Виды деструктивного поведения: Виды и причины деструктивного поведения.

Содержание

Профилактика деструктивного поведения

     Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Резкий рост преступности среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. С каждым годом все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и т.д., которые характеризуются высокой степенью риска как для самого подростка, так и для общества в целом.

     Показателем эффективности социальной политики выступает социальное здоровье общества, при этом предполагается, что такое оздоровление осуществляется не за счет усиления карательных мер, а путем профессиональной социальной и психологической помощи, ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личного потенциала каждого человека. Поэтому сегодня необходимо интегрировать опыт различных отраслей психолого-педагогического знания, который поможет не только объяснить природу отклоняющегося поведения в период взросления, но и разработать направления профилактики и реабилитации для подростков групп риска, которые будут опираться на позитивные ресурсы, то есть на личностный потенциал их развития.

      

         В настоящее время в социальной работе используются несколько направлений

работы с подростками группы социального риска:

 

  • Воздействие на причину через индивидуальную и групповую психотерапию с подростками
  • Осуществление работы не только с детьми и подростками, но и с семьями, ближайшим окружением
  • Взаимная работа специалистов различных профилей.

Существует несколько форм психопрофилактической работы:

 

  • Организация социальной среды
  • Информирование
  • Активное обучение социально-важным навыкам
  • Организация деятельности альтернативной девиантному поведению
  • Организация здорового образа жизни
  • Активизация личностных ресурсов
  • Минимизация негативных последствий девиантного поведения.

 

В учреждении работает психолог, при обращении граждан

оказывает помощь, и проводит следующую работу:

 

 

  • беседа «Знакомство»

Цель: установление контакта

 

Цель: исследование типологии личности

 

Цель: определение взаимоотношений в семье

 

  • тест «Самооценка»

Цель: определение уровня самооценки

 

Цель: выявление уровня тревожности

 

Цель: определение отношения ребенка к родителям, к себе, к страхам, к отношениям.

 

  • беседа о настроении

Цель определение общего эмоционального фона

 

  • беседа о поведении

Цель: профилактика негативного поведения с окружающими.

 

Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

 

Цель: развитие познавательной сферы, выработка усидчивости, снятие тревожности

 

Цель: обучение навыкам сотрудничества, выработка усидчивости

 

Цель: развитие концентрации внимания, зрительного и слухового внимания, снятие эмоционального и физического

напряжения

 

Цель: развитие концентрации внимания, зрительного и слухового внимания, самоанализа

 

Цель: развитие зрительно-двигательных координаций, умение анализировать образец

 

Цель: обучение навыкам сотрудничества в команде, учиться адекватно реагировать на проигрыши.

 

 

Психологическая релаксация:

 

  • сухой бассейн с шариками;

  • фибероптический ковер

  • диск «Звездное небо»

  • кресло «Лепесток»

  • пуфы «Островок» и «Груша»;

  • настенное пано «Звездное небо»;

  • интерактивная подвесная панель «Гроза – И»

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения

⁠Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска

Историко-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения старших подростков

Социальная психология | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 159. 9.015

Дата публикации 28.12.2020

Спиридонова Ирина Алексеевна
магистрант КГУ им. К.Э. Циолковского, Институт психологии, кафедра психологии развития и образования,3 курс, группа Мв-ПсПК-31, РФ, г.Калуга
Моисеев Константин Алексеевич
педагог-психолог ГАОУ ДПО «КГИРО» «Центр воспитательного и психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности», РФ, г.Калуга
Дувалина Ольга Николаевна
к. психол. н., доцент, доцент кафедры психологии развития и образования КГУ им. К.Э.Циолковского, РФ, г.Калуга

Аннотация: В статье представлен историко-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения, описываются базовые подходы (клинический, диспозициональный, социальный, и возрастной) к данной проблеме. Понятие деструктивного поведения определяется, как систематическое и повторяющееся поведение, которое вредно или потенциально вредно по отношению к человеку, участвующему в этом поведении. Деструктивное поведение относится к целому ряду актов самоповреждения, суицидальные мысли и поведение, не суицидальные самоповреждения, расстройства пищевого поведения, аддикции, агрессию и безрассудное поведение, которые наблюдаются в высоких процентах среди молодежи, вовлеченной в систему профилактики правонарушений. Проведенный анализ может стать основой операционализации и определить рамки эмпирического исследования, профилактики и контроля.
Ключевые слова: деструкция, деструктивность, деструктивное поведение, дезадаптация, концептуальные подходы, операционализация

Historical and theoretical analysis of the phenomena of destruction and destructive behavior of older adolescents

Spiridonova Irina Alekseevna
master student at KSU named after K. E. Tsiolkovsky, Institute of psychology, Department of developmental and educational psychology, 3rd year, group MV-PSPU-31, Russia, Kaluga
Moiseev Сonstantine Alekseevich
teacher-psychologist of the state educational INSTITUTION «KGIRO» «Center for educational and psychological-pedagogical support of educational activities», Russia, Kaluga
Duvalina Olga Nikolaevna
PhD (psycology), associate Professor, Department developmental and educational psychology, KSU named after K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga

Abstract: The article represents a complex historical and theoretical analysis of the issue of destructive behaviour and describes the basic approaches to studying the problem: clinical, trait-based, social, and developmental. The term of ‘destructive behaviour’ is defined as the behaviour which results in systematically causing harm to the subject of of it. Destructive behaviour may include, but is not limited to self-harm and suicidal thoughts and behaviour, as well as non-suicidal self-harm, eating disorders, addictions, aggressive behaviour. These behaviour patterns are especially common among adolescents who are involved in crime prevention programs. The present study may contribute to operationalisation, and to improving deviation prevention and control programs.
Keywords: destruction, destructive behaviour, maladaptation, conceptual approaches, operationalisation.

Правильная ссылка на статью

Спиридонова И.А., Моисеев К.А., Дувалина О.Н. Историко-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения старших подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/istoriko-teoreticheskij-analiz-fenomenov-destruktsii-i-destruktivnogo-povedeniya-starshikh-podrostkov. html (Дата обращения: 28.12.2020)

Проблема изучения негативных проявлений достаточно давняя. Еще во времена Античности в трудах мыслителей описаны некоторые подходы и первые представления о деструктивном поведении. К ним относится морально-нравственный подход (Аристотель, Гиппократ, Платон), где главной идеей считался идеал личности, идеально сочетающий в себе «естественное и чувственное» — любое отклонение — уже считалось деструктивным проявлением. Второе направление, изучающее деструктивное поведение – это естественно-научное (Авиценна, Аверрорес, Гален), в нем предполагалось сформулировать зависимость психического от биологических причин.

Первичное описание причин деструктивного поведения проводилось в контексте поиска природных предпосылок данных форм поведения, которые виделись исследователям как, прежде всего, природно-биологические: вырождение, наследственность, атавизмы и патологии развития (Б.О. Морель, В. Маньян, Ч.Ломброзо). Развитие ребенка в данном контексте было описано в концепции о так называемой моральной дефективности (морального помешательства) Дж. Причарда (1835), которая связала причины проблемного поведения подростка с наследственным отягощением, и проявлениями врожденного расстройства интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: извращение нравственных чувств и привязанности с резко выраженной наклонностью к антисоциальным поступкам, наступающим в подростковом возрасте.

Л.С. Выготский и П.П. Блонский, [1], [2] подвергли справедливой критике теории подобного типа, указав на игнорирование в их рамках

пластичности и социальной обусловленности детского развития. Но и в настоящее время подобного типа теории, которые в классической советской психологии обозначали как «биологизаторские» (С.Л. Рубинштейн), окончательно не потеряли своей актуальности. В качестве примера современных теорий этой направленности можно назвать теорию тёмной триады, авторами которой являются Д. Паулхус и К. Уильямс [24]. Ими выявлен ряд личностных черт: нарциссизм, макиавеллизм и психопатию, высокий уровень которых напрямую предопределяет поведение индивида. Сходным образом описываются причины проблемного поведения и в концепциях акцентуации характера, психологических теориях, связанных с психиатрической теорией расстройства личности и т.д. Во всех таких теориях признается, что проблемное поведение носит практически природный характер и определяется врожденной природой индивида.

Вторая концепция, которая решительно противоречит биологизаторским – концепция социальной природы проблемного поведения. Данный контекст в значительной мере был, сформулировал Давид Эмиль Дюркгеймом, который рассмотрел в классической работе «Самоубийство» (1897) [3] суицид как явление социальной природы без обращения к проблематике врожденных патологий и природных особенностей индивида. Для обозначения проблемного поведения им было введено понятие «девиантное поведение». Существенными чертами данного понятия явились:

— обыденное и устойчивое поведение субъекта;

— редкость характера данного поведения;

— неодобрительное отношение общества к данному поведению, следствием которого является применение формальные и неформальные санкции.

В качестве основной причины девиантного поведения Д. Э. Дюркгейм назвал аномию. [3] Это понятие подразумевает состояние запутанности и дезориентации личности в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен.

Вместе с тем, в опоре на концепцию девиантного поведения мы с трудом можем объяснить, является ли конкретное поведение конкретного индивида девиантным. В концепции неоднозначно предполагается, что общество имеет некое единое мнение относительно признания поведения девиантным. Но так ли это? Достаточно обратиться к анализу правовых норм и их коллизий, или анализу их взаимоотношений с правовыми представлениями, чтобы обнаружить, что это далеко не так. Например, курение ребенка в 17 лет явно является девиацией, но уже через год перестает быть таковым на законодательном уровне и уже не считается девиантным поведением. При этом большинство родителей не оценивают курение уже 16-летнего подростка, как что-то недопустимое.

Некоторые виды однозначно девиантного поведения не являются редкими. Более того, нормативное поведение не является столь частым. Это можно отнести к употреблении алкоголя или нецензурной брани подростками 14-15 лет.

С точки зрения редкости той или иной формы поведения, как девиации, можно рассмотреть и такие однозначно позитивные феномены – честность, альтруизм, одаренность, совесть. Некоторые авторы в этой связи пытались говорить о позитивных девиациях [4]. Вместе с тем, обратившись к работам самого Э. Дюркгейма, [3] мы обнаружим, что это принципиально ошибочно с его точки зрения. Поскольку концепции определения девиантного поведения оно известно заранее и не нуждается в обосновании. Это является проявлением социальной власти исследователя. Поэтому перенос социологического по сути понятия «девиантное поведение» [5] в контексте психологического исследования не является вполне корректным. Именно с этим было связано введение в исследовательскую практику понятия «деструктивное поведение» [6], [7], [8], [9]. В данном понятии деструктивного поведения обобщаются психологические характеристики разных видов «проблемного поведения». Традиционно его определяют как систематическим и повторяющимся поведением, которое вредно или потенциально вредно по отношению к индивиду, участвующему в этом поведении [6 c. 67]. Из видов деструктивного

поведения можно выделить, прежде всего, аутодеструктивное поведение – суицидальное, кроме того, оно включает в себя несуицидальные самоповреждения, расстройства пищевого поведения, аддикции, агрессию, безрассудное поведение и т.д.

Полный перечень видов деструктивного поведения далеко не исчерпывается приведенными выше и постоянно пополняется все новыми его видами.

Наиболее четко выделяются такие виды поведения, которые имеют однозначно трактуемый результат. Например, суицидальное. Но к суицидальному поведению относят не всякое поведение результатом, которого является лишение индивидом себя жизни. Но лишь такие, где лишение себя жизни является сознательно поставленной целью, в том числе и неосознаваемой самим индивидом. Сравним две ситуации: ребенок 3-х лет съел пачку таблеток, приняв их за конфетки, и подросток 14 лет выпил ту же пачку таблеток, целенаправленно лишив себя жизни. Результат один, а система мотивов и целей разные. Еще очень четко выделяется агрессивное поведение, результатом которого является нанесение ущерба другому индивиду. Остальные виды деструктивного поведения объясняются разными исследователями в значительной мере по-разному. Наиболее часто выделяются нарциссическое поведение, аутистическое поведение, асоциальное, антисоциальное поведение, рисковое поведение и т.д. [7], [9].

Понятие деструктивности и деструктивного поведения было введено в научный оборот в рамках второй теории личности З. Фрейда. Который выделил влечения к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос). Отражением данных саморазрушительных тенденций и является деструктивное поведение (З. Фрейд, Ш. Ференци [10]). На начальных этапах данная проблематика рассматривалась, прежде всего, в психопатологических контекстах и сложившийся подход можно обозначить как клинический. Он опирается на разработанную в существенно большей степени традицию психиатрического исследования проблем и нарушений. (Ц.П. Короленко, Т.Моффит) [11]. Деструктивность поведения может выступать как неосознаваемая и

инстинктивная потребностью, формирующаяся в раннем детстве (З.Фрейд, Ш. Ференци, С.Н. Шпильрейн) [10]. Либо, в рамках поведенческого подхода, связывается с опытом наблюдения за насилием или виктимностью (А.Бандура, Л.Хюсман). Весьма значимо представлен и дифференциально-диспозициональный подход, объясняющий деструктивность доминированием некоторых личностных черт (нейротизм, психотизм, нарциссизм, макиавеллизм, агрессивность и пр. [12], [13], [24]). Предполагается, существование деструктивности, то есть системного свойства личности, как личностной инстанции, имеющей смешанный характер. Таким образом, низкие адаптивные способности субъекта обусловлены как биологическими предпосылками, так и социальными условиями. Данный подход можно обозначить как клинико-диспозициональный.

Закономерно встает вопрос, в чем разница между биологизаторскими концепциями, рассмотренными ранее и концепций деструктивного поведения. Принципиальное различие лежит в том, что концепция деструктивного поведения не предполагает прямой связи между личностными особенностями индивида и его поведением. То есть индивид ведет себя не потому, что он психопат, а проявляет психопатические формы поведения в силу различных причин, которые и нуждаются в дальнейшем раскрытии, а указание на наличие той или иной личностной диспозиции всего лишь обобщенное указание на типичное для данной личности поведение [25]. Поясним это на примере: «мы называем кого-либо обладающим честностью потому, что он обычно ведет себя честно, но неверным будет сказать, что он ведет себя в данной конкретной ситуации честно, так как обладает качеством честности».

Второй подход — социальный (А. Адлер, Ф. Знанецкий) и социально-психологический [14], [15]. Социологический подход рассматривает деструктивное поведение как проявление дезадаптации, закономерный путь выражения протеста против изоляции, социальной несправедливости. Для подростков протест характерен проявлением в противодействии миру взрослых людей, а свою очередь у взрослых – к установленному социальному порядку. Деструктивное поведение в рамках данного подхода рассматривается через

призму социальной репутации и социального капитала личности (Татарко А.Н., Лебедева Н.М. [16], [17]), а норма раскрывается как система социально-психологических установок, либо как некий социально-психологический норматив (Гуревич К.М) [18], выявляемый при содержательном анализе комплекса нормативно-правовых документов описывающих и предписывающих процесс успешного развития личности. Основные темы исследования в рамках данного методологического подхода – принятие норм, овладение нормой, произвольность личности в отношении нормы.

В настоящее время возрастной подход является третьим подходом в объяснении деструктивного поведения. В современной психологии развития общепризнанным является положение о наличии для каждого возрастного этапа специфических задач развития (Э. Эриксон) [19] и разрешения личностных новообразований (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [20]). В процессе решения данных задач, индивид приобретает опыт, необходимый для дальнейшего развития. У него формируются новые способности, возможности, развиваются психологические структуры. Задачи развития могут рассматриваться как системы специфичных для каждого возраста социальных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивиду; успешность их своевременного решения определяет возможности эффективного перехода на новую ступень социального и личностного развития и во многом обеспечивает дальнейшее развитие по направлению к личностной и социальной зрелости. Если же этого не происходит, то развитие затормаживается или даже происходит регресс. В рамках отечественной психологии вслед за Л.С. Выготским данная проблема рассматривалась как достижение новообразований развития возраста. В зарубежной психологии впервые проблема задач развития была поставлена в работах Э. Эриксона показавшего, что полноценное развитие на каждой из выделенных им восьми фаз требует от индивида решения центральной для этой фазы задачи. Задача развития определяется Э. Эриксоном через так называемый кризис развития, порождаемый столкновением двух тенденций развития, в результате столкновения которых формируется соответствующее личностное достижение. В рамках данного подхода

деструктивное поведение возможно определить как регресс, мораторий или негативное решение соответствующего возрастного кризиса. Центральное новообразование раннего юношеского возраста, по мнению отечественных психологов [21] является самоопределеним личности.

Сходных взглядов придерживаются и зарубежные психологи (Дж. Марша, Э. Эриксон, Х. Ремшидт [21], [22], [23]. Чувство идентичности включает в себя способность интегрировать все прошлые идентификации, существующие в настоящем импульсы и влечения либидо, способности и возможности, предлагаемые социальными ролями. Эго-идентичность юноши или девушки включает не только внутреннее чувство целостности и тождественности, но и уверенность в том, что его/ее целостность и тождественность значимы для других.

Опасность этой стадии заключается в спутанности и смешении ролей. Основные негативные варианты смешения ролей:

— «слабость социальных идентичностей» сомнения и неспособности установить непротиворечивую систему идентификаций, вплоть до полного ее краха и распада;

— формирование ассоциальности поведения — игнорирование социальных норм и ценностей, «ассоциация с субкультурами» ориентация на маргинальные нормы и культурные эталоны;

— «сверхидентификация» (до видимой утраты собственной идентичности) с кумирами, фанатизм, в том числе в экстремистских формах;

— так называемая «юношеская любовь» как «попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ собственного эго на другого, и, наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся» [19 с. 251];

— обособление в своем кругу с отвержением всех «чужаков», отличающихся цветом кожи, происхождением, уровнем культуры, вкусами, дарованиями, особенностями одежды, макияжа и т.п.., чтобы опознать «своих», ощутить, высветить «собственное Я».

Иногда в этот переходный период от детства к взрослости подросток объявляет своеобразный психосоциальный мораторий и погружается в ролевое экспериментирование, стремясь путем проб и ошибок найти свое место в обществе. Основная форма внешнего проявления ролевого моратория –концентрация на межличностных отношениях, общении, сползание в решение проблем подросткового возраста, либо отказ вообще принимать какие бы то ни было решения, необходимые для его дальнейшей жизни, поскольку не верит в их реализацию, переживая одиночество, тревожность и нерешительность. Данный вариант деструктивного поведения на сегодняшний день актуально и для современных подростков (регресс к подростковому кругу чтения (серийная массовая литература – фэнтези, литRPG, альтернативная история), увлечение компьютерными играми и гаджетами приводящими к зависимости.

Как писал Э. Эриксон [21] период юности добавляет новый элемент к ритуализации – идеологический, основанный на принципах солидарности убеждений, в то же время юность сама для формирования верности требует приемлемой социальной идеологии и поддержки сверстников. Базовая «добродетель», связанная с успешным преодолением кризиса юности, – верность, способность найти свой путь в жизни, выполнить свободно взятые на себя обязательства.

Представленный обзор концепций проблемного поведения позволяет сделать вывод о необходимости в психологическом исследовании данных форм поведения исходить из его феноменологического определения как поведения наносящего вред или потенциально опасного для индивида, при этом опора на внешние источники в определении проблемного поведения социологические, биологические и т.д. с нашей точки зрения не является продуктивным. Выявление личностных инстанций связанных с риском проявления деструктивного поведения весьма важно в комплексных программах скрининга, но малопродуктивно применительно к анализу конкретного случая. В данных ситуациях наиболее применимы социальный и возрастные подходы, основанные на представлении о деструкции как многоаспектном феномене обладающем внутренней целостностью.


Список литературы

Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности//Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 184 с. — (Антология мысли). С.20-43.

2. Выготский Л.С. Moral insanity.//Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб: Лань, 2003. С.156-158.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с фр. сокр. А. Н. Ильинского; под ред. В. А. Базарова. — М.: Мысль, 1994.

4. Клейберг Ю.А. Теоретико-методологические обоснования психологии девиантного поведения. Методология современной психологии. 2020. №11 С.140-165.

5. Симонова М. М. Анализ теорий девиантного поведения личности: социологический подход.// Социально-гуманитарные знания. 2020 № 1. С. 135-144.

6. Злоказов К. В. , Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления, Вестник удмуртского университета. Серия философия. Психология. Педагогика Изд.: Удмуртский государственный университет (Ижевск), № 4, 2016 г. С. 67-73.

7. Гефеле О. Ф.,Вердиев Э. З. Феномен деструктивного поведения: концептуальный подход к исследованию, проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах. Восьмой ежегодный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ. В 2 ч.. Под общ. ред. И.И. Павлова. Тверь, 2020. Изд-во: Тверской государственный технический университет (Тверь), 2020 г. с. 11-14.

8. Проблема отклоняющегося поведения в современном образовании: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018.

9. Рычкова Л.С. Кузнецова М.Н. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии. Вестник ЧГПУ. 2018 №4. С.172-180.

10. Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. /Пер. с фр. Н. Автономова. М.: Изд-во Центр гуманитарных инициатив, 2016.

11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В.,Загоруйко Е. Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.

12. Купер К. Индивидуальные различия/Пер. с англ. Т. М. Марютиной под ред. И. В. Равич-Щербо — М.: Аспект Пресс, 2000.

13. Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 38. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.11.2020).

14. Кочеров А.В. Девиантное поведение как психологический феномен. // Вестник науки. 2020. Т. 2. №2(23). С.33.40.

15. Дискуссионные проблемы социальной психологии: коллективная монография /отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018.

16. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. Монография. – М.: РУДН, 2009.

17. Бочарова Е.Е.Социальный капитал как психологический феномен. //Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Серия Философия, Психология, Педагогика. 2018. Т.18. вып. 4. С. 433-438.

18. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. – СПб: Питер, 2008.

19. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.

20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М: Педагогика, М. 1989.

21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.

22. Алиханова В.Л. Психоаналитическая концепция феномена идентичности. Time of Science (Время науки). 2018.№1. С.3-12.

23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.,1994.

. Paulhus, D.L., & Williams, K. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy. // Journal of Research in Personality, 36, С. 556-568.

25. Ryle G. The Concept of Mind. — Chicago: University of Chicago Press, 2002.

← Предыдущая статьяПсихологические особенности формирования культуры речи младших школьников. Эффективные пути развития и коррекции

Следующая статья →Case study — эффективный метод формирования профессиональных качеств в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей

Расскажите о нас своим друзьям:

Как распознать саморазрушительное поведение + Как его остановить

Что такое саморазрушительное поведение?

Саморазрушающее поведение – это модель действий, которая может помешать физическому и эмоциональному благополучию человека или его способности достигать важных целей. По словам терапевта Ибинье Осибоду-Оньяли, LMFT, иногда такое поведение не просто мешает, а прямо вредит. Это могут быть физические действия, такие как вождение в нетрезвом виде или членовредительство, но они также могут быть эмоциональными.

«Физически саморазрушающим поведением может быть все, что создает вредные или небезопасные физические обстоятельства», — говорит mbg консультант по травмам и отношениям Кэти Лорц, LMHC. Это может быть что угодно, от злоупотребления психоактивными веществами до членовредительства, а также более тонкие действия, такие как бездумная прокрутка социальных сетей или умышленное игнорирование потребности вашего тела в движении, увлажнении или питании.

«Часто они также служат для человека способом «выписаться», когда жизнь становится слишком напряженной или если нет поддержки, знаний или привычки хорошо справляться со стрессом, неопределенностью и трудными отношениями», — добавляет она.

Эмоционально саморазрушающее поведение заключается в том, чтобы заставить себя чувствовать себя плохо, как правило, принижая себя, отрицая свои собственные потребности или помещая себя в ситуации, в которых другие могут причинить вам боль.

Клинический психолог Карла Мари Мэнли, доктор философии, отмечает, что большинство — если не все — люди время от времени совершают какие-то незначительные саморазрушительные действия. «Когда мы сознательно осознаем незначительное и нечастое саморазрушительное поведение, оно, как правило, не имеет серьезных последствий», — объясняет она. «Однако хроническое саморазрушающее поведение, как правило, мешает повседневной жизни и может иметь серьезные долгосрочные последствия для психического здоровья, физического здоровья и общего благополучия».

Примеры саморазрушительного поведения.

Существует множество вариантов саморазрушительного поведения, от очевидных до скрытых. Вот несколько примеров, по мнению наших экспертов: 

  • Чрезмерное употребление алкоголя
  • Вождение в нетрезвом виде
  • Попадание в рискованные или опасные ситуации
  • Игнорирование телесных потребностей в движении, питании, питье и т. д. или иным образом отказывая себе в достаточном количестве сна
  • Бессмысленная или бесконечная прокрутка социальных сетей 
  • Чрезмерный просмотр телевизора
  • Участие в рискованном сексуальном поведении 
  • Зацикливание на токсичных отношениях
  • Измена, когда вы находитесь в счастливых отношениях 
  • Причинение боли людям, которых вы любите 90 024
  • Отрицание собственных потребностей или хочет
  • Прокрастинация 
  • Взятие на себя большего, чем вы можете осилить
  • Чрезмерные траты или трата денег, которых у вас нет
  • Бесконечные размышления или зацикливание на прошлых ошибках
  • Отрицательный внутренний диалог
  • Импульсивное принятие решений
  • Изоляция себя от общества и близких
  • Помещение себя в ситуации, которые травмируют или повторно травмируют
  • Игнорирование симптомов психического здоровья, таких как тревога или стресс
  • 90 023 Членовредительство
  • Самоубийство
Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

Что вызывает саморазрушительное поведение?

По словам лицензированного консультанта по наркотикам и алкоголю Кэндис Коткин-Де Карвальо, LSW, LCADC, CCS, CCTP, коренные причины саморазрушительного поведения могут различаться. Некоторые из наиболее распространенных причин включают отсутствие положительных навыков преодоления трудностей, нерешенные проблемы детства или юности и плохое психическое здоровье.

Лорц описывает саморазрушительное поведение как результат либо ошибочных попыток самозащиты, либо моментов диссоциации. Они часто формируются вашими убеждениями о себе, о том, чего вы заслуживаете, и о том, как вы восприняли сообщения мира и окружающих вас людей, говорит она, что делает их, по сути, реакцией на личные обстоятельства, которые оказали травматическое влияние на вашу жизнь. ты. Возможно, они даже работали (или вы верили, что они работали) в прошлом, чтобы защитить вас от чувства стресса, подавленности, боли, истощения, испуга или опасности, добавляет она, но в конечном итоге эти механизмы выживания теперь причиняют больше вреда, чем защита.

Осибоду-Оньяли добавляет, что, когда люди пережили множество негативных событий или даже травм, это меняет их отношение к себе, другим и миру. «Они начинают ожидать, что произойдут плохие вещи, и когда на их пути появляются хорошие вещи, они начинают саморазрушительное поведение, чтобы все возвращалось к негативному образцу, к которому они привыкли. Дело не в том, что они наслаждаются негативом, просто это знакомо, » она говорит.

Кроме того, по словам Мэнли, саморазрушительное поведение может быть симптомом многих проблем с психическим здоровьем. Например, человек, страдающий депрессией, может проявлять самозащитное поведение, например, не ходить на работу из-за нехватки энергии или избегать стресса, что в конечном итоге саморазрушительно. Те, кто страдает расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, могут прибегать к саморазрушающему поведению, включая воровство для поддержания зависимости или вождение в нетрезвом виде, практически не имея возможности искренне оценить долгосрочные последствия; кумулятивные последствия такого поведения часто трагичны.

«Разнообразные психические расстройства, такие как ПРЛ, часто заставляют страдальца застрять в цикле саморазрушительного поведения, из-за которого человек чувствует себя злым, изолированным и непонятым», — добавляет она.

Как остановить в себе саморазрушительное поведение:

1.

Поймите поведение и почему оно вредно.

Ключом к предотвращению саморазрушительного поведения является его понимание, говорит Осибоду-Оньяли. Она рекомендует начать с того, чтобы прояснить, насколько поведение вредно для вас, а затем, исходя из этого, «начать раскрывать, как образ мыслей, история или травмы привели к последовательному образцу. Поведение саморазрушительно, когда образец последователен». .»

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

2.

Отслеживание поведения.

Часто полезно непредвзято отслеживать проблему. Когда мы замечаем, что вызывает саморазрушительное поведение, мы становимся более осознанными. Посредством повышенной осведомленности мы часто стимулируем изменения, просто замечая, избегая или осознанно «полагаясь» на ситуацию.

«Запишите эти действия и посмотрите, сколько вы делаете их изо дня в день», — рекомендует Лорц. «Когда вы делаете их, избегаете ли вы других вещей? Избегание и отвлечение — это способы справиться с ситуацией, которые могут быть полезными, но когда вы делаете слишком много, это в конечном итоге приводит к саморазрушению. Что вы делаете, чтобы избегать и отвлекать от стрессовых, трудных, или неприятные вещи?»

Отличный пример: скажем, всякий раз, когда вы садитесь за компьютер, чтобы поработать, вы *должны* перекусить, чтобы перекусить. Лорц говорит, что, скорее всего, вы не голодны, а испытываете стресс или тревогу из-за писем в своем почтовом ящике. Отслеживая свое поведение, вы можете понять, что всякий раз, когда вы беспокоитесь, испытываете стресс или скучаете, вы получаете что-нибудь поесть.

«Бездумное питание может быть саморазрушительным. Планирование перекусов на день или составление списка других способов снять стресс или вознаградить себя за трудные или стрессовые задачи могут помочь превратить саморазрушительное поведение в осознанную деятельность ( который становится самозащитой и расширением прав и возможностей) и добавить навыки преодоления стресса в свой набор инструментов», — говорит она.

3.

Устраните основную причину.

Коткин-Де Карвальо говорит, что понимание основных факторов, способствующих вашему саморазрушительному поведению, имеет решающее значение для разрыва его разрушительного цикла.

«Например, если у вас плохие навыки преодоления трудностей, важным шагом будет работа над укреплением вашей способности справляться с негативными эмоциями и стрессом», — говорит она. С другой стороны, если проблемы с психическим здоровьем или нерешенные проблемы из вашего детства лежат в основе вашего саморазрушительного поведения, она рекомендует обратиться к квалифицированному специалисту в области психического здоровья, который поможет вам решить эти проблемы.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

4.

Журнал.

Точно так же, по словам Мэнли, ведение дневника о незначительном саморазрушительном поведении часто может быть очень полезным. «Ключ к этому типу ведения дневника — позволить вашему разуму свободно ассоциировать без осуждения», — добавляет она. Когда вы позволяете своему разуму течь, не опасаясь критики, психика часто начинает «разбираться» за кулисами.

5.

Задержка, действующая по импульсу.

В качестве временной меры остановите саморазрушительное поведение, просто отсрочив действие. Когда вы собираетесь совершить действие, которое в прошлом определили как саморазрушительное, подождите несколько минут, прежде чем что-либо предпринимать. Иногда просто дать себе паузу, чтобы позволить импульсу — и бурным эмоциям, стоящим за ним — пройти через вас, а затем успокоиться — это все, что вам нужно, чтобы больше не чувствовать необходимости двигаться вперед с действием.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

6.

Разработайте другие, более здоровые механизмы выживания.

Активно изучайте и практикуйте навыки преодоления трудностей и привычки, которые останавливают саморазрушительное поведение до того, как оно начнется, говорит Лорц.

«Наличие различных навыков и привычек преодоления, которые поддерживают психическое здоровье и благополучие и создают возможности для снижения стресса, могут помочь вашему разуму и телу повысить устойчивость и расширить возможности для здоровых способов справиться со стрессом и неуверенностью», — отмечает она.

Вот список техник заземления, которые вы можете использовать, чтобы оставаться в состоянии присутствия в тот момент, когда вы сталкиваетесь со стрессом и хотите заняться чем-то саморазрушительным, а также некоторые техники релаксации, которые помогут вам успокоиться другими способами.

«Развитие психологической устойчивости, или способности адаптироваться и восстанавливаться после невзгод, также может быть очень полезным в преодолении саморазрушительного поведения», — добавляет Карвалью.

7.

Найдите напарника по подотчетности.

Это отличный способ получить внешнюю поддержку, когда ваш внутренний критик или внутренний защитник говорит вам, что ваше саморазрушительное поведение — единственное, что поможет вам почувствовать себя лучше, — говорит Лорц. Это одна из причин, по которой приятели по фитнесу, Анонимные Алкоголики, коучинг или психотерапия могут очень успешно помочь вам вырасти и изменить саморазрушительное поведение.

Хотя это может показаться пугающим, это также один из лучших способов получить перспективу. Одно только это действие может помочь вам почувствовать себя менее безнадежным, менее одиноким и более способным достичь своих целей. Это создает мост связи, который дает силы и исцеляет.

Лорц говорит, что это может быть так же просто, как сказать другу: «Эй, мне завтра на работу. Не могли бы вы напомнить мне об этом, когда я пойду заказывать второй или третий напиток сегодня вечером? Я хочу быть готовым и будь готов к моей презентации утром».

Как справляться с саморазрушающим поведением других.

Если вы понимаете, что кто-то вокруг вас ведет себя саморазрушительно, Мэнли подчеркивает важность беспристрастного подхода к ситуации. Это поможет вам избежать перегрузки или вовлечения в какие-либо негативные циклы.

Для начала она рекомендует потратить время на то, чтобы оценить свои собственные потребности, прежде чем противостоять любимому человеку. Спросите себя, что вам нужно, чтобы чувствовать себя в безопасности и уважать в этой ситуации. После того как вы мысленно подготовились и определили для себя свои границы, вы можете рассказать о саморазрушающем поведении или моделях поведения, которые вы заметили.

При этом Мэнли отмечает, что лучше всего использовать мягкий подход. «Избегайте критики человека и не позволяйте себе втягиваться в спор», — говорит она.

Здесь очень важно контролировать собственные эмоции, добавляет она. Вы определенно не хотите быть вовлеченным в словесную или даже физическую битву с этим человеком. Когда вы высказываетесь, потому что вам не все равно, важно также объяснить свои границы и то, что вы готовы и не готовы терпеть, предлагая свою поддержку.

Если изменения не происходят, может возникнуть необходимость с любовью отстраниться от ситуации, говорит Мэнли, и признать, что вы не можете решить проблемы другого человека за него, особенно если он не хочет помочь себе.

И помните: иногда поддержка выглядит просто как побуждение кого-то обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья, который лучше всего подготовлен для выполнения этой работы.

Когда обратиться к специалисту.

Самостоятельное использование вышеуказанных методов для прекращения саморазрушительного поведения может быть эффективным, но может наступить момент, когда вы почувствуете, что вам нужна дополнительная помощь. Хантер говорит, что если вы обнаружите, что, как бы вы ни старались, вы все равно усложняете себе жизнь, возможно, пришло время обратиться за помощью.

Кроме того, если вы подвергаетесь риску причинения серьезного вреда, чувствуете себя все более изолированным из-за потери друзей или близких и/или не можете удержаться на работе, определенно пора обратиться за помощью к психиатру. медицинский работник.

Часто задаваемые вопросы:

Как исправить саморазрушительное поведение?

Если вы сами имеете дело с саморазрушительным поведением, есть несколько вещей, которые вы можете попробовать самостоятельно. Вы можете начать с изучения своих триггеров, понимания основной причины поведения и отслеживания своих действий. Отличный способ начать здесь — записать все это в дневник. Вы также можете найти себе напарника, который будет помогать вам на этом пути. Однако, если ваше саморазрушительное поведение начинает казаться слишком сложным, чтобы справиться с ним в одиночку, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к специалисту.

Если вы заметили, что кто-то, кто вам небезразличен, проявляет саморазрушительное поведение, попробуйте поговорить. Усадите собеседника и мягко поднимите вопрос, сохраняя при этом свои границы. Опять же, если ситуация кажется слишком подавляющей, предложите вашему человеку поговорить с кем-то, кто более подготовлен к работе с саморазрушительными моделями, например, со специалистом в области психического здоровья.

Какова основная причина саморазрушительного поведения?

Коренная причина саморазрушительного поведения у разных людей разная. Но в целом такое поведение часто связано с бессознательными факторами, связанными с неразрешенной травмой или дисфункциональными паттернами, усвоенными в детстве.

Вынос.

Каждый человек время от времени принимает плохие решения, но когда человек постоянно принимает вредные решения, это можно классифицировать как саморазрушение.

Ключом к предотвращению саморазрушительного поведения является его понимание. Ваше понимание такого поведения может исходить от ваших собственных исследований и самоанализа или от общения с профессионалом.

В любом случае, помните, что саморазрушительное поведение не определяет вас. Есть надежда на исцеление и развитие здоровых привычек, которые приведут вас к тому, чтобы стать лучшей версией себя.

ОСТАНОВИТЬ наше саморазрушительное поведение

Поиск

Сколько раз большинство из нас давали себе клятву: «Я закончил и больше никогда этого не сделаю», только чтобы снова сделать это? Разочаровывает, не так ли? Тем не менее, это опыт большинства из нас, когда они пытаются заменить привыкание, саморазрушительное поведение.

Почему нас так тянет к этому негативному поведению? Почему их так трудно отпустить, даже когда наше сердце жаждет сделать именно это?

Люди прибегают к саморазрушающему поведению, чтобы справиться с тревогой, неуверенностью в себе и стыдом.

Этот цикл часто начинается в подростковом возрасте, когда у нас мало навыков управления стрессом и негативными эмоциями. Мы начинаем чувствовать тревогу, как будто мы не вписываемся. Мы перегружены ожиданиями других и, возможно, даже стыдимся самих себя. Поскольку у нас мало навыков, чтобы успокоить эти эмоции, мы лихорадочно ищем что-то, что поможет нам почувствовать себя лучше. Саморазрушающее поведение, такое как употребление алкоголя, наркотиков, переедание и сексуальная активность, вызывает химические изменения в организме, которые подавляют тревогу и успокаивают нас.

Эти стратегии преодоления трудностей быстро становятся нашими основными, потому что они эффективны. Перенесемся во взрослую жизнь, и эти «быстрые решения» саморазрушительного поведения теперь являются хорошо укоренившимися моделями управления тревогой и низкой самооценкой. От саморазрушительного поведения очень трудно избавиться — как потому, что оно вызывает привыкание, так и потому, что нам нечем его заменить.

Более того, мы склонны оправдывать свое негативное поведение, указывая на чужое и говоря: «Как они могут делать что-то настолько разрушительное для своего брака/семейной/духовной жизни?» Одна негативная копинг-стратегия ничем не лучше другой, но легко увидеть саморазрушительный характер поведения других, сводя к минимуму собственные деструктивные паттерны.

Как ОСТАНОВИТЬ саморазрушительное поведение?

Большинству из нас трудно заботиться о себе. Это большая часть проблемы. По мере того, как жизненные события и ожидания набирают скорость, мы с трудом удерживаем голову над водой. Мы не хотим подводить того, чье мнение важно для нас. В процессе мы становимся более тревожными, больше чувствуем себя неудачниками и меньше осознаем, что мы чувствуем. Это, в свою очередь, делает нас более уязвимыми к нездоровому, саморазрушительному поведению.

Один из способов замедлить этот процесс — регулярно отслеживать и заботиться о четырех аспектах нашей жизни — Голод/Боль, Гнев, Одиночество, Усталость — которые можно запомнить, используя аббревиатуру H.A.L.T.

ГОЛОД И БОЛЬ

Координируя несколько графиков и пытаясь оправдать реальные и предполагаемые ожидания других, легко пренебречь своим физическим голодом по еде и эмоциональным голодом по любви и принятию. Мы также склонны оправдывать испытываемые нами обиды «пустяком» и отодвигать их в сторону, не разбираясь с ними, потому что чувствуем, что у нас нет времени.

ЗЛОЙ

Многие из нас выросли в семьях, где гнев не допускался. Это заставляет нас избегать признания, когда мы злимся, а тем более справляться со своим гневом. Мы подавляем гнев и продолжаем, как будто ничего не произошло.

ОДИНОКИЙ

Чем больше мы заняты, тем сильнее наша склонность жить в изоляции. В результате мы чувствуем себя одинокими и одинокими посреди нашей борьбы.

УСТАЛ

Каждый день мы просыпаемся с большим количеством дел, чем реально можем выполнить. Мы встаем раньше и ложимся позже, пытаясь оправдать ожидания, которые мы испытываем как супруги/родители/сотрудники/члены церкви. Средний американец хронически недосыпает. Результат? Наша способность принимать решения снижена до уровня, похожего на употребление нескольких алкогольных напитков.


Вам хочется заниматься саморазрушающим поведением? Попробуйте принять H.A.L.T. в жизни вместо того, чтобы просто действовать по убеждению.

Первый шаг к преодолению саморазрушительных копинг-стратегий — ежедневное внимание к этим четырем областям нашей жизни. Когда мы голодны, злы, одиноки или устали, мы стремимся чувствовать себя лучше. Это делает нас более уязвимыми для использования нашего нездорового копинг-поведения. Замедление и внимание к этим четырем областям нашей жизни в течение дня здоровым и вдумчивым образом сводит к минимуму риск переутомления и перехода к саморазрушающим моделям поведения.


Связанные статьи

Пока мяч на Таймс-сквер отсчитывает секунды до Нового года, многие из нас решат действовать по-другому… похудеть, бросить пить кофеин, больше заниматься спортом, тратить меньше денег, проводить больше времени с семьей или начать экономить. …

Наше коллективное психическое здоровье, несомненно, в последние годы подвергалось сомнению. Хорошая новость заключается в том, что мы все узнали много нового о том, как поддерживать свое психическое здоровье, чтобы выдерживать жизненные бури. Следующие практики могут помочь вам оставаться мысленно…

По оценкам, в 2021 году более 46 миллионов американцев борются с зависимостью от наркотиков или алкоголя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts