6.2.3. Виды восприятия . Психология физической культуры. Учебник
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим. В зависимости от ведущего анализатора различают следующие виды восприятия.
1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.
Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что…», «Вот посмотрите…», «Давайте представим…», «Решение уже вырисовывается…»
Аудиальный тип. Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так…», «Мне созвучно это…», «Я слышу, что вы говорите…», «Вот послушайте…» и т. п.
Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения. В разговоре они используют кинестетические слова и выражения: «Если взять, к примеру…», «Я не могу ухватить мысль…», «Попробуйте ощутить…», «Это очень тяжело…», «Я чувствую, что…»
Знание ведущего типа восприятия у занимающихся физической культурой и спортом способствует более качественному и быстрому овладению техникой движения.
Ярко выраженные представители этих типов имеют специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и т. п. Ведущая сенсорная система оказывает влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. В жизни люди часто плохо понимают друг друга, в частности от того, что не совпадают их ведущие сенсорные системы. Если необходимо установить хороший контакт с человеком, то нужно использовать те же самые процессуальные слова, что и он.
Если же вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника.2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слухо-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.
3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.
Восприятие движения и пространства. В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. С точки зрения ориентации человека в окружающем мире особое значение имеют двигательные (кинестезические) ощущения: зрительное восприятие связано с перемещением глаз; во вкусовом восприятии большое значение имеет движение языка и т.
Восприятие движения – это отражение человеком изменения положения предметов относительно друг друга. Восприятие движения осуществляется с помощью зрительного и кинестезического анализаторов. С помощью зрения человек может воспринимать движения двумя способами. При фиксированном взоре восприятие движения вызывается перемещением изображения на сетчатке. Вторым способом восприятия движения является прослеживание взором за движущимся объектом. Зрительная информация при восприятии движения может быть ошибочной. Восприятие движения имеет существенное значение в спортивной деятельности.
Восприятие времени – это отражение в сознании человека длительности и последовательности явлений объективной действительности. Восприятие времени осуществляется анализаторами, из которых основными являются кинестезические и слуховые. Особую роль кинестезический анализатор играет в восприятии ритмически повторяющихся во времени событий. Человек, воспринимая ритм, сопровождает его движениями. С помощью слухового анализатора человек воспринимает продолжительность и последовательность событий или явлений. Восприятие времени зависит от потребностей, желаний и интересов личности. Обычно время, заполненное интересной работой или игрой, кажется значительно короче, чем время, занятое скучной, монотонной деятельностью.
Существует тенденция переоценивать отрезки времени менее одной секунды и недооценивать интервалы более одной секунды. Если отметить начало и конец отрезка времени двумя щелчками, а между ними оставить паузу (наполненный интервал), то он будет восприниматься как более короткий по сравнению с равным ему отрезком, заполненным серией щелчков.
Мы осознаем длительность (так же, как и пространство) лишь тогда, когда существует временной интервал между моментом пробуждения потребности и моментом ее удовлетворения, то есть когда время мы воспринимаем как препятствие (ждем чего-то или кого-то). В противном случае мы не обращаем внимания на переживание нами времени. Отсюда следует основной закон восприятия времени, сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Восприятие, внимание, память и речь дошкольника. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №103 «Тургай»
Восприятие, внимание, память и речь дошкольника. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.
Восприятие.
Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов.
Внимание.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Память.
Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти.
Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.
Восприятие, внимание, память и речь дошкольника. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.
Восприятие.
Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, поскольку пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают.
Внимание.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Память.
Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.
Что такое восприятие? определение, факторы, процесс и важность
Определение : Восприятие — это процесс, посредством которого люди рассматривают, анализируют, извлекают и реагируют на любую информацию из окружающей среды . Например, одни люди чувствуют себя счастливыми, зарабатывая деньги, а другие — тратя деньги.
Факторы, влияющие на восприятие
Факторы, влияющие на восприятие, показаны на рисунке ниже:
Процесс восприятия
- Прием : В этом процессе человек получает информацию через стимулы.
- Выбор : На это влияют два типа факторов:
- Внешние факторы : Это размер, интенсивность, близость, движение и новизна.
- Внутренние факторы : Это отношение, мотивы, переживания, интересы и ожидания.
- Организация : Это процесс, посредством которого мы сортируем стимулы по значимой схеме. Это включает в себя следующее:
- Группировка : Сборка стимулов на основании сходства.
- Близость : Это близость стимулов друг к другу, влияющая на восприятие.
- Замыкание : Это способность организовывать стимулы таким образом, чтобы вместе они образовывали цельный паттерн.
- Интерпретация : Это формирование представления об информации, которая воспринимается, отбирается и организуется. Он включает в себя следующие явления: эффект первичности, избирательное восприятие, стереотипизация, эффект ореола, эффект проекции и ожидания. Это типы ошибок восприятия.
- Эффект первичности/недавности : Первому впечатлению придается наиболее важное значение, известное как эффект первенства. Эффект новизны, с другой стороны, заключается в том, что люди помнят последние события больше, чем менее недавние.
- Стереотипирование : это эффект, вызванный формированием определенного мнения о категории стимулов и обобщением этого представления на встречи с каждым членом этой категории. На самом деле существует разница между воспринимаемым понятием каждой категории и фактическими чертами членов. Это может повлиять на процесс собеседования в организации.
- Эффект ореола : Это процесс обобщения всестороннего анализа до одного атрибута или черты. Эффект отрицательного ореола известен как эффект обратного ореола. Это влияет на оценку работы сотрудников в компании.
- Проекция : Это психологический защитный механизм, который заставляет человека сравнивать свои негативные черты с другими людьми и делать вывод, что они лучше других. Проверка восприятия сводит к минимуму негативные последствия проекции.
- Избирательное восприятие : Это означает, что человек видит, чувствует или слышит то, что он хочет, и пропускает другую информацию, несовместимую с его точкой зрения.
- Эффект ожидания : Это склонность человека интерпретировать любое лицо или объект на основе того, как он ожидает, что человек или объект будет в первую очередь. Его также называют эффектом Пигмалиона.
Восприятие – это интеллектуальный психологический процесс, который является субъективным, поскольку люди по-разному воспринимают одно и то же событие.
Важность восприятия
Восприятие играет ключевую роль в организации, поскольку оно влияет на следующее:
- Межличностные рабочие отношения.
- Подбор сотрудников.
- Оценка деятельности
Таким образом, в процессе восприятия мы придаем смысл окружающему миру.
Взаимодействие с читателем
[Типы восприятия этических проблем периоперационными медсестрами: Q-методологический подход]
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Пожалуйста, попробуйте еще раз
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 штука5 штук10 штук20 штук50 штук100 штук200 штук
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 2018 декабрь; 48 (6): 679-691.
doi: 10.4040/jkan.2018.48.6.679.
[Статья в Корейский]
Джин Нам Ким 1 , Сок Хи Чжон 2
Принадлежности
- 1 Отделение сестринского дела, больница Национального университета Чонбук, Чонджу, Корея.
- 2 Колледж сестринского дела · Научно-исследовательский институт сестринского дела, Национальный университет Чонбук, Чонджу, Корея. [email protected].
- PMID: 30613056
- DOI: 10. 4040/jkan.2018.48.6.679
[Статья в Корейский]
Джин Нам Ким и др. J Korean Acad Nurs. 2018 Декабрь
. 2018 декабрь; 48 (6): 679-691.
doi: 10.4040/jkan.2018.48.6.679.
Авторы
Джин Нам Ким 1 , Сок Хи Чжон 2
Принадлежности
- 1 Отделение сестринского дела, больница Национального университета Чонбук, Чонджу, Корея.
- 2 Колледж сестринского дела · Научно-исследовательский институт сестринского дела, Национальный университет Чонбук, Чонджу, Корея. [email protected].
- PMID: 30613056
- DOI: 10.4040/jkan.2018.48.6.679
Абстрактный
Цель: Это исследование было направлено на выявление типов восприятия этических вопросов среди периоперационных медсестер.
Методы: Q-методология, ориентированная на индивидуальную субъективность, использовалась с данными, собранными в ноябре 2016 года. Тридцать четыре Q-утверждения были выбраны и оценены 35 участниками по 9-балльной шкале с нормальным распределением. Участниками были периоперационные медсестры, работающие в современных больницах общего профиля и больницах общего профиля. Данные анализировали с помощью программы PC-QUANL.
Полученные результаты: в общей сложности 35 периоперационных медсестер были классифицированы по 4 факторам на основе следующих точек зрения: эгоцентричные (тип 1), наблюдающие и избегающие (тип 2), ориентированные на пациента (тип 3) и сосредоточенные на проблеме (тип 4). На 4 фактора приходилось 57,84% общей дисперсии. Индивидуальный вклад факторов 1, 2, 3 и 4 составил 41,80%, 7,18%, 5,20% и 3,66% соответственно.
Заключение: Основным вкладом этого исследования является прояснение субъективного восприятия периоперационными медсестрами этических вопросов. Эти результаты могут быть использованы для разработки эффективных стратегий для преподавателей сестринского дела, профессиональных медсестер и администраторов сестринского дела, чтобы улучшить способность принимать этические решения и осуществлять этический уход путем надлежащего решения этических проблем в повседневной сестринской практике.
Ключевые слова: Медсестры; Сестринская этика; Восприятие; Периоперационный уход; Q-сортировка.
© 2018 Корейское общество медицинских сестер.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов.
Похожие статьи
Как клинические медсестры в Южной Корее воспринимают статус профессии медсестер: Q-методологический подход.
Га EH. Ха ЭХ. Int J Nurs Pract. 23 апреля 2017 г. (2). doi: 10.1111/ijn.12516. Epub 2017 6 января. Int J Nurs Pract. 2017. PMID: 28058756
Типы отношения медицинской сестры к процессу старения: Q-методологический подход.
Джо К.Х., Ан Г.Дж. Джо К.Х. и др. Тэхан Канхо Хакхэ Чи. 2007 г., октябрь; 37 (6): 823-34. doi: 10.4040/jkan.2007.37.6.823. Тэхан Канхо Хакхэ Чи. 2007. PMID: 17992054 Корейский язык.
Q-методологическое исследование отношения студентов-медсестер к этике медсестер.
Юн Э.Дж., Квон Ю.М., Ким Х.К. Юн Э.Дж. и соавт. Тэхан Канхо Хакхэ Чи. 2004 г., декабрь 34(8):1434-42. doi: 10.4040/jkan.2004.34.8.1434. Тэхан Канхо Хакхэ Чи. 2004. PMID: 15687785
Реакции медицинских сестер отделения неотложной помощи на насилие: Q-методологический подход.
Park EY, Seo JM, Ju HO, Lee EN. Парк Э.Ю. и др. Тэхан Канхо Хакхэ Чи. 2007 авг; 37 (5): 762-71. doi: 10.4040/jkan.2007.37. 5.762. Тэхан Канхо Хакхэ Чи. 2007. PMID: 17804943 Корейский язык.
Вклад этического образования в этическую компетентность студентов медсестер: восприятие педагогов и студентов.
Cannaerts N, Gastmans C, Dierckx de Casterlé B. Каннартс Н. и соавт. Нурская этика. 2014 Декабрь; 21 (8): 861-78. дои: 10.1177/0969733014523166. Epub, 8 апреля 2014 г. Нурская этика. 2014. PMID: 24714046 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Психологические реакции медсестер, ухаживающих за пациентами с COVID-19: методологический подход A Q.
Чо К.Х., Ким Б. Чо К.Х. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 31 марта; 18 (7): 3605.