Внешняя и внутренняя деятельность в психологии: Соотношение внешней и внутренней форм деятельности

Содержание

Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации

12.07.2012

В процессе обсуждения положений теории деятельности могло создаться впечатление, что речь идет о внешней практической деятельности человека. Фактически так оно и есть, так как именно с анализа внешней практической деятельности началась разработка теории деятельности.

Существует ли «внутренняя» деятельность? И если да, то что такое «внутренняя деятельность» человека?

Представим содержание той работы, которая называется «умственной», которой человек занимается постоянно. Всегда ли это мыслительный процесс, т. е. решение интеллектуальных и научных задач? Нет, не всегда. Часто умственная работа носит характер размышлений, во время которых человек как бы проигрывает предстоящие действия. «Проигрывание» действий в уме входит и в обдумывание поступков (поступок — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений).

Что человек делает, когда думает как поступить? Представляет какое-то действие свершившимся и смотрит на его следствия. По ним он и выбирает тот поступок, который ему кажется наиболее подходящим.

Зачастую функция внутренней работы заключается в том, что она подготавливает внешние действия,экономизирует условия, дает возможность субъекту выбрать нужные действия, возможность избежать грубых ошибок.

В отношении таких форм активности субъекта теория деятельности выдвигает 2 тезиса:
Во-первых, подобная активность — это деятельность, которая имеет то же строение, что и внешняя, но отличается от нее формой протекания. Внутренняя деятельность как и внешняя побуждается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Психофизиологические функции в организации внутренней деятельности выполняют ту же роль, что и во внешней деятельности.

Разница состоит в том, что в случае внутренней деятельности, действия совершаются не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального материального продукта получается умственный, воображаемый результат.

Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации (Пиаже, Жане, Валлон, Брунер).

Определение. Интериоризацией называется переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания.

В результате интериоризации внешние процессы подвергаются специфической трансформации — обобщаются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. При этом отдельные действия и операции могут выпадать вовсе.

Однако передать средство, способ выполнения какого-либо процесса невозможно иначе, как во внешней форме — в форме действия или в форме внешней речи. Таким образом высшие специфические человеческие процессы могут родиться во взаимодействии человека с человеком, т. е. как интерпсихологические, и лишь затем начинают выполняться самостоятельно. При этом некоторые из них утрачивают свою исходную внешнюю форму, превращаясь в интрапсихологические.

Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное переплетение. Физический труд все более «интеллектуализируется» и требует выполнения сложнейших умственных действий и, наоборот, труд исследователя наполняется процессами, которые по своей форме являются внешними действиями. Такое единение описывается не только понятием интериоризации внешней деятельности. Оно необходимо предполагает существование переходов в противоположном направлении от внутренней к внешней деятельности. Это процесс экстериоризации.

Определение. Экстериоризации — процесс порождения внешней деятельности на основе ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней деятельности человека.

Сами переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение.

Если вновь вернуться к макроструктуре деятельности, то фактически ее можно было бы определить следующим образом:

  1. потребность
  2. мотив
  3. цель
  4. действие
  5. операция
  6. психофизиологические функции.

Очень заманчиво отличать одну деятельность от другой, сравнивая их но целям, действиям и операциям. Однако, главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различении их предметов. Ведь именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. Таким образом мы вновь возвращаемся к понятию мотива, но это уже тема следующего практического занятия.

Ключевые слова: Деятельность

Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Структура личности в деятельностном подходе

Сущность деятельности руководителя

Трусь А.А., Психология управления

Связь мышления с логикой, практической деятельностью и личностью

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Влияние стрессов на деятельность

Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск :…

Темперамент и деятельность

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Деятельность и активность

Петровский В.А., Психология неадаптивной активности

Общая психологическая характеристика деятельности

Маклаков А. Г. — Общая психология

Основные признаки совместной деятельности

Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности

4. Внешняя и внутренняя формы деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности.

В теории деятельности различают внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность — это чувственно-пред­метная, материальная деятельность. Внутренняя — это деятель­ность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной дея­тельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психо­логии термином «интериоризация». При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Специальное и пристальное внимание к явлениям интериоризации оказывают те психологи, которые изучают закономерности поэтапного формирования умственных действий. Так, П..Я.Гальпериным и его сотрудниками выделяется система так называемых независимых харак­теристик (параметров) по которым осуществляется процесс интериоризации.

Такими параметрами являются, например, уровень выполнения действия (уровень прослежива­ния чужого действия в поле восприятия, материальный или материа­лизованный, громкоречевой, уровень «внешней речи про себя» и уро­вень внутренней речи), обобщенность действия (выделение существенного и не существенного для выполнения действия), мера полноты действия (развернутое или сокращенное), мера освоения действия (степень автоматизированности и быстроты выполнения).

Существует и обратный переход — от внутренней деятельно­сти к внешней. Такой переход обозначается термином «экстериоризация». Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану — примеры экстериоризации.

Внутренняя деятельность имеет такие средства, которые позволяют субъекту решать задачи, невыполнимые в плане внешней деятельности, и — наоборот.

Индивид при построении идеальных составляющих своей деятельности (потребностей, мотивов, целей) и образов ситуаций, в которых осуществляются действия, должен постоянно учитывать потребности, интересы и позиции других индивидов, т.

е. поступать как сознательное, общественное существо. Поиск и опробование составляющих деятельности происходят на основе того предметного материала, который предоставляется индивиду ощущениями, восприятием, памятью, воображением и мышлением.

Наличие у индивида идеального плана его собственной деятельности позволяет ему рассматривать наедине с самим собой ее основания (т.е. рефлексировать), изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания и чувства, формулировать высказывания, соответствующие конкретной ситуации. Поэтому идеальный план деятельности можно назвать ее внутренним планом в отличие от внешнего, в котором деятельность реально осуществляется.

Вначале эти функции включены в построение коллективной деятельности, а затем в измененном виде они начинают обеспечивать выполнение индивидуальной деятель­ности.

Переход человека от материальных действий к идеальным тесно связан с привлечением средств символизации. Именно благодаря ей че­ловек имеет возможность изменять идеальные образы вещей, не трогая и не изменяя до поры до времени самих этих вещей.

Таким образом, символом является такой продукт человеческой деятельности, который позволяет человеку выводить из одного явления весь спектр заданных в ней возможностей.

Использование символов (словесных, вещественных, графических и т.д.) дает возможность опираться на представления о предметах без прямого обращения к самим предметам, благодаря чему переработка представлений становится относительно самостоятельным видом деятель­ности человека. Изменяя, трансформируя идеальные образы вещей без непосредственного обращения к самим вещам, но опираясь при этом на опыт их практического преобразования, человек тем самым осуществляет акт мышления. Такая символизация внешних материальных действий явля­ется существенным моментом интериоризации, т.е. преобразования мате­риальных действий в идеальные (умственные).

Итак, исходной и ос­новной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. Возникает проблема ее соотношения и связи с так назы­ваемой внутренней деятельностью. При ее изучении необходимо учитывать два аспекта этого соотношения. Во-первых, в процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы (например, анализ, сопоставление и т. д.), которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности (интериоризация). Во-вторых, существуют также постоянные переходы в противоположном направ­лении— от внутренней деятельности к внешней (экстериоризация). Эти взаимные переходы человеческой деятельности в ее историческом и онтогенетическом развитии возможны потому, что обе ее формы имеют принципиально единое об­щее строение. Открытие этой общности представляется, как пишет А. Н. Леонть­ев, «одним из важнейших открытий современной психологической науки».

Соотношение деятельности и психики. Внешняя и внутренняя деятельность.

  1. org/ListItem»> Главная страница 🏠
  2. 📚 Библиотека
  3. 👉 Общая психология 👈
  4. Шпаргалки по учебной дисциплине «Общая психология»
  5. Соотношение деятельности и психики. Внешняя и внутренняя деятельность.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

А.Н. Леонтьев говорил «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней».

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности».

Разделение деятельностей на внешние и внутренние – это искусственное разделение. Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется (сильная трансформация строения деятельности, особенно это относится к ее операционально-технической части – сокращение процесса). А переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметом — экстериоризацией.

Функция внутренних действий в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Они дают возможность человеку избежать грубых ошибок.

Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: она побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное) – действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, вместо реального продукта получается мысленный результат.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Соотношение деятельности и психики. Внешняя и внутренняя деятельность.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Соотношение деятельности и психики. Внешняя и внутренняя деятельность.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Соотношение деятельности и психики. Внешняя и внутренняя деятельность.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Материалы 3
  • Меню

Психология как наука.
Объект и предмет общей психологии.
Задачи и место психологии в системе наук.

Актуальные проблемы общей психологии.
Современные тенденции развития психологии.
Развитие психологии в рамках философии и других наук.

Методологические и естественнонаучные предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки.
Оформление психологии как науки.
Современный этап в развитии психологии.

Материалы по теме:

Внутренняя деятельность. Шпаргалка

Внутренняя деятельность. Шпаргалка

Соотношение внешней и внутренней деятельности Шпаргалка

Добавить в избранное (необходима авторизация)

Внутренние и внешние события: DBT

Смысл этого упражнения в том, чтобы больше практиковать то, что вы обычно не делаете, и сбалансировать фокус на внутренних и внешних событиях. Если вы человек, который больше внимания уделяет внутренним событиям, то вы будете практиковать наблюдение за внешними событиями в окружающей среде. С другой стороны, если вы ориентированы преимущественно вовне, то вы будете практиковаться в переключении внимания на события внутри себя.

Шаг 1: Вы больше сосредоточены на внутреннем или внешнем?

Во-первых, вам нужно выяснить, имеете ли вы преимущественно внешнюю или внутреннюю ориентацию, т.е. больше внимания вы уделяете своим внутренним событиям или событиям в окружающей среде. Попробуйте подумать о том, что вы обычно делаете в обычной ситуации.

Следующий контрольный список поможет вам в этом. Отметьте утверждения, наиболее применимые к вам.

Обычно я уделяю больше внимания:

Моим мыслям
Эмоциям
Физическим ощущениям
Побуждениям
Образам, воспоминаниям
———
То, что я вижу вокруг себя
Различные запахи
Звуки вокруг меня
Люди вокруг меня
Окружающая среда вокруг меня

Если вы проверили в основном утверждения в верхней половине списка (мысли, эмоции, ощущения и т. д.), значит, вы преимущественно внутренне ориентированный человек. В этом случае перейдите к ЧАСТИ A) второго шага.

Если вы отметили в основном утверждения из нижней половины списка (что вы видите, слышите, окружение и т. д.), то это означает, что вы, вероятно, более внешне ориентированный человек. Перейдите к ЧАСТИ B) второго шага.

Шаг 2: Осведомленность о внутренних или внешних событиях
ЧАСТЬ A) Привлечение внимания к внешним событиям

Потратьте в общей сложности около 10 минут на ЧАСТЬ A).

Начните упражнение, сев удобно. Постарайтесь направить свое внимание на окружающую вас среду. Обратив внимание на окружающую среду из положения сидя, медленно встаньте и осознайте пространство вокруг себя. Насколько велика комната, в которой вы находитесь? Сколько места ваше тело занимает из комнаты? Медленно двигайтесь еще минуту, дышите глубоко и продолжайте сосредотачиваться на пространственном аспекте комнаты вокруг вас. Если ваши мысли переключаются на что-то другое, просто осторожно верните свое внимание к упражнению. Затем снова сядьте и продолжите упражнение из положения сидя.

Обращайте внимание на то, что видите вокруг себя. Комната хорошо освещена или тусклая? Он маленький или просторный? В комнату попадает солнечный свет или она освещена лампой? Посмотрите на цвета стен. Они яркие или темные? Посмотрите на предметы вокруг вас. Как они выглядят? Перенесите свое визуальное внимание на предметы перед вами, позади вас и по бокам. Посмотрите вверх и вниз. Если вас отвлекли мысли, мягко и без осуждения верните свое внимание.

Затем попробуйте обратить внимание на звуки вокруг вас. В комнате тихо? Слышите ли вы отдаленные звуки с улицы или других комнат вокруг вас? Прислушайтесь к более громким звукам, а затем постарайтесь услышать более тихие. Если вы находитесь в очень тихой комнате, постарайтесь услышать фоновые звуки. Прислушивайтесь к звукам, которые находятся рядом с вами, и к тем, которые находятся дальше.

Обратите внимание на свое обоняние. Можете ли вы почувствовать определенный запах в пространстве, в котором находитесь? Или у него вообще нет особого запаха? Возможно, вы почувствуете неясный запах стирального порошка, дезодоранта или духов. Может быть, вы чувствуете запах фрукта в комнате или чашку кофе. Возможно, в комнате неприятный запах? Обращайте внимание на все, что вы можете почувствовать своим обонянием.

Постарайтесь осознать все, что вас окружает. Не ставя во главу угла различные ощущения, постарайтесь интегрировать их и быть в гармонии с внешними событиями вокруг вас.

Подумайте и запишите свой опыт. Это ведение журнала вашего опыта делает все упражнения более эффективными. Вы можете распечатать рабочий лист ниже.

Дата 17 января 2018 г.
Зрение: Я вижу, как мимо проезжают три машины. Первые два белые, а третий красный.
Я вижу птицу, сидящую на линии электропередач.
Звук: Я слышу шум транспорта.
Я слышу болтовню пешеходов.
Где-то далеко лает собака.
Что я чувствую: Легкий хвойный антисептик с запахом.
Шерсть.
Как я себя чувствую после тренировки: Немного нетерпелив.
Все кажется слишком медленным.
ЧАСТЬ B) Привлечение внимания к внутренним событиям

Потратьте в общей сложности около 10 минут на ЧАСТЬ B).

Займите удобное положение сидя и сосредоточьтесь на мыслях, которые крутятся в вашем уме. Не привязывайтесь к ним, просто отмечайте, как они входят и выходят из вашего ума. Старайтесь не реагировать на содержание своих мыслей. Просто замечайте их. Возможно, вы заметите, что ваш ум особенно быстро придумывает новые мысли. Возможно, у вас был медленный день или вы немного устали, и у вас не так много мыслей. Независимо от того, приятное или неприятное качество мыслей, просто примите это и без осуждения продолжайте осознавать свой мыслящий ум.

Затем попытайтесь обратить внимание на любую эмоцию, которую вы испытываете. Какое основное настроение у вас сегодня? Испытываете ли вы сильные эмоции? Чувствуете ли вы себя довольным, спокойным, счастливым или немного грустным или встревоженным, просто наблюдайте за этим внутренним событием и принимайте все, что может с вами произойти. Возможно, вы обнаружите физический аспект своих эмоций. Если вы чувствуете беспокойство, у вас может быть нервный желудок или потные ладони. Если вам грустно, возможно, вы заметите, что ваше тело чувствует усталость.

Теперь обратите внимание на любые физические ощущения или побуждения, которые вы можете испытывать. Как ваше тело чувствует себя сегодня? Он отдохнул или устал? Чувствуете ли вы какой-либо дискомфорт или телесное напряжение? Возможно, вы чувствуете себя отдохнувшим и отдохнувшим. Какое бы ощущение вы ни наблюдали в себе, приветствуйте его принятием и продолжайте наблюдать за остальным телом. Можете ли вы обнаружить какие-либо физические потребности, которые у вас могут быть? Вы сонный и устал? Вы немного голодны или сыты? Испытываете ли вы какие-либо другие физические ощущения или потребности?

Запишите свой опыт выполнения этого упражнения. Рабочий лист для печати находится ниже.

Дата 21 января 2018 г.
Мысли: Мне действительно нужно сегодня пойти в спортзал.
Что я надену сегодня вечером?
Я наслаждаюсь солнечным теплом.
Эмоции: Слегка напряжен и утомлен. Я чувствую себя более уставшим, чем ожидал.
Физические ощущения: Чувствую пульс в пальцах
Зуд в ноге
Солнечный свет на моей коже.
Как я себя чувствую после тренировки: Усталость
Я хочу с кем-нибудь поговорить.

Внутренний и внешний локус контроля: 7 примеров и теорий

Насколько реально мы контролируем свою жизнь?

Многие психологические теории пытались ответить на этот вопрос. Одним из таких объяснений является локус контроля.

Локус контроля — это концепция, созданная психологом Джулианом Роттером (1954). Роттер интересовался социальным обучением и тем, почему одни модели поведения сохраняются, а другие — нет.

Локус контроля является базовой структурой теории социального научения Роттера, но как самостоятельная теория нашла значительное применение в образовании, здравоохранении и клинической психологии. Это привело к исследованиям в области мотивации, обучения, депрессии и зависимости.

В этой статье мы рассмотрим исследование локуса контроля и предложим семь рабочих листов и две рекомендуемые книги для всестороннего обзора этой темы.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на устойчивость. Эти увлекательные, научно обоснованные упражнения помогут вам эффективно справляться с трудными обстоятельствами и дадут вам инструменты для повышения устойчивости ваших клиентов, студентов или сотрудников, независимо от ситуаций, с которыми им приходится сталкиваться.

Эта статья содержит:

  • Что такое локус контроля в психологии?
  • Внутренний и внешний локус контроля: 3 примера
  • Популярные теории о концепции
  • 3 удивительных открытия исследований
  • 7 рабочих листов и упражнений для психологов
  • Две наши любимые книги по теме
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое локус контроля в психологии?

Концепция локуса контроля довольно проста. Наша жизнь полна действий и результатов. Каждый из нас припишет определенный локус контроля над этими результатами. Теория утверждает, что мы будем размещать местоположение или локус либо снаружи, либо внутри.

Если мы поместим локус контроля вовне, мы, скорее всего, возложим вину за результат на судьбу, удачу или случайность. Если мы поместим локус контроля внутрь себя, мы, вероятно, поверим, что наши собственные действия определяют результат.

Роттер (1966) заявил, что то место, где мы размещаем этот локус, либо подкрепляет, либо наказывает наши действия. Внутренний локус контроля приведет к усилению этого поведения, и оно будет продолжаться. Внешний локус контроля приведет к угасанию поведения — зачем нам продолжать попытки, если результат находится вне нашего контроля?

Однако Роттер (1975) осторожно заявил, что мы должны концептуализировать это как континуум между внешним и внутренним, а не категоризацию или/или. В общем, здоровые взрослые редко верят, что все находится либо полностью вне нашего контроля, либо полностью в его власти.

Фактически, люди, использующие в своих рассуждениях сочетание внутренних и внешних локусов, сообщают о более высоком уровне счастья (April, Dharani, & Peters, 2012).

Внутренний и внешний локус контроля: 3 примера

Вот три примера того, как наш локус контроля может влиять на то, как мы воспринимаем результат и последующее поведение.

Мы назовем этих двух людей Исаак Интернализатор и Эверетт Внешнеризатор .

  1. Работа
    Исаак и Эверетт оба претендуют на повышение.

Исаак, с его внутренним локусом контроля, верит, что его тяжелая работа принесет ему повышение. Он также считает, что если у него ничего не получается, ему просто нужно больше работать.

Эверетт, с другой стороны, считает, что продвижение по службе в значительной степени находится вне его контроля и что внешние силы, будь то просто случайность или прихоть босса, будут определять, получит ли он повышение. Хотя он может не так усердно работать, чтобы получить повышение, если он его не получит, Эверетт может относиться к себе проще, чем к Исааку.

  1. Школа
    Приближается большое испытание, а Исаак и Эверетт в библиотеке.

Исаак считает, что его оценка будет напрямую отражать количество занятий, которые он проделал, и, поскольку он хочет получить хорошую оценку, он прилагает усилия и усердно учится.

Эверетт имеет внешний локус контроля и считает, что оценка вполне может отражать предвзятость учителя. Он считает, что слишком усердно учиться — пустая трата времени.

  1. Здоровье
    Врач Исаака говорит ему, что у него может развиться диабет II типа.

Исаак слышал, что этот результат можно контролировать с помощью диеты, поэтому он решает отказаться от сахара и попробовать есть больше овощей.

Эверетту ставят такой же диагноз, но он считает, что все дело в генетике. Он происходит из семьи с диабетом в анамнезе и чувствует, что исход неизбежен. Он не пытается изменить свою диету, потому что не думает, что это что-то изменит.

Популярные теории о концепции

Ниже приводится обсуждение того, как локус контроля соотносится с другими психологическими теориями. Две теории, которые связаны между собой, но отличаются тонкими особенностями, включают самоэффективность и стиль атрибуции.

Еще одна важная теория касается личности и ее влияния на наш локус контроля. И, наконец, чтобы оставаться актуальной, теория локуса контроля должна учитывать культурные факторы, например то, как угнетение и дискриминация могут повлиять на наше восприятие контроля.

Теория самоэффективности

Самоэффективность, концепция, предложенная социальным психологом Альбертом Бандурой (Albert Bandura, 2010), является мерой того, насколько человек способен достичь своих целей.

Бандура показала, что каким бы талантливым ни был человек, если он не верит в свои способности, эта вера окажет сильное влияние на его способность добиться успеха. Люди с высокой самоэффективностью будут иметь более высокий уровень настойчивости и менее легко сдаваться, чем люди с низким уровнем самоэффективности (Schunk, 19).90).

Самоэффективность и локус контроля связаны, но это не одно и то же. Человек с внутренним локусом контроля может чувствовать, что его результаты в отношении здоровья обусловлены его поведением, но он может чувствовать, что не способен достичь своей цели.

Например, человек может знать, что он может увеличить мышечную массу, выполняя определенные упражнения, но может чувствовать, что у него ничего не получится, потому что у него нет знаний для составления плана упражнений. Кроме того, локус контроля включает в себя оценку окружающей среды, тогда как самоэффективность, в конечном счете, является саморефлексивной конструкцией.

Атрибуционные стили и локус контроля

Локус контроля — это теория обучения. Важно отметить, что это означает, что рассматриваемое поведение, будь то соблюдение плана упражнений или подготовка к тесту, будет либо подкрепляться, либо прекращаться в зависимости от предполагаемого локуса контроля.

Например, если человек находит на улице 20-долларовую купюру, маловероятно, что он снова и снова будет возвращаться на эту улицу в поисках новых денег; вместо этого они понимают, что локусом контроля за поиском денег было внешнее событие, а именно случайность.

Атрибуционный стиль также является теорией поведения, которая включает локус контроля в качестве одной из трех потенциальных причин (Weiner, 1986). Теория атрибуции включает в себя другие факторы — является ли причина глобальной или конкретной, стабильной или нестабильной — в дополнение к тому, осознает ли человек, что он имеет над ней контроль.

Глобальная атрибуция означает, что человек считает, что причина события постоянна во всех контекстах. Конкретная атрибуция как раз противоположна: она происходит только в определенном контексте. Является ли результат стабильным или нестабильным, описывает, является ли он постоянным во времени или относится только к одному моменту времени.

Weiner (1986) приводит примеры того, что способность стабильна и является внутренней, тогда как настроение нестабильно и является внутренней. Сложность задачи может рассматриваться как стабильная и внешняя, а удача — как нестабильная и внешняя. Воспринимаемая степень контроля над каждым из них может варьироваться от человека к человеку.

Подобно локусу контроля, наш стиль атрибуции будет влиять на наше поведение. Представьте, например, что ваш брат пришел в гости, и он набрасывается на вас из-за чего-то мелкого, кричит и выбегает.

Если вы приписываете его поведение внутренним, стабильным и глобальным причинам, вы понимаете, что личность вашего брата заставляет его действовать таким образом во всех контекстах и ​​все время. Если вы приписываете его поведение внутренним, но непостоянным и конкретным причинам, то можете подумать, что он в дурном настроении, что это не в его характере и что-то должно было вывести его из себя.

Учитывая эти две оценки одной и той же ситуации, мы будем вести себя по-разному. Мы менее склонны прощать, если чувствуем, что человек контролирует свое поведение. Мы с большей вероятностью отпустим это, если будем думать, что это разовое событие, а не то, что происходит независимо от ситуации.

Локус контроля и теории личности

Большая часть исследований локуса контроля и его связи с личностью проводилась в области удовлетворенности работой и результатов в отношении здоровья (Strauser, Ketz, & Keim, 2002; Spector & O’Connell). , 1994).

Индивидуальные черты «большой пятерки» (эмоциональная стабильность, экстраверсия, открытость, доброжелательность и добросовестность) по-разному влияют на результаты в этих сферах. Эти черты были исследованы на предмет их связи с локусом контроля и того, как взаимодействие может повлиять на работу, жизнь и здоровье (Ng, Sorensen, & Eby, 2006; Boysan & Kiral, 2017; Mutlu, Balbag, & Cemrek, 2010).

В общем, эмоциональная стабильность (ранее известная как невротизм) и добросовестность тесно связаны с внутренним локусом контроля. Вера в то, что их поведение напрямую влияет на исход ситуации, естественно приведет к тяжелой работе, если у человека также есть желание.

И наоборот, у людей с экстернальным локусом контроля более высокий уровень стресса и даже депрессии (Benassi, Sweeney, & Dufour, 1988). Само собой разумеется, что если кто-то чувствует, что находится во власти внешних сил и что его жизнь не находится в его руках, это может привести к тревоге и выученной беспомощности.

Идея выученной беспомощности и ее связи с внешним локусом контроля была введена Мартином Селигманом (1975).

Он выдвинул гипотезу о том, что люди с депрессией имеют состояние ума, отражающее тип беспомощности, что означает, что они не верят, что их действия окажут какое-либо положительное влияние на результаты их жизни. Этот тип мышления может отражать внешний локус контроля, потому что они мало верят в себя (Abramson, Seligman & Teasdale, 19).78).

Культурное смирение и локус контроля

Фактор, которому мало уделялось внимания в литературе, заключается в том, как локус контроля человека может формироваться системами несправедливости, такими как институционализированный расизм и гендерная дискриминация.

Внешний локус контроля часто описывается как приписывание результатов таким вещам, как удача, судьба или случайность. Но что, если человек не получит повышения, потому что его начальник дискриминирует его? Что делать, если пара не может получить кредит на покупку дома из-за своей сексуальной ориентации или расы?

Для угнетенных или маргинализированных групп существует объективная угроза их способности контролировать результаты своей жизни. Воспринимаемые ими различия в локусах контроля могут отражать эти системы угнетения, а не недостаток самоопределения (Sue, 1978).

Исследования локуса контроля и его влияния на индивидуальный результат способствовали реализации программ, которые помогают людям двигаться к большему ощущению внутреннего контроля (Twenge, Zhang, & Im, 2004).

Принято считать, что люди с более высоким уровнем внутреннего локуса контроля, как правило, добиваются лучших результатов (Роттер, 19 лет).66; Лефкур, 1982 год; Твенге и др. 2004). Но прежде чем применять общие программы, которые одинаково относятся ко всем людям, важно признать, что эти программы часто упускают из виду системные проблемы, которые действительно могут повлиять на уровень контроля человека (Brown, Rosnick, & Segrist, 2017).

3 Увлекательные результаты исследований

Поскольку локус контроля имеет столь широкое применение, мы рассмотрим три открытия исследований.

Здоровье и мотивация

Во время COVID-19пандемии, эксперты призвали социальное дистанцирование как способ смягчить распространение коронавируса.

Itani and Hollebeek (2021) обнаружили, что внутренний локус контроля положительно коррелирует с готовностью к социальной дистанции, показывая, что если люди считали, что их собственное поведение положительно влияет на их здоровье, они с большей готовностью выполняли рекомендации.

Клиническая психология

Во всем мире 5,1% женщин и 3,6% мужчин страдают депрессией, а 4,6% женщин и 2,6% мужчин страдают тревожными расстройствами (Всемирная организация здравоохранения, 2017).

Черчилль, Муньяни, Пракаш и Смит (2020) изучили продольные данные об этих гендерных различиях в психическом здоровье и обнаружили интригующий результат. Исследователи изучили показатели более 20 000 австралийцев по показателям психического здоровья и локуса контроля.

Они показали значительный гендерный разрыв в психическом здоровье, что соответствует выводам Всемирной организации здравоохранения. Они также показали, что женщины чаще, чем мужчины, имеют внешний локус контроля. Наконец, с помощью регрессионного анализа они смогли продемонстрировать, что увеличение единицы по направлению к внутреннему локусу контроля окажет более значительное влияние на этот гендерный разрыв, чем любая другая переменная, включая статус занятости и брака.

Окружающая среда

Было показано, что локус контроля является ключевым фактором в про-экологическом поведении (Peyton & Miller, 1980). Чанг, Фанг, Каплан и Нг (2019) пошли дальше этого открытия и изучили взаимосвязь между действиями в окружающей среде, локусом контроля и эмоциональной стабильностью.

Они обнаружили, что личностный фактор эмоциональной стабильности положительно влияет на проэкологическое поведение. С помощью моделирования структурными уравнениями они также показали, что эмоциональная стабильность может быть посредником между внутренним локусом контроля и про-экологическим поведением.

Высокий уровень терпения и спокойствия (положительный уровень эмоциональной стабильности) может привести к более высокому уровню внутреннего локуса контроля и чувства надежды на помощь планете.

7 Рабочие листы и упражнения для психологов

Чтобы помочь клиентам понять, как они воспринимают контроль, мы создали несколько рабочих листов.

Рабочие листы для детей

Я могу/не могу контролировать

Этот рабочий лист представляет собой контрольный список, который помогает детям научиться определять, что они могут контролировать, а что нет.

Не под контролем или под контролем

В этом рабочем листе детям представлен список возможных реакций, таких как удары, ходьба и разговоры с друзьями. В этом упражнении от них требуется рассортировать эти реакции по трем столбцам: «Вышел из-под контроля», «Контролируется» или «Оба».

Упражнение по обнаружению самоконтроля

Этот рабочий лист дает ребенку восемь различных действий, которые нужно определить и отсортировать как самоконтроль или отсутствие самоконтроля.

Для подростков

Что меня злит

Эта таблица помогает подросткам понять, что их злит не человек или событие, а их мысли.

Контроль в отношениях

Изменение паттернов созависимости

В этом листе для взаимоотношений приведены примеры отрицания, низкой самооценки, уступчивости, избегания и контроля. Для каждого из этих паттернов в рабочем листе приведены примеры созависимой реакции и безопасной реакции.

Контроль в жизни

Контроль–Влияние–Принятие Модель

В этом упражнении клиентов просят представить сложную ситуацию, а затем оценить, что можно контролировать или на что можно повлиять, а что необходимо принять.

Наши 2 любимые книги по теме

Ниже приведены рекомендации для дополнительного чтения по теме локуса контроля.

1.

Выбор или шанс: понять свой локус контроля и почему это важно – Стивен Новицки

Клинический психолог доктор Новицкий посвятил свою карьеру исследованию и написанию статей о локусе контроля.

Эта книга самопомощи поможет читателям определить свой собственный локус контроля и то, как он может влиять на их жизнь. Это хороший выбор для тех, кто хотел бы погрузиться в исследование и узнать, как оно применимо к их собственной жизни.

Найдите книгу на Amazon.


2.

Обучение внутреннему локусу контроля: приложение для позитивной психологии – Russ Hill

Поскольку внутренний локус контроля тесно связан с более высоким уровнем благополучия и большими успехами в работе и учебе, неудивительно, что люди хотят знать, есть ли способ стать более интернализатором.

В этой книге рассказывается о поведенческой стратегии из шести шагов, которая поможет научить учащихся тому, как стать более «внутренними» и почувствовать, что они имеют больший контроль над своей жизнью.

Найдите книгу на Amazon.


Сообщение на вынос

Локус контроля зародился как объяснение того, почему одни виды поведения процветают и развиваются, а другие никогда не дают семян.

Эта теория оказала далеко идущее влияние на психологию развития, психологию здоровья, клиническую психологию и многое другое. В настоящее время она рассматривается как важный строительный блок самооценки, многомерная конструкция, в которой также лежат самоэффективность, самооценка и эмоциональная стабильность.

Когда мы приписываем жизненный результат внешним силам, находящимся вне нашего контроля, мы можем чувствовать себя бессильными изменить что-либо.

Но правда о нашем уровне контроля часто заключается только в нашем восприятии. Между этим реальным и предполагаемым уровнем контроля находится выбор верить в себя и в нашу способность изменить свою судьбу.

Если мы верим в свою способность контролировать свою жизнь, мы с большей вероятностью будем рисковать и чувствовать себя более уверенно в собственной автономии. Этому убеждению можно научить в раннем возрасте, но его можно формировать и на протяжении всей жизни. Благодаря тонким изменениям мышления мы можем начать ощущать больший контроль над своим будущим.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения на устойчивость.

  • Абрамсон, Л.Ю., Селигман, М.Е., и Тисдейл, Дж.Д. (1978). Выученная беспомощность у людей: критика и переформулировка. Journal of Abnormal Psychology , 87 (1), 49–74.
  • 90 157 Эйприл, К.А., Дхарани, Б., и Питерс, К. (2012). Влияние локуса ожидания контроля на уровень благополучия. Обзор европейских исследований , 4 , 124–137.
  • Бандура, А. (2010). Самоэффективность. В IB Weiner & WB Craighead (Eds.), Энциклопедия психологии Corsini (4-е изд.). Джон Уайли и сыновья.
  • Бенасси, В.А., Суини, П.Д., и Дюфур, К.Л. (1988). Есть ли связь между локусом ориентации на контроль и депрессией? Journal of Abnormal Psychology , 97 (3), 357–367.
  • Бойсан, М., и Кирал, Э. (2017). Ассоциации между прокрастинацией, личностью, перфекционизмом, самооценкой и локусом контроля. British Journal of Guidance & Counseling , 45 (3), 284–296.
  • Браун, Д.Л., Росник, С.Б., и Сегрист, Д.Дж. (2017). Интернализированное расовое угнетение и ценности высшего образования: посредническая роль академического локуса контроля среди афроамериканцев из колледжей. Журнал черной психологии , 43 (4), 358–380.
  • Чанг Ю.Т., Фанг В.Т., Каплан У. и Нг Э. (2019). Локус контроля: посреднический эффект между эмоциональной стабильностью и проэкологическим поведением. Устойчивое развитие, 11 (3), 820.
  • Черчилль С.А., Муньяни М.Е., Пракаш К. и Смит Р. (2020). Локус контроля и гендерный разрыв в психическом здоровье. Журнал экономического поведения и организации , 178 , 740–758.
  • Хилл, Р. (2011). Обучение внутреннему локусу контроля: приложение для позитивной психологии. Воля к силовому прессу.
  • Итани, О.С., и Холлебек, Л.Д. (2021). Локус контроля потребителей за здоровьем и социальное дистанцирование в электронных услугах, связанных с пандемией. Журнал маркетинга услуг .
  • Lefcourt, HM (1982). Локус контроля: современные тенденции в теории и исследованиях (2-е изд.). Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
  • Мутлу, Т., Балбаг, З., и Чемрек, Ф. (2010). Роль самооценки, локуса контроля и большой пятерки личностных черт в прогнозировании безнадежности. Procedia-Социальные и поведенческие науки , 9 , 1788–1792.
  • Нг, Т.В., Соренсен, К.Л., и Эби, Л.Т. (2006). Локус контроля на работе: метаанализ. Журнал организационного поведения , 27 (8), 1057–1087.
  • Новицкий, С. (2016). Выбор или шанс: понять свой локус контроля и почему это важно. Прометей.
  • Пейтон, Р. Б., и Миллер, Б. А. (1980). Развитие внутреннего локуса контроля в качестве предварительного условия для принятия экологических мер. В A. Sacks (Ed.), Текущие выпуски VI: Ежегодник экологического образования и экологических исследований (стр. 173–192). ЭРИК/СМЭАК.
  • Роттер, Дж. Б. (1954). Социальное обучение и клиническая психология . Прентис Холл.
  • Роттер, Дж. Б. (1966). Обобщенные ожидания внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Психологические монографии , 80 , 1–28.
  • Роттер, Дж. Б. (1975). Некоторые проблемы и заблуждения, связанные с конструкцией внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Журнал консультационной и клинической психологии , 43 (1), 56–67.
  • Шунк, Д. Х. (1990). Целеполагание и самоэффективность во время саморегулируемого обучения. Педагог-психолог , 25 (1), 71-86.
  • Seligman, MEP (1975). Беспомощность: о депрессии, развитии и смерти . WH Freeman.
  • Спектор, П. Е., и О’Коннелл, Б. Дж. (1994). Вклад личностных черт, отрицательной аффективности, локуса контроля и типа А в последующие отчеты о стрессовых факторах на работе и производственных напряжениях. Журнал профессиональной и организационной психологии , 67 (1), 1–12.
  • Страузер, Д. Р., Кетц, К., и Кейм, Дж. (2002). Взаимосвязь между самоэффективностью, локусом контроля и работой личности. Journal of Rehabilitation , 68 (1), 20–26.
  • Сью, Д. В. (1978). Устранение культурного угнетения в консультировании: к общей теории. Журнал консультативной психологии , 25 (5), 419–428.
  • Твенге, Дж. М., Чжан, Л., и Им, К. (2004). Это вне моего контроля: кросс-временной метаанализ возрастающих экстерналий в локусе контроля, 1960-2002. Обзор личности и социальной психологии , 8 (3), 308–319.
  • Вайнер, Б. (1986). Атрибуционная теория мотивации и эмоций . Спрингер-Верлаг.
  • Всемирная организация здравоохранения. (2017). Депрессия и другие распространенные психические расстройства: оценки глобального здравоохранения . Автор.

Внешний и внутренний компоненты деятельности в психологии.

Компоненты человеческой деятельности

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. Внутренний компонент деятельности человека : анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью центральной нервной системой, а также психологические процессы и состояния, входящие в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести к разнообразным движениям, связанным с практическим осуществлением деятельности.

Соотношение внутренней и внешней составляющих деятельности непостоянно. По мере развития и трансформации деятельности осуществляется планомерный переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождает их интериоризация и автоматика. При возникновении затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанных с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенно, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние снова становятся внешними, сознательно управляемыми.

10. Понятие коммуникации. Структура общения.

Общение представляет собой многогранный процесс развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между его участниками, который можно охарактеризовать как коммуникативную сторону общения. Вторая сторона общения — это взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи происходит не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Учитывая сложность связи, необходимо как-то обозначить ее структуру , чтобы затем можно было проанализировать каждый элемент. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем охарактеризовать структуру коммуникации, выделив в ней три взаимосвязанных аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативная сторона общения , или общение в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися личностями, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общение означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

15. Понятие об ощущениях, виды ощущений.

Чувство — это простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств принимают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, который ежесекундно принимает и обрабатывает этот огромный и неисчерпаемый поток. В результате происходит адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, отвечающим за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т. д. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящий из многих тысяч операций в секунду, выполняется непрерывно.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают важнейшими составляющими любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и работать, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на определенные моменты или составляющие деятельности, представлять себе, что ему нужно делать, помнить, думать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов деятельность человека невозможна; они выступают как его неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они развиваются в ней и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются ее основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенком объемными, близкими и удаленными предметами открывает перед ним тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек учится воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождающиеся синергетическими, согласованными сокращениями определенных групп мышц, способствуют формированию восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это тренирует органы чувств воспринимать скорость.

Воображение также связано с деятельностью. Во-первых, человек не способен представить или вообразить то, что никогда не возникало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Ткань воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

В еще большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само по себе является особым видом мнемической деятельности, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему запоминанию. Это структурирование, осмысление, связывание материала с известными фактами, включение различных предметов и движений в процесс запоминания и т. д.

Припоминание также включает в себя выполнение определенных действий, направленных на своевременное и точное припоминание отпечатавшегося в памяти материала. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой какой-либо материал запомнился, способствует тому, что он легче запоминается.

Мышление в ряде своих форм тождественно практической деятельности (так называемое «ручное» или практическое мышление). В более развитых формах — образно-логической — деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также является особым видом деятельности, поэтому часто при ее характеристике употребляется словосочетание «речевая деятельность». Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают ту же структуру, что и внешние действия, то есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии.

Память есть у всех живых существ, но наивысшего уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов всего два типа памяти: генетическая и механическая. Первый проявляется в передаче генетическим путем от поколения к поколению жизненных, биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая проявляется в виде способности учиться, приобретать жизненный опыт, который не может сохраниться нигде, кроме как в самом организме, и исчезает вместе с его смертью.

У человека речь является мощным средством запоминания, способом хранения информации в виде текстов и всевозможных технических записей. Ему не нужно полагаться только на свои органические способности, так как основные средства улучшения памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и в то же время в его руках: он способен совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своих собственных. природа. У человека есть три типа памяти, гораздо более мощные и продуктивные, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная. Первое связано с широким волевым управлением запоминанием, второе — с применением логики, третье — с использованием различных средств запоминания, чаще всего представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Существует несколько причин классификации типов памяти человека. Один из них — разделение памяти по времени сохранения материала, другой — по анализатору, преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала. В первом случае различают мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, эмоциональной и других видах памяти. Я не буду приводить здесь их определения из-за ограниченности места. Кроме этой классификации, по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Непроизвольное запоминание не обязательно слабее произвольного, во многих случаях превосходит его. Установлено, например, что материал, являющийся объектом внимания и сознания, выступает целью, а не средством осуществления деятельности, лучше запоминается непроизвольно. Невольно лучше запоминается и тот материал, который связан с интересной и сложной умственной работой и имеет большое значение для человека.

Экспериментально доказано, что внутренние, т. е. психические процессы, называемые высшими психическими функциями, по своему происхождению и структуре являются деятельностными. Были разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы могут формироваться посредством внешней деятельности, организованной по особым правилам. Внешняя деятельность в результате ее особых преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, превращение их в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризацию). Такими интернализованными психическими процессами являются произвольные и познавательные процессы, опосредованные речью: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-то внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание — с движениями рук, внимание — с сокращениями мышц, определяющими его концентрацию, переключаемость и рассеянность. Когда человек решает задачи, его артикуляционный аппарат почти всегда работает; речевая деятельность без движений гортани и мимических мышц невозможна. Следовательно, любая деятельность представляет собой совокупность внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Деятельность — специфический вид деятельности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, в том числе самого себя и условий своего существования.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры , преобразует свои способности , сохраняет и улучшает природу строит общество создает то, что не существовало бы без его деятельности в природе

Творческая натура Активность человека проявляется в том, что благодаря ей он выходит за свои естественные пределы . В силу продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, инструменты воздействия на себя и природу .

Деятельность человека принципиально отличается от деятельности животных. и в другом отношении.

Если деятельность животных вызвана естественными потребностями , то активность человек в в основном генерировала и поддерживала искусственных потребности возникающие благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей нынешних и предшествующих поколений.

Это — потребности в знаниях (научных и художественных), творчестве, в нравственном самосовершенствовании прочее.

Формы и методы Организация деятельности человека также отличается от деятельности животных.

Почти Все они связаны со сложными двигательными навыками и умениями , которыми животные не обладают , — навыками и умениями приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения .

Деятельность человека имеет следующие Основные характеристики :

-мотив, -цель, -объект, -структура и -средства .

мотив деятельность называется чем это мотивировано, для чего проводится . Обычно в качестве мотива выступает конкретная потребность , которая удовлетворяется в ходе и с помощью этой деятельности.

Мотивы деятельности человека могут быть самыми разными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными .

Вид деятельности обычно определяется ее доминирующим мотивом (доминирующим потому что вся деятельность человека полимотивированный , т.е. движимый несколькими разными мотивами).

Как голов деятельность пропагандирует ее продукт . Это может представлять реальную физическую вещь , созданные человеком, определенные знания, навыки и умения, приобретенные в процессе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Субъект деятельность называется чем она занимается . Так, например, предмет когнитивный виды деятельности — все виды информация, предмет образование деятельность — знания, навыки и умения , предмет труд видов деятельности — создано материальных продуктов.

Каждая деятельность имеет определенную структуру — действия и операции до ак основные компоненты видов деятельности.

действие называемое часть деятельности , имеющая полностью самостоятельную человеческую цель .

Операция называется способ выполнения действия . Сколько различных способов совершения действия, столько и различных операций можно выделить

Как средств о существования деятельности для человека тех инструментов, которыми он пользуется выполнение тех или иных действий и операций . Развитие средства деятельности приводит к его совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Всякая человеческая деятельность имеет внешних и внутренних компонентов .

До внутренний относятся к анатомо-физиологическим структурам и процессам , участвующим в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы , а также психологические процессы и состояния, входящие в регламент деятельности. К внешний компоненты могут быть различные механизмы связанных практической реализации деятельности.

В качестве и преобразований осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

Основные различия между деятельностью человека и деятельностью животных заключаются в следующем:

  1. Деятельность человека продуктивная, творческая, созидательная характер . Деятельность животных имеет потребительскую основу; в результате не производит и не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.
  2. Деятельность человека связанная с материальными и духовными вещами культуры, которые используются им либо как орудия, либо как предметы удовлетворения потребностей, либо как средства его собственного развития. Для животных человеческих орудий и средств удовлетворения потребностей как таковых не существует.
  3. деятельность человека трансформирует себя, свои способности, потребности , условия проживания. Деятельность животных практически ничего не меняет ни в себе, ни во внешних условиях жизни.
  4. Человеческая деятельность в различных ее формах и средствах осуществления является продуктом истории. Деятельность животных действует в результате их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей от рождения им не дана .. Такая деятельность необходима формировать и развивать в сфере образования и воспитания . То же самое относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам управление внешней стороной практической деятельности. Деятельность животных изначально задана, генотипически детерминирована и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма

Тема Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, заключающийся в преобразовании и подчинении его целей человеку.

Деятельность — это присущий только человеку способ взаимодействия с внешним миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и себя, создавая то, чего не было в природе.

Деятельность человека имеет определенное сходство с деятельностью животного, но отличается созидательно-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Деятельность животных
Адаптация к природной среде путем ее масштабного преобразования, приводящего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет неизменной свою природную организацию, в то же время изменяя свой образ жизни. Адаптация к условиям среды преимущественно путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Осознанная постановка целей, связанная со способностью анализировать ситуацию (выявлять причинно-следственные связи, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные пути их достижения) Повиновение инстинкту, действия изначально запрограммированы

Основные компоненты деятельности (структура деятельности)

Предмет деятельности — тот, кто осуществляет деятельность (индивидуальную, коллективную, общественную)

Объект деятельности — это то, на что направлена ​​деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека). Молниеносный объект. Установка громоотвода. Громоотвод — устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от ударов молнии. Объектом является атмосфера, земля.

мотив — совокупность внешних и внутренних условий, обуславливающих активность субъекта и определяющих направление деятельности. Это то, что мотивирует нас работать. Какая потребность в деятельности? В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности — это осознанный образ результата, на достижение которого направлено действие человека. Каков желаемый результат деятельности?

Методы, средства. Как, с помощью чего осуществляется деятельность?

Процесс.

Результат (продукт). Что произошло после всех действий?

Деятельность состоит из цепочки действий. Действие – это процесс, направленный на достижение цели.

Социальное действие включает два момента: субъективную мотивацию личности; ориентация на других, которую Вебер называет «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное.

Его главный предмет — человек. Типы действий (Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864-1920) в зависимости от мотивов ):

Вид Его сущность
Ценностно-рациональное действие Характеризуется сознательным определением своего направления и последовательно планомерной ориентацией на него. Но смысл ее не в достижении какой-либо цели, а в том, что личность следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. п. (избавление человека от чувства долга, понимание ценности человеческой жизни, необходимости помогать людям) . Капитан, который утонул после того, как отказался покинуть свой корабль после крушения.
Аффективное (лат. affectus — эмоциональное возбуждение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием личности. Он действует под влиянием страсти, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, удовольствии, преданности и т. п. (Боец вступил в бой с превосходящим по силе противником под влиянием желания отомстить за смерть своих товарищей в война). Мать может ударить ребенка, потому что ребенок ведет себя невыносимо.
традиционное действие На основе давней привычки. Действие совершается в повторяющихся условиях и по устоявшейся модели (церемонии, ритуалы). Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в сторону когда-то выученной установки.

Аффективные и традиционные действия не являются в строгом смысле социальными, так как мы не имеем здесь дело с осознанием смысла аффективного и традиционного поведения.

Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Деятельность, которая неизбежно включает каждого человека в процесс его индивидуального развития: игра, общение, обучение (знание), труд.

Игра — особый вид деятельности, целью которой является не производство какого-либо материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

Характерные особенности игры: действие происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в его процессе используются так называемые замещающие объекты; направлена ​​на удовлетворение интересов ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками (через игру, освоение социальных ролей, норм — соблюдение правил игры, формирование личностных качеств — развитие терпения (следить цель на долгое время) при игре в прятки, концентрация внимания, честность).

Общение — это деятельность, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Он часто расширяется, чтобы включить обмен материальными предметами. Этот более широкий обмен и есть коммуникация [материальная или духовная (информационная)].

строки сравнения Связь Информационная связь
1. Общие Обмен информацией
2. Отличия Получатель информации — человек Получатель информации — человек, животное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутствии или формальном характере обратной связи
Укрепление сообщества участников Участники остаются отдельными
Субъект — тот, кто инициирует общение (индивиды, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель – это то, ради чего человеку необходимо общаться.
Структура связи Контент – это информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
Средства — способы передачи, обработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеоаппаратуры, сети Интернет и др.)
Получатель информации

Существуют несколько классификаций связи.

Используемые средства связи:

Непосредственно — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и др.

опосредованно — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газеты, компакт-диска, следа на наземные и др.

прямые — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга

косвенные — через посредников, которыми могут быть другие лица

По субъектам общения:

Между реальными субъектами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и др. )

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутреннем голосе»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми партнерами — художественные образы произведений

Коммуникативные функции

В современной науке существует несколько подходов к взаимосвязи деятельности и общения.

Общение — элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения; между ними можно поставить знак равенства;

Общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.п.;

Общение и деятельность — разные категории, две стороны общественного бытия человека: трудовая деятельность может протекать без общения, а общение — без деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Обучение может быть организовано (проводимых в общеобразовательных учреждениях) и неорганизованных (осуществляется в других видах деятельности как их вторичный дополнительный результат).

Обучение может носить характер самообразование

К вопросу о том, что такое работа, существует несколько точек зрения:

работа любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с внешним миром, можно говорить о труде;

работа — один из видов деятельности, но не единственный.

Работа – вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата.

Характеристика работы: целесообразность; сосредоточиться на достижении запрограммированных ожидаемых результатов; наличие навыков, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование среды обитания человека.

Труд обеспечивает средства к существованию, позволяет чувствовать себя нужным обществу (значимым), позволяет развивать способности, поддерживает интеллектуальное здоровье, приносит радость от общения с другими людьми.

В каждом виде деятельности ставятся конкретные цели, задачи, для достижения поставленных целей используется особый арсенал средств, операций и методов. При этом ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что определяет системный характер всех сфер общественной жизни.

Любая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты.

К внутренним относятся анатомо-физиологические образования и процессы, участвующие в управлении деятельностью центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, входящие в регуляцию деятельности (планирование в квартире).

Внутренний компонент деятельности представляет собой структуру, состоящую из 3-х комплексов:

1. мотивационный комплекс (субструктура) находится на а) психическом уровне индивидуальное «я» человека и выражается через «хочу», «нужно». Оно может быть сознательным и бессознательным. Кроме индивидуального Я (непосредственного желания) в этот комплекс входят: б) субъектный компонент представляющий интересы окружающих людей. Эти интересы могут совпадать, конфликтовать или сменяться. А также в) надындивидуальная деятельность , которая подчинена только личным целям человека, включает познание всеобщего Я. г) спонтанная, естественная активность;

2. Целевая включает деятельность, направленную на достижение субъектом определенных целей. Эти цели могут быть конечными и промежуточными, а деятельность соответственно может быть складчатой, механической или развернутой, умственной;

3. к инструментальной подструктуре внутренней деятельности относятся орудия особого рода, выработанные на основе естественных функций (органов тела человека, связанных с этими органами психофизиологических функций, операций, связанных с двигательной активностью).

К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Внешняя организация деятельности включает 3 подструктуры:

1. Сама деятельность является крупнейшей единицей анализа деятельности, определяемой мотивационной деятельностью.

2. Действие — связано с целями и отвечает за процессы поведения.

3. Операции обусловлены инструментальной основой деятельности. То есть на 3-й подструктуре внешнее и внутреннее совпадают.

Соотношение внутренней и внешней составляющих деятельности непостоянно. По мере развития и трансформации деятельности осуществляется планомерный переход внешних компонентов во внутренние. Это сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении трудностей в деятельности, при ее восстановлении, связанных с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: редуцированные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, выступают наружу, внутренние снова становятся внешними, сознательно управляемыми.

Навыки, умения, навыки

Навыки — элементы деятельности, позволяющие сделать что-либо качественно (точно и правильно выполнить действие, речь, ряд действий). Навыки включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных точках и конечной цели.

Навыки — полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты навыков, реализованные на уровне бессознательного управления.

Навыки и умения делятся на несколько видов:

1. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, двигательные аспекты деятельности. (в спортивной деятельности)

2. К когнитивным навыкам относятся способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и обработкой информации.

3. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом, выражают умение анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории (в творческой работе).

Упражнения имеют большое значение в формировании всех видов навыков и умений. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование навыков, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе развития навыков и умений, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений навыки и умения теряются, теряют свои качества.

Еще одним элементом деятельности является привычка. Отличается тем, что является непродуктивным элементом деятельности. Если навыки и умения связаны с решением задачи, предполагают получение продукта и носят достаточно гибкий характер, то привычки — это негибкая часть деятельности, которую человек выполняет механически и не имеет ни осознанной цели, ни четко выраженного продукта. В отличие от простой привычки, привычку можно в определенной степени сознательно контролировать. Но от мастерства оно отличается тем, что не всегда разумно и полезно. Привычки как элементы деятельности являются наименее подвижными ее частями.

Список литературы

Основная литература:

1. Введение в психологию / Под общ. Эд. СРЕДНИЙ. Петровский. — М., 1997.-С.262-276, 407-417.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1996.- С. 99-114, 114-134.

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. Общие основы психологии. — М., 1995.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts