Функции и виды внимания — Учебник по общей психологии Юнита (Психология)
2. Функции и виды внимания
Внимание характеризует согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность выполнения задачи). Выделяются три функции внимания:
1. Первая функция внимания – активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов.
2. Вторая функция внимания – способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации.
3. Третья функция внимания — обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
В западной психологии накоплен большой экспериментальный материал, касающийся функций внимания. Причина, по которой человек направляет внимание избирательно на некоторые признаки, часто приписывается недостаточной пропускной способности канала или нашей неспособности обрабатывать все сенсорные признаки одновременно. Такое представление предполагает, что где-то в переработке информации есть “узкое место”, частично обусловленное неврологическими возможностями.
Что касается количества информации, на которое человек реагирует и которое запоминает, то здесь, видимо, есть дополнительное сенсорное ограничение.
В рамках информационного подхода было предложено несколько моделей, в которых определены функция и локализация этого “узкого места”. В одной из этих моделей, связанной с именем Бродбента, предполагается, что узкое место находится на этапе перцептивного анализа или непосредственно перед ним: некоторая “обойденная вниманием” часть информации просто не передается для дальнейшего перцептивного анализа. Согласно другой модели, описанной в публикации Дойча, узкое место находится на этапе выбора ответственной реакции или непосредственно перед ним. Согласно этой модели, перцептивному анализу подвергается вся информация, но только на часть ее вырабатывается ответная реакция.
Исследования избирательного внимания и пропускной способности проводились на материале слуховых и зрительных сигналов.
2.1. Слуховые сигналы
Информационный подход к вниманию в значительной степени связан с исследованием слуха. Исследования Черри привели к разработке экспериментальной процедуры, называемой затенение и ставшей затем популярной методикой изучения слухового внимания. В этой методике испытуемого просят повторить устное сообщение точно так же, как оно было предъявлено. Это нетрудно, если речь медленная, но если речь произносится быстро, испытуемый не сможет повторить всю поступившую информацию. Многим из нас приходилось испытать это, хотя бы в игре. В экспериментах Черри, однако, была еще одна особенность: предъявлялись два слуховых сообщения одновременно – одно из них должно быть “оттенено”, а другое проигнорировано. Иногда эти сообщения предъявлялись через наушники, иногда – через акустические системы, находящиеся в разных местах. Черри отмечает, что испытуемые справляются успешно с самыми разными текстами, хотя они и признают это очень трудным делом. Поскольку оба сообщения читает один диктор, нет признаков, помогающих различить голоса, как в обычной жизни при разговоре на вечеринке. И кроме того, когда оба сообщения записываются на пленку, а затем воспроизводятся через наушники, все бинауральные признаки направления также отсутствуют.
Черри обнаружил, что несмотря на способность испытуемых к затенению сообщений, они довольно мало что-либо из них запоминали. Возможно, основная часть обработки информации происходила во временной памяти, поэтому отсутствовали постоянное хранение и понимание сообщения. Сообщение, которому не уделялось внимания, запоминалось намного хуже. Когда в качестве сообщения предъявлялась речь, испытуемые отмечали, что распознают ее как речь. Но когда в игнорируемом канале английский язык сменялся немецким, они этого не замечали. Способность фокусироваться на одном сообщении и затормаживать обработку информации из другого сообщения является важным свойством человека: оно позволяет нам обрабатывать ограниченное количество информации и не перегружать механизмы обработки.
Поскольку в экспериментах Черри многие главные признаки были устранены, испытуемый должен был ориентироваться на какие-то другие признаки, которые, по-видимому, связаны с законами лингвистического построения языка. На протяжении нашей жизни человек многое узнает о фонетике, сочетании букв, синтаксисе, строении фраз, звуковых паттернах, речевых клише и грамматике. Благодаря способности обращать внимание на тончайшие признаки контекста и немедленно сверять их со знаниями о языке, человек может разбирать речь даже когда она маскируется множеством звуковых шумов. Для аномальных сообщений – т.е. тех, которые не согласуются с условностями и хитросплетениями лексико-грамматической структуры родного языка, — требуются мощные сигнальные характеристики, чтобы быть допущенными к верхнему этапу когнитивной системы; в то же время, хорошо знакомые сообщения обрабатываются легче. Большой теоретический интерес представляет судьба “забытых” сообщений. Какая часть, если таковая имеется, информации из каналов, не сопровождаемых вниманием, пропадает для человека?
Как минимум в одном эксперименте Морея, информация, поступавшая в “глухое” ухо, не была сохранена испытуемыми, прислушивавшимися к противоположному каналу, несмотря на то, что некоторые слова повторялись около 35 раз. Даже когда Морей предупреждал своих испытуемых, что их попросят повторить кое-что из информации, поступающей по игнорируемому каналу, они очень мало что могли воспроизвести. Тогда Морей предпринял важный шаг: он сделал так, что сообщению в игнорируемом канале предшествовало имя испытуемого. При таком условии это сообщение принималось более часто. Однако необходимость уделять внимание одному сообщению очень сильна, и за исключением специальной информации, мало что будет принято помимо того, что поступает по основному каналу.
Давайте подумаем, каким когнитивным механизмом можно объяснить эти результаты. Нет оснований полагать, что на сенсорном уровне уши получали неодинаковую стимуляцию. Как и нет никаких свидетельств, что одно из сообщений не достигало слуховой зоны коры мозга. Следовательно, объяснение селективного внимания нужно искать в парадигме обработки информации, которая объясняет нам, как сообщения контролируются вниманием и как получается, что неконтролируемые сообщения иногда обрабатываются.
2.2. Зрительные сигналы
Рассмотренные выше явления большей частью имеют параллель в зрительном восприятии. Большинство людей могут (как и в случае слуховых стимулов) воспроизвести некоторую часть информации из неконтролируемого вниманием источника, даже когда они сознательно пытаются обращать внимание только на одно сообщение. Мы можем сосредоточить внимание на одном источнике, но более или менее осознавать другие события, происходящие в то же самое время.
В сходном с вышеописанным эксперименте по зрительному вниманию, проведенному в рамках информационного подхода, Найссер продемонстрировал то, что он назвал — избирательным чтением, при котором испытуемый читает строки одного цвета из текста, набранного разными цветами. Если испытуемый уделяет внимание только одному цвету и если это внимание заранее исключает всякую обработку информации, напечатанной другим цветом, тогда информация этого другого цвета не должна замечаться. По большей части именно это и происходило. Даже повторяющиеся слова в игнорируемом зрительном канале не опознавались, но материал, сильно воздействующий на сознание (например, имя испытуемого) и предъявляемый через игнорируемый канал, замечался часто.
Технически сложный эксперимент по избирательному зрительному вниманию провели Найссер и Беклен. Они использовали две видеозаписи двух различных сюжетов. Первый сюжет включал игру на фоне классной доски, когда один игрок пытается хлопнуть по руке противника. (Найссер и Беклер сами играли в этой шуточной сцене). Второй эпизод изображал трех мужчин, перебрасывающихся баскетбольным мячом и передвигающихся по комнате. Эти два эпизода были наложены друг на друга, и испытуемых просили проследить за тем, что происходит только на одном из них; испытуемые указывали, за каким эпизодом они наблюдают путем нажатия кнопки в момент, когда в наблюдаемом эпизоде происходит что-либо значительное. Испытуемые без труда отслеживали один из эпизодов; они редко отмечали необычные события из другого эпизода. Им было очень трудно отслеживать оба эпизода. Эти результаты можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, игнорируемый эпизод должен был значительную часть времени наблюдаться периферическим зрением, что исключало восприятие некоторых из его признаков, если учесть плохое качество периферического зрения.
2.3. Виды внимания
2.3.1. Социализация внимания
Каждый человек рождается с ориентировочным рефлексом, выраженным тем или иным образом. Адекватное развитие ориентировочного рефлекса служит базовой предпосылкой интеллектуального развития. Первичный вид внимания, на основе которого ориентируется младенец в окружающем мире, называется природным вниманием.
Природное внимание – вид внимания, данный человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
По мере социализации ребенок учится организовывать природное внимание. Он направляет его на определенные, интересующие его объекты, что дает ему возможность осуществлять действия по выбору и не зависеть полностью от изменений окружающей среды. Его внимание становится социально-обусловленным.
Социально обусловленное внимание – вид внимания, который складывается на протяжении всей жизни в результате обучения и воспитания, связан с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
2.3.2. Опосредованность внимания
Процессы, схожие с социализацией, происходят при преобразовании непосредственного внимания в опосредованное.
В первый период развития ребенка у него преобладает непосредственное внимание. Непосредственное внимание — вид внимания, который не управляется ничем, кроме того объекта, на который он направлен и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Непосредственное внимание вызывает любое необычное явление: громкий шум, резкие изменения цветового фона, сильные неожиданные запахи и т. п.
По мере развития человека он начинает управлять своим вниманием, оно становится опосредованным. Опосредованное внимание — вид внимания, который регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов. Длительность и качество внимания начинают зависеть не столько от стимула, вызывающего внимание, сколько от воли и сознательного усилия самого человека.
2.3.3. Произвольность внимания
Третья категория, по которой внимание разделяется на два вида, – это произвольность. Это одно из наиболее важных качеств внимания, поэтому уделим ему особенное внимание. Выделяются два вида внимания — произвольное и непроизвольное. Помимо вышеперечисленных Н.Ф.Добрыниным также выделялся третий вид — послепроизвольное внимание.
Таблица 1
Непроизвольное внимание – вид внимания, который не связан с участием воли.
Направленность психической деятельности на те или иные предметы или явления может возникать непреднамеренно, непроизвольно, вследствие самих особенностей воздействующих на человека раздражителей (предметов и явлений действительности). Так возникающее внимание соответственно и называется непреднамеренным, непроизвольным.
Источником непроизвольного внимания являются и изменения, “колебания” окружающей среды, появление какого-нибудь, до этого отсутствовавшего раздражителя или какая-либо перемена в действующих в данный момент раздражителях.
Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс, те ориентировочные движения, которые вызываются изменением в среде и посредством которых воспринимающий аппарат устанавливается так, что достигается наилучшее при данных условиях отражение раздражителя.
Непроизвольное внимание привлекается, однако, не всякими изменениями в среде. Другие, действующие в данный момент раздражители, могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того чтобы новый раздражитель стал объектом внимания, надо, чтобы он обладал некоторыми особенностями, которые облегчали бы его выделение из всего, что воздействует на человека в данный момент.
К числу особенностей раздражителей, вызывающих внимание, прежде всего относится сила раздражителя. Сильные раздражители: яркий свет и краски, громкие звуки, резкие запахи — легко привлекают внимание, так как по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое им, а следовательно, и условный рефлекс на него. А это, в свою очередь, влечет за собой усиление отрицательной индукции, вызванной данным возбуждением, т.е. усиление торможения в других участках коры мозга. Большое значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, то есть соотношение раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими как бы фон, на котором он выступает. Даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если он дан на фоне других сильных раздражителей. В уличном шуме большого города отдельные, даже сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут услышаны ночью в тишине. С другой стороны, самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т. п.
Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие – по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. — человек обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук – среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок – среди кругов, окрашенных в иной цвет. Цифра привлекает внимание среди букв; иностранное слово — если оно находится в русском тексте; треугольник — когда он нарисован среди квадратов. Привлекают внимание, хотя обычно не надолго, многократно повторяющиеся изменения в раздражителях, систематически следующие друг за другом: таково, например, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п. Аналогично этому действует и движение предметов.
Важный источник непроизвольного внимания – новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все шаблонное, стереотипное, не привлекает внимания. Новое служит объектом внимания, однако, в меру того, насколько оно может быть понятно или же побуждает осмысливать его. А для этого оно должно находить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания. Безусловный ориентировочный рефлекс гаснет скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные ориентировочные реакции, целая цепь их, что возможно только тогда, когда в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется и то, с чем уже образовались временные связи, т.е. то, что уже связано с чем-то известным. Большое значение в связи с этим имеет наличие знаний, осведомленность человека в той области, к которой относится воспринимаемый им объект, так же как и привычка замечать те или иные предметы и явления (на которые неопытный человек не обратит внимания).
Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют прежде всего потребности и интересы людей, их отношение к тому, что воздействует на них. Все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к чему есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение, — все это легко становится объектом непроизвольного внимания.
Значительную роль играет настроение человека, не в малой мере определяющее, что привлечет внимание из всего воздействующего в данный момент.
Существенное значение имеет также утомление, или наоборот, бодрое состояние, в котором находится человек. Хорошо известно, что в состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.
От непроизвольного внимания отличается произвольное внимание, представляющее собой произвольно, преднамеренно вызываемую направленность психической деятельности на те или иные объекты или явления (или их свойства, качества, состояния). Произвольное внимание – вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию.
Этот более высокий вид внимания возник в процессе деятельности. В своей деятельности человек добивается определенного результата, обычно получающего в дальнейшем общественную оценку и используемого другими людьми. В тех случаях, когда произвольно вызванное внимание не отвлекается ничем посторонним, препятствующим выполнению деятельности, оно удерживается без особых усилий. Во многих случаях, однако, такое беспрепятственное сохранение произвольного внимания бывает, в силу действия посторонних раздражителей, невозможно и требует иногда весьма значительных усилий и специальных мероприятий.
Отвлекающими внимание раздражителями (посторонние звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители), являются и некоторые состояния организма (болезнь, усталость и др.), равно как и посторонние мысли, образы, чувства. Для преодоления этого препятствия необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности. Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить силу доносящихся звуков и т. д. Нередко заранее устраняется все, что мешает работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т. д. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию.
Не всегда, однако, наличие благоприятных внешних условий обеспечивает внимание.
Важным условием внимания является значение задачи выполняемой деятельности, место, которое она занимает в жизни человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, поэтому желательно обязательно осуществить ее. Чем важнее эта задача, чем яснее понятно ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.
Велика роль интереса, и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.
Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека – все это способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.
Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в особенности если оно делается в критические моменты деятельности, требующие усиленного внимания. Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания.
Значительную поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, что обуславливает успех действий. Такие вопросы нужны при проведении любых наблюдений, в особенности тогда, когда приходится знакомиться с большим количеством объектов или с какими-либо сложными явлениями и процессами. Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано какое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия и т.п.). Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие.
Все указанные пути содействия произвольному вниманию в той или иной степени связаны со словом, осуществляются в словесной форме, требуют участия второй сигнальной системы. Это – одна из характерных особенностей произвольного внимания, как и всякой сознательной и произвольной деятельности людей.
Рекомендуем посмотреть лекцию «Возникновение, расцвет и падение государства каракытаев».
Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием.
Отсюда вытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету. Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено, —это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче.
Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное (как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась). Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, намеренная организация деятельности. Именно она и характеризует собой произвольное внимание.
Знаменитое утверждение, что гений – это 90% труда и 10% способностей, основано именно на том, что любые значительные произведения науки и искусства создаются не только и не столько на вдохновении, сколько на произвольно удерживаемом внимании, вопреки другим стимулам, непроизвольно отвлекающим от работы: развлечениям, досугу и т.п.
Оба вида внимания – непроизвольное и произвольное — не могут быть строго разграничены между собой. Имеется ряд промежуточных форм, когда намеренная направленность на те или иные объекты выражена в слабой степени, хотя и не отсутствует вовсе. Происходят и переходы одного вида внимания в другой. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности сначала, в силу отсутствия интереса к ней, требуется сознательная, намеренная направленность (во многих случаях даже волевое усилие) на выполнение, однако затем, по мере того как возникает интерес к тому, что делается, человек продолжает быть внимательным к работе уже без специального намерения и тем более без всяких усилий.
Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется намеренно, произвольно.
Понятие внимания, его функции, свойства и виды — Студопедия
Поделись
Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо яркое отражение.
Функции внимания:
1. Отбор значимых, соответствующих потребностям, воздействий и игнорирование других.
2. Удержание какой-либо деятельности на протяжении длительного времени.
3. Регуляция и контроль протекания действия.
Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому, в зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Наиболее изученным является сенсорное внимание (зрительное и слуховое).
Виды внимания. Выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.
Т.е. непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Оно возникает без каких-либо усилий со стороны человека, невольно.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
1. Внешние причины (обусловлены качеством раздражителя):
- Появление ранее отсутствовавшего раздражителя.
- Изменение физических свойств действующих раздражителей.
- Ослабление или прекращение действия раздражителя.
- Перемещение раздражителей в пространстве.
- Появление нового, необычного раздражителя.
- Сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет, резкий запах).
- Контраст.
2. Внутренние причины (связаны с личностными характеристиками):
- Потребности, значение для индивида.
- Интерес.
- Направленность.
- Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию организма.
Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованием деятельности.
Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В таких условиях, когда внимание направлено не на то, что ново и интересно, а на то, что нужно для осуществления деятельности, нередко требуются усилия воли. Поэтому данный вид внимания часто называют волевым.
Произвольное внимание будет поддерживаться, если:
- человек осознает долг и обязанности при выполнении работы,
- созданы привычные условия для работы (время, место),
- косвенный интерес (не интересна сама работа, а интересен результат),
- созданы благоприятные условия для деятельности (исключено влияние постоянно действующих посторонних раздражителей – телевизор, шум).
Послепроизвольное внимание – возникает после произвольного внимания, на его основе. Т.е. вначале внимание было произвольным, но потом человек заинтересовался работой.
По своим характеристикам оно схоже с непроизвольным, т. к. присутствует интерес, но оно не может быть сведено к непроизвольному, т.к. здесь присутствует и сознательно поставленная цель. Оно не может быть сведено и к произвольному, т.к. здесь для человека уже становится интересным и значимым не только результат деятельности (как при произвольном), но и сам процесс деятельности.
В первые два года жизни внимание ребенка лишь непроизвольное, затем постепенно ребенок учиться быть внимательным благодаря речевым инструкциям взрослых. И постепенно дети овладевают способностью внутренней речевой инструкции (самоприказ).
Кроме этого, в зависимости от того, на какой объект направлено внимание, выделяют такие его виды: внешнее (направлено на окружающие предметы) и внутреннее (направлено на собственные мысли).
Выделяют также внимание коллективное, групповое и индивидуальное.
Способы привлечения и поддержания внимания:
1.
2. Прием завлечения (говорящий произносит что-то трудновоспринимаемое неразборчиво или тихо и слушателю приходится концентрировать внимание).
3. Зрительный контакт (пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание).
4. «Навязывание ритма» (постоянно менять характер и темп речи, не давать расслабиться).
5. Прием акцентировки (обратить на что-то внимание).
Свойства внимания. К свойствам внимания относят следующие:
1. Концентрация – наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и интенсивность этой связи. Концентрация обратно пропорциональна объему внимания (чем больше мы сконцентрированы, тем меньше объектов мы замечаем).
2. Объем – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам, а у детей – 2-3 элементам (5+2).
Поэтому необходимо уметь осмысливать и структурировать воспринимаемый материал, что позволит увеличить объем внимания.3. Распределение – свойство, с которым связывают возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий).
Возможность распределения внимания зависит от ряда условий: а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание, б) успешность совмещения зависит и от того, насколько связаны между собой совмещаемые деятельности (если близко, то распределить внимание становится сложно). Например, трудно совмещать два вида умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. В процессе постоянных упражнений возможно развитие данного свойства.
4. Переключение – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Например, переключение может быть обусловлено необходимостью включения в новую деятельность, либо осуществляться с целью отдыха.
5. Устойчивость – это длительность сохранения интенсивности внимания (как долго). Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени. 1) Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания (невозможно длительное сосредоточение на одном объекте, если он не меняется, т.е. однообразие снижает внимание). 2) Устойчивость также повышается с увеличением сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность). Но эта сложность должна быть оптимальной, иначе быстро наступит утомление. 3) Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее сосредоточение. 4) Внимание может быть устойчивым, если человек понимает важность выполняемой работы. 5) Большое значение для сохранения устойчивости играет активность личности (внешняя или внутренняя) по отношению к объекту.
Но даже в рамках повышенной устойчивости возможны некоторые колебания внимания. Флуктуации (колебания внимания) – это периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление (от 2 до 12 сек.). Такие колебания в рамках устойчивого сосредоточения часто не замечаются и не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности. Кроме этого, необходимо учитывать так называемые
Если у человека сформировалась привычка всегда быть внимательным, то в таком случае можно говорить о присутствии важного качества личности – внимательности. Если же человек внимателен по отношению к другим людям, то говорят о такой моральной черте, как чуткость, отзывчивость.
Установка внимания и психическая функция человека
1. Нейссер У. Познание и реальность. WHFreeman & Co Ltd.; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1976. [Google Scholar]
2. Джеймс В. Принципы психологии. Холт; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1890 г. Глава XI: Внимание. [Google Scholar]
3. Нейссер У. Когнитивная психология. Эпплтон-Сенчури-Крофтс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1967. [Google Scholar]
4. Янтис С. Управление зрительным вниманием. В: Пашлер Х., редактор. Внимание. Psychology Press/Erlbaum (Великобритания) Тейлор и Фрэнсис; Хоув, Великобритания: 1998. стр. 223–256. [Google Scholar]
5. Цоцос Ж.К. Когда мы изучаем способность посещать занятия, что именно мы пытаемся понять? Неопубликованная рукопись.
6. Цоцос Ю.К., Абид О., Коцеруба И., Сольбах М.Д. Об управлении процессами внимания при зрении. кора. 2021; 137: 305–329. doi: 10.1016/j.cortex.2021.01.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Энджелл Дж. Р., Пирс А. Х. Экспериментальное исследование феномена внимания. Являюсь. Дж. Психол. 1892; 4: 528–541. дои: 10.2307/1410801. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
8. Свифт Э.Дж. Расстройство внимания при простых психических процессах. Являюсь. Дж. Психол. 1892; 5: 1–19. дои: 10.2307/1410811. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Jersild A.T. Ментальная установка и сдвиг. Арка Психол. 1927; 89: 5–82. [Google Scholar]
10. Бродбент Д.Е. Нарушения внимания при избирательном слушании. Дж. Эксп. Психол. 1952; 44: 428–433. doi: 10.1037/h0057163. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Бродбент Д. Восприятие и общение. Пергамон Пресс; Лондон, Великобритания: 1958. [Google Scholar]
12. Дойч Дж.А., Дойч Д. Внимание: некоторые теоретические соображения. Психол. 1963; 70:80–90. doi: 10.1037/h0039515. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Schneider W., Shiffrin R.M. Контролируемая и автоматическая обработка информации человеком: I. Обнаружение, поиск и внимание. Психол. 1977; 84:1–66. doi: 10.1037/0033-295X.84.1.1. [CrossRef] [Google Scholar]
14. Канеман Д., Трейсман А. Изменение взглядов на внимание и автоматизм. В: Парасураман Р., Дэвис Д.Р., Битти Дж., редакторы. Варианты внимания. Академическая пресса; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1984. стр. 29–61. [Google Scholar]
15. Кун Т. Структура научных революций. 1-е изд. Издательство Чикагского университета; Чикаго, Иллинойс, США: 1962. [Google Scholar]
16. Джонстон В. А., Хайнц С. П. Гибкость и производительность требуют внимания. Дж. Эксп. Психол. Генерал 1978; 107: 420–435. doi: 10.1037/0096-3445.107.4.420. [CrossRef] [Google Scholar]
17. Лави Н. Отвлекся и запутался?: Избирательное внимание под нагрузкой. Тенденции Познан. науч. 2005; 9: 75–82. [PubMed] [Академия Google]
18. Массаро Д.В. Экспериментальная психология и обработка информации. Издательская компания колледжа Рэнда Макнелли; Чикаго, Иллинойс, США: 1975. [Google Scholar]
19. Палмер С.Е. Зрительное восприятие и познание мира: Заметки о модели сенсорно-когнитивного взаимодействия. Исследуйте. Познан. 1975: 279–307. [Google Scholar]
20. Franconeri S.L. Природа и статус визуальных ресурсов. В: Рейсберг Д., редактор. Оксфордский справочник по когнитивной психологии. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд, Великобритания: 2013. [Google Scholar]
21. Генг Дж.Дж., Лебер А.Б., Шомштейн С. Внимание и восприятие: 40 отзывов, 40 просмотров. Курс. мнение Психол. 2019;29:v–viii. doi: 10.1016/j.copsyc.2019.09.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Лави Н. Перцептивная нагрузка как необходимое условие избирательного внимания. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1995; 21: 451–468. doi: 10.1037/0096-1523.21.3.451. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Sanocki T., Sulman N. Восприятие сложных динамических сцен: влияние установки внимания на восприятие одного и нескольких типов событий. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2013;39: 381–398. doi: 10.1037/a0030718. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Цоцос Ж.К. Анализ зрения на уровне сложности. Поведение наук о мозге. 1990; 13:4233–4469. doi: 10.1017/S0140525X00079577. [CrossRef] [Google Scholar]
25. Норман Д.А., Бобров Д.Г. О процессах с ограниченными данными и ресурсами. Познан. Психол. 1975; 7: 44–64. doi: 10.1016/0010-0285(75)
-3. [CrossRef] [Google Scholar]
26. Ван Б., Кениг П. Зависит ли распределение ресурсов внимания между сенсорными модальностями от задач? Доп. Познан. Психол. 2017;13:83–96. doi: 10.5709/acp-0209-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Wickens C.D. Несколько ресурсов и прогнозирование производительности. Теор. Выдает Эргон. науч. 2002; 3: 159–177. doi: 10.1080/14639220210123806. [CrossRef] [Google Scholar]
28. Folk C.L., Remington R.W., Wright J.H. Структура управления вниманием: условное удержание внимания видимым движением, внезапным началом и цветом. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1994; 20: 317–329. дои: 10.1037/0096-1523. 20.2.317. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Мост С.Б., Шолль Б.Дж., Клиффорд Э.Р., Саймонс Д.Дж. Что видишь, то и устанавливаешь: устойчивая слепота по невнимательности и захват сознания. Психол. 2005; 112:217–242. doi: 10.1037/0033-295X.112.1.217. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Dehaene S., Changeux J.P., Naccache L., Sackur J., Sergent C. Сознательная, предсознательная и подсознательная обработка: проверяемая таксономия. Тенденции Познан. науч. 2006; 10: 204–211. doi: 10.1016/j.tics.2006.03.007. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
31. Десимон Р., Дункан Дж. Нейронные механизмы избирательного зрительного внимания. Анну. Преподобный Нейроски. 1995; 18: 193–222. doi: 10.1146/annurev.ne.18.030195.001205. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Fan J., McCandliss B.D., Fossella J., Flombaum J.I., Posner M.I. Активация сетей внимания. Нейроизображение. 2005; 26: 471–479. doi: 10.1016/j.neuroimage.2005.02.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Франконери С.Л., Альварес Г.А., Кавана П. Гибкие когнитивные ресурсы: конкурентные карты контента для внимания и памяти. Тенденции Познан. науч. 2013;17:134–141. doi: 10.1016/j.tics.2013.01.010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Вулф Дж. М. Управляемый поиск 6.0: Обновленная модель визуального поиска. Психон. Бык. 2021; 28:1060–1092. doi: 10.3758/s13423-020-01859-9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Зелинский Г., Чен Ю., Ан С., Адели Х. Психология обучения и мотивации. Эльзевир; Амстердам, Нидерланды: 2020. Изменение взглядов на целенаправленный контроль внимания: прошлое, настоящее и будущее моделирования фиксаций во время визуального поиска; стр. 231–286. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
36. Рольфс М. Внимание в активном видении: взгляд на непрерывность восприятия через саккады. Восприятие. 2015;44:900–919. doi: 10.1177/0301006615594965. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Экштейн М. П., Дрешер Б.А., Симозаки С.С. Сигналы внимания в реальных сценах, саккадическое нацеливание и байесовские априорные факторы. Психол. науч. 2006; 17: 973–980. doi: 10.1111/j.1467-9280.2006.01815.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Торральба А., Олива А., Кастельхано М., Хендерсон Дж. М. Контекстное управление движениями глаз и вниманием в сценах реального мира: роль глобальных признаков в поиске объектов. Психол. 2006; 113:766–786. дои: 10.1037/0033-295Х.113.4.766. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Ng GJP, Patel T.N., Buetti S., Lleras A. Расстановка приоритетов в зрительном внимании работает не так, как вы думаете. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2021; 47: 252–268. doi: 10.1037/xhp0000887. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Крамер А.Ф., Вигманн Д.А., Кирлик А. Внимание: от теории к практике. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд, Великобритания: 2006. [Google Scholar]
41. Чун М.М., Голомб Дж.Д., Терк-Браун Н. Б. Таксономия внешнего и внутреннего внимания. Анну. Преподобный Психолог. 2011;62:73–101. doi: 10.1146/annurev.psych.093008.100427. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Logan G.D., Cox G.E., Annis J., Lindsey D.R.B. Эпизодическая фланкерная задача: восстановление памяти по мере обращения внимания внутрь себя. Психол. 2021; 128:397–445. doi: 10.1037/rev0000272. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Moore C.M. Невнимательная слепота: восприятие или память и что это значит? Психея. 2001; 7: 178–194. [Google Scholar]
44. Бургойн А. П., Энгл Р. В. Управление вниманием: краеугольный камень познания высшего порядка. Курс. Реж. Психол. науч. 2020;29: 624–630. doi: 10.1177/0963721420969371. [CrossRef] [Google Scholar]
45. Мияке А., Фридман Н.П., Эмерсон М.Дж., Витцки А.Х., Хауэртер А., Вейгер Т.Д. Единство и разнообразие исполнительных функций и их вклад в сложные задачи «лобных долей»: латентный переменный анализ. Познан. Психол. 2000; 41:49–100. doi: 10. 1006/cogp.1999.0734. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Baldauf D., Deubel H. Ландшафты внимания при достижении и захвате. Вис. Рез. 2010;50:999–1013. doi: 10.1016/j.visres.2010.02.008. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Эппингер Б., Гошке Т., Масслик С. Мета-контроль: от психологии к вычислительной нейронауке. Познан. Оказывать воздействие. Поведение Неврологи. 2021; 21: 447–452. doi: 10.3758/s13415-021-00919-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Webb T.W., Graziano M.S. Теория схемы внимания: механистическое объяснение субъективного осознания. Фронт. Психол. 2015;6:500. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00500. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Дункан Дж., Чилински Д., Митчелл Д.Дж., Бхандари А. Сложность и композиционность в подвижном интеллекте. проц. Натл. акад. науч. США. 2017;114:5295–5299. doi: 10.1073/pnas.1621147114. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Barsalou L.W., Prinz J. J. Мирское творчество в системах перцептивных символов. В: Уорд Т.Б., Смит С.М., Вейд Дж., редакторы. Творческая мысль: исследование концептуальных структур и процессов. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия, США: 1997. стр. 267–307. [Google Scholar]
51. Сил Н. М. Ментальные модели и творческие изобретения. В: Караяннис Э.Г., изд. Энциклопедия творчества, изобретений, инноваций и предпринимательства. Спрингер; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2013. [Google Scholar]
52. Уорд Т. Б., Смит С. М., Вейд Дж. Э. Творческая мысль: исследование концептуальных структур и процессов. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия, США: 1997. [Google Scholar]
53. Пирсон Дж., Кеог Р. Новое определение визуальной рабочей памяти: когнитивно-стратегический подход к области мозга. Курс. Реж. Психол. науч. 2019;28:266–273. doi: 10.1177/0963721419835210. [CrossRef] [Google Scholar]
54. Мальмберг К.Дж., Рааймакерс Дж.Г.В., Шиффрин Р. М. 50 лет исследований, инициированных Аткинсоном и Шиффрин (1968), мем. Познан. 2019; 47: 561–574. doi: 10.3758/s13421-019-00896-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Логан Г. Д. Автоматический контроль: как эксперты действуют, не задумываясь. Психол. 2018; 125:453–485. doi: 10.1037/rev0000100. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Познер М.И., Ротбарт М.К., Тан Ю.Ю. Повышение внимания с помощью тренировок. Курс. мнение Поведение науч. 2015; 4:1–5. doi: 10.1016/j.cobeha.2014.12.008. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
57. Розенберг М.Д., Финн Э.С., Шейност Д., Констебль Р.Т., Чун М.М. Характеристика внимания с помощью прогнозирующих сетевых моделей. Тенденции Познан. науч. 2017;21:290–302. doi: 10.1016/j.tics.2017.01.011. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Simons D.J., Chabris C.F. Гориллы среди нас: устойчивая слепота по невнимательности к динамическим событиям. Восприятие. 1999; 28:1059–1074. doi: 10.1068/p281059. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Koch I., Poljac E., Müller H., Kiesel A. Когнитивная структура, гибкость и пластичность в многозадачности человека. переключение исследований. Психол. Бык. 2018;144:557. doi: 10.1037/bul0000144. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
60. Монселл С. Переключение задач. Тенденции Познан. науч. 2003; 7: 134–140. doi: 10.1016/S1364-6613(03)00028-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Vandierendonck A., Liefooghe B., Verbruggen F. Переключение задач: взаимодействие реконфигурации и управления помехами. Психол. Бык. 2010; 136: 601–626. doi: 10.1037/a0019791. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Пашлер Х. Внимание. Psychology Press/Erlbaum (Великобритания) Тейлор и Фрэнсис; Хоув, Великобритания: 1998. [Google Scholar] 9.0003
63. Мост С.Б., Саймонс Д.Дж., Шолль Б.Дж., Хименес Р., Клиффорд Э., Чабрис К.Ф. Как не быть замеченным: вклад сходства и выборочного игнорирования в устойчивую слепоту по невниманию. Психол. науч. 2001; 12:9–17. doi: 10.1111/1467-9280.00303. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
64. Мак А., Рок И. Слепота по невнимательности. Массачусетский технологический институт Пресс; Кембридж, Массачусетс, США: 1998. [Google Scholar]
65. Морей Н. Внимание при дихотическом слушании: аффективные сигналы и влияние инструкций. QJ Exp. Психол. 1959;11:56–60. doi: 10.1080/17470215908416289. [CrossRef] [Google Scholar]
66. Трейсман А.М. Стратегии и модели избирательного внимания. Психол. 1969; 76: 282–299. doi: 10.1037/h0027242. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Гронау Н., Коэн А., Бен-Шакхар Г. Диссоциации личностно значимых и релевантных задач отвлекающих факторов внутри и вне фокуса внимания: комбинированное поведенческое и психофизиологическое исследование . Дж. Эксп. Психол. Генерал 2003; 132: 512–529. дои: 10.1037/0096-3445.132.4.512. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
68. Ахиссар М., Хохштейн С. Теория обратной иерархии обучения визуальному восприятию. Тенденции Познан. науч. 2004; 8: 457–464. doi: 10.1016/j.tics.2004.08.011. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Paap K.R., Newsome S.L., McDonald J.E., Schvaneveldt R.W. Модель активации-проверки для распознавания букв и слов: эффект превосходства слова. Психол. 1982; 89: 573–594. doi: 10.1037/0033-295X.89.5.573. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
70. Цоцос Дж.К., Калхейн С., Куцу Ф. В кн.: От теоретических основ к иерархической схеме избирательного внимания, зрительного внимания и корковых цепей. Браун Дж., Кох С., Дэвис Дж., редакторы. Массачусетский технологический институт Пресс; Кембридж, Массачусетс, США: 2001. стр. 285–306. [Google Scholar]
71. Бар М. От объектов к единым разумам. Курс. Реж. Психол. науч. 2021; 30: 129–137. doi: 10.1177/0963721420984403. [CrossRef] [Google Scholar]
72. Theeuwes J. Избирательность восприятия цвета и формы. Восприятие. Психофиз. 1992;51:599–606. doi: 10.3758/BF03211656. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73. Theeuwes J. Управляемый стимулом захват и набор внимания: выборочный поиск цвета и визуальных резких начал. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1994;20:799. doi: 10.1037/0096-1523.20.4.799. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Гронау Н. Охватить мир одним взглядом: роль внимания в визуальной и семантической ассоциативной обработке. Дж. Визуализация. 2022;7:191. doi: 10.3390/jimaging70
. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]75. Bacon W.F., Egeth H.E. Преодоление захвата внимания, управляемого стимулом. Восприятие. Психофиз. 1994; 55: 485–496. doi: 10.3758/BF03205306. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
76. Драйсбах Г., Хайдер Х. Вот для чего нужны наборы задач: защита от ненужной информации. Психол. Рез. 2008; 72: 355–361. doi: 10.1007/s00426-007-0131-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
77. Folk C.L., Remington R.W., Johnston J.C. Непроизвольное скрытое ориентирование зависит от настроек контроля внимания. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1992;18:1030–1044. doi: 10.1037/0096-1523.18.4.1030. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
78. Wyble B., Folk C., Potter M.C. Условный захват внимания концептуально релевантными изображениями. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2013; 39: 861–871. doi: 10.1037/a0030517. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Лак С.Дж., Гаспелин Н., Фолк К.Л., Ремингтон Р.В., Теувес Дж. Прогресс в разрешении дебатов о захвате внимания. Вис. Познан. 2021; 29:1–21. дои: 10.1080/13506285.2020.1848949. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
80. Cunningham S.J., Vogt J., Martin D. Я первый? Позиционирование себя в иерархии внимания. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2022; 48: 115–127. doi: 10.1037/xhp0000976. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
81. Schäfer S., Wentura D., Frings C. Создание сети важности: особое влияние саморелевантности на обработку стимулов. Аттен. Восприятие. Психофиз. 2020; 82: 3750–3766. doi: 10.3758/s13414-020-02070-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
82. Эльгенди М., Кумар П., Барбик С., Ховард Н., Эббот Д., Чихоки А. Подсознательное прайминг — современное состояние и перспективы на будущее. Поведение науч. 2018;8:54. doi: 10.3390/bs8060054. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
83. Ван ден Буше Э., Ван ден Нортгейт В., Рейнвоет Б. Механизмы маскированного прайминга: метаанализ. Психол. Бык. 2009; 135: 452–477. doi: 10.1037/a0015329. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
84. Raymond J.E., Shapiro K.L., Arnell K.M. Временное подавление визуальной обработки в задаче RSVP: моргание внимания? Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1992;18:849–860. doi: 10.1037/0096-1523.18.3.849. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
85. Chun M.M., Potter M.C. Двухэтапная модель для обнаружения нескольких целей в быстром последовательном визуальном представлении. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 1995; 21: 109–127. doi: 10.1037/0096-1523.21.1.109. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
86. Dux PE, Marois R. Мгновение внимания: обзор данных и теории. Аттен. Восприятие. Психофиз. 2009;71:1683–1700. doi: 10.3758/APP.71.8.1683. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
87. Olivers C.N.L., van der Stigchel S., Hulleman J. Распространение бережливости: против ограниченного описания моргания внимания. Психол. Рез. 2007; 71: 126–139. doi: 10.1007/s00426-005-0029-z. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
88. Einhäuser W., Koch C., Makeig S. Продолжительность моргания внимания в естественных сценах зависит от категории стимула. Вис. Рез. 2007; 47: 597–607. doi: 10.1016/j.visres.2006.12.007. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
89. Тан М.Ф., Форд Л., Арабзаде Э., Эннс Дж.Т., Трой А.В.В., Маттингли Дж.Б. Нейронная динамика моргания внимания, выявленная путем кодирования избирательности ориентации во время быстрого визуального представления. Нац. коммун. 2020;11:434. doi: 10.1038/s41467-019-14107-z. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
90. Вайбл Б., Каллахан-Флинтофт К., Чен Х., Маринов Т., Саркар А., Боуман Х. Понимание зрительного внимания с помощью RAGNAROC: Градиент рефлексивного внимания через нейронную конкуренцию AttRactOr. Психол. 2020; 127:1163–1198. doi: 10.1037/rev0000245. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
91. Bransford J.D., Johnson M.K. Контекстные предпосылки для понимания: некоторые исследования понимания и припоминания. J. Вербальное обучение. Вербальное поведение. 1972; 11: 717–726. doi: 10.1016/S0022-5371(72)80006-9. [CrossRef] [Google Scholar]
92. Wiley J., Rayner K. Влияние заголовков на обработку текста и лексически неоднозначных слов: данные по движениям глаз. Мем. Познан. 2000; 28:1011–1021. дои: 10.3758/BF03209349. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
93. Брансфорд Дж. Д., Браун А. Л., Кокинг Р. Р. Как люди учатся. Том 11 Издательство Национальной академии; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2004. [Google Scholar]
94. Лошки Л. К., Хатсон Дж. П., Смит М. Е., Смит Т. Дж., Мальяно Дж. П. Просмотр статических визуальных повествований через призму теории восприятия сцены и понимания событий (SPECT) В: Лауброк Дж., Вильдфойер Дж., Данст А., редакторы. Эмпирические исследования комиксов: цифровые, мультимодальные и когнитивные методы. Рутледж; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2018. стр. 217–238. [Академия Google]
95. Грант Э. Р., Спайви М. Дж. Движения глаз и решение проблем: направляющее внимание направляет мысль. Психол. науч. 2003; 14: 462–466. doi: 10.1111/1467-9280.02454. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
96. Руинфар А., Агра Э., Ларсон А.М., Ребелло Н.С., Лошки Л.К. Связывание процессов внимания и концептуального решения проблем: визуальные подсказки облегчают автоматическое извлечение соответствующей информации из диаграмм. Фронт. Психол. 2014;5:1094–1107. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01094. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
97. Хегарти М., Кэнхэм М.С., Фабрикант С.И. Размышление о погоде: как заметность дисплея и знания влияют на производительность в задаче графического вывода. Дж. Эксп. Психол. Учиться. Мем. Познан. 2010; 36:37–53. doi: 10.1037/a0017683. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
98. Horrey WJ, Wickens C.D., Consalus K.P. Моделирование распределения визуального внимания водителей при взаимодействии с бортовыми технологиями. Дж. Эксп. Психол. заявл. 2006;12:67. doi: 10.1037/1076-898X.12.2.67. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
99. Стрейер Д.Л., Купер Дж.М., Террилл Дж., Коулман Дж.Р., Хопман Р.Дж. Разговор с автомобилем может отвлечь вас. Познан. Рез. Принц. Имплицитный. 2016;1:16. doi: 10.1186/s41235-016-0018-3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
100. Kunar M.A., Watson D.G. Визуальный поиск в многоэлементном асинхронном динамическом (MAD) мире. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 2011;37:1017–1031. doi: 10.1037/a0023093. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
101. Криттенден Б.М., Митчелл Д.Дж., Дункан Дж. Набор сети режима по умолчанию во время требовательного акта исполнительного контроля. Элиф. 2015;4:e06481. doi: 10.7554/eLife.06481. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
102. Федоренко Е., Дункан Дж., Канвишер Н. Широкая общность доменов в фокальных областях лобной и теменной коры. проц. Натл. акад. науч. США. 2013;110:16616–16621. doi: 10.1073/pnas.1315235110. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
103. Шашидхара С., Митчелл Д.Дж., Эрез Ю., Дункан Дж. Прогрессивный набор лобно-теменной системы множественных требований с повышенной сложностью задач, нехваткой времени, и Награда. Дж. Когн. Неврологи. 2019;31:1617–1630. doi: 10.1162/jocn_a_01440. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
104. Марр Д. Видение: вычислительное исследование человеческого представления и обработки визуальной информации. В.Х. Фримен; Сан-Франциско, Калифорния, США: 1982. [Google Scholar]
105. Хиллман Ч. Х., Эриксон К. И., Крамер А. Ф. Будьте умны, тренируйте свое сердце: влияние упражнений на мозг и познание. Нац. Преподобный Нейроски. 2008; 9: 58–65. doi: 10.1038/nrn2298. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
106. Milham M.P., Erickson K.I., Banich M.T., Kramer A.F., Webb A., Wszalek T., Cohen NJ. Задача Струпа. Познание мозга 2002;49: 277–296. doi: 10.1006/brcg.2001.1501. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
107. Пракаш Р.С., Восс М.В., Эриксон К.И., Льюис Дж.М., Чаддок Л., Малковски Э., Алвес Х., Ким Дж., Сабо А., Уайт С.М. и др. др. Кардиореспираторная пригодность и контроль внимания в стареющем мозге. Фронт. Гум. Неврологи. 2011;4:229. doi: 10.3389/fnhum.2010.00229. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
108. Саакян Б.Дж., Лэнгли С., Касер М. (Кембриджский университет, Кембридж, Великобритания). Как хронический стресс меняет мозг — и что вы можете сделать, чтобы обратить вспять ущерб. Личное общение. 2022.
109. Берман М. Г., Джонидес Дж., Каплан С. Познавательные преимущества взаимодействия с природой. Психол. науч. 2008;19:1207–1212. doi: 10.1111/j.1467-9280.2008.02225.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
110. Schertz K.E., Berman M.G. Понимание природы и ее познавательных преимуществ. Курс. Реж. Психол. науч. 2019; 28: 496–502. doi: 10.1177/0963721419854100. [CrossRef] [Google Scholar]
111. Гоулман Д., Дэвидсон Р.Дж. Измененные черты: наука показывает, как медитация меняет ваш разум, мозг и тело. Пингвин; Лондон, Великобритания: 2018. [Google Scholar]
112. Даль С.Дж., Уилсон-Менденхолл С.Х., Дэвидсон Р.Дж. Пластичность благополучия: основанная на обучении основа для развития человеческого процветания. проц. Натл. акад. науч. США. 2020;117:32197–32206. doi: 10.1073/pnas.2014859117. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Что такое когнитивные функции
Что такое когнитивные функции?
Когнитивные функции — это психические процессы, которые позволяют нам выполнять любую задачу. Они позволяют субъекту играть активную роль в процессах получения, выбора, преобразования, хранения, обработки и поиска информации, позволяя субъекту ориентироваться в окружающем мире.
Какие когнитивные функции наиболее важны?
Наиболее важными когнитивными функциями являются внимание, ориентация, память, гнозис, исполнительные функции, практика, язык, социальное познание и зрительно-пространственные навыки.
Ориентация
Что такое ориентация?
Ориентация — это способность, позволяющая постоянно осознавать себя и свое окружение.
• Личная ориентация: способность интегрировать информацию о личной истории и личности.
• Ориентация во времени: способность управлять информацией о дне, времени, месяце, году, праздниках, временах года, времени для определенного поведения и т. д.
• Ориентация в пространстве: способность обрабатывать информацию, связанную с откуда пришел, где находится в данный момент, куда идет и т. д.
Подробнее о Ориентация
Гнозис
Что такое гнозис?
Гнозис — это способность мозга распознавать ранее полученную информацию, такую как объекты, лица или места, полученную от наших органов чувств. Таким образом, существуют разные типы гнозиса, по одному для каждой сенсорной модальности, и гнозис, объединяющий разные сенсорные модальности.
• Зрительный гнозис: способность визуально распознавать различные элементы и придавать им значение (предметы, лица, места, цвета и т. д.).
• Слуховой гнозис: способность распознавать и различать различные звуки.
• Тактильный гнозис: способность распознавать различные объекты на ощупь (текстуры, температуры и т.д.).
• Обонятельный гнозис: способность распознавать по запаху различные запахи.
• Вкусовой гнозис: способность распознавать по вкусу различные ароматы.
• Схема тела: способность распознавать и мысленно воспринимать тело в целом и его различные части, отработка движений, которые можно совершать каждой, и ориентация тела в пространстве.
Подробнее о Gnosis
Внимание
Что такое внимание?
Внимание — это процесс направления когнитивных ресурсов на определенные аспекты окружающей среды или на выполнение определенных действий, которые кажутся наиболее подходящими. Это относится к состоянию наблюдения и бдительности, которое позволяет осознавать, что происходит в окружающей среде (Ballesteros, 2000).
Другими словами, внимание — это способность генерировать, направлять и поддерживать соответствующее состояние бдительности для правильной обработки информации.
Существует пять различных процессов внимания:
• Устойчивое внимание: способность плавно удерживать фокус на задаче или событии в течение длительного периода времени.
• Избирательное внимание: способность направлять внимание и фокусироваться на чем-либо, не позволяя другим раздражителям, внутренним или внешним, прерывать выполнение задачи.
• Переменное внимание: способность плавно переключать внимание с одной задачи или внутренней нормы на другую.
• Скорость обработки: скорость, с которой мозг выполняет задачу (очевидно, она будет варьироваться в зависимости от задачи и других задействованных в ней когнитивных функций).
• Полупренебрежение: большая трудность или неспособность направить внимание в любую сторону (обычно влево) по отношению к телу, а также к пространству.
Подробнее о Внимание
Исполнительные функции
Что такое исполнительные функции?
Исполнительные функции — это сложные когнитивные процессы, необходимые для планирования, организации, руководства, пересмотра, регулирования и оценки поведения, необходимого для эффективной адаптации к окружающей среде и достижения целей (Bauermeister, 2008).
Исполнительные функции включают способности и процессы, жизненно важные для повседневной жизни, такие как:
• Рабочая память: система, которая позволяет поддерживать, обрабатывать и обрабатывать информацию в уме.
• Планирование: умение ставить цели, разрабатывать планы действий для их достижения (последовательность шагов) и выбирать подходящий на основе предвидения последствий.
• Рассуждение: способность сравнивать результаты, делать выводы и устанавливать абстрактные отношения.
• Гибкость: способность создавать новые стратегии для адаптации поведения в соответствии с изменяющимися требованиями окружающей среды.
• Ингибирование: способность игнорировать импульсы или нерелевантную информацию либо внутри, либо снаружи при выполнении задачи.
• Принятие решений: способность выбирать план действий после взвешивания различных возможных вариантов, а также их возможных результатов и последствий.
• Оценка времени: способность приблизительно оценивать течение времени и продолжительность действия или события.
• Двойное исполнение: умение выполнять две задачи одновременно (они должны быть двух разных типов), уделяя внимание обоим одновременно.
• Ветвление (многозадачность): способность организовывать и оптимально выполнять задачи одновременно, смешивая их, но всегда зная статус каждой.
Подробнее об исполнительных функциях
Praxis
Что такое praxis?
Праксис относится к выученной двигательной активности. Иными словами, праксис — это порождение волевого движения для совершения того или иного действия или достижения цели.
Различные типы праксиса включают:
• Идеомоторный праксис: способность намеренно совершать движения или простые жесты.
• Идеационная практика: способность манипулировать объектами посредством последовательности действий, которая подразумевает знание функции объекта, знание действия и знание последовательности действий, ведущих к этому действию.
• Лицевая практика: способность произвольно совершать движения или жесты различными частями лица (губами, языком, глазами, бровями, щеками и т. д.).
• Зрительно-конструктивная практика: умение планировать и совершать движения, необходимые для организации ряда элементов в пространстве для формирования рисунка или завершенных трехмерных фигур.
Подробнее о Praxis
Память
Что такое память?
Память — это способность кодировать, хранить и эффективно извлекать ранее изученную информацию или прошлый опыт. Память делится на два основных типа:
• Эпизодическая память: относится к информации о событиях и переживаниях (где и когда).
• Семантическая память: относится к общим знаниям.
• Процедурная память: относится к конкретным действиям или последовательности выученных действий, большинство из которых автоматически извлекаются, не думая о действии или движении (часто трудно вербализовать).
Подробнее о памяти
Язык
Запросить язык?
Язык — это когнитивная функция высокого уровня, которая развивает процессы символизации, связанные с кодированием и декодированием.
Согласно Lecours et al. (1979), язык относится к производству устных или письменных знаков, которые символизируют объекты, идеи и т. д. в соответствии с собственной конвенцией языкового сообщества.
В языке существуют различные функции, которые могут быть нарушены:
• Выражение: способность формулировать мысли осмысленно и грамматически правильно.
• Понимание: способность понимать значение слов и идей.
• Словарный запас: лексических знаний.
• Именование: способность давать имена объектам, людям или событиям.
• Именование: способность давать имена объектам, людям или событиям.
• Беглость: способность быстро и эффективно создавать лингвистический контент.
• Дискриминация: способность распознавать, различать и интерпретировать языковой контент.
• Повторение: способность воспроизводить те же самые звуки, которые вы слышите.
• Письмо: способность преобразовывать идеи в символы, символы и изображения.
• Чтение: способность интерпретировать символы, символы и изображения и преобразовывать их в речь.
Подробнее о языке
Социальное познание
Совместные когнитивные и эмоциональные процессы, посредством которых мы интерпретируем, анализируем, запоминаем и используем информацию о социальном мире. Это относится к тому, как мы думаем о себе, других и их поведении, социальных отношениях, а также о том, как мы понимаем всю эту информацию и соответствующим образом обосновываем свое поведение.
Подробнее о социальном познании
Зрительно-пространственные навыки
Что такое зрительно-пространственные навыки?
Зрительно-пространственные навыки — это способность представлять, анализировать и мысленно манипулировать объектами. Есть две важные концепции, относящиеся к зрительно-пространственным навыкам:
• Пространственное отношение: способность мысленно воспринимать и манипулировать объектами в двух измерениях.
• Пространственная визуализация: способность мысленно воспринимать трехмерные объекты и манипулировать ими.
Узнайте больше о зрительно-пространственных навыках
Когда начинают ухудшаться когнитивные функции?
Потеря когнитивных способностей происходит из-за нормального процесса старения. То, как мы стареем и как переживаем этот процесс, а также наше здоровье и функциональные возможности зависят как от генетической структуры, так и от окружающей среды, которая окружала нас на протяжении всей жизни.
Кроме того, существуют другие факторы, которые могут изменить когнитивные способности, такие как нейродегенеративные заболевания, нарушения развития нервной системы, умственная отсталость или психические заболевания. Также употребление наркотических веществ, алкоголизм, тяжелые физические или психические травмы могут влиять на мозговую деятельность острым или хроническим образом.
Как мы можем сохранить когнитивные функции?
Для чего мы используем когнитивные функции?
Высшие функции мозга , такие как рассуждение, память и внимание необходимы для полноценной и независимой жизни. В течение дня мы непрерывно используем когнитивные функции. Наш мозг использует различных когнитивных способностей для приготовления пищи, вождения автомобиля или проведения собраний, активирующих различные части наших полушарий в большей или меньшей степени.