Виды и качества направленности личности
Оглавление
Введение 3
Виды и качества направленности личности 4
Связь направленности с мотивационной сферой 7
Направленность как система 10
Заключение 14
Список
использованной литературы 15
Введение
Каждая личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, подвержены изменениям (условия жизни, воспитания, патологический процесс и др.). Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве.
Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность,
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Это система является личностной, она организовывается в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно активна, т.е. составляющие её мотивы не бывают постоянными, они взаимодействуют, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются главенствующим, в то время как другие выполняют не главные роли. Главенствующие побуждения определяют основную линию поведения личности.
Целью данной работы является изучение направленности личности и ее характеристики. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить виды и качества направленности личности;
2. Рассмотреть
связь направленности с
3. Охарактеризовать направленность как систему.
Методы
используемые в данном исследовании являются,
общенаучный диалектический метод познания;
системный, теоретический и др.
С точки зрения материалистического учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами, сколько социальными. Основной, определяющей всю личность, является та ее социально обусловленная сторона, которая включает в себя направленность личности, ее моральные качества.
Под
личностью понимается устойчивая система
взаимосвязанных социально
Личностные качества создаются под влиянием природных свойств — физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Отличное понимание руководителем этих принципов открывает новые горизонты успешному управлению на предприятии, предсказанию их поведения и конкретному воздействию на него, и наоборот, неумение и непонимание обычно заводит в полный тупик.
Понятий направленности личности существует очень много. С.Л. Рубинштейн под направленностью личности понимал некоторые динамические тенденции, которые являются мотивами человеческой деятельности и сами, в свою очередь, определяются ее целями и задачами. А.Н. Леонтьев, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считал ядром личности систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности. Одни мотивы придают деятельности личностный смысл и определяют направленность, другие играют роль побудительных факторов.
Л.И. Божович и ее сотрудники понимали направленность как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру индивида.
Направленность личности – важнейшее свойства личности, в котором выражаются динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции его поведения.
Направленность
выступает как
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Существует два вида направленности личности человека:
— общая
направленность личности,
где личность включает в себя трехуровневую
(желания, необходимость, установки) систему
побуждений,
Человек в каждом конкретном случае действует
или по собственному желанию, или по необходимости,
или в силу прошлого опыта (согласно установке).
— профессиональная направленность – это совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. Она появляется на определенном этапе развития личности (у большинства в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием, которое, с одной стороны, формируется в результате личностного и профессионального самоопределения и в процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности, а с другой стороны, сама обуславливает и самоопределение и деятельность.
В направленности надо различать ее качества и формы.
Качества направленности заключаются в следующем:
— Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
— Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
— Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
— Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
— Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности2.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.
Потребностно — мотивационную сферу можно охарактеризовать направленность личности лишь выборочно, являясь ее основным принципом, стержнем. На этой базе развиваются жизненные цели личности. Следовательно нужно обязательно отличать цель деятельности и жизненную цель. Личность совершает в период своей жизни очень много различных действий, поступков, в каждом из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выполняет объединительные функции, а в частности выступает организатором всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненной рутиной связан уровень успехов личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.
Состояние подавленности, расстройства, затравленности, противоположное переживаниям, характерным человеку, знающим перспективу, называется фрустрацией. Она рождается в тех случаях, когда личность на пути к конечной цели сталкивается с объективно непреодолимыми препятствиями, или когда человек воспринимает их таковыми.
В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность, взятая в качестве целого, включает влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, представляют собой систему доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, установок, которые «направляют» его социальную активность.
Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания:
— установки – содержат в себе цель и соответствующую настроенность психических процессов или в целом личности человека на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.
Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например, в беседе отрицательная установка может быть направлена:
• лично на самого
собеседника;
• на суть беседы;
• на обстоятельства разговора и т.д.
— влечение – самая элементарная форма мотива возникает, когда человек еще не осознал свои потребности и действует стихийно.
— желания — это осознание человеком своих потребностей, однако при этом желание часто направлено на цели в возможности достижения которых он не очень убежден или сомневается.
—
интересы – это избирательное,
преимущественно
— склонности – это не только познавательная направленность личности на осознанно значимый предмет деятельности, но и стремление к деятельности по отношению к этому предмету.
— стремление к идеалу – высшая цель личных устремлений, достаточно сильный побудитель поступков и действий человека, хотя воспитание в себе тех или иных качеств в конечном счете зависит от волевых свойств личности.
— убеждения – самый сильный, сложный и высокий мотив поведения человека, которому подчиняются все другие мотивы, на их основе формируются нравственные устои поведения человека, они имеют силу внутренней необходимости для личности. Убеждения как высшая форма направленности определяются сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за свое мировоззрение. Эта сторона личности тесно связана со стороной, в которую входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов.
Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.
Общая психология ↓
В качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Влечение – это наиболее примитивная биологическая форма направленности, это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность, является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.
Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент.
Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. При его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность.
Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.
Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные выше психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией. Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Сами мотивы формируются из потребностей человека.
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
Потребности по Маслоу: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации – образуют так называемую пирамиду, в основании которой лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Воображение. Виды воображения.
- Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира
- Мнемические процессы
- Память
- Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- Самооценка личности
- Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия.
- Мышление. Основные виды мыслительных операций. Качества ума.
- Теории мышления в психологии
- Периоды развития человеческой жизни
4 типа личности, которые лидеры должны научиться распознавать
Эти 4 типа личности работают и общаются совершенно по-разному. Умение определять и понимать типы личности на основе общих черт личности является ключевым компонентом эффективного практического лидерства.
Золотое правило гласит: Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе . Хотя в целом это хорошее эмпирическое правило, реальность такова, что мы, как лидеры, часто должны нарушать это правило, чтобы относиться к различным типам личности и эффективно управлять ими. Не все в мире общаются и реагируют на окружающую среду одинаково. Некоторым из нас нравится греться в лучах славы, в то время как другим очень неловко публично хвалить других.
По моему опыту, существует четыре основных типа личности: аналитический, водитель, любезный и экспрессивный. Каждый тип личности имеет общие характеристики, сильные и слабые стороны, и им нужно управлять и общаться с ним по-разному. Понимание этих уникальных черт поможет вам успешно управлять типами личности, чтобы повысить удовлетворенность вашей команды работой, повысить производительность и достичь организационных целей.
1. АналитическийАналитический тип личности очень глубокий и вдумчивый. Серьезные и целеустремленные личности, аналитические типы устанавливают очень высокие стандарты эффективности как в личном, так и в профессиональном плане. Они упорядочены и организованы и, как правило, имеют сухое, но остроумное чувство юмора.
Сила аналитических личностей заключается в их перфекционизме, и они хотят, чтобы все было сделано правильно с первого раза. Кроме того, аналитики часто экономны, аккуратны и обладают высокой самодисциплиной.
Слабые стороны аналитических людей в том, что они могут быть капризными, критичными и негативными. Как следует из названия, они часто слишком все анализируют и испытывают трудности с принятием решений. Их перфекционизм также иногда является слабостью, поскольку они могут быть виновны в том, что их стремление к совершенству застопорилось.
2. ВодительВодители — динамичные и активные личности. Они излучают уверенность и естественным образом тяготеют к лидерским позициям. Эти личности ориентированы на цель, но не ориентированы на детали. Водители отлично разбираются в общей картине — они провидцы и могут видеть, как мы доберемся туда, куда нам нужно. Однако водители не всегда умеют предпринимать промежуточные шаги, необходимые для того, чтобы добраться туда.
Вы, наверное, видите, что аналитик и водитель могут не очень хорошо работать вместе, однако их навыки могут прекрасно дополнять друг друга. Как говорится, если вы хотите добраться до Луны, вы нанимаете водителя, но если вы хотите вернуться, вы нанимаете аналитика.
Самая сильная черта водителей — их решительность. Они независимы и продуктивны. Водители — решительные провидцы, которые добиваются цели. Водитель скорее примет плохое решение, чем не примет никакого решения; они просто хотят, чтобы решение было принято.
Однако водители также могут быть бесчувственными, несимпатичными, резкими, гордыми и саркастичными. Водители не любят признавать свою неправоту. Они также могут поторопиться с решением, не обдумывая и не понимая результатов или последствий своего решения.
3. ДружелюбныйВо-первых, давайте определим дружелюбных личностей. Любезные типы личности известны своими дружелюбными и приятными манерами. Как правило, это терпеливые и уравновешенные люди, тихие, но остроумные. Они очень отзывчивые, добрые и безобидные — любезные не любят обижать людей.
Любезный человек покладистый, а значит, всем нравится. Ты знаешь почему? Поскольку они не любят конфликтов, с ними очень легко ладить. Они дипломатичны и спокойны. К сожалению, их слабость в том, что они могут быть упрямыми и эгоистичными. Отвращение дружелюбных к обидам и конфликтам может сделать их слабыми или пассивными.
4. ЭкспрессивныеМы называем экспрессивных людей социальными специалистами, потому что они любят веселиться. Это люди, которые превращают несчастье в юмор, предотвращают скучные моменты и очень щедры. Экспрессивные люди хотят чувствовать себя вовлеченными во все — проекты, командную работу и разговоры.
Большая сила экспрессивных личностей в том, что они очень общительны. Точно так же экспрессивные люди амбициозны, харизматичны и убедительны. Однако они также могут быть неорганизованными, недисциплинированными, громкими и невероятно разговорчивыми. Экспрессивные могут говорить до 200 слов в минуту с отрывками до 300. Другими словами, они могут говорить!
Конечно, это обобщения, и многие люди будут демонстрировать некоторое количество любого из этих типов личности. Тем не менее, каждый будет сильнее проявлять характеристики одного типа личности по сравнению со всеми остальными. Распознавание и понимание того, какими типами личности вы управляете в своей команде, поможет вам мотивировать их и общаться с ними.
Управление различными типами личности и личностными качествами — сложная часть нашей роли менеджеров. Тем не менее, определение и понимание того, как каждый тип личности мотивирован и как они общаются, является важным шагом в эффективном управлении вашей командой на пути к успеху.
О Crestcom International, LLC.
Crestcom International, LLC — международная организация по развитию лидерских качеств, которая обучает более миллиона руководителей для 25 000 компаний в более чем 60 странах мира. Мы достигаем этого за счет сочетания мультимедийных видеороликов, интерактивных упражнений и совместного обучения. Crestcom реализует планы действий и коучинговые сессии по подотчетности, чтобы обеспечить взвешенное развитие в ключевых областях лидерских компетенций. Для получения дополнительной информации обратитесь к местному представителю Crestcom, указанному здесь.
Заинтересованы в бесплатном семинаре по развитию лидерских качеств с вашей командой?
- Решайте мгновенно устраняемые проблемы, влияющие на восприятие клиентов и моральный дух сотрудников.
- Изучите и практикуйте привычку, которая повысит производительность сотрудников.
- Установите действия с конкретными и измеримыми шагами, за выполнение которых они с радостью будут нести ответственность.
Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Настройки файлов cookieПРИНЯТЬ
Политика конфиденциальности и использования файлов cookie
Примечание. Для этого содержимого требуется JavaScript. Примечание. Для этого содержимого требуется JavaScript. Поля не найдены. Примечание. Для этого содержимого требуется JavaScript.