Виды обобщения: Обобщение — Психологос

Обобщение — Психологос

01 октября 2022 г., 21:38

Обобщение — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Обобщение — это переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

Обобщение в обучении

Обобщение обеспечивает в мышлении учащихся определённость и последовательность. Обобщение в обучении выступает в двух видах — эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое обобщение осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое обобщение служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида обобщения в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое обобщение осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое обобщение используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид обобщения характерен для достаточно развитого уровня познания.

Виды обобщения

Виды обобщения соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, при котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий.

Комплексные обобщения (как и синкретические) представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности. При исследовании формирования новых обобщений в психологии используется методика образования «искусственных понятий», когда анализируются типичные для данного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, понятийное). Одно и то же обобщение может быть сформировано в результате различной организации исследовательских действий человека (обобщение, построенное на основе минимально необходимых данных, и то же самое обобщение, построенное на основе избыточных данных). При исследовании обобщений в психологии используются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широкое распространение получили исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений. Актуальное использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта речевой деятельности.
Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, представляет собой вклад и в историческое развитие мышления.

  • Мышление
  • Развитие

Комментарии (3):

Гость, 22 января 2015 г., 15:48

Спасибо.

Гость, 02 марта 2020 г., 18:19

Thanks!

Гость, 09 ноября 2020 г., 04:14

Cпасибо, пусть все хорошее к вам придет за ваши труды!

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Абстракция

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — результат процесса абстрагирования: рассмотрение предмета (ситуации, человека и пр.), замечая только основные его черты и исключая из области внимания мелочи или не важные свойства. Абстракция необходима для процессов обобщения и образования понятий.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Допонятийное мышление

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия, когда формируются свойства, поз­воляющие преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых, логику и организацию. Логика не является врожденной изначально, а развивается посте­пенно в процессе оперирования с предметами.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Понятийное мышление

Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление. Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе).

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Суждение

Суждение — высказывание; умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли. Вынося суждение, мы создаем те опоры, которые считаем соответствующими действительности и потому позволяющими двигаться к истине. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. Например, суждение «Металлы при нагревании расширяются», выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями чего-то о чем-то.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Умозаключение — элементарная частица рассуждения

Умозаключение — мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из нескольких суждений. Люди используют умозаключения, когда нужно в чем-то разобраться: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу… Разумное мышление, в отличие от бессвязного или эмоционально заряженного потока мысли, состоит из рассуждений — сложных умственных конструкций. А рассуждения в свою очередь состоят и умозаключений — элементарных мыслительных операций.

2Подробнее

1.5. Типы мышления и виды обобщения

Различение рассудочно-эмпирического и разумно-теоретического мышления

В истории философии еще с древности наметилось различение двух типов мышления. Выделялась мыслительная деятельность, направленная, с одной стороны, на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, с другой — на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Особенно четко это различение было проведено Гегелем, который называл эти типы мышления

рассудком и разумом.

«Деятельность рассудка, — писал Гегель, — состоит вообще в том, что она сообщает своему содержанию форму всеобщности, и всеобщее, как его разумеет рассудок, есть некоторое абстрактное всеобщее, которое, как таковое, фиксируется в противоположность особенному. Так как рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, то он, следовательно, представляет собою противоположность непосредственному созерцанию и чувству, которые, как таковые, всецело имеют дело с конкретным и остаются при нем»1.

«Разделение» и «абстрагирование», приводящие к «абстрактно всеобщему» (или к «абстрактному тождеству»), противополагаемому особенному, — таковы функции рассудка, с которого начинается

рациональное познание. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической, так и в практической области рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях. Но вместе с тем «мышление, как рассудок, не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей»2.

На этой ступени рационального познания путем разделения, сравнения и абстрагирования порождается знание об абстрактном тождестве, об абстрактном всеобщем, фиксированном в понятии. «Когда речь идет о мышлении вообще или в частности о постижении в понятиях, — отмечал Гегель, — то часто имеют при этом в виду лишь деятельность рассудка»3.

Для начальной ступени всех наук и для повседневной деятельности Гегель считал характерным «наивный образ мышления», воспроизводящий содержание ощущений и созерцания без внутренней рефлексии. На этом пути, не выходящем за пределы рассудка, создаются односторонние, абстрактные определения (абстрактные всеобщности).

Таким образом, рассудок направлен прежде всего на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности, т.е. придания ей формы понятия. Благодаря этому можно четко разделять и различать предметы. Это мышление — начальная ступень познания, на которой содержание созерцания приобретает абстрактную, формальную всеобщность. При чрезмерном расширении такой общности абстракция становится тощей и пустой. Эту тенденцию можно преодолеть путем сохранения образов созерцания и представления, лежащих в основе абстракций.

Наглядные образы придают рассудочному мышлению конкретное содержание.

Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется мышлением разумным, или диалектическим, открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности. «Это разумное, — писал Гегель, — хотя оно и есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различных определений»1. Если принцип рассудка состоит в абстрактном тождестве, формальном единстве, то принципом диалектики, разума является конкретное тождество как единство различных определений.

Диалектическое мышление вскрывает переходы, движение, развитие. Благодаря этому оно может изучать вещи согласно их собственной природе. Здесь и заключено подлинное значение диалектического мышления для человека.

Известно, что гегелевское различение «рассудка» и «разума» было положительно оценено Ф.

Энгельсом. Далее Ф.Энгельс отмечал, что у людей «общи с животными все виды рассудочной деятельности»: индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез, эксперимент. «По типу все эти методы, — писал Ф.Энгельс, — стало быть, все признаваемые обычной логикой средства научного исследования — совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени (по развитию соответствующего метода) они различны. Наоборот, диалектическое мышление — именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, — возможно только для человека, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития.»2.

Таким образом, «обычная логика» — а под нею имеется в виду традиционная формальная логика — признает лишь методы рассудочного мышления. Для «развитого» же человека специфично разумное мышление, предпосылкой которого выступает «исследование природы самих понятий» (рефлексия). Формально-логический подход к мыслительным процессам не вскрывает специфики образования понятий, которая внутренне связана с исследованием самой их природы, с рефлексией.

Вместе с тем формирование у человека в процессе его обучения и воспитания рассудочного мышления — очень важная задача, поскольку «рассудочность» как особый момент с необходимостью входит в более развитые формы мышления, придавая его понятиям твердость и определенность. Но проблема состоит в том, чтобы найти такие пути обучения и воспитания, при которых рассудок становился бы именно моментом разума, а не приобретал бы главенствующей и самостоятельной роли, тенденция к чему заложена в представлениях о рассудке как о мышлении вообще.

Рассудочное мышление, опирающееся на наглядные образы, можно назвать эмпирическим. Разумное мышление, внутренне связанное с исследованием природы своей собственной основы — с исследованием понятий, — целесообразно называть теоретическим. «У такого рода отождествления эмпирического с рассудочным и теоретического с разумным есть свои реальные основания и своя внутренняя логика»1.

Крупные философы и логики нашего времени поддерживают различение разума и рассудка. При этом П.В.Копнин в специальной статье, посвященной этому вопросу, писал: «Понятия рассудка и разума отражают различные по своим целям, задачам и способам стороны в мыслительной деятельности человека»2.

Остановимся подробнее на содержании теоретического мышления. Это мышление имеет древнее происхождение. Его потенции заключены в самом процессе производительного труда. Оно всегда внутренне связано с чувственно данной действительностью. Теоретическое мышление в полной мере реализует те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно-чувственная практика, воссоздающая в своей экспериментальной сути всеобщие связи действительности. Теоретическое мышление подхватывает и идеализирует экспериментальную сторону производства, вначале придавая ей форму предметно-чувственного познавательного эксперимента, а затем и эксперимента мысленного, осуществляемого в форме понятия и через понятие.

Правда, потребовалось значительное время, чтобы в процессе исторического развития материального и духовного производства теоретическое мышление приобрело суверенную и современную форму.

B.C.Библер выделил следующие основные особенности мысленного эксперимента: 1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью; 2) этот предмет становится объектом последующих мысленных трансформаций; 3) в этом же эксперименте мысленно формируется та среда, та система связей, в которую помещается этот предмет; если построение мысленного предмета еще и можно представить как абстрагирование свойств реального предмета, то этот третий момент по сути дела является продуктивным добавлением к мысленному предмету — лишь в этой особой среде и находит свое раскрытие его содержание3.

Эти особенности мысленного эксперимента составляют базу теоретического мышления, оперирующего уже не представлениями, а собственно понятиями. Понятие выступает здесь как такая форма мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводятся идеализованный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движения материального объекта. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е. как особое мыслительное действие. При этом именно отражение объекта позволяет человеку сознавать в процессе мышления независимое от него существование объекта, который дан как предпосылка деятельности. Эта предпосылка придает понятию момент зависимости от объективного содержания. И вместе с тем иметь понятие о данном объекте — это значит мысленно воспроизводить, строить его. Действие по построению и преобразованию мысленного предмета является актом его понимания и объяснения, раскрытия его сущности.

В духовном производстве, как и в материальном, есть свои средства воспроизведения предмета. При этом человек пользуется «хитростью»: свойства предметов он раскрывает и воссоздает через их отношения и связи друг с другом. Одна вещь становится средством воплощения свойств других вещей, выступая как их эталон и мера. Результат такого воплощения может быть представлен, например, в виде шкалы твердости или в изображении форм пространства. При этом свойства меры и эталона представляют не собственную природу, а природу других вещей — мера и эталон оказываются их символами. Различные системы символов (вещественных, графических) — это средства «эталонизации», а тем самым и идеализации материальных объектов, средства перевода их в мысленный план. «Функциональное существование символа, — писал Э. В. Ильенков, — заключается именно в том, что он выступает средством, орудием выявления сути других чувственно воспринимаемых вещей, т.е. их всеобщего, общественно-человеческого значения.»1. Раскрытие и выражение в символах опосредствованного бытия вещей, их всеобщности есть переход к теоретическому воспроизведению действительности.

Необходимо иметь в виду, что символы, выражающие всеобщее в объектах, сами являются формами человеческой деятельности. Поэтому если отдельный человек (а не общество в целом) использует символы и эталоны в практическом действии с целью получения какой-либо частной вещи, относящейся к данной всеобщности, то ее идеализированная форма (понятие) в плане временной последовательности будет первичнее реальной, чувственной, частной вещи.

Исторически сложившиеся в обществе понятия объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах — в целесообразно созданных предметах. Отдельные люди (и прежде всего дети) принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями. Индивид должен действовать и производить вещи согласно тем понятиям, которые как нормы имеются в обществе заранее, — и он их не создает, а принимает, присваивает. Лишь тогда он ведет себя с вещами по-человечески. Понятие как норма деятельности для индивидов выступает в обучении как первичное по отношению к различным частным его проявлениям. Это понятие как некоторое всеобщее — прообраз и масштаб для оценки эмпирически встречающихся индивидам вещей. Иными словами, индивид не имеет перед собой неосвоенную природу, оперируя с которой он должен образовать понятия, — они уже задаются ему как кристаллизованный и идеализованный исторически сложившийся опыт людей. Вместе с тем понятие выступает как вторичное образование в отношении совокупной производительной деятельности всего обобществившегося человечества.

Внутри развивающегося природного целого все вещи постоянно изменяются, переходят в другие, исчезают. Но каждая вещь, согласно диалектике, не просто изменяется и исчезает, а переходит «в свое другое», которое внутри более широкого взаимодействия вещей выступает как необходимое следствие бытия исчезнувшей вещи, удерживающее от нее все положительное.

Следовательно, теоретическое мышление имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, — это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему.

Эту объективную целостность, существующую через связи единичных вещей, в диалектической логике принято называть конкретным. Конкретное, по К.Марксу, — это «единство многообразного»1. В своей внешности, как уже ставшее, оно дано в созерцании, в представлении, схватывающем момент общей взаимосвязанности его проявлений между собой. Но задача состоит в том, чтобы это конкретное изобразить как становящееся, в процессе его происхождения и опосредствования, ибо лишь этот процесс приводит ко всему многообразию проявлений целого.

В диалектической логике абстрактным принято называть еще неразвитое, но существенное и генетически исходное отношение некоторой целостной системы (т.е. конкретного). Поэтому ее теоретическое воспроизведение называется восхождением мысли от абстрактного к конкретному. Такое восхождение как раз и есть процесс развития конкретного.

Что такое обобщение в ABA?

Одна из больших проблем в ABA заключается в том, будут ли приобретенные навыки переноситься в другие ситуации. Это особенно важно, когда ребенок получает услуги в клинических условиях. Например, ребенок может самостоятельно убрать свои игрушки, когда ему будет предложено «убрать!». в клинике. Однако, когда родители ребенка говорят «прибраться» дома, ребенок не реагирует. Это отражало бы отсутствие обобщения. Обобщение предполагает изучение навыков в одной ситуации, а затем использование этих навыков в другой ситуации без специального обучения. Итак, какие конкретные типы обобщения существуют и как вы способствуете усилению обобщения?

Обобщение стимула

Обобщение стимула происходит, когда кто-то может применить выученный навык в новых обстоятельствах. Например, ребенок должен уметь выполнять навык в новом месте или с разными людьми. Примером этого является то, что кто-то учится просить о помощи свою мать, а затем спонтанно просит помощи и у своего отца. Обобщение стимула также включает идентификацию объектов как эквивалентных друг другу. Например, знание слова «кошка» может относиться к множеству кошек с разным внешним видом, таких как сиамские, мейн-куны и т. д.

Обобщение реакции

Обобщение реакции относится к обучению навыку с последующей демонстрацией его изменения в сходных ситуациях. Другими словами, человек ведет себя аналогично ранее изученной реакции для достижения того же результата. Хорошим примером такого рода обобщения являются приветствия. Если вы учите ребенка приветствовать кого-то, говоря «Привет», а затем они начинают говорить «Привет», «Как дела?» и «Как дела?», они продемонстрировали обобщение ответов.

Сохранение усвоенных навыков

Обобщение во времени означает сохранение поведения после того, как оно усвоено. Это важно, потому что если какой-то навык изучен, а затем забыт, его придется учить заново. Одним из примеров этого является обучение завязыванию шнурков. После того, как мы выучили это сложное поведение, нам больше не нужны подсказки от кого бы то ни было. Если бы мы могли продолжать самостоятельно завязывать шнурки годы спустя, мы бы сказали, что этот навык со временем стал общим.

Стратегии повышения обобщения

  • Учите много примеров : Не используйте одну фотографию при обучении слову «кошка». Как можно раньше вводите другие изображения разных кошек, чтобы научить ребенка обобщать. Вот почему в карточках ThinkPsych Language Learning Cards есть три примера изображений для каждого слова, которые помогают ускорить изучение языка.
  • Используйте двух или более учителей : Если ребенок скажет слово «кошка», когда его спросит учитель, но не продемонстрирует ответ другим взрослым, это означает отсутствие обобщения по отношению к незнакомым людям.
  • Практика усвоенных навыков : Убедитесь, что ребенок продолжает использовать навыки, даже если они считаются известными. Вы можете сделать это, принеся старые материалы и убедившись, что ребенок все еще может выполнять этот навык.
  • Обучение поведению в различных средах : Если вы учите ребенка следовать определенным правилам дома, это следует практиковать в других средах. Например, если вы учите ребенка использовать «внутренний голос», вам следует практиковать это поведение в других местах, например, в школе, в доме бабушки и дедушки или во время походов по магазинам.
  • Используйте различные инструкции : Например, если вы учите ребенка отвечать на вопрос «Сколько вам лет?» Также учите тому же ответу на вопрос «Сколько вам лет?» Это учит ребенка тому, что эти два вопроса, хотя и разные, запрашивают одну и ту же информацию.
  • Варьируйте допустимые ответы : Тренируйтесь свободно, обучая ребенка тому, что в разных ситуациях есть несколько подходящих ответов. Например, если ему/ей холодно, он может надеть куртку или взять одеяло.
  • Поощрение : Важно поощрять ребенка, когда происходит обобщение, например, когда он/она демонстрирует навык за пределами обучающей среды, в присутствии разных людей или материалов или соответствующим образом меняет свои ответы.

Слишком много обобщений

Иногда ребенок начинает заниматься так называемым «чрезмерным обобщением». Это происходит, когда навык/поведение обобщается на неправильное место, человека, предмет и т. д. Скажем, вы учите ребенка говорить «мама», когда он видит фотографию своей мамы, но затем он чрезмерно обобщает ответ «мама». всем самкам.

Резюме

В целом, обобщение очень важно при изучении новых навыков. Если поведение происходит только в одной конкретной ситуации, это означает, что не удалось обобщить. Вот почему мы должны сосредоточиться на использовании стратегий, описанных выше, для поощрения обобщения, чтобы нам не приходилось обучать поведению в каждой ситуации, когда этот навык уместен. Наши карточки для изучения языка ThinkPsych специально разработаны для содействия обобщению.

Поделитесь этим постом с друзьями

Facebook

Twitter