Виды функции и формы общения: 16. Виды и функции общения

структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Структура общения.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Виды общения.

  1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.

    п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

  2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

  3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

  4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

  5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

  6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

  7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции общения:

  1. Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами.

  2. Побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий.

  3. Интегративная функция – функция объединения людей.

  4. Функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам.

  5. Координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности.

  6. Регуляционно-коммуникативная функция общения направлена на регуляцию и коорекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

  7. Функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации.

  8. Аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения. К средствам общения относятся:

Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  • стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

  • «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»).

    Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

  • плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

  • отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

  • пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

  • ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

  • неверный выбор стратегии и тактики общения.

Психология общения. Виды и функции общения.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.   

Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Речевые ресурсы: Функции общения

Эмили Дикхофф, MS, CCC-SLP

Что такое коммуникативные функции?

Общение связано с взаимодействием, и мы взаимодействуем по разным причинам. Эти причины являются коммуникативными функциями, которые являются целями, с которыми мы общаемся во время повседневного взаимодействия с окружающим миром!

Мы все используем эти коммуникативные функции, но важно отметить, что особенно для пользователей AAC (Augmentative Alternative Communication), чтобы выучить язык, необходимый для общения по разным причинам, им нужно увидеть, как это делают другие! Мы можем демонстрировать и моделировать их системы AAC, разговаривая с ними во время повседневного взаимодействия. Мы можем показать, как мы передаем разные сообщения по разным причинам, используя устройства AAC, делая это на регулярной и надежной основе. Итак, каковы различные причины, по которым мы общаемся?

1. Запрос товаров/мероприятий

Эта форма общения предназначена для получения желаемого предмета или действия. Как правило, именно с этого мы начинаем обучение коммуникативным функциям, так как для многих детей это наиболее подкрепляющая функция. Многие люди могут действительно хорошо спрашивать о предметах/действиях. Они могут просить о своих любимых блюдах, видео, местах, куда пойти, любимых игрушках и т. д. Просьбы мотивируют многих детей и обычно являются одной из первых причин, по которым они начинают общение. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок указывает на крекер, чтобы получить крекер
  • Ребенок произносит: «Можно мне взять мяч?»
  • Ребенок выбирает значок «сок» на устройстве, генерирующем речь, чтобы получить сок

Идеи для практики запроса предметов:

  • Уберите необходимые предметы во время игры, рукоделия или деятельности.
  • Уберите предметы, которые хочет ребенок, вне досягаемости. Эти ситуации дают ребенку возможность просить.

Язык и общение — это гораздо больше, чем просто просьба. Есть еще столько причин, почему мы общаемся! Включение различных типов общения сделает изучение языка более увлекательным, увлекательным и мотивирующим!

2. Отказ или отказ от предметов/действий

Вот как это звучит! По сути, он запрашивает, чтобы что-то исчезло. Вот некоторые примеры:

.
  • Ребенок отталкивает игрушку на столе
  • Человек говорит «уходи!»
  • Ребенок выбирает «нет» на своем речевом устройстве, когда его спрашивают «Хочешь перекусить?»

Идеи для практики отказа/отказа

  • Назовите нежелательные действия или предметы и смоделируйте такие слова, как «стоп», «нет», «все готово».

3. Запрос внимания

Это другой тип запроса, но он отличается от вышеуказанных запросов, поскольку включает компонент социального взаимодействия. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок похлопывает собеседника по плечу, чтобы привлечь его внимание
  • Ребенок тянется к отцу, чтобы тот поднял его
  • Человек, зовущий «мама!» когда он хочет поговорить с ней

Идеи для практики привлечения внимания:

    • Образцовые слова, такие как «смотри» или «наблюдай за мной», когда кажется, что ребенок ищет внимания.

4. Маркировка и описание

Обозначение и наименования вещей важны для построения языка! Это позволяет вам говорить о вещах и действиях. Прилагательные, наречия и предлоги облегчают описание вещей и рассказ о событиях и ситуациях. Описание элементов может помочь с более конкретными запросами и комментариями. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок видит птицу и говорит «птица»
  • При чтении книги ребенок говорит «там большой кот» и указывает на кота в книге.

Идеи для практики маркировки и описания:

  • Оглянитесь вокруг и назовите и/или опишите то, что вы видите!
  • Отправляйтесь на поиски мусора, маркируйте и описывайте предметы, которые вы найдете

5. Комментарии

Это включает в себя предоставление информации, иногда просто для обмена информацией о ситуации в социальных сетях. Мы часто используем его как способ установить социальное взаимодействие или поделиться опытом. Вот некоторые примеры:

  • Человек говорит «горячо» после того, как откусил кусочек пищи
  • Ребенок выбирает значок «глупый» на устройстве, генерирующем речь, после того, как кто-то рассказывает шутку
  • Ребенок говорит: «Мне не нравится эта игра»

Идеи для практики комментирования:

  • Опишите текущую деятельность (например, весело, хорошо, скучно), включая мнения (мне это нравится! мне это не нравится).

6. Вопросы и ответы

Важной коммуникативной функцией является возможность отвечать и задавать множество различных вопросов. Да/нет, кто, что, где, когда, почему и как все типы вопросов, которые люди задают и на которые отвечают в повседневной деятельности, чтобы получить или предоставить больше информации. Вот некоторые примеры:

  • Друг спрашивает Сколько тебе лет? И ребенок говорит «9» на своем речевом устройстве.
  • Ребенок спрашивает: «Куда мы идем?»

Идеи для практики ответов на вопросы:

    • Читайте книги, задавайте и отвечайте на вопросы о картинках или тексте. Покажите ребенку, как задавать вопросы и/или отвечать на них во время чтения рассказа.

7. Выражение чувств

Это включает в себя возможность описать, что человек чувствует во время повседневного взаимодействия с окружающими. Примеры включают:

  • Ребенок говорит «Я голоден» прямо перед обедом
  • Ребенок заявляет: «Я расстроен», когда его игрушка сломалась

Идеи для практики выражения чувств

    • Моделируйте свои чувства в течение дня
    • Отметьте, как выглядит ребенок

8. Участие в общественной жизни

К ним относятся социальные взаимодействия, происходящие в повседневных ситуациях.

Примеры:

  • Подросток говорит: «Эй, как дела!»
  • Взрослый спрашивает: «Как дела?» а партнер по общению отвечает «Я в порядке»

Идеи для практики социальных процедур:

  • Назначьте время в течение дня, чтобы практиковать разговорные навыки. Например, моделирование и показ того, как сказать «привет», когда вы кого-то приветствуете.

Существует еще больше коммуникативных функций, но эти функции, примеры и практические идеи являются отличной отправной точкой для поддержки и расширения коммуникативных и языковых навыков. Включение различных типов коммуникативных функций сделает изучение языка более увлекательным, увлекательным и мотивирующим!

Каталожные номера:

Бейкельман, Дэвид Р. и Пэт Миренда. Дополняющая и альтернативная коммуникация: поддержка детей и взрослых со сложными коммуникативными потребностями . Паб Пола Х. Брукса, 2013.

.

«Что такое коммуникативные функции и как их расширить?» Autism Classroom Resources , 23 октября 2016 г. , www.autismclassroomresources.com/communicative-functions/.

Последнее обновление: Morgan McClellan, .

22 ноября 2019 г., Морган Макклеллан

Коммуникационные функции: все причины, по которым мы общаемся

6 минут чтения

Есть много причин для общения. Мы называем эти коммуникативные функции. Когда мы знаем о коммуникативных функциях, мы можем использовать слова, которые строят язык и осмысленное общение. Таким образом, мы расширяем мир пользователя AAC за пределы выбора.

Загрузите печатный плакат о функциях связи
Обучайте и моделируйте различные функции общения

Люди, которые используют Дополняющую и Альтернативную коммуникацию (AAC) вместо разговора, нуждаются в языке, как и все остальные. Язык состоит из слов и предложений и используется для того, чтобы говорить, слушать, читать и писать.

Нам нужен язык, чтобы общаться по самым разным причинам. Мы называем эти причины коммуникативными функциями. Это разные причины, по которым мы каждый день общаемся с окружающим миром.

AAC должен давать коммуникаторам слова, с помощью которых они могут говорить то, что думают, спрашивать, рассказывать истории и шутки, задавать вопросы и делиться тем, что они знают.

Моделирование функций общения

Чтобы выучить язык, необходимый для общения по разным причинам, учащиеся AAC должны увидеть, как его используют другие. Когда мы разговариваем с ними, мы моделируем, указывая на слова в системе AAC пользователя. Мы моделируем повседневное взаимодействие. И точно так же, как мы моделируем для обучения словам, мы также можем моделировать примеры различных коммуникативных функций. Мы можем показать, как мы передаем разные сообщения по разным причинам, используя AAC.

Помимо запроса

Чаще всего AAC используется только для одной функции связи — запроса. Пользователи AAC могут действительно хорошо спрашивать о вещах. Они могут делать запросы о еде, любимых шоу, местах, где можно пойти, видео на YouTube и т. д. Запросы мотивируют пользователей AAC. Это может быть одной из первых причин, по которой они используют свой AAC.

Полный список коммуникационных функций можно найти в AssistiveWare Core Word Classroom.

»

Подумайте, почему мы хотим общаться. Это помогает нам решить, какие слова нужно учить и моделировать.

Планирование различных коммуникационных функций

Может быть очень полезно подумать о коммуникационных функциях, когда мы планируем цели и действия для пользователей AAC. Подумайте, почему мы хотим общаться. Это помогает нам решить, какие слова нужно учить и моделировать.

Выберите функции связи для обучения. В таблицах ниже приведены примеры различных типов. Что из этого уже использует ваш пользователь AAC? Что вы хотите преподавать дальше?

Коммуникационные функции в Proloquo и Proloquo2Go

Эта таблица включает слова для моделирования с помощью основных и вспомогательных словарей, основанных на словах, которые можно найти в таких приложениях, как Proloquo или Proloquo2Go.

Функция связи Основные слова к модели Основные слова с бахромой к образцу
Запрос хочу, хочу то, хочу другое, хочу больше, хочу Хочу поиграть,
Я хочу посмотреть телевизор
Протест не, не то, стоп Не красный
Останови эту музыку
Комментарий смотри, смотри, смотри, смотри их Я вижу машину
Эта девушка красивая
Напрямую возьми, возьми, дай, вставь, вставь, дай мне это Делай больше качелей
Дай мне мою чашку, пожалуйста
Задай вопросы 9 0021 что? что это? где? где идти? ВОЗ? кто идет? Когда мы пойдем за покупками?
Где Дэвид?
Кто идет на вечеринку?
Дайте свое мнение лайк, мне нравится не нравится, мне не нравится хорошо, плохо, так хорошо, так плохо Как шоколад
Понедельники плохие
Поделиться новостью Иду, вижу, ем Я пошел, я увидел, я ел Я вижу папу
Я пошел в парк
Начать разговор что? что? Мне это нравится, а вам? Я иду туда, куда ты идешь? Я иду на пляж, ты идешь?
Мне нравятся фильмы, а какие нравятся вам?

Обратите внимание: в этих примерах можно указать только некоторые ключевые слова. Тем не менее, вы также можете произнести все предложение целиком, пока моделируете. Например: Скажите «Тебе нужно надеть шляпу», указывая на «надеть» и «надеть».

Для получения дополнительных идей мы рекомендуем посетить AssistiveWare Core Word Classroom. планировщики охватывают многие повседневные действия и основные слова, а также дают примеры того, как использовать различные коммуникативные функции в тех действиях, которые вы уже выполняете9.0005

Коммуникационные функции в simPODD

Эта таблица включает слова для моделирования с начальными ответвлениями и расширенными словами с PODD, используя систему simPODD.

Функция связи Отвод стартера к модели Разверните, чтобы закончить сообщение
Запрос Я хочу (выполнить действие) перерыв, игра, занятия на свежем воздухе, еда или питье, плавание, телевизор, музыка, куклы, машинки, блоки
Сделай что-нибудь (действия) приходи, делай, получай, иди, дай, смотри, делай

Поехали

для езды, дома, мест в сообществе (выберите конкретное место), где-то в доме или во дворе (выберите конкретное место)
У меня есть идея (хочу) выберите из категорий: места, действия, мероприятия, особые события, персонажи, вещи
Протест Что-то не так больно, неудобно, несправедливо, сердито, голодно, хочется пить
Комментарий Мне нравится это

потрясающий, крутой, захватывающий, веселый, приятный

Мне это не нравится скучно, шумно, страшно, противно, плохо
Прямой Сделай что-нибудь (действия) видеть, смотреть, идти, получать, давать, делать, брать, не делать
Задать вопрос Я задаю вопрос кто, что, где, когда, почему, как
Дайте свое мнение Мне это нравится
круто, круто, захватывающе, весело, мило
Мне это не нравится скучно, шумно, страшно, противно, плохо
Поделиться новостью Я хочу тебе кое-что показать сделать/сделано, получить, (это) в моей сумке, (это) где-то в доме, перейти к категориям для конкретного места, людей, вещей.
Я тебе кое-что говорю Пора, это уже было,

Перейдите к категориям, чтобы выбрать конкретных людей, места, мероприятия

Начать разговор Слова чата извините, пожалуйста, остановитесь/подождите, спасибо, поторопитесь, помогите, смотрите
У меня есть идея выберите из категорий: персонажи, люди, места, действия, дни и время
Давайте представим выберите из категорий: персонажи, люди, места, действия, дни и время
Я рассказываю историю (ненастоящую) это уже случилось, это должно произойти, это сейчас, пора;

перейти к категориям: места, люди, дни и времена, чувства, описания

Я тебе кое-что говорю это уже случилось, это должно произойти, это сейчас, пора;

перейти к категориям: места, люди, дни и времена, чувства, описания

Начните использовать различные коммуникативные функции

Размышление о различных коммуникативных функциях — отличный способ спланировать цели AAC и подобрать слова для моделирования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts