Урок 5. Тембр и высота голоса
Тема данного урока – тембр и высота голоса. В начале курса мы изучили все основные свойства и характеристики голоса в общем и целом, а последующие уроки посвящаем более подробному знакомству с каждой из них.
Сегодня мы более подробно рассмотрим такие характеристики голоса как высота и тембр. Цель нашего урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом.
В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра, и поймем, как можно пользоваться этим на практике.
Содержание:
- Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса
- Как управлять тембром и высотой голоса
- Тест на проверку знаний
Наши задачи понятны, поэтому в путь!
Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса
Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков, чтобы вы могли двигаться дальше. Начнем с пояснения понятий и терминов.
Тембр голоса – это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса.
Высота и тембр голоса – это тесно взаимосвязанные характеристики. Общепринятая классификация певческих голосов как раз и построена на прямой зависимости тембра от высоты голоса. Подобная классификация, как мы уже говорили ранее, весьма условна, потому что есть люди, чей голос может охватывать диапазон баса и баритона, баритона и тенора, контральто и меццо-сопрано, а то и гораздо больше.
Например, певец Димаш имеет диапазон в 6 октав плюс 5 полутонов от «ля» контроктавы до ноты «ре» 5-й октавы.
Таким образом, его голос полностью вмещает диапазон, в котором поет баритон, тенор, альт и сопрано, а также захватывает верхнюю часть басового регистра и часть так называемого «свисткового регистра», который выходит за пределы верхних нот сопрано.Итак, давайте разберемся, что же означает каждый тип голоса.
Тембры голоса у мужчин:
- Тенор – высокий мужской голос, охватывает диапазон от ноты «до» в малой октаве до ноты «до» во 2-й октаве. Подразделяется (снизу вверх) на драматический, лирико-драматический (он же меццо-характерный), лирический, альтино. Иногда в отдельную категорию выносят контратенор, который простирается от ноты «ми» малой октавы до «ми» 2-й октавы.
- Баритон – средний мужской голос, охватывает диапазон от ноты «ля» большой октавы до ноты «ля» 1-й октавы. Подразделяется (снизу вверх) на бас-баритон, драматический, лирико-драматический, лирический и тенор-баритон.
- Бас – низкий мужской голос, охватывает диапазон от ноты «ми» в большой октаве до ноты «соль» в 1-й октаве. Подразделяется по высоте на низкий, центральный, высокий, и по оттенку звучания на баритональный, характерный, глубокий и комический.
На представленном ниже рисунке диапазоны обозначены на клавишах фортепиано зеленым цветом. По 3-4 ноты справа и слева, выделенные желтым – это крайние ноты диапазона, которые человек, в принципе, может взять, но не полным голосом, а, как сказали бы фониатры, на разомкнутых связках.
Тембры голоса у женщин:
- Сопрано – высокий голос, охватывает диапазон от ноты «до» в 1-й октаве до ноты «до» в 3-й октаве. Подразделяется (снизу вверх) на драматическое, лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано.
- Меццо-сопрано – средний голос, охватывает диапазон от ноты «ля» в малой октаве до ноты «ля» во 2-й октаве.
- Контральто – низкий голос, охватывает диапазон от ноты «фа» в малой октаве до ноты «соль» во 2-й октаве.
Детские голоса не делятся по признаку пола. Низкий голос называется альт, высокий – сопрано, причем как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков высокий голос имеет второе название: дискант.
Чем выше голос, тем звонче тембр. Чем ниже голос, тем более глубоким, бархатистым и сексуальным воспринимается тембр. Интересное наблюдение сделали ученые, в частности, Сесилия Пембертон из Университета Южной Австралии. Она и ее коллеги сравнили аудиозаписи голосов женщин, сделанные в 1945 году, и аудио, записанное в начале 90-х [ВВС, 2018].
Для чистоты эксперимента сравнивали голоса некурящих студенток в возрасте 18-25 лет, дабы исключить влияние на голос различных факторов вроде курения, нервной работы, большого количества родов, возраста, гормональной перестройки организма. Оказалось, что за почти полвека среднестатистическая основная частота женского голоса понизилась на 23 Гц. Если в 1945 году среднестатистическая молодая женщина разговаривала на частоте 229 Гц (примерно «ля диез» малой октавы), то уже в начале 1990-х молодые женщины вещали в среднем на частоте 206 Гц (примерно «соль диез» малой октавы). Таким образом, женский голос за полвека понизился почти на ноту [ВВС, 2018].
Интересно, что когда из исследования начала 90-х решили исключить молодых женщин, принимающих гормональные противозачаточные средства, которые, как известно, могут незначительно менять гормональный фон организма и влиять на голос, общие результаты исследования никак не изменились.
Ученые склонны считать это следствием успеха в борьбе за гендерное равенство. Желая использовать открывшиеся в жизни возможности, женщины быстро переняли и освоили скиллы лидера, позволяющие добиться успеха в карьере, науке, бизнесе, политике. А ввиду того, что более низкий голос традиционно считается более пригодным для лидерства, женщины научились манипулировать и этой способностью своего организма.
Кроме того, мужское окружение в трудовом коллективе и топ-менеджменте, необходимость доказывать свою компетентность и профессиональную состоятельность приводят к тому, что женщины, попавшие в такие обстоятельства, подсознательно начинают говорить в более низком диапазоне, чем раньше.
Данную гипотезу волне подтверждает еще одно исследование, сделанное Джой Чен из Университета Иллинойса. Участники эксперимента, разделенные на группы от 4 до 8 человек, должны были выстроить в порядке важности предметы, необходимые астронавту, попавшему в аварию на Луне [ВВС, 2018]. Это была коллективная часть задания.
Далее с участниками беседовали один на один и просили выстроить на основе личных впечатлений рейтинг лидерства и влиятельности остальных участников группы. Разговоры записывались и, изучая затем аудиозаписи, ученые увидели (услышали), что большинство участников изменяло высоту собственного голоса в первые же минуты беседы. Тех участников, чей голос был ниже, остальные оценивали как более влиятельных и авторитетных. Данная закономерность наблюдалась как в отношении мужчин, так и в отношении женщин.
Значение тембра голоса для успеха в карьере подтверждают и другие исследования. Например, аналитическая компания Quantified Impressions из Техаса изучила спичи 120 топ-менеджеров путем использования специального программного обеспечения для сегментации характеристик голоса и опроса более тысячи человек.
Среди опрошенных было 10 экспертов и тысяча обычных слушателей.23% оценок опрошенных, так или иначе, касались тембра и других характеристик голоса оратора, и только 11%, оценивая выступление в целом, пытались как-то оценить содержание речи [S. Shellenberger, 2013]. Остальные участники опроса оценивали эмоциональность, личное обаяние и компетентность как таковую, независимо от текста выступления.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что, слушая слабые, уставшие или писклявые голоса, люди воспринимают спикера как пассивного, наряженного или некомпетентного. Спикеры с нормальным тембром, темпом и выразительностью речи кажутся более успешными, интеллектуальными и компетентными.
Значит ли это, что природный голос человека заранее предопределяет его успех или неуспех в жизни? Конечно же, нет! Человек всегда может улучшить природные данные и развить способность красиво говорить как в нижнем диапазоне своего голоса, так и в верхнем. Как это сделать? Сейчас будем разбираться!
Как управлять тембром и высотой голоса
Итак, как же управлять тембром и высотой голоса? Как вы поняли из вышеприведенных экспериментов и исследований, немного поднять или слегка снизить тональность голоса может практически каждый человек, даже не проходивший специальную подготовку по постановке голоса. Различные факторы психологического свойства тоже могут влиять таким образом, что человек начинает говорить тише или выше.
Коль скоро тональность и тембр голоса, в принципе, поддаются влиянию, почему бы не взять этот факт на вооружение и не пытаться влиять на голос осознанно и осмысленно? И не просто чуть-чуть, а столько, сколько нам нужно для достижения красивого тембра… Идея заманчивая и, что самое главное, полностью реальная для воплощения в разумных пределах!
Что значит «в разумных пределах»? Это значит, что не стоит пытаться загнать голос на ту высоту, на которой он не может звучать полноценно, с участием нужных резонаторов. Если вы захотите получить тонкий и звонкий тембр, но у вас от природы большие и не слишком подвижные голосовые связки, и при этом вы не работали над соединением резонаторов, то взять высокие ноты вы сможете разве что исключительно в головном резонаторе.
Голос, который формируется исключительно «в голове» без участия грудного резонатора, будет или слабым и писклявым, или бездыханным и неразборчивым, или визгливым, а то и просто сорвется.
Если вы захотите говорить низким бархатистым голосом, но у вас от природы металлический тенор, то и нижний диапазон без тренировки соединения резонаторов будет или скрипучим, или сиплым, или вы вообще посадите голос.
Кроме того, чтобы голос (любой!) звучал красиво и убедительно, вам всегда следует помнить о глубоком дыхании со вздохом в нижнюю часть легких. Такое дыхание еще называют диафрагменным или диафрагмальным.
Еще следует помнить о дикции и артикуляции, которые должны быть достаточными, но не должны быть избыточными. Так, если вы почти не открываете рот и не задействуете артикуляционные мышцы, звук будет застревать во рту и полноценного звучания не получится. Если артикуляция избыточна, а вы слишком широко открываете рот там, где это не нужно, звук получится грубым.
Все эти аспекты работы с голосом – постановка дыхания, опора для звука, дикция, артикуляция, соединение резонаторов – мы изучили в уроке 2. Это базовые знания для постановки глосса, которые нам уже неоднократно понадобились и понадобятся в следующих уроках тоже. Поэтому если что-то осталось непонятным, прочитайте и проработайте материал урока 2 еще раз.
В принципе, чтобы умело управлять звуковысотностью собственного голоса, вам нужно запомнить и применять на практике два важных момента:
- Для красивого высокого голоса нужен и головной, и грудной резонаторы. Головной резонатор обеспечивает доступ к высокому звучанию, а грудной резонатор делает высокие ноты более выразительными и позволяет избавиться от писклявости в голосе, как если работает только головной резонатор.
- Для красивого низкого голоса тоже нужна совместная работа всех резонаторов. Грудной резонатор дает доступ к низким нотам, обеспечивает мощное звучание голоса внизу, а резонанс в верхних резонаторах обеспечивает легкость и полетность голоса.
Кроме того, не забывайте, что ротовой резонатор обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов с горла, помогает говорить более свободно, а носовой резонатор выступает соединительным звеном для всех резонаторов, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.
Напомним еще раз, что резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.
Поэтому, если хотите расширить диапазон – работайте над резонаторами, и со временем вы сможете звучать выше или ниже, чем сейчас. Более того, при работе над той или иной частью диапазона часто можно наблюдать некоторую симметрию результатов. Если вы работаете над верхними нотами и расширением диапазона вверх, нижние ноты начинают звучать более уверенно и рабочий диапазон расширяется не только вверх, но и чуть-чуть вниз.
И еще один немаловажный аспект. Мы не зря начали практическую часть урока с темы осмысленности и осознанности в работе над тембром. Дело в том, что вы можете планировать не только содержание и структуру речи, паузы и логические ударения, но и все аспекты звукоизвлечения! Вкратце мы затронули этот момент в предыдущих уроках, а сейчас самое время продолжить.
В уме, а затем вслух можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту, темп. Можно попытаться задать тот или иной тембр и репетировать речь с разными интонациями. Знания анатомии голоса, полученные на нашем курсе, и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь, помогут вам в этом.
Интересный момент: словарь ассоциаций предлагает около 70 возможных определений к слову «тембр» [Словарь ассоциаций, 2020]. Поэтому если вы затрудняетесь с тем, как можно разнообразить вашу речь, такая подборка ассоциаций вполне может вам помочь.
Кроме того, наработать осмысленный подход к звуковедению, научиться управлять высотой и менять (в пределах разумного!) тембр голоса вам помогут специальные упражнения, котоорые предлагает профессор из Франции Филипп-Николя Мело, обучающий пению профессионалов и любителей.
Упражнения для контроля над тембром и высотой голоса:
1 | Сделайте из ладоней «наушник» и «микрофон»: одну ладошку поднесите к уху, вторую – ко рту, и начинайте читать текст (считать ворон, напевать песню). Так вы услышите свой голос в максимальном приближении к тому, как его слышат окружающие, при этом сохраните мобильность и возможность тут же что-то поменять и попытаться отрегулировать высоту или тембр голоса, если вам что-то не нравится. Это не вместо записи голоса на диктофон и контроля результата. Это в придачу, чтобы иметь возможность быстро уловить взаимосвязь между своими усилиями по голосоведению и результатом. |
2 | Делайте зарядку для лицевых мышц, чтобы снять нагрузку с горла и голосовых связок и максимально задействовать диафрагму и артикуляцию. Произнесите слоги «кью», «икс» один за одним, но на «кью» губы должны округляться, а на «икс» расходиться в широкой улыбке. Повторить 30 раз. Если вы попытаетесь рассказать что-то сразу после этого, то услышите, что речь стала более внятной и свободной. |
3 | Читайте вслух тексты (стихи, рассказы, песни), искусственно растягивая гласные. Можно даже просто пропускать согласные буквы, если это поможет сосредоточиться на гласных. Это поможет сделать речь более мелодичной. К слову, носителям французского языка Филипп-Николя Мело советует именно пропускать согласные и тянуть гласные (напомним, что Филипп-Николя Мело француз). Так что если вы репетируете речь или песню на французском, тяните гласные без согласных. Теперь тот же текст нужно прочитать, чеканя и артикулируя согласные. Так ваша речь станет более внятной. |
4 | Теперь читайте текст с резкой гневной интонацией. Представьте, что этот гнев идет будто бы у вас изнутри. Для контроля ощущений нужно положить руки на солнечное сплетение. Это добавит насыщенности вашему звучанию. Можно репетировать и с другими эмоциями. |
5 | Стоя на полу без обуви, спокойно дышите, надувая воздухом бока и живот. Затем начинайте медленно переносить вес тела с пятки на носок и обратно. Продолжайте раскачиваться уже с закрытыми глазами, сосредоточив внутреннее внимание на стопах. Это для того, чтобы не потерять равновесие. Контролируйте только ступни – так вы научитесь распределять энергию внутри себя, использовать энергию и мышцы тела для лучшего звучания речи. |
Посмотреть, как правильно делать эти упражнения, можно в специально подготовленном видео:
Задать голосу нужный тембр, научиться регулировать его высоту в зависимости от ситуации вам помогут советы Лиллиан Браун, профессора Северо-Восточного университета в Бостоне (США). Свои советы она адресовала англо-говорящим соотечественникам, однако в адаптированном для русскоязычной аудитории виде эти рекомендации полностью приемлемы. Она считает, что независимо от того, какой у человека глосс от рождения, он всегда может улучшить его практикой [L. Brown, 2020].
Советы для улучшения голоса от Лилиан Браун:
- Вдыхать глубоко, задействуя диафрагму.
- Держать ровную осанку, чтобы не сжимать внутренние органы и позволять организму полноценно насыщаться кислородом.
- Равномерно распределять вес на ноги, выпрямляться в полный рост, чуть отведя голову назад. В таком положении можно контролировать речевой аппарат наилучшим образом.
- Понизить свой голос можно, если говорить «прямо из носков», т.е. плотно упираясь пятками в пол. Если при этом держать ровную осанку, диафрагма прогибается сама по себе, давая воздушному потоку больше места.
- Охватывать голосом минимум октаву, т.е. 4 ноты выше и 4 ноты ниже вашей самой удобной средней ноты.
- Представлять визуально то, о чем рассказываете. Это сделает речь более живой и эмоциональной.
- Читать вслух хотя бы 10 минут в день.
- Читать вслух свой текст, с которым вам предстоит выступить публично, и дообрабатывать фрагменты, которые звучат не очень хорошо.
- Артикуляция должна быть четкой, однако стоит избегать манерной артикуляции.
- Говорить спокойно и размеренно, не торопясь. Замедлить речь можно с помощью четкой артикуляции слов.
- Избегать слов-паразитов, длинных необоснованных пауз и междометий в речи.
- Обязательно репетировать произношение сложных и незнакомых вам слов прежде, чем произнести их на публике.
И, конечно, огромное значение тембр голоса и способность петь выше и ниже имеет для вокалистов. В нашем курсе вокалу посвящен отдельный урок, однако начать тренироваться вы можете уже сейчас. Вы помните, что за доступ к высоким нотам отвечает головной резонатор, а низкие ноты мы поем с помощью грудного резонатора. Поэтому стоит дополнительно поработать над грудным и головным резонаторами.
Советы новичкам, как справиться с высокими нотами:
- Пробуйте шире открывать рот. Для новичков это обычно большая проблема ввиду либо отсутствия навыка, либо забывчивости. Поэтому контролируйте ширину открытия рта уже на подходе к высоким нотам. При необходимости еще раз проработайте упражнение из урока 2 на открытие рта на 2 пальца.
- Попробуйте слегка присесть или немного наклониться вперед, когда подходите к высоким нотам, как это делают многие эстрадные исполнители. В уроке, посвященном вокалу, мы остановимся на таком понятии как анкеровка (от английского anchor – якорь), т.е. использование мышц тела для поддержания (якорения) звукового потока. Пока просто запомните, что телом вы можете помочь себе достичь высоких нот.
- Подключите воображение и представьте, что вы поете как бы «в себя», сохраняя опору для голоса и не отдавая воздух наружу. Развейте свой успех и попробуйте как бы «вдохнуть» голос в себя.
- Представьте, что перед вами пламя свечи, и вам нужно спеть так, чтобы не задуть свечу.
- Добавьте в голос мяукающую или плаксивую интонацию. Если вы внимательно и до конца посмотрели видеоурок №3, который дала российская певица Полина Гагарина в рамках благотворительного проекта «Поколение М», вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон.
Более мужественный плач, а также другие упражнения продемонстрировал в своем видео певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу, Иван Радьков:
К слову, обратите внимание, что, когда вам на видео показывают, как открывать рот, язык у певца лежит ровно, а кончик языка находится у нижних зубов. Не забывайте повторять (и применять!) материал предыдущих уроков на практике. И помните, что каждая новая тема – это совсем не повод забыть то, что вы выучили ранее. Если у вас получились упражнения из предыдущего видео, можете попробовать выполнить более сложные упражнения:
youtube.com/embed/26tqTcpGqeY»>Похожие мысли и, в придачу к этому, советы, как снять зажимы с голоса, можно найти у певицы, блогера и вокального коуча Александры Стройцевой. Обратите внимание, что к своему голосу нужно относиться адекватно и не требовать от него тех высоких нот и тех оттенков тембра, которых в нем пока что нет. И ноты, и оттенки звучания достигаются упорными тренировками и осознанным контролем за своим голосом:
Давно известно, что обладатели низких голосов мечтают заполучить в свое распоряжение высокие ноты, а обладатели высоких голосов почти всегда хотят освоить нижний диапазон. На самом деле, помочь можно и тем, и другим.
Советы новичкам, как справиться с низкими нотами:
- Слегка опустить гортань. Чтобы почувствовать правильное положение, следует положить руку на шею спереди и зевнуть со звуком «а-а». Ладонь почувствует, как гортань уходит вниз. Это и есть искомое положение гортани.
- Сохранять резонанс в носовом и головном резонаторах, что ощущается как резонанс в лицевой части. В уроке, посвященном вокалу, мы расскажем, что такое вокальная маска. Пока запомните, что на низких нотах верхние резонаторы тоже работают, хотя и не так интенсивно, как на высоких.
- Тренироваться петь со слегка опущенной гортанью и карандашом, удерживаемым между зубами. Челюсть не напрягать! Это позволит наработать правильную координацию между гортанью, мышцами лица и челюстью.
- Тренировать работу грудного резонатора, положив руку на грудь и поставив голос на опору. Нужно произносить нечто среднее между «гэ» и «хэ» (похоже на букву «г» в украинском языке). Можно тренироваться на слоге «гэм-ма» или «хэм-ма».
И, конечно, видео на эту тему:
youtube.com/embed/DVd_63vqLoE»>Итак, в этом уроке мы разобрались с такими характеристиками голоса как высота и тембр, и поняли, как влиять на эти характеристики своего голоса. Если формированию красивого голоса и тембра мешает гнусавость, персонально для вас видео, как избавиться от гнусавости в голосе:
Нам остается только закрепить полученные знания с помощью проверочного теста и продолжить работу над прочими характеристиками голоса в следующем уроке.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
А теперь давайте изучим тему громкости и силы голоса.
Ольга Обломова
← 4 Интонация6 Громкость и сила →
классификация, тембр, определение типа и вида певческого голоса.
Вокал – это умение петь, правильно использовать певческие способности. Певческий вокал, в отличие от разговорного, имеет более точную высоту гласных звуков длительное звучание. А их виды имеют свою классификацию. Его диапазон равен двум, или более, октавам, тогда как разговорный ограничивается одной. Какими бывают тембры голоса? Об этом ниже.
Содержание
- Типы голосов
- Классификация мужских вокалов
- Тенор
- Баритон
- Бас
- Классификация женских голосов
- Сопрано
- Меццо-сопрано
- Контральто
- Упражнения для развития и расширения диапазона
- Субтон
- Снижение придыхания
- Удержание звучания
- От низкого до высокого
- Расслабление
- Упражнение для шейно-воротниковой зоны
- Упражнение для разминки плеч
- Упражнение разминка артикуляционного аппарата
Типы голосов
Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:
Классификация мужских вокалов
- тенор;
- баритон;
- бас.
На заметку: Вокал теноровой группы является самым высоким регистром, а басовой – самым низким.
Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.
Тенор
Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:
- Драматический тенор. Вокалисты, обладающие этим высоким мужским тембром, отличаются «металлическим» оттенком в звучании. Примером является партия Хозе из оперы «Кармен», партия Германа из «Пиковой дамы»;
- Лирический тенор. Певец этой теноровой группы обладает высоким бархатным и мелодичный тембром, достигая фальцета. Окрас звонкий, нежный, мягкий. Высокий тембр голоса тенор присущ Лучиано Паваротти, Пласидо Доминго.
Баритон
Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.
- Лирический баритон наделен плотным высоким оттенком и тесситурой. Лирическим баритоном обладал Жермон в «Травиате»;
- Драматический баритон раскрывается в верхах диапазона голоса в центральном регистре. Драматическим баритоном была исполнена партия князя Игоря в одноименной опере.
Frank Sinatra — Strangers In The NightНа заметку: Из эстрадных артистов этим вокалом обладали: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Элвис Пресли.
Бас
Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.
Бас включает две разновидности звучания вокала:
- Высокий бас отличается звучностью верхних нот, яркостью среднего участка диапазона. Голоса малоподвижны. Примером является партия Кончака опера «Князь Игорь»;
- Низкий бас образует густоту звучании нижних нот, бархатность тембра. Низкий тембр голоса можно услышать в партии Сусанина в опере «Жизнь за царя».
На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.
Nick Cave & The Bad Seeds ft. Kylie Minogue — Where The Wild Roses GrowКлассификация женских голосов
От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.
- сопрано;
- меццо-сопрано;
- контральто.
Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.
Сопрано
Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.
- Колоратурное сопрано отличается подвижностью, гибкостью, свободными верхами. Колоратурным сопрано звучала партия Людмилы в опере «Руслан и Людмила»;
- Драматическое сопрано наделено мощным звучанием, сильными верхними нотами, богатством среднего и нижнего регистров. Его примером является партия Ярославны в опере «Князь Игорь», Лизы в «Пиковой даме»;
- Лирическое сопрано обладает сильным звучанием в верхнем регистре, светлым тембром. Это партия Татьяны в опере «Евгений Онегин», партия Маргариты в «Фаусте».
Меццо-сопрано
Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.
Adele — Rolling in the DeepКонтральто
Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».
Людмила Зыкина — Подари мне платокЧто такое тембр
Тембр вокала – выразительно средство певческий индивидуальных способностей. Классификаций тембров огромное количество, но вокал человека уникален, нельзя его вписать, какие-то определенные рамки. Тембры мужских и женских голосов в хоре могут быть разнообразны и идентичны, деление на группы помогает дирижеру управлять хором, создавать красочное и эмоциональной наполненное исполнение.
На окрас, тембр и высоту вокала влияют следующие факторы:
- возрастные измерения;
- плохая осанка;
- горячая, холодная, острая пища;
- стресс;
- курение и алкоголь;
- простуда.
Как определить тембр голоса
Определить тип певческого голоса можно специальным спектрометром. Он фиксирует вокал человека, проводя его анализ. Устройство разделяет звук на составляющие и классифицирует его, определяя высоту звучания.
Для того, чтобы узнать свой тембр: баритон или фальцет, сопрано или альт, можно обратиться к преподавателю по классу вокала.
В домашних условиях определение музыкального тембра голоса возможно классическим способом. Для этого необходимо спеть несколько строк из песни и обратить внимание на то, какие ноты даются лучше всего, а какие пропеть сложнее. Следует выяснить свой вокальный диапазон, определив самую высокую и самую низкую ноты. Зафиксированные показатели можно сверить с классификацией вокала и определить свой тембр. Изменить тембр голоса полностью невозможно.
Для обладателей поставленного голоса процедура немного иная: здесь нужно спеть музыкальную композицию в разных тональностях и определить, какая из них наиболее удобна.
Диапазон голоса
Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист.
Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот. Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:
- упражнения на дыхание;
- распевка;
- правильная постановка вокала;
- снятие зажимов через дыхание и придыхание.
Упражнения для развития и расширения диапазона
Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске. Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание.
Субтон
Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.
com/embed/stOdbWR_-7w?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Снижение придыхания
После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.
Удержание звучания
Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.
От низкого до высокого
Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым. Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным.
Расслабление
Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.
На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.
Упражнение для шейно-воротниковой зоны
Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад. Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы.
Упражнение для разминки плеч
Занять исходное положение, плечи расслабить выполнить круговые движения: 4 раза вперед, 4 раза назад.
Упражнение разминка артикуляционного аппарата
Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.
После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.
Тембр в музыке и почему это важно: полное руководство
Пение, без категорий
Вы когда-нибудь задумывались, почему одна и та же нота, сыгранная на двух разных инструментах, звучит так по-разному? Это все из-за тембра! Тембр в музыке также определяется как «цвет». Качество и тон звука делают его уникальным.
Понимание тембра имеет решающее значение для музыкантов, независимо от того, играете ли вы на инструменте или поете. В этом исчерпывающем руководстве вы узнаете определение тембра, примеры тембров и факторы, влияющие на тембр.
Что такое Музыкальное определение тембра ?Итак, каково определение тембра? Знание того, что такое тембр в музыке, поможет вам, когда вы хотите создать другой тон или качество в музыкальном произведении. Тембр также определяется как слуховые ощущения, создаваемые звуковой волной. Другими словами, чтобы описать тембр, это относится к характеристикам звука, которые помогают вам отличить его от любого другого звука.
Например, вы можете распознать разницу между тем, как слышите, как говорит ваш отец, и как говорит ваша бабушка, потому что каждый из них имеет свой характерный тембр.
Различные тембры описываются такими словами, как медный, хриплый, округлый, полный или яркий. Продолжайте читать, чтобы узнать больше об этом! Вы можете использовать различные типы вокальных тембров для создания звука, который придает музыке правильное «ощущение» или эмоциональную окраску.
Тембр имеет множество факторов. Например, осанка при игре на инструменте или дыхание при пении.
В этом видео показаны различия звуковых волн при воспроизведении одной и той же ноты на разных инструментах:
https://youtu.be/VRAXK4QKJ1Q?t=16Видео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Тембр: почему разные инструменты, играя один и тот же тон, звучат по-разному (https://youtu.be/VRAXK4QKJ1Q?t=16 )
Обертоны, частота и Тембр в музыкеПричина, по которой инструменты могут играть одну и ту же ноту, но воспроизводить разные звуки, заключается в воспроизводимой основной высоте тона и обертоне. Музыкальный тембр сильно зависит от его формы волны, которая зависит от количества присутствующих обертонов (гармоник AKA), их частот и их относительной интенсивности.
Спектр частот – это распределение амплитуд звуковых волн. Это показывает, насколько громкой или тихой является музыка.
Какие факторы влияют на Тембр в музыке ?Музыканты создают различные тембры, основываясь как на своем инструменте, так и на частоте, излучаемой инструментом.
Итак, какие факторы влияют на тембр звучания в музыке? Их несколько, в зависимости от инструмента. Например, то, как кто-то проталкивает воздух через гобой, влияет на излучаемые звуковые частоты и то, как он слышен, придавая ему характерный тембр.
- Подача воздуха
- Контроль дыхания
- Поза
- Различия в частотах
- Форма инструмента
- Огибающая звука инструмента
Посмотрите это видео, чтобы изучить тембр нескольких различных инструментов и узнать больше о том, как манера игры на инструменте влияет на тембр его звучания.
Спасибо Dave Conservatoire за использование этого видео!
Способы описания Тембр в музыкеВы можете услышать разные слова, относящиеся к звукам, которые описывают тембр конкретно в вокальной музыке. Факторы, описанные выше, приводят к этим звукам. Вот несколько слов, описывающих тембр:
- Пронзительный : высокий, громкий звук
- Носовой : мало обертонов и громкий основной тон
- Плоский : более низкий шаг
- Шелковистый : ровный, мягкий голос
- Mellow : несколько верхних гармоник с сильными основными тонами
- Теплый : басы и вокал выделяются, а высокие звуки — нет
- Дыхание : способность слышать воздушный поток
- Вибрато : длинная нота, меняющая частоту и тон
Например, у Селин Дион голос, который часто называют «шелковистым», тогда как у Боба Дилана, как считается, «гнусавый» тон.
Вас также может заинтересовать: Как научиться петь и найти свой вокальный стиль
Время попрактиковаться в тембре!Теперь, когда вы знаете, что такое тембры в музыке, как вы можете применить это к своей музыке? Один из лучших способов попрактиковаться в своем тембре как певца и улучшить его — это поработать с педагогом по вокалу, который хорошо разбирается в тембре и его использовании.
Преподаватель вокала может работать исключительно с вами, чтобы помочь вам определить ваше отличительное качество и тон. Они также покажут вам, как настроить его, чтобы получить желаемый звук и высоту тона, особенно при работе над конкретной песней, которая требует определенных эмоций или чувств.
Поскольку в мире нет никого похожего на вас, научитесь ценить и гордиться своим уникальным тембром. Являетесь ли вы певцом или музыкантом, ваш тембр звука выделяет вас среди других артистов!
Типы вокального тембра — Глубокое понимание
Это слово часто вызывает у людей болезненное выражение, когда они пытаются его объяснить. Слова не всегда точно описывают некоторые вещи, и тембр может попасть в эту категорию. Типы тембра голоса можно услышать, но трудно определить точно.
Его можно описать как слуховое ощущение и реакцию, вызванную звуковой волной. Это относится к характеристикам конкретного звука. Именно так мы отличаем его от других звуков.
Звучит немного технично…
Часто лучше использовать примеры тембра голоса . Послушайте, как говорит ваш отец, а затем послушайте свою сестру или мать. Вы можете сказать разницу между ними, не видя их. У каждого свой тембр.
Это крайний пример, можно сказать, очевидный. Ладно, тогда послушай, как разговаривают два самца или две самки. Можете ли вы различить их? Это тембр.
Содержание
- Тембр у певцов
- Изменение тембра равно универсальности
- Как они это делают?
- Что влияет на тембр?
- Натурал vs. Трудяга
- «Он был чемпионом» — Натурал…
- «Когда мой кулак сожмется, разожми его» — Трудяга…
- Изменение тембра голоса
- Расширь свой диапазон …
- А практика?
- Отличные микрофоны помогают улучшить пение и тембр
- Типы тембра голоса – Заключительные мысли
Тембр у певцов
Большинство профессиональных певцов точно знают, как обращаться с тембром. Они умеют изменять тембр голоса в соответствии с тем, что поют.
Используя обертоны и различные звуковые волны, певцы создают то «что-то», что помогает всем нам узнавать их голос. Голос, естественно, имеет свой тембр, но хорошие певцы могут изменить звук. Придайте ему немного другой резонанс и новую жизнь, используя измененный тон и цвет. Это то, что отличает лучших певцов от других.
Селин Дион — певица, чей голос описывают как «шелковистый». Элла Фицджеральд, напротив, обладала тембром, который описывали как «дымчатый». Это также относилось к британской джазовой певице Клео Лейн.
Изменение тембра равно универсальности
В то время как основной основной тон голоса является естественным, возможность регулировки тембра дает певцам большую свободу. Конечно, их экспрессивные чувства могут выйти на первый план. Но это также позволяет им быть универсальными. Чтобы быть в состоянии подогнать свой голос к «ощущению» песни.
Как они это делают?
Что ж, это непросто и в некоторых случаях может занять годы практики и совершенствования определенных техник. Как всегда, при любом физическом упражнении голос и горло нужно предварительно «разогреть».
Распознавание типа голоса…
Это то, что вам нужно сделать, прежде чем начать. Вы сопрано, альт, тенор или бас ? Это общепринятые классификации, которые относятся к типам тембра голоса. Ваш говорящий голос можно узнать по его уникальному тембру.
Прежде чем вы сможете начать изменять свой тембр, вам нужно понять, что создает определенные звуковые качества. Отсюда и тона, которые вы производите. Эти звуки и тона часто определяются тем, как мы их описываем. Мы уже упоминали «дымчатый» и «шелковистый». Но вы также можете создать «гладкий», «хриплый» или «шероховатый». Возможно, даже «легкий».
Пример…
Вы можете создать то, что можно было бы описать как «хриплый» звук, добавляя больше воздуха после каждой ноты, которую вы поете. Этому можно научиться, как и всем остальным, поскольку для этого требуется физическое действие со стороны певца.
Что влияет на тембр?
Это делается по-разному, но наиболее распространенному нужно научиться и попрактиковаться. Как и большинство вещей, я полагаю. Открытие и закрытие различных областей речевого тракта изменит тон. Под этим мы подразумеваем использование вашего языка и вашего горла.
То, как вы стоите, также играет роль, так как оно может вытягивать или сжимать диафрагму. Даже не думайте о том, чтобы пытаться работать в этом сидячем положении, сгорбившись. Контроль за своим дыханием, конечно, жизненно важен.
У вас естественный тембр…
Как только вы поймете свой вокальный тип, вы сможете при необходимости начать работать над изменением тембра. У всех нас есть естественный тон голоса. Но это отправная точка, а не результат. Если вы хотите перейти на другой уровень, вам нужно обратить внимание на факторов, влияющих на тембр .
Дыхание…
Правильное дыхание, как вы скоро узнаете, жизненно важно. Вам нужно достаточно воздуха в легких. И как бы глупо это ни звучало, мышцам внутри и вокруг диафрагмы для работы нужен воздух. Важно правильно дышать. И вам нужно это практиковать. Это Руководство по силе и мощности голоса – отличная отправная точка.
Кроме того, дыхание включает количество воздуха, которое вы можете быстро выдохнуть. Также важно уметь акцентировать гласные звуки и использовать вокальное вибрато. Они позволят сделать вокал светлым или затемнить его. Даже добавить немного богатства к звуку.
Не просто читайте, слушайте…
Послушайте некоторых великих певцов. Как они используют свое дыхание для создания звука. Есть ли у них носовой тон? Как они это получили? Попытайтесь понять, что они делают, чтобы добиться звуков, которые они производят.
Найдите время, чтобы послушать того же певца. И мы говорим здесь о певцах, а не о… ну, вы понимаете, о чем я. Кашель, кашель, автонастройка.
Послушайте, как они поют в разных стилях. Как голос звучит немного по-другому? Попробуйте выяснить, что они делают для этого. Понимание « как голос может изменить » позволит вам сделать первые шаги. Но в этом вопросе вам может понадобиться кое-что еще. Мы вернемся к этому позже.
Натурал против Трудолюбивого
Давайте на минуту отвлечемся и проведем несколько сравнений. Некоторые из вас, я уверен, думают: «Это невозможно; Я звучу так, как звучу». Не тот случай; Это может быть сделано. Сколько можно сделать, будет зависеть от вас. Давайте посмотрим на естественного и трудолюбивого. И речь здесь не идет о подготовленных певцах высочайшего уровня. Просто обычные ребята.
«Он был чемпионом» – Естественный…
Был ли певец, который был естественным, который рано принял все это близко к сердцу и развил? Тот, кто стал, на мой взгляд, величайшим рок-певцом всех времен. Это был Фредди Меркьюри. Да, голос уже был, но неужели он не научился им пользоваться. Не было стиля, в котором он не мог бы справиться или преуспеть. От простого старого рока до Оперы, он мог делать все это.
Но некоторым певцам приходится развиваться годами.
«Когда мой кулак сожмется, разожми его» — «Трудолюбивый»…
Хорошим примером может служить человек, который развил эти навыки, чтобы стать одним из великих рок-исполнителей. Ему удалось вместить в одну песню три разных набора вокальных эмоций. Это была песня «Behind Blue Eyes» певца Роджера Долтри из The Who.
Он признался всего несколько лет назад; ему нужно было поправиться, поскольку письмо Пита Тауншенда было настолько хорошим, что его оставили позади.
Это можно сделать.
Изменение тембра голоса
Я уже говорил; Я бы вернулся к тому, что вам может понадобиться. В том то и дело. Если вы не направите свои усилия на то, чтобы узнать, как добиться результатов, это будет трудный путь.
Один из способов решить эту проблему — использовать тренера по вокалу. Хороший. Они помогут вам работать над основными принципами, которые вам понадобятся для создания звуков. Но не любые звуки.
Вам нужно будет развить типы тембра, которые помогут вам в стилях пения. Это очень важно. Требования могут различаться в зависимости от жанра; педагог по вокалу будет знать об этом и укажет вам правильное направление.
Расширьте свой диапазон…
Тренеры по вокалу помогут вам расширить диапазон вашего вокала, сделать его светлее, темнее, хрипловатее, чище или теплее. Они научат вас, что вы не просто используете свое горло или рот. Все ваше тело участвует в создании вокальных красок.
А практика?
Само собой разумеется, но оно того стоит. Есть выражение: «Практика делает совершенным». Неправильный. «Хорошая практика делает совершенным; плохая практика ничего не делает». И это потребует много практики, включая приличную разминку.
Великолепные микрофоны помогают улучшить пение и тембр
Громкий и четкий голос поможет вам лучше петь. Итак, ознакомьтесь с нашими подробными обзорами лучших вокальных микрофонов, лучших местных микрофонов для живых выступлений, лучших микрофонов для караоке, лучших динамических микрофонов и лучших микрофонов для записи рэп-вокала, представленных в настоящее время на рынке.