Виды научения в психологии: 15.Виды научения.

Содержание

Психофизиология научения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Психофизиология научения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

§1. ПОНЯТИЕ НАУЧЕНИЯ

§2. ВИДЫ НАУЧЕНИЯ

2.1.Классическое обусловливание

2.2.Инструментальное обусловливание

§3. СПЕЦИФИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО  РАССМОТРЕНИЯ НАУЧЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Научением наполнена  вся наша жизнь, его  следует отличать от обучения и образования. С ним связано не только освоение нового навыка или учебного предмета, но также и эмоциональное развитие, социальное взаимодействие и даже развитие личности.

Мы учимся разному: чего бояться, что любить, как быть вежливым, как вести себя с близкими и так далее. Учитывая, что научение пронизывает всю жизнь человека, неудивительно, что мы уже встречались с ним на многих примерах — например, как дети учатся воспринимать окружающий мир, устанавливать свою половую принадлежность и контролировать свое поведение по стандартам взрослых.

Закономерности  научения изучались задолго до появления  современной науки. Необходимость  успешно передавать свой опыт следующим поколениям заставляла эмпирически совершенствовать процедуру обучения. Именно поэтому к моменту начала экспериментальных исследований этой проблемы в психологии, этологии и затем нейробиологии уже существовали определенные обыденные представления о том, как и чему следует учить. Эти представления оказали сильное влияние на исходные теоретические подходы к научению.

В данной работе будет рассмотрено само понятие  научение и подходы к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. ПОНЯТИЕ НАУЧЕНИЯ

 

Понятия «память» и «научение» психологи и нейробиологи традиционно относят к поведенческим категориям. Они применимы для характеристики целостного организма. Память и научение — неотделимые процессы. Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков, умений. В отличие от научения процессы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию), но и за сохранение и воспроизведение (извлечение) информации. В самом широком смысле слова научение можно определить как приспособительное изменение поведения, обусловленное прошлым опытом. Память необходима для научения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого накапливается прошлый опыт, который может стать источником адаптивных изменений поведения.

Научение — совокупность процессов, обеспечивающих приобретение индивидуальной (фенотипической) памяти, вызывающей приспособительную модификацию поведения.

Научение требует определенного времени, условий и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов разного уровня (межклеточного, внутриклеточного, молекулярного).

 

 

§2. ВИДЫ НАУЧЕНИЯ

 

Научение, это общий термин, описывающий изменения потенциальной возможности поведения, происходящие из опыта. Однако обусловливание — это более специфический термин, используемый при описании процедур, которые могут привести к изменению поведения. Так как существует два типа формирования условного рефлекса, инструментальное и классическое обусловливание, многие ученые делают вывод о существовании по крайней мере двух типов научения или вывод о том, что научение в конечном счете может быть понято в терминах классического и инструментального обусловливания.

 

2.1. Классическое обусловливание

Суть классического обусловливания в следующих положениях.

  1. Стимул, например пища, предъявляется организму и вызывает в нем естественную и автоматическую реакцию — слюноотделение. Стимул, вызывающий подобную естественную реакцию, называется безусловным стимулом (С). В данном случае пища являлась БС. Естественная, автоматическая реакция на БС называется безусловной реакцией (БР). В данном случае слюноотделение являлось БР.
  2. Нейтральный стимул (такой, который не вызывает БР), например звук или свет, появляется непосредственно перед предъявлением БС. Этот нейтральный стимул называется условным стимулом (УС).
  3. После того как УС и БС предъявляются в паре несколько раз, и УС всегда предшествует БС, УС может быть предъявлен самостоятельно, и организм отреагирует слюноотделением. Эта реакция слюноотделения, похожая на реакцию организма на БС, теперь проявляется в ответ на УС, звук или свет. Можно сказать, что была продемонстрирована условная реакция (УР).

В классическом обусловливании БС называется подкреплением, так как вся процедура обусловливания полностью зависит от него. Однако следует сделать оговорку, что в классическом обусловливании у организма нет контроля над подкреплением: оно происходит по желанию экспериментатора. Другими словами, в классическом обусловливании подкрепление никак не зависит от любой явной реакции, произведенной организмом.

 

 

 

2.2. Инструментальное обусловливание

Взаимосвязь между подкреплением и поведени

ем организма в инструментальном обусловливании совершенно иная, нежели взаимосвязь в классическом обусловливании. В инструментальном обусловливании организму необходимо вести себя определенным образом до подкрепления, т. е. подкрепление зависит от поведения организма. Если животное не демонстрирует желаемого поведения, то подкрепление не происходит. Таким образом, в инструментальном обусловливании поведение животного является «инструментальным» с точки зрения получения животным чего-то желаемого, т. е. положительного стимула.

Часто для демонстрации инструментального обусловливания (или для близкой ему формы обусловливания, оперантного) используется небольшая экспериментальная камера, называемая проблемным ящиком Скиннера. Ящик представляет собой клетку из органического стекла с решетчатым полом, по которому может проходить электрический ток, и рычагом, при надавливании приводящим в действие механизм подачи пищи и доставляющим пищу в виде таблеток животному, находящемуся внутри клетки. Экспериментатор помещает голодную крысу в проблемный ящик Скиннера. В процессе исследования помещения крыса приведет в действие рычаг и получит пищевую таблетку. Вскоре крыса начнет связывать нажатие рычага с появлением пищи, и тогда интенсивность нажатия рычага усилится. В данном случае крысе необходимо нажать на рычаг, чтобы получить пищу. Нажатие рычага — это условное поведение, а еда — это подкрепление. Если проблемный ящик Скиннера устроен таким образом, что когда голодное животное нажимает рычаг, оно получает пищу в виде таблеток, то частота, с которой оно нажимает рычаг, возрастет.

Бегство и избегание являются особыми видами инструментального обусловливания. Например, крыса помещена в проблемный ящик Скиннера, электрифицированный пол приведен в действие, а рычаг подсоединен к механизму отключения подачи электрического тока.

В то время когда крыса мечется в шоке по клетке, она случайно нажимает рычаг и отключает ток. Крыса свяжет отключение тока с нажатием рычага. В данном случае нажатие рычага является условным поведением, а прекращение подачи тока — подкреплением. Это пример тренировки бегства.

Для демонстрации обусловливания избегания предположим, что решетка ящика Скиннера приводится в действие с интервалами в сопровождении светового сигнала, возникающего за некоторое время до установленной подачи электрического тока, например за 5 с. Крыса быстро научится связывать вспышку света с последующей подачей тока и станет нажимать на рычаг, для того чтобы избежать удара током каждый раз, когда будет видеть световой сигнал. Меры, с помощью которых организм может избежать аверсивного стимула, демонстрируя некую соответствующую реакцию, называются — тренировкой избегания.

Ученые, занимающиеся научением, понимают, что, уделяя внимание исследованиям только по классическому и инструментальному обусловливанию, они оставляют обширную область человеческого опыта без внимания. Например, Ганье (Gagne, 1970) предполагает, что существует восемь типов научения, находящихся в иерархии, где один тип научения является необходимым условием для последующего. Таким образом, с точки зрения Ганье, простое обучение обеспечивает основу для более сложных типов научения. Хотя многие ученые считают, что сложное пов<span style=» font-family: ‘Times New Roman’, ‘Arial’


Классическое, оперантное обусловливание, научение (программирование человека)

Обусловливание (научение) — это, в психологии, естественное или искусственное создание определенных условий, при которых можно изменить поведение человека и некоторых высших животных. По сути, обусловливание (научение) — это осознанное (манипуляции людьми) или неосознанное (программа жизни) программирование человека (дрессировка животного) на выполнение тех или иных (условных) паттернов поведения.

Многие люди запрограммированы с детства (родительское неосознанное программирование при неправильном воспитании или «Импринтинг» — мгновенное запечатление, например при психотравмах…), посредством обусловливания, часто неосознанного социального научения, вести себя так или иначе в различных жизненных ситуациях, используя заученные паттерны мышления, чувствования и поведения при схожих жизненных событиях (см. люди-роботы)

Классическое и оперантное обусловливание (можно произносить обуслАвливание) широко применяется в различных школах психотерапии, например в когнитивно-поведенческой, рациональной, реструктурирующей терапии и трансактном психоанализе, при лечении многих эмоционально-психологических и невротических расстройств личности и изменения негативного жизненного сценария человека, созданного в детстве посредством оперантного научения (простое подражание взрослым (обычно родителям) — без понимания.., и/или имитация (викарное научение) — с пониманием…).

Таким образом, используя различные виды социального научения (классическое и оперантное обусловливание, а также когнитивное научение), практически любого человека можно запрограммировать (перепрограммировать), например из хронических неудачников в успешных людей, победителей в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Когнитивное научение (обусловливание высшего порядка), как техника психотерапии (программирование человека)

Для программирования (перепрограммирования) человека, страдающего каким-либо эмоционально-психологическим расстройством, т. е. изменения его мышления и глубинных убеждений, собственно и вызывающих эти расстройства, а вместе с этим и физиологических (невротических) реакций и поведения, в психотерапии часто используется

когнитивное научение (обусловливание высшего порядка), как одна из действенных психотехник, помогающих человеку избавиться от психологических проблем.

В теории классического научения обусловливание высшего порядка связывает нейтральные стимулы с другим элементом, который уже был обусловлен. Например, мигающий красный свет (УС-1 — условный стимул) можно связать с релаксацией (БУС — безусловный стимул), что приведет к образованию реакции спокойствия (УР — условная реакция). Если после этого психотерапевт сформирует ассоциацию между звонком и красным светом, то свет сам по себе сможет вызывать УР (классическое обусловливание по Павлову).

Схематически когнитивное обусловливание можно представить так:
При адекватном формировании связей любая переменная, воспринимаемая человеком, может быть УС-2 и служить якорем для последующих мостов.

Когнитивное научение обычно занимается двумя видами переменных — перцептивными (восприятие) и понятийными.
Перцептивные формируются из визуальных, аудиальных, ольфакторных (обоняние) и кинестетических (двигательные, телесные ощущения) представлений.
Понятиями являются убеждения, мысли и установки, зачастую ошибочные, заложенные в детстве в процессе оперантного научения (обусловливания)
Наведение мостов (обусловливание) высшего порядка включает образование ассоциаций между перцептивными или понятийными УС-2, связанными с новым позитивным убеждением и старым ошибочным убеждением. После серии повторений старое убеждение начинает переходить в новое, и человек перепрограммируется на позитив и успешность…

Как самостоятельно себя перепрограммировать, используя когнитивное научение, обусловливание высшего порядка

Если у вас не очень сильное невротическое расстройство и нет возможности использовать помощь психолога, вы можете попробовать решить свои психологические и эмоциональные проблемы самостоятельно.
Запомните, что в успешности перепрограммирования (научения, обусловливания высшего порядка) себя на позитив и успехи очень важны повторение и практика.

Метод самостоятельного когнитивного обусловливания (научения) высшего порядка, для улучшения своего психического состояния в частности и жизни в целом:
1. Сосредоточьтесь на старом негативном (ошибочном) убеждении и создайте в своем воображении модель типичной сцены, где оно проявляется особенно выражено. Сцену необходимо представить в ярких деталях, задействуя все виды ощущений (органы чувств: визуализация, слух, обоняние, кинестетика, и, по возможности, вкус).
2. Запишите все перцептивные и понятийные переменные (УС-2), связанные с образом.

Перцептивные переменные:

а. Визуализация. То, что вы рисуете в воображаемой сцене, необходимо расчленить на мельчайшие компоненты. Например, это неподвижная или живая картинка? Цветная? Ясная или смутная? Двух или трехмерная? Видите ли вы в этой сцене себя? На чем сфокусировано ваше внимание (на каком элементе сцены вы сосредоточены)? Сцена яркая или тусклая? Каков ракурс? Каковы ваши размеры по отношению к объектам на фоне в этой сцене? Двигаются ли люди?
б. Другие ощущения. Слуховые — может ли вы отчетливо различать звуки? Какова их продолжительность? Насколько они сильны? Ольфакторика — какие вы ощущаете запахи? Кинестетические — какая температура? И так далее.

Понятийные переменные:

а. Любая существенная мысль, которая возникает у вас до, во время и после работы с воображением, должна записываться. Постарайтесь как можно точнее установить эти мысли.

Вот основные типы мыслей, на которые следует обратить внимание.
Ожидание — предвосхищение вами того, что произойдет в ситуации.
Оценивание — как вы оцениваете себя в течение сцены.
Самоэффективность — как вы оцениваете свою способность эффективно выполнить задание.
Выгода — предполагаемое вознаграждение или выгода, которую, как вы думаете, вы сможете извлечь из ситуации.
Наказание — неприятности, которые вы предвидите.
Я-концепция — ваши установки относительно своей ценности как человеческого существа.
Атрибуции — мотивы и установки, которые вы приписываете другим людям в сцене.
Цель — почему вы в этой сцене занимаете ведущее место.

б. Постарайтесь найти логические ошибки, которые могут всплыть в ваших интерпретациях этих сцен. Каждая ошибка записывается.
Наиболее распространенными являются: дихотомичное мышление, сверхобобщение, неэкономные рассуждения, перфекционизм, материализация абстрактного, ошибка субъективности, нападение на оппонента, апелляция к авторитетам, априорное мышление, поиски уважительной причины, эгоцентрическая ошибка, самореализующиеся пророчества, ошибочное принятие вероятности за возможность и т. д. (см. подробнее).

3. После того как вся информация о перцептивных и понятийных переменных будет записана, представьте сцену, связанную с новым позитивный убеждением, с тем, к которому вы хотите проложить мост. Это должна быть модельная сцена, сцена, которая представляет новое убеждение идеальным образом. Чем ближе будет новая сцена к старой по своему содержанию, тем лучше. Как и первая сцена, эта тоже должна быть представлена живо, ярко и как можно более детально.

4. Как и во втором шаге, запишите все перцептивные переменные в новой сцене — визуальные, аудиальные, кинестетические… Когда список будет завершен, обратите свое внимание на контраст между двумя различными точками зрения на образ.

5. Понятия, касающиеся новой сцены, тоже записываются. Посмотрите на записи старых и новых убеждений и постарайтесь выявить логическим путем более корректные их них.

6. В работе с воображением делается пауза. Как можно более рационально порассуждайте сами с собой о различиях между перцептивными и понятийными представлениями в этих двух сценах.

7. Теперь вы готовы к тому, чтобы провести научение, обусловливание высшего порядка. Вы воображаете первоначальную сцену в течение двух минут. Постепенно вводите перцептивные и понятийные представления из новой сцены одно за другим, в это же время мысленно рисуете изменения, пока они не станут отчетливыми.
Процесс продолжается до тех пор, пока не будут внедрены все элементы новой сцены. Когда это будет успешно выполнено, вы будете в состоянии представить себе старую сцену, но вместе со всеми компонентами, которые связаны с новой.

8. Вы можете записать всю процедуру обусловливания (научения) на диктофон, так чтобы вы могли работать над обусловливанием для повторения (закрепления новой программы) по два-три раза в неделю. При достаточном количестве связей эмоциональные валентности сцен изменяются, и вы с большей вероятностью готовы принять новое мышление…а значит — изменить свой эмоциональный фон и поведение, изменить свой негативный жизненный сценарий неудачника…

Если у вас глубокие и длительные невротические, эмоционально-психологические расстройства, то самостоятельно вы не сможете решить эти проблемы посредством техники когнитивного обусловливания (научения) высшего порядка — вам нужна помощь психотерапевта…ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ!

Предварительная бесплатная беседа с психотерапевтом по телефону (Viber, WhatsApp)

Проходите бесплатные психологические тесты

Заказывайте готовые и индивидуальные социально-психологические тренинги для личностного роста и развития

Обязательно загляните в журнал психолога: читайте полезные статьи по психологии и рекомендации…

Различные типы обучения в психологии

ЭНН ПАЙБЕРН КРЕЙГ
КЛАСС

. .. Comstock/Stockbyte/Getty Images

Психологи придумали множество различных теорий, чтобы объяснить, что на самом деле происходит, когда кто-то чему-то учится. Теория поведенческого обучения, теория когнитивного обучения, конструктивистская теория обучения и теория обучения, основанная на запросах, — это четыре способа анализа процесса обучения, которые повлияли на стратегии обучения, клиническое лечение и рекомендации для родителей. Многие теории обучения не исключают друг друга.

Перейти к этой статье 3

1 Теория поведенческого обучения

В теории поведенческого обучения обучение основано на внешние раздражители. Учащийся рассматривается как пустой сосуд , который будет учиться на основе использования учителем положительных и отрицательных стимулов, ответов, наказаний и вознаграждений. Учитель, использующий систему вычета баллов за невыполненную домашнюю работу или вознаграждающий подготовленных учеников похвалой или дополнительным свободным временем, или заключающий контракт с учеником, чтобы изменить его успеваемость, использует принципы поведенческого обучения. В этой парадигме обучение произошло, если поведение изменилось .

2 Теория когнитивного обучения

В теории когнитивного обучения наиболее важным фактором обучения является внутренняя работа мозга учащегося . Когнитивные теоретики анализируют развитие интеллектуальных способностей человека, пытаясь понять, что на самом деле происходит в чьей-то голове, когда он вспоминает, думает или решает проблемы. В теории когнитивного обучения разум рассматривается как информационный процессор , а не чистый лист, который нужно заполнить. Учитель, использующий песни или стишки, чтобы помочь учащимся запомнить факты, использует когнитивный подход. Обучение измеряется изменением схемы учащегося или осмыслением предмета .

3 Конструктивистская теория обучения

Конструктивистская теория выходит за рамки концепции учащегося как нейтрального обработчика информации, чтобы рассмотреть, какие фактические данные он сам вносит как активный участник. Обучение происходит, когда учащийся, сочетая предшествующие знания и опыт с предлагаемой информацией, берет на себя полную ответственность, заново конструируя обучение в своем собственном мозгу . Учащийся рассматривается как очень активный участник, и его опыт и знания будут влиять на то, как новые знания будут закрепляться. Учитель, ведущий исследовательское обсуждение стихотворения или рассказа, применяет конструктивистскую теорию.

4 Теория обучения на основе запросов

В теории обучения на основе запросов целью является целостное и тонкое понимание предмета, достигаемое путем решения проблем, выполнения проектов и экспериментов . Когнитивные и конструктивные принципы — методы обработки учащегося, его предшествующие знания и опыт — считаются важными. Теория обучения, основанная на запросах, делает упор на метакогнитивные процессы, ментальные методы, которые учащиеся развивают по мере того, как они осваивают искусство обучения как такового . Учитель, использующий междисциплинарный подход к предмету, который объединяет связанное искусство, литературу по истории и научные эксперименты по связанной теме, применяет обучение на основе запросов.

ссылки

  • 1 Learning-Theories.com: резюме теорий и моделей обучения
  • 2 Высшее отделение Беркли: аспирант Инструктор Учебно-ресурсный центр: Когнитивный конструктивизм
  • 3 Тринадцать .org: Ed Online: Concept to Класс: конструктивизм как парадигма преподавания и обучения
Об авторе

Энн Пайберн Крейг написала для ряда региональных и местных изданий, начиная от подробных журналистских расследований до воспитания детей, бизнеса, недвижимости и экологии. строительные публикации. Она часто пишет статьи о туризме и образе жизни для изданий торговой палаты и является уважаемым книжным обозревателем.

Статьи по теме

Обучение: смысл, теория, концепция и типы

Можете ли вы вспомнить время, когда вы не знали, как завязывать шнурки на ботинках, ездить на велосипеде или решать математические уравнения? Конечно, вы не родились, зная, как выполнять все эти задачи. Вам, как и всем остальным, пришлось выучить их. То, что кажется простым объяснением, на самом деле является одним из величайших психологических феноменов. Существует несколько теорий, объяснений и факторов, которые окружают процесс обучения. В этом объяснении мы углубимся в основные концепции, типы и теории обучения, которые выявили себя за годы хорошо зарекомендовавших себя психологических исследований и наблюдений.

  • Что такое обучение?
  • Какие существуют виды обучения?
  • Что такое привыкание?
  • Что такое теория социального обучения?

Концепция обучения

Прежде чем обсуждать все сложности и различные конструкции обучения, мы должны определить фактическую концепцию обучения .

Обучение — это поведенческий сдвиг или способность в результате опыта (ов) (Revlin 2013).

Процесс обучения варьируется от человека к человеку и от индивидуального опыта. Тем не менее, через годы исследований, наблюдений и испытаний, есть типы обучения , которые в некоторой степени универсальны среди всех людей и даже животных! На самом деле, во многих известных исследованиях, ставших структурной основой многих теорий обучения, животные использовались в качестве объектов исследования. Мы расширим эту идею позже, когда будем обсуждать типы обучения.

Важно помнить, что на скорость, эффективность и методы обучения отдельных лиц могут влиять многие различные факторы. Это могут быть биологические, экологические или психологические факторы, которые играют роль в обучении. При этом каждый метод и теория обучения могут быть более или менее эффективными для каждого человека.

Фг. 1 Процессы обучения различаются у разных людей, pixabay.com

Learning in Psychology

Когда вы думаете об обучении, вы, вероятно, имеете довольно хорошее представление о том, как оно работает, и о ваших предпочтительных методах, исходя из многолетнего опыта. Когда дело доходит до обучения психологии, все эти методы и типы обучения определяются и измеряются в различных исследованиях и приложениях. Понимание психологических структур, вовлеченных в процесс обучения, поможет понять, почему эти методы настолько эффективны и как применить их в ваших собственных исследованиях.

Простая и оперативная концепция процесса обучения начинается с двух основных форм обучения. Во-первых, мера определенного поведения либо увеличивается, либо уменьшается. Во-вторых, разрабатывается и регулярно внедряется новое поведение .

Операционное определение используется в психологии для определения чего-либо таким образом, который поддается измерению или наблюдению; это очень важно в клинических исследованиях и исследованиях.

Виды обучения

Теперь, когда мы установили общий обзор и определение обучения, давайте рассмотрим основные теории и методы, связанные с процессом обучения, и то, как они применяются в повседневных примерах из жизни.

Привыкание

С психологической точки зрения привыкание относится к снижению скорости реакции после применения определенного стимула с течением времени (Revlin 2013). Как следует из названия, привыкнуть — значит «привыкнуть» к чему-то после постоянного воздействия этого. Это одна из самых основных форм обучения, и примеры этого существуют в большинстве случаев нашей жизни.

Вспомните случай из своей жизни, когда вы нервничали. Как насчет публичных выступлений? Поначалу вы можете сильно нервничать, может быть, ваш голос будет дрожать, а руки могут даже вспотеть. Однако, если бы вас постоянно просили выступить с речами, эта нервная реакция со временем уменьшилась бы. Это то, что известно как привыкание .

Сенсибилизация

В отличие от привыкания, сенсибилизация относится к увеличению скорости реакции после повторного стимула. Это можно определить в ситуациях, когда учащийся осознает стимул и с течением времени развивает более сильную реакцию. Одним из важных признаков сенсибилизации является то, что повышенная реакция может возникать на любой стимул с удивительным или неожиданным качеством.

Некто, чувствительный к виду игл. У человека, которому сделали укол или вакцину с помощью иглы и который в результате испытал сильную боль, может развиться более сильная реакция на вид иглы. Поскольку у них иглы связаны с болью, у них будет повышенная реакция на раздражитель, которым в данном случае является игла.

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание, также известное как павловское обусловливание, представляет собой тип обучения посредством ассоциации между два типа стимула , которые развивают выученную реакцию . Это новаторское открытие было сделано русским физиологом Иваном Павловым в 1902 году, когда он провел свой чрезвычайно известный эксперимент, известный как собака Павлова.

Этот метод сначала используется, когда безусловный раздражитель вызывает начальную (безусловную) реакцию, а затем сочетается с другим нейтральным раздражителем и повторяется. Затем учащийся создает ассоциацию между двумя стимулами, создавая условный стимул, вызывающий условную реакцию.

Эта диаграмма собаки Павлова демонстрирует классическое обусловливание:

Fg. 2 Классическое обусловливание у собак Павлова, commons.wikimedia.org

В этом примере собака научилась ассоциировать звон колокольчика с едой и вырабатывает условную реакцию (слюноотделение) на введение условного раздражителя (звонок звон), демонстрируя классическую обусловленность .

Оперантное обусловливание

Этот специфический метод обучения является еще одним значительным открытием в истории психологии, прославленным американским психологом Б.Ф. Скиннер, в его исследованиях 1948 года по оперантному обусловливанию . Этот тип обучения обладает уникальными характеристиками, которые отличаются от ранее упомянутых форм. В o перантное обусловливание, результат полностью определяется реакцией . В частности, реакция на поведение определяет вероятность его повторения (Mcleod 2018).

Два аспекта, относящиеся к этому методу обучения: р усиление и р униш.

  1. Положительное/отрицательное подкрепление

  2. Положительное/отрицательное наказание

Важное примечание в оперантное обусловливание заключается в том, что мы склонны повторять поведение, вызывающее вознаграждающую или ободряющую реакцию. В то же время поведение, которое приводит к наказанию или отрицательной реакции, с меньшей вероятностью будет повторяться (Торндайк 19).27). Это известно как закон действия Торндайка в рамках оперантного обусловливания.

Ребенок закатывает истерику в магазине игрушек, поэтому родитель наказывает его, покидая магазин и давая ребенку тайм-аут. Затем ребенок учится перестать плохо себя вести в магазинах, чтобы избежать этого наказания. В другом сценарии ребенок помогает однокласснику с заданием и получает за хорошее поведение леденец на палочке. Это приводит к увеличению такого поведения из-за предоставленного обнадеживающего ответа.

Теория социального обучения

Объединив идеи из и o перантного и классического обусловливания , а затем включив чувства наблюдения и познания, психолог Альберт Бандура придумал концепцию теории социального обучения 90 030 (1977). Эта теория основана на идее о том, что обучение происходит с использованием имитации и наблюдения за поведением других, при этом подчеркивая идеи положительного и отрицательного арматура .

Печально известный эксперимент Бандуры с куклой Бобо в 1961 году является прекрасным примером теории социального обучения s .

Фг. 3 Изображения эксперимента Бандуры с куклой Бобо, Wikimedia.org

В этом эксперименте детям демонстрировали поведение модели, взаимодействующей с надувной куклой либо агрессивно, либо неагрессивно. Затем у них была возможность поиграть с куклой, пока исследователи наблюдали за их поведением. Результаты исследования показали, что большинство детей, ставших свидетелями агрессивной модели взаимодействия, занимались более агрессивное поведение в их взаимодействиях. Дети, которые видели неагрессивную модель, проявляли меньшую физическую агрессию по отношению к кукле (Mcleod, 2014).

Это показательная демонстрация социальной когнитивной теории , когда учащиеся имитируют поведение , которое они наблюдали на модели в аналогичной социальной среде. Этот тип подражательного поведения можно наблюдать каждый день в сообществах молодежи и подростков. Например, подумайте о времени, когда вы, возможно, научились вести себя определенным образом, наблюдая за действиями друга. Это видный и почти врожденный метод обучения, который вносит свой вклад в наше общество, каким мы его знаем.

Обучение – основные выводы

  • Основное определение обучения – это поведенческий сдвиг или изменение в результате опыта.
    • Две основные концепции обучения заключаются в том, что поведение либо увеличивает , либо уменьшает в результате, либо приобретается новое поведение.
  • Привыкание — это тип научения, который приводит к снижению поведения в результате многократного воздействия стимула.
  • Сенсибилизация относится к повышенной скорости реакции после повторного воздействия.
  • Классическое обусловливание — это тип научения, который включает связь между двумя безусловными стимулами, результатом которых является условный стимул и условная реакция.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts