Виды и функции внимания: Понятие внимания, его виды, функции и свойства. | Статья (старшая группа):

Сущность, функции и виды внимания

Осуществление любой деятельности требует от человека внимания. В игре дети постоянно должны удерживать в сфере своего внимания соответствующие правила, происходящие события и их
динамику. Часто они до такой степени сосредоточены на этом, что им трудно переключить внимание на что-либо иное. Устойчивого внимания требуют все виды труда. Неспособность удержания внимания на объекте трудовой деятельности приводит к снижению качества производимого продукта. В отличие от игры человеку приходится прикладывать для этого значительные усилия, особенно в тех случаях, когда он внутренне не увлечен процессом труда и работает по принуждению или в силу необходимости. Без сосредоточенного внимания невозможно достижение высоких результатов в искусстве, спорте и учении. Если ученик не будет сосредоточен на восприятии учебного материала, он не сумеет его понять, выделить в нем главное и запомнить. Призывы: «Будьте внимательны!» способны удержать внимание в течение короткого времени, после чего многие дети снова отвлекаются. Управление вниманием учащихся является одной из важных задач, которые решает учитель в  процессе урока.

В каждый данный момент наше сознание направлено на тот или иной конкретный объект. Человек или воспринимает что-то, или думает о чем-то, что-то вспоминает или воображает. Направленность сознания на объект характеризует внимание субъекта как особую функцию познания. Внимание — это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.

Внимание может быть направлено как на внешние объекты действительности ( внеш нее внимание), так и на свой внутренний мир (внутреннее внимание). Проявляется внимание как особое состояние всего организма, при котором изменяется внутренняя психическая деятельность, внеш няя двигательная, а также активность работы мозга (физиологический уровень внимания). Психическая
деятельность фокусируется на объекте. Внимание повышает уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности личности. Двигательная сторона внимания проявляется в специфических «позах внимания». При внешнем и внутреннем внимании данные позы различаются. Для внешнего внимания характерен поворот головы и взгляд, сосредоточенный на объекте, возможна
задержка дыхания. При внутреннем внимании человек часто закрывает глаза или его взгляд витает, ни на чем не сосредоточиваясь. Учитель по этим характерным признакам может определить, направлено ли внимание ученика на содержание урока или он думает о чем-то своем. На физиологическом уровне внимание обеспечивается возбуждением ретикулярной формации как механизма активации мозговой деятельности; индукцией нервных процессов и возникновением доминанты. Закон индукции был открыт И.П. Павловым. Она проявляется в том, что процесс возбуждения, возникающий в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях. Явление доминанты было открыто А. А. Ухтомским. Доминантой называется временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, тормозящий другие рефлексы и усиливающийся при действии любых стимулов.

Основной функцией внимания является установление связи субъекта с объектом, на который в данный момент направлено его сознание, и обеспечение ясности и четкости отражения объекта. При отсутствии внимания изменяется и отчетливость содержания познавательной деятельности, направленной на данный объект. Если ученик при выполнении домашнего задания будет отвлекаться,  представляя себе, например, предстоящие спортивные соревнования, он может допустить ошибки, делать пропуски, не замечать детали. В результате его деятельность окажется малоэффективной, а задание будет выполнено некачественно.

Вторая функция внимания проявляется в том, что оно осуществляет селекцию и систематизацию перцептивных данных. Внешний мир бесконечен, а сознание человека ограничено. Внимание, подобно фильтру, пропускает в сознание только наиболее важную информацию. Поэтому процесс внимания часто сравнивают с воронкой или бутылочным горлышком.

Еще одной важной функцией внимания принято считать улучшение качества той деятельности, на которую оно направлено. Внимание функционирует в различных сферах человеческого сознания: чувственной, мнемической, интеллектуальной.

Собственного продукта внимание не имеет. На этом основании некоторые психологи считали целесообразным вообще не использовать понятие «внимание». Датский психолог Э. Рубин написал даже научную статью, которую озаглавил «Несуществование внимания». С такой трактовкой «внимания» можно не согласиться, если признать, что его специфическим продуктом является улучшение результата деятельности. Внимание обеспечивает полноту и глубину восприятия, памяти, мышления и воображения и выступает, таким образом, как условие успеха познания окружающей действительности. В этом смысле К.Д. Ушинский называл внимание дверью, через которую проходят все знания и впечатления из внешнего мира. Чем отчетливее выступает объект в сознании человека, тем активнее становится его деятельность с ним, что в свою очередь обеспечивает его более глубокое познание.

Установление связи между сознанием человека и отражаемым объектом — это двусторонний, взаимообусловленный процесс. С одной стороны, объект привлекает к себе внимание, с другой —
внимание направляется на объект. Соответственно факторами возникновения и удержания внимания на объекте могут быть как свойства самого объекта, так и особенности субъекта. Одни люди в большей степени подчиняются непосредственным влияниям окружающей среды и проявляют пассивность в выборе объектов внимания. Другие более активны в этом отношении. В зависимости от соотношения таких факторов роль личности в регуляции внимания может быть различной — от почти полной пассивности до полно сознательности и самоорганизации. Данные отличия выражены в классификации видов внимания. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

Непроизвольное, или непреднамеренное, внимание — это направленность сознания на предмет или явление в силу каких-то их особенностей. Способность к такому вниманию является у человека врожденной, в связи с чем Л.С. Выготский именовал его натуральным. Этот вид внимания присущ и человеку, и животным. Мы можем наблюдать у последних позы внимания, например при добывании пищи или защите от врагов. Основной механизм непроизвольного внимания — ориентировочный рефлекс. И.Г. Павлов обо­значил его «что такое?», потому что он проявляется как первоначальная психическая реакция на любой новый стимул, позволяя наилучшим образом настроить органы чувств на восприятие нового объекта и принять решение относительно его полезности или опасности для организма.

Непроизвольное внимание может возникать при различной степени пассивности человека. При крайней степени пассивности оно называется вынужденным. Н.Ф. Добрынин, однако, указывал, что
индивидуальность и своеобразие личности оказывают определенное влияние даже в ситуациях возникновения вынужденного внимания. Факторы, обусловливающие непроизвольное внимание, разделяются на две группы.

Первую составляют свойства и особенности раздражителей. Прежде всего это новые интенсивные раздражители. Новое строение, новая вещь, новая реклама всегда привлекают наше внимание. Громкий звук, яркая вспышка, сильный толчок также заставят обратить на себя внимание. Другими факторами в этой группе являются длительность действия раздражителя, его движение, контрастность по сравнению с фоном. Изменение характеристик действующих раздражителей , например силы или длительности, начало и конец действия, также вызывает внимание.

Вторую группу раздражителей , вызывающих непроизвольное внимание, характеризует их связь с потребностями и интересами субъекта. Если для человека что-то является особо значимым, это
будет в сфере его внимания. Коллекционер никогда не пройдет мимо предметов своего увлечения, в то время как другие люди останутся к ним равнодушны.

Факторы, вызывающие непроизвольное внимание, учитываются в архитектуре, строительстве, рекламе, полиграфии и других областях. Большую роль они играют и в организации учебно- познавательной деятельности учащихся, например в подборе и представлении учебного материала таким образом, чтобы направить внимание на нужные объекты и не отвлекать от основного содержания урока. Интерес к учебному предмету способен длительное время поддерживать высокий уровень непроизвольного внимания. Яркий, эмоционально насыщенный материал всегда вызывает у уча­щихся непроизвольное внимание. Это особенно важно для начальной школы, так как у младших школьников произвольные познавательные процессы (восприятие, внимание, память) находятся еще в стадии формирования.

По мере расширения учебных предметов и усложнения учебного материала опоры на непроизвольное внимание становится недостаточно для эффективной организации процессов усвоения знаний. Далеко не все предметы вызывают у учащихся интерес. У многих из них возникают значительные трудности, связанные с пониманием материала и выполнением учебных заданий. Их преодоление требует от учащихся воли и произвольного внимания.

Произвольное внимание — это организованная направленность сознания на объект или явление. Произвольное внимание возникло в процессе труда при необходимости сосредоточиваться не на том, что приятно или интересно, а на том, что в данный момент необходимо делать, что является важным для успешного выполнения действия.

Л .С. Выготский показал, что произвольное внимание, которое он называл культурным, в отличие от непроизвольного, — процесс опосредствованный, т.е. осуществляемый с помощью средств — знаков, речи, поставленной задачи. Овладеть данными средствами ребенок может только в социуме, в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. Произвольное внимание, так же как произвольное восприятие, произвольная память, словесно-логическое мышление, относится к высшим психическим функциям человека.

В онтогенезе развитие произвольного внимания осуществляется постепенно. Сначала взрослые с помощью речевой инструкции, указания на нужный объект и постановки перед ребенком познавательной или практической задачи организуют его внимание и деятельность. Затем он овладевает умением самостоятельно ставить перед собой задачу и направлять внимание на нужный объект. Удержание внимания на предмете или действиях с ним, определяемых поставленной задачей, требует волевых усилий и активности личности, так как человек сознательно принимает решение и исполняет его. Хорошо известно, как трудно бывает удерживать внимание при изучении сложного и непонятного материала или в условиях осуществления однообразной и монотонной деятельности. В таких ситуациях человек не только прикладывает усилия, чтобы удержать предмет внимания, но еще и переживает эти усилия. Такое внутреннее переживание усилий Л .С. Выготский связывал с процессом овладения человеком своим вниманием, своего рода борьбы и победы над теми факторами и раздражителями, которые направляют внимание на другие объекты. Существуют определенные приемы в организации деятельности, которые могут облегчить учащимся этот процесс, например чередование различных видов деятельности, дозированная помощь, активный отдых.

На физиологическом уровне регуляцию произвольного внимания осуществляют лобные доли коры головного мозга, обеспечивающие влияние речевой инструкции на избирательность внимания и целенаправленную деятельность.

Психологическое содержание произвольного внимания было раскрыто Г.Я. Гальпериным, автором теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий. Он показал, что умственные действия являются результатом интериоризации (перехода внешних практических действий во внутренние психические), обобщения и сокращения. Управление действием на основе образа требует контроля — постоянного сопоставления задания с его исполнением. В начальных формах контроль осуществляется как развернутое предметное действие. Превращение контроля в умственное и сокращенное действие изменяет его природу и функции.

Умственный контроль за ходом деятельности обеспечивает направленность и сосредоточенность сознания на ее выполнении и результате, т.е. является вниманием. Такой контроль уже не просто оценивает деятельность и ее результат (как это происходит при внешнем развернутом контроле), но и улучшает их. Это объясняется тем, что внимание как действие психического контроля осуществляется на основе сформированных ранее критериев, образов и понятий, к которым приравниваются выполняемые действия, так как человек понимает, как следует действовать в данной ситуации и планомерно осуществляет требуемые действия. Внешний контроль посредством речи переходит в умственный план и, сократившись, становится вниманием. Учитель может целенаправленно обучать ребенка вниманию. Для этого наряду с основными заданиями учащимся следует давать специальные упражнения на проверку выполненной работы, указывая критерии, образцы, общий план и последовательность конкретных действий.

Третий вид вниманияпостпроизвольное — возникает, когда в процессе первоначально непривлекательной деятельности человек заинтересовывается работой. Волевые усилия для ее продолжения уже не требуются, что сближает постпроизвольное внимание с непроизвольным. Однако в отличие от непроизвольного внимания постпроизвольное регулируется сознательно поставленной целью и осуществляется планомерно, играя важную роль как фактор, способствующий выполнению учащимися трудных заданий в течение длительного времени. При этом они не испытывают утомления в виду отсутствия необходимости волевых усилий. Утомление сменяется чувством удовлетворения и радостью познания.

При организации учебной деятельности важно опираться на все три вида внимания, управляя их динамикой и используя преимущества каждого вида.

определение, функции, виды и свойства внимания, Ответы на вопросы

метки:Объект, Связанный, Характер, Послепроизвольноевнимание, Промежуточный, Намерение, Занимать, Направленность

6. Внимание: определение, функции, виды и свойства внимания.

Внимание– направленность и сосредоточенность психической активности на каком-то объекте окружающей действительности. Различают фокальное (центральное) внимание и предвнимание (периферическое).

На стадиипредвниманияпроисходит относи­тельно грубая обработка информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

На стадиифокальноговнимания происходит более детальная, осознанная обработка информации, связанная с изменением чувствительности анализатора.

Функциивнимания: 1) Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. 2) Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности 3) Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов. 4) Определяет точность и детализацию восприятия. 5) Определяет прочность, и избирательность памяти. 6) Определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Видывнимания. По степени волевого контроля различают:

1) Непроизвольноевнимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов.Причины возникновениянепр. внимания: неожиданность раздражителя, относительная сила раздражителя, новизна раздражителя, движущиеся предметы

2) Произвольноевнимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.

3) Послепроизвольноевнимание занимает промежуточный характер — сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

… работы обусловлены многими факторами, в частности силой раздражителя, количественной мерой его воздействия, утомле­нием … напряжения). И, наконец, объем тренировочной нагрузки определяет количественную меру воздействия на организм всего комплекса … совершенствова­ние способности к концентрации усилий, настройка на концентриро­ванные усилия, поддержание высокого уровня работоспособности). Рассмотрим …

Свойствавнимания: 1)Концентрация- удержание внимания на каком-либо объекте. 2)Устойчивость (в противопол. ей -лабильность) — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте. 3)Объемвнимания— количество объектов, которое одновременно способно сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. 4)Переключаемость- это сознательный и целенаправленный, обусловленный постановкой новой цели, перевод внимания с одного объекта на другой. 5)Распределенностьвнимания — способность удерживать в поле внимания одновременно несколько объектов. 6)Сосредоточенностьвнимания (в противопол. ей — рассеянность) – проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

▷ ВЫБОРОЧНЫЙ Внимание | Отличия

Мы снова продолжим подробное изучение основных когнитивных функций, как и в предыдущих постах. На этот раз мы подробно разберем еще один из видов внимания, которым мы пользуемся ежедневно: избирательное внимание. Как и в предыдущих постах, в этом мы более подробно определим, что именно представляет собой этот тип внимания, чтобы позже мы могли начать смотреть, как его можно восстановить, среди прочего.

Но сначала давайте начнем с определения. Обычно говорят, что избирательное внимание — это способность смотреть на стимул или выбирать его, даже если присутствуют отвлекающие факторы. Эта способность требует, чтобы наш мозг не обращал внимания на уже известные стимулы, чтобы гарантировать, что внимание не уделяется им сознательно. Таким образом, мы можем сосредоточить наше внимание на одной задаче или действии. Но какие свойства могут иметь отвлекающие стимулы, которые могут повлиять на наше избирательное внимание? Очевидно, что любое сходство между стимулом, на который мы хотим обратить внимание, и отвлекающим фактором или пространственная близость между ними окажут прямое влияние на наше внимание. В обоих случаях, чем больше они похожи и ближе друг к другу, тем больше будет затронута наша способность фильтровать отвлекающий фактор.

Разница между устойчивым и избирательным вниманием

Мы знаем, что существуют разные типы внимания, но в чем разница между устойчивым и избирательным вниманием? Если мы вернемся к тому, что мы объяснили в нашем предыдущем посте, основное различие между двумя ранее упомянутыми типами внимания заключается в способности, которую избирательное внимание дает нам сосредоточиться на определенном стимуле или действии, независимо от любых отвлекающих факторов, которые также могут присутствовать.

. Другими словами, основное различие между этими двумя типами внимания состоит в том, что один из них полезен для поддержания внимания в течение продолжительных периодов времени (9).0011 устойчивое внимание ), в то время как другой позволяет нам удерживать внимание на элементе или деятельности в частности, даже если окружающая среда действует как отвлекающий фактор ( избирательное внимание ).

Однако, какой из них важнее? Каждый тип внимания имеет свою функцию, которая позволяет нам выполнять все виды деятельности. В результате важны все различные типы внимания. Любое ухудшение одного из них скажется на других видах внимания. Так обстоит дело, например, с устойчивым вниманием. Если этот тип внимания затронут, это может также ухудшить наше избирательное внимание, потому что оно требует, чтобы у человека была способность фокусировать внимание.

Упражнения на выборочное внимание

Как и в случае с другими видами внимания, несколько клинических исследований показывают, что когнитивная стимуляция может улучшить наше избирательное внимание. Вот почему частое выполнение действий, которые «используют» наше внимание, может быть очень полезным для всех нас.

В Рехаметрике из более чем 140 когнитивных упражнений есть более двадцати, разработанных специально для стимуляции нашего внимания. Среди тех, которые можно использовать для более специфической стимуляции избирательного внимания, мы имеем:

Избирательное внимание : в этих упражнениях на экране будут повторяться несколько типов стимулов. Среди доступных стимулов:

  • объекты реального мира
  • геометрические фигуры
  • буквы
  • слов
  • псевдослова
  • слога
  • буквы

Среди стимулов, появляющихся на экране, некоторые из них будут повторяться. Однако некоторые из них не повторяются на экране. Пациенты должны выбрать их до того, как истечет время, отведенное для этой задачи. Всего имеется восемь упражнений, предназначенных для тренировки избирательного внимания.

Кроме того, наши упражнения на разделенное внимание можно использовать и для тренировки других видов внимания. Тот факт, что нужно выполнять две или более задач одновременно (что позволяет тренировать разделенное внимание), также будет полезен для укрепления нашего избирательного внимания. В результате у нас также есть упражнения, которые тренируют разделенное внимание как с физической, так и с когнитивной точек зрения.

Улучшение избирательного внимания с помощью упражнений

Как мы упоминали в предыдущем абзаце, тренировка внимания с определенной частотой может быть очень полезной для всех пациентов. И именно здесь Rehametrics может быть очень полезен как для пациентов, так и для медицинских работников. Используя когнитивные упражнения, доступные на нашей программной платформе, можно увеличить частоту и продолжительность сеансов когнитивной реабилитации, убедившись, что каждый пациент получает необходимое количество терапии.

Кроме того, более 140 доступных когнитивных упражнений позволяют нам разрабатывать планы лечения когнитивной реабилитации, полностью персонализированные для каждого пациента. Таким образом, можно предложить мотивирующее и качественное когнитивное реабилитационное лечение, которое можно даже адаптировать к потребностям каждого пациента, независимо от того, где проводятся назначенные сеансы. Если мы соберем воедино все преимущества, предлагаемые Rehametrics, мы увидим, что можно очень эффективно улучшить избирательное внимание с помощью программных когнитивных упражнений. С другой стороны, перейдя по этой ссылке, вы сможете получить доступ к ссылкам на несколько научных публикаций, в которых подробно описывается, как использование рехаметрики было полезным для разных типов пациентов как с физической, так и с когнитивной точки зрения.

Четыре функции поведения: понимание действий вашего ребенка

У любого поведения есть причина. Чтобы понять цель поведения ребенка, а также поощрять позитивные действия и препятствовать вредным привычкам, мы сначала должны понять четыре функции поведения.

В этом посте мы рассмотрим каждую из четырех функций поведения, а также азы поведения (также известные как компоненты поведения).

 

 

Каковы четыре функции поведения?

Преобладающими четырьмя функциями поведения являются внимание, бегство, доступ и сенсорные потребности. Эти четыре функции позволяют нам понять и классифицировать чьи-то действия, а также определить, почему происходит то или иное поведение.

Все действия можно отнести к одной из этих четырех функций поведения.

  1. Внимание

Первая функция поведения — внимание. Поведение, направленное на привлечение внимания, возникает, когда кто-то хочет обратной связи или ответа от другого человека. Плач и закатывание истерик — отличные примеры детских привычек, направленных на поиск внимания. Чтобы отговорить поведение, направленное на привлечение внимания, важно игнорировать проблемное поведение, поскольку это демонстрирует, что негативное поведение не будет вознаграждено. Искатели внимания могут довольствоваться любым типом внимания, положительным или отрицательным.

Примеры внимания включают: 

  • Похвалы, такие как приветствие и слова одобрения
  • Ругать, говорить «нет» или отодвигать руку ребенка 
  • Перенаправление вашего внимания на вашего ребенка 
  • Демонстрация разочарования или неудовлетворенности выражением лица и языком тела

 

  1. Побег

Поведение избегания обычно возникает, когда учащийся хочет избежать или «избежать» выполнения чего-либо. Это обычное дело в учебных периодах сеансов АВА-терапии.

Например, если ребенок не хочет собирать пазлы или читать книгу, он может убежать от терапевта, чтобы избежать обучения. Системы жетонов могут быть эффективны при лечении побега, поскольку эта структура позволяет выделить время как для игры, так и для обучения.

 

  1. Доступ к материальным ценностям

Доступ к материальным ценностям не требует пояснений, но это также очень важно. Дети могут вести себя определенным образом, потому что хотят получить доступ к чему-то. Например, желание получить печенье. Это печенье является сильным подкреплением для ребенка, поэтому он или она будет вмешиваться в поведение, чтобы получить печенье. Хотя допустимо подкреплять положительное поведение вашего ребенка материальными благами, помните, что это функция поведения. Имейте в виду, что поведение, связанное с доступом, возникает вокруг элементов, к которым ребенок не может получить доступ самостоятельно.

При попытке получить доступ к материальному вознаграждению ребенок может:

  • Просить
  • Кричать, плакать или закатывать истерику
  • Ударить или укусить
  • Забрать предмет подальше от кого-то еще

 

  1. Сенсорная стимуляция

Сенсорная стимуляция (также известная как сенсорные потребности) является конечной функцией поведения. Сенсорная стимуляция возникает, когда дети хотят испытать приятное ощущение или заменить дискомфорт. Дети также могут искать стимуляцию для повышения чувствительности или десенсибилизации в зависимости от своих сенсорных потребностей.

Сенсорная стимуляция может проявляться несколькими способами, например:

  • Прыжки
  • Пропуск
  • Размахивание руками
  • Ножки для постукивания
  • Раскачивание вперед-назад

Азбука поведения

 

Каждое поведение или действие состоит из трех частей: предпосылки, поведения и последствия.

 

Антецеденты — это события (внутренние или внешние), которые запускают поведение. Примером внешнего поведения может быть учитель, инструктирующий ребенка написать абзац. Внутренним поведением может быть чувство голода у ребенка.

 

Поведение — это все, что делает человек.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts