспокоит боль в области сердца, распространяющаяся в левую руку, зону нижней челюсти — необходимо срочно обращаться к врачу.
Изменяется и частота дыхания. Оно становится частым, глубоким, организму важно получить большое количество кислорода, который в свою очередь служит источником энергии для мышц.
Усиливается потоотделение. Интенсивное потоотделение помогает «ускользнуть» от фактора тревоги. Потоотделение является типичным и частым симптомом.
Также во многих мышцах возникает напряжение. Иногда это вызывает болевые ощущения.
Напомним, что все эти процессы проходят как естественные физиологические реакции. Это некий ответ организма на проявление внешних и внутренних факторов.
ТОП-советов, как справиться с тревогой?
- Ложитесь спать пораньше
Согласно исследованиям, ненормированный режим сна и позднее засыпание усиливают процессы в головном мозге, отвечающие за возбуждение нервной системы и повышают общий уровень тревоги. - Занимайтесь спортом
Простая поездка на велосипеде, урок танцев или даже быстрая прогулка могут стать мощным инструментом для тех, кто испытывает чувство тревожности. - Съешьте что-нибудь.
Сладкое действительно повышает настроение. Только не делайте из сладкого культ. Сбалансируйте свое питание, пересмотрите своё меню. - Соблюдайте информационную гигиену.
Не читайте и не смотрите большое количество информационных каналов СМИ особенно перед сном. Выберите несколько проверенных и будьте в осведомленности. - Проводите больше времени с семьей и близкими.
Постарайтесь проводить больше времени с близкими и друзьями, именно с ними вы можете поделиться своими переживаниями или заняться общим делом.
Записаться на прием к врачу-неврологу можно онлайн на сайте или по круглосуточному телефону клиники + 7 812 327 03 01.
Урок Серик О.В. «Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы»
Про матеріал
Тема: Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы.
Задание: сформулировать в учеников понятие вегетативная нервная система, симпатическая нервная система, прасимпатическая нервная система; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы. », учебник, таблицы, дидактические карточки, видефильм «Нервная система».
Тип урока: комбинированный.
Перегляд файлу
Класс 8
Тема: Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы.
Задание: сформулировать в учеников понятие вегетативная нервная система, симпатическая нервная система, прасимпатическая нервная система; развивать в учащихся умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: презентация «Вегетативная нервная система. Профилактика заболеваний нервной системы.», учебник, таблицы, дидактические карточки, видефильм «Нервная система».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока | Вид деятельности учителя и ученика | Время | ||||||||||||||||||||
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Девиз нашего урока: «Деятельность — единственный путь к знанию» Дж.Бернард Шоу А за свою деятельность вы будете получать карточки и самый активный ученик, который наберет наибольшее количество карточек получит сертификат: Самому знающему нервною систему человека! |
Приветствие учеников. Сообщение учителя. | 1 мин. | ||||||||||||||||||||
І. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Слайд № 3 Терминология
Слайд № 4 Установите соответствие
Слайд № 6 Слайд № 8 Слвйд № 10 Заполни пропуски
|
Беседа. | 10 мин. | ||||||||||||||||||||
ІI. Мотивация учебной деятельности. Обсудим вместе… Просмотр видеофрагмента. Соматическая нервная система: подчинена воле человека, регулирует работу скелетних мышц. Вегетативная в свою очередь? Предложим гипотезы. | Создание проблемной ситуации. Выдвигаем гипотезу. | 5 мин. | ||||||||||||||||||||
IV. Сообщения теми, заданий урока. Тема урока: Задания урока: сформулировать понятие вегетативная нервная система, симпатическая нервная система, прасимпатическая нервная система; развивать умение выделить главное, обобщать материал, правильно делать выводы; воспитывать научное мировоззрение. | Сообщение учителя. Запись на доске. | 1 мин. | ||||||||||||||||||||
V. Первостепенное восприятие и осмысление нового материала. План
1. Дополни предложение:
2. Отделы ВНС, их характеристика.
|
Сообщение учеников.
Работа в парах с учеником. Выполняя задание. Беседа.
Заполнение таблицы работая с учебнико. Работа по рядам в паре. Отчет у доски.
Ученики делают вывод. | 10 мин. | ||||||||||||||||||||
VI. Второстепенное восприятие и закрепление. 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. 3. Заболевания нервной системы, их профилактика.
|
Физминутка.
Создание буклета. Отчет учеников у доски. | 9 мин. | ||||||||||||||||||||
VII. Обобщение и систематизация знаний. Соматическая нервная система: подчинена воле человека, регулирует работу скелетних мышц. Вегетативная в свою очередь? Доказательства: Не починена воле человека, регулирует работу внутренних органов. | Доказательства гипотезы. Вывод | 5 мин. | ||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание. Проработать тестовые задания на стр. 130 – 131 письменно. | Запись на доске, объяснение. | 1 мин. | ||||||||||||||||||||
IX. Подведение итогов урока. Микрофон
| Сообщение учащихся, что нового узнали, какими знаниями овладели. | 3 мин. |
Список используемых источников
- Базанова Т. І. Біологія людини. – Х.: Світ дитинства, 2009. – 296 с.
- Заведея Т. Л. Біологія. – Донецьк.: ВКФ, БАО, 2011. – 688 с.
- Задорожний К. М. Біологія. 9 клас: Розробки уроків. – Х.: Основа, 2009. – 120 с.
- Матяш Н.Ю. Биология. 9 класс.-К.: Генеза, 2009.-272 с.
- Шаламов Р. В. Біологія. – Х.: Ранок, 2010. – 624 с.
15: Вегетативная нервная система
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 717
- OpenStax
- OpenStax
Вегетативная нервная система часто ассоциируется с «реакцией борьбы или бегства», которая относится к подготовке организма либо убежать от угрозы, либо встать и сражаться перед лицом этой угрозы. Чтобы предположить, что это значит, рассмотрим (очень маловероятную) ситуацию, когда львица охотится в саванне. Хотя это не обычная угроза, с которой люди сталкиваются в современном мире, она представляет собой тип среды, в которой человеческий вид процветал и адаптировался. Распространение людей по всему миру до нынешнего состояния современной эпохи произошло гораздо быстрее, чем любой вид смог бы адаптироваться к давлению окружающей среды, например, к хищникам. Однако реакции современных людей на современный мир основаны на этих доисторических ситуациях. Если ваш начальник идет по коридору в пятницу днем и ищет «добровольцев», чтобы прийти на выходные, ваша реакция будет такой же, как у доисторического человека, увидевшего бегущую по саванне львицу: дерись или беги.
- 15.0: Прелюдия к вегетативной нервной системе
- Вегетативная нервная система предназначена не только для реагирования на угрозы. Помимо реакции «бей или беги», существуют реакции, называемые «отдохнуть и переварить». Если эта львица преуспеет в охоте, то она отдохнет от напряжения. Ее пульс замедлится. Дыхание придет в норму. Пищеварительной системе предстоит большая работа. Большая часть функций вегетативной системы основана на связях внутри вегетативных или висцеральных рефлексов.
- 15.1: Отделы вегетативной нервной системы
- Нервную систему можно разделить на две функциональные части: соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система вызывает сокращение скелетных мышц. Вегетативная нервная система контролирует сердечную и гладкую мускулатуру, а также железистую ткань. Соматическая нервная система связана с произвольными реакциями, а вегетативная нервная система связана с непроизвольными реакциями.
- 15.2: Вегетативные рефлексы и гомеостаз
- Вегетативная нервная система регулирует системы органов посредством цепей, которые напоминают рефлексы, описанные в соматической нервной системе. Основное различие между соматической и вегетативной системами заключается в том, какие ткани-мишени являются эффекторами. Соматические реакции основаны исключительно на сокращении скелетных мышц. Однако вегетативная система нацелена на сердечную и гладкую мускулатуру, а также на железистую ткань.
- 15.3: Центральный контроль
- Автономный контроль основан на висцеральных рефлексах, состоящих из афферентных и эфферентных ветвей. Эти гомеостатические механизмы основаны на балансе между двумя отделами вегетативной системы, что приводит к тонусу различных органов, основанному на преимущественном входе от симпатической или парасимпатической систем. Координация этого баланса требует интеграции, которая начинается со структур переднего мозга, таких как гипоталамус, и продолжается в стволе головного мозга и спинном мозге.
- 15.4: Препараты, воздействующие на вегетативную систему
- Важным способом понимания воздействия нативных нейрохимических веществ на вегетативную систему является рассмотрение эффектов фармацевтических препаратов. Это можно рассматривать с точки зрения того, как лекарства изменяют вегетативную функцию. Эти эффекты в первую очередь будут основываться на том, как лекарства действуют на нейрохимические рецепторы вегетативной системы. Сигнальные молекулы нервной системы взаимодействуют с белками клеточных мембран различных клеток-мишеней.
Эта страница под названием 15: Вегетативная нервная система распространяется под лицензией CC BY 4.0 и была создана, изменена и/или курирована OpenStax с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts. ; подробная история редактирования доступна по запросу.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Глава
- Автор
- ОпенСтакс
- Лицензия
- СС BY
- Версия лицензии
- 4,0
- Программа OER или Publisher
- ОпенСтакс
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- source@https://openstax. org/details/books/anatomy-and-physiology
Нервная регуляция мышечного сокращения
Структура и функции нервной системы
Сокращение мышцы инициируется нервной системой, которая вместе с эндокринной системой управляет человеческим организмом. Они отвечают за устойчивость внутренней среды и координацию всех функций организма. Нервная клетка, нейрон , является основной единицей нервной системы (рис. 14). Клетки, обслуживающие мышцы, называются мотонейронами. Нейрон состоит из тела и отростков. Более короткие называются дендритами, длинные – аксонами. Через дендрит нейрон способен получать информацию от других нейронов. Затем аксон передает обработанную информацию другим клеткам (например, мышечным). Далее информация распространяется по нейрону за счет изменения напряжения в клеточной мембране, так называемого потенциала действия. Затем передача информации между отдельными нервными клетками обеспечивается химическими агентами. Как только потенциал действия достигает конца аксона, медиатор высвобождается.
Рисунок 14 Организация нейрона
Нервно-мышечное соединение — это место, где встречаются последний мотонейрон и мышечная клетка. Связывание медиатора (ацетилхолина) с рецептором вызывает другой потенциал действия, который распространяется вдоль мембран мышечных клеток.
Центральная и периферическая нервная система
Нервная система состоит из центральной и периферической нервной системы (рис. 15).
Рисунок 15 Организация нервной системы
Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного мозга и спинного мозга .
Головной мозг состоит из (рис. 16):
- продолговатого мозга
- Понс Варолии
- средний мозг или средний мозг
- маленький мозг или мозжечок
- межмозговой или промежуточный мозг: таламус и гипоталамус
- базальные ганглии
- лимбическая система
- кора головного мозга
Различные отделы ЦНС связаны между собой восходящими и нисходящими путями, образуя функциональное целое.