Виды восприятия в психологии
С помощью данной статьи вы узнаете все нюансы, связанные с видами и свойствами восприятия. Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.
Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия.
Виды восприятия и их характеристика
Восприятие делится на следующие виды:
- осязательное;
- слуховое;
- зрительное.
Осязательное восприятие
Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает. Также у некоторых объектов существуют такие свойства, которые человек не может воспринимать с помощью обоняния, зрения или слуха.
Слуховое восприятие
Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.
Зрительное восприятие
Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга. Понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции. Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики.
Статьи по теме:
Виды наблюдения в психологии Процесс наблюдения важен в развитии каждой личности, начиная с младенчества. В этой статье мы расскажем о психологических механизмах наблюдения и его видах. |
Виды ощущений в психологии Благодаря возможности ощущать, мы имеем возможность не только познавать окружающий мир, но и существовать. |
Виды памяти в психологии Память человека — инструмент, благодаря которому мы получаем возможность жить полноценной жизнью и постоянно эволюционировать. Эта статья расскажет о том, какой бывает память. | Функции психологии Психология, это не какая-то фантастическая наука, которая не подвластна среднестатистическому человеку, психология — вокруг нас и мы сами являемся ее частью. В этой статье мы расскажем о функциях психологии в жизни каждого индивида. |
36. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА. Шпаргалка по общей психологии
36. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
В этом вопросе мы рассмотрим понятие восприятия, основные характеристики восприятия и его основные особенности, а также один из основных видов восприятия – восприятие пространства.
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим еще один познавательный процесс более высокого уровня – процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Мы воспринимаем, например, яблоко, а не сумму цвета, твердости и шарообразной формы. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Поэтому восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.
Ощущения и восприятия неразрывно взаимосвязаны, они имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное, яркое, теплое, гладкое, громкое и т. д.). Восприятие же дает человеку целостный образ предмета или явления (автомобиль, телевизор, светлый просторный класс, играющий малыш). Поэтому восприятию присущи особые свойства. Наиболее важные среди них избирательность, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция.
Восприятие пространства играет определяющую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.
Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов. При этом ведущий анализатор выделить не удается – все они практически равноценны в этом комплексе. Особое положение занимает двигательный анализатор, ибо с его помощью устанавливается взаимодействие между другими анализаторами.
Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д.
Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей. Один глаз доминирует по остроте зрения, другой – по величине поля зрения; одно ухо имеет лучшие звукоразличи-тельные характеристики, другое – более высокую чувствительность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Особенности настройки восприятия
Особенности настройки восприятия Молла пришел в другой город. Когда он разгуливал по базару, кто-то спросил его: — Какой сегодня день? — Я, сынок, только сегодня пришел сюда и пока не знаю здешних дней, — ответил Молла. — Спроси об этом у кого-нибудь из местных
Особенности зрительного восприятия игрока
Особенности зрительного восприятия игрока В видеоряде Дум-образной игры доля инвариантов больше, чем в реальном мире. Это закономерное явление, вызванное логикой развития индустрии компьютерных игр: она построена вокруг игрока, а поведение игрока в основном определяют
Значение восприятия (Смысл восприятия)
Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может
Особенности восприятия
Особенности восприятия Вот списки особенностей в основных системах восприятия. Их часто еще называют суб-модальностями. Фасилитатору нужно свободно владеть ими и уметь узнавать их у клиента. Это кирпичики, из которых построены личные реальности. Человек может изменять
Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и пространства решения
Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и пространства решения Одной из основных областей применения креативности и новаторства является решение проблем. Ключевой элемент эффективного решения проблем – определение «проблемного пространства». Проблемное
Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия проблемного пространства
Раздел 5. 3. Креативность и расширение восприятия проблемного пространства В дополнение к различиям между процессом и продуктами креативности существует также разделение между процессом креативности и контекстами, или ситуациями, в которых она имеет место. Таким
2.1. Характеристика восприятия и внимания в детском возрасте
2.1. Характеристика восприятия и внимания в детском возрасте Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств [106]. Едва появившись на свет, ребенок становится зрителем, слушателем и одновременно4.3.1. Особенности пространства и микроклимата
4.3.1. Особенности пространства и микроклимата Комната для проведения сеансов ПСР как основная функциональная зона ЦПР должна быть достаточно просторной – не менее 25 кв. м., чтобы одновременно там могли находиться в комфортных условиях 10 – 12 человек. Расширение площади
38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ
38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание,
Восприятие пространства
Восприятие пространства Восприятие пространства включает восприятия расстоянияили отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величиныи формыпредметов.В истории науки в каждую эпоху обычно имеется такая
Восприятие пространства
Восприятие пространства Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы и предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.В течение длительного времени
Исконный опыт восприятия пространства и времени
Исконный опыт восприятия пространства и времени Некоторые из нас забыли, что наше чувство времени первоначально было связано с пространством. Не имея электрических фонарей или наручных часов, мы замечали происходящие на Земле перемены. Мы видели когда становилось
Восприятие риска и характеристики риска
Брюэр, Н. Т., Чепмен, Дж. Б., Гиббонс, Ф. К., и Маккол, К. Д. (2007). Метаанализ взаимосвязи между восприятием риска и поведением в отношении здоровья: пример вакцинации. Психология здоровья , 26 (2), 136–145.
Чонг, Д., и Дракман, Дж. Н. (2007). Теория формирования и формирования мнений в конкурентной элитной среде. Журнал связи , 57 , 99–118.
Данвуди С. и Нойвирт К. (1991). Примирение с влиянием коммуникации на суждения о научном и технологическом риске. В L. Wilkins & P. Patterson (Eds.), Рискованный бизнес: обсуждение вопросов науки, рисков и государственной политики (стр. 11–30). Нью-Йорк: Гринвуд.
Энтман, Р. М. (2004). Проекции власти: формирование новостей, общественное мнение и внешняя политика США . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Гейнор, Д., и Менефи, А. (2006). Птичий грипп: медийная пандемия. Получено с http://www.businessandmedia.org/news/2006/news20060308.asp.
Хоув, Т., и Пэк, Х.-Дж. (2015). Влияние формата представления риска и сообщения о страхе на восприятие риска непрофессионалами. Журнал по связям с общественностью , 19 (1), 162–182.
Хоув, Т., Пэк, Х.-Дж., Юн, М., и Джва, Б. (2015). Как газеты представляют экологический риск: случай канцерогенной опасности в Южной Корее. Journal of Risk Research , 18 (10), 1320–1336.
Янц, Н.К., и Беккер, М.Х. (1984). Модель веры в здоровье: десятилетие спустя. Health Education Quarterly , 11 (1), 1–47.
Джонсон, Б. Б., Сэндман, П. М., и Миллер, П. М. (1992). Проверка роли технической информации в восприятии риска общественностью, Риск: вопросы охраны здоровья и безопасности , 3 , 341–364.
Касперсон, Р. Э., Ренн, О., Слович, П., Браун, Х. С., Эмель, Дж., Гобл, Р., … Ратик, С. (1988). Социальное усиление риска: концептуальная основа. Анализ рисков , 8 (2), 177–187.
Левенштейн, Г. Ф., Вебер, Э. У., Хси, С. К., и Уэлч, Н. (2001). Риск как чувства. Психологический бюллетень , 127 (2), 267–286.
Маккарти, М., Бреннан, М., Бур, доктор медицины, и Ритсон, К. (2008). Коммуникация о рисках в СМИ — что было сказано кем и как это было истолковано. Журнал исследований рисков , 11 (3), 375–394.
О, Х. Дж., Хоув, Т., Пэк, Х.-Дж., Ли, Б. К., Ли, Х., и Сонг, С. (2012). Циклы внимания и пандемия h2N1: межнациональное исследование освещения в американских и корейских газетах. Asian Journal of Communication , 22 , 214–232.
О, С. Х., Пэк, Х.-Дж., и Хоув, Т. (2015). Когнитивные и эмоциональные аспекты воспринимаемых характеристик риска, жанровые медиа-эффекты и восприятие риска: случай гриппа h2N1 в Южной Корее. Asian Journal of Communication , 25 , 14–32.
Пэк, Х.-Дж. (2014). Восприятие риска. В T. Thompson (Ed)., Энциклопедия медицинской коммуникации . (Том 3, стр. 1189–1191). Лос-Анджелес, Калифорния: SAGE.
Пэк, Х.-Дж., Хильярд, К., Фреймут, В., Бардж, К., и Миндлин, М. (2008). Общественная поддержка действий правительства во время пандемии гриппа: уроки, извлеченные из опроса в масштабе штата. Укрепление здоровья и практика , 9 , 60С–72С.
Пэк, Х.-Дж., О, С.Х., Хоув, Т. (2016). Как вызывающие страх новостные сообщения влияют на восприятие риска и намерение говорить о риске. Сообщение о здоровье .
Питерс, Р. Г., Ковелло, В. Т., и МакКаллум, Д. Б. (1997). Детерминанты доверия и убедительности в информировании об экологических рисках: эмпирическое исследование. Анализ рисков: официальная публикация Общества анализа рисков , 17 (1), 43–54.
Пауэлл М., Данвуди С., Гриффин Р. и Нойвирт К. (2007). Изучение неопределенности непрофессионалов в отношении риска для здоровья, связанного с окружающей средой. Общественное понимание науки , 16 (3), 323–343.
Римал, Р. Н., и Реал, К. (2003). Воспринимаемый риск и убеждения в эффективности как мотиваторы изменений. Human Communication Research , 29 (3), 370–399.
Роджерс, Р. В. (1983). Когнитивные и физиологические процессы в призывах к страху и изменении отношения: пересмотренная теория мотивации защиты. В Дж. Качиоппо и Р. Петти (ред.), Социальная психофизиология . Нью-Йорк: Гилфорд.
Песочный человек, П. М. (1997). СМИ и экологический риск: семь принципов. В R. Bate (Ed.), Какой риск? Наука, политика и общественное здравоохранение (стр. 275–284). Оксфорд: Баттерворт-Хайнманн.
Сэндман, П. М., Миллер, П., Джонсон, Б. Б., и Вайнштейн, Н. Д. (1993). Коммуникация агентства, возмущение сообщества и восприятие риска: три имитационных эксперимента. Анализ рисков , 13 (6), 585–598.
Sandman, P.M., Sachsman, D.B., Greenberg, M.R., Gochfield, M. (1987). Экологический риск и пресса: предварительная оценка . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.
Словик, П. (1993). Воспринимаемый риск, доверие и демократия. Анализ рисков, 13 , 675–682.
Словик, П. (2000). Восприятие риска. В P. Slovic (Ed.), Восприятие риска (стр. 220–231). Стерлинг, Вирджиния: Earthscan. (Оригинальная работа опубликована в 1987.)
Слович, П., Фишхофф, Б., и Лихтенштейн, С. (2000). Факты и опасения: понимание предполагаемого риска. В P. Slovic (Ed.), Восприятие риска (стр. 137–153). Стерлинг, Вирджиния: Earthscan. (Оригинальная работа опубликована в 1981 г.).
Со, Дж., Чо, Х. и Ли, Дж. (2011). Жанровые СМИ и восприятие личного и социального риска курения среди южнокорейских студентов. Journal of Health Communication , 16 , 533–549.
Со, Дж. и Наби, Р. (2013). Сокращение воспринимаемой социальной дистанции как объяснение влияния СМИ на личное восприятие риска: проверка модели конвергенции рисков. Исследования человеческого общения , 39 , 317–338.
Шульц, Ф., Утц, С., и Гериц, А. (2011). Является ли среда сообщением? Восприятие и реакция на кризисную коммуникацию через Твиттер, блоги и традиционные СМИ. Обзор по связям с общественностью , 37 (1), 20–27.
Утц С., Шульц Ф. и Глокка С. (2013). Кризисная коммуникация в Интернете: как среда, тип кризиса и эмоции повлияли на общественную реакцию на ядерную катастрофу на Фукусима-дайити. Обзор по связям с общественностью , 39 , 40–46.
Валаски, П. (2011). Информирование о рисках и кризисных ситуациях: Методы и сообщения . Нью-Йорк: Уайли.
Уоллстен Т.С., Будеску Д.В., Рапопорт А., Цвик Р. и Форсайт Б. (1986). Измерение расплывчатых значений вероятностных терминов. Журнал экспериментальной психологии , 115 (4), 348–365.
Вардеккер, Дж. А., Ван дер Слуйс, Дж. П., Янссен, П. Х. М., Клопрогге, П., и Петерсен, А. К. (2008). Связь с неопределенностью в оценках окружающей среды: взгляды голландского интерфейса научной политики. Экологическая наука и политика , 11 (7), 627–641.
Витте, К. (1992). Возвращение страха в призывы к страху: модель расширенного параллельного процесса. Коммуникационные монографии , 59, 329–349.
Восприятие событий — Scholarpedia
Джеффри М. Закс (2008), Scholarpedia, 3(10):3837. | doi:10.4249/scholarpedia.3837 | редакция #72866 [ссылка/цитировать эту статью] |
Постпубликационная деятельность
Куратор: Джеффри М. Закс
Авторы:
0,25 —
Роберт П. О’Ши
0,25 —
Бенджамин Броннер
Рик ван дер Зван
Бернхард Хоммель
Ижикевич Евгений Михайлович
Дэниел Дж. Саймонс
Проф. Джеффри М. Закс, кафедра психологии и радиологии, Вашингтонский университет, Сент-Луис, Миссури
Входные данные для слуха, зрения и других органов чувств постоянны, динамичны и содержат огромные объемы данных каждую секунду. Однако человеческий сознательный опыт, по-видимому, сводится к управляемому количеству более или менее дискретных сущностей, в первую очередь «объектов» и «событий». Так же, как люди воспринимают мир как состоящий из таких объектов, как « стулья», «самолеты» и «собаки», люди воспринимают мир как состоящий из таких событий, как «покупка машины» или «разрезание торта» (Баркер, 19 лет).63). Как для объектов, так и для событий восприятие включает «сегментирование» сущностей из их окружения, «распознавание» их как индивидуумов или экземпляров класса и выявление характеризующих их особенностей. Восприятие событий представляет собой набор когнитивных механизмов, с помощью которых наблюдатели выделяют значимые пространственно-временные целостности из потока опыта, узнают их и определяют их характеристики.
Содержимое
|
Типы событий
Термин восприятие события охватывает ряд явлений, связанных с обработкой расширенной во времени динамической информации. В психологии внимание сосредоточено на событиях, которые относительно непродолжительны, на временной шкале от секунд до минут, и которые воспринимаются, а не, скажем, читаются (Zacks & Tversky, 2001). Было изучено несколько типов событий восприятия, отчасти отражающих различия в теоретической ориентации среди групп исследователей.
Один класс таких событий соответствует физическому взаимодействию между объектами. Мишотт (1946) изучал простые взаимодействия, при которых один объект приближается к другому объекту, который затем сам начинает двигаться или меняет направление своего движения. Мишотт охарактеризовал ряд условий, при которых последовательность создает впечатление, что один объект приводит в движение другой. Критические переменные включают близость объектов, когда второй объект начинает двигаться, время изменения движения и относительные скорости движения объектов.
Исследователи гибсоновской традиции охарактеризовали события, которые определяются изменениями в расположении поверхностей окружающей среды; к ним относятся переносы и повороты, столкновения, деформации поверхности (например, когда тело меняет позу) и нарушения поверхности (например, когда создается разрыв или дыра) (Gibson, 1979). Развертывание такого изменения имеет свою инвариантную структуру и образует пространственно-временную форму (Bingham & Wickelgren, 2008). Исследователи этой традиции изучали как неодушевленные события, такие как столкновение бильярдных шаров и падение камней в воду, так и простые действия живых существ, такие как потягивание и прыжки.
Совсем недавно исследователи типов событий, описанных Мишоттом и Гибсоном, начали изучать межсенсорные взаимодействия и их влияние на восприятие событий. Было показано, что как неодушевленные, так и одушевленные действия подвержены влиянию взаимодействия, скажем, визуальных и слуховых сигналов, очень часто для разрешения информации о событии, которая воспринимается неоднозначно только в пределах одного чувства. Например, Секулер показал, что взаимодействия между движущимися объектами, которые в противном случае были бы визуально неоднозначными, «разрешались» до столкновения, когда сочетались со слуховым сигналом, соответствующим столкновению, или «разрешались» до прохода, когда сочетались со слуховым сигналом, соответствующим близкому контакту. мисс (Секулер, Секулер и Лау, 19 лет)97).
Среди одушевленных действий действия человека являются особенно важным классом перцептивных событий. Исследователи изучили простые действия, такие как потягивание, шагание и указание, каждое из которых может представлять собой атомарную единицу для планирования действий и восприятия. Исследователи также изучили более сложные последовательные действия, особенно повседневную домашнюю деятельность, такую как мытье посуды, уборка и приготовление пищи. Понимание последовательной структуры в действии, по-видимому, особенно связано с пониманием наблюдателями целей акторов (Miller & Johnson-Laird, 19).76, гл. 2) и к семантическим знаниям о том, как события обычно разворачиваются во времени. Семантическое знание человека о повседневной деятельности известно как сценарий (Abelson, 1981), и появляется все больше свидетельств того, что знание того, как выполнить действие самостоятельно, влияет на восприятие этого действия другими (см. , например, Calvo-1981). Merino, Glaser, Grezes, Passingham, & Haggard, 2005).
Так же, как и в случае восприятия неодушевленных явлений, было показано, что восприятие живых существ зависит от межсенсорных взаимодействий. К ним относится иллюзия чревовещателя (Witkin, Wapner & Leventhal, 19).52), при котором на воспринимаемый пространственный источник звука влияют совпадающие визуальные изменения, и эффект Мак-Гурка (McGurk & MacDonald, 1976), при котором на восприятие фонем влияет одновременная визуальная информация о движениях лица говорящего.
Многие действия человека предполагают взаимодействие нескольких участников; то есть они социальные. Таким образом, многие сценарии включают представления ролей и отношений актеров. Социальные психологи широко изучали социальные события (например, Эббесен, 1980; Уайер и Радвански, 1999). Предварительное знание в виде сценариев (для событий) и стереотипов (для людей) оказывает большое влияние на восприятие происходящих событий наблюдателями. Другими важными переменными являются текущие цели наблюдателей, события, непосредственно предшествующие текущему событию, и планы наблюдателей на будущее.
Сегментация событий
Сегментация событий — это форма категориального восприятия, при которой интервалы времени выделяются как единицы и отделяются от других интервалов. Таким образом, это механизм гештальт-группировки: непрерывный поток деятельности разбивается на осмысленные целые (см. Принципы гештальта). Однако большинство исследований гештальт-группировки сосредоточено на группировке визуальных объектов. Сегментация событий изучалась с использованием явных показателей поведения и неинвазивных методов нейровизуализации (обзоры см. в Kurby & Zacks, 2008; Zacks & Swallow, 2007). Чтобы измерить поведенческую сегментацию событий, экспериментаторы попросили людей смотреть фильмы и нажимать кнопку всякий раз, когда заканчивается одно событие и начинается другое (Ньютсон, 19 лет).73). Инструкции могут быть изменены, чтобы попросить участников, например, определить мелкие или общие единицы деятельности. Следующая анимация показывает отрывок из фильма, который был сегментирован 16 наблюдателями на крупные и мелкие временные гранулы, с точками, идентифицированными как границы событий, отмеченными зелеными линиями.
Медиа:SegmentationDemoMovie2.mov
(авторское право Джеффри М. Закса, 2008 г.)
Эта задача использовалась с фильмами о повседневной домашней и офисной деятельности, с профессионально снятым кино и с простой анимацией. Он также использовался с устными рассказами, письменными рассказами и музыкой. Для всех этих стимулов наблюдатели демонстрируют хорошее согласие в отношении расположения границ событий. Мелкозернистые единицы имеют тенденцию иерархически группироваться в крупнозернистые единицы. Сегментация связана с более поздней памятью: моменты, которые идентифицируются как границы событий, как правило, лучше распознаются позже, и участники, которые сегментируют лучше, лучше справляются с последующими тестами памяти.
Неинвазивная нейровизуализация, особенно функциональная магнитно-резонансная томография, использовалась для изучения сегментации событий как части текущей когнитивной деятельности. Было обнаружено, что мозговая активность в задней и лобной коре временно возрастает в моменты времени, соответствующие поведенчески определенным границам событий (Zacks et al., 2001). Мозговая активность на границах событий отслеживает перцептивные и концептуальные особенности, связанные с сегментацией событий, включая движение, изменения в пространственном положении, изменения персонажей и объектов, а также переходы между движениями в музыкальных произведениях. Такие результаты показывают, что нейронные процессы, коррелирующие с сегментацией событий, являются неотъемлемой частью текущего восприятия и, как таковые, не зависят от наблюдателей, выполняющих преднамеренную задачу сегментации.
Распознавание событий
Помимо выделения отдельных событий из потока поведения, наблюдатели также распознают события как принадлежащие к классам. Распознавание событий тесно связано с сегментацией событий; это аналогично случаям распознавания речи и распознавания объектов (см. Также визуальное распознавание объектов). Индивидуация событий помогает их идентифицировать, а идентификация событий помогает их индивидуализировать. Для событий, определяемых действиями человека, распознавание событий может отвечать на более конкретный набор вопросов, чем просто «Что происходит?» Это включает:
- Какое действие выполняется?
- Кто актер, выполняющий действие?
- Какова цель этой акции?
Исследования традиций Мишотта и Гибсона показали, что многие категории событий можно идентифицировать на основе моделей движения. Это относится и к событиям, определяемым более сложными человеческими действиями (обзор см. в Blake & Shiffrar, 2007). Один из методов изучения роли анализа движения в идентификации действий состоит в том, чтобы представить зрителям анимацию точек на теле человека, когда этот человек выполняет действие. Следующая анимация дает пример; Вы можете определить действие?
Медиа:pickup.mov
(авторское право Томаса Ф. Шипли, 2008 г.; воспроизведено с разрешения).
Эти дисплеи с точечным освещением использовались, чтобы показать, что зрители могут легко идентифицировать многие действия, основанные на биологическом движении, в условиях, когда статическая конфигурация точек дает мало информации о действии (Johansson, 1973). Зрители могут использовать сигналы движения не только для определения действия, но и для распознавания пола актеров, друзей и состояний настроения (Pollick & Patterson, 2008; Troje, 2008). Распознавание действия при биологическом движении нарушается инверсией (Shipley, 2003) и связано с избирательной активацией областей латеральной височной коры (Grossman et al., 2000; Beauchamp, Lee, Haxby, & Martin, 2003). Как и в случае других типов событий, на восприятие биологического движения также влияют межсенсорные взаимодействия (Брукс, Петреска, Биллард, Шпирер, Кларк, Бланке и ван дер Цван, 2007). Эти результаты показывают, что анализ биологического движения зависит от специализированных вычислительных механизмов и что восприятие биологических событий опосредовано информацией, поступающей от органов чувств.
Люди не просто наблюдатели за действиями; они тоже актеры. Общая точка зрения на восприятие событий утверждает, что общие представления лежат в основе восприятия действий других и планирования собственных действий (Hommel, Muesseler, Aschersleben, & Prinz, 2001; Rizzolatti, Fogassi, & Gallese, 2001; Prinz, 1997). Эта точка зрения поддерживается эффектами идеомоторной совместимости , в которых выполнение действия облегчается путем наблюдения конгруэнтного события, а восприятие события облегчается выполнением конгруэнтного действия. И наоборот, выполнение действия при наблюдении за другим действием снижает производительность действия. Совсем недавно эта точка зрения также получила поддержку в результате наблюдения за клетками обезьяны, которые очень избирательны в отношении определенных действий и демонстрируют аналогичную избирательность во время действия и восприятия (см. Зеркальные нейроны).
Не все события соответствуют преднамеренным действиям акторов. Люди совершают действия непреднамеренно, например, роняют тарелку или поскальзываются и падают. Перцептивные события также охватывают неодушевленные явления, такие как оползни и ливневые дожди. Важный вопрос заключается в том, в какой степени для понимания таких неодушевленных событий используются те же процедуры обработки, которые используются для понимания преднамеренной деятельности. Например, когда специализированные механизмы, такие как биологическая система движения или система зеркал, применяются к другим событиям, которые имеют некоторые общие характеристики с действиями живых существ?
События восприятия по отношению к другим видам событий
Как обсуждаемое здесь восприятие событий связано с пониманием других видов событий? Обыденный термин «событие» охватывает более широкий диапазон, чем обсуждаемые здесь события, включая вещи, происходящие в очень коротких или очень длительных временных масштабах, такие как взаимодействие между субатомными частицами или движение Сатурна по орбите вокруг Солнца. Ясно, что описанные здесь перцептивные механизмы неприменимы к событиям, которые происходят слишком быстро или длятся слишком долго; однако люди могут понимать такие явления по аналогии с событиями восприятия, выполняя мысленные симуляции, в которых время замедляется или ускоряется. Люди также могут выполнять такие симуляции, думая об общих классах событий или ситуаций, например, делая актуарные прогнозы или логические выводы (Johnson-Laird, 19).89). Таким образом, механизмы, с помощью которых люди обрабатывают перцептивные события, могут формировать основные когнитивные структуры, с помощью которых они думают о более широком диапазоне событий и ситуаций.
Ссылки
Abelson, R. P. (1981). Психологический статус концепции сценария. Американский психолог, 36, 715-729.
Баркер, Р. Г. (1963). Поток поведения как эмпирическая проблема. В RG Barker (Ed.), Поток поведения. (стр. 1-22). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Бошан, М.С., Ли, К.Е., Хаксби, Дж.В., и Мартин, А. (2003). Реакции фМРТ на видео и точечные световые дисплеи движущихся людей и объектов, которыми можно манипулировать. Журнал когнитивной неврологии, 15, 991-1001.
Бингэм, Г. П. и Викельгрен, Э. А. (2008). События и действия как динамически формируемые пространственно-временные объекты: критика моторной теории восприятия биологического движения. Понимание событий: от восприятия к действию, 1, 255–286 (32).
Блейк, Р. и Шиффрар, М. (2007). Восприятие движения человека. Ежегодный обзор психологии, 58, 47-73-EF.
Брукс, А., Петреска, Б., Биллард, А., Шпирер, Л., Кларк, С., Бланке, О., и ван дер Зван, Р. (2007). Уши, глаза и тела: аудиовизуальная обработка сигналов биологического движения. Нейропсихология, 45, 523-530.
Брукс, А., Схоутен, Б., Трое, Н.Ф., Верфайли, К., Бланке, О., и ван дер Зван, Р. (2008). Коррелированные изменения в восприятии пола и ориентации неоднозначных биологических фигур движения. Текущая биология, 18, R728-R729.
Кальво-Мерино, Б. , Глейзер, Д.Е., Грезес, Дж., Пассингем, Р.Э., и Хаггард, П. (2005). Наблюдение за действием и приобретенные моторные навыки: исследование фМРТ с опытными танцорами. Кора головного мозга, 15, 1243-1249.
Эббесен, Э. Б. (1980). Когнитивные процессы в понимании текущего поведения. В Р. Хасти (ред.), Память человека: когнитивная основа социального восприятия. (стр. 179-225). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Гибсон, Дж. Дж. (1979). Экологический подход к зрительному восприятию. Бостон: Хоутон Миффлин.
Гроссман, Э. Д., Доннелли, М., Прайс, Р., Пикенс, Д., Морган, В., Сосед, Г. и др. (2000). Области мозга, участвующие в восприятии биологического движения. Журнал когнитивной неврологии, 12(5), 711-720.
Хоммель Б., Мюсселер Дж., Ашерслебен Г. и Принц В. (2001). Теория кодирования событий (TEC): основа для восприятия и планирования действий. Науки о поведении и мозге, 24(5), 849-937.
Йоханссон, Г. (1973). Визуальное восприятие биологического движения и модель его анализа. Восприятие и психофизика, 14, 201-211.
Джонсон-Лэрд, П. Н. (1989). Ментальные модели. В М. И. Познер (ред.), Основы когнитивной науки. (стр. 469-500). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Курби, К.А. и Закс, Дж.М. (2008). Сегментация в восприятии и памяти событий. Тенденции в когнитивных науках, 12(2), 72-79.
МакГурк, Х., и Макдональд, Дж. (1976). Слышащие губы и видящие голоса. Природа, 263, 747-748.
Мишотт, А. Э. (1946). Восприятие причинности (TR Miles & E. Miles, Trans.). Нью-Йорк: Основные книги.
Миллер, Г. А. и Джонсон-Лэрд, П. Н. (1976). Язык и восприятие. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Ньютсон, Д. (1973). Атрибуция и единица восприятия происходящего поведения. Журнал личности и социальной психологии, 28 (1), 28-38.
Поллик, Ф. Э. и Паттерсон, Х. (2008). Стиль движения, особенности движения и распознавание аффекта от движения человека. В TF Shipley & JM Zacks (Eds.), Понимание событий: от восприятия к действию. (стр. 286-307). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Принц, В. (1997). Восприятие и планирование действий. Европейский журнал когнитивной психологии, 9(2), 129-154.
Риццолатти Г., Фогасси Г. и Галлезе В. (2001). Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе понимания и имитации действия. Nature Reviews Neuroscience, 2, 661-670.
Секулер, Р., Секулер, А.Б., и Лау, Р. (1997). Звук изменяет визуальное восприятие движения. Природа, 385, 308.
Шипли, Т. Ф. (2003). Влияние объектно-событийной ориентации на восприятие биологического движения. Психологическая наука, 14(4), 377-380.
Тройе, Н. (2008 г.). Извлечение информации из шаблонов движений человека. В TF Shipley & JM Zacks (Eds.), Понимание событий: от восприятия к действию. (стр. 308-334). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Уайер, Р. С., младший, и Радвански, Г. А. (1999). Понимание и проверка социальной информации. Psychol Rev, 106 (1), 89-118.
Виткин, Х. А., Вапнер, С., и Левенталь, Т. (1952). Локализация звука с противоречивыми визуальными и слуховыми сигналами. Журнал экспериментальной психологии, 43, 58-67.
Закс, Дж. М., Брейвер, Т. С., Шеридан, М. А., Дональдсон, Д. И., Снайдер, А. З., Оллингер, Дж. М. и соавт. (2001). Активность человеческого мозга привязана во времени к границам событий восприятия. Nature Neuroscience, 4(6), 651-655.
Закс, Дж. М. и Ласточка, К. М. (2007). Сегментация событий. Текущие направления в психологической науке, 16, 80-84 (5).
Закс, Дж. М. и Тверски, Б. (2001). Структура события в восприятии и концепции. Психологический бюллетень, 127(1), 3-21.
Внутренние ссылки
- Сейджи Огава и Юл-Ван Сунг (2007) Функциональная магнитно-резонансная томография. Scholarpedia, 2(10):3105.
- Джакомо Риццолатти и Маддалена Фаббри Дестро (2008) Зеркальные нейроны. Академия, 3 (1): 2055.
Рекомендуемая литература
Gibson, J.