Виды и функции внимания в психологии: Функции, виды и свойства внимания.

Функции, виды и свойства внимания.

Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7.

Из множества воздействующих на человека раздражителей до его сознания доходят лишь те из них, которые являются наиболее значимыми, т.е. только часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов. Фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. Таким образом, психическая деятельность человека имеет избирательно направленный характер, который составляет сущность внимания.
 
    Внимание — это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.
 Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств  (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.


    Функции внимания.
  Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его. 
  Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени.
Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
  Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
  В то же  время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого.
Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию —контроль и регуляцию деятельности.
  Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о
моторном внимании
.  Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
 
Виды внимания.
  Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим и каждый из которых играет свою роль в его жизни. В число этих видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; природное и социально обусловленное внимание. 
   Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также
пассивным
, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.
  В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
   Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо  послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.
  Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
  Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции.
  Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест…
  Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работу рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга.
Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Доказано, что уже в конце 1-го месяца жизни ребёнка природное внимание включено в работу, когда ребёнок начинает обращать своё внимание на новые раздражители.
  Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме).
 
 Основные свойства внимания.
  Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания.
Каждое из этих свойств может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Например, внимание может быть устойчивым и неустойчивым, концентрированным и рассеянным, переключаемым и ригидным, с большим и с малым объёмом.
  Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

  Концентрацией внимания  называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.
  Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
  Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте.
  Все указанные свойства внимания  (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объёмом.
Под  объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени. Подсчитано, что средний объём внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов (звуков, цифр, простых изображений).
 Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.
  Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. 

внимание,виды,свойства и функции

преподаватель:Казиева.Н.Н.

студент:Ахмедов.К.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

семинар 2

Внимание

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Формы внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие формы внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т. д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Функциями внимания являются:

К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Распределение внимания нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.

При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.

Переключение внимания отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Типы внимания: исследуйте, как фокусируется ваш разум

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / БЛОГ / Типы внимания: исследуйте, как фокусируется ваш разум

Дата последнего обновления: 15 апреля 2021 г.

Что такое внимание?

В целом внимание можно определить как способность производить, выбирать, управлять и поддерживать достаточную стимуляцию в течение определенного периода времени для обработки любого вида информации. Оно происходит на когнитивном уровне и имеет разные виды.

Внимание — это ключ к достижению оптимальной функциональности в нашей жизни. Способ сделать это состоит в том, чтобы проанализировать факторы или стимулы, с которыми мы сталкиваемся, как релевантные или нерелевантные. На самом деле, именно тогда мы делаем самый простой выбор в отношении тем, которые нам интересны или нет.

Определяющие факторы, влияющие на функционирование внимания

Как мы упоминали ранее, внимание не является односторонним процессом. Существует ряд факторов, по которым стимул привлекает наше внимание. Только стимул, основанный на этих факторах, запускает наши когнитивные функции и может инициировать когнитивную обработку.

Эти факторы, привлекающие наше внимание и удерживающие его, можно разделить на две основные группы:

1- Внутренние факторы

Эти детерминанты являются личными, поскольку зависят от собственных когнитивных ресурсов и функций мозга человека. Некоторые из них можно перечислить следующим образом:

  • Психическое состояние
  • Потребности
  • Эмоции
  • Образ мышления
  • Интересы
  • Мотивация
  • Физическое состояние

2- Внешние факторы

Эти детерминанты обычно основаны на характеристиках раздражителей или исходят из нашего окружения. Некоторые из них можно перечислить следующим образом:

  • Интенсивность
  • Уникальность
  • Размер
  • Цвет
  • Эмоциональное бремя
  • Контраст

Повышение внимания и сосредоточенности — ключ к успеху. Чтобы улучшить его, улучшив ваши внутренние факторы, такие как ваше психическое состояние, физико-органическое состояние или мышление, упражнения — это самое полезное, что можно сделать. Приложение MentalUP Attention Games разработано академиками и врачами специально для поддержки когнитивного развития с помощью 15-минутных ежедневных упражнений.

Игры на внимание MentalUP

Четыре типа внимания

Существует несколько типов внимания, они показаны в таблице ниже:

Избирательное внимание

Звучит интересно? У нас есть статья об избирательном внимании, о которой вы можете узнать подробнее: Избирательное внимание: что это такое? Как вы можете протестировать и улучшить его?

Распределенное внимание

Мы используем разделенное внимание, одновременно уделяя внимание двум или более задачам. Эта способность также называется многозадачностью. Разделенное внимание использует умственную концентрацию в очень больших масштабах. Тем не менее, это не позволяет мозгу полностью сосредоточиться на какой-либо задаче. Поэтому такой вид внимания длится недолго.

Переменное внимание

Переменное внимание — это способность изменять фокус вашего внимания и переключаться между разными задачами. При этом типе внимания требуется умственная гибкость, чтобы одна задача не ограничивала выполнение других.

Устойчивое внимание

Мы часто используем устойчивое внимание для задач, которые занимают много времени или требуют интенсивной концентрации. Этот вид внимания позволяет последовательно выполнять определенную мыслительную деятельность. Например, когда дети готовятся к экзамену, например, к экзамену на 7 плюс, им нужно несколько часов читать информацию в учебнике.

Хотите улучшить свои навыки внимания? Вы можете легко определить, какой тип вам нужно улучшить с помощью приложения MentalUP Attention Exercises. Пришло время развить ваши слабые навыки внимания с помощью 15-минутных ежедневных упражнений, разработанных академиками и врачами.

Скачать бесплатно

Различия типов внимания

90 103 Максимальное внимание, уделяемое задаче или идее, потому что одновременно происходит один фокус 90 107
Селективный
Внимание
Разделенный
Внимание
Чередование
Внимание
Устойчивый
Внимание
Фокусировка на
Задачи
Бессознательное сосредоточение внимания на одной задаче или идее одновременно с игнорированием других Умственное сосредоточение на нескольких задачах или идеях одновременно, уделяя некоторое внимание каждой Быстрое переключение внимания с одной задачи или идеи на другую Сознательное сосредоточение ума на одной задаче или идее одновременно, полностью игнорируя другие
Сумма
Внимание
Увеличивает количество внимания, направляемого на задачу или идею из-за того, что имеет место один фокус Сводит к минимуму количество внимания, уделяемое любой задаче или идее, если одновременно происходит несколько фокусов Уменьшает количество внимания, уделяемого любой задаче или идее, если происходит смещение фокуса
Состояние отвлекающих факторов и
Переключение задач
Успешное отключение отвлекающих факторов и переключение задач. Неудачное отключение отвлекающих факторов и переключение задач Хорошо переключается между отвлекающими факторами и задачами Отлично справляется с отвлекающими факторами и не переключается между задачами
Познавательный
Способность
Усиливает когнитивные способности Сильнее всего ослабляет когнитивные способности Ослабляет когнитивные способности Максимально укрепляет когнитивные способности
Сумма возможного
Ошибки
Снижает количество ошибок Приводит к ошибкам Увеличить количество ошибок Предотвращает ошибки
Приемная сторона
Информация
Позволяет пропустить важную дополнительную информацию Предотвращает отсутствие важной дополнительной информации Предотвращает отсутствие важной дополнительной информации Позволяет пропустить важную побочную информацию

Теперь, когда вы узнали, как работает ваш разум, вы должны быть готовы к усовершенствованию! Попробовать MentalUP, подготовленный академиками и учеными специально для улучшения когнитивных функций, можно бесплатно! Поддержите развитие своих когнитивных навыков с помощью ежедневных персонализированных упражнений MentalUP.

Начните сейчас

Если вы хотите узнать больше, вы можете посетить блог MentalUP, в котором мы собрали множество других полезных статей о том, как улучшить навыки внимания у детей: Посетите блог MentalUP!

✅ Полное руководство: О типах внимания
✅ Особенности: Знаки и отличия
✅ Подходит: для детей и взрослых
✅ Подход: Научная и образовательная

01 мая 2020 г. Лоран Коул

Какие существуют типы внимания в психологии

  • Автор сообщения: