📖 Виды научения, Теоретические основы поведенческой терапии, Интеграция поведенческой терапии, Глава 7. Интегративная психотерапия. Александров А. А. Страница 48. Читать онлайн
…
Теоретические основы поведенческой терапии
Современная поведенческая психотерапия не ограничивается приложением принципов и процедур классического и оперантного обусловливания к лечению клинических проблем. Различные подходы в поведенческой терапии отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур. На одном конце континуума процедур поведенческой терапии находится функциональный анализ поведения, который сосредоточивается исключительно на наблюдаемом поведении и отвергает все промежуточные когнитивные процессы; на другом конце теория социального научения и когнитивная модификация поведения, которые опираются на когнитивные теории.
Поведенческая терапия (называемая также «модификация поведения») – это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления.
Рассмотрим различные виды научения в их значении для терапии.
Виды научения
Классическое обусловливание
Основы классического обусловливания были созданы в начале XX века И. П. Павловым. В опытах Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде нейтральный условный стимул (звонок) теперь вызывает условную реакцию (выделение слюны).
Прекрасным примером классического обусловливания является эксперимент Джона Б. Уотсона (J. B. Watson). В 1918 г. Уотсон начал лабораторные эксперименты с детьми, показывая, что опыт научения в детстве имеет длительный эффект. В одном опыте он сначала показал, что девятимесячный мальчик Альберт не боялся белой крысы, кролика и других белых объектов. Затем Уотсон ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов Альберт при виде крысы начал вздрагивать, плакать и пытаться отползти. Подобным же образом он реагировал, когда Уотсон показывал ему другие белые объекты. В этом опыте он использовал классическое обусловливание: сочетая громкий звук (безусловный стимул) с предъявлением крысы (условный стимул), он вызывал новую реакцию условную реакцию страха на прежде нейтральное животное.
Этот опыт также демонстрирует феномен, открытый Павловым и называемый «генерализацией стимулов». Суть его состоит в том, что если развилась условная реакция, то ее будут вызывать также стимулы, похожие на условный. Уотсон продемонстрировал: ребенка можно приучить бояться того, что прежде представлялось безобидным, и этот страх будет распространяться на похожие объекты. Маленький Альберт стал испытывать страх ко всем меховым игрушкам. Из своих опытов Уотсон сделал вывод, что дети научаются всему, в том числе фобиям.
Другое понятие, пришедшее из лаборатории Павлова и имеющее отношение к поведенческой терапии, – это различение стимулов (или стимульная дискриминация). Благодаря этому процессу люди научаются различать похожие стимулы. Плач ребенка становится условным стимулом для матери: ее условная реакция может выражаться в том, что она просыпается от глубокого сна при малейшем волнении ребенка, но та же мать может глубоко спать, когда плачет чужой ребенок.
И еще один феномен, открытый Павловым и используемый в поведенческих процедурах. Условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться. Постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловным стимулами называется «угасание».
Инструментальное, или оперантное, обусловливание
Не все виды научения можно объяснить классическим обусловливанием. При классическом обусловливании условный и безусловный стимулы предшествуют условной реакции. Но условные связи могут также возникать между реакциями и стимулами, которые следуют за ними, другими словами, между поведением и его последствиями. Например, собака научается «служить», чтобы получить угощение; ребенок научается говорить «пожалуйста», чтобы получить конфетку. Эти реакции являются инструментами для получения какой-то награды. Инструментальное обусловливание это процедура научения, при которой реакции приводят к награждению или желаемому эффекту.
Принципы инструментального научения открыл американский психолог Эдвард Торндайк (Edward Thorndike) примерно в то время, когда Павлов проводил эксперименты в России. Животное обычно голодная кошка, помещалась в специальную клетку, названную «загадкой», и должна была научиться какой-то реакции; например, наступить на маленький рычаг для того, чтобы открыть дверь и выйти наружу. Когда кошке это удавалось, она награждалась пищей и вновь возвращалась в ящик. После нескольких проб кошка спокойно подходила к рычагу, нажимала на него лапой, выходила через открытую дверь и ела.
Формирование реакции происходило путем проб и ошибок, как результат выбора нужного эталона поведения и последующего его закрепления. Научение, согласно Торндайку, управляется законом эффекта: поведение контролируется его результатами и последствиями; поведение, которое приводит к достижению положительного результата, удовлетворению, закрепляется, и наоборот не приводящее к положительному результату стирается или ослабляется.
Спустя несколько десятилетий после опубликования работ Торндайка другой американский психолог, Б. Скиннер (B. Skinner), развил идеи своего предшественника. Скиннер подчеркивал, что при инструментальном обусловливании животное оперирует со средой, производит какое-нибудь движение, воздействует на среду. Поэтому процесс научения этим реакциям он назвал оперантным обусловливанием.
Для изучения оперантного обусловливания Б. Скиннер изобрел экспериментальную камеру, получившую название скиннеровского ящика. Камера звуко– и светонепроницаема, в ней поддерживается постоянная температура, и она полностью контролируется. Камера снабжена приспособлением, которым животное может оперировать для получения вознаграждения. Например, крыса, нажимая на рычаг, получает пищу из тонкой трубочки. Скиннеровский ящик позволил изучать отношения между реакцией и ее последствиями и анализировать, как эти последствия влияют на поведение.
Оперантное обусловливание подчеркивает, что поведение есть функция его последствий. Поведение усиливается позитивным или негативным подкреплением; оно ослабляется наказанием.
Позитивное подкрепление – это предъявление стимулов, которые усиливают реакцию. Иными словами, это награждение. Примером может служить учитель, который хвалит ребенка за прилежную учебу.
Негативное подкрепление – процесс усиления поведения путем изъятия, удаления негативных стимулов, таких как боль, скука, избыток тепла или холода и т. п. Примером может служить прием таблетки анальгина при головной боли. Другой пример: пациент, испытывающий страх в метро, может избежать этого переживания, оставшись дома.
Наказание. И позитивное и негативное подкрепления усиливают частоту реакции. Наказание уменьшает частоту реакции. Часто путают наказание и негативное подкрепление, но они совершенно различны. Подкрепление усиливает поведение, а наказание ослабляет его. Если ток выключается, когда крыса нажимает на рычаг, – это негативное подкрепление; оно увеличивает вероятность того, что крыса нажмет на педаль, когда ток снова включат. Но если ток включается, когда крыса нажимает на рычаг, то это наказание; менее вероятно, что крыса снова нажмет на рычаг.
Дискриминационное научение имеет место тогда, когда реакция награждается (или наказывается) в одной ситуации, но не награждается (не наказывается) – в другой. В таком случае говорят, что реакция (поведение) находится под контролем стимула. Этот процесс особенно важен в объяснении гибкости поведения в различных социальных ситуациях. Дискриминация (различение) стимулов позволяет научиться тому, что является подходящим (подкрепляемым) и неподходящим (неподкрепляемым) в данной ситуации. Например, ворчливая жена вряд ли будет бранить мужа в присутствии гостей.
Генерализация состоит в том, что поведение обнаруживается в иных ситуациях, а не только тех, в которых оно было приобретено. Например, терапевт может помочь пациенту стать более уверенным и экспрессивным во время терапии. Но цель терапии в том, чтобы пациент стал более уверенным в реальных жизненных ситуациях, другими словами, очень важно, чтобы произошла генерализация.
При сравнении классических и оперантных условных рефлексов видно, что, во-первых, классическое обусловливание требует повторного парного предъявления нейтрального стимула (звонок) и стимула, вызывающего врожденную, безусловную реакцию (пища). Обеспечение такого предъявления достигается участием экспериментатора. В экспериментах же с оперантным обусловливанием животное само осуществляет перебор стереотипов поведения и выбор стереотипа, приводящего к достижению результата, протекает активнее. Во-вторых, оперантные рефлексы контролируются их результатом; в экспериментах же с классическим обусловливанием появление условной реакции контролируется предъявлением предшествующего стимула. В реальной жизни большая часть обучения осуществляется по законам формирования оперантных условных рефлексов.
Социальное научение
Как правило, научение у людей имеет место тогда, когда они находятся с другими людьми. И в большинстве случаев научение следует принципам инструментального и классического обусловливания. Согласно традиционным взглядам на обусловливание, для того чтобы произошло научение, организм должен иметь непосредственный, личный опыт с сочетаниями стимулов или с последствиями реакций (поведения). Теоретики же социального научения утверждают, что люди также учатся на опыте других, посредством процессов, известных как викарное обусловливание и викарное научение (или моделирование).
Викарное обусловливание может быть классическим и инструментальным. Посредством викарного классического обусловливания, например, на основе поведения какого-либо человека у нас может возникнуть и закрепиться эмоциональная реакция на определенный стимул. Скажем, ваш друг восхищается каким-то писателем; его эмоция может действовать как безусловный стимул, который вызывает подобную же реакцию у вас (безусловную реакцию). Поскольку имя писателя сочетается с безусловным стимулом, то оно может стать для вас условным стимулом; и, хотя вы сами не читали книг этого писателя, его имя вызывает у вас положительную эмоциональную реакцию (условную реакцию).
Викарное инструментальное обусловливание демонстрируют опыты Альберта Бандура (Albert Bandura). Маленьким детям был показан короткий фильм с участием мужчины и большой надувной куклы. Мужчина бил куклу кулаком по лицу, молотком по голове, пинал ее, бросал в нее различные предметы. Но финалы в этом фильме были различными. Одни дети смотрели фильм с окончанием, в котором агрессивного героя другой мужчина назвал «чемпионом» и угощал сладостями и напитками; другие дети смотрели, как героя фильма ругали и называли «плохим человеком», и, наконец, третьи дети смотрели фильм, в котором не было ни награждения, ни наказания героя. После фильма каждому ребенку было позволено одному поиграть с куклой. Было обнаружено, что имитация агрессивной модели поведения была наибольшей у детей, которые наблюдали награждение. Таким образом, подкрепление, которое дети видели в фильме, но непосредственно не переживали, влияло на их поведение.
Психология bookap
Опыты с куклой показали, что научение может осуществляться не только посредством прямого обусловливания, но также и посредством викарного (замещающего) обусловливания. Викарное научение это способность обучаться новому поведению, наблюдая поведение других.
Бандура также показал, что дети научаются и имитируют поведение взрослых, даже если оно не сопровождается награждением. В одном эксперименте детям показывали фильмы, в которых мужчина или сидел спокойно рядом с куклой, или с неистовством набрасывался на нее. Потом детей оставляли одних в комнате с куклой. Те дети, которые наблюдали агрессивное поведение, были более агрессивны. Мало того, они в точности повторяли те формы агрессивного поведения, которые видели, то есть научение возможно без подкрепления. (Следовательно, закон эффекта Торндайка не является универсальным.)
Наталия Александровна БогачкинаШпаргалка по педагогической психологии1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Начало развитию педагогической теории положил фундаментальный труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», увидевший свет в 1657 г. Но лишь в конце XIX в. педагогическая психология начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь ее становления может быть представлен тремя длительными этапами. Первый этап – с середины XVII в. (выхода в свет «Великой дидактики» Я.А. Коменского) до конца XIX в. – может быть назван общедидактическим с «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» по выражению И. Песталоцци. Крупнейшие представители педагогической науки этого периода – Я. А. Коменский (1592–1670), И. Песталоцци (1746–1827), Ж.-Ж Руссо (1712–1778), И. Гербарт (1776–1841), А. Дистервег (1790–1866), К. Д. Ушин-ский (1824–1870) – уже рассматривали те проблемы, которые и сейчас входят в область интересов педагогической психологии: связь развития с обучением и воспитанием, творческую активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, психологические особенности организации обучения и др. Это период первых попыток научного осмысления данного процесса, и собственно психологические аспекты перечисленных проблем были раскрыты этими исследователями далеко не полностью. Второй этап развития педагогической психологии имеет хронологические границы с конца XIX в.(выхода в свет труда П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология») до середины XX в. Начинает оформляться как самостоятельная отрасль, опираясь на достижения педагогической мысли предшествующих столетий и результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Педагогическая психология развивалась и оформлялась одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии и разработкой конкретных педагогических систем. В это время появляется много работ, посвященных собственно психологическим проблемам учения и обучения: особенностям запоминания, развития речи, интеллекта, особенностям выработки навыков (А.П. Нечаев, А. Бинэ и Б. Анри, Г. Эббингауз, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, С. Френэ и др.). Важным явлением на данном этапе стало формирование особого психолого-педагогического направления – педологии. В этой науке комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Третий этап развития педагогической психологии (с середины ХХ в.) выделяется на основании создания ряда собственно психологических теорий обучения. Так, в 1954 г. Б. Скиннер наряду с Дж. Уотсоном выдвинули идею программированного обучения, а в 1960-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем начала разрабатываться целостная система проблемного обучения, опирающаяся, с одной стороны, на точку зрения Дж. Основное содержание педагогической психологии составляют психологические закономерности процессов обучения и воспитания. Воспитание традиционно понимается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Обучение – это процесс, основная цель которого – развитие способностей ребенка. Воспитание и обучение составляют основные стороны педагогической деятельности. В педагогической психологии эти процессы рассматриваются отдельно, хотя такое деление весьма условно. Тем не менее воспитание и обучение имеют различные цели, содержание, методы и ведущие типы реализующей их активности. Воспитание имеет дело с чувствами, межличностными отношениями, передачей социальных ценностей и установок, норм и правил поведения. Воспитание основывается на понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Обучение же имеет дело с познавательными процессами ребенка, использует разнообразные приемы передачи знаний, умений и навыков. Основано обучение на восприятии и понимании человеком предметного мира. Основные проблемы педагогической психологии 1. Проблема сенситивного периода. Она связана с выделением и максимально возможным использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных способностей или качества ребенка. В настоящее время неизвестны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности, их начало, длительность и конец. Скорее всего, эти периоды индивидуальны и своеобразны. Возможно несколько сенситивных периодов, характерных для одних и тех же свойств в разные возрастные периоды. Пока однозначного решения этой проблемы не существует. 2. Проблема связи сознательно организованного воздействия и естественного психического развития ребенка, иными словами, проблема связи биологического созревания и обучения с развитием ребенка (помогает специально организованное обучение развитию ребенка или мешает ему). 3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания: какие приоритеты и в каком возрасте должны быть, как гармонично объединить процессы обучения и воспитания? 4. Проблема осуществления системного характера развития ребенка и комплексного педагогического воздействия: по каким законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты? 5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности, развития психологическиххарактеристик и поведения ребенка. 6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию, поиск валидных средств диагностики. 7. Проблема педагогической запущенности: как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие дефекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие – нет? 8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения: каким образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпы, ритм усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка), когда учебный процесс в целом носит групповой характер. Каталог: uploads -> content content -> Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению content -> Психологическое сопровождение профориентации учащихся и работающих специалистов content -> Эмпириокритицизм и исторический материализм content -> Взаимоотношения врача и больного content -> Методические рекомендации по созданию виртуального кабинета профориентации курган 2015 content -> Оккультные корни октябрьской революции (поджигатель казачьего геноцида) Скачать 1,78 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Что такое заместительное обучение: примеры и условия
Теории обучения
Прочитав эту статью, вы поймете, что такое альтернативное обучение и как оно помогает людям расширять свои знания и навыки.
Это руководство даст вам идеи о том, как этот тип обучения может помочь улучшить определенные ситуации и управлять задачами на рабочем месте.
Обнаружить:
- Что такое заместительное обучение?
- Викариозное обучение против наблюдательного обучения
- Преимущества заместительного обучения
- Легко получить опыт
- Убирает риски из уравнения
- Улучшение имитации и сохранения знаний
- Вы можете узнать из историй
- Викариозное кондиционирование
- Примеры замещающего обучения
- Просмотр реальных жизненных ситуаций
- Просмотр видео
- Читать книгу и слушать сказку
Что такое заместительное обучение?
Замещающее обучение — это способ обучения, который позволяет людям учиться на опыте других.
Это сознательный процесс, который включает восприятие, ощупывание и сопереживание тому, что люди делают, а также делает заметки и оценивает.
Вместо прямых практических указаний замещающее обучение происходит из косвенных источников, таких как слух и зрение.
Примеры косвенных источников включают: когда человек видит или слышит живую ситуацию, смотрит видео, слушает рассказ, читает книгу или представляет себе ситуацию.
Замещающее обучение и обучение через наблюдение
Эти два типа обучения во многом похожи, но они не одно и то же.
Оба стиля относятся к человеку, имеющему опыт, на котором другие могут учиться. В заместительном обучении вы можете получить опыт обучения через косвенный опыт других.
Это можно сделать, увидев или услышав, как они взаимодействуют друг с другом, а также можно услышать рассказ о воображении ситуации. Человек чувствует и думает как главный герой в этом событии.
Однако обучение через наблюдение является более клиническим и объективным. Опыт обучения приобретается путем просмотра живой ситуации или видеозаписи. Он также использует другие визуальные элементы, такие как изображения.
Преимущества замещающего обучения
Внедрение замещающего обучения в любой среде обучения является эффективной стратегией расширения личных и профессиональных знаний.
Этот подход основан на идее, что люди получают новую информацию и учатся, наблюдая за опытом других g. Учиться на косвенном опыте других людей — это запоминающееся, веселое и, следовательно, полезное занятие.
Ниже перечислены преимущества замещающего обучения:
1. Легко получить опыт
Увидев или услышав опыт других, вы сможете понять новые модели опыта и поведения.
Кроме того, можно относительно быстро и легко получить информацию о любом новом опыте. Заместительное обучение дает вам уникальный опыт, который может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.
Например, когда сотрудники видят, как другие что-то делают, им легче научиться этому, чем делать это самостоятельно.
Вы можете сначала смотреть, что нужно делать, а затем копировать шаги или движения для достижения того же результата и учиться на обоих опытах: косвенном (наблюдательная часть) и реальном практическом опыте.
Другой пример, один человек может объяснить и описать свой опыт другому человеку, поэтому человек, который учится, получит новые знания и опыт посредством визуализации.
Реальный пример, с которым сталкивается большинство людей, — это экзамен. Учащиеся часто спрашивают других, как прошел экзамен, что спрашивал учитель, каков был предмет/тема и другие вопросы, связанные с экзаменом. И чаще всего они получают знания и опыт, которые могут помочь им успешно сдать экзамен.
2. Это устраняет риски из уравнения
Замещающее обучение помогает вам получить опыт без реального участия, например вы можете посмотреть видео какой-то опасной ситуации и узнать из нее что-то без фактического присутствия.
Такая возможность позволяет вам получить представление об определенных ситуациях, не прибегая к дорогостоящему процессу проб и ошибок.
3. Улучшение имитации и сохранения знаний
Замещающее обучение дает возможность наблюдать и имитировать процесс и усваивать информацию в своем собственном темпе.
После понимания всех аспектов задания оно фиксируется в долговременной памяти и может быть выполнено, когда возникнет необходимость.
4. Из историй можно узнать
В мире существуют миллионы книг, рассказов и библиографий о жизни людей.
Эти документы используются для представления их прошлого опыта, действий и реальных жизненных ситуаций.
Вспомогательное обусловливание
Вспомогательное обусловливание — это акт изучения вещей посредством наблюдения за реакциями, отношением и эмоциями других, а не путем прямого воздействия.
В психологии это можно определить как обучение посредством наблюдения за реакцией других людей на стимул окружающей среды, который наиболее заметен для наблюдателя.
Викариозное классическое обусловливание происходит, когда вырабатывается условный рефлекс, потому что существует связь между условным раздражителем и безусловным раздражителем рефлекторной реакции.
Примеры заместительного обучения
Существует множество способов применения заместительного обучения в нашей повседневной жизни.
1. Просмотр ситуаций из реальной жизни
Продавец, который относительно плохо знаком с этой работой, может научиться предлагать более качественные услуги и увеличивать продажи.
Это можно сделать, слушая, как продают специалисты по продажам, и наблюдая, как они ведут себя при продаже.
Также очень важно выбрать лучшие качества, которые можно объединить с их сильными сторонами в интересах их бизнеса.
Многие сотрудники часто учатся, ведя себя так, как, по их мнению, ведут себя их старшие коллеги. Они следуют за ними по всему рабочему месту, чтобы получить от них больше опыта и советов.
Это только показывает, насколько действия других людей могут просто влиять на нашу повседневную жизнь.
2. Просмотр видео
Благодаря техническому прогрессу каждому стало легко осваивать новые навыки одним нажатием кнопки.
Коллегам по бизнесу было очень легко догонять и поддерживать бизнес, взаимодействуя через различные технологические платформы, такие как Zoom и Slack.
Эти платформы также поощряют коллег приобретать навыки через веб-семинары, таким образом замещая обучение.
Те же технологические достижения также позволяют каждому приобретать новые навыки, которые ему интересны, с помощью просмотра видео.
Видео, размещенные в Интернете, часто содержат практические и обучающие видеоролики. Эти видеоролики подробно показывают, как выполнять такие задачи, тем самым улучшая их навыки. Помимо этих видеороликов с практическими рекомендациями, есть и другие видеоролики, которые можно использовать в образовательных целях по различным темам.
Все это примеры заместительной обусловленности, поскольку наблюдатель учится на чьем-то опыте.
3. Чтение книги и слушание рассказа
Из книг, связанных с бизнесом, мы видим различные бизнес-стратегии, которые применил автор, и то, что сработало в их бизнесе, а что потерпело неудачу.
Это дает нам новый взгляд на стратегии, которые следует применять для повышения успеха нашего бизнеса, и дает нам представление о том, чего не следует делать. Все это является частью заместительного обучения.
Читая книгу, мы часто настолько погружаемся в историю, что начинаем представлять себя на месте персонажа.
В зависимости от роли персонажа мы узнаем последствия тех или иных действий. В связи с этим мы узнаем на опыте персонажа, что все действия имеют последствия, и, основываясь на наших действиях, мы ожидаем определенного результата.
Истории часто привлекают наше внимание и делают нас внимательными.
Если вы услышите от своего коллеги историю о ком-то, кто был недавно уволен из-за конкретного проступка, это предупредит вас о том, чтобы воздержаться от подобных действий.
Он также научит вас соблюдать законы и правила компании, чтобы избежать такой же участи.
Точно так же, услышав о ком-то, кто недавно получил повышение за то, что он высокоэффективный сотрудник, вы научит вас, что вы должны быть более преданы своей работе, чтобы получать более высокую прибыль и, следовательно, рассматриваться для продвижения по службе.
Замещающее обучение и примеры
| Важность заместительного обучения | Как происходит заместительное обучение | Примеры | Заместительное обучение в воспитании детей |
Что такое замещающее обучение
Замещающее обучение — это обучение посредством наблюдения за опытом других без непосредственного выполнения изученного поведения 1 .
Люди способны учиться новому поведению на собственном опыте или наблюдая за поведением и последствиями других.
Непосредственный опыт — это более рудиментарный процесс обучения, основанный в основном на последствиях их поведения.
Однако большую часть знаний мы получаем без прямого обучения или опыта.
Младенцы учатся прощаться или посылать воздушный поцелуй, подражая своим родителям. Малыши изучают язык, слушая разговоры. Дети перенимают более сложное поведение и убеждения, такие как социальный этикет или гендерные ожидания, потому что «это то, что люди обычно делают».
Этот опыт обучения называется замещающим обучением, также известным как наблюдательное обучение и подражательное обучение.
При заместительном обучении учащийся внимательно наблюдает за действиями других, запоминает наблюдаемые действия, а затем имитирует их 2 .
Важность заместительного обучения
Обучение без прямого взаимодействия позволяет передавать знания без утомительных проб и ошибок. Индивидуальное обучение может происходить без непосредственного переживания опасности.
Подростку не обязательно попадать в аварию, чтобы знать об опасности вождения в нетрезвом виде; новостного репортажа достаточно, чтобы понять суть дела.
Этот тип обучения передает верования, традиции, этикет и нормы сообщества. Дети узнают, что правильно и что неправильно, и что культурно приемлемо.
Формальное обучение может происходить через альтернативный опыт без реальных ситуаций социального обучения.
Как происходит замещающее обучение
Приобретение и изменение поведения человека во многом зависит от замещающего обучения.
Несмотря на наличие простых ярлыков, таких как имитация, копирование и сопоставление, Теория социального обучения психолога Альберта Бандуры предполагает, что это сложный процесс, включающий биологические и психические факторы 3 :
Зеркальные нейроны особый тип клеток мозга, которые позволяют нам подражать другим, косвенно активируются при наблюдении за другими с помощью зрения или звука
4 .Внимание
С точки зрения познания, первым шагом в замещающем обучении является внимание.
Люди не обязательно усваивают все модели поведения, которые видят. Простое знакомство с конкретной моделью не гарантирует, что человек обратит на нее пристальное внимание, выберет наиболее важные характеристики из множества ее атрибутов и точно воспримет эти аспекты.
Если человек не может распознать основные черты поведения модели, он не сможет многому научиться из косвенного наблюдения.
Идентификация играет важную роль в этом процессе 5 .
Люди с большей вероятностью будут обращать внимание и подражать поведению кого-то, с кем они могут себя идентифицировать и общаться.
Мы видим силу взаимного обучения в нашей повседневной жизни. Например, подростки с большей вероятностью будут подражать своим сверстникам, чем историческим образцам для подражания, о которых они читали в школе.
Удержание
Заметив это, человек должен быть в состоянии вспомнить обучение.
Символическая форма определенного поведения должна присутствовать, чтобы они могли воспроизвести такое поведение.
Люди, которые мысленно репетируют или фактически воспроизводят поведение модели, с большей вероятностью сохранят информацию 6 .
Моторное воспроизведение
После концентрации внимания и сохранения моделей поведения человек должен координировать различные действия в правильной последовательности, чтобы выполнять их физически и вносить коррективы на основе прямой обратной связи.
Подкрепление и мотивация
Наконец, чтобы активировать обучение, у человека должно быть стремление повторить поведение.
На мотивацию к повторению модели поведения влияет сходство модели, восприятие наблюдателем своих физических способностей, а также связанные с этим воспринимаемые вознаграждения и наказания 7 .
В 1961 году Бандура провел знаменитый эксперимент с куклой Бобо.
В этом эксперименте дети смотрели видеоролики, в которых взрослые агрессивно вели себя по отношению к куклам. В одной группе взрослых впоследствии наказывали, а в другой — награждали.
Исследование Бандуры показало, что группа, которая наблюдала, как агрессивное поведение вознаграждается, впоследствии проявляла большую агрессивность по отношению к куклам, чем группа, которая наблюдала наказание за агрессивное поведение. Несмотря на отсутствие прямого вознаграждения или наказания, поведение детей косвенно подкреплялось 8,9 .
Это вспомогательное обусловливание.
Таким образом, наблюдательное обучение может быть подкреплено косвенным подкреплением.
Примеры замещающего обучения
Вот несколько примеров заместительного обучения в нашей повседневной жизни.
Видеоуроки и обучение
Вы можете изучить все виды повседневных задач, от выпечки торта до восстановления террасы на заднем дворе, из демонстрационных видеороликов на таких платформах, как YouTube, TikTok и Udemy.
Видеозаписи предоставляют учащимся инструкции и демонстрации того, как выполнять эти практические задания в аналогичных ситуациях.
Люди, у которых есть визуальный стиль обучения или которые выросли, просматривая видеоконтент вместо чтения книг, могут извлечь наибольшую пользу из этих типов обучения 10 .
Наставничество
Программа наставничества «Старшие братья» «Старшие сестры» — это отличный способ для замещающего обучения.
Программа объединяет более опытных пожилых людей с маленькими детьми, чтобы младшие могли учиться на опыте наставника.
Это дает детям уникальную возможность узнать о темах, которые не преподаются в традиционных классах. Более того, они узнают о своих мыслительных процессах и ошибках, не совершая их самим.
Дети наблюдают за родителями
Наблюдая за своими родителями, дети учатся с самого рождения. Они наблюдают за действиями, реакциями и последствиями своих родителей, чтобы учиться у них.
Замещающее обучение воспитанию детей
Родители, без сомнения, являются первыми и наиболее влиятельными образцами для своих детей.
С момента рождения ребенок постоянно учится и наблюдает за своими родителями.
Замещающее обучение служит напоминанием родителям о том, что среда обучения их ребенка выходит за рамки школы.
Будьте образцом для подражания для своего ребенка
Подавать хороший пример — самый эффективный способ помочь родителям сформировать поведение, отношение, ценности и эмоциональное развитие своих детей.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал книги, читайте книги всей семьей.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был добрым и вежливым, следите за тем, как вы разговариваете с ним и другими людьми.
Построение хороших отношений между родителями и детьми
Поскольку заместительное обучение включает в себя несколько когнитивных процессов, простое предоставление модели, даже заметной, не приведет к автоматическому формированию усвоенного поведения у детей.
Ваш ребенок должен быть внимательным и мотивированным, чтобы учиться тому, чему вы хотите его научить.
Построение хороших детско-родительских отношений с ними — лучший способ мотивировать их, поскольку родство — мощный мотиватор 11 .
Смоделированное поведение и новые навыки будут легче восприниматься вашим ребенком, когда он почувствует связь с вами.
Помните о влиянии сверстников
Подростки часто чувствуют себя ближе к своим сверстникам, чем к родителям 12 .
Ассоциация сверстников является одним из факторов, которые могут повлиять на результаты подростков 13 .
Участие в девиантных группах сверстников является фактором риска подростковой преступности, согласно исследованиям.
Поэтому внимательно следите за кругом общения вашего ребенка и использованием социальных сетей, но не навязчиво.
Если вас беспокоит влияние их сверстников, поговорите с ними. Если у вас близкие отношения с ребенком, легче заставить его слушать вас.
Ссылки
1.
Робертс Д. Викариозное обучение: обзор литературы. Обучение медсестер на практике . Опубликовано в Интернете в январе 2010 г .: 13–16. doi:10.1016/j.nepr.2009.01.017
2.
Майерс К.Г. Совместное замещающее обучение: к реляционной теории замещающего обучения в организациях. АМР . Опубликовано в Интернете в октябре 2018 г .: 610–634. doi:10.5465/amr.2016.0202
3.
Джоя Д.А., Манц CC. Связь познания и поведения: интерпретация заместительного обучения при обработке сценариев. АМР . Опубликовано в Интернете, июль 1985 г .: 527–539. doi:10.5465/амр.1985.4278987
4.
Keysers C, Gazzola V. Hebbian Learning and Predictive Mirror Neurons для действий, ощущений и эмоций. Phil Trans R Soc B . Опубликовано в сети 5 июня 2014 г.: 20130175. doi:10.1098/rstb.2013.0175
5.
Бандура А., Бланшар Э.Б., Риттер Б. Относительная эффективность методов десенсибилизации и моделирования для стимулирования поведенческих, аффективных и установочных изменений. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1969: 173-199. дои: 10.1037/h0028276
6.
Кэрролл В.Р., Бандура А. Роль синхронизации зрительного мониторинга и двигательной репетиции в обучении паттернам действий под наблюдением. Журнал двигательного поведения . Опубликовано в Интернете в сентябре 1985 г .: 269–281. дои: 10.1080/00222895.1985.10735349
7.
Фокс Дж. , Бейленсон Дж.Н. Виртуальное самомоделирование: влияние косвенного подкрепления и идентификации на поведение при выполнении упражнений.
8.
Бандура А. Влияние условий подкрепления моделей на приобретение подражательных ответов. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете, июнь 1965 г .: 589–595. дои: 10.1037/h0022070
9.
Фрайлинг М.Дж., Джонстон С., Хейс Л.Дж. Понимание наблюдательного обучения: межповеденческий подход. Анализ вербального поведения . Опубликовано в Интернете в апреле 2011 г .: 191–203. дои: 10.1007/bf03393102
10.
Джоя Д.А., Brass DJ. Обучение телевизионного поколения: пример обучения с наблюдением. Обзор обучения организационному поведению . Опубликовано в Интернете, июль 1986 г .: 11–18. дои: 10.1177/105256298601000202
11.