Уголок валеологии в образовательном пространстве группы
Консультация для воспитателей
«Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников. В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.
Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:
- 1.Соблюдение личной гигиены.
- 2.Рациональное питание.
- 3.Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
- 4.Соблюдение режима дня.
- 5.Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
- 6.Профилактика простудных заболеваний
- 7. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
- 8.Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
Задачи валеологического воспитания:
- 1.Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
- 2.Накопление знаний о здоровье.
- 3.Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Все эти задачи мы решаем при помощи методов:
Методы:
-
-словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),
-
-наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),
-
— практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;
упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др. )
Формы организации детей:
-
НОД;
-
экскурсии;
-
наблюдения;
-
дидактические игры;
-
чтение художественной литературы;
-
сюжетно-ролевые игры;
-
простейшие опыты;
-
самостоятельное наблюдение;
-
индивидуальным занятиям в уголках здоровья.
-
закаливание,
-
физическая культура,
-
релаксация,
-
физкультминутки,
-
рациональное и полноценное питание,
-
личная гигиена,
-
использование народных средств,
-
активный труд,
-
рациональный отдых,
-
прогулки на свежем воздухе.
Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.
Задачи валеологического уголка:
— сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
— формировать осознанное отношение к своему здоровью;
— знакомить детей со строением человеческого организма;
— формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;
— формировать гармоничную личность.
Три составляющие валеологического уголка:
— питание
— гигиенические навыки
— физическая культура (спорт)
Итак, первая составляющая – питание:
Во время приема пищи используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:
— Хорошее питание — основа здоровья.
-Пища — основа жизни.
— Разумно есть – долго жить.
Представляю некоторые дидактические и подвижные игры по воспитанию культуры питания
Цель: Привитие культуры питания.
-«Полезно – вредно»
-«Вместе — отдельно»
-«Чудесный мешочек»
-«Что можно приготовить из этих продуктов?»
— «Что, где растет?»
— «Соберем урожай»
-«Волшебная кастрюля»
-«Витаминная азбука»
— «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.
Игры для детей от 3 до 7 лет
Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.
— Детям 3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую — красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.
-Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное — красный шнур)
— Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому — полезные продукты, к красному – вредные.
Вторая составляющая валеологического уголка — гигиенические навыки.
— Схема, как правильно чистить зубы.
-Таблица, как правильно мыть руки.
— Дидактические игры: « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.
— Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.
-Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.
Третья составляющая уголка — физическая культура
— Дидактические игры « Спорт», « Команда чемпионов», и т.д.
-Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).
— физкультминутки.
— картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.
— Папка « Строение тела»
— Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).
-массаж (мячики — ежики).
В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.
Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.
Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами, ковриком с шипами, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.
Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».
Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть.
В этом может помочь плакат «Правильная осанка».Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов, дидактические игры, к примеру — « Зуб-неболей-ка».
Тематические словари:
-гигиена и здоровье,
-я и моя безопасность,
-я и мое тело.
Дидактические карточки:
-Азбука здоровья,
— Как устроен человек.
Картотеки валеологических игр.
Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
Организуются экскурсии в медицинский кабинет.
Проводятся беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».
Задачи:
-
Установление доверительно-делового контакта с родителями;
-
Повышение педагогической культуры родителей;
-
Пропаганда ЗОЖ;
-
Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
- 1.Общие родительские собрания;
- 2.Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
- 3.Телефон доверия;
- 4.Проведение совместных мероприятий: — спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; — вечеров развлечений; — дней именинника; — витаминных и чайных столов;
- 5. Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
- 6.Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
- 7.Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:
- 1.Снижение заболеваемости.
- 2.Рост уровня физического и психического здоровья.
- 3.Повышение двигательной активности детей.
- 4.Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
- 5.Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
- 6.Общая подготовленность к обучению в школе.
- 7.Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Таким образом, все воспитательно — оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам — словом учит вести здоровый образ жизни с детства.
Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».
Литература:
- 1.Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
- 2.Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
- 3.Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- 4.Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
- 5.Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- < Назад
- Вперёд >
Роль валеологии в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Библиографическое описание:Лаврентьева, В. В. Роль валеологии в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / В. В. Лаврентьева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13010/ (дата обращения: 20.02.2023).
Здравствуй!
Мы так привыкли употреблять это слово как приветствие, что не всегда вдумываемся в его смысл. А оно означает — будь здоров, не болей, желаю здоровья. Приветствовать людей пожеланием здоровья стало доброй традицией. Она как бы напоминает о том, что самое главное для каждого человека — здоровье.
Большинству из нас от рождения дается хорошее здоровье, но этот бесценный дар мы слишком часто принимаем как нечто само собой разумеющееся.
Мы не задумываемся и над тем, насколько здоровье зависит от нас самих, от того, какой образ жизни мы ведем.
С древних времен люди упорно ищут чудодейственные средства сохранения здоровья. С древних времен хорошо известна целебная сила естественных факторов природы — воздуха, солнца, воды — и физических упражнений.
«Отец медицины» — древнегреческий ученый Гиппократ, сам проживший 104 года, проповедовал, что для продления жизни необходимы разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Известный греческий писатель, и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни».
Здоровье человека всегда было и будет актуальной темой, особенно если речь идет о здоровье дошкольника. Дошкольный возраст — это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Всё это делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.
Главная задача воспитателей детского сада — подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии — это:
‒ организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;
‒ качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;
‒ технологическая база здоровьесберегающей педагогики.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий вдетском саду по ФГОС:
‒ сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
‒ создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
‒ обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Цель здоровьесберегающих технологий вдошкольном образовании:
Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Что же такое валеология?
Валеология — это наука об индивидуальном здоровье человека. Она представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Выделение валеологии как науки о здоровье человека в качестве автономной области научных знаний обусловлено глобальностью проблемы. «Чтобы быть здоровым,- указывает академик Н. М. Амосов, — нужны собственные усилия, постоянные и значительные. И заменить их ничем нельзя.
Но как определить направления собственных усилий, как отобрать средства и узнать нужную меру индивидуальных воздействий, чтобы «Не навредить!».
Валеология, будучи рожденной медицинской наукой, быстро стала меганаукой, распространившись на другие отрасли знаний. Становление валеологии как учебной науки можно считать свершившимся фактом.
Важно, что к проблеме укрепления и сохранения здоровья общества серьёзно подключилась система образования. В обществе появилась новая социальная роль учителя здоровья и образовательные учреждения начинают выполнять новую функцию.
Цель курса — обеспечить возможности формирования и применения знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни. Для того, чтобы в дальнейшем, жизнь воспитанника была успешной, его внимание необходимо сосредоточить на его здоровье. Ему надо помочь расти здоровым и не болеть.
Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здорового образа жизни стали одним из направлений деятельности нашего детского сада. В ДОУ используются различные виды здоровьесберегающих технологий (медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, образовательные и др.)
Также широко используется программа по оздоровлению воспитанников. Содержание курса включает изучение и исследование основных положений и принципов, исходящих из разных областей жизни и здоровья человека. Оно включает следующие разделы:
«Я— человек» | «Мой путь кздоровью» | «Я вгармонии смиром» |
Человек — это кто? Строение человека. Рост и развитие. | Какой он, здоровый человек? Здоровье. Что я должен делать, чтобы быть здоровым? | Я и окружающий мир (опасности, которые меня подстерегают). Правила безопасного поведения. Красота человеческого общения. Разрешение трудных и спорных вопросов. Службы безопасности. |
Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно — развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом. Так же предлагаем детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
С целью снижения заболеваемости составлен план лечебно оздоровительных мероприятий, в соответствии с которым проводятся: витаминизация, полоскание горла настоем из лечебных трав, морской водой, дети получают чай, в состав которого входят лечебные сборы, в зимние месяцы — лук, чеснок, в летние — зелёные салаты, проводятся закаливающие процедуры. Большое внимание уделяется соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе, поддержанию температурного режима.
Формы, методы и приёмы работы самые разнообразные. Это комплексы утренней и бодрящей (после дневного сна) гимнастики, физкультминутки (динамические паузы), подвижные игры, дыхательная и пальчиковая гимнастики, физкультурные занятия, (которые проводятся согласно ФГОС три раза в неделю), спортивные мероприятия и праздники. А также целый комплекс дидактических и развивающих игр, сюжетно-ролевых игр, игровых упражнений, бесед и опытов (экспериментов), сказок, аудиозаписей, иллюстраций и книг, которые входят в программу по валеологии. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них.
Дидактическая игра «Моё лицо»
Задачи. Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, серые, карие, зелёные глаза). Закреплять представление о частях лица, активизировать словарь (глаза, рот, губы, нос, брови). Развивать тактильные ощущения.
Материал. Разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин,наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.
Содержание. Используя различные материалы, дети составляют лицо человека, дают описательный рассказ о его форме, цвете и т. д.
Дидактическая игра «Чистые руки»
Задачи. Обучать последовательности действий процесса умывания. Активизировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.
Материал. Картинки с правилами, предметами туалета; мелкие игрушки, объёмные фигурки животных, предметы труда.
Содержание.
1-й вариант — воспитатель предлагает выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки и соответственно картинке найти объёмные предметы.
2-й вариант — воспитатель предлагает имитировать движения процесса мытья рук.
Дидактическая игра «Умею — не умею»
Задачи. Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.
Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги». «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
Дидактическая игра «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?»
Задачи. Активизировать знания воспитанников о превалирующем развитии того или иного органа чувств для людей разных профессий. Активизировать словарь: повар, разведчик, музыкант, парфюмер, фокусник.
Содержание. Каждый человек получает карточку с изображением человека определённой профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют её у себя (если она подходит к изображению на большой карточке, т. е. если этот орган чувств важен для представителя этой профессии), либо возвращают обратно. Например: парфюмер-нос. Игра заканчивается тогда, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки.
Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предположить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько карточек.
Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы»
Задача. Акцентировать внимание на том, что чем больше задействовано анализаторов, тем быстрее выполнишь задание.
Содержание. Воспитаннику предлагается сосчитать количество пуговиц на рубашке (кофте, платье) двумя способами: только на ощупь или ощупывая предмет и глядя на него. Ответить на вопрос: как быстрее?
Игровое упражнение «Поговорим без слов»
Задача. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.
Содержание. Воспитатель предлагает отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.) позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.). Затем даётся задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы, мимики с целью понимания друг друга без слов.
Игровое упражнение «Послушаем свой организм»
Задача. Познакомить детей с элементарными приёмами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.
Содержание. Воспитатель предлагает воспитанникам сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело), прислушаться к себе, к тому, как работает сердце, пульсирует кровь, как мы дышим и т. п.
Опыт № 1
Цель. Сравнить температуру воды в нескольких ёмкостях.
Содержание. Взрослый предлагает ребёнку определить на ощупь температуру воды в каждом стакане и расставить их по порядку (от самой холодной до самой тёплой). Воспитанников подводят к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.
Опыт № 2
Цель. Доказать необходимость вдоха для определения запаха.
Содержание. Воспитатель кладет перед каждым участником матерчатый мешочек, внутри которого спрятаны туалетное мыло, флакончик из-под духов, кожура от мандарина и т. п. Воспитатель предлагает детям, не трогая мешочка, по запаху догадаться, что находиться внутри. После ответов воспитанников воспитатель уточняет: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.
Это всего лишь некоторые варианты возможного применения дидактических игр, игровых упражнений и экспериментальных приемов на практике, но именно они позволяют познакомить воспитанников с собственным организмом, увлечь их и понять некоторые стороны физиологии человека. Выстроив сеть занятий по валеологии и помогая познать свой организм, надо постараться донести до ребят, что необходимо бережно относиться к своему организму, заниматься физкультурой, спортом, вести здоровый образ жизни. Яркие, интересные впечатления, связанные с играми и спортом в детстве, оставляют в памяти человека такой глубокий след, что об этом он с удовольствием вспоминает всю жизнь. А воспитать здорового и полноценного человека — самая главная задача нашего общества. Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить (высокая жизненная позиция), успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. Поэтому, в настоящее время, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Литература:
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства // Дошкольное воспитание. — 2004 г.- № 1.- С.114–117.
- Шитикова Г. «Если хочешь быть здоровым…» — Лениздат, 1978 г.
- Афонькин С. «Когда, зачем и почем?» — Санкт-Петербург, 1996 г.
- Баранчукова Г. А., Розанова Т. Л., Лагуткина Л. Н. Образовательная программа «Расти здоровым» — Санкт-Петербург: НМЦ Фрунзенского района СПб, 1999 г.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, дидактическая игра, задача, здоровье, здоровье человека, игра, игровое упражнение, орган чувств.
Валеология — здоровый образ жизни — питание, массаж, фитнес, личная гигиена
Валеология — здоровый образ жизни — питание, массаж, фитнес, личная гигиенаДОМ | МЕНЮ | ДОКУМЕНТЫ | ПОИСК |
Валеология (la vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»), наука или понятие о здоровом образе жизни.
Термин Валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х годов ХХ века И.И. Брехман. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методику, средства, технологию сохранения и укрепления здоровья.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, улучшения здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, упражнения, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений. , своевременное обращение к врачу. Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.
Представляемый Вашему вниманию сайт «Валеология — здоровый образ жизни», построен по модульному принципу и на сегодняшний день включает следующие разделы: Гигиена, Долголетие, Отношения мужчины и женщины, Клонирование, Косметика, Культура, Курорты и отдых, Массаж , Питание, Погодные условия, Психология, Реабилитация, Уход за больными, Физическая культура и спорт, Фитнес-центры.
Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания (с соблюдением постов), ванн, закаливания были заложены народом, учеными, врачами, интеллигенцией в прошлые века. Великие русские — А. Суворов, А. Пушкин, Л. Толстой, И. Репин и многие другие — доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни — не навреди, не злоупотребляй, будь умеренным — способствует долголетие, крепкое здоровье, высокая работоспособность…
доктор медицинских наук, профессор В.Н. Мошков
Валеология здорового образа жизни — учебник для студентов вузов, 1999
Новости сайта здоровый образ жизни здоровый образ жизни:
08.02.2017 Масло какао давно используется в косметологической практике | |
12.12.2016 Техника танца медленный фокстрот для начинающих | |
04.11.2016 Техника танца самба для начинающих | |
01. 10.2016 Тренировки по пауэрлифтингу | |
08.08.2016 Атлетизм женский | |
06.07.2016 Прогрессивная система и методика спортивной тренировки мужчин и женщин | |
01.03.2016 Рыба и рыбопродукты | |
18.02.2016 Гвоздика, рецепты | |
01.02.2016 Полезные свойства гороха, рецепты | |
16.01.2016 Рис самое важное пищевое растение человечества | |
17.11.2015 Рецепты спаржи | |
14.11.2015 Слив посуды на вашем столе | |
23.10.2015 Рецепты с малиной | |
11.10.2015 Все диеты по номерам | |
06.10.2015 Рецепты с арахисом | |
27. 09.2015 Рецепты из груши |
Архив новостей
ВЫСТАВКИ:
Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья – 2019 02.04.2019 — 04.04.2019 XXV Всероссийский съезд Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья | |
Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья – 2018 03.04.2018 — 05.04.2018 XXIV Всероссийский съезд Амбулаторно-поликлиническая помощь в эпицентре женского здоровья | |
Репродуктивная медицина – 2018 16.01.2018 — 19.01.2018 XII Международный конгресс по репродуктивной медицине | |
VIII Конгресс – 2017 22.06.2017 — 23.06.2017 Паллиативная медицина в здравоохранении Российской Федерации и стран СНГ | |
БИОТЕХМЕД – 2016 26. 09.2016 — 27.09.2016 ИТ в медицину | |
Радиология – 2016 24.05.2016 — 26.05.2016 X Юбилейный Российский Национальный Радиологический Конгресс | |
МЕДИ Экспо 2016 24.05.2016 — 26.05.2016 VIII Всероссийская конференция – Функциональная диагностика | |
Food Expo 2016 (Китай) 06.05.2016 — 08.05.2016 V международная выставка импортных продуктов питания | |
МЕДИ Экспо 2016 04.04.2016 — 07.04.2016 2016 — Амбулаторная практика: диагностика, лечение, профилактика | |
МЕДИ Экспо 2016 22.03.2016 — 24.03.2016 XXI Всероссийская научно-практическая конференция. Лабораторные исследования качества и их роль в обеспечении безопасности пациентов | |
МЕДИ Экспо 2015 03.12.2015 — 05.12.2015 II Национальный конгресс по регенеративной медицине | |
МЕДИ Экспо 2015 30. 11.2015 — 01.12.2015 Медицина и качество. – VIII Международная научно-практическая конференция с международным участием | |
МЕДИ Экспо 2015 23.11.2015 — 25.11.2015 Анестезия и реанимация в акушерстве и неонатологии. VIII Всероссийский съезд | |
МЕДИ Экспо 2015 17.11.2015 — 20.11.2015 Выкидыш: социальная проблема, медицинское решение. V Научно-практическая конференция | |
МЕДИ Экспо 2015 10.11.2015 — 13.11.2015 VII Съезд Российской ассоциации специалистов ультразвуковой диагностики в медицине |
Уважаемые господа, напишите о каких выставках вы хотите узнать?
Здоровье человека зависит не только от медицины и здоровья, но и от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни.
Известно, что общей неспецифической реакцией организма является реакция на стресс. Определенный уровень стресса, как считал Г. Селье, необходим для обеспечения нормального функционирования организма (эустресс). Но нередко уровень стрессовых воздействий оказывается выше оптимального, что приводит к разного рода расстройствам (дистрессам).
Стрессовая реакция организма на чрезмерную физическую нагрузку, гиподинамию, инфекцию выражается в химическом дисбалансе внутренней среды.
В ХХ в. Значительно сократилось количество заболеваний и увеличилась средняя продолжительность жизни человека.
Успехи, достигнутые в профилактике и лечении инфекционных заболеваний, очевидны. Так, инфекционные заболевания составляют сейчас лишь 10% от общей заболеваемости, а неинфекционные (соматические), функциональные расстройства, хронический алкоголизм, наркомания и др. — 35% (К. Е. Тарасов, Е. К. Черненко, 1979).
Из многих сотен известных болезней только 10 стали причиной смерти каждых 85 из 100 человек в среднем и пожилом возрасте. Одними из основных являются ожирение, гипертония, атеросклероз, аутоиммунные заболевания, психическая депрессия, онкологические заболевания. Стало больше хронических форм заболеваний.
Наибольший прогресс в сфере сохранения здоровья достигается не опосредованно через непосредственное лечебное воздействие, а опосредованно через улучшение условий жизни и труда.
В последние десятилетия здоровье людей ухудшилось, особенно в городах. Это связано с окружающей средой (загрязнение окружающей среды, повышенная радиация, некачественная пища и питьевая вода и другие факторы) и грозит опасностью генетических изменений. Кроме того, повышается уровень механизации и автоматизации трудовых процессов, что приводит к резкому снижению физического труда, усугублению стрессовых ситуаций. Урбанизация и городской образ жизни во многом способствуют возникновению предпатологических и патологических состояний.
Исследования показывают, что для адаптации и сохранения здоровья психические факторы имеют большее значение, чем природно-климатические факторы.
Для того чтобы понять все градации физического и психического состояния человека — от цветущего здоровья до тяжелых хронических заболеваний, важно иметь четкое представление о норме.
Понятие «норма» может быть очень разным для разных людей. Здоровье следует рассматривать как непрерывный процесс адаптации к социальной и внешней среде.
На нашем сайте представлены примеры разумного использования физической культуры, закаливания, рационального питания для профилактики возникновения заболеваний.
Рекомендуем посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: МЕНЮ с описанием разделов | |||
СОЦИАЛЬНЫЕ | ПОЖЕРТВОВАНИЕ | МОЯ ДИЕТА | МОЙ СПОРТ |
Выпуск all4e8 |
Copyright © VZOJ 2022. Все права защищены. При перепечатке или цитировании материалов myvaleology.com просьба ставить ссылку на сайт myvaleology.com :
Здоровый образ жизни
Почему валеология не популярна в Украине
16 июля, 00:00
Поделиться:
Какое вложение лучше, в здорового или больного человека? С одной стороны, бросать больных людей на произвол судьбы негуманно, учитывая, какую мизерную помощь (если она вообще есть) они получают из скудного бюджета здравоохранения. С другой стороны, постоянное размышление о больных вполне может убедить человека в том, что смертность никогда не снизится и нация никогда не выздоровеет. Пока Минздрав решает проблему однозначно. «У меня эпидемия туберкулеза, 42 тысячи ВИЧ-инфицированных, 700 тысяч онкологических больных и миллион диабетиков. Где я возьму деньги на профилактическую медицину?» — вторит своим предшественникам министр здравоохранения Виталий Москаленко. В то же время ВОЗ настаивает на том, что приоритеты должны быть изменены с учетом мировых тенденций. Они считают, что медицина двадцать первого века должна забыть о защите и превратиться в конструктор здоровья. Кроме того, новый подход представляется прибыльным. Таким образом, доллар, вложенный в профилактику, позволяет сэкономить семь долларов на лечении.
После того, как экономные американцы поняли идею и начали вкладывать значительные суммы в немедицинские методы сохранения здоровья, они получили ошеломляющие результаты. Благодаря умелой пропаганде, убеждению и принуждению более 20 миллионов американцев за сравнительно короткое время бросили курить, изменили свои взгляды на питание и занялись физическими упражнениями. Одним из стимулов, несомненно, послужило то, что в противном случае им пришлось бы сокращать семейные бюджеты, поскольку многие фирмы просто отказывались брать на работу курящих и полных людей, а страховые компании стали платить меньше возмещений людям с низким индексом здоровья.
Мы в Украине не такие радикальные, но тоже время от времени практикуем эффективные методы. Стремясь выиграть призы, 78% участников регулярных конкурсов, проводимых в рамках Международной семейной программы, несколько месяцев не курили; в итоге 28,5% отказались от привычки и 34,5% сократили курение. Одним словом, формирование идеологии хорошего здоровья во многом связано с мотивацией, которая, по данным опросов, отсутствует у 75% студентов-медиков.
Валеология – это наука, предназначенная для исправления менталитета людей, мало заботящихся о своем физическом состоянии. Он также известен как жемчужина славянской мысли; никто никогда не думал о выделении здоровья в отдельную категорию. Планировалось включить валеологию в школьные и вузовские программы, с упором на младшие и средние классы, так как дети в этом возрасте более открыты новым идеям. Но потом машинист бежал впереди паровоза как в Украине, так и в России, как говорится. Подготовленных валеологов не было, а предмет уже был в программе, поэтому директора школ стали приглашать ясновидящих, сектантов и всяких знахарей в качестве «пропагандистов здорового образа жизни». Результат оказался весьма драматичным. Чиновник Минобразования России взял грант Сороса на половое воспитание в школах. Получившиеся лекции в младших и средних классах были, мягко говоря, несвоевременными, и родители яростно протестовали. Это было началом заката валеологии как школьного предмета, сопровождавшегося гневным письмом в адрес российского министерства, подписанным 140 наиболее влиятельными российскими деятелями. Практически идентичная ситуация сложилась в Украине, хотя и с меньшими отзвуками. Валеология была исключена из школьной программы по инициативе 13 депутатов. Ее до сих пор клеймят как лженауку и информационное оружие, предназначенное для разрушения традиционных национальных ценностей и навязывания чуждых практик. На самом деле эта так называемая лженаука утверждает просто, что образ жизни человека является главным резервом его здоровья, что он на 50% определяет общественное здоровье (на 20% — среда, на 20% — наследственность, на 10% — органы здравоохранения). Геннадий Опанасенко, доктор медицинских наук, председатель комитета по проблемам валеологии Минздрава и Национальной академии наук, давно констатировал два феномена: индекс безопасного здоровья и саморазвивающийся патологический процесс. Первое сводится к определенной степени здоровья, когда болезни не развиваются. Последний имеет то, что болезни, выйдя из «безопасной зоны», начинают прогрессировать независимо от всех внешних факторов. Человек едва выздоравливает, когда снова заболевает. Исследование профессора Опанансенко показывает, что «безопасно здоровых» жителей Украины в 19 веке было 5-8%.90-х годов, а к 2001 году их число упало до менее одного процента. Правда, это характерно не только для Украины, аналогичную статистику показывает и Запад, и огромное количество больных выздоравливает только благодаря хорошо развитой системе здравоохранения. В результате продолжительность жизни в Украине самая низкая, а смертность от сердечно-сосудистых заболеваний самая высокая в Европе.
Виктор Пономаренко, директор Института общественного здоровья, говорит, что они активно «работают над исправлением ошибок». В программе «Здоровье нации», принятой не так давно, есть отдельные пункты, касающиеся профилактики и пропаганды здорового образа жизни. Пересматриваются и стратегические задачи здравоохранения, появляются новые дисциплины, в том числе социальная медицина, культура здоровья, антитабачная и антиалкогольная кампании. Он считает, что семейная медицина также является очень важным фактором. Врачи будут заниматься семейной психологией и практиковать регулярные осмотры для прогнозирования заболеваний. Одним словом, человек будет активно участвовать в процессе построения своего собственного здоровья. Правда, некоторые уверяют, что процесс будет достаточно болезненным и сложным, потому что будут препятствия, оставленные украинским историческим прошлым и менталитетом. Разделение празднично накрытого стола испокон веков было любимым славянским занятием, и казак, который не курил и не пил, не мог считаться членом братства. Спустя столетия болезни «поощрялись» советской системой больничных, льгот и курортных мест. Геннадий Опанасенко убежден, что нужно формировать новое общественное сознание, чтобы хотя бы медленно повышать индекс здоровья нации. На данном этапе, по его словам, мы можем использовать электоральные и другие манипулятивные технологии. Главное иметь решимость и мотивацию. Иными словами, психологам ученый придает первостепенное значение в деле возрождения здоровья нации, ибо они закладывают основу для врачей.
Что горстка психологов, практикующих в Украине (занимающих одно из последних мест в Европе по количеству на душу населения), соглашается с ним и подчеркивает необходимость подавления консерватизма и отстаивания психосоматических (каких? — Ред. ) методов. Они утверждают, что люди должны заботиться о своей психической гигиене, потому что понятие здорового образа жизни подразумевает поведение, направленное на сохранение здоровья и адекватного мышления.