Влияние темперамента на развитие личности: Темперамент и характер личности

Влияние темперамента на успешность школьного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние темперамента на успешность школьного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Станкевич Наталья Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.   Введение

2.   Природная основа и типы темперамента.

3.   Влияние типа темперамента на учебную деятельность

4.   Особенности темперамента и умственные способности

5.   Педагогические подходы как средство формирования эффективного индивидуального стиля деятельности

6.    Заключение

7.   Список использованной литературы

 


 

Введение

« Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”. Вот не везёт, стоило в кои-то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт”, — приговаривал он сквозь слёзы. “ Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!”, — горячился второй, дубася кулаками в ворота. “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем подождём, летняя ночь коротка”, — успокаивал попутчиков третий. “Зачем сидеть и ждать? Пойдёмте к воротам поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка попробуем, вдруг пролезем в неё”, — взял в свои руки инициативу четвёртый». Данный пример из книги И.Круга «Торопись не спеша» образно иллюстрирует, как люди в одних и тех же ситуациях по-разному выражают свои чувства. Психика каждого человека уникальна, все люди отличаются друг от друга по личностным особенностям: способностям, интересам, убеждениям.

К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент.

Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам характеризуется темперамент школьника: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях.

Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.

 


 

Природная основа и типы темперамента

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Согласно учению И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения, выделяют три основных свойства нервной системы:

а) сила (слабость) нервных процессов – это способность (неспособность) нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов; степень выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю.

б) подвижность (инертность) нервных процессов выражается в способности (неспособности) быстрого перехода от возбудительного процесса к тормозному и наоборот.

в) уравновешенность (неуравновешенность) означает одинаковую (разную) выраженность возбудительного и тормозного нервных процессов, их баланс (его отсутствие) по силе подвижности.

Особенности темперамента зависят не от одного из этих свойств, а от  своеобразного их сочетания. И. П. Павлов назвал такое сочетание свойств нервной системы типом высшей нервной деятельности и выделил четыре основных типа:

1) сильный, уравновешенный, но живой тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения, а также живостью нервных процессов (соответствует сангвиническому темпераменту)

2) сильный, уравновешенный, но инертный тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения на фоне низкой живости нервных процессов (соответствует флегматическому темпераменту)

3) сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением (соответствует холерическому темпераменту)

4) слабый тип высшей нервной деятельности характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов (соответствует меланхолическому темпераменту).

Сангвинический темперамент характеризуют довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут  наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Однако для  правильного индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, т. е. для практических нужд, вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его основную характеристику, не вдаваясь в основные тонкости и детали, выяснение которых порой требует специальных экспериментальных методик, которыми учитель не располагает. Условно можно считать, что каждый ученик тяготеет к одному из четырех указанных выше типов темперамента.

Надо учесть также, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие темпераменты, каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.


 

Влияние типа темперамента на учебную деятельность

Динамические черты личности выступают не только во внешней манере поведения, в движениях — они проявляются и в умственной деятельности, в области побуждений и интересов, а также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко становится источником постоянного раздражения и снижения результатов деятельности. Например, темперамент ребенка может быть отличен от темперамента педагога. Если у педагога сангвинический темперамент, т. е. он быстрый, подвижный, экспрессивный, а школьник — флегматик, то, вероятно, первый будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости второго. Хотя эти же качества другой педагог воспримет в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.

Б. М. Теплов заметил, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели исследования и установили взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Было обнаружено, что у каждого человека при выполнении определенной работы вырабатывается индивидуальный стиль деятельности.

Именно поэтому некоторые ученики делают уроки сразу после школы, а другие хотят немного отдохнуть. При написании сочинения одни составляют план, а другие легко обходятся без него; при решении задач по геометрии кому-то надо сделать подробный чертеж, а кто-то перебирает в уме теоремы. Этот индивидуальный стиль деятельности является для человека наиболее эффективным путем достижения результата и способом решения определенной задачи. Исследования показали, что существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности оказывает тип ВНД, а прежде всего сила и подвижность нервных процессов.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в первую очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы.

В качестве примера можно привести опыт: группе учеников (у них предварительно определялась сила нервной системы) предлагалось решить простые арифметические примеры в течение урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания выступали такие различия: ученики слабого типа, в отличие от учеников сильного типа, на начальном этапе решили большее количество примеров (высказалась присущая им отзывчивость на окружающую реактивность), но зато они же быстро усваивали; а ученикам с такими чертами темперамента, обусловленным сильной нервной системой, требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задания дольше, не снижая продуктивности.

Установлено, что в некоторых случаях при выполнении  монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от сниженной восприимчивости, от развития сонливости, которая может возникнуть в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело особенно с сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за особенностей своего темперамента, могут оказаться не в состоянии справиться с деятельностью.

Такие свойства темперамента, как уровень активности и легкость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность не редко компенсируется повышенной тщательностью работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется сам способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных результатов. Вместе с тем в некоторых видах учебной деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере их результат.

В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.

Наблюдения показывают, что преподаватели склонны задавать темп, отвечающий их темпераменту. Предположим, учитель с типичным сангвиническим темпераментом требует от учеников быстрого выполнения заданий. При этом задается такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойствам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответственной контрольной работе, уже заранее знают, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был задан слишком высокий темп работы.

Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от темперамента и от методики преподавания. Есть и ряд других факторов, которые входят в число таких, которые все же влияют на учебную деятельность. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся в обучении, в том числе и темперамента, ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленной цели.


 

Особенности темперамента и умственные способности

Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем умственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ: такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным  развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Но какую же роль все — таки здесь играют умственные способности субъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании «индивидуального  стиля деятельности» (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффективнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов.


 

Педагогические подходы как средство формирования эффективного индивидуального стиля деятельности

В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся-холериков, посредством тренировок, формировать поведение, компенсирующее недостаточность тормозного процесса. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими учащимися, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это усилит его возбуждение. Воспитанию темперамента способствует воспитание эмоций и чувств школьников. Холерики вспыльчивы, несдержанны, обидчивы, могут сказать воспитателю дерзость, проявить непослушание. Надо помочь таким детям в обретении сдержанности, самообладания и без нужды не задевать их самолюбия.
Школьник с холерическим темпераментом способен продуктивно трудиться более длительное время, но зато для восстановления его трудоспособности необходим более длительный отдых. Холерику нужны редкие длительные перерывы в работе. Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой проступок его должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы.

Ученик меланхолического темперамента при напряженной работе быстро утомляется, потому что нервные клетки его мозга расходуют и без того малый запас реактивного вещества и переходят в тормозное состояние. Для меланхоликов – обладателей слабой нервной системы – полезны частые перерывы в работе для восстановления реактивного вещества нервных клеток и поддержания их работоспособности (исследования Н.С.Лейтеса).
Меланхолики впечатлительны и легкоранимы, застенчивы, склонны к замкнутости, неуверенности и страху. Резкий тон травмирует ребенка, усиливает процесс торможения, который и без того преобладает у меланхолика. В ответ на повышенный тон в обращении с ним меланхолик умолкает, теряется, иногда плачет. Надо помочь таким детям преодолевать робость, неуверенность и другие астенические чувства и эмоции; чаще ободрять, поддерживать их авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе. При доброжелательном отношении учителя и класса, под влиянием систематической тренировки в преодолении недостатков темперамента дети-меланхолики приобретают жизненно ценные нравственные и волевые черты характера. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. На учащихся меланхолического типа темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищенным в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся-флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – большую подвижность, активность, важно не допускать у него потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать быстро с одной задачи на другую. Флегматики обладают пониженной эмоциональной возбудимостью, медлительностью, на уроках спокойны, дисциплину нарушают редко. Вывести их из эмоционального равновесия могут только очень сильные воздействия. Если флегматика тренировать в быстром темпе выполнения работы, он радуется своим успехам, теснее сближается с классным коллективом. При ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение.

У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения; необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Сангвиники в эмоциональном отношении менее уязвимы, чем меланхолики. Выражение «с него как с гуся вода» более всего применимо к сангвинику. Строгое замечание, повышенный тон учителя часто оказывают на него дисциплинирующее влияние. Строгость, требовательность и постоянный контроль учителя за работой и поведением детей-сангвиников дают нужный эффект в их воспитании.

В полном и чистом виде описанные типы темперамента встречаются редко. И это хорошо, так как человеку для жизни важно сочетание черт различных темпераментов. В разных жизненных ситуациях ему необходим энтузиазм и бодрость сангвиника, настойчивость холерика, суховатая сдержанность и осторожность меланхолика, хладнокровие и спокойствие флегматика. Школа, с ее жизнью и обучением, — самая благоприятная среда для образования смешанных темпераментов. Она содержит благоприятные влияния для смягчения резких, угловатых и нежелательных проявлений того или другого темперамента. Ведь она сама представляет общество людей, собранных для общей для всех цели, по необходимости подчиненных одним и тем же порядкам, тоже общим для всех. Ребенок в школе постепенно начинает осознавать, что нельзя всякому делать все, что нравится, и всегда поступать так, как хочется. Он замечает, что некоторые его качества неудобны для жизни в среде других людей. Постепенно у детей формируются качества, удобные и для себя самого и для товарищей, резкие черты темперамента стушевываются. И это происходит без насилия, а само собой. Школа учит очень важной науке  — жить с людьми, подчинять свои интересы общим.


 

Заключение

В заключении следует отметить, что, учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам. Если холерику прощать его вспыльчивость и часто хвалить его за успехи в учении, то у такого школьника помимо желания воспитателей укрепится аффективность, разовьются честолюбие и зазнайство. Бурную энергию холерика надо направлять на труд, учение, общественно полезные дела и неуклонно воспитывать у него сдержанность, самообладание, самоконтроль, организаторские умения. Если ученика-меланхолика освобождать от преодоления трудностей, то это, значит, способствовать более глубокому укоренению слабых сторон его темперамента. Нельзя также оправдывать импульсивность, излишнюю подвижность, нетерпеливость сангвиника и неповоротливость флегматика. Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны. В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и, наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и саморегуляцию и самовоспитание. Темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие, каждый из них по отношению к данному виду деятельности имеет как благоприятствующие, так и неблагоприятствующие стороны.


 

Список литературы

1.                  Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 1998 г.

2.                 Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. «Питер Пресс» 2009 г.

3.                 Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г.

4.                 Психология. Учебное пособие. «ИНКОС» 2005 г.

5.                 Леонтьев  Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили — взгляд из 90-х. «Смысл» 1998 г.

6.                 Небылицын В.Д. Психология индивидуальных различий. МГУ: 1982 г.

7.                 Е.И.Рогов. Психология человека. «Владос» 2001 г.

Влияние темперамента на характер личности

Человеческая психика уникальна. Ее уникальность зависит от биологического и физиологического строения и развития организма. Биологической структурой личности является темперамент, половые и возрастные свойства психики. Но личность формируется не только под влиянием внутренних — биологических факторов, она также развивается и под влиянием внешних социальных, культурно-общественных факторов. Тип нервной системы тесно связан с темпераментом человека, а темперамент, как мы уже знаем, влияет на людское поведение.

Социальное окружение влияет на развитие темперамента и формирование личности человека. Темперамент является общей характеристикой личности и имеет под собой биологический фундамент. Доказано, что темперамент влияет на формирование многих важных черт личности человека, а также на его способности, определяя профессиональные возможности. Известно, что водителями, пилотами, капитанами крейсеров и космонавтами все быть не могут. Поэтому, под темпераментом нужно понимать характеристику протекания психических процессов проявляющихся в скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

На особенности темперамента человека нужно обращать внимание, но его нельзя считать врождённым, по той причине, что он в некоторой степени поддаётся педагогической и психологической коррекции, волевой регулировке. Ещё в далёкие времена делались попытки разобраться в человеческой психологии и понять, почему люди такие одинаковые, но такие разные. Если внимательно понаблюдать за окружающими, можно заметить сходство в поведении, в способах выражения чувств, в гибкости и подвижности мышления и многом другом.

И.П. Павлов наблюдая за собаками, выделил четыре типа нервной системы, и сделал вывод, что нервная система животных схожа с нервной системой человека. К тому же четыре типа нервной системы открытых Павловым соответствовали четырём уже известным типам темперамента. Эта гипотеза связи типов темперамента с типами нервной системы явилась очень серьезным открытием в изучении темпераментов.

Первый тип нервной системы — это сильный, уравновешенный подвижный тип, отвечающий сангвинистическому темпераменту;

Второй тип нервной системы — сильный уравновешенный инертный тип нервной системы соответствующий флегматическому темпераменту;

Третий — сильный неуравновешенный тип нервной системы соответствующий холерическому типу темперамента, и четвёртый — слабый, тормозящий тип нервной системы соответствующий меланхолическому типу темперамента.

Если углубится в изучение истории возникновения типологии темпераментов, то одни из первых упоминаний об их существовании, мы найдём уже у древних китайских философов VIII-VII вв. до н.э. После китайских философов, изучением вопроса существования темперамента в V в. до н.э. занимался древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что свойства человека определяются преобладанием в организме одной из четырех жидкостей.

Позднее на основе этих жидкостей произошли названия темпераментов: сангвиник — от латинского «кровь», холерик — от греческого «желчь», флегматик – от греческого «слизь», меланхолик — от греческого «черная желчь».

Вслед за Гиппократом исследованием темперамента занялся врач Клавдий Гален во II в. до н.э. Именно, он выделил четыре из девяти типов — сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, которые существуют по сегодняшний день, и дал характеристику каждому из них. Гален считал, что для сангвиника основным стремлением есть стремление к наслаждениям, у него быстро вспыхивают чувства, но на долго их не хватает. Поэтому сангвиник увлекается всем и всеми, что и кто ему нравится. Он непостоянный, доверчивый и легковерный, быстро строит планы и быстро их забывает. Холерик живёт в постоянном движении, очень энергичен и настойчив. Он гордый, злопамятный, мстительный, честолюбивый, страстный. Обдумывает мало, но действует быстро, потому что ему так хочется.

Флегматик медлительный и хладнокровный, уравновешенный. Прежде чем принять решение, флегматик его долго обдумывает, редко жалуется, мало переживает из-за страданий других людей, свои проблемы решает сам.

Меланхолик всегда печальный. Ему кажется, что им пренебрегают, он часто грустит, считает себя вечной жертвой всех и вся.

В 1798 году Имануил Кант в книге «Антропология» также подробно описал четыре типа темперамента известные на то время. Но он пошёл намного дальше в своих предположениях и сблизил понятия темперамента и характера. С того времени и до наших дней, информация о темпераментах дополнялась и расширялась. Появилась теория темперамента немецкого психиатра Эрнста Кречмера, которая опиралась на строение человеческого тела.

Кречмер соединил психиатрию и антропологию, в результате этого появились четыре новых конституциональных типа: астеник, пикник, атлетик и диспластик. (Приложение Б) По мнению Кречмера, астеник — это человек высокого роста с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой, вытянутым лицом, длинным и тонким носом, узкими плечами, длинными и худыми ногами.

Пикник, это человек среднего роста, он полон или склонен к полноте, с мягкими чертами лица, большим животом, круглой головой и короткой шеей.

Атлетик, это человек среднего или высокого роста, с пропорциональной фигурой, хорошей мускулатурой и широким плечевым поясом, узкими бедрами. Диспластик, это человек, с неправильным телосложением. Кроме всего этого, Кречмер, опираясь на типы строения человеческого тела, сумел выделить соответствующие типы темперамента — шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Астеническое телосложение подходит шизотимику. Это замкнутый и упрямый человек, эгоист с перепадами настроения, с трудом адаптируется. Атлетическое телосложение подходит иксотимику. Это спокойный, маловпечатлительный, мелочный, сдержанный во всех проявлениях человек, у него невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки. Пикническое телосложение подходит циклотимику. Это весёлый, эмоциональный человек, легко идущий на контакт.

Гиппократ и Гален старались дать объяснение темпераменту, связав его с гормональной системой, Кречмер — со строением тела. И. П. Павлов обратил внимание на тип нервной системы и подтвердил её связь с темпераментом. Именно на основе этого факта, Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, куда вошло и учение о темпераментах.

По теории Павлова, сильный человек имеет высокий уровень работоспособности, контролирует ситуацию, быстро восстанавливает силы, не теряет эмоционального тонуса. Обладает повышенной концентрацией и стойко переносит боль. Подвижный человек умеет быстро реагировать на ситуацию, легко адаптируется к новым условиям и людям. Эмоционален, обладает хорошей памятью.

Если у человека первый тип нервной системы, он сильный, уравновешенный, подвижный, с оптимально сбалансированными коммуникативными и волевыми чертами. Если же у человека второй тип нервной системы, он сильный, неуравновешенный, подвижный, работоспособный, имеет быструю реакцию, но у него почти отсутствуют волевые качества.

Люди неуравновешенного типа вспыльчивы, не умеют терпеть, не любят ждать, взрывчаты, несдержанны. Они раздражительны и агрессивны.

Человек с третьим типом нервной системы, сильный, уравновешенный, инертный, с высокой работоспособностью, стабилен, не способен отказаться от стереотипов, тяжело адаптируется и включается в новые, незнакомые ситуации. Такие люди не любят изменений в жизни, они живут по давно намеченному плану.

Человек с четвёртым, слабым типом нервной системы с низкой работоспособностью. Он быстро от всего устаёт, панически боится всего нового, не переносит длительных и резких напряжений, легко поддаётся внушению, эмоционален. Люди этого типа имеют художественные способности.

Сколько бы ни было теорий и гипотез, необходимо помнить, что моральные качества личности не зависят от темперамента. Моральные ценности человека могут в значительной степени компенсировать проявление отрицательных черт.

Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы — другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений.

Вот эта сторона характеризует понятие «темперамент».      Темперамент — совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент — это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки — одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки — полная противоположность.

Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания), 2)психический ритм и темп, 3)интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность воли), 4)направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье — падение их.

Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях.

Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность — свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по латински — «сангвис»), лимфы (по-гречески — «флегма»), желчи(по-гречески — «холе») и черной желчи(по-гречески – «мелана холе»). Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента — сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени.

Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как психические свойства. И. Кант в книге «Размышления над чувством прекрасного» написал, что флегматик отличается «недостатком морального чувства», а меланхолику больше, чем кому-либо, присуща «подлинная добродетель», чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести — у холерика.

И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этими изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психологических свойств. У Канта — это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.)- это соотношение скорости и силы «душевных движений».

Темперамент и личность вашего ребенка

Вы когда-нибудь расстраивались из-за своего энергичного ребенка? Что вы можете сделать с ребенком, который глупо кричит, когда не добивается своего? Мальчик, который слишком взволнован, когда приходит товарищ по играм? Эксперты говорят нам, что, вероятно, вы мало что можете сделать, чтобы изменить способ достижения ребенка, если эта склонность врожденная, но есть способы, которыми вы можете помочь ему лучше справляться со своими импульсами — и избавить себя от горя на этом пути.

Поймите, что незрелый стиль поведения вашего ребенка не является вашей «виной», потому что темперамент является биологическим, а не чем-то, чему он научился у вас. Тем не менее, в ваших силах помочь ребенку справиться с его темпераментом и, в конце концов, лучше понять себя, вместо того, чтобы жалеть себя за то, что у вас шумный, отвлекающий или застенчивый ребенок. Научитесь принимать это как свою природу, а затем разработайте стратегию, которая поможет ему или ей адаптироваться социально приемлемым способом. Замените мышление жертвы взрослой решимостью помочь ребенку справиться с его трудностями. Прежде всего, помните, что все качества темперамента можно сформировать так, чтобы они работали на пользу ребенку, если ими разумно управлять.

Чтобы стать «менеджером темперамента вашего ребенка, убедитесь, что вы на минуту отстранитесь от его нежелательного поведения и напомните себе, что его пронзительный крик возбуждения или его нерегулярный сон не являются преднамеренными реакциями, но тем, что он может контролировать. Ключ в том, чтобы включить объективную часть своего разума, а не эмоционально впутываться в его темпераментные проблемы. Благодаря этой эмоционально «нейтральной» позиции вы сможете лучше помочь ему изменить свои реакции, потому что будете мыслить рационально.

Заранее разработайте конкретные планы, чтобы справиться с проблемным поведением, а затем применяйте их с сочувствием, но неизменно твердо. Если ваш ребенок склонен сходить с ума по семейным обстоятельствам или когда он или она с друзьями, будьте чуткими к этой тенденции и примите меры, чтобы успокоить ее, прежде чем она обострится. (Заранее решите, сможет ли он справиться с этим заданием. С детьми младшего возраста лучшим решением может быть избегание потенциальных проблемных ситуаций). Если у вас есть ребенок, вы можете сказать хозяину, что вы захотите уйти с вечеринки пораньше. Вы также можете отвести ребенка в тихую комнату и посидеть с ним, пока он не заснет. Проделайте аналогичную процедуру с ребенком постарше, либо отстранив его или ее от занятий, отвлекив его или ее чем-то более спокойным, например, рассказав час или перекусив, либо объявив «тайм-аут». См. «Успешное воспитание» для получения практических советов по решению широкого круга поведенческих проблем.

Младенец с нерегулярными биологическими ритмами нуждается в особой структуризации от вас, чтобы он или она со временем научились спать всю ночь, есть в обычное время и контролировать работу мочевого пузыря и кишечника. В этом случае врач или специалист по детскому поведению может помочь составить график для вашего ребенка. Дополнительные сведения см. в разделах «Проблемы со сном у детей и подростков» или «Информация о ночном недержании мочи».

Для ребенка старшего возраста, который сопротивляется сну, вам, возможно, придется провести особое различие между временем отхода ко сну и «временем сна». Чтобы помочь ему успокоиться, вы можете настаивать на том, чтобы ребенок ложился в постель в определенное время, но разрешать ему спокойно читать или играть, пока он не почувствует сонливость. Таким образом, вы регулируете его график, но при этом позволяете ему расслабиться в своем собственном темпе.

Научитесь отличать поведение, обусловленное темпераментом, от поведения, которому научились. Если ребенок по ошибке опрокинул вашу лучшую вазу, потому что он очень энергичный ребенок и радостно бегал по гостиной, ваша реакция должна отличаться от той, если бы он разбил вашу вазу преднамеренно.

В некоторых случаях вы, вероятно, будете расстроены и можете выразить свое неудовольствие. Но действие, которое вы преследуете, должно быть другим. В первом случае вам, возможно, придется подумать о том, как не допустить, чтобы ваш ребенок бегал по гостиной, и вспомнить другие способы, которыми он/она может использовать свою энергию, находясь в доме. Во втором сценарии вы, вероятно, захотите наказать ребенка за умышленное уничтожение вашего личного имущества, чтобы внушить ему/ей, что такое поведение социально неприемлемо. С темпераментом цель всегда состоит в том, чтобы управлять, а не систематически наказывать.

Точно так же научитесь отличать истерику, обусловленную темпераментом, от истерики, преднамеренно манипулятивной. Оба могут выглядеть одинаково, потому что в обоих случаях ребенок громко плачет или кричит, но причины этого разные. Волевой и напористый ребенок может отреагировать на разочарование истерикой, но родитель должен понимать, что в каком-то смысле ребенок действительно ничего не может с этим поделать — это его врожденная поведенческая реакция. Это резко контрастирует с менее активным ребенком, который точно так же кричит и плачет, когда вы говорите «нет», потому что он понял, что такое поведение ослабит вашу решимость и заставит вас уступить ему. Если вы станете экспертом по темпераменту вашего ребенка, вы сможете различать два типа истерик, и тогда вы сможете правильно реагировать на истерику.

Наконец, помните, что одна из самых важных задач, которую может выполнять родитель, — это помочь своему ребенку развить чувство собственного достоинства. Это не означает чрезмерное раздувание его эго, а скорее помощь ему в развитии положительного самоощущения с справедливым пониманием его сильных и слабых сторон. Понимание темперамента ребенка — это первый шаг к повышению его самооценки, потому что вы сможете деликатно хвалить его в соответствии с его врожденными склонностями и помогать ему развивать эти черты в позитивном ключе. Полезные советы см. в разделе «Помощь ребенку в развитии самооценки».

Стратегии воспитания для очень напряженных детей:

  • Предлагайте успокаивающие занятия, такие как теплая ванна, массаж, игры с водой, рассказы.
  • Распознавайте сигналы, сигнализирующие о повышении интенсивности.
  • Помогите ребенку научиться распознавать сигналы, сигнализирующие о повышении интенсивности.
  • Используйте юмор, чтобы рассеять напряженность.
  • Научите ребенка использовать тайм-аут, чтобы успокоиться.
  • Избегайте обострения реакции ребенка на свое поведение. Дайте спокойную, четкую, краткую обратную связь.

Стратегии воспитания медленно адаптирующихся детей:

  • Установите четкий распорядок дня.
  • Подготовьте ребенка, обсудив планы на день, когда рутина изменится.
  • Подготовьте ребенка к переходу.
  • Выдавать предупреждения за несколько минут до перехода от одного действия к другому.
  • Дайте время для закрытия одного действия, прежде чем переходить к следующему.
  • Следите за количеством необходимых переходов и по возможности сведите их к минимуму.

Влияние темперамента — OpenLearn

Обновлено в пятницу, 30 августа 2019 г. Это выдержка из одного из четырех учебных пособий (Оутс, Дж. , и Стивенсон, Дж. (2005) «Темперамент и развитие», в Оутс, Дж., Вуд, К. и Грейсон, А. (ред.) Psychological Development and Early Childhood, Oxford, Blackwell.) © Open University 2005

Узнайте больше об Открытом университете Курсы раннего развития

Здесь мы рассмотрим, связаны ли различия темперамента с другими аспектами развития детей. Следует подчеркнуть, что темперамент связан с индивидуальными различиями, и поэтому влияние на развитие сосредоточено на связях между темпераментом и различиями в когнитивном и социальном развитии детей. Есть несколько способов, которыми это может произойти, и они будут рассмотрены по очереди.

Прямое влияние темперамента на развитие
Ребенок с короткой продолжительностью концентрации внимания и очень импульсивный, скорее всего, будет испытывать трудности в учебных ситуациях дома или в дошкольных группах (Tizard and Hughes, 1984). Этот пример показывает, что различия в темпераменте могут оказывать глубокое влияние на когнитивное и социальное развитие детей, оказывая влияние на контроль поведения и реакцию. У детей старшего возраста Keogh (1982) определил трехфакторную модель темперамента, связанную с поведением в школе и имеющую значение для обучения. Факторами являются ориентация на задачу, личностно-социальная гибкость и реактивность.

Очевидно, что такие факторы, как ориентация на задачу, будут иметь прямое влияние на способность ребенка извлекать пользу из учебного опыта. Другие влияния темперамента будут иметь более косвенное влияние на академическую успеваемость. Например, реактивность с большей вероятностью повлияет на взаимодействие ученик-учитель и ученик-ученик и тем самым на социальный контекст, в котором происходит обучение.

Прямое влияние детского темперамента на родителей
Одной из центральных концепций современных представлений о развитии ребенка является идея о том, что ребенок влияет на свое собственное развитие, т. е. не является просто пассивным приемником внешних детерминированных переживаний. Белл (1968) и Самерофф и Чандлер (1975) получили широкое признание за то, что они выдвинули эту транзакционную модель на первый план. В соответствии с этой моделью ребенок играет важную роль в создании собственных переживаний как непосредственно посредством собственного выбора действий, так и, что более важно для маленького ребенка, благодаря влиянию его поведения на опекунов (Sameroff and Fiese, 1990).

Косвенный эффект через «качество соответствия»
Существует направление мысли, связанное с изучением темперамента, в котором подчеркивалось, что значение индивидуальных различий в темпераменте следует рассматривать в связи с конкретными условиями. Ребенок с очень низкой адаптивностью и очень высокой ритмичностью использования будет иметь более неприятный опыт, если о нем будут заботиться родители, которые очень неустойчивы в своей модели ухода за ребенком. Тот же самый ребенок будет хорошо подходить родителям, которые более регулярно едят и спят. Это говорит о том, что влияние темперамента на развитие следует анализировать как взаимодействие характеристик ребенка с особенностями среды, в том числе воспитания.
Эту позицию придерживались несколько теоретиков темперамента.

Одно из наиболее обширных исследований с этой ориентацией на качество соответствия проведено Лернером и его коллегами:

Концепция «соответствия» подчеркивает необходимость учитывать как индивидуальные характеристики человека, так и требования социального окружающая среда, индексированная, например, ожиданиями или отношением ключевых значимых других, с которыми человек взаимодействует (например, родителей, сверстников или учителей). Если характеристики индивидуальности человека соответствуют или соответствуют требованиям определенного социального контекста, то ожидается позитивное взаимодействие и приспособление. Напротив, ожидается, что негативная адаптация произойдет, когда существует плохое соответствие между требованиями определенного социального контекста и характеристиками индивидуальности человека. (Лернер и др., 1989, с. 510)

В качестве иллюстрации этого представления о соответствии между темпераментом ребенка и поведением родителей Lerner et al. (1989) обсудили некоторые данные, касающиеся темперамента и материнской занятости вне дома. Конечно, на решение работать вне дома будет влиять широкий спектр социальных и экономических факторов. Однако, кроме того, они предполагают, что могут быть два вероятных пути, по которым трудный темперамент может влиять на решения матерей о том, работать ли им вне дома. Во-первых, матери считают проблемы воспитания ребенка с трудным темпераментом слишком неприятными и поэтому предпочитают выходить на работу, чтобы избежать хлопот ежедневного ухода за ребенком.

Второй путь может заключаться в том, что трудный ребенок настолько непредсказуем в своих привычках в еде и сне и сильно протестует, когда его оставляют с незнакомыми людьми, что мать чувствует себя вынужденной не выходить на работу, потому что ребенок не может соответствовать внешним ограничениям. присутствия матери на рабочем месте в установленное время в течение фиксированного периода времени.

Подход, основанный на критериях согласия, предполагает, что то, какой из этих процессов работает, будет зависеть от соответствия между темпераментом ребенка и толерантностью матери. Невозможно предсказать последствия трудного темперамента на решение матери вернуться к работе, зная ее отношение к воспитанию детей и к учету рабочего времени.

Lerner and Galambos (1985) обнаружили, что матери детей с трудным темпераментом, как правило, имеют более ограниченный трудовой стаж, чем другие дети.

Одна из проблем, связанных с этим открытием, заключается в том, что отчеты матерей о «трудностях» их младенцев могут быть искажены факторами, которые также влияют на производительность труда, такими как депрессия. Хайд и др. (2004) рассмотрели эту возможность в исследовании, которое показало, что консенсусные суждения отцов и матерей о темпераменте младенцев по-прежнему являются хорошим предиктором результатов работы матерей. Это исследование также обнаружило доказательства того, что опосредующим фактором между темпераментом младенцев и результатами работы матери является настроение матери: трудные младенцы, вероятно, вызывают у матерей более депрессивное состояние и снижают их чувство компетентности, что влияет на их производительность труда. Лернер и Галамбос (1985) исследование также показало, что родителям, по-видимому, труднее организовать удовлетворительный уход за трудными младенцами в дневное время.

Косвенный эффект через восприимчивость к психосоциальным невзгодам
Темперамент также может быть связан с различиями в уязвимости к стрессу. Не на всех детей негативно влияет переживание специфических стрессов, таких как госпитализация. Дети дошкольного возраста, неоднократно госпитализированные, подвержены риску возникновения в дальнейшем трудностей в обучении и поведении, но только если они происходят из социально неблагополучных семей (Куинтон и Раттер, 19 лет).76).

Установить, действительно ли темперамент влияет на восприимчивость к неблагоприятным переживаниям, оказалось труднее. Данн и Кендрик (1982) показали, что реакция ребенка старшего возраста на появление нового брата или сестры систематически связана с их темпераментом, измеренным во время беременности их матери.

Большинство детей реагируют на это событие некоторым всплеском поведенческих нарушений, таких как повышенная потребность в родительском внимании или плач. Какая поведенческая реакция показана, связана с предшествующим темпераментом. К сожалению, их данные не указывают на какую-либо четкую картину того, что какой-либо один аспект темперамента является более значимым, чем любой другой. Однако были признаки того, что рост страхов, беспокойства и «ритуального» поведения был связан с высокой степенью интенсивности темперамента и негативного настроения, измеренных до рождения второго ребенка.

Косвенное влияние на диапазон переживаний
Важным аспектом транзакционной модели развития является то, что по мере того, как дети становятся старше, они все больше начинают влиять на диапазон сред, с которыми они сталкиваются, и на создаваемый ими опыт. В младенчестве дети с разными стилями темперамента вызывают разные реакции у людей, с которыми они сталкиваются, например, активные, улыбающиеся младенцы с большей вероятностью будут улыбаться и играть с ними, чем пассивные, невосприимчивые младенцы. По мере того как дети становятся более мобильными и независимыми, они могут выбирать для себя альтернативный опыт, например, застенчивый ребенок с заторможенным поведением может избегать социальных контактов. Это может усилить характеристики темперамента: избегание встреч с другими людьми мешает ребенку стать социально квалифицированным и, следовательно, менее склонным к социальному поведению в будущем. Это может иметь более широкое влияние на их развитие. Например, Руттер (1982) продемонстрировал, что импульсивные, активные дети чаще попадают в несчастные случаи, предположительно в результате того, что они выбирают для игры более опасную среду.

Эти альтернативные механизмы воздействия темперамента на среду, в которой находится ребенок, можно разделить на три типа корреляции ген-среда. Скарр и Маккартни (1983) предположили, что генетическая структура детей влияет на окружающую их среду тремя путями. Их можно проиллюстрировать темпераментом. Одним из них является пассивная корреляция между генами и окружающей средой, которая возникает, когда о ребенке заботятся родители, которые имеют схожий с ребенком темперамент. Ребенок с высокой интенсивностью реакции с большей вероятностью, чем другие дети, будет находиться под присмотром родителя с такой же высокой интенсивностью реакции. Такие пары родитель-ребенок, скорее всего, создают для ребенка переживания, которые будут вызывать у ребенка сильную аверсивную стимуляцию. Вызывающие воспоминания корреляции генной среды создаются, когда поведение ребенка вызывает определенные типы ответов со стороны опекунов. Это было проиллюстрировано в более раннем примере, когда общительные дети вызывали больше социальной стимуляции со стороны опекунов. Третий тип — это активная корреляция между генами и средой, которая возникает из-за того, что ребенок активно ищет среду, соответствующую его поведенческим предрасположенностям. Дети с низким порогом реакции, скорее всего, будут искать менее экстремальную и более предсказуемую среду.

Важной особенностью теории Скарра и Маккартни является то, что они предполагают, что по мере взросления ребенка сочетание этих корреляций будет меняться. Первоначально будут преобладать пассивные и вызывающие корреляции. Вызывающие воспоминания эффекты останутся довольно постоянными. Значение пассивных эффектов снижается по мере того, как ребенок сталкивается с более широким кругом людей, а не только с родителями. Явно активные эффекты генной среды, вероятно, станут доминирующими по мере того, как у ребенка будет все больше и больше свободы в выборе собственных действий.

 

 

Привязанность и темперамент
Важным аспектом раннего развития детей является качество их привязанности к воспитателю. Широко используемый стандартизированный способ оценки этого — лабораторная процедура, называемая «Тест странной ситуации» (SST; Ainsworth et al., 1978), состоящая из серии разлучений и воссоединений ребенка, опекуна и незнакомца. В зависимости от того, как дети ведут себя во время этих эпизодов, их привязанность классифицируется как «надежная» или «ненадежная». Небезопасные классификации далее подразделяются на «избегающие» или «амбивалентные» категории.

Эти разные стили привязанности считаются важными, поскольку они связаны с различиями в последующем развитии детей; Надежная привязанность обычно связана с более положительными результатами. Поскольку формирование привязанности связано с тем, как младенец ведет себя по отношению к опекуну в течение первого года жизни, представляется вероятным, что темперамент младенца является важным элементом. Таким образом, удивительно, что, хотя некоторые исследования показали, что раздражительность и негативная эмоциональность младенцев связаны с избегающим типом ненадежной привязанности, многочисленные исследования не обнаружили доказательств того, что различия темперамента младенцев напрямую связаны с классификацией безопасной и ненадежной привязанности в типичном развитии. (Голдсмит и Алански, 1987).

Одной из особенностей поведения опекуна в течение первого года жизни ребенка, которая, как широко установлено, влияет на качество привязанности, является «чувствительность» (De Wolff and Van IJzendoorn, 1997), а именно степень внимания опекуна к состоянию младенца, его поведению. и общение, и отвечает соответствующим образом. Можно было бы ожидать, что личностные различия опекунов, таким образом, будут связаны с безопасностью привязанности младенцев, но и здесь было обнаружено мало прямых эффектов (Egeland and Farber, 19).84).

Однако было обнаружено, что сочетание индивидуальных характеристик ребенка и опекуна действительно предсказывает надежность привязанности (Belsky and Isabella, 1988; Notaro and Volling, 1999), поддерживая транзакционную модель процесса.

Резюме исследования
Мангельсдорф и др. (2000) изучили 102 пары мать-младенец в Мичигане, США, чтобы изучить вклад материнских и младенческих характеристик в привязанность младенцев. Когда младенцам было 8 месяцев, их темперамент оценивали с помощью набора лабораторных заданий, их матери заполняли личностные опросники (MPQ) для себя и опросники IBQ для своих младенцев, а затем выполняли краткое обучающее задание со своими младенцами. В возрасте двенадцати месяцев безопасность привязанности каждого младенца оценивалась с помощью SST.

Ни характеристики матери, ни характеристики младенцев, взятые по отдельности, не были хорошими предикторами классификации привязанности младенцев. Однако при изучении совместного действия факторов матери и младенца было обнаружено, что младенцы классифицировались как надежно привязанные, если они демонстрировали больше положительных эмоций и меньше реакций страха в оценках темперамента, но только если их матери также проявляли больше положительной эмоциональности. . Эти безопасные младенцы также получили низкие оценки в IBQ по уровню активности и степени стресса, которые они проявляли к новизне, но, опять же, только в том случае, если их матери также высоко оценивали Ограниченность (самоконтроль, условность) в MPQ.

Исследователи комментируют эти выводы следующим образом:
Результаты этого исследования показывают, что любая индивидуальная характеристика ребенка или матери может быть менее важной, чем контекст отношений, в котором проявляется эта характеристика. Мангельсдорф и др. (2000) с. 188.

Резюме

  • Темперамент может напрямую влиять на другие аспекты развития, например, изменение внимания влияет на когнитивное развитие.
  • Изменение темперамента влияет на реакцию родителей на ребенка.
  • Соответствие между темпераментом ребенка и родительским стилем может оказать влияние на привязанность ребенка и долгосрочную социальную адаптацию.
  • Темперамент может повлиять на уязвимость ребенка к неблагоприятным последствиям жизненных событий.
  • Темперамент может оказывать заметное влияние на тип и диапазон переживаний, которым подвергается ребенок.

 

Ссылки
Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар, М.С., Уотерс, Э. и Уолл, С. (1978) Паттерны привязанности, Хиллсдейл, штат Нью-Джерси, Лоуренс Эрлбаум.
Белл, Р. К. (1968) «Переосмысление направления эффектов в исследованиях социализации», Psychology Review, vol. 75, стр. 81–95.
Бельский Дж. и Изабелла Р. (1988) «Материнские, младенческие и социально-контекстуальные детерминанты безопасности привязанности» у Бельского Дж. и Незворски Т. (ред.) Клинические последствия привязанности, стр. 253–9.9, Нью-Йорк, Лоуренс Эрлбаум.
Де Вольф, М.С. и Ван Айзендорн, М.Х. (1997) «Чувствительность и привязанность: метаанализ родительских предшественников детской привязанности», Child Development, vol. 68, стр. 571–591.
Данн, Дж. и Кендрик, К. (1982) «Различия в темпераменте, семейные отношения и реакция маленьких детей на изменения в семье» в книге Портер, Р. и Коллинз, Г. (ред.) «Различия в темпераменте у младенцев и детей младшего возраста», стр. 1–19, Симпозиум Фонда CIBA № 89, Лондон, Питман.
Эгеланд, Б., и Фарбер, Э.А. (1984) «Привязанность младенца к матери: факторы, связанные с ее развитием и изменениями с течением времени», Child Development, vol. 55, стр. 753–771.
Голдсмит, Х. Х. и Алански, Дж. А. (1987) «Темпераментные предикторы привязанности матери и младенца: метааналитический обзор», Journal of Consulting and Clinical Psychology, vol. 55, стр. 805–16.
Кио, Б.К. (1982) «Темперамент детей и решения учителей» в Портер, Р. и Коллинз, Г. (ред.) Различия в темпераменте у младенцев и детей младшего возраста, стр. 269.–85, Симпозиум Фонда CIBA № 89, Лондон, Питман.
Лернер, Дж. В. и Галамбос, Н. Л. (1985) «Удовлетворенность материнской ролью, взаимодействие матери и ребенка и темперамент ребенка», Психология развития, том. 21, стр. 1157–64.
Лернер, Дж. В., Нитц, К., Талвар, Р. и Лернер, Р. М. (1989) «О функциональном значении темпераментной индивидуальности: контекстуальный взгляд на концепцию качества соответствия» в Конштамм, Г. А., Бейтс, Дж. Э. и Ротбарт, М.К. (ред.) Темперамент в детстве, стр. 509.–22, Чичестер, Джон Уайли.
Мангельсдорф, С. К., Макхейл, Дж. Л., Динер, М., Гольдштейн, Л. Х. и Лен, Л. (2000) «Привязанность к младенцу; вклад темперамента младенцев и характеристик матери», «Поведение и развитие младенцев», том. 23, стр. 175–196.
Нотаро, П. К., и Воллинг, Б. Л. (1999) «Родительская отзывчивость и привязанность между младенцем и родителем: повторное исследование с участием отцов и матерей», «Поведение и развитие младенцев», том. 22, стр. 345-352.
Куинтон Д. и Раттер М. (1976) «Ранняя госпитализация и более поздние нарушения поведения: попытка воспроизвести выводы Дугласа», Developmental Medicine and Child Neurology, vol. 18, стр. 447–59.
Раттер, М. (1982) «Темперамент: концепции, вопросы и проблемы» в Портер, Р.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts