Виды социометрии в психологии: Раздел 3. Особенности методики социометрии

Содержание

Социометрия как метод изучения


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Медведь Виталий Григорьевич
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Социометрия как метод изучения

отношений в малых группах
шифр группы: 497-К-4017
специальности: Прикладная социология

Работа на получение квалификационного уровня
младшего специалиста
по специализации «Cоциология и психология менеджмента»

Научный руководитель:

Доцент, кандидат философских наук

Николаенко Леонид Григорьевич

Киев 1998

Тема: Социометрия как метод изучения отношений в малых группах.
План

Введение. Актуальность исследования. 3 с.

1. Возникновение и развитие социологии и психологии

малых групп

1. 1. Понятие “малой группы” и ее основные

отличительные черты — 9 с.

1.2. Виды малых групп — 16 с.

2. Социометрия как метод изучения малых групп.

2.1. Понятие социометрии и ее назначение — 25 с.

2.2. Становление социометрии как метода — 27 с.

2.3. Описание социометрии как практического

инструментария для изучения межличностных

отношений в малых группах.

2.3.1. Особенности социометрической методики и социометрических вопросов — 35 с.

2.3.2. Процедура проведения социометрического исследования — 41 с.

2.3.3. Обработка и представление

социометрических данных — 45 с.

3. Практическое использование метода социометрии

для изучения отношений в малой группе (на примере

6-го класса общеобразовательной школы) — 50 с.

4. Границы применимости и перспективы развития

социометрических методов — 52 с.

Заключение. Выводы — 57 с.

Библиография — 60 с.

Введение. Актуальность исследования.

Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.

В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-пси-хологическая совместимость и т. д. В коллективе же как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием.

Концепция первичных малых групп и коллективов, в современных условиях нуждается в возможно более широком развитии, необходимом для решения проблем общества.

Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в малой группе является метод социометрии.

Вопрос изучения отношений в малых группах при помощи социометрии является актуальным для современной социологии и социальной психологии.

В 30-е годы нашего столетия Дж. Морено предложил термин “социометрия”, а также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.

Данный подход правомерно подвергался критике за свой утопизм (Л. Десев (3), В.А.Ядов (26)). В то же время социометрия в качестве системы прикладных методов для изучения отношений в малых группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных ученых. Внедрение этого метода в исследования отечественных социологов и социальных психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, В.И.Паниотто и др.

Среди исследований малых групп преобладают два направления — изучение отношений в производственных группах (бригадах, отрядах, отделах) и изучение отношений в педагогических системах (школьных классах, студенческих группах и т.п.).

Так, Н.В. Макаренко и сотрудники (14) применяли социометрию для изучения и формирования малых рабочих групп.

Е.С. Кузьмин (20) рассматривал социометрическую методику как способ изучения внутригрупповых отношений в рабочих группах, а также оценил влияние характеристик малых групп на эффективность совместной деятельности членов группы. Исследователь предложил в процессе применения социометрии измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские отношения, производственные и т. д.).

Р.С. Немов (12) показал влияние уровня развития группы на поведение личности и межличностные отношения в группе.

А.Н. Елсуков (22) рассматривает социометрию как один из способов получения информации о взаимоотношениях в малых группах.

А.Ф. Кудряшов (9) считает, что при помощи социометрии можно диагностировать не только межличностные, но и межгрупповые отношения.

Предлагает расширить определение социометрического метода и В.И. Паниотто (11), который считает, что социометрия диагностирует не только межличностные эмоциональные отношения, но и любые отношения (например, несубстанциональные — “стаж члена группы А больше стажа члена группы В”). Он же предлагает очень широко трактовать одно из ключевых понятий социометрии “выбор” и говорить о выборе во всех случаях, когда одному из членов группы поставлен в соответствие другой член группы независимо от того, был ли это реальный выбор или исследователь установил это соответствие методом анализа документов, наблюдением и т. д. Кроме этого Паниотто предложил в процессе изучения отношений в малой группе учитывать социально-демографические и антропофизические характеристики группы.

Как уже отмечалось выше исследования многих ученых посвящены использованию социометрии в процессе изучения внутригрупповых отношений в школьных классах. Так, Ю.З. Гильбух и О.В.Киричук (1), М.В. Гамезо и И.А. Домашенко (2), Л.М. Фридман (23) применяли социометрию для изучения отношений в ученических классах и использовали полученных данные в практической воспитательной работе.

Очень небольшое количество научных трудов посвящено изучению социометрии и как социальной теории, и как системы методов прикладного характера. Хотя в работах А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (16), В.Б. Ольшанского и Д.В. Ольшанского (19), В.И. Паниотто (11), В.А. Ядова (26) упоминается о том, что социометрия подразделяется на социальную теорию и систему прикладных методов, она не рассматривается авторами как теоретическая система.

А болгарский ученый Любен Десев (3), напротив, отмечая два аспекта социометрии, более подробно останавливается на ее оценке как социальной теории.

Но его оценка представляется мне не совсем научной, так как на нее повлияли идеологические воззрения автора, в частности, его приверженность марксистско-ленинской идеологии. В то же время нельзя не отметить позитивный вклад Десева в изучение социометрии. В частности, он подробно излагает взгляды одного из основателей социометрии Дж. Морено. Также заслуживают внимания весьма обстоятельный анализ зарубежной литературы, касающейся проблем изучения малых групп и сравнительная оценка Десева положительных и отрицательных сторон метода социометрии.

Из выше сказанного можно заключить, что исследования, посвященные социометрии касались прежде всего ее прикладного аспекта и в гораздо меньшей степени затрагивали социометрию как социальную теорию. Мне представляется, что именно взаимосвязь этих двух сторон социометрии нуждается в дальнейшем изучении специалистов.

Наука накопила достаточно богатый теоретический материал и практические инструментарий для изучения человека и его взаимоотношений с другими людьми. В то же время необходима дальнейшее наращивание и систематизация накопленного опыта для более плодотворного его использования на практике.

Поэтому в качестве темы исследования я избрал следующую: Социометрия как метод изучения отношений в малых группах”.
Объект исследования — метод социометрии как метод изучения отношений в малых группах.
Предмет исследования — особенности метода социометрии как способа изучения отношений в малых группах.
Цель: “Теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах.

Гипотеза исследования. Социометрия представляет собой отрасль социологии и социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах, с другой стороны — экспериментальный метод, позволяющий исследовать межличностные отношения в малых группах.

Изучив выборы, сделанные членами малой группы по определенному критерию можно выявить своеобразие неформальной структуры группы и содержательные характеристики этой структуры.


Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения основных задач исследования:

1. Рассмотреть малую группу как объект социологического и социально-психологического исследования.

2. Изучить процесс развития социометрии как:


  1. отрасли социологии и социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах;

  2. прикладного направления, включающего изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

3. Продемонстрировать использование социометрии как метода изучения структуры межличностных отношений в малой группе (на примере шестого класса общеобразовательной школы).
Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы; метод социометрии; методы математической статистики; анализ полученных статистических данных.
Новизна работы состоит в том, что социометрия рассматривается как единство теоретического направления в социологии и социальной психологии и прикладного направления, которое включает изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения прикладных задач.
Теоретическая значимость работы обусловлена расширением представлений о социометрии как единстве теоретического и прикладного направления в социологии и социальной психологии
Практическая значимость заключается в том, что в работе рассмотрены и обобщены технологии применения социометрии как метода изучения отношений внутри малых групп.
Структура работы. Работа содержит введение, 4 раздела, заключение, библиографию.
1. Возникновение и развитие психологии и социологии малых групп

1.1. Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты.

Психология и социология малой группы является сравнительно новой областью в системе социальных наук. Ее становление относится к 20—30-м годам нашего века. До этого времени она почти не разрабатывалась.

Французский ученый Лебон первый исследовал и описал психологию масс, к которым он относит коллективы и группы, хотя они значительно отличаются от массы. Главными признаками массы, по его мнению, являются преобладание эмоционального, нерационального поведения и особая внушаемость. Огромное множество людей населяет сравнительно небольшое пространство; мы живем, по мнению Лебона, в эпоху масс, где господствуют законы, которые нужно учитывать.

Однако, на мой взгляд, французский ученый переоценил значение масс в социуме и недооценил роль малых групп, из которых фактически и состоит общество. Поэтому я поддерживаю мнение болгарского ученого Л.Десева (3, 14), который считает, что “такое представление (Лебона) игнорирует существование групп, и модель совместной жизни людей грубо искажается. Массу характеризуют стихийность поведения и нерасчлененность структуры. Она отличается от группы, в организации которой имеется внутреннее расчленение, групповое руководство, ряд прав и обязанностей и где каждый занимает определенное место или позицию. Следовательно, группа является самостоятельной социально-психологической категорией и ее изучение заслуживает специального места в социальной психологии”.

Большую роль в формировании теоретических основ современной психологии малых групп сыграли работы известных социологов и социальных психоло­гов Г. Тарда, Л. Визе, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Ф. Тенниса, М. Вебера (конец XIX и нача­ло XX веков) (3; 18; 19).

В начале XX века поведение малых групп становится объектом социологического, психологического, антропологического и психиатрического исследований. В этих целях использовались естественные и специально подобранные группы в “исправительных” учреждениях, учебных заведениях и армии. Представители различных областей знаний интересуются поднятием состояния духа в группе, улучшением отношений между ее членами, групповым сознанием, стилем руководства и ролью лидера, взаимодействием между людьми в неофициальных группах и способами стимулирования групп.

В начале века известный американский социолог и социальный психолог Ч. Кули ввел термин “первичные группы” для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных, формальных, или “вторичных”, групп. Он полагает, что первичная группа играет главную роль в определении характера и идеалов человека.

Работа 3. Фрейда “Психология масс и анализ человеческого „Я»” также оказала определенное влияние на ход социологических и социально-психологических исследований групп, в которых стали применяться методы, заимствованные из психиатрии.

В наиболее завершенном виде концепция малой неформальной группы первоначально была разработана и сформулирована американским социологом и социальным психологом Э. Мэйо и его сотрудниками (3, 17 — 18).

В психологии и социологии даются самые различные определения малой группы. Д.Картрайт, А.Зандер и Т.Ньюком (3) указывают следующие критерии, позволяющие определить это понятие: 1) частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и 2) число составляющих ее членов. В этой связи сформулирована гипотеза: между числом, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе, с одной стороны, и ее сплоченностью — с дру­гой, существует прямая связь; число и сила взаимных положительных и отрицательных выборов являются показателем для определения уровня качественной групповой характеристики, названной сплоченностью.

Ш. Бюлер (3) относит к типичным особенностям группы: 1) взаимоотношение и взаимовлияние между ее членами, без чего группа не существует; 2) известную определенность ролей, которые выполняют отдельные индивиды; 3) обособление лидеров, влияющих на мнение остальных; 4) определенную общую цель, деятельность и организацию; 5) существование у членов группы чувства “мы”, единства группы; 6) сплоченность, чья степень зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между ее членами, а с другой — от интереса, вызванного деятельностью в группе. На мой взгляд, именно Бюлер описывает особенности малой группы наиболее полно и целостно.

В свою очередь Мертон (18) считает, что группа обладает следующими отличительными чертами: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

Г. Диркс понимает под группой “психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Признак группы прежде всего состоит в том, что изменение одной части группы изменяет состояние всех других частей” (3, 24). Группу характеризует динамичная замкнутость. Она представляет собою динамический процесс взаимодействия между индивидами и всегда означает нечто большее, нежели просто сумма отдельных членов. По мнению Г. Диркса, существенным является тот момент, что члены группы взаимосвязаны друг с другом продолжительное время. Со временем в каждой группе развиваются определенные нравы, обычаи, привычки и стереотипы поведения, которые усваиваются ее членами и отличают данную группу от других. При этом у отдельного индивида развивается “сознание группы и ее задач”. В представлении Г. Диркса группа есть “жизненное пространство”, в котором “свободно движется” отдельный индивид. С данной точкой зрения трудно согласится полностью, т.к. говоря о динамической замкнутости группы, Диркс не учитывает внешние контакты, которые, как правило, имеются у группы. Также вызывает сомнение его тезис об обязательном продолжительном существовании группы — достаточно много типов групп существует небольшое время и является, однако, группами. Как, например, очередь, временно созданная рабочая бригада и т.д.

“Группа, — отмечают известные американские психологи М. Шериф и К. Шериф, — представляет социальный союз со свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведения ее членов” (3, 25). К этим свойствам относятся, во-первых, структура или организация — “силовое” измерение, определяющее эффективность деятельности членов группы, и, во-вторых, система норм, регулирующих поведение членов группы в достижении цели, их отношение друг к другу и к другим группам и их членам,—оценочное измерение, зависящее от того, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе и что трактуется как отклонение. Группы могут быть “частью больших организаций”, и обыкновенно они являются таковыми.

Заслуживают внимание взгляды X. Томэ и X. Фегер, которые рассматривают группу как единство и единицу психологического анализа. “Группы,— пишут они,—есть единицы социального события” (3, 25). Характеризуются они преимущественно признаком взаимодействия членов группы.

Большинство психологов и социологов считают, что группа представляет не просто собрание людей, а является функциональной единицей. Если семеро человек решают независимо друг от друга одну и ту же задачу, то это еще не группа. По мнению П. Р. Хофштеттера (3, 25), представление о “синтетической группе” означает, что семь человек совместно ищут решение поставленной проблемы, что подразумевает совместную деятельность.

Однако существует и другое толкование категории группы, где она трактуется просто как собрание людей, включенных, однако, в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам определенное удовлетворение. В группе индивиды являются не только членами той или иной организации, но и активными участниками данного действия. Социальная группа отличается “вовлеченностью” участников в эту совместную деятельность, поэтому при ее изучении анализируется скорее действие, нежели структура.

Существенный вклад в определение понятия “группа” и выявление ее отличительных черт внесли отечественные исследователи. Группа, как подчеркивает ряд отечественных социологов, психологов (в частности К. К. Платонов (3), И. С. Кон (7)), является социальным образованием, существующим в конкретно-исторической системе социальных отношений, одним из элементов, выполняющих строго определенные функции в этой системе.

Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности (15; 16; 17; 19).

Понятие “группа” в работах социологов и психологов употребляется очень широко и дать его точное определение, на мой взгляд, достаточно трудно. В самом общем виде группой можно назвать такое объединение людей, образование которого вызвано объективной необходимостью в сотрудничестве и субъективной потребностью в общении.

По мнению Л. И. Новиковой (3) малая группа является специфической человеческой общностью”. Понятие группы, которая имеет общий предмет внимания и переживания, очень близко понятию общности. Последнее, однако, более широко по объему и включает в себя малую группу, как частный случай. Правомерным является использование понятия “группа” или “социальная группа” в широком смысле слова для обозначения любой конкретной социальной общности — класса, нации, коллектива, неорганизованной группы, семьи и т. д.

Характеристиками группы по Л.И. Новиковой (3, 29) как своеобразной социальной системы являются: 1) число элементов; 2) отношение между ними; 3) иерархия; 4) разделение труда; 5) совместность, координация и дополнительность деятельности; б) процессы организации и управления.

К этим признакам группы некоторые исследователи добавляют единые ценности и нормы поведения и общие интересы и цели. В. А. Гаврилов (3, 29) сводит относительно устойчивые основные признаки малой группы, ее существенные свойства к следующим: группа—это, во-первых, относительно устойчивое, социальное образование, определенная система социального взаимодействия; во-вторых, форма социального объединения, при которой его члены взаимодействуют лично, и, в-третьих, это такое социальное взаимодействие между индивидами в группе на основе объе­динения их для совместного участия в определенной социальной деятельности, которому присущи общность целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.

В каждой группе имеется сходство между установками и ценностными ориентациями ее членов, что является важнейшим интегрирующим группу фактором, определяющим особенности ее динамики и развития.

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень единства, однородности группы, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.

Как считает Л. Десев (3) основными факторами группового взаимодействия, определяющими организованность группы, являются общность межличностных отношений, организационная зависимость, психологический “настрой” деятельности и сенсомоторная согласованность.

Подводя итоги анализа группы можно сделать следующие выводы. Итак, малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2—3 до 40—45 человек. Как специфический вид человеческой общности, она отличается следующими особенностями: 1) прямой (хотя может иметься и косвенный) контакт между составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; 2) общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3) общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек; 4) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей; 5) определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени; 6) групповая идентичность. Если исключить внутреннюю расчлененность функций и ролей, которая может наступить и позднее, все другие специфические особенности полностью или частично, в большей или меньшей степени присущи малой группе с момента ее возникновения и до ее распада. При отсутствии хотя бы одной из них нельзя говорить о малой группе как об относительно самостоятельном социальном образовании. Основным признаком малой группы по мнению Л. Десева (3) является непосредственность общения между ее членами. Хотя, на мой взгляд, это утверждение в настоящее время можно подвергнуть сомнению. При современных производственных отношениях, да и общественных отношениях в целом, все больше и больше находят применение группы, которые не объединены территориально и географически, т.е. их члены не имеют возможности непосредственно общаться, но при взаимодействии используют современные информационные системы (интернет, электронную почту). Члены подобных групп имеют общую цель, интересы, ценности, различные роли и другие характеристики, присущие группе. Поэтому, я считаю, что подобные образования по праву можно отнести к категории группа.

Каталог: data -> ukr
data -> Методическая работа по аспектам Business English и Banking Transactions Список учебно-методических материалов 2007г
data -> «высшая школа экономики»
data -> Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
data -> Программа дисциплины теории личности для направления 030300. 62 «Психология»
data -> Программа дисциплины «Современные концепции личности»
ukr -> 2. Генезис философии
ukr -> Томмазо Кампанелла- «Город Солнца» Никко́ло Макиаве́лли-
ukr -> Поняття про інформацію та її види. Три підходи до вивчення теорії інформації. Порівняння аналогової та цифрової обчислювальної техніки
ukr -> Фен-шуй – вчення про розміщення об’єктів у просторі Ми завершили вивчення теми «Теорії та концепції розміщення продуктивних сил і регіонального розвитку»


Скачать 1. 82 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

совокупность методик в психологии, с помощью которых проводят социометрические исследования

Социометрия — это совокупность методов, с помощью которых в психологии измеряют межличностные отношения на основе определённых данных и параметров. Разработчиком этой теории считается социальный психолог и психиатр из США Якоб Леви Морено.

  • Зачем нужна социометрия?
  • Понятия, применяемые в социометрии
  • Тезисы социометрии
  • Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов
  • Социометрическое исследование: как оно проводится
    • Схема действий при проведении социометрического исследования
    • Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?
    • Формы социометрической процедуры
    • Как обрабатываются данные

Фундамент социометрии был заложен им во время Первой мировой войны, когда Морено ещё был подданным Австро-Венгрии и работал в лагере для беженцев. Он обратил внимание, что можно значительно улучшить микроклимат в лагере, устранить конфликты и гармонизировать социальные отношения, если перед расселением людей по баракам распределять их в зависимости от таких факторов, как политические взгляды, религиозные убеждения и национальность. Результаты своего исследования Морено изложил в письме, отправленном им на имя министра внутренних дел Австро-Венгрии, в котором, кстати, впервые прозвучал термин «социометрия».

Чаще всего методы социометрии применяют для изучения особенностей взаимодействия индивидов в небольших группах, например, чтобы узнать, какие связи внутри группы складываются между людьми, какова причина возникновения иерархических уровней взаимоотношений. Реже социометрические исследования используются для выявления закономерностей функционирования крупных социальных образований, таких, как социальные слои, классы населения или даже коллективы очень крупных предприятий.

На современном этапе социометрия — абсолютно прикладная наука, которая применяет теоретические разработки социологии и психологии и не имеет самостоятельного статуса. Сегодня деятельность социометристов заключается в том, чтобы исследовать и гармонизировать отношения между людьми в малых группах, используя разработанные ими количественные методы, а также инструментальные методики.

Зачем нужна социометрия?

Якоб Морено полагал, что абсолютно любую сторону жизни социума: политическую, спортивную, образовательную или экономическую, — можно объяснить отношениями между индивидами, возникающими на эмоциональном уровне, т. е. на основе антипатий и симпатий, возникающих между личностями в процессе общения или другого взаимодействия. Поэтому Морено предлагал провести в обществе так называемую социометрическую революцию, цель которой заключается в том, чтобы улучшить и привнести гармонию в общественные отношения.

Эти отношения, по его мнению, во многих случаях конфликтны и неэффективны ввиду того, что люди, к какому бы социальному слою или классу они ни принадлежали, взаимодействуют на эмоциональном уровне. Отсюда он сделал вывод: чтобы улучшить производительность труда или разрешить застарелые политические междоусобицы, нужно выявить эмоциональные предпочтения индивидов, а затем осуществить перестановку людей в соответствии с выявленными закономерностями. В этом, с точки зрения Морено, и заключается смысл и цель «социометрической революции».

Понятия, применяемые в социометрии

  1. «Теле» — это наиважнейшее понятие, которое применяют социометристы. Оно означает простейшую чувственную единицу, которая может передаваться от одной личности к другой. С помощью «теле» учёные определяют, в какое количество межличностных отношений вступили изучаемые индивиды и насколько их взаимодействия оказались успешными.
  2. На основе «теле» формируются социограммы, социометрические матрицы и индексы. Что это такое? В результате социометрического исследования, проведённого с помощью методов, о которых подробно будет рассказано ниже, учёные вычисляют коэффициенты, позволяющие судить о сплочённости, наличии или отсутствии коммуникации между членами группы, наличии скрытых конфликтов и других параметрах, характеризующих исследуемый объект. Эти коэффициенты заносятся в матрицу, с их помощью вычисляются социометрические индексы, отношения между индивидами графически отображаются на социограмме, и социометристы на их основе могут предоставить обоснованный вывод о существующих межличностных связях в изучаемой группе.

Тезисы социометрии

  • Все люди влияют друг на друга и связаны между собой, поэтому человечество можно рассматривать как единую структурированную единицу;
  • Существующая реальность состоит из множества субъективных реальностей каждого индивида, поэтому её никоим образом нельзя исследовать и изучить объективно, потому что у каждого человека своя точка зрения на протекающие во внешнем мире процессы;
  • Исследователь-социометрист, желающий провести эксперименты с какой-либо социальной группой, должен на время опытов стать частью этой группы;
  • Методы социометрии в каждом отдельном случае работают с уникальной ситуацией, которая больше не повторится;
  • Социометрические исследования рассматривают межличностные отношения во всём их многообразии между всеми людьми, а не отвечают на вопросы о причинах и побуждающих мотивах индивидов.

Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов

  1. Уровень разобщённости или сплочённости социальной группы.
  2. Динамика и структура отношений, сложившихся внутри группы.
  3. Психологический климат в социальной группе.
  4. Этап развития группы (она появилась недавно или уже организована и крепко сплочена).
  5. Выявление неформальных лидеров и группировок, которые они возглавляют.
  6. Выявление социального статуса членов группы или, иными словами, внутригрупповой авторитетности (лидер, свита, середняки, низший класс, изгои).

Социометрическое исследование: как оно проводится

Как правило, предпосылкой к использованию социометрических методик является серьёзная напряжённость внутри коллектива и в связи с этим, постоянно возникающие конфликты, значительно ухудшающие эффективность совместной деятельности. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить очаги напряжения, определить, какие люди неприязненно относятся друг к другу, и на основе полученных данных переместить враждующих сотрудников в разные отделы.

Большой плюс социометрических методов заключается в следующем: они совсем не затратны по времени (в большинстве случаев на исследование достаточно пятнадцати минут) и не требуют индивидуальных бесед с каждым членом коллектива.

Недостатком этих методик является то, что социометрия работает с причинами конфликтов, в основе которых находятся антипатии или симпатии людей, поэтому, если междоусобицы и трения вызваны какими-либо иными источниками, необходимо использовать другие способы их разрешения.

Человеку, проводящему такое исследование, нужно позаботиться об обеспечении его надёжности. Для этого требуется правильно отобрать критерии для изучения в соответствии с методикой исследования и предварительно познакомиться с людьми, составляющими группу или коллектив, чтобы иметь представление об особенностях изучаемой общности индивидов.

Схема действий при проведении социометрического исследования

  1. Ставятся задачи исследования, выбираются объекты для проведения измерений.
  2. Формулируются критерии опроса индивидов, составляющих социальную группу. На их основе выдвигаются первые предположения и гипотезы, которые будут проверяться в ходе исследования.
  3. Исходя из отобранных критериев разрабатываются вопросы, на которые должен будет ответить каждый участник коллектива или группы письменно или устно, как на интервью. На данном этапе социометристы чаще всего встречаются с многочисленными затруднениями, например, поскольку такого рода исследования не предусматривают абсолютную анонимность, люди зачастую отказываются выражать свои антипатии и симпатии открыто, предпочитают не раскрывать мотивы своего поведения, которые в некоторых случаях являются неблаговидными.
  4. Ответы испытуемых обрабатываются, и учёные составляют социограмму, отражающую особенности взаимодействий внутри исследуемой социальной группы.
  5. Если результаты логически противоречивы или непоследовательны, опрос может быть произведён несколько раз. При этом вопросы, задаваемые членам группы, обязательно должны различаться при проведении каждого следующего исследования.

Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?

Если изучаются деловые взаимоотношения, то набор вопросов может быть таким:

  • С кем бы вы отправились в служебную командировку на продолжительное время?
  • С какими сотрудниками из трудового коллектива вы бы ни за что не поехали в командировку?
  • Кто, по вашему мнению, лучше всех справился бы с обязанностями лидера?
  • Кому ни в коем случае не следует брать на себя лидерские функции?
  • Кого из членов группы вы могли бы попросить оказать вам посильную помощь? Укажите, к кому вы обратились бы в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь?
  • Кто не заслуживает вашего доверия, и к кому вы не стали бы обращаться с просьбой о помощи, даже если бы очень в ней нуждались?

Если требуется изучить личные отношения, то вопросы могут быть следующего рода:

  • Представьте, что члены вашего трудового коллектива живут вместе в общежитии. С кем из них вам было бы комфортно проживать в одной комнате?
  • Вашу группу расформировывают. С кем из её участников вам не хотелось бы работать в будущем?
  • В вашей жизни возникла неприятная и трудная ситуация. К кому из участников коллектива вы могли бы обратиться за советом?
  • У кого вы никогда не станете просить помощи?
  • С кем из людей, находящихся с вами в одной группе или коллективе, вы бы с радостью отмечали праздники или дни рождения?
  • Кого вы не желаете видеть на своём дне рождения?

Формы социометрической процедуры

На настоящий момент социометрия различает две формы и методики проведения исследований.

Первая из них называется непараметрическая процедура. Её суть заключается в том, что испытуемый при ответе на предлагаемые вопросы не ограничен исследователями в числе выборов. На практике это означает следующее: если число членов коллектива или группы составляет, например, восемь человек, включая опрашиваемого, то при ответе на любой вопрос испытуемый вправе выбрать от 1 до 7 вариантов либо не выбрать ни один из них.

К несомненному достоинству этой процедуры следует отнести то, что она эффективно выявляет социальные связи в группе во всём их многообразии и определяет эмоциональную экспансивность испытуемого. Однако, если число членов коллектива превышает шестнадцать человек, то для тщательного анализа отношений внутри группы может понадобиться помощь электронно-вычислительных средств.

Существенным недостатком этого метода считается значительная вероятность получения так называемого случайного выбора, когда опрашиваемый из моральных или личных побуждений пишет или отвечает, что выбирает всех. Как правило, такое поведение продиктовано вежливостью или формальной лояльностью к исследователям или членам своей группы. Это затрудняет получение адекватных и объективных результатов.

Для того чтобы преодолеть недостатки непараметрической процедуры, была разработана параметрическая процедура. Перед началом опроса каждому испытуемому говорится, что он может выбрать определённое число людей из участников группы, не больше и не меньше. В социометрии в подобном случае пишут, что на опрашиваемого наложили социометрическое ограничение или, согласно терминологии некоторых социометристов, лимит выборов.

В чём преимущества такой процедуры? Прежде всего, она способствует более внимательному отношению испытуемых к исследованию и тщательному обдумыванию ответов. Учёные отмечают, что при применении параметрической процедуры надёжность собранных данных улучшается, а это, в свою очередь, облегчает и ускоряет обработку материалов статистическими методами. И, разумеется, преодолевается главный недостаток непараметрической формы — случайные и необдуманные ответы.

Конечно, параметрическая процедура не является панацеей от всех проблем, встречающихся на пути социометристов, и обладает некоторыми недостатками. Так, исследователи при использовании этой процедуры не могут определить уровень эмоциональной экспансивности участников группы, а также выявить все виды взаимоотношений, сложившиеся в ней.

Как обрабатываются данные

Данные участниками группы ответы фиксируются на социометрических карточках, которые затем используются в качестве базы для статистической и математической обработки данных. Различают три вида обработки данных:

  1. Табличный (или социоматрица). Результаты заносятся в сводную таблицу, и затем на их основе исследователи делают выводы: достигли ли они цели исследования, какие закономерности выявили, были ли выбранные ими критерии применимыми и достоверными, нужно ли проводить дополнительное исследование.
  2. Графический (социограмма). С её помощью можно легко провести наглядный анализ взаимоотношений в группе, выявить её иерархическую структуру и определить, каков социальный статус и авторитетность у каждого члена коллектива.
  3. Индексологический. Социометрия выделяет персональные индексы, характеризующие психологические свойства личности в качестве члена группы, и групповые индексы, с помощью которых описываются виды взаимодействий между людьми в коллективе.

Типы, применение, преимущества и недостатки социометрических методов

Вернуться к: Оценка для обучения

Типы микроскопов и их функции…

Включите JavaScript

Типы микроскопов и их функции

Преимущества и недостатки социометрических методов

Дж. Л. Морено и Хеллен Дженнингс (1960) впервые представили социологическую технику примерно в 1960 году как средство нетестирующего устройства. По их словам,

«Это средство простого и графического представления структуры социальных отношений, линий связи и моделей дружбы, влечения и отторжения, которые существуют в данный момент времени среди членов определенной группы».

Этот метод позволяет консультанту или проводнику измерять неприятие и принятие через частые промежутки времени между членами группы. Общее наблюдение, сделанное с помощью этой техники, заключается в том, что большинству студентов нравится оставаться вместе, некоторые студенты могут нравиться большинству, а некоторые могут нравиться лишь немногим. Такого рода наблюдения были сделаны с помощью техники. На аспекты развития учащихся также влияют существующие между ними социальные отношения.

Типы социометрических методов 

Шкала социальной дистанции

Она была введена Богардусом, когда человек должен предоставить конкретные утверждения, связанные с социальной ситуацией или человеком. Затем группа должна ранжировать их. Основная цель — выяснить социальные взаимосвязи группы.

Техника «Угадай, кто»

Разработана Хью Хартшорном и Марком Мэем. Список характеристик предоставляется членам группы, которые затем должны идентифицировать заинтересованное лицо.

Communingram

Используется для определения навыков общения человека в группе в зависимости от того, как много он говорит.

Peer Rating

Это делается для того, чтобы увидеть популярность человека и определить, нравится ли участник другим участникам или нет.

Использование социометрического метода

1. Этот метод позволяет учителю изучить выбор учащегося, с помощью которого можно определить качество социальных отношений между учащимися.

2. Это позволяет учителю определить, какие ученики больше всего нравятся другим, а кто нет, чтобы определить лучшего лидера.

3. Это также позволяет учителю определить, какие ученики чувствуют себя изолированными и нуждаются в помощи.

4. Это естественный, простой и экономичный метод сбора и наблюдения данных.

5. Их можно использовать для различных исследований, как в лаборатории, так и в полевых условиях.

Преимущества социометрического метода

1. Позволяет учителю определять структуру групп.

2. Позволяет учителю выявлять модели взаимоотношений между членами группы.

3. Его также можно использовать для улучшения взаимоотношений учащихся в классе.

4. Учитель также может сравнивать различные показатели.

5. Это может помочь учителю прогнозировать, а также определять групповую динамику наряду с определением групповой идентичности.

6. Это также экономичный и рентабельный метод с точки зрения денег и времени.

7. Это также может пригодиться для улучшения социальной атмосферы в классе.

Недостатки метода социометрии 

1. Данные, собранные методом социометрии, сильно отличаются от других видов данных.

2. Следователям и консультантам обычно трудно проводить индивидуальные социометрические измерения.

3. Оценка человека по мнению может быть устаревшей практикой.

4. Определенные черты и качества не так просто измерить.

5. Существует высокая вероятность того, что измеренные данные могут быть неточными и субъективными.

Это различные виды использования, типы, преимущества и недостатки социометрического метода.

Рекламные ссылкисообщить об этом объявлении

Социометрический метод школьной ориентации

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете: 1. Значение социометрической методики 2. Характеристики социометрической методики 3. Конструкция 4. Типы 5. Использование 6. Ограничения.

Комплектация:

  1. Значение социометрического метода
  2. Характеристики социометрической методики
  3. Построение социометрической техники
  4. Типы социометрических приборов
  5. Использование социометрических методов
  6. Ограничения социометрических методов

1. Значение социометрического метода:

РЕКЛАМА:

В качестве нестандартизированной методики социометрическая методика занимает важное место в области социальных мероприятий, связанных со студентами. Заслуга в разработке и развитии социометрической техники принадлежит Дж. Л. Морене и Хелен Дженнингс. Об их усилиях в этом отношении стало известно примерно в 1960 году. Это хорошо используемый метод, предназначенный для простого графического представления структуры социальных отношений между членами группы.

Он также имеет дело со степенью отношений с друзьями, положением в общении и влечением и неприятием среди членов существующего круга. Конечно, он предлагает данные об отношениях между членами группы, относящейся к данному периоду или времени.

Чтобы знать больше о социометрическом методе, несколько определений сформулированы следующим образом:

Райт-стоун и др.:

РЕКЛАМА:

Срок «социометрия» относится к «области исследования, имеющей дело с фактическими психологическими структурами человеческих групп, сообществ и обществ в целом…. социометрия постулирует эту группу и имеет структуры, состоящие из сложных межличностных паттернов. Эти отношения доступны для изучения количественными и качественными методами».

Хелен Дженнингс:—

«Коротко говоря, социометрию можно охарактеризовать как средство простого и наглядного представления всей структуры отношений, существующих в данное время между членами данной группы. Основные линии коммуникации, или паттерны влечения и отторжения во всей их полноте, становятся понятными с первого взгляда».


2. Характеристики социометрического метода:

РЕКЛАМА:

(i) Социометрический метод представляет собой социальное устройство, которое предлагает простое и графическое представление данных о членах группы.

(ii) Это позволяет учителю и родителям узнать структуру социальных отношений, существующих между членами группы.

(iii) В нем говорится о характере дружбы между членами группы.

(iv) Дает четкое представление о линии притяжения и отторжения (односторонней или взаимной) среди членов группы.

РЕКЛАМА:

(v) Помогает узнать лидера и распознать изолятов на основе степени предпочтения членов группы.

(vi) Его данные и результаты применимы в течение ограниченного времени и не применимы во все времена.


3. Построение социометрической техники:

РЕКЛАМА:

Прежде всего, учитель должен разделить большую группу на различные более мелкие группы, каждая из которых состоит из десяти человек, и каждый член должен быть пронумерован от 1 до 10, поскольку их подгруппа состоит из 10 человек в каждой.

Определенные вопросы, такие как «кто вам больше всего нравится и с кем вам больше всего нравится сидеть, играть, сидеть, читать и т. д., могут быть заданы каждому члену группы, и им рекомендуется дать свой собственный выбор, как первый выбор, второй выбор и третий выбор по его вкусу».

Затем выбор и предпочтения учащихся могут быть нанесены графически с помощью стрелок (→), которые указывают на выбор в один конец или в одну сторону, и таких меток, как (↔), изображающих взаимный выбор, предпочтение, симпатию и принятие.

После завершения построения учитель получает картинку социограммы, которую следует интерпретировать. Вне интерпретации социограммы и лидер, и изоляты выявляются на основе полученного ими выбора и предпочтений из круга друзей.

РЕКЛАМА:

Лидер — это тот, кто получает больше выбора и предпочтений, а изолят не получает никаких предпочтений или выбора по собственному выбору друга. Таким образом, социометрический прибор помогает учителю выявить звезду или изолятов среди членов группы.


4. Типы социометрических устройств :

Классификации социометрических методов могут быть сделаны на основе используемых для них подходов.

Основные виды социометрических методик приведены здесь:

РЕКЛАМА:

1. Метод номинации.

2. Подход к рейтинговой шкале.

3. Подход «Кто есть кто».


5. Использование социометрических методов:

Социометрические методы используются следующим образом:

(i) Социометрический метод используется для установления степени взаимодействия между членами группы либо класса, либо оцениваемой группы.

РЕКЛАМА:

(ii) Дает четкое представление о принятии ученика его сверстниками.

(iii) Родителям полезно знать о степени симпатии и антипатии своего ребенка в кругу его друзей.

(iv) Полезно определить лидера класса или группы для лидерских действий и обучения лидерству и передать ответственность за группу лидеру для определенных групповых действий.

(v) Учащимся, находящимся в изоляции, полезно улучшить свои межличностные отношения и приспособиться к другим членам группы.

(vi) Это позволяет учителю классифицировать учащихся по разным группам дружбы на основе предпочтений и выбора.

(vii) Полезно предлагать учащимся развивать способность к сотрудничеству и работать вместе над определенными полезными делами.


РЕКЛАМА:

6. Ограничения социометрических методов :

Ограничения социометрических методов следующие:

(i) В случае социометрического метода предоставляемая информация ограничена характером социометрических вопросов и количеством используемых вариантов.

(ii) Ученик не раскрывает, почему он предпочитает или отвергает какого-либо друга группы.

(iii) Социометрические данные и результаты не дают никаких указаний на то, как улучшить межличностные отношения в группе.

(iv) До сих пор он имел ограниченное применение в отношении сбора данных о студентах.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts