Внешние и внутренние биологические и социальные факторы развития личности: 2.Факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание

Факторы развития личности в современном обществе

Какие факторы развития личности наиболее важны? Влияет ли на неё воспитание или главное – наследственность? Так ли необходимо искусство или можно обойтись без него? Ниже мы рассмотрим все основные факторы развитие личности.

С рождения до смерти мы развиваемся: физически, нравственно, духовно, психологически. На наше формирование влияют пять факторов. Среди них по Зеньковскому (педагог, культуролог):

  • наследственность,
  • воспитание,
  • среда.

Некоторые учёные добавляют культуру и индивидуальный опыт человека. Эти факторы, влияющие на развитие личности, обсуждаются в течение десятилетий: что важнее, генетика или обучение? Каково влияние искусства на человека? На эти вопросы пока нет точного ответа, как на многие другие, связанные с обществом. Влияние среды на развитие личности неоспоримо. Но попытаемся расставить приоритеты хотя бы для себя.

1 Наследственность и среда в развитии и формировании личности

1. 1 Наследственность как фактор развития личности

1.2 Среде как фактор развития личности

2 Семья и воспитание в вопросах становления личности

3 Приобщение к культуре — залог успеха

4 Вместо вывода

Наследственность и среда в развитии и формировании личности

На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.

Наследственность как фактор развития личности

Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.

Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что уровень интеллекта не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.

Вредные привычки мам и пап всегда сказываются на потомстве: алкоголизм, наркомания, психические заболевания вносят свои негативные коррективы в наследование способностей и интеллекта.

Среде как фактор развития личности

Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.

Человек постоянно взаимодействует с окружающим его социумом таким, как друзья, знакомые, школа, институт, рабочий коллектив. Индивид не может сформироваться без общения. Как вещают все школьные учебники: человек — существо биосоциальное, в нём соединилась природа и дух. Отсутствие влияния общения на развитие личности чревато психическими отклонениями.

Кроме обретения условий обучения, коммуникация позволяет человеку умственно обогащаться. Новые знания невозможно получить без ведения диалога с интеллектуальной собственностью (устной или письменной) другого человека.

Тяга к взаимодействию с другими людьми заложена в нас с самого рождения. Первым делом младенец ищет контакт с матерью: телесный, зрительный, эмоциональный. Не получая отклик своим запросам, новорожденный может замкнуться в себе, потерять доверие к окружающему миру.

Среда, помимо социальной, бывает домашней (семейной). Семья очерчивает круг интересов, формирует ценности и нравственные качества человека. Здесь пока не идёт речь о воспитании, только о влиянии семьи на развитие личности с точки зрения среды:

  • материальное положение;
  • психологический климат внутри ячейки общества;
  • условия для самореализации.

Также существует географическая среда (место рождения, проживания индивида), которая учитывает:

  • плотность населения;
  • климат;
  • экологические условия.

Заметьте, как разительно отличаются жители Норвегии от коренного населения Зимбабве, причём не только внешне.

Отдельно выделяют влияние социальной роли на развитие личности. Важно не только нахождение в обществе как таковое, но ещё роль, которую в этом обществе играет конкретный человек: отец семьи или холостяк, директор или подчиненный, ребёнок или уже взрослый мужчина. Каждая роль влияет по своему, формируя качества индивида, необходимые в данный момент бытия. Об отношениях в семье и обществе подробно читайте здесь.

Семья и воспитание в вопросах становления личности

Влияние воспитания на развитие личности важно так же, как наследственность со средой. Порой, именно воспитание может скорректировать формирование человека с плохой наследственностью или выросшего в плохой среде.

Воспитание как фактор развития личности проявляется ещё в детстве. Первоначально главную роль в этом процессе играют родители, обучающие малыша есть, спать, самостоятельно одеваться. Затем наступает очередь детских садов, школ, в которых права воспитания передаются воспитателям, учителям. Но в то же время важно не прекращать воспитательный процесс дома, раскрывая ребёнку нормы морали, чести, достоинства. Не все школьные учителя способны вплести в сугубо образовательный предметный процесс этические, эстетические моменты.

Влияние воспитания на развитие личности родителями всегда будет главнее, чем какое-либо другое. Отношение родителей к ребёнку, выбранный вектор взаимодействия с чадом, количество уделённого ему времени, внимания отражается во всей дальнейшей жизни человека, формируя основополагающую базу.

Приобщение к культуре — залог успеха

Социологи, педагоги и культурологи активно исследуют вопрос, какие факторы влияют на развитие человека, помимо уже упомянутых. Оказалось, что влияние культуры на развитие личности – неоценимо. Художественное отображение действительности формирует интеллект, моральные принципы, установки, чувства человека.

Духовное влияние искусства на человека специфично, оно просветляет, очищает чувства, вызывая порой так называемый «катарсис». Помимо очищающей функции искусства на развитие личности, существует компенсаторная, то есть способствующая духовной гармонии человека.

Влияние культуры на развитие личности заключается в обретении способности видеть прекрасное вокруг себя, в формировании эмоционального интеллекта, в воспитании навыка связного и образного выражения своих мыслей. Это расширяет кругозор, обогащает внутренний мир.

«Эмоции искусства суть умные эмоции», — Л. С. Выготский, психолог, основатель культурно-исторической теории.

Чувства и переживания, получаемые при созерцании шедевров, подтверждают влияние искусства на обогащение взаимоотношений человека с окружающим миром, духовно возвышая человека. Но для правильного восприятия художественных и музыкальных произведений, необходимо обладать художественно-эстетическим пониманием, то есть постоянно с самого детства получать знания о культуре и искусстве, вырабатывая у себя эстетическое чутьё.

Немаловажно влияние музыки на развитие чувства прекрасного, особенно классической, формирующей яркое восприятие гармоничного звучания. Люди, создающие шедевры искусства подтверждают своим талантом еще и то, что и деятельность как фактор развития личности очень важна, особенно в любимом деле.

Вместо вывода

Зная, что влияет на становление индивида, можно постараться вырастить умное, способное, творческое общество. Если каждый с детства ощутит влияние музыки на развитие человека и влияние искусства на его восприятие мира в целом, родится от здоровых родителей с хорошей наследственностью, готовых подарить малышу благоприятную семейную среду и грамотное воспитание, тогда мир станет чуточку лучше.

Биологические и социальные факторы развития ребёнка

ВВЕДЕНИЕ

 

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни.

Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту.

Всесторонне развитая гармоничная личность – вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

Цель – «воспитание всесторонне развитой личности» — является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания.

История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени все стороны личности не могут быть развиты.

Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Биологические факторы в развитии ребенка

 

На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы. Самым первым и значимым фактором до появления ребенка на свет является биологический фактор. Биологический фактор находит своё развитие во внутриутробном состоянии.

Основополагающим показателем выступает биологическая наследственность. Биологическая наследственность включает в своё содержание общие показатели. Наследственность индивидуальна для каждого представителя человечества. Она позволяет отличать и различать у каждого представителя человечества не только внутренние, но и внешние характеристики.

Наследственность — это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть — это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.

Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности. Передача наследственных качеств формируют генетическую программу.

Огромная значимость наследственности состоит в том, что она служит источником получения человеческого организма, нервную систему, мозг,
органы слуха.

Внешние факторы позволяют отличить одного человека от другого. Специфика нервной системы, передаваемая по наследству, развивает определенный тип нервной деятельности. Влияние наследственности насколько велика, что она способна формировать определенные способности в различных видах деятельности. Данная способность формируется на основе природных задатков.

Исходя из данных физиологии и психологии, можно сделать вывод о том, что при рождении у ребенка приобретаются не способности, а всего лишь задатки к какой-либо деятельности.
Однако для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу, для правильного развития.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, не редко по наследству ребенку передается ряд болезней.

Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).

В современном мире на правильное развитие ребенка влияет не только наследственность, но и губительное влияние оказывает сама окружающая среда.

  Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично притворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено, также особых генов одаренности, однако, каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. 
       Однако, биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уникальное создание.
  Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. 

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс  его развития характеризуется  тремя последовательными этапами:впитывание информации,подражание  и личный опыт. В период внутриутробного  развития опыт и подражание отсутствуют.

Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности — осязание. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Социальные факторы в развитии ребенка

 

В самые первые дни после рождения ребенок начинает активно познавать мир. Позже он учится наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением.

Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.

 Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.

Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.

Данные факторы можно подразделить на:

  • микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)
  • мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)
  • макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.

Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Этапы социального развития ребёнка:

1.     Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

2.     От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

3.     Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

4.     От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

5.     От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным  инструментом социализации личности выступают  средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.

С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Интернет – ресурс, доступ: [http://lektsii.net/3-30994.html]

2. Интернет – ресурс, доступ: [http://razvitiedetei.info.ru]

3. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. /И.В. Дубровина. — М.: Просвещение, 1991. – 186 с.

4. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. — М.: Просвещение, 1989. – 97 с.

5. Леонтьев , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с.

 

Внешние и внутренние факторы формирования личности

Введение

Исследование процессов формирования и развития личности человека является одним из самых разносторонних и обсуждаемых вопросов современной психологии. Имеется обширная научная информация, раскрывающая феномен личностного развития и демонстрирующая наличие на нем отпечатка возраста и индивидуальных особенностей. Несомненно, что личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Тем не менее, актуальный вопрос исследования связан со степенью влияния различных внешних факторов на процесс формирования личности.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим индивидуальную Personality бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой предположить, что влияние внешних факторов среды, таких как принадлежность человека к той или иной этнической, исторической или социально-экономической культуре, и внутренних факторов, включающих генетические, биологические и физические детерминанты, не оказывает заметного влияния на формирование человеческой личности.

Экспериментальная гипотеза

Существует прямая зависимость между внешними и внутренними факторами среды, в которой растет индивид, и процессом формирования личности.

Методика

Сбор данных

Для оценки степени влияния факторов внешней и внутренней среды на формирование и развитие личности была разработана специальная анкета, представляющая собой набор из сорока вопросов. Анкеты должны были быть заполнены отсутствующими респондентами с указанием вводных биологических и социальных данных, таких как пол, возраст, статус работы, семейное положение, этническая и религиозная принадлежность. При работе с анкетой респондент отвечал на однозначные вопросы, выбирая один из следующих вариантов ответа.

Участники

В целях повышения достоверности результатов и обеспечения возможности качественного подтверждения экспериментальной гипотезы на выборочной основе в опросе приняли участие 230 человек из разных культурных, этнических, возрастных и религиозных слоев. Демографическая структура участников состояла из 54 процентов женщин и 46 процентов мужчин в возрасте от 16 до 65 лет. Средний возраст респондентов составлял 34 года (стандартное отклонение 5 лет). Кроме того, все опрошенные участники живут в США.

Процедуры

Вопросы, указанные в анкете, комплексно подошли к формированию общей, объективной картины исследования. В частности, респондентов спрашивали о моделях семейного воспитания родителей, степени удовлетворенности своим детством, наличии близких друзей или постоянных близких социальных взаимодействий, манерах поведения, жизненных приоритетах. Кроме того, у участников спросили их мнение о противоречивых жизненных ситуациях.

Своевременная доставка!

Получите вашу 100 % свободную от плагиата статью всего за 3 часа

Начнем

322 Специалисты онлайн

Предполагалось, что персональный набор просмотров может быть определен через набор просмотров отношения, оценки и модели поведения. Полученные данные были подвергнуты коррелированному многопараметрическому статистическому анализу для определения характера и степени связи между различными показателями. Ключевой задачей была проверка экспериментальной гипотезы, поэтому необходимо было оценить взаимосвязь между факторами внешней и внутренней среды для развития личности.

Фон

Развитие личности как процесс социализации осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, страны, в определенных социально-политических и экономических обстоятельствах, в традициях представляемого им народа. При этом на каждом этапе жизненного пути в уже сформировавшуюся личность вносятся дополнительные качества, что обусловлено жизненными условиями (Schwaba & Bleidorn, 2019; Tracy-Ventura et al., 2016). Обширный анализ литературы показывает, что внешние и внутренние факторы влияют на личность человека (Hopwood et al., 2011; Rutkowski, Dembińska, & Walczewska, 2016). Тем не менее не стоит воспринимать влияние слишком буквально, поскольку не каждый фактор в отдельности напрямую влияет на формирование личности (Чукич и др., 2016). Личностное развитие проявляется в изменениях, происходящих во внутреннем мире: происходит изменение потребностей и интересов, способность брать на себя ответственность за собственные решения и управлять своей жизнью (Азарбарзин, Малики, 2018). Маурер и Чепмен (2018) утверждают, что сформированные люди чаще удовлетворены качеством своей жизни. Более того, научное сообщество склонно считать целесообразным использование анкет как метода личного исследования (Tarar, Sharif, & Abbas, 2018: Tackett et al. , 2019).). Однако важно понимать, что на качество результатов влияет несколько факторов, влияние которых можно подавить с помощью статистических методов (Sened et al., 2018).

Обоснование

Типы источников

Большинство используемых источников основаны на методах количественного анализа, где для получения результатов проводились анкеты и опросы. Десять научных работ являются первичными исследованиями, в которых по-разному изучается феномен формирования личности. Тем не менее, делать выводы на основании только одной из представленных работ не представляется возможным. В целях минимизации субъективизма предлагается провести метаанализ обширного списка достоверных, качественных научных исследований.

Избранные методы

Изучение человеческой природы — самая сложная задача психологии. Пока методы наблюдения за психоактивным состоянием сознания не до конца разработаны, социальные исследования проводятся со статистическим опросом участников. Благодаря выбранному методу можно за короткий период вовлечь в исследование большое количество респондентов. Кроме того, обеспечив необходимую конфиденциальность респондента, специалисты могут получить более значительное количество правдивых и достоверных утверждений, повышающих качество исследований.

Получите академическую работу, написанную на заказ

Всего за 13,00 долларов США   11 долларов США за страницу вы можете получить академическую работу, написанную на заказ в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Выбранный подход

Был выбран количественный подход, так как в вопросе формирования личности необходим высокий уровень достоверности и масштабируемости эксперимента. Акцент сделан на феномен сложных структур человеческого сознания, поэтому требуется строгая стандартизация и формализация. Необходимо было создать максимально общую объективную картину, показывающую влияние внешних и внутренних факторов на формирование личности, для чего был проведен массовый опрос респондентов, а результаты обработаны статистическими методами.

Ссылки

Азарбарзин М. и Малики Л. С. (2018). Взаимосвязь между типами личности и способностью решать проблемы у руководителей медицинских сестер. Ежеквартальный журнал управления сестринским делом, 7 (3), 9–16.

Чукич И., Мыттус Р., Реало А. и Аллик Й. (2016). Выяснение связей между личностными чертами и сахарным диабетом: изучение роли аспектов, методов оценки и выбранных посредников. Личность и индивидуальные различия, 94 (1), 377-382.

Хопвуд, С. Дж., Доннеллан, М. Б., Блониген, Д. М., Крюгер, Р. Ф., МакГью, М., Яконо, В. Г., и Берт, С. А. (2011). Генетическое и средовое влияние на стабильность и рост личностных качеств при переходе к взрослой жизни: трехволновое лонгитюдное исследование. Журнал личности и социальной психологии, 100 (3), 545-556.

Маурер, Т.Дж., и Чепмен, Э.Ф. (2018). Взаимосвязь активной личности с удовлетворенностью жизнью в период позднего выхода на пенсию и раннего выхода на пенсию. Журнал развития карьеры, 45 (4), 345-360.

Рутковски К., Дембинска Э. и Вальчевска Дж. (2016). Влияние начала травмы на черты личности жертв политических преследований. BMC Psychiatry, 16 (1), 148-156.

Шваба, Т., и Блейдорн, В. (2019). Развитие личностных качеств при переходе на пенсию. Журнал личности и социальной психологии, 116 (4), 651-665.

Сенед Х., Лазарус Г., Глисон М. Э., Рафаэли Э. и Флисон В. (2018). Использование интенсивных лонгитюдных методов в объяснительных исследованиях личности . Европейский журнал личности, 32 (3), 269-285.

Тэкетт, Дж. Л., Ланг, Дж. В., Маркон, К. Э., и Хержофф, К. (2019). Коррелированная черта, модель коррелированных методов тонкой оценки личности ребенка. Психологическая оценка, 31 (4), 545-556.

Тарар, М.Ю., Шариф, У., и Аббас, М.В. (2018). Выявление различных черт личности подростков и их влияние на поведение. Пакистанский журнал неврологических наук (PJNS), 13 (1), 10-16.

Трейси-Вентура, Н. , Деваэле, Дж. М., Койлю, З., и Макманус, К. (2016). Изменения личности после «года за границей»?: исследование смешанных методов. Исследования за рубежом в области изучения второго языка и международного образования, 1 (1), 107-127.

Три основных фактора, влияющих на развитие личности

РЕКЛАМА:

Эта статья проливает свет на три основных фактора, влияющих на развитие личности. Факторы: 1. Биологические факторы 2. Культурные детерминанты личности 3. Влияние семьи на развитие личности.

Фактор № 1. Биологические факторы :

В целом влияние биологических факторов на структуру личности ограничено и косвенно.

К биологическим факторам относятся генетические, наследственные факторы, внешний вид и телосложение, а также скорость созревания.

РЕКЛАМА:

Большинство этих факторов подробно обсуждалось в главе о развитии в этой книге. Для развития личности такие характеристики, как агрессивность, нервозность, робость и общительность, сильно зависят от генетической одаренности.

Конституциональный склад, также во многом определяемый наследственностью, влияет на личностные характеристики человека и косвенно влияет на развитие его личности. Дети, надежно классифицированные как активные, умеренно активные или тихие, на самом деле представляют собой различия, связанные с наследственной одаренностью, хотя обучение и обучение могут вызывать заметные изменения. Здесь окружающая среда и культура играют решающую роль.

Влияние внешнего вида и телосложения подробно обсуждалось в разделе физического развития и не требует повторения. Единственное, что следует отметить, это то, что любой недостаток во внешнем виде или телосложении может быть компенсирован другими достижениями, достигнутыми в жизни человека.

Скорость взросления является еще одним важным фактором, вызывающим поразительные вариации в разном возрасте, которого достигает ребенок вследствие хронологического развития. Различия в поведении заметны у относительно зрелых или незрелых подростков одного возраста.

РЕКЛАМА:

Это различие может быть связано с воздействием на подростка различных социально-психологических условий. Поздне созревающий мальчик выглядит моложе своего возраста, и другие, вероятно, будут считать его незрелым и обращаться с ним как с незрелым, в то время как рано созревающий мальчик, скорее всего, будет считаться более взрослым в социальном и эмоциональном плане.

Но следует с осторожностью подчеркивать влияние физических характеристик на развитие личности. Потому что, хотя скорость взросления и связанные с ней факторы могут влиять на развитие личности, связь между телосложением и психологическими характеристиками не очень жесткая и категоричная. На отношения может влиять огромное количество сложных взаимодействующих факторов, определяющих структуру личности человека.

Фактор № 2. Культурные детерминанты личности :

С точки зрения развития личности наиболее значимым аспектом мира человека является его социальная среда. Все люди живут в обществе, взаимодействующей группе людей, и каждое общество имеет самобытную культуру, совокупность накопленных знаний, характерный образ мышления, чувства, установки, цели, идеалы и систему ценностей.

Культура регулирует нашу жизнь и влияет на развитие личности на каждом шагу, прежде всего предписывая и ограничивая то, что он должен будет приобрести для развития своей личности. Такая культура ожидает и обучает своих членов вести себя приемлемым для группы образом. Каждая культура имеет свои собственные концепции, потребности и особые методы воспитания детей, а также набор ожиданий в отношении моделей одобренного поведения.

Существуют культурные различия в методах достижения таких целей, как сохранение группы и поддержание солидарности или удовлетворение основных потребностей ее членов. Существуют культурные предписания для различных типов воспитания детей в соответствии с потребностями различных групп. Опять же, существуют социальные классовые различия — дети из разных социально-экономических слоев отличаются по структуре личности, поведению и установкам.

Они отличаются мотивацией достижения — основной потребностью, ведущей к успеху в жизни. Родители из среднего класса, как правило, сильно подчеркивают достижения, а родители из низшего класса — нет. Социологический анализ показывает, что у ребенка из низшего класса мало развита способность «откладывать удовлетворение», потому что для него будущее неопределенно. Следовательно, вариация в социальном классе приводит к постановке разнообразных целей, способов и методов развития социального поведения и, тем самым, обуславливает вариативность индивидов в развитии личности.

Фактор # 3. Влияние семьи на развитие личности :

Конечной целью развития личности является развитие социального поведения у детей. Социализация — это процесс, посредством которого отдельный младенец приобретает поведенческие возможности и, в конечном счете, те модели поведения, которые являются привычными и приемлемыми в соответствии со стандартами его семьи и социальной группы. Он начинает усваивать эти образцы социального поведения из ближайшего окружения и постепенно из широкого круга расширенных сред.

Первое социальное обучение ребенка происходит дома, и его самый ранний опыт общения с семьей, особенно с матерью, имеет решающее значение для определения его отношения к другим людям и его ожиданий от них. Мать остается для него самым важным, потому что она удовлетворяет его первичные потребности в еде, в облегчении его боли и источнике удовольствия, в тепле. Младенец вскоре учится искать свою мать и подходить к ней всякий раз, когда он голоден, испытывает боль или дискомфорт.

Если мать проявляет заботу и удовлетворяет его потребности быстро и эффективно, она вознаграждает реакции ребенка на «приближение», и они, вероятно, будут повторяться. Положительные реакции подхода затем постепенно распространяются и на других людей, и у ребенка развивается позитивное социальное отношение. Как мы видели в теории Эриксона, самые ранние взаимодействия между матерью и ребенком закладывают основу для развития у ребенка доверия и недоверия к миру. Это приводит к тому, что доверие и недоверие переходят в доверие к другим, когда ребенок вырастает.

РЕКЛАМА:

Почти все теоретики развития личности утверждают, что ранние отношения матери и ребенка влияют не только на непосредственное поведение ребенка, но и на его последующую и долговременную адаптацию.

Практика воспитания детей также принимается во внимание как влияющая на развитие личности. Отношение родителей (в процессе воспитания) к растущей независимости ребенка и их реакции на исследование и любопытство сильно влияет на развитие важных мотивов, таких как любопытство и стремление к автономии, независимости, мастерству, компетентности и достижениям. а также интеллект. Это видно из различных межкультурных исследований методов воспитания детей и их влияния на поведение детей.

Снисходительные и спокойные родители позволят своему ребенку свободно исследовать и исследовать, поощряя и вознаграждая его любопытство и независимое поведение. В результате их дети будут активно манипулировать своим окружением, тем самым развивая уверенность в себе, спонтанность и стремление к господству над своим окружением.

Родители, которые жестко ограничивают своих детей в изучении и манипулировании окружающей средой и препятствуют развитию мотивации к самостоятельности, в конечном итоге приведут к зависимому поведению ребенка. Тот же результат дает, когда матери становятся чрезмерно защищающими. Сверхзащищенные дети становятся покорными, уступчивыми, а иногда и пассивными.

Влияние различных типов домашней атмосферы на личностные характеристики изучено в межкультурном пространстве, и результаты исследования показывают, что дети из демократических семей, для которых характерна общая вседозволенность, частое общение с детьми, акцент на принятии решений ребенком , решение проблем и помощь им в рационализации поведения — ведут к укреплению их (детей) силы эго и сильной самооценки в будущем.

Напротив, дети, воспитывающиеся в авторитарных (контролируемых, ограниченных) домах, домах с четкими правилами, запретами и ограничениями, как правило, тихие, благовоспитанные, застенчивые, социально неуверенные в себе дети. Дети из очень «снисходительных» семей демонстрируют почти такое же поведение, когда вырастают, как и дети, ограниченные и чрезмерно защищенные.

Таким образом, можно предположить, что черты, вырабатываемые в ходе развития личности, зависят в целом и в целом от взаимодействия биологических, культурных и социальных факторов и благоприятной среды, обеспечиваемой семьей и обществом.

Приведенные выше прогнозы (полученные из различных исследований) являются лишь обобщениями и не являются абсолютно окончательными. Большинство черт, приобретаемых ребенком в будущем, зависят от многих других факторов, с которыми он сталкивается в собственной жизни, от собственного восприятия и реакции на них. На поведение маленького ребенка может повлиять реакция его сверстников на него. Изменения личности действительно часто происходят в детстве, потому что на этом этапе характеристики личности не являются фиксированными или неизменными.

По мере того как его мир расширяется, ребенок сталкивается со многими новыми ситуациями и сталкивается со многими новыми социальными взаимодействиями, которые могут привести к радикальным изменениям в структуре личности и поведении.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts