определение, структура, функции, общие характеристики, детерминанты состояния. Классификация психических состояний.
Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Психическое состояние — это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы, прежде всего, внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.
В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение). Возникающее состояние не заменяет предыдущее одномоментно, скачком. Состояния в большинстве случаев плавно перетекают друг в друга. Смешанные состояния, в которых сочетаются черты одновременно нескольких состояний, могут быть достаточно протяженными.
В структуру психических состояний входят множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного:
Критерии их классификации.
Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные; 2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3) в зависимости от степени глубины — состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные н т. д.; 5) в зависимости от влияния на личность — положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, не астенические; 6) в зависимости от степени осознанности — состояния более или менее осознанные; 7) в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
Левитов Н.Д. выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они проявляются каждый раз в индивидуальной форме. К этим состояниям относятся следующие:
a) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;
б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;
в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.
2) Агрессия – это нападение (или желание напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия. Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации.
Юрий Викторович Щербатых Общая психология ВВЕДЕНИЕ Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания. Во-первых, это значительный по объему курс, который длится четыре семестра и содержит большое число дидактических единиц. Во-вторых, данный предмет изучают на 1–2 году обучения, и вчерашние школьники еще слабо подготовлены к восприятию большого массива абстрактно-логических понятий. В-третьих, методическое обеспечение данного предмета представлено преимущественно учебниками и пособиями, которые насыщены материалами текстового характера и слабо иллюстрированы рисунками, таблицами и схемами. Особенно трудно дается усвоение содержания «Общей психологии» студентам заочной формы обучения, которые физически не успевают освоить сотни страниц учебника за краткий период сессии. Все это диктует необходимость издания учебных пособий, кратких по объему и с большим количеством иллюстраций, то есть книг, в которых бы в полной мере реализовались такие принципы дидактики, как наглядность и доступность. К настоящему времени отечественный рынок учебной литературы предлагает студентам в основном два вида учебных пособий: ♦ объемные базовые учебники, содержащие преимущественно текстовый материал; ♦ пособия, содержащие наборы схем и минимальное количество сопровождающего текста. Данное учебное пособие задумано как недостающее связующее звено между первым и вторым типом книг, в котором оптимально сочетаются иллюстрации и текст. Другим полезным свойством данного пособия является наличие предметного указателя, облегчающего поиск нужной информации. При подготовке книги к изданию возникла проблема выбора минимального набора дидактических единиц, которые должны соответствовать требованиям Госстандарта (ГОС) к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология». Если рассмотреть существующие в настоящее время базовые учебники по общей психологии, то можно увидеть, что большинство из них не соответствует полностью требованиям Госстандарта. Этому есть как субъективные, так и объективные причины. Субъективные кроются в наличии собственного мнения того или иного автора о содержании данной науки, а объективные причины заключены в содержании самого ГОС. Требования к обязательному содержанию учебной дисциплины, к сожалению, нельзя назвать оптимальными в плане подготовки специалистов-психологов. Автор будет благодарен за критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес первого издания данного пособия, и выражает надежду, что его содержание окажется полезным преподавателям и студентам в качестве дополнительного материала при изучении курса «Общая психология». Профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук Ю. В. Щербатых ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ 1.1.1. Психология – наука о психике В дословном переводе психология – наука о душе Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи. [1] 1Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна. Психология – наука о психике и психических явлениях. Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики. Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми. 1.1.2. Особенности психологии как науки Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1. Рис. 1.1. Особенности психологии как науки 1.1.3. Основные направления психологии Основные направления психологии представлены на рис. 1.2. Рис. 1.2. Основные направления психологии Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека. Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики. Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия. Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации. 1.1.4. Предмет психологии Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки. В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности. Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3). Рис. 1.3. Предмет изучения психологии (первая версия) Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1. Таблица 1.1. Виды психических процессов Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (рис. 1.4). Рис. 1.4. Разновидности психических процессов На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5). Рис. 1.5. Разновидности психических состояний О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры: ♦ такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков; ♦ другое психическое состояние – конфликт – может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений. Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление. Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации. Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности. Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д. Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6). Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия) К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой. Примером психического закона является закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения». Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется. Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге. 1.1.5. Объект и задачи психологии Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Частными задачами психологии являются: ♦ изучение механизмов психических явлений и процессов; ♦ анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности; ♦ содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей. Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира. 1.1.6. Культурно-историческая парадигма Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии существовала естественно-научная парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны на рис. 1.9. Рис. 1.9. Отличия естественнонаучной и культурно-исторической парадигм психологии Согласно взглядам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов. Движущая сила психического развития – обучение (при этом развитие и обучение – это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений со взрослыми и сотрудничества со сверстниками. 1.1.7. Психология как наука и как система житейских знаний Обратите внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но различия между ними весьма значительны (табл. 1.2). Таблица 1.2. Психология как наука и как система житейских знаний Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках. 1.2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру (табл. 1.3). Таблица 1.3. Содержание отдельных психологических дисциплин Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д. 1.3. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Связь психологии с другими науками показана на рис. 1.10. Рис. 1.10. Связь психологии с другими науками Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология. Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология. Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология. Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда. История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия. Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология. 1.4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Человека всегда интересовал внешний мир («макрокосмос»), но чтобы достигать своих целей в нем, ему было необходимо понимать поведение других людей и себя. Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека («микрокосмос»). Обычно выделяют четыре этапа развития психологии, в которых данная наука последовательно являлась наукой о душе, сознании, поведении и механизмах деятельности психики, однако при этом из истории психологии выпадают некоторые важные моменты. Поэтому имеет смысл выделить больше стадий развития науки о психике. 1 этап. Всеобщее одушевление природы. С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции – души. В те времена считалось, что душа обитает везде – в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом. 2 этап. Психология как наука о душе. Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня. Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других – разум, у третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала). Аристотель – автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту). 3 этап. Психология как наука о Божественной и бессмертной душе. Данный этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа – бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний. 4 этап. Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать). Основой метод здесь – это интроспекция (самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Помимо указанного сочинения он написал еще две работы – «Естественная история души» и «Человек – больше, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику. Еще одно направление научной мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Его яркий представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта. Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен «центрального торможения» в нервной системе и предположил наличие рефлексов, возникающих изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности «закон активного отдыха», который гласит, что лучший отдых – это смена деятельности. 5 этап. Психология как наука о поведении. Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами (рис. 1.11).
Рис. 1.11. Представления бихевиористов о принципе работы мозга Бихевиористы использовали механизм условных рефлексов для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека. 6 этап. Психология как наука о бессознательном. Параллельно науке о поведении развивалась наука о бессознательном, то есть о том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека (подробнее об этом см. раздел 19.3). Для выявления этих трех компонентов психики З. Фрейд разработал новый метод – психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». 7 этап. Изучение механизмов функционирования психики. Данный этап начался с первой трети ХХ века и продолжается до настоящего времени. При этом психология опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций. Среди ученых, представителей данного этапа, можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей. Благодаря исследованиям ученых различных специальностей психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека. Каталог: wp-content -> uploads -> 2013 Скачать 5,58 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Измененное психическое состояние: типы, симптомы и причины
Написано Сарой Вэлли
Медицинское заключение Пунам Сачдев от 7 октября 2022 г.
- Что такое измененное психическое состояние?
- Типы измененного психического состояния
- Что вызывает измененное психическое состояние?
- Симптомы измененного психического статуса
- Диагностика измененного психического статуса
- Лечение измененного психического статуса
- Подробнее
Мозг — удивительный орган, который влияет на то, как мы думаем, двигаемся и чувствуем. Многие вещи могут влиять на работу мозга, и когда ваш мозг нарушен, вы можете думать или действовать не так, как обычно. Вы можете услышать, что это состояние называется измененным психическим состоянием.
Измененное психическое состояние (AMS) — это общий термин, обозначающий изменение вашей обычной психической функции. Измененный психический статус не является специфическим диагнозом; это симптом более широкой проблемы. Это широкий термин для ряда неврологических симптомов.
Медицинские работники делят измененное психическое состояние на три типа: делирий, слабоумие и психоз:
Делирий. Делирий — это изменение психической функции, которое часто приводит к спутанности сознания и отсутствию осведомленности об окружающей среде. Симптомы делирия часто развиваются быстро.
Деменция. Деменция — это снижение умственной функции, которое приводит к трудностям в запоминании вещей и проблемам с мышлением или принятием решений. По оценкам CDC, около пяти миллионов взрослых старше 65 лет страдают деменцией. Хотя деменция обычно является результатом старения, другие факторы могут вызывать ее появление у молодых людей.
Деменция — это медленно прогрессирующий тип измененного психического состояния, часто вызываемый состояниями мозга, такими как болезнь Альцгеймера. Сосудистые проблемы, которые могут быть вызваны диабетом, высоким кровяным давлением, высоким уровнем холестерина и инсультом, также могут вызывать деменцию. Другие причины могут включать:
- Лекарства
- Давление на мозг
- Дисбаланс гормонов щитовидной железы
- Дефицит витаминов
Психоз. Термин «психоз» используется, когда люди теряют связь с реальностью. Психоз обычно включает галлюцинации, при которых человек видит, слышит или иным образом ощущает что-то, чего нет. С другой стороны, это может вызвать бред: пострадавший имеет твердые убеждения, что не соответствуют действительности. Некоторые люди испытывают и то, и другое. Психоз может быть вызван психическим заболеванием, лежащим в его основе.
Психоз может быть вызван психическими расстройствами, такими как травма, стресс, тяжелая депрессия, биполярное расстройство и шизофрения.
Некоторые поставщики медицинских услуг также считают изменения сознания, такие как кома или ступор, типами измененного психического состояния.
Существует множество факторов, которые могут привести к заболеванию AMS. Различные типы измененного психического состояния могут иметь разные причины.
Причины быстро возникающих измененных психических состояний, таких как психоз или делирий, могут включать:
Заболевания центральной нервной системы. Центральная нервная система состоит из нервов головного и спинного мозга. Проблемы с центральной нервной системой, которые могут привести к психозу или делирию, включают:
- Кровоизлияние в мозг. Кровоизлияние в мозг означает кровоизлияние в мозг. Кровоизлияние в мозг может быть вызвано многими причинами, в том числе нарушениями свертываемости крови, тромбами, травмами головы, осложнениями беременности и злоупотреблением алкоголем или рекреационными наркотиками.
- Опухоль головного мозга. Опухоль головного мозга представляет собой разрастание аномальных клеток в головном мозге. Существует много видов опухолей головного мозга. Некоторые из них являются раковыми, но не все.
- Печеночная энцефалопатия. Печеночная энцефалопатия — это заболевание нервной системы, вызванное заболеванием печени. Если ваша печень не работает должным образом, токсины накапливаются в крови и могут попасть в мозг.
- Обтурационная гидроцефалия. Обструктивная гидроцефалия — это состояние, при котором закупорка вызывает накопление спинномозговой жидкости, что приводит к повышенному давлению на мозг.
- Приступ. Припадок вызван внезапным неконтролируемым электрическим возмущением в вашем мозгу. Существует множество типов приступов, вызываемых разными причинами.
- Инсульт. Инсульт возникает, когда поступление крови и питательных веществ к мозгу прекращается либо из-за тромба, либо из-за разрыва кровеносного сосуда. Существует несколько различных типов инсультов, и эти инсульты могут вызывать различные симптомы и последствия.
Передозировка наркотиков или синдром отмены. Передозировка наркотиков происходит, когда кто-то принимает больше лекарства или наркотика, чем его организм может выдержать. Синдром отмены происходит, когда кто-то, кто физически зависит от лекарства или наркотика, прекращает прием препарата или сокращает его. Любой из них может привести к изменению психического состояния.
Инфекции. Инфекции возникают, когда микробы вторгаются и распространяются по всему телу. Многие типы инфекций (например, менингит, пневмония и даже инфекции мочевыводящих путей) могут привести к изменению психического состояния.
Нарушения обмена веществ. Метаболические расстройства нарушают обмен веществ в организме, процесс расщепления пищи для получения энергии. Они могут включать:
- Обезвоживание. Обезвоживание происходит, когда вам не хватает жидкости, например воды, для правильной работы вашего тела.
- Гипогликемия. Гипогликемия также называется низким уровнем сахара в крови. Общие причины включают неправильное питание и слишком много инсулина, гормона, который необходим вашему телу для баланса сахара в крови.
- Гипонатриемия. Гипонатриемия — это состояние, при котором в организме мало натрия.
- Гипотермия. Когда вы переохлаждены, температура вашего тела падает слишком низко, чтобы поддерживать нормальные функции.
- Гипотиреоз. Гипотиреоз является результатом недостаточной активности щитовидной железы.
- Гипоксемия. Гипоксемия возникает, когда в крови недостаточно кислорода.
Реакции на лекарства, отпускаемые по рецепту. Некоторые лекарства, отпускаемые по рецепту, могут вызывать побочные реакции, приводящие к изменению психического состояния. Известно, что такие лекарства, как кортикостероиды, противосудорожные препараты, седативные средства и снотворные, вызывают изменение психического статуса в качестве неблагоприятного побочного эффекта.
Шок. Шок случается, когда в организме недостаточно кровотока. Это может быть вызвано проблемами с сердцем, инфекцией, аллергической реакцией или сильным кровотечением.
Черепно-мозговые травмы. Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) возникают при повреждении головного мозга, часто в результате сильного удара по голове. Некоторые ЧМТ легкие и хорошо заживают, но другие могут вызвать долгосрочные проблемы и даже смерть.
Симптомы измененного психического состояния различаются в зависимости от типа измененного психического состояния и его причины.
Симптомы делирия могут включать:
- Поведенческие изменения. Они могут включать галлюцинации, возбуждение и проблемы со сном
- Когнитивные нарушения. Когнитивные нарушения (плохие навыки мышления) могут проявляться дезориентацией, плохой памятью, бессвязностью речи или трудностями с речью, а также трудностями при чтении или письме.
- Эмоциональные расстройства. Эмоциональные расстройства могут варьироваться от депрессии до маниакального состояния. Возможные нарушения включают тревогу, апатию, депрессию, приподнятое настроение, раздражительность и гнев, и все они могут быстро меняться.
- Снижение осведомленности об окружающей среде. Снижение осознания может включать в себя борьбу за то, чтобы оставаться сосредоточенным, или состояние замкнутости.
Симптомы деменции могут включать:
- Проблемы с памятью, такие как забывание имени члена семьи или потеря в знакомом районе
- Проблемы с вниманием, включая неспособность выполнять задачи
- Проблемы с общением
- Неправильное решение проблем или неверные суждения
Двумя основными симптомами психоза являются галлюцинации и бред.
- Галлюцинации. Когда кто-то испытывает галлюцинации, он чувствует что-то, чего нет. Это часто означает, что они видят или слышат что-то ненастоящее, но они также могут чувствовать, пробовать на вкус или обонять то, чего не существует.
- Бред. Заблуждения возникают, когда человек твердо верит в то, во что не верит большинство других людей или что не имеет смысла.
Диагностика измененного психического состояния часто начинается с физического осмотра. Ваш врач проверит ваши дыхательные пути и дыхание, проверит наличие травм или воздействия, а также оценит ваше психическое состояние. Они также могут поговорить с близкими, которые знают, как вы обычно себя ведете.
Если у вас диагностировано измененное психическое состояние, следующим шагом будет определение его причины. Для этого ваш врач может использовать ряд тестов, включая анализы крови, анализы мочи и томографию.
Лечение измененного психического состояния означает устранение причины вашего измененного психического состояния. Это может означать введение или замену лекарств, введение кислорода или жидкостей или хирургическое вмешательство.
Некоторые причины изменения психического состояния, такие как болезнь Альцгеймера, неизлечимы и вместо этого требуют поддерживающей терапии.
Top Picks
Организуйте свое время и задачи в соответствии с этими семью психическими состояниями , и вы станете машиной для творчества | Дэвид Кадави
Распределите свое время и задачи в соответствии с этими семью психическими состояниями, и вы станете машиной для творчества | Дэвид Кадави | Medium Чтение через 7 мин.·
28 мая 2018 г.Узнайте больше о семи психических состояниях творчества в моей новой книге, Управление разумом, а не управление временем .
Искусство сложно. Творческие озарения трудно предсказать, и как только это становится трудным, ваш разум сразу же отвлекается: что-то более простое, оправдание, козел отпущения.
Написано Дэвидом Кадави
38 тысяч подписчиков
Автор, «Управление разумом, а не управление временем» https://amzn.to/3p5xpcV Бывший консультант по дизайну и производительности Timeful (подтверждено Google).
Еще от Дэвида Кадави
Дэвид Кадави
Управление разумом (не управление временем)
Продуктивность связана не столько с управлением временем, сколько с управлением разумом. У всех нас одинаковое количество часов в сутки. Как…
6 минут чтения · 19 января 2015 г.
Дэвид Кадави
в
Писательский кооператив
24 вещи, которым я научился самостоятельно, опубликовав 3 книги всего за 6 месяцев
Слушай автора-читай версия этой статьи »
10 минут чтения·5 июня 2018 г.
Дэвид Кадави
в
Mission.org
7 идиотских ошибок при знакомстве, которые вы продолжаете совершать
Одинокие люди Америки, мне надоело смотреть, как вы бездельничаете это вверх. Позвольте мне предложить простые способы исправить это.
Чтение: 7 мин·30 ноября 2016 г.
Дэвид Кадави
9 способов построить антихрупкую жизнь
Когда что-то антихрупкое, оно «выигрывает от беспорядка». Как вы можете спланировать свою жизнь соответствующим образом?
5 минут чтения·9 апреля 2019 г.
Просмотреть все от Дэвида Кадави
Рекомендовано на Medium
Ник Вигналл
4 простых привычки для спокойствия
9000 3#1: Управляйте факторами стресса, а не стрессом
·Чтение за 9 минут·Jul 2Markham Heid
in
НЮАНС
Чем объясняется взрыв СДВГ?
Диагностируется больше детей, чем когда-либо прежде.
Почему? ·6 мин чтения·1 день назадСписки
Рассказы, которые помогут преодолеть писательский кризис
8 рассказов·64 сохранения
Мои любимые советы по письму и советы
16 рассказов·111 сохранений 9 0003
Производительность 101
20 историй·253 сохранения
Наш любимый совет по продуктивности
9 историй·29 сохранений
16 прекрасных математических фильмов, которые каждый должен посмотреть хотя бы раз в жизни
Экзистенциальный философ Мерло Понти говорит: « Фильм не мысль, она воспринимается».
·16 min read·4 days agoNick Wignall
3 привычки, которые сделают вас психически сильным
#2: избегайте ненужных мысленных путешествий во времени
9021 3 · 9 минут чтения · 2 апреляPyCoach
в
Искусственный угол