Виды мышления в психологии: Виды мышления: классификация, характеристики

50. Виды мышления. Шпаргалка по общей психологии

50. Виды мышления. Шпаргалка по общей психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич

Содержание

50. Виды мышления

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически, и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.

Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Практически-действенное мышление применяется и оказывается наиболее целесообразным и при решении несравнимо более сложных задач.

Значение практически-действенного мышления определяется тем большим весом, который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе этой деятельности могут быть решены продуктивнее и экономичнее в процессе практически-действенного мышления.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления.

26.

 Виды общения

26. Виды общения В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и

1.6. Виды помощи

1.6. Виды помощи По составу участвующих помощь может быть индивидуальной и групповой. В первом случае речь идет о межиндивидуальном взаимодействии, во втором — индивидуально-групповом или межгрупповом взаимодействии (например, помощь всей деревни погорельцам, как это

4.3. Виды альтруизма

4.3. Виды альтруизма Самопожертвование. Особо надо выделить такой вид альтруизма, как самопожертвование. Самопожертвование — это жертвование собой ради блага других. Вспомним рассказ старухи Изергиль из одноименной повести М. Горького о подвиге юного красавца Данко,

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

50. Виды мышления

50. Виды мышления В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача

2. Виды мобильности

2. Виды мобильности Мобильность может быть горизонтальной и вертикальной. В свою очередь, вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. В случае вертикальной нисходящей мобильности говорят о потере профессионального статуса, при восходящей – о

Виды памяти

Виды памяти Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, чтозапоминается или воспроизводится.Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям

Основные виды мышления

Основные виды мышления Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,

29. Виды мышления

29.  Виды мышления Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Виды мышления выделяют по различным

ВИДЫ СК

ВИДЫ СК СК – делятся на два вида – пассивные и активные. В пассивных СК у человека наблюдаются ощущения покоя, мышечного расслабления и сонливости. Снижается физиологическая активность организма и общая сенсорная чувствительность. Пассивное СК развивается, проходя

Виды ревности

Виды ревности Ревность классически делится на виды:Ревность-суперосторожностьОбладательница именно такого вида ревности практически счастливица и настоящая разведчица. Во-первых, ты не позволишь какой-нибудь суперледи приударить за твоим любимым в твоем присутствии.

Виды ревности

Виды ревности Ревность классически делится на виды:

Любовь и ее виды

Любовь и ее виды Мы все мечтаем о любви. Она – основной двигатель и побудитель нашей жизни. Любовь и голод правят миром. Какая она, любовь? И как понять, настоящая или нет? Мы так часто говорим: «Я тебя люблю», что слово уже почти ни к чему не обязывает. Мы говорим его, когда

4. Виды шопинга

4. Виды шопинга Увлечение шопингом можно разделить по группам людей, которые им занимаются, и видам товара. Так, например, можно выделить женский и мужской шопинг. Многими признается также наличие детского и подросткового шопинга. По наименованию товаров можно выделить

Виды мышления

Виды мышления Как только желание сформулировано, можно начинать мыслить. И сейчас мы научимся это делать.Существует несколько видов мышления, которые сильно различаются по своим возможностям:• описательное;• структурное;• функциональное.Эти три варианта мышления

Особые виды мышления

Особые виды мышления Ранее мы рассмотрели виды мышления, которые могут быть использованы в любых ситуациях. Все это разновидности абстрактно-логического мышления. И это фундамент развитого интеллекта.Но есть еще особые виды мышления, которые хорошо работают

Виды мышления | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

 в раздел Оглавление

§ 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание философов.

Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит я существую». Если оставить в стороне философский Смысл формулы и рассматривать ее лишь в конкретно-психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно не доказывает существования человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.

На рис.1 изображена ситуация опыта с детьми младшего возраста. К правому плечу рычага прикреплена игрушка, привлекательная для ребенка, вызывающая желание ее достать.

Положение игрушки на столе исклю-чает возможность достать ее просто рукой. Единственный путь — воспользоваться рукояткой, прикрепленной к левому плечу. Естественно желание потянуть ручку к себе, но игрушка только отодвигается, нужно совершать движение, обратное тому, которое обычно совершается при притягивании вещей к себе. Нахождение этого способа, которое для ребенка младшего возраста осуществляется со значительными трудностями, также называют в психологии мышлением. Это наглядно-действенное мышление, оно существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов [125], В. Кёлер [76], Н.Н. Ладыгина-Коте [92] и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.

В психологии выделяется так же, как самостоятельный вид, образное (или наглядно-образное) мышление. В исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъявляли плоскую фигуру определенной формы, например вырезанного из фанеры гуся (рис. 2). Затем фигура закрывалась фанерным диском так, что оставалась видимой лишь ее часть — голова и начало шеи. После этого фигуру, поворачивали на какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы и шеи гуся, где должен располагаться его хвост [134, с.170]. Функции образного мышления связаны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Описанная классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используется несколько «парных» классификаций.

Например, различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализировано советским психологом Б.М. Тепловым [173]. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества [143; 212]. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуативные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А. Пономаревым, Л.Л. Гуровой и др. [138; 51].

В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое и мышление аутистическое. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления. 3.И. Калмыкова основывает это различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [75, с.13].

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: например, непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. Приведенный список видов мышления не является полным. Между ними существуют сложные отношения. Так, например, 3.И. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты продуктивного мышления [75, с.21]. В целом соотношения между разными видами мышления еще не выявлены. Однако ясно главное: термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Виды мышления

МЫШЛЕНИЕ — ПСИХОЛОГИЯ

МЫШЛЕНИЕ — ПСИХОЛОГИЯ

Реклама

1 из 24

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения офлайн

Наука

Это сила пункт, объясняющий искусство мышления в психологии

Реклама

Реклама

Реклама

МЫШЛЕНИЕ — ПСИХОЛОГИЯ

  1. Мышление
  2. Определение мышление: Разум — это идея думая процессы головного мозга участвует в обработка информация, такая как когда мы формируем понятия, заниматься решение проблем, чтобы рассуждать и делать решения.
  3. Некоторые ограничения в определении мышление следующее: 1. Мышление есть деятельность человеческого разума как процесс укрепления отношений между стимул и реакция. 2. Мышление есть разумная работа различных взглядов со знанием, которое было сохранено в уме задолго до появления новых знаний. 3. Мышление можно интерпретировать как запоминание что-то, и спросил, есть ли отношение между задуманным.
  4. (9) http://www.dartmouth.edu/%7Ecompose/faculty/pedagogies/thinking.html#elements 4. Мышление — это мысленная обработка информации или когнитивно, переставляя информацию из среде, а символы хранятся в память о его прошлом. 5. Мышление есть символическое представление некоторых событийный ход идей в точном и тщательном, что начал с проблемы. 6. Мышление – это психический процесс, психический вновь созданные представительства через преобразование информации путем взаимодействия, атрибуты, такие как оценка психического абстракция, логика, воображение и решение проблем.
  5. Мыслительный процесс Процессы мысли следующие: 1. Понимание формирования. Понимание, сформированное через три этапа следующим образом: а. Анализ характеристик подобных объекты. Эти объекты мы смотрим на элементы — элементы один одним. Например, или настроить человеческий смысл. б. Сравнение — сравните эти функции, чтобы найти черты — черты, которые одинаковы, что не то же самое, что есть всегда а какие не всегда есть где существенные и какие не существенные. в. Абстракция, которая отложена, распоряжается, черты, которые не существенные, фиксируя существенные характеристики.
  6. (10) 2. Формирование мнения. Формирование мнения заключается в том, чтобы поставить отношения между двумя терминами или более. Мнения выраженное на языке называется предложением, которое состоит основного предложения или заголовка или предмета и предикат. Кроме того, мнение можно разделить на три виды: а. Утвердительное или положительное заключение, мнение, в котором заявляется состояние чего-либо, например, Францель был умен, а также Yyah….и так далее. б.б. Отрицательное мнение, отмена того мнения, которое явно объясняет отсутствие чего-либо иного в природе вещей: Например, Микха некрасивый и такой худой. вк Модальности Мнение, излагающее мнение – возможность что-то о природе вещей: например, сегодня может пойти дождь, Майлз может не прийти. И так далее.
  7. 3. Заключение отзыв или Учреждение Решение – Решение является результатом действия имеет смысл сформировать новое мнение, основанное на мнениях, которые уже существовать. Есть три вида выводов, т.е. а. Индуктивный вывод — решения, принятые из мнение – отношение к определенному общественному мнению. б. Дедуктивные выводы Дедуктивное решение от общего к конкретные, поэтому в отличие от индуктивного решения. в. Аналоговый вывод – решение есть решение аналог, полученный путем сравнения или настройки с конкретные мнения, которые уже существуют. (2) стр.7. http://www.insightassessment.com/pdf_files/DEXadobe.PDF
  8. (1) стр. 15 – парафраз выдержки из отчета Delphi. Функция мышления: Функция мышления включает 1. Проблемы с интерпретацией: Известен также определением проблемы посредством творческого мышление 2. Стратегия решения проблем: выберите лучшее стратегии решения проблем некоторые стратегии решения проблем часто используемые — Метод проб и ошибок. Это заняло много времени (краткосрочная Объем памяти). Метод проб и ошибок заключается в том, чтобы попытаться решить, если кто-то пытался повторите, он будет знать, где лежит вина. — Информационный поиск извлекает информацию для решения проблемы быстро (долгосрочная память) — Алгоритм Это метод решения проблем, который гарантирует решение, если проблема имеющихся у кого-то возможностей развивать его.
  9. (3) http://criticalthinking.org/University/intraits.html — Эвристика Это помогает упростить проблему, под влиянием прошлого опыта. Есть четыре эвристики. методы: 1. Восхождение на холм Эвристическая стратегия, в которой каждый шаг заботится о том, чтобы приблизиться к своему конечному пункту назначения. 2. Подцели. Метод решения проблемы путем ее создания. меньше или по частям, везде соответствующие цели упростить решение 3. Среднее значение и анализ Эвристическая стратегия, которая целью уменьшить различия между ситуацией с желаемых целей через посредничество способ. 4. Работаем в обратном направлении. Эвристическая стратегия, при которой мы должны двигаться назад от нашей цели в некоторых обстоятельства
  10. Развитие мышления Пиаже утверждал, что логическое образ мышления формировался постепенно, в примерно в возрасте двух лет и примерно в семь лет. Пиаже объяснил, думая дети не любили думающих взрослых. У детей разное сознание с более крупным человеком. Дети, кажется, решить проблему полностью другой уровень. Отличия детей кто меньше и больше не слишком связанные с проблемами, которые дети старшего возраста имеют больше знаний, но потому что они это разные виды знаний, т. настоящее изобретение Пиаже начал изучать развитие психической структуры. Жан Пиаже был швейцарцем психолог развития и философ, известный своим эпистемологические исследования с дети. Его теория когнитивное развитие и эпистемологический взгляд вместе называемые «генетическими эпистемология»
  11. (2) 1. Сенсомоторная стадия Длится от рождения до возраста от 2 лет. На данном этапе, младенцы строят понимание мира путем координации опыт сенсоров (таких как видящий и слышащий) с физические двигательные действия, так называемая сенсомоторная. В начало этого этапа, у новорожденного немного больше чем рефлекторные паттерны. Следующие стадии развития согласно Пиаже:
  12. 2. Предэксплуатационный этап Длился примерно от 2 до 7 лет годы. На этом этапе дети начинают описать мир словами и картинки. Символическое мышление за пределами простая связь между датчиком информационная и физическая действие. Однако даже дошкольники могут символически изображает мир, по Пиаже, они еще не возможность реализовать то, что называется «хирургия» — внутреннее психическое действия, которые позволяют детям мысленно то, что было сделано ранее физически. Следующие стадии развития согласно Пиаже:
  13. (2) 3. Бетон эксплуатационный стадия Длилась примерно с возрастов 7-11 лет. На данном этапе дети могут выполнять операций и логических рассуждение заменяет интуицию мысль, насколько мысль может быть применяется к конкретным примерам или бетон. Например, конкретное операциональное мышление не могу представить шаги необходимо решить алгебру проблема, которая слишком расплывчата, чтобы рассмотреть на этом этапе разработка. Следующие стадии развития по Пиаже:
  14. 4. Стадия формальной эксплуатации Появляется из возраст 11-15 лет. На этом этапе индивидуальный за пределами реального мира, конкретный опыт и думать абстрактно и многое другое логический. Как часть более абстрактного мышления, у подростков формируется представление об идеальном состояние. Они могут подумать, что за родители идеал и сравнить их родителей с этим идеалом стандарт. Они начали готовиться к возможности на будущее и в восторге от того, что они могут сделать. При решении задачи формальное операционный мыслитель более систематичен, выдвигать гипотезы о том, почему что-то происходит так, а затем проверьте эту гипотезу с помощью дедуктивное мышление. (5)  http://criticalthinking.org/University/helps.html Следующие стадии развития по Пиаже:
  15. (5)  http://criticalthinking.org/University/helps.html Язык и разум Мышление – это деятельность, привело к открытию человек направлен на место назначения. Мы думаем найти знание и понимание того, что мы хотим. Думать — главное вещь, которая отличает между люди и животные. Люди могут думать, потому что человек, тогда как животные не имеют язык. Язык животных – это инстинкт, который не должен быть учился и преподавал, в то время как человек язык есть результат культуры этому нужно учиться и учить. Недостатки животного не знает слов, чтобы выдать его разум. с языком, люди могут давать имена все, видимое или невидимый. Все объекты, задания и другие абстрактные, названы. Что образом, все, что когда-либо наблюдаемое и пережитое может быть сохранены, быть ответами и впечатления, а затем обработаны (думать) в идеи.
  16. В повседневной жизни легко заметить, что возникло из ума, затем изложили в разговоре, появилось много эффектов, как положительных, так и отрицательных. Итак, правда о язык состоит не только в составе только на грамматике, но и на управленческой мысли, намерения и последствия, возникающие из высказывание. Идея не просто воплощена одним словом только, но требует формы предложения. Взяв во внимание отношения языка и ума есть поговорка «Язык указывает на качество говорящего». Или снова расширено «продемонстрировал национальный язык» означает, что за личностью человека или нации можно наблюдать и если проанализировать его речь, он любит читать, также от характера существующей языковой поддержки. (5)  http://criticalthinking.org/University/helps.html
  17. (5)  http://criticalthinking.org/University/helps.html Язык в системной памяти, затем работа, влияющая на ход чувства и мысли, которые прошли его вывод в виде речи и поведение. Уотсон через его теорию, чтобы сказать, что мышление есть по существу неявный поведение. Думал быть мотором поведение. Мысли вслух о целях шептать про себя. Таким образом неразрывная связь между мыслями и язык. Язык – это актуализация ума. Нет свой язык не поймет что думают другие и что она думала.
  18. О нас
  19. Эта презентация Powerpoint Подготовлено: Майлз Тереза ​​Гранада Бития Мариэль Олей Франзель Флорес Микха Канлас http://psiko-info.blogspot.com/2011/06/berpikir-dalam-psikologi.html ИСТОЧНИК: Исследование темы: Майлз Тереза ​​Гранада Изготовление копий: Бития Мариэль Олей

Реклама

Какой вы мыслитель?

Источник: «Мыслитель» Родена/Wikimedia Commons

«Конвергентное» и «дивергентное» мышление представляют собой два разных взгляда на мир. Конвергентный мыслитель видит ограниченное, предопределенное количество вариантов. Напротив, дивергентный мыслитель всегда ищет еще вариантов. Многие из нас застревают в конвергентном мышлении и в результате не видят множества доступных нам возможностей. Рассмотрим оба типа мышления.

Конвергентное мышление. Convergent — это форма слова «convergent», поэтому оно означает «собираться вместе». Конвергентное мышление — это то, чем вы занимаетесь, когда отвечаете на вопрос с несколькими вариантами ответов (хотя в реальной жизни мы часто видим только два варианта). В конвергентном мышлении вы начинаете с того, что сосредотачиваетесь на ограниченном числе вариантов выбора как на возможностях. Затем вы выбираете «правильный» ответ или курс действий среди этих вариантов. Рисунок в левой части диаграммы иллюстрирует конвергентное мышление.

Вот пример: «Люди больны или люди здоровы». В течение многих лет после того, как я стал хронически больным, я видел только две возможности: я был болен или я был здоров. Каждую ночь я ложился спать, надеясь проснуться здоровым. Когда я этого не делал, я считал себя больным. Это было либо одно, либо другое.

Вместе с тем я думал, что у меня есть только два возможных пути действий: я могу быть профессором права или ничего не делать в своей жизни. Это может показаться экстремальным, но именно так я это видел в то время. Не желая делать последнее, я заставлял себя продолжать работать, хотя был слишком болен для этого. Мне не приходило в голову, что у меня может быть плохое здоровье и ведут продуктивную жизнь.

Вот еще один пример конвергентного мышления. Когда я подумал о том, как друзья отреагировали на меня, когда я стал хронически больным, я увидел только две возможности: те, кто оставался рядом, заботились обо мне, а те, кто не оставался, не заботились обо мне. Я не мог видеть, что люди могут уйти из моей жизни , а все еще заботятся обо мне.

Я не отрицаю ценность конвергентного мышления. Это важный познавательный инструмент, особенно в математике и естественных науках. Если я что-то не упускаю, было бы глупо открывать другие варианты, кроме «4», когда меня спрашивают: «Сколько будет 2+2?». Но конвергентное мышление временами было для меня большим источником страданий во время моей болезни, потому что оно мешало мне видеть дальше моего ограниченного видения того, что возможно в этой новой и неожиданной жизни.

Вам не обязательно иметь проблемы со здоровьем, чтобы понять, насколько неумелым может быть конвергентное мышление, поскольку оно приводит к узкому взгляду на жизнь. Например: «Это аэробика или вообще никаких упражнений». С таким мышлением, если у вас есть травма, которая не позволяет вам заниматься аэробикой, вы предпочтете вообще не заниматься спортом, а не рассматривать другие варианты, например, делать что-то менее напряженное, но все же полезное.

Другой пример: «Эта новая работа будет либо отличной, либо ужасной». Если это единственные две возможности, которые вы видите, то, если вы решите, что это ужасно, вы не сможете наслаждаться приятным опытом на работе, когда он появится. «Он либо любит меня, либо вообще не заботится обо мне». Ну, вы поняли: ограниченные возможности; только один «правильный» ответ или образ действий.

Дивергентное мышление. Напротив, дивергентное означает «развивающееся в разных направлениях», поэтому дивергентное мышление открывает ваш разум во всех направлениях. Это открывает возможности в вашей жизни, потому что заставляет вас искать варианты, которые поначалу не обязательно очевидны. Рисунок в правой части приведенной выше диаграммы иллюстрирует дивергентное мышление.

Дивергентный мыслитель ищет вариантов вместо того, чтобы выбирать среди заранее определенных. Поэтому вместо того, чтобы решить, что у меня есть два варианта «больной» или «здоровый», я бы спросил себя, есть ли другие варианты, например, вероятность того, что я могу быть болен и здоровы одновременно. Мне потребовалось много лет, чтобы понять, что это действительно вариант (и это стало основной темой моей книги «Как заболеть »).

Когда я заболел хронически, я был в основном конвергентным мыслителем. В результате в течение многих лет после того, как я больше не мог работать, я чувствовал себя бесполезным, как будто моя жизнь не имела смысла. Я медленно вышел из этого темного места, став более дивергентным мыслителем, но мне все еще нужно работать над этим, напоминая себе: «Ищи варианты, которые ты не рассматривал».

Вот пример того, как переход от конвергентного к дивергентному мышлению может облегчить нашу жизнь и привести к плодотворным результатам. Когда в 2010 году была опубликована книга « Как заболеть », я начал получать просьбы прочитать ее в виде аудиокниги. Я решил, что смогу это сделать, если куплю хороший микрофон и какое-нибудь программное обеспечение. Я объявил на Facebook, что скоро будет аудиокнига, и ответил на многочисленные запросы по электронной почте, сообщив людям, что аудиокнига находится в разработке.

Но когда я взялся за проект, он оказался намного сложнее, чем я предполагал. Не вдаваясь в подробности, достаточно сказать, что есть причина, по которой большинство рассказчиков профессионально подготовлены (или, по крайней мере, не ограничены в своих энергетических ресурсах!). Пока я колебался, я видел только два варианта: продвигаться вперед ценой большого ущерба для моего здоровья; или вообще не делают. Я сделал последнее — не без того, чтобы терпеть самообвинения за то, что подвел людей.

Мне потребовалось более 2,5 лет, чтобы надеть дивергентное мышление. Я подумал: «Может быть, вариантов больше, чем просто «прочитанная мной аудиокнига» или «нет аудиокниги». Я начал проводить онлайн-исследования и нашел веб-сайт, который сопоставляет книги с рассказчиками. (Это побочный продукт Amazon и audible.com.) Со своего ноутбука я зарегистрировался, отправил короткий отрывок из книги и «прослушал» рассказчиков. Они записывали отрывок, загружали аудиофайл на веб-сайт, и я получал электронное письмо с уведомлением о новом прослушивании.

Я прослушал более дюжины прослушиваний (это было весело!), и однажды я услышал голос, который идеально подходил для книги. Деон читает Как заболеть так, как будто это она написала; она, кажется, понимает намерение каждого написанного мной слова. Итак, мы на пути к созданию аудиокниги. Это пример ценности дивергентного мышления — мышления с точки зрения возможностей, а не с точки зрения ограниченного выбора.

Что касается друзей, я начал думать, что может быть больше, чем два варианта, на которых я остановился (те, кто остался рядом, заботятся обо мне, а те, кто не остается, не заботятся обо мне). Когда я открыл свой разум для других возможностей, я обнаружил, что некоторые друзья, которые не задержались, действительно все еще заботятся о том, как у меня дела. Они не выходят на связь по другим причинам. Одной из них слишком некомфортно в связи с болезнью из-за того, что ее собственные родители внезапно заболели и умерли в течение нескольких месяцев. У другого человека, без моего ведома, возникли серьезные проблемы со здоровьем.

Подумайте, склонны ли вы мыслить конвергентно или дивергентно. Если вы первый, вы, скорее всего, увидите ограниченный выбор вместо того, чтобы быть открытым для возможностей. Если вы хотите работать над тем, чтобы стать более дивергентным мыслителем, у меня есть два предложения.

Во-первых, всякий раз, когда вы обдумываете план действий или формируете мнение о чем-то или о ком-то (включая себя), обратите внимание на то, предполагаете ли вы, что у вас ограниченный выбор — это это или это то ; она похожа на на или на на ; Мне нравится это или мне нравится то .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts