11 поразительных оптических иллюзий, сводящих с ума
10 октября 2020 Отдых
Наш мозг умнее многих компьютеров, но в то же время его так легко обмануть. Не верите? Проверьте сами!
1. Косые прямые линии
На первый взгляд кажется, что голубые линии определённо имеют наклон относительно друг друга. На самом деле они строго параллельны, а обманчивый эффект создаётся благодаря комбинации цветов. Проверить это можно, посмотрев на картинку немного прищурившись и скосив глаза.
2. Конфетти
Все кружки на этом фото одного цвета, но нам кажется, что они окрашены в разные тона. Фактически же единственное отличие — это цветные линии, которые их окружают. Весь секрет в них.
3. Рисовые волны
Думаете, перед вами гифка? А вот и нет! Это простая статичная картинка, а всё движение на ней создаётся в вашей голове. Светотень и выстроенные в правильные ряды капли запускают в мозге иллюзию движения. Кстати, около 5% людей не восприимчивы к ней. Напишите в комментариях, если вы среди них.
4. Наклонная дорога
Похоже, что на картинке два фото улицы под разными углами. В действительности это одно и то же изображение, скопированное дважды. Мозг одурачивают бордюры, которые на фото выглядят параллельными, что в реальности может быть, только если смотреть на дорогу под большим углом.
5. Меняющий цвет квадрат
Вы, наверное, уже поняли, что кусочек бумаги, который двигают на фото не меняет цвет, хотя и создаётся такое впечатление. А происходит так из-за чёрно-белого градиентного фона, заставляющего мозг по-разному воспринимать оттенок квадрата.
6. Уменьшающийся круг
Кружки на этой гифке изменяются в размере при движении туда-сюда. Думаете, оранжевый круг в центре уменьшается и увеличивается? Оказывается, что нет. Эта иллюзия создаётся за счёт изменения размера серых кругов.
7. Волны из отрезков
При взгляде на эту гифку не возникает сомнений в том, что синие и красные отрезки меняют длину, как бы пульсируя волнами. Это не так. Они имеют одну и ту же длину, а подвох кроется в двигающихся плечах стрелок, которые и путают наше восприятие.
8. Иллюзия с поездом
Посмотрите внимательно на картинку. Поезд едет в тоннель или, наоборот, выезжает из него? Вы удивитесь, но правильного ответа нет! Всё зависит от того, как смотреть. Немного попрактиковавшись, можно даже научиться управлять поездом, заставляя его двигаться в нужном направлении.
9. Вращающиеся подшипники
Ещё одна ломающая мозг гифка, кардинально меняющая суть в зависимости от точки зрения. Если смотреть на цветные кружки в центре и переводить взгляд с одного на другой — серые круги будут вращаться то в одну, то в другую сторону.
Иллюзия строится на разнице в восприятии движения, когда объект находится в центре или на границе периферийного зрения.
10. Кружащиеся танцовщицы
Девушка в центре кружится по часовой стрелке или против? Всё зависит от того, на какую часть картинки вы смотрели до этого. Если сначала на левую, то девушка в центре будет кружиться по часовой стрелке, а если на правую — то наоборот, против часовой. Именно от этого зависит направление движения. Почему — вы уже знаете.
11. Звёздная ночь
И напоследок самая крутая иллюзия. Знаменитая картина Ван Гога статична, и в ней нет ни малейшего намёка на движение. Но посмотрите в течение 30 секунд на вращающиеся спирали сверху и затем переведите взгляд на «Звёздную ночь». Здорово, правда?
Суть этой иллюзии в пост-эффекте движения. Когда мы долго смотрим на спирали, зрительная система начинает компенсировать движение, чтобы уменьшить этот предсказуемый раздражитель.
Но, если сразу посмотреть на статичную картинку, мозг какое-то время будет продолжать посылать сигналы для компенсации движения, несмотря на то что его там уже нет. В результате создаётся иллюзия вращения в обратную сторону.
Читайте также 🧐
- Невероятные оптические иллюзии от японского профессора математики
- Почему оптические иллюзии обманывают наш мозг
- 7 странных вещей, на которые запрограммирован наш мозг
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
изучаем иллюзии и искажения / Хабр
(с)
Сотни лет исследователи обсуждали, какие неизвестные процессы в глазах, мозге или за пределами человеческого тела вызывают иллюзии. Поскольку измерить такого рода физиологические реакции очень непросто, до недавнего времени невозможно было досконально изучить корреляции между иллюзиями и их физиологическими предшественниками.
В последние годы благодаря технологическому прогрессу мы значительно продвинулись в исследованиях, и даже раскрыли несколько нейронных механизмов формирования оптических иллюзий (подробнее смотрите в первой части). Впереди еще больше открытий, в чем мы сегодня убедимся — для некоторых зрительных иллюзий до сих пор не предложено подтвержденного и правильно описанного научного объяснения.
Каждое кольцо однородно по цвету, но внутренняя область, отделенная тонким белым кружком, выглядит светлее, чем внешняя.
У этой иллюзии множество вариаций.
Посмотрите на рисунок ниже. Вам покажется, что в каждом прямоугольнике правая часть, попадающая в область треугольника, темнее левой, хотя на самом деле яркость одинаковая.
(с)
Мишель Эжен Шеврёль еще в 1839 г. показал, что один и тот же цвет будет восприниматься ярче на темном фоне, и темнее — на светлом фоне, так как цвет придает смежному цвету дополнительный оттенок.
(с)
Каждый прямоугольник, изображенный на рисунке выше, однороден по яркости, но наблюдателю кажется, что возле границы яркость отличается.
Согласно одной из гипотез, ответственность за эти виды иллюзий несет локальная энергетическая модель обнаружения признаков (Morrone & Burr, 1988), в основе которой лежит предположение, что для человеческого мозга вес точек, находящихся на границе областей, должен иметь бóльшие значения по сравнению с весом внутренних точек. При этом значение средней яркости изображения не является существенным.
В другой гипотезе говорится, что иллюзия основана на независимой переходной двухфазной обработке сигналов увеличения и уменьшения света, подобных тем, которые, как считается, происходят внутри магноцеллюлярного пути, обеспечивающего регистрацию движения объектов, восприятие пространственной глубины и определение пространственных отношений между объектами (Burr & Morrone, 1993; Marrocco, 1976; Saito & Fukada, 1986; Swanson, Ueno, Smith, 1987).
(с)
Иллюзия восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В данном примере, благодаря правильному расположению теней, кажется, что фигура уходит вглубь.
Одним из способов восприятия глубины в мире вокруг нас является использование так называемых монокулярных сигналов. Если вы закроете один глаз, вам будет сложнее оценить глубину, но всё же вы сможете определить, насколько близко или далеко располагаются объекты в зависимости от вашей позиции.
Абсолютный или фактический размер объекта также способствует восприятию глубины. Меньший объект, даже не зная точно его величины, будет казаться расположенным дальше, чем объект бóльшего размера, помещенный в то же место.
Наше знакомство с объектом влияет на восприятие размера и расстояния. Так, представление о типичных размерах автомобиля, управляемого вами, помогает определить, насколько близко или далеко находятся другие транспортные средства.
Перспектива — это иллюзия, в которой две параллельные дороги сходятся на некотором расстоянии в одну точку. (с)Некоторые иллюзии настолько стали частью нашей жизни, что мы воспринимаем их как данность. Например, кажется, что дорога, изображенная на фото, сужается по мере удаления от точки наблюдения, а маленькие объекты воспринимаются более удаленными, чем большие. Но это правило работает и в обратную сторону: не зная размеры объектов, можно увидеть один как меньший, так как он находится дальше.
(с)
Иллюзия движения, выполненная в форме бьющегося сердца (либо другой темной фигуры).
Черное сердце «движется» из-за внешнего окружения, которое выглядит как размытый ореол. Эффект возникает, когда мозг «сравнивает» центральное изображение с полосатым фоном.
Цвет также может усиливать эффект движения.
(с)
Но с иллюзиями иногда происходит интересная вещь. Проверим:
(с)
Если человеку предварительно не сообщить, что узоры на иллюзии выше должны вращаться, он может и не заметить когнитивный эффект. Еще ряд аналогичных иллюзий построен на основе научного исследования «Visual dissociations of movement, position, and stereo depth: Some phenomenal phenomena», сделанного в 1983 г.
Эффект иллюзии строится на тоненькой «подсветке» одной из граней квадрата и «затенении» другой с помощью светлой и темной полосок, создающих, соответственно, ощущение движения квадрата на динамичном фоне. То же самое происходит, если поместить на динамичный экран реальные фигурки с «подсвеченными» и «затененными» краями.
Точного нейробиологического объяснения иллюзий движения пока не существует.
(с)
Эту иллюзию легко принять за происки загадочных атмосферных явлений: полная Луна, находящаяся чуть выше горизонта, выглядит намного больше, чем когда она находится над головой. Причины данной иллюзии все еще обсуждаются. Одно из объяснений строится на восприятии объектов переднего плана, из-за которых Луна над горизонтом кажется отдаленным объектом. Как мы уже выяснили, отдаленный — значит маленький.
Луна, расположенная чуть выше горизонта, не будет казаться настолько большой, если посмотреть на нее через лист бумаги, в котором сделана дырка таким образом, чтобы сквозь нее была видна только Луна, а не горизонт. Если при этом смотреть двумя глазами, то оба глаза будут видеть Луну разных размеров!
Однако есть интересная альтернативная версия, которая строится вокруг эффектов иллюзий Марио Понцо и Германа Эббингауза.
(с)
Итальянский психолог Марио Понцо смог «перехитрить» иллюзию восприятия глубины с помощью уменьшающегося расстояния между промежуточными горизонтальными отрезками и монотонного фона. В результате верхний отрезок, пересекающий сходящиеся линии, кажется крупнее.
(с)
Иллюзия Германа Эббингауза также связана с восприятием размеров: если окружающие круги располагаются близко к центральному кругу, он кажется больше, и наоборот, если они находятся на большом расстоянии, центральный круг выглядит меньше.
(с)
Так вот, эффекты Луны-загадочницы могут возникать из-за одноцветного неба, которое наш мозг воспринимает как находящееся прямо над головой — дальше от горизонта и ближе к зениту.
(с)
Когда Луна находится на горизонте, мозг интерпретирует ее как более далекий объект, и при этом полагает, что она должна быть физически больше, соответствуя наблюдениям Эббингауза и Понцо.
Испытывая визуальную иллюзию, мы можем видеть то, чего нет, или не видеть того, что есть на самом деле, или даже видеть что-то, отличное от того, что есть в реальности. Из-за этой разобщенности между восприятием и реальностью иллюзии демонстрируют способы обработки информации физического мира человеческим мозгом.
Иллюзии часто рассматриваются как дефект интеллектуальных систем и опасное ограничение мозга, однако, на самом деле, они помогают создать инструмент для расширения возможностей сознания и подсознания. Изучая недостатки мозга, мы можем узнать больше о вычислительных методах, которые мозг использует для формирования ощущения реальности.
Оптические иллюзии — Центр изобразительных искусств
Опубликовано
Джеймс Туррелл, Alta (Pink) как часть «Cosmic Wonder» At San, Alta (Pink) . Центр Йерба Буэна Франсиско, 1968 год. Эта часть показывает, как Таррелл бросает вызов зрителю, задавая вопрос, является ли это просто светом или чем-то более физическим, даже чем-то, к чему вы потенциально можете прикоснуться. |
Многие из работ Джеймса Таррелла пытаются сделать свет чем-то совершенно нефизическим, пересекающим стандартные границы восприятия в почти физическом и материальном царстве . Драматический цвет и насыщенность света , которые преобладают в его произведениях, предполагают совершенно новый способ восприятия света, выходящий за рамки простого визуального восприятия. Бакалаврское образование Террелла в области психологии повлияло на его работы благодаря их способности вызов стандартных режимов восприятия .
Пример буквальной оптической иллюзии , где созданное изображение отличается от объектов. Это изображение, которое вы обычно не видите в этом контексте. |
Но что такое оптические иллюзии ? Вот реальный пример оптических иллюзий, созданный Майком Хьюсоном, комиссией по общественному искусству в Новой Зеландии.0029, который отдает дань уважения Нормальной школе Крайстчерча, зданию, намеченному к сносу после землетрясения 2011 года . Можете ли вы сказать, с какими типами оптических иллюзий работает Хьюсон из трех категорий ниже?
Типы оптических иллюзий
Literal, физиологический, когнитивный
. Пример Physiological Optical Blusion , который .0028 остаточные изображения после глядя на яркий свет. Этот тип повторяющегося или интенсивного стимула приводит к ложному восприятию движения или повторения. Джереми Хинтон создал эту иллюзию примерно в 2005 году. Если вы посмотрите на центральный крест примерно в течение 20 секунд, то увидите три вещи: (1) пробел, проходящий через круг сирени, (2) зеленый диск, соединяющий бегут фиолетовых сиреневых цветов, и (3) зеленый диск движется по круговой схеме , а сиреневые диски исчезают (источник изображения). |
Знаменитая картина философа-аналитика 20-го века Людвига Витгенштейна с уткой-кроликом для демонстрации различия между «видением как» и «видением того» Нет правильного ответа, рисунок ли это утки или кролика. Когнитивные иллюзии являются результатом наших концепций и 9 0028 предположений о мире , которые мы накладываем на визуальные стимулы. Это может привести к четырем типам когнитивных иллюзий: двусмысленных иллюзий, искажающих/геометрически-оптических иллюзий, парадоксальных иллюзий или вымыслов (источник изображения). |
Types of cognitive optical illusions
Ambiguous, distorting, paradox, fiction
Наиболее распространенная интерпретация куба Некера , двусмысленной когнитивной иллюзии (источник изображения). |
Менее распространенное, но столь же правдоподобное представление о гранях куба Неккера. |
Куб Некера является хорошо известным примером неоднозначной иллюзии . Расположение самих линий неоднозначно, это означает, что ничто в самих линиях не предполагает, что нижняя левая грань является «передней» гранью. Компьютеры не обладают такой последовательностью, как люди, когда видят это «лицо спереди», скорее, они видят другие интерпретации с такой же частотой.
Иллюзия полной луны, a искажающая когнитивная иллюзия . |
«Стена кафе» как пример геометрического прям когда на самом деле они есть. |
Искажающие иллюзии являются одними из наиболее распространенных, поскольку они случаются в повседневной жизни, а также в геометрических/художественных построениях. Фотография Луны слева показывает, что наши глаза не приспособлены для того, чтобы увидеть истинный размер Луны, скорее это зависит от того, где Луна находится на небе. Когда полная луна находится прямо над головой, она кажется намного меньше, чем когда она находится на горизонте. Психологические причины этого явления до сих пор обсуждаются.
Лестница Пенроуза , пример парадоксальной когнитивной иллюзии. Это двухмерное изображение лестницы имеет поворот на 90º, образующий непрерывную петлю, в которой вы не поднимаетесь ни выше, ни ниже, какую бы ступеньку вы ни делали (источник изображения). |
Парадоксальные иллюзии вызываются образами того, что не может существовать в реальной жизни , но наше сознание принимает их, по крайней мере сначала, как убедительные. Семья Пенроузов, отец Лайонел и сын Роджер (не родственники Спенсера и Джулии Пенроуз) изобрели самую известную парадоксальную иллюзию 9-го века.0028 Лестница Пенроуза.
Художественная литература иллюзии чаще всего возникают у потребителей галлюциногенных наркотиков, шизофреников и других лиц с расстройствами, вызывающими галлюцинации. Эти иллюзии воспринимаются только субъектом, и ни кем другим.
Чтобы увидеть больше примеров того, как наши глаза могут нас обмануть, вот онлайн-галерея других оптических иллюзий.
Или посетите Convolutions , первую выставку в нашей новой серии постоянных коллекций Raiding the Crates. Произведения постоянной коллекции представлены в 9 0016 Convolutions были выбраны в ответ на предстоящие выставки Джеймса Таррелла и Скотта Джонсона . Вы найдете вызовов вашему зрительному восприятию , созданных Ларри Беллом, Оскаром Фишингером, Адамом Фуссом и многими другими!
Джеймс Таррелл | Микроэлементы: Свет в космос
Скотт Джонсон: Places Apart
14 июля – сентябрь. 30, 2012
Иллюзии полета
- Как правило, пилоты определяют положение самолета в полете по отношению к естественному горизонту
- Когда сенсорная система не согласуется с тем, где вы, по вашему мнению, находитесь в пространстве, происходит пространственная дезориентация
- Когда естественный горизонт скрыт, ориентацию иногда можно сохранить, ориентируясь на поверхность ниже
- Если нет ни горизонта, ни привязки к поверхности, положение самолета определяется искусственными средствами — авиагоризонтом или другими пилотажными приборами
- Однако в периоды плохой видимости вспомогательные органы чувств иногда противоречат увиденному
- Иллюзии вестибулярной системы, связанные с внутренним ухом
- Иллюзии внутреннего уха включают:
- Лины
- Иллюзия Кориолиса
- Кладбище Spin
- Кладбищенская спираль
- Соматогравитационные иллюзии
- Иллюзия инверсии
- Иллюзия лифта
- Справочник по полетам по приборам, Угловое ускорение
- Если вход в поворот слишком медленный, чтобы стимулировать систему обнаружения движения во внутреннем ухе, резкая коррекция крена может создать иллюзию крена в противоположном направлении [Рисунок 1].
- Происходит, когда пилот допускает сбой в сканировании приборов
- Дезориентированный пилот вернет самолет в исходное положение или, если сохраняется горизонтальный полет, будет вынужден наклоняться в воспринимаемой вертикальной плоскости, пока эта иллюзия не исчезнет
- Справочник по полетам по приборам, Угловое ускорение
- Иллюзия Кориолиса возникает, когда пилот находится в повороте достаточно долго для того, чтобы жидкость в слуховом проходе двигалась с той же скоростью, что и канал, после чего следует резкое движение головы
- Движение головы в другой плоскости, например взгляд на что-то в другой части кабины экипажа или захват карты, может вызвать движение жидкости и создать иллюзию поворота или ускорения по совершенно другой оси
- Дезориентированный пилот может перевести самолет в опасное положение, пытаясь скорректировать воспринимаемое положение самолета
- Пилоты должны разработать приборную перекрестную проверку или сканирование с минимальным движением головы
- Всегда избегайте резких маневров головой, особенно ночью или в приборных условиях, при длительных разворотах с постоянной скоростью
- Надлежащее восстановление после остановки вращения, стимулирующее двигательную систему
- Резкая остановка может стимулировать вращение в противоположном направлении [Рисунок 2]
- Пилотные исправления этой иллюзии могут вернуть самолет в исходное вращение
- Надлежащее восстановление после остановки вращения, стимулирующее двигательную систему
- Как и в других иллюзиях, у пилота при длительном скоординированном развороте с постоянной скоростью будет создаваться иллюзия отсутствия поворота [Рисунок 2]
- Наблюдаемая потеря высоты во время скоординированного разворота с постоянной скоростью, которая перестала стимулировать систему обнаружения движения, может создать иллюзию спуска с уровнем крыльев
- Во время выхода на горизонтальный полет пилот испытывает ощущение поворота в противоположном направлении (наклоняется)
- Пилот может вернуть самолет на исходный разворот и при этом продолжать терять высоту
- В этот момент приборы, скорее всего, укажут на снижение, что заставит пилота попытаться скорректировать иллюзию горизонтального снижения
- Пилот оттягивает штурвал, затягивая спираль и увеличивая потерю высоты
- Справочник по полетам по приборам, Graveyard Spiral
- Быстрое ускорение, например, при взлете, стимулирует отолитовые органы так же, как наклон головы назад
- Это действие создает иллюзию того, что вы находитесь в положении с поднятым носом, особенно в ситуациях без хороших визуальных ориентиров
- Дезориентированный пилот может перевести самолет в положение с опущенным носом или пикированием
- Быстрое торможение за счет резкого уменьшения дроссельной заслонки может иметь противоположный эффект, когда дезориентированный пилот переводит самолет в положение «нос вверх» или «сваливание»
- Резкий переход от набора высоты к прямой и горизонтальной заставит пилота почувствовать, что он кувыркается назад
- Дезориентированный пилот выдвинет нос вперед (низко) и, возможно, усилит иллюзию
- Вы как будто находитесь в кресле, и вам кажется, что вы смотрите вверх и гравитация толкает вас в кресло, а на самом деле вы спускаетесь, и самолет, ускоряясь вниз, толкает вас в кресло
- Резкое восходящее вертикальное ускорение, которое может возникнуть при восходящем потоке воздуха, может стимулировать отолитовые органы, создавая иллюзию подъема
- Дезориентированный пилот может перевести самолет в положение с опущенным носом
- Резкое вертикальное ускорение вниз, обычно при нисходящем потоке, имеет противоположный эффект: дезориентированный пилот тянет самолет в положение «нос вверх»
- Из органов чувств зрение является наиболее важным для безопасного полета
- Однако различные особенности местности и атмосферные условия могут создавать оптические иллюзии
- Эти иллюзии в первую очередь связаны с приземлением
- Поскольку пилоты должны перейти от использования приборов к визуальным сигналам за пределами кабины экипажа для приземления в конце захода на посадку по приборам, крайне важно, чтобы они осознавали потенциальные проблемы, связанные с этими иллюзиями, и предпринимали соответствующие корректирующие действия
- Темные ночи, как правило, исключают связь с визуальным горизонтом
- Наклонные облачные образования, затемненный горизонт, темная сцена с наземными огнями и звездами, а также специфические геометрические узоры наземного света могут создать иллюзию того, что они не выровнены с горизонтом
- Геометрические узоры наземного света могут создавать иллюзию неправильного выравнивания с реальным горизонтом
- Дезориентированный пилот выровняется с неправильным горизонтом и, следовательно, опасным положением
- В результате пилоты должны меньше полагаться на внешние ориентиры ночью и больше на пилотажно-навигационные приборы
- Вызвано взглядом на одну точку света на темном фоне более нескольких секунд
- Через несколько мгновений кажется, что свет движется сам по себе
- Дезориентированный пилот потеряет контроль над летательным аппаратом, пытаясь выровнять его по свету
- Чтобы предотвратить эту иллюзию, сосредоточьте взгляд на объектах на разных расстояниях и избегайте фиксации на одной цели
- Не забудьте сохранить типичный шаблон сканирования
- Чувство головокружения и дезориентации, вызванное сомнением в визуальной интерпретации
- Мерцающий свет в кабине, свет для предупреждения столкновений, проблесковые огни или другие световые приборы самолета могут отвлекать и вызывать проблемы, что может вызвать мерцающее головокружение
- Часто испытывается из-за отсутствия четко определенного горизонта
- Также имел место уход из хорошо освещенного места (взлетно-посадочная полоса) в темноту
- Возможные физические реакции включают тошноту, головокружение, вялость, потерю сознания, головные боли или спутанность сознания
- При посадке ночью над водой или неосвещенной местностью единственным источником света являются огни взлетно-посадочной полосы
- Без периферийных визуальных подсказок у пилотов возникнут проблемы с ориентацией относительно Земли (горизонта)
- Взлетно-посадочная полоса может казаться неправильной (наклоненной вниз или вверх) и, в худшем случае, может привести к посадке за пределами взлетно-посадочной полосы
- Использовать визуальные индикаторы глиссады, если таковые имеются
- Если навигационные средства (NAVAID) недоступны, пилоты должны уделять особое внимание использованию пилотажных приборов, чтобы помочь сохранить ориентацию и нормальный заход на посадку
- Ночные посадки еще больше осложняются сложностью определения расстояния и возможностью перепутать огни приближения и взлетно-посадочной полосы:
- Яркие системы огней взлетно-посадочной полосы и приближения, в основном там, где небольшое количество огней освещает окружающую местность, могут создавать иллюзию меньшего расстояния до взлетно-посадочной полосы, что приводит к заходу на посадку выше обычного
- При полете над местностью с несколькими огнями взлетно-посадочная полоса будет отдаляться или казаться дальше, что приведет к более низкому заходу на посадку, чем обычно
- Если на удалении от взлетно-посадочной полосы находится город на более высокой местности, будет тенденция летать ниже обычного захода на посадку
- Тщательный обзор схемы и границ аэродрома перед началом любого захода на посадку поможет пилоту выдерживать безопасный угол захода на посадку.
- Например, когда двойной ряд огней приближения соединяется с ограничительными огнями ВПП, может возникнуть путаница в том месте, где огни приближения заканчиваются и начинаются огни ВПП
- При определенных условиях из-за огней приближения самолет может казаться выше в повороте к финалу, чем когда его крылья находятся на уровне
- Пилот должен выполнить уход на второй круг, если в какой-то момент он или она не уверен в своем местоположении или высоте
- Различные особенности поверхности и атмосферные условия, возникающие при посадке, могут создать иллюзию неправильной высоты над взлетно-посадочной полосой и расстояния до нее
- Предвидение иллюзий ошибок при посадке может предотвратить их во время заходов на посадку, аэровизуального осмотра незнакомых аэропортов перед посадкой, использования электронных систем глиссады или VASI, когда они доступны, и поддержания оптимального мастерства в процедурах посадки
- [Рисунок 3]
- Справочник по полетам по приборам, иллюзия ширины взлетно-посадочной полосы
- Более узкая, чем обычно, взлетно-посадочная полоса может создать иллюзию того, что самолет находится на большей высоте, чем на самом деле, особенно когда соотношение длины и ширины взлетно-посадочной полосы сопоставимо.
- Пилот, который не распознает эту иллюзию, будет выполнять более низкий заход на посадку с риском столкновения с объектами на пути захода на посадку или короткой посадкой
- Более широкая, чем обычно, взлетно-посадочная полоса может иметь противоположный эффект, с риском высокого выравнивания и жесткого приземления или пересечения взлетно-посадочной полосы
- Справочник по полетам по приборам, иллюзия ширины взлетно-посадочной полосы
- [Рисунок 4]
- Справочник по полетам по приборам, Иллюзия уклона взлетно-посадочной полосы
- Наклонная взлетно-посадочная полоса, рельеф местности или и то, и другое могут создать иллюзию, что самолет находится на большей высоте, чем он есть на самом деле.
- Пилот, который не распознает эту иллюзию, будет летать ниже
- Наклонные взлетно-посадочные полосы и наклонная местность захода на посадку могут привести к тому, что пилоты будут летать на более высоких заходах на посадку
- Заход на посадку на более высокой высоте может повлиять на посадочные характеристики, съедая доступную взлетно-посадочную полосу и приводя к более высоким скоростям захода на посадку, поскольку пилоты пытаются сбросить избыточную высоту.
- Справочник по полетам по приборам, Иллюзия уклона взлетно-посадочной полосы
- Отсутствие привязки к горизонту или поверхности часто встречается при полетах над водой, ночью или в условиях плохой видимости
- Отсутствие окружающих особенностей земли, таких как заход на посадку над водой, затемненная область или местность, лишенная каких-либо особенностей из-за снега, может создать иллюзию, что самолет находится на большей высоте, чем на самом деле
- Эту иллюзию иногда называют «заходом на посадку черной дыры» (поясняется выше), в результате чего пилоты заходят на более низкий заход, чем хотелось бы
- Свет вдоль прямого пути, такого как дорога, может быть ошибочно принят за взлетно-посадочную полосу
- Яркие системы освещения взлетно-посадочной полосы и захода на посадку, особенно там, где мало огней освещают окружающую местность, могут создать иллюзию меньшего расстояния до взлетно-посадочной полосы, заставляя пилотов летать на более высоком заходе на посадку
- И наоборот, пилот, пролетающий над местностью, на которой мало огней для определения высоты, может выполнить заход на посадку ниже обычного
- Иллюзии, связанные с погодой и видимостью, которую она создает относительно местности
- Контрольные точки поверхности или естественный горизонт могут время от времени закрываться дымом, туманом, смогом, мглой, пылью, частицами льда или другими явлениями, хотя видимость может быть выше минимумов Правил визуальных полетов (ПВП)
- Это особенно актуально для аэропортов, расположенных рядом с крупными водоемами или малонаселенными районами, где практически отсутствуют поверхностные ссылки
- Другими причинами дезориентации являются отражения внешних источников света, солнечный свет, пробивающийся сквозь облака, и световые лучи от вращающегося маяка самолета для предотвращения столкновений
- Дождь на ветровом стекле может создать иллюзию нахождения на большей высоте из-за того, что горизонт кажется ниже, чем он есть на самом деле
- Это может привести к заходу на посадку ниже желаемого
- Дождь на ветровом стекле может создать иллюзию нахождения на большей высоте из-за того, что горизонт кажется ниже, чем он есть на самом деле
- Дымка может создать иллюзию того, что вы находитесь дальше от взлетно-посадочной полосы
- В результате пилот будет склоняться к низкому заходу на посадку
- Чрезвычайно чистый воздух (ясные, яркие условия высокогорного аэропорта) может создать у пилота иллюзию того, что он находится ближе к взлетно-посадочной полосе.
- В результате пилот будет лететь высоко при заходе на посадку, что может привести к перелету или уходу на второй круг
- Рассеивание света из-за частиц воды на лобовом стекле может негативно повлиять на восприятие глубины
- Огни и особенности местности, обычно используемые для измерения высоты во время посадки, становятся менее эффективными для пилота
- Дымка может создать иллюзию того, что вы находитесь дальше от взлетно-посадочной полосы
- Проникновение в туман может создать иллюзию подъема вверх
- Может привести к резкому заходу на посадку
- Различные сложные движения и силы, а также определенные визуальные сцены, возникающие в полете, могут создавать иллюзию движения и положения
- Пространственная дезориентация из-за этих иллюзий может быть предотвращена только путем визуальной привязки к надежным, фиксированным точкам на земле или к летным приборам
- Предвидеть возможность зрительных иллюзий при заходах на посадку в незнакомых аэропортах, особенно ночью или в неблагоприятных погодных условиях
- См. схемы аэропортов и Приложение к картам США для получения информации об уклоне взлетно-посадочной полосы, местности и освещении
- Чаще сверяйтесь с альтиметром, особенно во время всех заходов на посадку днем и ночью
- По возможности проведите визуальный осмотр незнакомых аэропортов перед посадкой
- Используйте системы визуального индикатора глиссады (VASI) или точного индикатора траектории захода на посадку (PAPI) для визуального ориентира или электронной глиссады, когда они доступны
- Используйте точку визуального снижения (VDP), указанную на многих схемах неточного захода на посадку по приборам
- Признать, что шансы попасть в дорожно-транспортное происшествие увеличиваются, когда какая-либо аварийная ситуация или другое действие отвлекает от обычных процедур
- Следующие основные шаги для предотвращения пространственной дезориентации:
- Перед полетом в условиях видимости менее 3 миль пройти обучение и поддерживать навыки управления самолетом по приборам
- При полете ночью или в условиях ограниченной видимости используйте пилотажные приборы
- Сохраняйте ночную валюту, если собираетесь летать ночью. Включая междугородние и местные рейсы в разных аэропортах
- Изучение и знакомство с уникальными географическими условиями
- Проверяйте прогнозы погоды перед отправлением, в пути и в пункте назначения. Будьте готовы к ухудшению погоды
- Не пытайтесь осуществлять визуальный полет, если есть вероятность попасть в ловушку из-за ухудшения погоды
- Полагаться на показания приборов, если естественный горизонт или привязка поверхности не видны четко
- Ощущения, которые приводят к иллюзиям во время полетов по приборам, являются нормальными ощущениями, испытываемыми пилотами
- На самом деле вопрос никогда не в том, будете ли вы испытывать эти иллюзии, но когда
- Пилоты не могут полностью предотвратить нежелательные ощущения, но благодаря обучению и осознанию пилоты могут игнорировать или подавлять их, полностью полагаясь на пилотажные приборы
- По мере того, как пилоты осваивают полеты по приборам, они становятся менее восприимчивыми к этим иллюзиям и их эффектам
- Чтобы предотвратить иллюзии и их потенциально катастрофические последствия, пилоты должны:
- Поймите причины этих иллюзий и будьте всегда готовы к ним. Воспользуйтесь возможностью понять, а затем испытать иллюзии пространственной дезориентации в таком устройстве, как кресло Барани, Vertigon или Демонстратор пространственной дезориентации виртуальной реальности
- Всегда получать и понимать предполетные брифинги о погоде
- Перед полетом в условиях ограниченной видимости (менее 3 миль) или там, где видимый горизонт не виден, например, при полете над открытой водой в ночное время, пройти обучение и поддерживать навыки управления самолетом по приборам
- Не продолжайте полет в неблагоприятных погодных условиях, сумерках или темноте, если не владеете навыками использования пилотажных приборов. Если вы собираетесь летать ночью, сохраняйте валюту ночных полетов и мастерство. Включая полеты по пересеченной местности и локальные операции на различных аэродромах
- Убедитесь, что при использовании внешних визуальных ориентиров они являются надежными фиксированными точками на поверхности Земли
- Избегайте резких движений головы, особенно во время взлета, разворота и захода на посадку
- Подготовьтесь физически к полету в условиях ограниченной видимости, следуя контрольному списку «БЕЗОПАСНОСТЬ». То есть обеспечьте надлежащий отдых, адекватную диету и, если летите ночью, предусмотрите ночную адаптацию. Помните, что болезни, лекарства, алкоголь, усталость, бессонница и легкая гипоксия, вероятно, повышают восприимчивость к пространственной дезориентации
- Самое главное, освойте полетные приборы и полагайтесь на них. Доверяйте приборам и игнорируйте свои сенсорные восприятия
- Идентификационный номер NTSB: WPR11FA256 Национальный совет по безопасности на транспорте определяет возможную причину (причины) этого авиационного происшествия: решение пилота, не имеющего квалификации по приборам, выполнить визуальный полет по правилам полета над гористой местностью в область, покрытую облаками, которая вероятно, привело к пространственной дезориентации и последующей потере управления самолетом
- Идентификация NTSB: CEN13FA135 Национальный совет по безопасности на транспорте определяет вероятную причину (причины) этого происшествия: непреднамеренное контролируемое снижение пилота на местности из-за пространственной дезориентации.