Виды социально психологического тренинга: Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология

Содержание

Виды социально-психологического тренинга, Методические материалы

метки:Участник, Упражнение, Тренинг, Группа, Занятие, Человек, Личность, Действие

Понятие социально-психологического тренинга

Понятие «тренинг» в современной научно-методической лите­ратуре имеет многообразную трактовку, но единого подхода пока еще нет.

Тренингпредставляет собой область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в об­щении (Психологический словарь, 1990).

Определяют его и как метод социально-психологи ч ее кой подготов­ки, развития личности, как комплекс активных групповых мето­дов и процесс преобразующего воздействия на личность, а также форму групповой коррекции коммуникативного действия челове­ка, эффективного конструирования самоактуализирующейся, само­адаптирующейся личности.

Специфическими чертами тренинга являются:

построение рабо­ты на ряде специфичных принципов; нацеленность на психологическую помощь членам группы;

наличие специальных требований к помещению, оборудованию и участникам тренинга;

акцент на взаимоотношениях между участниками в соответствии с принци­пами тренинга;

использование активных методов работы; объекти­визация субъективных чувств участников;

психологический ком­форт на занятиях.

Рассматривая тренинг как метод психологической коррекции, его можно представить как тренировку, упражнение, результатом которого становится система умений и навыков эффективного по­ведения, необходимого личности для взаимодействия с другими людьми.

 

Виды социально-психологического тренинга

Большинство зарубежных тренингов классифицируются по принципами общения:

перцептивной, коммуникативной, интерактивной, протекающих в тесной взаимосвязи, поэтому речь идет лишь об акцентировании в групповой работе.

 

По содержанию задач, реша­емых посредством тренинга, его можно разделить на два класса (Л. А. Петровская, Р. М. Грановская):

1) ориентированные на раз­витие социальных умений, например: вести переговоры, разрешать межличностные конфликты;

2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, себя, другого человека, группы в це­лом.

Ключевым является перцептивно-ориентированный тренинг (Л. А. Петровская), поскольку в контексте общения социальная перцепция выполняет регулятивную функцию.

17 стр., 8405 слов

Тренинг педагогического общения 2

… контроля, № семестров) Входной: тестирование рубежный: по разделу 1. «Общение как межличностное взаимодействие», по разделу 2. «Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности» – тестирование, по разделу …

Перцептивный (коммуникативный) тренингпредполагает развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей, отношений в разнообразных ситуациях общения.

Система занятий побуждает человека переосмысливать уже имеющиеся представле­ния о людях, заставляет искать пути самосовершенствования.

В хо­де этого тренинга участники получают сведения о том, как они выглядят в глазах других людей, и о том, как их действия и по­ступки воспринимаются со стороны. О

снову составляет организа­ция намеренной межличностной обратной связи в ситуациях «ин­дивид — индивид», «индивид — группа», «группа — группа».

Социально-психологический тренинг поведения(М.

Форверг) на­правлен на изучение социального поведения через отношение че­ловека к окружающему миру и самому себе.

Цели тренинга заклю­чаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, раз­витии навыков саморегуляции.

Основу тренинга составила теория обучения Д. Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения: импульсивном, возникающем на уровне установки, и объективи­рованном.

Тренинг позволяет создать условия для такого объекти­вирования через разрушение выученного поведения, лабилизацию и создание новых мотивации и ориентиров поведения, выражаю­щихся в увеличении свободы индивидуального поведения, расши­рении границ исполнительской компетентности, в приобретении навыков контролирования.

Когнитивный тренинг (мыслетренинг)направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих по­этому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих труд­ностей.

Он основан на признании решающей роли знания чело­века о себе как основе коммуникативного поведения. В процессе этого тренинга в сознании человека формируется когнитивная кар­та образа собственного «Я», которая становится регулятором само­программирования личностью своего коммуникативного поведения. Основу тренинга составляют две психодиагностические програмзироватъ поведение других людей через способность предугадать их мысли, чувства, поведение. Сензитивность рассматривается как осо­бая чувствительность, способствующая формированию социально­го интеллекта.

Тренинг личностного ростапредполагает совершенствование лич­ности с помощью формирования умений самоанализа, самопо­знания.

Гештальт-тренингнаправлен на осознание человеком причин своего внутреннего дискомфорта и нахождение путей выхода из него.

Тренинг трансактного анализапризван помочь разобраться в структурных компонентах личности и ее ролей, показать человеку способы взаимодействия с другими на основе эго-состояний.

Тренинг индивидуального стиля.Его целью является обучение участников методам наблюдения и коррекции своего индивидуаль­ного стиля в условиях межличностного общения, отработка навы­ков взаимодействия с людьми разных коммуникативных стилей. Теоретическая основа тренинга — идеи К. Юнга о существовании устойчивых типов психики, которые проявляются в поведении и установках сознательной деятельности.

Тренинг социализации личностипредставляет собой разновид­ность тренинга личностного роста. Здесь главная цель выражается в повышении эффективности реализации потенциальных возмож­ностей личности, своеобразное «делание себя», «делание своей жиз­ни» на фоне возрастания чувства удовлетворения собой. С помо­щью данного тренинга у человека появляется возможность скорректировать и создать новые концепции способов жизнедея­тельности и решить затруднительные ситуации.

4 стр., 1541 слов

Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов …

… действия 4) комплексы 5) акцентуации   Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента 1) Фаза I Активация. 2) Фаза … 2)сангвинику 3)флегматику 4) меланхолику 2. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: 1) интровертированного 2) экстравертированного 3) интропунитивного 3. …

 

Групповая форма работы

Любое тренинговое занятие чаще всего предполагает группо­вую форму работы, которая позволяет достаточно легко моделиро­вать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать раз­личные его ситуации в зависимости от вида деятельности участников группы и цели тренинга.

 

Процесс обучения в Т-группе состоит из нескольких элемен­тов.

 

Первым элементом обучения в этой группе является то, что участник может найти ответ на вопрос, что происходит и почему.

Ему предлагается такая система обучения, которая позволяет са­мому понять, как учиться на основе анализа собственного опыта и обратной связи, полученной в процессе экспериментирования. Во время всего обучения в Т-группе ее участники развивают вос­приятие себя и окружающих, расширяют способы самопрезента­ции, демонстрируют разные модели поведения.

Каждый человек преподносит себя другим в четырех аспектах: во-первых, он пока­зывает свою личность с помощью общих знаний и тех составля­ющих содержания его «Я», о которых знают все; во-вторых, часть информации о нем остается скрытой, а часть — известной другим; в-третьих, человек проявляется как «слепое пятно», в нем скрыты такие качества, резервы, о которых другие знают, а он не знает; в-четвертых, человек предстает в образе «неизвестного» — это то, что скрыто и от человека, и от окружающих.

Обратная связь — второй элемент обучения. Она проявляется в том, что участники сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать его в направлении достижения целей.

Экспериментирование — третий важный элемент обучения, ос­нованный на поиске новых стратегий, видов поведения. Причем новый опыт сочетается со старым, участник имеет возможность проследить ясную и точную непосредственную обратную связь, что создает предпосылки того, что человек будет чувствовать себя бо­лее уверенно в реальной ситуации.

Чтобы обучение и взаимодействие были эффективными; нуж­ны доверие, внимание, активность участников группового процес­са. В связи с этим уделяется достаточно большое внимание про­цедуре подбора участников тренинга.

Участниками групп могут быть люди эмоционально стабильные, стремящиеся к познанию; нуждающиеся в психокоррекции эмо­циональных поведенческих нарушений; психически здоровые, те, чья психологическая защита низка, а способность к научению вы­сока.

Для успешности функционирования группы важно соблюдение правила количественного состава, В группе должно быть не более 12—18 человек. Большие по составу (20—25 человек) группы не позволяют полностью реализовать принцип обратной связи, умень­шается время для индивидуального выступления каждого участни­ка, утомительно выслушивать, запоминать большое количество вы­сказываний. А в маленьких, по 8 человек, группах нет возможности создавать «диады», «триады», которые необходимы при проведении некоторых упражнений, и ведущему самому приходится заменять участника группы, что не всегда удобно и оправдано методически. В целом количество участников определяется типом группы.

10 стр., 4802 слов

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 3

… всего общества; формирование и развитие двигательных навыков и умений. В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями люди овладевают новыми двигательными действиями и совершенствуют ранее приобретённые. Данная задача …

Успешность функционирования группы определяется и степе­нью выполнения участниками норм и правил. Они есть в любой социальной группе. Хотя иногда и наблюдается расхождение меж­ду официальными нормами и нормами неофициальной группы, в целом они позволяют принимать конструктивные решения, защи­щают права члена группы, являются стандартом поведения.

Групповая динамика

Групповая динамикаможет быть представлена как совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Она представляет собой развитие или движение группы во времени (А.

А. Осипова).

Подготовка условий для работы с группой

Помещение. Для создания комфортной обстановки во время за­нятия следует учесть следующие требования к помещению, в ко­тором будет проводиться тренинг: удобная мебель, изолирован­ность, в комнате должна быть возможность создать замкнутое пространство из столов и стульев и необходимо свободное место для проведения подвижных игр, упражнений стоя или с разнооб­разными предметами.

Средства обучения. Технические средства: аудио- и видеозапи­си, видеомагнитофон и видеокамера. Учебно-методические средст­ва: различные опорные схемы, отражающие содержание занятий, планшеты, бумага, разнообразные распечатки, фломастеры, цвет­ные мелки, карандаши.

Участники. План подготовки заключается в следующем:

1. Ведущий определяет круг вопросов, на которые ему надо ответить: что это будет за группа? Каковы ее цели? В чем будут проявляться основные функции ведущего при работе с данной группой?

2. Ведущий планирует, с чего он начнет общение с группой:

— способы установления контакта;

— определение целей тренинга в целом, конкретных занятий;

— фиксирование правил и норм. Он может написать для уча­стников своеобразную памятку, в которой будут указаны права и обязанности участников;

— составляет список литературы, полезной участникам для ра­боты в тренинге.

3. Если требуется, ведущий должен продумать способы отбора участников для работы в тренинге.

Методика занятия

Сценарий любого занятия предполагает некоторый алгоритм. В нем есть вступление, описание ситуаций общения, их модели­рование в виде игры или упражнения, создаются установки на ана­лиз участниками собственного поведения, проводится рефлексия результатов и, наконец, осуществляется обратная связь в виде под­ведения итогов, резюмирования.

Начало занятия.Предваряет занятие так называемая увертюра, выполняющая роль введения участников в тренинг, создающая оп­ределенный настрой на занятие, формирующая мотивационную го­товность к осуществлению целей, содержания тренинга, задающая динамику занятия. Для этого используются специальные приемы, позволяющие настроиться на игровую атмосферу тренинга: психо­техники; детские подвижные игры, вызывающие резонанс детских воспоминаний и чувств; игры-разминки типа «Знакомства», помо­гающие наладить позитивный контакт, разнообразные варианты приветствия.

Одним из моментов начала занятия является фокусирован не­внимания участников на мотивах присутствия, чувствах, осознанности восприятия заданий. Важно провести ниточку от занятия к занятию. Реализуются эти задачи в «Круговой процедуре», когда каждому дается немного времени для высказываний. Эта техника позволяет выполнить еще одну важную задачу: участник получает ощущение того, чего хотят от него другие. Здесь следует учесть временные рамки выступления, дабы не затянуть процедуру и дать возможность высказаться всем. Ведущий не вмешивается в про­цесс, но, чтобы его как-то регламентировать, можно предложить участникам следующие вопросы и задания:

10 стр., 4869 слов

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга

… занятия и отдельных игр и упражнений, провести работу на осознание чувств, потребностей, приобретенного опыта, дать необходимые рекомендации. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга 1. Осознание принадлежности к группе . .. слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие. Упражнение “Дождик” Цель: сплочение группы. Участники хлопают по коленкам в ритме, заданном ведущим. …

— Чего вы больше всего хотите от сегодняшнего занятия?

— Пусть каждый по очереди закончит предложение: «В насто­ящий момент я осознаю, что…»

— Закройте глаза. Подумайте, чего вы хотите и что готовы сде­лать для достижения своих целей.

— Если бы ваш лучший друг представлял вас этой группе, то что бы он сказал?

— Чем, по-вашему, это занятие должно отличаться от преды­дущего?

— Размышляли ли вы о том, что говорили на прошлом за­нятии?

— О чем вы подумали, готовясь сегодня идти в группу?

— Что вам хочется изменить, когда вы думаете о группе и о том, как вы в ней себя чувствуете?

На начальном этапе происходит также ознакомление участни­ков с целями данного занятия, актуализируется проблема, которая должна быть рассмотрена.

Основная часть.Содержание тренинга составляют специально подобранные упражнения, каждое из которых и все вместе реали­зуют цели конкретного тренингового занятия.

Различают три группы упражнений (Б. Д. Парыгин):

1. «Сухие упражнения» (по аналогии с сухим плаванием).

Это разучивание приема под контролем ведущего и всей группы — «вот так надо делать».

2. «Полусухие упражнения». Закрепление происходит путем ди­алогов, т. е. упражнений в тройках, парах, но без видеофиксации.

3. «Мокрые упражнения» (видеоупражнения) проигрываются в форме группового диалога с видеофиксацией и последующим груп­повым анализом и обсуждением их успешности. Дается оценка. В последовательности предъявления упражнений следует идти от простого к сложному. Нецелесообразно предлагать «полусухие уп­ражнения», не освоив «сухие».

При разработке упражнения, во-первых, происходит выдвиже­ние общей идеи и проектирование ее предметного содержания, ре­ализующего основное назначение и функциональные задачи уп­ражнения; во-вторых, продумывается процедура воплощения: общая структура, схема инструктивного управления, техническое и инвентарное сопровождение; в-третьих, определяются методы, реализу­ющие упражнение на практическом занятии. Также выделяются об­щие характеристики и структура, место упражнения в общей про-I рамме тренинга или теме занятия, функциональная направленность ведущего при реализации упражнений.

В разработке упражнения важна его оптимальная функциональ­ная ориентация. Она реализуется через (Л. А. Петровская):

1) демонстрацию, т. е. ориентирование на фиксацию в созна­нии участников какого-либо факта поведения, результата взаимо­действия;

26 стр., 12742 слов

Тренинг Личностного роста для подростков

… количество участников тренинга 10 – 15 человек с повышенным уровнем тревожности и с заниженной самооценкой. Программа тренинга № занятия Тема Время на занятие Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения … 1.Сформировать путем создания доверительной атмосферы общения коммуникативные умения у членов группы. 1.Ритуал приветствия 2.Общение 3.Репортер 4.Пишущая машинка 5.Сиамские близнецы 6.Рефлексия …

2) дидактическое упражнение, которое направлено на формиро­вание у участников определенной когнитивной схемы, необходи­мой на последующих этапах тренинга;

3) мотивирование, цель которого — активизировать у участни­ков индивидуальную мотивацию на обучение;

4) проблематизацию, т. е. направленность на вскрытие пробле­мы каждого участника или ведущего группы;

5) феноменологию, которая предусматривает определение приро­ды какого-либо психологического механизма диалогического груп­пового взаимодействия;

6) тренаж, т. е. выработку и закрепление на поведенческом уровне того или иного навыка;

7) синтез — реализацию участниками усвоенных знаний и от­работанных целей;

8) личностную психокоррекцию, которая направлена на измене­ние определенной личностной особенности;

9) психодинамику, т. е. поддержание групповой атмосферы;

10) предметное содержание — явления и события, поведенче­ский рисунок, которые определенным образом моделируются в ло­гике программы;

11) групподинамический эффект, выраженный в последствиях от проведения упражнения;

12) рамки вариаций упражнения, которые определяются знани­ем потенциальных возможностей упражнения, обусловленных его содержанием.

Условия реализации упражнения выражаются в решении про­тиворечия: с одной стороны, вся программа тренинга призвана обеспечить создание системы ситуаций воздействия, всякое изме­нение в которой в виде вычленения, замены элементов заметно сказывается на эффективности всей ситуации взаимодействия; с другой — при конкретном заказе приходится через использование упражнений частично модифицировать программу, адаптируя ее к контингенту обучаемых, условиям, особенностям тренинга, дина­мике группового процесса.

Ведущий составляет план упражнения. Ключевые моменты по­следнего такие:

1. Во время тренинга упражнения предлагаются участникам на четырех уровнях: для всей группы; по подгруппам; интерперсональное упражнение в рамках группы, когда есть распределение ролей, в частности «наблюдателя»; интраперсональное — индивидуальное.

2. Выделяется цель упражнения, как явная, так и скрытая. Для того чтобы подтвердить цель, следует понаблюдать за участника­ми, определить, сколько человек будут участвовать в упражнении, какие роли они сыграют, что будут делать.

3. Основу занятия составляют экспериментальные упражнения, в которых четко определена последовательность действий, выделе­ны возможности проведения интенсивной творческой дискуссии, продуманы моменты для создания хорошего настроя на обучение.

4. Необходимо обозначить отдельные шаги и действия в реа­лизации упражнения. При его подготовке следует акцентировать внимание на возможных проблемах, которые могут возникнуть в ходе реализации упражнения.

5. Каждый вид упражнения обсуждается группой. Это проис­ходит в форме групповой дискуссии. Ведущий следит за тем, что­бы каждый участник был активен.

6. План упражнения должен соответствовать плану занятий.

Важной методической основой реализации упражнения являет­ся анализ. Анализ упражнения, или стадия «дебрифинга», основан на выражении эмоций по поводу выполненного задания. Человеку нужна определенная смелость, чтобы высказаться в присутствии других о своем опыте, о себе. Участникам предлагается завершить работу в упражнении оценкой ее результатов.

13 стр., 6446 слов

Упражнение как подготовка к этюду. Тренинг творческой психотехники

… Только на постоянных занятий актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью» (второй раздел системы).  «…тренинг актерской психотехники включает в себя индивидуальные упражнения «на память физических … — писал он, — тогда вы сможете стать великими артистами», ибо все упражнения актерского тренинга носят игровой характер, свойственный играм детей (в том числе и с воображаемыми . ..

Они говорят по очереди о том, что им меньше/больше всего понравилось делать; о трех любых навыках, полученных в ходе уп­ражнения.

Окончание занятия.Каждое занятие заканчивается анализом и групповым обсуждением проделанной работы. Это важная часть каж­дой встречи. Основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что вы получили от занятия?», «Счи­таете ли вы полезным для себя сегодняшнее занятие?», «Скажите кратко о том, чего вы не сказали в течение занятия», «Как бы вам хотелось измениться к следующему занятию?». Личное участие каж­дого в работе группы важно подчеркнуть, для этого в конце дня можно выполнить такое задание: «Скажи соседям справа и слева, что им помогает в работе».

По мере накопления опыта обсуждений формируется группо­вой опыт и стиль анализа, тренируется групповой механизм при­нятия решений. Имеет смысл выслушать всех участников. Веду­щий тоже делится своими чувствами. В ходе постоянной работы по анализу занятия иногда выделяется «главный аналитик груп­пы», который помогает быстрее усваивать программный материал. Но его чрезмерная активность может подавлять инициативу дру­гих членов группы, поэтому таких людей следует контролировать. Если «аналитик» давит своей инициативой, ведущий «сбивает» его вопросом «А кто думает иначе?» или «Что можно добавить?». Сушествует несколько вариантов последовательности обсуждения за­нятия. Вот один из них.

Схема обсуждения занятия

1. Дать высказаться каждому.

2. Отметить общие положительные достижения.

3. Найти сходные моменты в выполнении упражнений каждым.

4. Указать на какие-либо общие недостатки и ошибки (но без не рсонификации).

5. Дать оценку чувств и эмоционального состояния группы.

6. Остановиться на индивидуальных особенностях выполнения, отмечая положительные моменты и поощряя участников.

7. Подчеркнуть, что эти упражнения завтра нужно выполнять еще лучше.

8. Сказать о своих чувствах.

Анализ занятия можно осуществить с помощью просмотра ви­деозаписи. Здесь подчеркиваются возможности использования тех пли иных приемов. Видеозапись обеспечивает приобретение уча­стниками положительного опыта узнавания и использования при­емов слушания, их тренировку в жизни.

Рефлексия происходящего в группе осуществляется ведущим и участниками в ходе ответов на вопросы: «Какой цели я хочу достичь?», «Почему я хочу достичь этой цели?», «Какими средст-иами я собираюсь ее достичь?», «Расскажите, если такие случаи были, о формах вашего уклонения от работы и о том, как вы готовы поступить в следующий раз», «Что вам хотелось бы изме­нить в своем поведении в следующий раз?». Эти вопросы позво­ляют сфокусировать внимание на направлении развития отноше­ния участников к ведущему, другим, самому себе, групповому процессу.

Виды психологического тренинга — презентация онлайн

Похожие презентации:

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг как метод практической психологии

Ведение психологического тренинга

Основы социально-психологического тренинга

Психологическая работа в группе.

Организация и ведение тренинга

Психологическая коррекция и её виды

Тема «Основы технологии группового тренинга»

Формы и виды психологического консультирования

Виды психотерапии психических расстройств детей и подростков

Социально-психологический тренинг

1. Понятие и классификации видов психологического тренинга

Подготовила:
Студентка 5-го курса
Шулико Янина

2. Понятие психологического тренинга

• Психологический тренинг — форма активного обучения
навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику
предлагается проделать те или иные упражнения,
ориентированные на развитие или демонстрацию
психологических качеств или навыков. Ключевым принципом,
обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является
постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности:
общение, игра, обучение, труд.

3. Классификация видов психологического тренинга

По форме проведения
• Индивидуальный
• Групповой
По составу участников
• Реальные группы
• Квазиреальные группы
• Группы незнакомых людей
По композиции
• Однородные группы (по возрасту, полу, культуральным
особенностям, профессии, региональным особенностям,
индивидуально-психологическим характеристикам,
мотивации)
• Неоднородные группы

4.

Классификация видов психологического тренингаПо уровню изменений
• Субъектный (изменения происходят преимущественно на
уровне умений и навыков)
• Личностный (изменения происходят преимущественно
на уровне личностных свойств)
По организации
• Фрагментарный тренинг
• Программированный тренинг
По целям и задачам
• Коммуникативный тренинг
• Интеллектуальный тренинг
• Регулятивный тренинг
• Тренинг специальных умений

5. Коммуникативный тренинг

• Коммуникативный тренинг – это форма психологического
воздействия, основанного на активных методах групповой
работы, специально организованное общение, в ходе которого
решаются вопросы развития личности, формирования
коммуникативных навыков, оказания психологической
помощи и поддержки.
• Член группы может активно экспериментировать с
различными стилями общения, усваивать и отрабатывать
совершенно новые, несвойственные ему ранее
коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом
психологический комфорт и защищенность. Таким образом,
тренинг это интенсивная подготовка к более активной и
полноценной жизни в обществе.

6. Интеллектуальный тренинг

Интеллектуальный тренинг метод посредством которого люди
учатся развивать и использовать свои мыслительнопознавательные способности.
В результате последовательных упражнений, обогащающих интел
лектуальные умения, индивиды продвигаются к обретению позна
вательной активности, которая позволит им эффективно решать
проблемы и действовать в любой ситуации.

7. Психотерапевтический тренинг

• Психотерапевтический тренинг-направлен на изменение в
сознании. Изменения способа, которым человек создает поле
реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в
эту яму больше не попадать; в сторону поддержки.
• Эти группы соотносятся с существующими направлениями
психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы
телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

8. Тренинг умений

• Группа тренинга умений включает в себя определенное число
людей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии
с другими людьми и проходящих запрограммированный курс
обучения отсутствующим у них коммуникативным умениям и
навыкам.
• Целью групп тренинга умений является выработка нужных
внешних форм поведения. К числу таких умений относятся те,
которые помогают избавиться от состояния тревоги, страха,
помогают справляться с чрезмерными эмоциональными
возбуждениями, а также умения, необходимые для
профессиональной деятельности, для принятия решений и
выполнения родительских функций, для ведения переговоров и
дискуссий.

9. Социально-психологический тренинг

• Социально-психологический тренинг — один из методов
активного обучения и психологического воздействия,
осуществляемого в процессе интенсивного группового
взаимодействия и направленного на повышение
компетентности в сфере общения, в котором общий принцип
активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над
собственным поведением .Общей целью СПТ является
повышение компетентности в сфере общения.
Благодарю за внимание!

English     Русский Правила

Социальная психология: определение, типы и примеры

Вы когда-нибудь задумывались, почему кто-то ведет себя очень неловко в социальной ситуации? Или, может быть, почему люди будут следовать тому, что делают другие, даже если они знают, что это неправильно? Скорее всего, если вам когда-нибудь будет интересно, почему кто-то действует определенным образом, социальная психология может дать некоторые ответы.

  • Что такое социальная психология?
  • Какие виды социальной психологии существуют?
  • Каковы примеры социальной психологии?

Определение социальной психологии

Социальная психология помогает нам понять других людей, самих себя и окружающий мир. Его можно определить как изучение социальных взаимодействий и того, как эти взаимодействия влияют на идеи, поведение и эмоции человека.

Социальная психология — это широкая область психологии, чрезвычайно полезная для понимания большого количества идей. Могут быть моменты, когда вы изучаете концепцию социальной психологии, и вам приходит в голову мысль, которая кажется вам знакомой — вы знаете, что никогда не изучали ее раньше, но это почти так, как если бы вы это делали. Это потому, что многие основные идеи уже знакомы, так что почти все имеет смысл. Социальная психология использует научные принципы и методы, чтобы помочь вам понять, почему что-то происходит в вашей повседневной жизни.

Ключевые характеристики социальной психологии

Хотя многие понятия могут подпадать под определение социальной психологии, важно помнить, что ее выделяют несколько важных характеристик. Поскольку это социальная психология, люди и их взаимодействия всегда будут в центре исследований социальных психологов. Также особое внимание уделяется психическому состоянию человека, осуществляющего эти социальные взаимодействия, а также действующим социальным нормам. Поскольку социальные нормы различаются между культурами, осознание и учет этих различий является еще одним важным аспектом социальной психологии.

Конечно, поскольку психология является социальной наукой, следование научному методу необходимо для получения результатов. Кроме того, социальные психологи должны помнить о соблюдении этических норм, установленных Американской психологической ассоциацией (АПА), для обеспечения безопасности всех участников.

Типы социальной психологии

Социальная психология включает в себя множество идей и концепций, поэтому вот краткий обзор.

Социальное влияние

Социальное влияние — это общий термин, относящийся к тому, как социальное окружение влияет на людей. Их окружением могут быть другие люди, культурные нормы или даже авторитетные лица. Эффект социального влияния может быть разным по масштабу — он может повлиять на то, какую одежду вы покупаете, основываясь на том, что говорят ваши друзья, или может заставить вас принять участие в опасных действиях, которые кажутся смущающе нехарактерными.

Стереотипы

Стереотипы — это убеждения, часто неверные и ошибочно приписываемые группе людей. Наиболее распространенным стереотипом является расизм, когда люди проявляют предубеждение и дискриминацию по отношению к людям на основе их расовой принадлежности.

Важной частью стереотипизации является концепция аутгрупповой однородности . Это тенденция предполагать, что между членами внешней группы больше сходства, чем между членами внутренней группы.

Вы и ваши одноклассники отправляетесь на экскурсию по старшей школе вашего соперника. Вы и ваши одноклассники — это ваша внутренняя группа , группа людей, с которыми у вас есть сходство и интересы. Когда вы попадаете в конкурирующую среднюю школу, вы видите аутгруппу — учеников из этой другой школы.

Чужая группа — это группа, с которой вы не идентифицируете себя, к которой не принадлежите. Когда вы ходите по этой конкурирующей средней школе, вы предполагаете, что все остальные ученики, посещающие эту среднюю школу, более похожи, чем они. Вы можете подумать, что они менее спортивны, менее умны или даже менее привлекательны просто из-за однородности чужой группы; вы считаете другую группу более похожей, чем ваша внутренняя группа (и более похожей, чем они).

Оконофуа и Эберхардт (2015) провел эксперимент о стереотипах и расизме на учителях. Они представили учителям историю о непослушном мальчике. Единственной разницей в разных представленных историях было имя мальчика — одно имя часто ассоциировалось с белыми людьми, а другое часто ассоциировалось с чернокожими. В то время как учителя не проявляли предвзятости и стереотипов при первом нарушении, социальные психологи обнаружили, что учителя будут более негативно реагировать на темнокожего мальчика, если этот инцидент повторится.

Fg.1 Социальное влияние имеет много примеров, flickr.com

Конформизм

Конформизм также понимается как социальное давление, когда люди меняют свои идеи или действия, чтобы соответствовать группе. Это может произойти в больших масштабах, но также и незаметно для вас.

Были ли вы когда-нибудь в классе, когда учитель задает вопрос, и вы уверены, что знаете ответ; но потом одноклассники начинают давать другие ответы, а ты сам догадываешься? Даже если вы были уверены в своем ответе, вы стали неуверенными, потому что другие думали иначе.

Известное исследование соответствия было проведено психологом Соломоном Ашем. Ему было любопытно, как незнакомцы влияют на конформизм. Он собрал группу из восьми студентов колледжа и показал им три линии разной длины. Затем он дал им одну строку для сравнения. Участник не знал, что остальные семь человек в эксперименте были сообщниками — актерами, которым говорили, какой ответ давать. В начале они ответили правильно, но в последних 12 испытаниях они были неправильными.

Аш провел несколько испытаний с одними и теми же участниками, и 75 процентов участников хотя бы один раз подчинились, показывая, что люди подстраиваются под группу людей, которых они даже не знают, просто чтобы вписаться в нее.

Деиндивидуализация

Концепция деиндивидуализацию можно отнести к конформизму. Деиндивидуализация происходит, когда люди настолько поглощены социальными нормами или группой, что теряют всякое ощущение себя.

Представьте себе человека, участвующего в бунте против повышения цен на молоко в супермаркетах. Хотя этот человек обычно замкнут и миролюбив, он может потерять себя (образно) в массе беспорядков и начать вести себя не так, как обычно — кричать, бить окна или толкать людей. Несмотря на то, что этот человек был расстроен новой ценой на молоко, он все равно вел себя не в своем характере благодаря деиндивидуализации и изменчивости человеческого поведения.

Примеры социальной психологии

Придерживаясь концепции стереотипов, давайте представим, что вы человек воды в баскетбольной команде. Посетив все игры, вы заметили, что чернокожие спортсмены играют больше, хотя игроки других рас равны по способностям. Вы бы начали думать о стереотипах; возможно, тренер неосознанно стереотипно считает чернокожих лучшими спортсменами, чем другие?

Вы можете проверить эту теорию, показав статистику тренера из игры с именами, связанными с чернокожими, и сопоставимую статистику от человека, у которого нет имени, обычно ассоциируемого с чернокожими. Затем вы можете спросить у тренера, какой должен быть стартовый состав. Выбрал бы тренер больше черных игроков, чем нет?

Теперь давайте представим, что вы разговариваете с другом за обедом. Кто-то проходит мимо в штанах, и ваш друг упоминает, что они отлично выглядят. Поздно, ты снова видишь штаны. На этот раз вы упомяните, что они вам нравятся, перед большой группой людей, с которыми вы вместе (включая друга из прошлого). Группа не соглашается, говоря, что брюки непривлекательны, и они не могут поверить, что кто-то их наденет. Ваш друг, который ранее соглашался с вами, теперь согласен с группой в том, что штаны некрасивые.

Что случилось? Вы понимаете, что он скорее соответствовал группе, чем был одним из немногих, кто не соглашался с мнением большинства. Вы смогли увидеть различные виды социального давления, с которыми столкнулся ваш друг при взаимодействии с большой группой, и влияние группы на его поведение.

Социальная психология. Ключевые выводы

  • Социальная психология изучает социальные взаимодействия и то, как эти взаимодействия влияют на идеи, поведение и эмоции человека.

  • Скорее всего, вы используете социальную психологию в своей повседневной жизни, даже не подозревая об этом.

  • Вера в стереотипы, расистские мысли и поведение, а также приспособление в социальной среде — все это примеры социальной психологии в действии.

  • Социальное влияние относится к тому, как на людей влияет их окружение.

10 лучших занятий + PDF

Социальная неуклюжесть — это не просто проблема, с которой сталкиваются дети; взрослые также могут бороться с социальными навыками, что приводит к беспокойству и даже серьезным фобиям.

Проблемы с социальными навыками во взрослом возрасте могут привести к избеганию социальных ситуаций и мешать построению длительных отношений.

Обучение социальным навыкам клиентов с тревогой, боязнью публичных выступлений и подобными проблемами может обеспечить более оптимальное функционирование.

В этой статье представлены стратегии и варианты обучения для развития различных социальных навыков. Также включены несколько ресурсов, которые помогут решить конкретные проблемы, связанные с развитием социальных навыков у взрослых, и подходы могут быть адаптированы для улучшения социальных реакций в определенных областях.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

В этой статье содержится:

  • Обучение социальным навыкам для взрослых с объяснением
  • Коучинг социальных навыков: 2 лучших занятия
  • Ролевые упражнения: 4 сценария и примеры
  • Два основных ресурса и рабочие листы
  • 4 познавательных видео и подкаста
  • Полезные инструменты PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Объяснение обучения социальным навыкам для взрослых

Обучение социальным навыкам включает вмешательства и методы обучения, которые помогают человеку улучшить и понять социальное поведение. Целью обучения социальным навыкам является обучение людей вербальному и невербальному поведению, связанному с типичными социальными взаимодействиями («Социальные», n.d.).

Обучение социальным навыкам обычно начинается, когда взрослые не научились или не были обучены соответствующим навыкам межличностного общения или им трудно читать тонкие сигналы в социальных взаимодействиях. Эти случаи также могут быть связаны с расстройствами, препятствующими социальному развитию, такими как аутизм.

Терапевты, занимающиеся обучением социальным навыкам, в первую очередь сосредотачиваются на том, чтобы разбить более сложное социальное поведение на более мелкие части. Затем они разрабатывают индивидуальную программу для пациентов, в зависимости от того, над какими социальными навыками им нужно работать, и постепенно знакомят пациентов с этими навыками, укрепляя их уверенность посредством постепенного воздействия.

Например, человеку, которому трудно установить зрительный контакт из-за беспокойства в социальных ситуациях, терапевт может дать рекомендации по поддержанию зрительного контакта. Зрительный контакт является основой большинства социальных взаимодействий, и вмешательства часто начинаются с улучшения способности человека поддерживать зрительный контакт.

Во время терапии будут определены другие сложные области, такие как начало или поддержание разговора или задавание вопросов. Каждое занятие будет посвящено различным видам деятельности, которые обычно связаны с ролевой игрой, а иногда и в групповой обстановке для имитации различных социальных переживаний.

После того, как в ходе терапии или занятий в группе социальных навыков возникнет уверенность, эти социальные навыки можно будет использовать в повседневной жизни.

Полезные оценки: тесты, контрольные списки, анкеты и шкалы

Прежде чем привлекать своих клиентов к вмешательству социальных навыков или любому типу терапевтического вмешательства, важно определить, является ли терапия социальных навыков хорошим подходом, чтобы помочь им в их текущей ситуации. .

Подходит ли мне обучение социальным навыкам? контрольный список — это возможность для самооценки клиентов, чтобы определить, подходит ли терапия социальных навыков для их конкретной ситуации или другой подход будет более полезным.

Однако действия по самооценке иногда могут быть ненадежными, поскольку человек может не полностью понимать доступные ему модели лечения. Кроме того, если у клиента есть проблемы с социальными навыками, он может не знать о своих недостатках в социальных ситуациях.

В таких ситуациях терапевты должны расспрашивать клиентов о проблемах, с которыми они сталкиваются, и поощрять их к самоанализу во время сеансов.

9 Вопросы, которые следует задать клиентам

Прежде чем приступить к обучению или занятиям по социальным навыкам, терапевт и клиент должны определить, какие области нуждаются в помощи. Терапевт может сделать это, задав клиенту ряд вопросов, в том числе:

  • Как вы думаете, с чем вы боретесь?
  • Существуют ли какие-либо социальные ситуации, которые вызывают у вас тревогу, расстройство или нервозность?
  • Избегаете ли вы определенных социальных ситуаций или действий?
  • Кто-нибудь когда-нибудь комментировал ваше поведение в обществе? Что они сказали?
  • Как вы думаете, что поможет вам улучшить навыки, с которыми вы боретесь?

Клиенты также могут задать себе несколько вопросов, чтобы определить, подходит ли им процесс терапии социальных навыков.

Эти вопросы могут включать:

  • С какими аспектами моей жизни я борюсь?
  • Существуют ли определенные социальные ситуации или навыки, с которыми мне трудно справиться?
  • Есть ли у меня проблемы с поддержанием отношений с друзьями, членами семьи и коллегами?
  • Избегаю ли я определенных социальных ситуаций из-за страха?

Если клиенты зададут эти вопросы, это поможет определить, принесет ли им пользу этот процесс. Важно, чтобы клиенты «принимали участие» в процессе, чтобы убедиться, что подход им подходит, и повысить вероятность того, что они будут вовлечены в выполнение действий с разумной степенью эффективности.

Обучение социальным навыкам: 2 лучших занятия

Зрительный контакт считается одним из наиболее важных аспектов общения.

Подсчитано, что взрослые поддерживают зрительный контакт 30–60 % времени в ходе общего разговора и увеличивают этот показатель до 60–70 % времени, когда пытаются установить более близкие отношения (Учебный центр когнитивного развития, 2019).

Предоставление людям, которые борются с социальными проблемами, инструментов для того, чтобы больше смотреть в глаза, обычно является первым шагом в упражнениях по обучению социальным навыкам.

Рабочий лист «Стратегии поддержания зрительного контакта» содержит некоторые практические стратегии и советы по практике установления зрительного контакта.

Иногда люди, которым трудно установить зрительный контакт, чрезмерно компенсируют это, что приводит к социальным промахам, просто пытаясь повысить свою способность к эффективному общению. В этой удобной таблице о том, что можно и чего нельзя делать при зрительном контакте , подробно рассказывается, что приемлемо при зрительном контакте и какого поведения следует избегать.

Ролевые упражнения: 4 сценария и примеры

Часто одной из самых серьезных трудностей для людей, не имеющих социальных навыков, является начало разговора, особенно с людьми, с которыми они не знакомы.

Флеминг (2013) описывает полезный метод для людей, которым трудно начать разговор. Метод ARE можно использовать, чтобы начать разговор и понять интересы человека, чтобы способствовать установлению прочных отношений.

  • Якорь:
    Свяжите разговор с вашей общей реальностью (например, с общими интересами) или с обстановкой, в которой вы столкнулись с человеком.
  • Раскройте:
    Предоставьте некоторый личный контекст, чтобы помочь углубить связь между вами и другим человеком.
  • Поощрение:
    Предоставив им некоторый контекст, дайте другому человеку положительное подкрепление, чтобы побудить его поделиться.

Этот рабочий лист Начало беседы – метод ARE помогает участникам пройти каждый этап процесса ARE. В нем также приводятся примеры того, как метод ARE можно включить в типичный разговор и использовать в качестве действенной стратегии в мероприятиях по обучению социальным навыкам.

Руководство по светской беседе: начало разговора и ответы предоставляет обзор идей для разговора, которые помогут начать любой разговор, независимо от обстановки.

После развития способности начать разговор, способность проявлять уверенность и понимать свои пределы имеет важное значение для обеспечения четкого общения.

Эти рабочие листы по различным способам вежливо сказать «нет» и использовать высказывания «я» в разговоре облегчают напористое общение и вселяют в клиентов уверенность в установлении личных ограничений.

Топ 2 ресурсов и рабочих листов

Решение проблем – это еще один навык, который люди, обращающиеся за терапией социальных навыков, часто хотят развивать дальше.

Отсутствие возможности научиться копинг-стратегиям и трудности с эмоциональной регуляцией связаны с тревогой и низкими способностями к решению проблем (Андерсон и Казантзис, 2008).

Отсутствие у человека способности решать проблемы в социальных ситуациях значительно влияет на его способность находить разумные решения типичных социальных проблем, что, в свою очередь, заставляет его избегать более сложных социальных ситуаций.

Практика решения социальных проблем является ключевым компонентом обучения социальным навыкам. Этот рабочий лист по решению социальных проблем позволяет вашим клиентам определить проблемы, с которыми они сталкиваются, и оценить потенциальные решения от низкой до высокой эффективности.

Основываясь на рейтинге, терапевты могут инструктировать клиентов практиковать свои социальные рассуждения во время сеансов. Практика этих навыков укрепляет доверие клиентов и увеличивает вероятность того, что они получат доступ к этим решениям под давлением.

Аналогичным образом рабочий лист «Воображение решений социальных проблем» реализует связанный процесс, но предлагает участникам участвовать в деятельности по визуализации. Во время визуализации у участников есть возможность представить, что они сказали бы или сделали, и подумать о том, что они узнали, и почему решение, которое они выбрали, было лучшим для этой конкретной проблемы.

4 Познавательные видео и подкасты

Дополнение моделирования и практических занятий интерактивными аудиовизуальными средствами, такими как подкасты и видео, является важной практикой для обеспечения того, чтобы пациенты, обращающиеся за обучением социальным навыкам, получали различные перспективы для развития своего социального интеллекта.

Ниже мы предоставили ресурсы, чтобы помочь вашим клиентам с различными социальными навыками и ситуациями.

Видео

Путеводитель по социальной свободе для интроверта – Каспарс Брейдакс

Это выступление на TEDx посвящено рекомендациям для самоидентифицирующих себя интровертов. В этом видео Брейдакс описывает интроверсию как возможность, а не как слабость.

Основываясь на своем опыте переезда из маленького городка в большой город и, в конце концов, начав импровизировать комедию, он разработал семинар, чтобы помочь интегрировать принципы импровизации в обучение социальным навыкам.

Его семинары посвящены установлению контактов через зрительный контакт и преодолению застенчивости путем тренировки мышц светской беседы. Исходя из своего опыта, он рекомендует вам сказать «да» себе, прежде чем говорить «да» другим. Брейдакс теоретизирует, что только развивая наше осознание наших собственных истинных эмоций и мыслей, мы можем чувствовать себя более комфортно, взаимодействуя с другими.

Это видео полезно, если вашим пациентам нужны практические советы по улучшению их взаимодействия с незнакомыми людьми, и является отличным дополнением к некоторым нашим рабочим листам по развитию навыков светской беседы.

10 способов улучшить беседу – Селеста Хедли

Это выступление TEDx посвящено тактикам, позволяющим вести более эффективные беседы. В своем выступлении на TED Хедли подчеркивает важность честности, ясности и умения слушать других и себя.

Хедли делится своими идеями о том, как говорить и слушать других, уделяя особое внимание поддержанию четкого, связного разговора и важности четкого, прямого общения.

Она утверждает, что технологии помешали развитию навыков межличностного общения, заявляя, что беседа — это искусство, которое принципиально недооценивают и которому следует уделять больше внимания, особенно среди маленьких детей.

Основная мысль, которую пытается донести Хедли, заключается в том, чтобы избегать многозадачности и разглагольствования во время разговора. Людям, которые борются с активным слушанием и поддержанием разговора, будут полезны советы, которые она предлагает в этом видео, поскольку она использует те же самые принципы, когда берет интервью у своих радиогостей, чтобы убедиться, что она получает максимальную отдачу от их выступлений.

Она особенно подчеркивает важность постоянного присутствия во время разговора и слушания кого-то, что особенно важно при обучении социальным навыкам.

Подкасты

Как я могу это сказать – Бет Бьюлоу

Этот подкаст содержит советы и рекомендации по сложным социальным ситуациям, в том числе по проведению трудных разговоров, предоставлению и получению обратной связи в профессиональной среде и обсуждению вашей зарплаты.

В каждом выпуске также представлены приемы или подходы, помогающие слушателям стать более уверенными в себе в различных социальных ситуациях. Подкаст также отвечает на вопросы слушателей о том, как справляться с социальными ситуациями и проблемами.

Если вашим клиентам трудно представиться новым людям, им могут быть полезны эпизоды, посвященные общению с незнакомцами и тому, как вести трудные разговоры.

Доступно в Spotify и Apple Podcasts.

Коучинг по социальным навыкам – Патрик Кинг

Кинг специализируется на социальном взаимодействии и общении, работает тренером по социальным навыкам в Сан-Франциско, Калифорния.

King фокусируется на использовании эмоционального интеллекта и понимании человеческого взаимодействия, чтобы помочь разрушить эмоциональные барьеры, повысить уверенность слушателей и вооружить людей инструментами, необходимыми для достижения успеха.

Хотя опыт Кинга сосредоточен на романтических отношениях, этот подкаст предлагает стратегии для улучшения эмоционального сознания и улучшения общения.

Людям, участвующим в обучении социальным навыкам, будет полезен эпизод о социальной чувствительности, в котором исследуется социальная динамика мозга. Это также объясняет, почему наш мозг запрограммирован больше реагировать на определенные черты (например, теплоту, доминирование) и почему люди с такими чертами часто занимают более высокие позиции в социальной иерархии.

Доступно в Apple Podcasts.

Полезные инструменты PositivePsychology.com

На нашем веб-сайте есть несколько ресурсов, дополняющих обучение социальным навыкам, которое вы проводите для своих клиентов.

Наш мастер-класс по эмоциональному интеллекту© обучает специалистов-помощников методологии, которая помогает повысить эмоциональный интеллект их клиентов.

В рабочей тетради для клиентов есть несколько упражнений, которые практикующие врачи могут дать своим клиентам, чтобы развить осознание своих эмоций и, следовательно, понять, как эти эмоции могут способствовать взаимодействию с другими людьми.

Наш Инструментарий позитивной психологии© содержит более 400 упражнений и инструментов, а упражнение Инвестиции в социальные сети , включенное в Инструментарий, фокусируется на размышлениях о текущей социальной сети клиента. Изучая количество времени и инвестиций, посвященных членам их социальной сети, клиенты могут дополнительно определить, кто поддерживает их усилия, а кто негативно влияет на опыт.

Обладая этими знаниями, можно проанализировать отношения, прежде чем тратить еще больше времени и средств, которые могут не способствовать положительным эмоциям.

Людям, которым трудно начать разговор, также может быть трудно говорить о своих эмоциях. Наше упражнение Обращение за поддержкой , также входящее в Набор инструментов, может помочь тем, у кого есть проблемы с выражением своих эмоций.

Он также предлагает стратегии, чтобы потренироваться просить о помощи, когда это необходимо. Это упражнение также дает вам возможность определить любые личные барьеры, препятствующие вашей возможности обратиться за помощью к другим.

Возможно, вас заинтересует родственная статья «Обучение социальным навыкам для детей», в которой представлены лучшие ресурсы для учителей. Чтобы расширить свои знания, наши книги по социальным навыкам для взрослых и детей – это подборка лучших книг, которую обязательно нужно прочитать.

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта коллекция подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

Улучшение социальных навыков является важным навыком для всех, кто пытается наладить профессиональные и личные связи.

Однако иногда клиенты могут даже не осознавать, что им нужны целенаправленные вмешательства, чтобы улучшить их социальные навыки, и они могут обратиться к терапевту с другими проблемами, связанными с тревогой, возникающей в новых ситуациях.

По этой причине мы надеемся, что эта статья предоставила ценные возможности для развития социальных навыков, а также полезные задания и листы с заданиями по социальным навыкам, которые можно включить в ваши занятия.

Мы призываем вас и ваших клиентов вместе изучить эти упражнения и использовать инструменты постановки целей для целевых областей, которые принесут пользу их повседневной жизни, отношениям и общению.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Андерсон Г. и Казанцис Н.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts