Википедия графомания: что это такое, определение термина в литературном словаре Эксмо

ГРАФОМАНИЯ. Жизнь по понятиям

ГРАФОМАНИЯ

от лат. grapho – пишу и mania – страсть, влечение.

Определяя графоманию как болезненную страсть к сочинительству, не подкрепленную природным дарованием, толковые словари вслед за бытовым словоупотреблением предлагают пользоваться этим термином как своего рода вкусовой оценкой или, если угодно, диагнозом. Слово «графоман» воспринимается как синоним бездарности, причем бездарности амбициозной, воинствующей, а графоманские тексты прочитываются как «плохая», «низкокачественная» литература, лишь имитирующая (зачастую с незаметным для самого автора конфузным эффектом) внешние признаки словесного искусства, но не способная порождать собственно художественные смыслы.

Так графоманию понимали еще в XVIII–XIX столетиях – см. комедию французского поэта А. Пирона «Метромания» (1738), высмеивающую массовую одержимость модным в ту пору стихотворчеством, творчество графа Дмитрия Хвостова (1757–1835), чье имя благодаря насмешкам современников стало в русской традиции нарицательным, или стихи воспетого Федором Достоевским капитана Лебядкина.

И в этом словоупотреблении не было никакой беды – вплоть до ХХ века, когда все усиливающаяся тяга к ценностному релятивизму размыла границы конвенциально одобренного обществом единого художественного вкуса и когда на волне стремления взломать стандарты бесцветно грамотной литературной речи возникли новые художественные явления (например, авангардизм или, позднее, концептуализм), применительно к которым традиционная оппозиция таланта и графомании (бездарности) либо не срабатывает, либо открывает избыточно широкое поле для оценочного произвола и/или плюралистических интерпретаций.

Выяснилось, что стихи графа Хвостова и даже капитана Лебядкина не только не так уж плохи, но и могут рассматриваться как отправная точка для художественных инноваций. Оказалось, что свои претензии на гражданство предъявляет наивная литература

, позиционно располагающаяся между современным фольклором и профессиональным творчеством. Пришлось признать и права авторов на использование литературной маски (в том числе маски графомана), и то, что во многих случаях (выразительным примером здесь могут служить стихи поэтов-обэриутов) одно и то же произведение, в зависимости от того, кому принадлежит его авторство, может быть прочтено либо как образцовая графомания, либо как свидетельство художественной новизны и дерзости. Так, скажем, стихотворение:

Почему я плачу,

Шура?

Очень просто:

из-за Вас.

Ваша чуткая натура

Привела меня в экстаз, —

которое любой эксперт определил бы как графоманское, с полным основанием печатается теперь в томе престижной «Библиотеки поэта», ибо оно принадлежит не кому-нибудь, а Николаю Олейникову.

Именно с утратой хоть сколько-нибудь мотивированного представления о дистанции между графоманией и собственно литературой стало возможным появление и телевизионного журнала «Графоман», и магазина элитарной книги с тем же названием, и специального журнала «Соло», где стопроцентно графоманские опусы публиковались под рубрикой «Клуб им. полковника Васина».

Поэтому целесообразно отвлечься от сугубо оценочной доминанты в толковании термина «графомания», определяя ее в дальнейшем как разновидность непрофессиональной литературы, отличающуюся от эпигонства тем, что она создается художественно невменяемыми авторами, принадлежащими по своему образовательному и интеллектуальному цензу, как правило, к среде неквалифицированного читательского большинства. «Графоман, – по наблюдению Всеволода Бродского, – живет в отдельном мире, где творчество – лишь способ письменно зафиксировать свои личные радости и печали, где место, допустим, Мандельштама занимает Эдуард Асадов, где истории искусств вовсе не существует. Графоман выпадает из привычного литературного пространства

». Причем, – подчеркивает Игорь Шайтанов, – «стиль русской графомании часто исполнен стилистической архаики, придающей важность речи, несколько тяжеловесен, даже когда шутлив, то, что В. Кюхельбекер называл у Хвостова “возвышенностью глупости”».

См. ВКУС ЛИТЕРАТУРНЫЙ; ВМЕНЯЕМОСТЬ И НЕВМЕНЯЕМОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ; ИННОВАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ; КОНФУЗНЫЙ ЭФФЕКТ В ЛИТЕРАТУРЕ; МАСКА ЛИТЕРАТУРНАЯ; НАИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПРИМИТИВИЗМ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Что такое «Графо-манство»

 
vidiv ©   (2006-03-28 13:16) [0]

У меня на сайте от прошлого админа остался такой раздел текстового творчества.

там еще стихи, проза… а что такое графоманство не врубаюсь


 
Ega23 ©   (2006-03-28 13:18) [1]

Судя по анкете, уже больше 20…
Странно…


 
Anatoly Podgoretsky ©   (2006-03-28 13:20) [2]

Клавиша Del


 
Yanis ©   (2006-03-28 13:27) [3]


> Что такое «Графо-манство»

Когда любишь графов 😀

P. S. Сам знаю, что не остроумно 🙂


 
Sergey13 ©   (2006-03-28 13:30) [4]

Одна из форм мании величия.
Ломброзо наверное подробнее объяснит. 😎


 
vidiv ©   (2006-03-28 13:32) [5]


> Ega23 ©   (28. 03.06 13:18) [1]

Каждому в этой жизни дано своё! Всего знать невозможно!


> Anatoly Podgoretsky ©   (28.03.06 13:20) [2]

?


 
Anatoly Podgoretsky ©   (2006-03-28 13:49) [6]

Становишься на раздел и нажимаешь Delete


 
Gero ©   (2006-03-28 13:52) [7]

http://ru.wikipedia.org/wiki/Графомания


 
Юрий Зотов ©   (
2006-03-28 14:00
) [8]

Графомания — это то, что находится здесь: http://olya-kurguzova.narod.ru
И, к сожалению, не только там.


 
Гарри Поттер ©   (2006-03-28 14:12) [9]

> Юрий Зотов ©   (28. 03.06 14:00) [8]
> Графомания — это то, что находится здесь: http://olya-kurguzova.narod.ru

Такие сайты существуют для таких как вы, неравнодушных к их творчеству 🙂


 
Джо ©   (2006-03-28 14:20) [10]

Глупцам не чуждо вдохновенье.
Им так же пылкие мгновенья
Оно, как избранным, дарит:
Слетая с неба, все растенья
Весна равно животворит.
Что ж это сходство знаменует?

Что им глупец приобретет?
Его капустою раздует,
Но лавром он не расцветет.
Баратынский.

Две отличные статьи Ходасевича как раз по сабжу:
http://www.silverage.ru/poets/hodas_neud.html
http://cascenka.pisem.net/xodasevich.html


 
Sandman25 ©   (2006-03-28 14:22) [11]

Графос — пишу, манос — маньяк 🙂

Только не спрашивайте, что такое телеграф, география и биография 🙂


 
Johnmen ©   (2006-03-28 14:28) [12]

А что такое манография?


 
Sandman25 ©   (2006-03-28 14:43) [13]

Johnmen ©   (28.

03.06 14:28) [12]

Монография — писанина в одиночестве 🙂
Манография — рисование человечков 🙂


 
Johnmen ©   (2006-03-28 14:48) [14]


> Sandman25 ©   (28.03.06 14:43) [13]
> Манография — рисование человечков 🙂

Хм…
география — рисование земли?

Да ты просто манос, раз такое графос…:)


 
Sandman25 ©   (2006-03-28 14:54) [15]

Johnmen ©   (28.03.06 14:48) [14]

география — рисование земли?

Да. География зарождалась как составление карт местности.


 
Johnmen ©   (2006-03-28 15:02) [16]


> Sandman25 ©   (28.03.06 14:54) [15]

Странно… То пишешь. .. То …
Просто ты человечек, который рисует. Посты в ветку…:)
Я понял!


 
Sandman25 ©   (2006-03-28 15:03) [17]

Johnmen ©   (28.03.06 15:02) [16]

Хорошо тебе. Я вот не понял 🙁


 
TUser ©   (2006-03-28 15:25) [18]


> Судя по анкете, уже больше 20…
> Странно…

Я вот тоже только в этой ветке узнал. Был даже тут ток о том, что вы узнали позже, чем положено. :))


 
Gero ©   (2006-03-28 15:27) [19]

> Был даже тут ток о том, что вы узнали позже, чем положено


Насчет того, что «положено» есть хорошая фраза, однако здесь ее сказать не могу 🙂


 
oldman ©   (2006-03-28 16:40) [20]


> Что такое «Графо-манство»

если уж совсем по русски, то:
«Бумаго-марание»
:)))


 
Marser ©   (2006-03-28 20:15) [21]

> Я вот тоже только в этой ветке узнал.

Я узнал в 11 лет, даже помню, по какой книге 🙂


 
Ketmar ©   (2006-03-28 23:28) [22]

а я — на личном опыте.


 
Bogdan1024 ©   (2006-03-28 23:58) [23]

Существует примета среди писак (особенно у них на форумах) что если ты часто ставишь троеточия — то ты скорее всего графоман.


 
Джо ©   (2006-03-29 00:00) [24]

> [23] Bogdan1024 ©   (28.03.06 23:58)
> Существует примета среди писак (особенно у них на форумах)
> что если ты часто ставишь троеточия — то ты скорее всего
> графоман.

Да… это наводит на размышления…


 
Marser ©   (2006-03-29 00:30) [25]

> Да. .. это наводит на размышления…

Ну-ну…


 
Marser ©   (2006-03-29 00:32) [26]

К слову, был я как-то подписан на одну футбольную рассылку. Когда там поменялся автор, то новоипеченный сразу заявил, что у него будет отличительная черта — каждое предложение заканчивать троеточием. По логике Богдана уж большеего графомана придумать сложно, а ничего, по делу писал 🙂


 
Юрий Зотов ©   (2006-03-29 01:02) [27]

А если двоеточия, то графовуман?


 
Джо ©   (2006-03-29 01:08) [28]

> [27] Юрий Зотов ©   (29.03.06 01:02)
> А если двоеточия, то графовуман?

Нет, у них тире в бОльшем ходу 🙂


 
Германн ©   (2006-03-29 02:28) [29]


> Джо ©   (29. 03.06 01:08) [28]
>
> > [27] Юрий Зотов ©   (29.03.06 01:02)
> > А если двоеточия, то графовуман?
>
> Нет, у них тире в бОльшем ходу 🙂
>

А где доказательства?
Имхо, у них в ходу кавычки! 🙂


 
Джо ©   (2006-03-29 03:19) [30]

> [29] Германн ©   (29.03.06 02:28)
> А где доказательства?

Вот два (наугад, есть и более показательные) отрывка из одного автора женского полу:

На поверхностный взгляд она, со своими ресницами и косами, со всем своим алым и каштановым, могла показаться хохлушкой, малороссияночкой. Но —  только на поверхностный: ничего типичного, национального в этом личике не было —  слишком тонка была работа лица: работа — мастера. Еще скажу: в этом лице было что-то от раковины —  так раковину работает океан —  от раковинного завитка: и загиб ноздрей, и выгиб губ, и общий завиток ресниц —  и ушко! —  все было резное, точеное —  и одновременно льющееся —  точно эту вещь работали и ею же —  играли.

Левей —   правей, выше —  ниже, быстрее —  медленнее, затянуть —  оборвать, вот  точные указания  моего слуха,  или —   чего-то —   моему слуху.  Все  мое писанье   —   вслушиванье.  Отсюда,   чтобы   писать   дальше   —   постоянные перечитыванья.  Не  перечтя по  крайней  мере двадцать  строк,  не напишу ни одной. Точно мне  с  самого  начала дана  вся  вещь —  некая мелодическая или ритмическая картина ее —  точно вещь, которая  вот сейчас пишется (никогда не знаю, допишется ли), уже где-то очень точно и полностью написана. А я только восстанавливаю.  Отсюда эта постоянная настороженность: так ли? не уклоняюсь ли? Не дозволяю ли себе —  своеволия?

Ну как — сойдет за доказательство — или нет? 😉


 
Германн ©   (2006-03-29 03:31) [31]


> Ну как — сойдет за доказательство — или нет? 😉

Неа!
Откуда взял — неизвестно. ФИО — тоже. Ну а уж про пол — вообще молчу. 🙂


 
Джо ©   (2006-03-29 03:34) [32]

> [31] Германн ©   (29.03.06 03:31)
> Неа!
> Откуда взял — неизвестно. ФИО — тоже. Ну а уж про пол —
> вообще молчу. 🙂

Пол: Женский.
Взял: www.lib.ru
Ф.И.О: М.А. Цветаева.

😉


 
TUser ©   (2006-03-29 07:45) [33]

Не спорьте. Самые нужные знаки пунктуации — смайлики. Только их в школе не проходят.


 
LexxX ©   (2006-03-29 07:59) [34]

TUser ©   (29.03.06 7:45) [33]

Со смайликами вообще беда: я так привык ими пользоваться, что однажды при написании служебной записки боссу чуть в конце смайликк не поставил. :))
Вот ведь привычка!


 
Marser ©   (2006-03-29 08:30) [35]

А меня Думкин убедил, что смайлики это вещь, далеко не всегда уместная. И он прав, не стоит увлекаться.


Graphomania — Wikiwand

  • Введение Graphomania
  • В популярной культуре
  • См. также
  • Ссылки

Графомания (от древнегреческого: γρᾰ́φειν, gráphein , букв. «писать»; [1] и μᾰνῐ́ᾱ, maníā , букв.  ’безумие, безумие’),[2] также известный как scribomania , является навязчивым импульсом к письму.[3][4] При использовании в конкретном психиатрическом контексте он обозначает болезненное психическое состояние, которое приводит к написанию бессвязных и путаных утверждений, часто вырождающихся в бессмысленную последовательность слов или даже бессмыслицу, называемую графореей[5] (см. гиперграфию). Термин «графомания» использовался в начале 19 в.го века Эскиролем, а затем Ойгеном Блейлером, становясь более или менее распространенным явлением. Графомания связана с типоманией , которая представляет собой одержимость видеть свое имя в публикации или писать для публикации, чрезмерный символизм или типология.

Помимо психиатрических определений графомании и связанных с ней состояний, это слово используется в более широком смысле для обозначения стремления и потребности писать чрезмерно, профессионально или нет. Макс Нордау, атакуя то, что он считал дегенеративным искусством, часто использовал термин «графомания» для обозначения произведений художников, которых он осуждал (в первую очередь Рихарда Вагнера[8] или французских поэтов-символистов[8]).

Милан Кундера в «Книге смеха и забвения » (1979) объясняет распространение непрофессионального письма следующим образом:

Графомания неизбежно принимает масштабы эпидемии, когда общество развивается до момента создания трех основных условий:

  1. Повышенный уровень общего самочувствия, позволяющий людям посвящать себя бесполезной деятельности;
  2. Высокая степень социальной атомизации и, как следствие, общая обособленность индивидов;
  3. Отсутствие кардинальных социальных изменений во внутренней жизни нации. (С этой точки зрения мне кажется симптоматичным, что во Франции, где практически ничего не происходит, процент писателей в двадцать один раз выше, чем в Израиле).

Чеслав Милош — лауреат Нобелевской премии по литературе 1980 года — использовал термин «графомания» в контексте, сильно отличающемся от контекста Кундеры. В книге The Captive Mind (1951) Милош писал, что типичный писатель Восточного блока, принявший социалистический реализм, «считает, что обходные пути «философства» ведут к большей или меньшей степени графомании. диалектики [философия диалектического материализма] вынуждена признать, что мышление частных философов, не подкрепленное цитатами [не извергнувшее сталинскую пропаганду], является сущим вздором»[9].]

Энциклопедия искусства и популярной культуры

Из Энциклопедия искусства и популярной культуры

Перейти к: навигация, поиск

«Непреодолимое распространение графомании среди политиков, таксистов, детородных, любовников, убийц, воров, проституток, чиновников, врачей и больных показывает мне, что каждый без исключения носит в себе потенциального писателя, так что весь человеческий род имеет все основания ходить по улицам и кричать: «Мы все писатели!» — Книга смеха и забвения (1979) Милана Кундеры

В мае 1777 года граф де Мирабо, французский аристократ 18-го века, был заключен в тюрьму в Венсене. Там он познакомился с маркизом де Садом, оба были заключены в тюрьму на основании lettre de cachet, оба развратники; однако эти двое сильно не любили друг друга. Они оба много писали в тюрьме, оба страдали графоманией , Мирабо написал письма Софи , Le libertin de qualité и Библия эротики ; Сад провел в различных тюрьмах и сумасшедших домах около 32 лет (из 74) своей жизни; большая часть его написания, начиная с его дебюта «Диалог между священником и умирающим », была написана во время его заключения.

Связанные и

Википедия
Викисловарь
Магазин


В избранном:

Ромбикубоктаэдр Леонардо да Винчи

Графомания — навязчивое принуждение к написанию книг. Это также название различных сюрреалистических техник, см. энтоптическая графомания .

Когда женщина спросила Чарльза Буковски: «Я не буду мешать вашему письму, если буду пылесосить?» Буковски якобы ответил: «Ничто не может помешать моему письму, это болезнь».

[править]

Саде

«Оба [ Перья и Маркиз ] проникаются стремлением де Сада писать несмотря ни на что, используя листы и собственную кровь, хотя Маркиз создает гораздо менее мелодраматическую суету по поводу неудовлетворенного творческого порыва, чем Перья». — Ричард Шейб

[править]

Переговоры с мертвыми: писатель о писательстве

Маргарет Этвуд спрашивает, почему писатели пишут в Переговоры с мертвыми: писатель о писательстве (2002), источник здесь.

Вот три вопроса, которые чаще всего задают писателям как читатели, так и они сами: Для кого вы пишете? Почему ты это делаешь? От куда это? …
Вот список:
… Чтобы скоротать время, хотя оно и так бы прошло. Графомания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts