Виды способностей в психологии: Способности человека: уровни, виды и способы их развития

36. Виды способностей:

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Виды способностей по происхождению:

Природные способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы учения;

Специфические способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

По широте и направленности выделяют:

Общие способности — благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. Например: умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и др.

Специальные способности — определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и др. способности.

Выделяют следующие уровни способностей:

Репродуктивный уровень обеспечивает высокий уровень усвоения знаний, умений овладения деятельностью;

Творческий уровень обеспечивает создание нового, оригинального.

Одаренность — высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей — гениальность.

Гениальность — высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. «Гении рождаются раз в сто лет».

Способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни. Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Способности — это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении.

Задатки — это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

20. Понятие о способностях. Виды способностей.

Психология

20. Понятие о способностях. Виды способностей

Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;

2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам

Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей.

Классификация способностей.

1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).

Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.

К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.

В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.

Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:

1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;

2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;

3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;

4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;

5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.

2. Общие и специальные способности.

Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.

3. Теоретические и практические способности.

Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.

4. Учебные и творческие способности.

Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.

5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.

Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

16. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ

16. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ Занятость – это не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).Виды занятости:1) работа по найму в течение полного

48. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТПУСКОВ

48. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТПУСКОВ Ежегодный отпуск – свободное от работы время предоставляемое ежегодно работникам для отдыха или других целей, в течение которого за ним сохраняются место работы или должность, а также средний заработок в установленных законом случаях.Виды

24. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОВЕРОК

24.

 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОВЕРОК Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих

50. СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

50. СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ Субъект правоотношения – участник правоотношения, носитель субъективных прав и обязанностей Термин «субъект права» иногда используется как характеристика правоспособности лица, т. е. юридической возможности его иметь право. В

55. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

55. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ Юридическая ответственность – это правоотношение между гос-вом в лице его уполномоченных органов и иными субъектами права, обязанными точно и добросовестно соблюдать и исполнять нормы права.

1. Ретроспективная юридическая

5. Понятие об ощущении. Виды ощущений

5. Понятие об ощущении. Виды ощущений Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира.Ощущения присущи не только человеку, это принадлежность всего живого на Земле, причем ощущения

9. Понятие о внимании. Виды внимания

9. Понятие о внимании. Виды внимания Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование

49. Понятие и виды общения

49. Понятие и виды общения Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией. Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут

1.1. Конкуренция: понятие и виды

1.1. Конкуренция: понятие и виды В системе маркетинга организация, действующая на рынке, рассматривается не обособленно, а с учетом всей совокупности отношений, связывающих ее с другими субъектами рынка. Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как

3.1. Понятие и виды конкуренции

3.1. Понятие и виды конкуренции Конкуренция – основная регулирующая сила рыночного товарного производства, форма экономической борьбы за максимальную реализацию личных интересов продавцов и покупателей товаров на рынке.Основными условиями существования на рынке

3.2. Виды применяемых тестов (тесты на личностные характеристики, интеллект, тесты способностей и пр.

)

3.2. Виды применяемых тестов (тесты на личностные характеристики, интеллект, тесты способностей и пр.) Какого рода психологические тесты в большинстве случаев используются при отборе и найме специалистов? Во-первых, возможно использование как бланковых, так и компьютерных

6 видов способностей, которым дети могут лучше учиться вне классной комнаты

Говард Гарднер был сторонником того, что он назвал «множественным интеллектом». В школьных заданиях обычно делается упор на лингвистические (определенного рода) и логико-математические навыки, развиваемые с помощью чтения и математики, которые в наши дни находятся в центре внимания большинства школьных тестов. Но есть по крайней мере шесть других видов способностей, которые Гарднер и другие сопоставили, используя строгие критерии, на которых я сосредоточусь здесь.

Восемь теоретических категорий умственных способностей Гарднера (которые отличаются от концепции общего интеллекта) представляют собой таланты и ноу-хау, которые мы обычно наблюдаем у взрослых.

Примечание. В любом случае важно следить за интересами детей (хотя вы можете привлечь внимание к вещам и посмотреть, что их захватывает) и возбудить любопытство вопросами вроде «Интересно, как….?»

Вот восемь групп способностей, над которыми родители и дети могут работать вне школьных занятий.

1. Языкознание: Включает изучение и использование языка, от чтения и письма до разговора на родном или дополнительных языках.

  • Вот сайт, на котором описаны варианты онлайн-обучения иностранным языкам для детей.

2. Логико-математический: Включает в себя не только математические рассуждения, но и способность обнаруживать закономерности и рассуждать дедуктивно, как у Шерлока Холмса.

  • Вот несколько логических задачек для детей, которые можно распечатать. И здесь, и здесь есть места, где вы можете помочь ученым как ученый-гражданин.

3. Телесно-кинестетическая: Описывает, как человек перемещает свое тело в пространстве. Звездные спортсмены обладают высокими кинестетическими способностями. Подумайте о футболисте или футболисте, который может перемещать мяч среди множества противников. Подумайте о танцорах (на ум приходят Фред Астер и Джинджер Роджерс, где Джинджер все делает «задом наперед и на каблуках»). Но также подумайте о том, как эта способность используется при приготовлении пищи (нарезка овощей), кровле (не падая) и просто при ходьбе по улице, избегая столкновения с чем-либо.

  • Дети учатся двигаться в интерактивной игре с другими людьми, а также в танцах и спортивных упражнениях (например, ведении мяча). Они также могут учиться на полосах препятствий в помещении и решать повседневные задачи, например нести стакан воды, не проливая ее. Вот еще идеи.

4. Музыкальный: Включает исполнение мелодии, игру на инструменте и придание нюансов музыкальному исполнению. Сочинение и аранжировка музыки требуют ноу-хау о возможностях конкретных инструментов и гармонизации. Джазовая игра требует мгновенного осознания и гибкости, когда каждый музыкант реагирует на другого в режиме реального времени.

  • Дети могут петь, придумывать или подражать услышанным песням. Они могут создать танцевальную программу или составить композицию с различными звуками своего тела. Они могут научиться играть на музыкальном инструменте благодаря специальной практике с тренером. Но они также могут научиться ценить музыку и определять лучшее и худшее исполнение. Семья или даже сообщества могут петь вместе, что является традицией в Дании. Это может произойти в Интернете, как это происходит в соответствии с приказом о самоизоляции. Вот сайт с защищенными от хулиганов видеоклипами.

5. Пространственный: То, что мы видим у инженеров, способных представить себе работу машин, мостов или городов.

  • Когда дети что-то строят, они развивают пространственные навыки, будь то творческое конструирование LEGO или строительство фортов или машин. Вот упражнения, которые родители могут использовать с детьми.

6. Межличностные отношения: Касается искусства ладить с другими. Реляционная настройка — это способность гибко реагировать на другого в данный момент, без планов или манипуляций. Способность понимать других, быть терпеливым и отзывчивым в преодолении конфликтов — это аспекты, связанные с успехом в жизни в целом.

  • Ролевые игры и разыгрывание историй с другими развивают эти способности. Обучение посредничеству в конфликтах помогает детям научиться принимать точку зрения других. Вот еще предложения.

7. Внутриличностный: Имеет отношение к познанию себя, своих предпочтений, своей интуиции, своих потребностей. Хорошая терапия включает в себя развитие этой способности, чтобы можно было отбросить багаж ложных представлений о себе (например, о нахождении в опасности, о бесполезности).

  • Дети все еще находятся в процессе становления себя и нуждаются в большом количестве различных впечатлений, чтобы расти. Тем не менее, лучший способ помочь им развить внутриличностные способности — это позволить им следовать своим импульсам роста. Эрих Фромм отмечает случай, когда родитель вмешался в импульсы роста ребенка: мальчик пришел домой и рассказал о новом друге. Родитель не одобрял происхождение этого ребенка и отговаривал мальчика от игр с этим ребенком. Родитель продолжал вмешиваться в выбор дружбы сына (из-за предубеждений), подрывая рост и счастье сына. Вот идеи для родителей и детей.

8. Натуралист: Включает в себя понимание природных объектов и систем. В контексте наших предков (охотники-собиратели) это тип межличностной способности, потому что другие существа в природе рассматриваются как разумные и живые.

  • На заднем дворе дети могут играть в грязи или песке, строить жилища для животных или насекомых, сад для опылителей или готовить пищу. Больше идей здесь. Для родителей, которые действительно хотят покопаться, вот PDF-файл с множеством идей.

Другие виды способностей, которые не вошли в список Гарднера, но были рассмотрены, включают духовные, экзистенциалистские и моральные. Незападные культуры до сих пор поддерживают их, считая их хорошими людьми.

Когда я несколько лет работал учителем испанского в средней школе, я пытался включить идеи Гарднера в свои уроки. Сегодня, как профессор университета, я стараюсь делать то же самое. Мы играем в игры с народными песнями друг с другом и с детьми, чтобы выучить их все сразу (лингвистические, телесно-кинестетические, музыкальные, межличностные) и найти радость в данный момент.

Другие идеи по развитию этих способностей, которые можно использовать в домашней жизни, здесь.

Эмоциональный интеллект: модель способностей

 

 

Эмоциональный интеллект: модель способностей

 

 

Хотя концепция ЭИ (знание и способность влиять на эмоции других, а также на себя) может показаться относительно простой, на самом деле среди исследователей и ученых ведется довольно много споров о том, что точная природа Эмоционального Интеллекта. Было предложено пять моделей для лучшего определения EI: модель способностей, модель черт, смешанная модель, модель Бар-Он и модель Геноса.

Модель способностей эмоционального интеллекта следует рассматривать как новый интеллект и, таким образом, ограничить стандартными критериями для всех новых интеллектов. Первоначальное исследование, поддерживающее эту модель, первоначально определяло EI как «способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции, чтобы облегчить мысли, понимать эмоции и регулировать эмоции, чтобы способствовать личностному росту». Таким образом, модель способностей признает, что EI включает в себя четыре различных типа способностей:

  • Эмоциональное восприятие . По выражению лица, языку тела, изображениям, голосам и т. д. человек может распознавать эмоции других. Это также включает в себя способность человека распознавать и идентифицировать свои собственные эмоции. Восприятие эмоций обычно считается основным аспектом эмоционального интеллекта, потому что оно необходимо для завершения любого из других процессов, вовлеченных в модель способностей. Фактически, трудности, с которыми сталкиваются люди в спектре аутизма при изучении социальных сигналов, связаны с их неспособностью или ограниченной способностью распознавать эмоции других людей по их выражениям; им часто не хватает способности распознавать выражения лица и тела других людей, которые выражают их чувства.
  • Использование эмоций. Второе действие, предлагаемое Моделью способностей, относится к способности человека использовать эмоции — будь то собственные эмоции или эмоции другого человека — для достижения желаемого результата. При обдумывании и решении проблем часто необходимо учитывать эмоции, и человек, умеющий использовать эмоции, обычно может принимать решения, основанные в первую очередь на эмоциях или настроении себя или других. С практической точки зрения, подумайте о ребенке, который знает, когда лучше всего спросить у родителей разрешения что-то сделать; ребенок, который спрашивает разрешения в то время, когда родитель напуган, встревожен или зол, с меньшей вероятностью будет успешно использовать эмоции. Однако, если они куют железо, пока горячо, и используют любую добрую волю, которая есть у их родителей в данный момент, в своих интересах, они с большей вероятностью достигнут желаемого результата.
  • Понимание эмоций . Эта способность основана на понимании сложности эмоций. Хотя многие люди способны распознавать основные выражения лица, немногие из них способны предсказуемо распознавать и понимать язык эмоций и оценивать нюансы сложных эмоциональных отношений. Более низкая способность понимать эмоции может проявляться у тех, кто борется с пониманием того, почему смерть или развод могут привести к, казалось бы, противоречивым эмоциям одновременно.

  • Управление эмоциями. Управление эмоциями более конкретно относится к чьей-либо способности (или ее отсутствию) регулировать эмоции как в себе, так и в других. Ожидается, что в качестве наивысшего уровня способностей в модели способностей человек с высоким эмоциональным интеллектом сможет манипулировать настроением себя или других, по существу используя настроение и управляя им для достижения своих целей. Хотя эмоциональное манипулирование обычно считается негативным, оно может служить чрезвычайно важным целям и не обязательно должно использоваться во вред, как это обычно представляют люди. Например, начальник на работе может понять, что сотрудник испытывает какие-то эмоциональные трудности, и это влияет на его работу. Руководитель (если у него высокий уровень Эмоционального интеллекта согласно модели способностей) может помочь мотивировать сотрудника, удовлетворяя его эмоциональные потребности с помощью ободряющих разговоров, разговора по душам или даже духа соперничества. — независимо от того, на что ответит этот отдельный сотрудник. В ситуации такого типа эмоциональная манипуляция положительна как для человека, которым манипулируют или подвергаются воздействию, так и для решения проблемы наличия неэффективного работника.

Интересно, что рабочее место, кажется, находится в одной области, где модели способностей иногда не хватает прогностической достоверности. Одним из основных критических замечаний в отношении модели способностей является то, что, несмотря на все ее внимание к тому, как эмоциональный интеллект влияет на производительность в ряде условий, было проведено множество исследований, которые ставят под сомнение ее достоверность из-за отсутствия успеха в прогнозировании производительности труда.

Текущий метод измерения модели способностей эмоционального интеллекта представляет собой набор элементов для решения проблем, основанных на эмоциях. Поскольку модель способностей интерпретирует EQ как истинный интеллект, тест смоделирован на основе тестов IQ, основанных на когнитивных способностях. Задания на решение проблем предназначены для проверки способностей человека по каждому из четырех типов способностей, определенных в модели. Оценка проводится на основе консенсуса, поскольку модель способностей требует понимания социальных нравов. Поскольку тест (в отличие от стандартного теста IQ) не может предложить объективную оценку, поэтому он измеряется по выборке респондентов со всего мира, чтобы определить, действительно ли он соответствует социальным нормам.

Наиболее примечательным аспектом модели способностей является то, насколько она зависит от концепции, что ЭИ необходим для включения целенаправленных умственных процессов, а не простой эмоциональной реакции. Иными словами, теория способностей требует больше размышлений и меньше интуиции. Сторонники теории способностей считают, что ее можно значительно улучшить с помощью тренировок, и она не обязательно зависит от природных способностей. Из-за этого различия эта модель EI и ее использование предоставляются предприятиям и школам как средство развития управленческих навыков и развития человеческих ресурсов. В некотором смысле Модель способностей эмоционального интеллекта рассматривает использование эмоций в весьма прагматичных терминах. Хотя он не стремится отрицать обоснованность эмоций, он определенно рассматривает эмоции как инструмент, который можно использовать для достижения целей, и что наличие высокого эмоционального интеллекта означает, что человек также способен контролировать и использовать свои собственные эмоции. как эмоции других. Некоторые психологи критикуют модель способностей за то, что она слишком сильно фокусируется на интеллектуальных аспектах использования эмоций, а не на способности человека распознавать и оценивать эмоции как свой собственный законный опыт вне когнитивной функции. Другие считают, что модель способностей слишком предрасположена к макиавеллистским принципам.

Как и практически во всех аспектах психологии, модель способностей дает много преимуществ даже тем, кто не считает ее наиболее точной моделью эмоционального интеллекта. Концепция использования эмоций положительными, продуктивными способами, безусловно, является полезной способностью, независимо от того, полностью ли она указывает на общий эмоциональный интеллект человека или нет.

Хотите узнать больше? Почему бы не пройти онлайн-курс по эмоциональному интеллекту?

Некоторые ограничения модели способностей EI связаны со стандартами измерения. В то время как многие люди считают модель способностей наиболее научно исследованной из моделей эмоционального интеллекта, поскольку она измеряется с использованием объективных стандартов, другие обеспокоены тем, что она неточна по той же причине. Теоретически использование социальных норм и моделей поведения в глобальном масштабе кажется идеальным способом измерения EQ (при условии, что ваше определение EQ и его значения совпадают с моделью способностей). Но некоторые исследователи обеспокоены тем, что это глобальное сравнение полностью объективных измерений не обязательно точно отражает индивидуальный EQ, особенно потому, что оно пытается объективно измерить некоторые характеристики, которые по определению субъективны.

Модель черт эмоционального интеллекта

Модель черт эмоционального интеллекта была впервые разработана психологом Константином Василием Петридесом и дает совсем другое понимание эмоционального интеллекта, чем модель способностей. В то время как модель способностей очень прагматична и ориентирована на внешние результаты, модель черт больше ориентирована на эмоциональное самовосприятие. По сути, Trait EI оценивает, как человек воспринимает свои эмоциональные способности. Эти эмоциональные способности и их восприятие затем влияют на их поведение и воспринимаемые когнитивные и поведенческие способности. Эту конструкцию также можно назвать эмоциональной самоэффективностью, поскольку она почти полностью определяется восприятием человека, а не какими-либо объективными показателями. Из-за этого Trait EI очень устойчив к любым академическим или научным измерениям. Хотя это верно для большинства самоотчетов, полное отсутствие каких-либо объективных измерений в модели черт делает ее особенно трудной для доказательства или опровержения.

Тем не менее, это на самом деле не так уж далеко от общего определения Эмоционального Интеллекта, как может показаться. В разных моделях эмоционального интеллекта все они возвращаются к одним и тем же существенным качествам: пониманию и регулированию собственных эмоций и пониманию и регулированию (или адаптации) эмоций других. Хотя модель черт сильно отличается от модели способностей, обе они по-прежнему отражают эти основные элементы. Для модели черт роль самовосприятия, очевидно, влияет на распознавание и регулирование собственных эмоций человека. Распознавание и регулирование эмоций других в рамках конструкции «Модель черт» — это признание того, что многие люди обладают способностью понимать и воздействовать на других естественным и практически без усилий способом, когда они распознают свои индивидуальные естественные личностные характеристики и играют на них. Другими словами, теория черт основывается на предположении, что как только человек сможет распознавать и использовать свои собственные эмоции и сильные стороны своей личности, он будет хорошо подготовлен к пониманию и регулированию эмоций тех, с кем он взаимодействует. .

Модель черт эмоционального интеллекта по существу должна проводиться в рамках понимания личности человека. Поскольку он так сильно зависит от личностных характеристик, невозможно оценить чей-либо EQ с помощью модели черт без проведения (либо предварительно, либо одновременно) оценки личности. Но из-за того, что она так сильно зависит от личности, некоторые психологи не верят, что Модель черт EQ вообще имеет право на существование в качестве меры EQ, потому что она очень сильно зависит от личности. Некоторые теоретики EQ считают, что EQ должен быть в рамках когнитивно-эмоциональных способностей, а не характеристик личности. Аспекты личности, которые непосредственно связаны с эмоциональным интеллектом, которые измеряются в рамках модели черт, включают адаптивность, напористость, выражение эмоций, управление эмоциями других, восприятие эмоций (себя и других), регулирование эмоций, импульсивность, отношения, чувство собственного достоинства. , самомотивация, социальная осведомленность, управление стрессом, черта сопереживания, черта счастья и черта оптимизма.

Модель черт исторически оценивалась с использованием самоотчетов в различных форматах. Как правило, эти оценки включают ограниченные измерения личностных характеристик и черт, а не когнитивных способностей или навыков. Со временем опросник эмоционального интеллекта, тщательная оценка с использованием модели черт, использовался и исследовался во многих странах мира. Опросник эмоционального интеллекта включает 15 подшкал в контексте четырех основных факторов: самоконтроль, благополучие, эмоциональность и общительность. Психометрические свойства этой оценки были исследованы в разных странах, и было обнаружено, что баллы имеют нормальное распределение и являются надежными в глобальном масштабе. Недавние исследования при сравнении Опросника эмоционального интеллекта с другими тестами EI показали, что он особенно действителен с научной точки зрения. Успех этого теста, особенно с учетом того факта, что он основан на самооценке, предоставил исследователям ЭИ более совершенные методы самооценки и субъективных оценок, которые могут быть более надежными, чем предполагалось ранее. Это также придало гораздо больше доверия легитимности модели черт.

Кроме того, исследователи также обнаружили, что результаты опросника эмоционального интеллекта положительно связаны с некоторыми личностными чертами Большой пятерки (как и ожидалось), а также обратно пропорциональны другим характеристикам Большой пятерки. Исследователи также обнаружили, что результаты этого теста не были связаны с невербальными рассуждениями, которые были интерпретированы как поддержка интерпретации EQ как основанной на личности, а не на основе истинного интеллекта. Многие генетические исследования также были завершены с использованием модели признаков, которые обнаружили статистически значимые генетические характеристики для всех аспектов EI признаков.

Большая часть исследований, проводимых в настоящее время по EI как общей теории, проводится с использованием модели черт. Поскольку модель черт признает присущую человеческим эмоциям субъективность, она предоставляет гораздо более широкую область для исследований. Конечно, некоторые из этих исследований могут быть выполнены неправильно, даже если предположить, что все самоотчеты действительны и актуальны для их исследования ЭИ; самоотчет так плохо воспринимается в научной среде по ряду причин. Успех опросника эмоционального интеллекта не должен указывать или подтверждать все (или даже большинство) других исследований эмоционального интеллекта.

Одним из наиболее убедительных и убедительных аргументов в пользу модели черт эмоционального интеллекта является то, что, в отличие от модели способностей, она признает, что определенные характеристики личности и эмоциональные реакции могут быть идеальными или положительными в определенных ситуациях, но могут не быть идеальными для других ситуаций. . То, что делает кого-то отличным в своей работе, например, может быть теми же характеристиками, которые могут сделать его менее успешным супругом или родителем. Под характеристикой индивидуума понимается разная с точки зрения преимущества, основанная на разных сценариях, что по существу создает адаптивную ценность Эмоционального интеллекта. Модель черт, поскольку она не признает какого-либо идеального уровня или типа EQ, может сделать исследование EQ более всесторонним и допустить большую индивидуализацию, но она, безусловно, не подходит для использования в профессиональных целях, например, для использования EQ для найма. , управлять или обучать сотрудников.

Когда дело доходит до EQ, существует общее мнение, что изменение или максимизация вашего эмоционального интеллекта имеет смысл и всегда приносит положительные результаты. Теория черт несколько оспаривает это предположение. Хотя он признает, что есть место для изменений и роста, он также придерживается идеи, что большая часть вашей личности укоренилась. Поскольку она так сильно зависит от личностных характеристик, эта модель утверждает, что определенный уровень вашего EQ и поведения, связанного с EQ, будет зависеть от ваших автоматических реакций, а не от усвоенных или измененных. Более того, теория черт не обязательно продвигает идею о том, что изменение вашего EQ — это хорошо.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts