Внимание это в психологии: ВНИМАНИЕ это

13. Внимание как психологический процесс. Свойства и виды внимания.

Внимание — Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах — прежде всего в нем, в его свойствах и качествах.

Внимание — это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую — нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект. 6. Рассеянность и внимательность.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т. д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Распределённое внимание — Когнитивная способность

Что такое распределённое внимание?

Распределённое внимание — это способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или задачи одновременно, отвечая, таким образом, на многочисленные запросы окружающей среды. Распределённое внимание является своего рода одновременным вниманием, которое позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять более одной задачи в одно и то же время. Эта когнитивная способность очень важна, поскольку она позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

Тем не менее, наша способность реагировать и выполнять несколько задач параллельно имеет свои пределы. При распределении внимания производительность и эффективность действий, которые происходят в одно и то время, снижается. Когда человек испытывает трудности с одновременным откликом на многочисленные запросы окружающей среды, возникает явление, известное как интерференция. Интерференции возникают потому, что наш мозг может обрабатывать только ограниченное количество информации. Однако практика и когнитивные тренировки могут улучшить распределённое внимание, и, следовательно, способность выполнять более одного вида деятельности одновременно.

Примеры распределённого внимания

  • Распределённое внимание играет важную роль в процессе учёбы, поскольку нам приходится одновременно слушать учителя, смотреть на доску или учебные материалы, делать записи, и в этом нам помогает способность распределять внимание. Поэтому она так важна для успешной учёбы. Это может быть одной из причин, почему люди с проблемами внимания получают плохие оценки.
  • Водитель готовится совершить обгон и вдруг замечает знак, указывающий необходимость смены полосы. Если он не в состоянии одновременно и должным образом отреагировать на знак и завершить обгон, он либо свернёт с намеченного маршрута, либо создаст аварийную ситуацию, если вовремя не совершит манёвр. Для управления автомобилем следует поддерживать внимание в очень хорошем состоянии.
  • Официант использует распределённое внимание, когда запоминает то, что говорит клиент, стараясь при этом не забыть, что заказали за четвёртым столиком, и вдобавок не уронить поднос с грязной посудой в руке.
  • Если кассир продуктового магазина должен ответить одному покупателю, в то время как обслуживает другого, он использует распределённое внимание.
  • Если вы танцуете с бокалом в руке, вы используете распределённое внимание, чтобы не отставать от ритма, и в то же время не разлить напиток.
  • Даже когда мы одновременно едим и разговариваем, или смотрим телевизор и общаемся в чате по телефону, мы задействуем наше распределённое внимание.

Расстройства или патологии, связанные с распределённым вниманием

Распределённое внимание может пострадать в результате многих расстройств, а также из-за проблем в самом процессе распределения внимания, или проблем в части субпроцессов внимания, от которых оно зависит. Если распределённое внимание функционирует недостаточно хорошо, любая интерференция может нарушить ход задач, выполняемых одновременно. Таким образом, если распределённое внимание нарушено, мы не можем одновременно разговаривать и выехать на машине на перекрёсток, поскольку это может создать аварийную ситуацию. Аналогичным образом, если «Реакция Пробуждения» (уровень активации или общая настороженность) претерпевает изменения, это ведёт к «коматозному состоянию», в котором мы не можем управлять автомобилем и говорить одновременно (на самом деле, на этой стадии невозможно выполнить ни одну из этих задач по отдельности).

Несмотря на то, что распределённое внимание может пострадать в результате психиатрических расстройств, таких как шизофрения, или различных нарушений, таких как Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поражается, прежде всего, общее внимание. Кроме того, довольно часто внимание нарушается после перенесённых черепно-мозговых травм или кровоизлияния в мозг (инсульт). В этих случаях расстройство внимания и его составляющих может быть различной степени тяжести, в зависимости от поражённых областей мозга.

Принимая во внимание всё вышесказанное, распределённое внимание нарушается практически при любых расстройствах, при которых внимание повреждается даже минимально. Таким образом, если у пациента наблюдается контралатеральный геминеглект (неспособность распознавать поле зрения, противоположное области черепно-мозговой травмы), гипопрозексия (отвлекаемость), гиперпрозексия (чрезмерное внимание и повышенная концентрация) или апрозексия (невнимательность, неспособность фиксировать внимание), он будет испытывать трудности при выполнении задач, которые требуют распределённого внимания.

Как измерять и оценивать распределённое внимание?

Распределённое внимание — это важнейшая когнитивная способность в нашей жизни, позволяющая нам быть более эффективными. Корректное и одновременное выполнение любой задачи, которая включает в себя более одного действия (перцептивного, моторного или когнитивного), напрямую зависит от нашей способности распределять внимание. Тест на распределённое внимание может быть полезен в различных профессиональных сферах, где необходимо оценивать производительность работы (водители или работники транспорта, монтажники, спортсмены и т.д.). Кроме того, оценка распределённого внимания может пригодиться в учёбе (например, нуждается ли ученик в дополнительной помощи при конспектировании или решении задач) или в клинических условиях (возможно, некоторым пациентам нужно объяснять информацию проще и доступнее). Во всех этих областях может представлять большой интерес выполнение когнитивного тестирования, поскольку это может принести ощутимую пользу в работе, учёбе и повседневной жизни.

Для измерения распределённого внимания команда CogniFit («КогниФит») взяла за основу классический Тест Струпа. Так был разработан Тест на Многозадачность, который кроме распределённого внимания оценивает когнитивную гибкость и зрительно-моторную координацию.

  • Тест на многозадачность DIAT-SHIF: с помощью стрелки следуйте за движением белого шара, обращая внимания на слова, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этой игре нужно адаптироваться к изменениям стратегии, новым ответам, а также одновременно управлять способностями мониторинга и визуализации.

Как восстановить или улучшить распределённое внимание?

Распределённое внимание, как и другие когнитивные навыки, можно тренировать, улучшать и даже научиться его использовать. CogniFit («КогниФит») предлагает это сделать профессионально. Практикуясь, мы можем увеличить скорость функционирования нашего внимания, научитьcя задействовать меньше ресурсов мозга в момент одновременной реакции на разные стимулы, а также улучшить способность обрабатывать информацию, хотя это и непростая задача.

Реабилитация распределённого внимания базируется на нейронной пластичности. Следуя этой идее, CogniFit («КогниФит») предлагает серию упражнений, предназначенных для реабилитации распределённого внимания и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи могут быть усилены за счёт использования функций, которые зависят от них. Таким образом, если мы регулярно тренируем распределённое внимание, мы сможем автоматически выполнять действия, которые пытаемся совместить, повышая тем самым их эффективность. За счет автоматизации различных видов деятельности нашему мозгу будет гораздо проще выполнять их одновременно.

Команда профессионалов CogniFit («КогниФит»), специализирующаяся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза, создала программу персональной когнитивной стимуляции, адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки распределённого внимания и других основных когнитивных функций. На основании полученного отчёта программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения распределённого внимания и других когнитивных функций, укрепление которых необходимо по результатам теста (в данном случае, вероятно, других субпроцессов внимания, от которых зависит распределённое внимание).

Для улучшения распределённого внимания важна последовательность и регулярность тренировок. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. С помощью компьютера можно выполнять разнообразные интерактивные задания в форме увлекательных умных игр. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет вам детальный график динамики улучшений вашего когнитивного состояния.

Теории избирательного внимания — Просто психология

Нас постоянно бомбардирует бесконечное множество внутренних и внешних стимулов, мыслей и эмоций. Учитывая такое изобилие доступных данных, просто удивительно, что мы хоть в чем-то разбираемся!

С разной степенью эффективности мы развили способность концентрироваться на том, что важно, и блокировать остальное.

Что такое избирательное внимание?

Избирательное внимание — это процесс направления нашего сознания на релевантные стимулы при игнорировании нерелевантных стимулов в окружающей среде.

Это важный процесс, так как существует предел того, сколько информации может быть обработано в данный момент времени, а выборочное внимание позволяет нам отсечь несущественные детали и сосредоточиться на том, что важно.

Эта ограниченная способность к концентрации внимания была концептуализирована как узкое место, ограничивающее поток информации. Чем уже узкое место, тем ниже скорость потока.

Модели внимания Бродбента и Трейсмана являются моделями узкого места, потому что они предсказывают, что мы не можем сознательно обращать внимание на все наши сенсорные входы одновременно.

Модель фильтра Бродбента

Бродбент (1958) предположил, что физические характеристики сообщений используются для выбора одного сообщения для дальнейшей обработки, а все остальные теряются сенсорный буфер.

Затем один из входных данных выбирается на основе его физических характеристик для дальнейшей обработки путем прохождения через фильтр.

Поскольку наши возможности обработки информации ограничены, этот фильтр предназначен для предотвращения перегрузки системы обработки информации.

Входные данные, изначально не выбранные фильтром, недолго остаются в памяти сенсорного буфера, и если они не обрабатываются, они быстро затухают. Бродбент предположил, что фильтр отклонил оставленное без присмотра сообщение на ранней стадии обработки.

По словам Бродбента, смысл любого из сообщений вообще не учитывается фильтром. Вся семантическая обработка выполняется после того, как фильтр выбрал сообщение, на которое следует обратить внимание. Таким образом, любое сообщение (сообщения), ограниченное узким местом (т. Е. Неизбирательное), не понимается.

Бродбент хотел посмотреть, как люди могут сосредоточить свое внимание (выборочно посещать), и сделать это; он намеренно перегружал их раздражителями.

Один из способов, которым Бродбент добился этого, заключался в одновременной отправке одного сообщения на правое ухо человека и другого сообщения на его левое ухо.

Это называется экспериментом с разделенным диапазоном (также известным как задача дихотического прослушивания).

Задание на дихотическое прослушивание

Задания на дихотическое прослушивание включают одновременную отправку одного сообщения (трехзначного числа) на правое ухо человека и другого сообщения (другого трехзначного числа) на левое ухо.

Участников попросили прослушать оба сообщения одновременно и повторить то, что они услышали. Это известно как «дихотическое задание на слушание».

Бродбента интересовало, как это будет повторяться. Будет ли участник повторять цифры в том порядке, в котором они были услышаны (порядок предъявления), или повторять то, что было слышно одним ухом, а затем другим ухом (ухо за ухом).

Он обнаружил, что люди делают меньше ошибок, повторяя наизусть, и обычно повторяют так.

Оценка модели Бродбента

1. Эксперименты Бродбента с дихотическим слушанием подверглись критике, потому что:

  • Во всех ранних исследованиях использовались люди, которые не были знакомы с затенением, и поэтому считали его очень трудным и требовательным. Айзенк и Кин (1990) утверждают, что неспособность наивных участников успешно вести слежку связана с их незнанием задачи слежки, а не с неспособностью системы внимания.
  • Участники сообщили после того, как все сообщение было проиграно — возможно, оставленное без присмотра сообщение было тщательно проанализировано, но участники забыли.
  • Анализ оставленного без присмотра сообщения может происходить ниже уровня осознания. Например, исследование Von Wright et al. (1975) указали на анализ оставленного без присмотра сообщения в задаче теневого копирования. Слово сначала было представлено участникам с легким электрическим током. Когда то же слово позже было представлено в автоматическом канале, участники зарегистрировали увеличение КГР (что свидетельствует об эмоциональном возбуждении и анализе слова в автоматическом канале).
  • Более поздние исследования показали, что вышеперечисленные пункты важны: например, мурена (1959) изучали эффекты практики. Наивные испытуемые могли обнаружить только 8% цифр, появляющихся либо в затененном, либо в незатененном сообщении; Мурена (опытный «шоулер») обнаружила 67%.

2. Теория Бродбента предсказывает, что услышать свое имя, когда вы невнимательны, должно быть невозможно, потому что сообщения, оставленные без присмотра, отфильтровываются до того, как вы обработаете их значение. Таким образом, модель не может объяснить «феномен вечеринки с коктейлем».

3 . Другие исследователи продемонстрировали «эффект коктейльной вечеринки » (Cherry, 1953) в экспериментальных условиях и обнаружили случаи, когда информация, услышанная в неконтролируемом ухе, «прорывалась», чтобы мешать информации, на которую участники обращают внимание другим ухом.

Это означает, что некоторый анализ значения стимулов должен был произойти до выбора каналов.

В модели Бродбента фильтр основан исключительно на сенсорном анализе физических характеристик раздражителей.

Модель затухания Трейсмана

Трейсман (1964) согласен с теорией Бродбента о раннем фильтре узких мест. Однако разница в том, что фильтр Трейсмана ослабляет, а не устраняет оставленный без присмотра материал.

Затухание похоже на уменьшение громкости: если у вас есть четыре источника звука в одной комнате (телевидение, радио, разговор людей, плач ребенка), вы можете уменьшить или приглушить 3, чтобы включить четвертый.

Это означает, что люди все еще могут понимать смысл прослушанных сообщений.

В своих экспериментах Трейсман продемонстрировала, что участники по-прежнему могут идентифицировать содержание сообщения, оставленного без присмотра, что указывает на то, что они способны обработать значение как сообщений, оставленных без присмотра, так и сообщений, оставленных без присмотра.

Трейсман выполнял задания на дихотическое прослушивание, используя метод речевого затенения. Как правило, в этом методе участников просят одновременно повторять вслух речь, воспроизводимую в одно ухо (называемую обслуживаемым ухом), в то время как другое сообщение произносится в другое ухо.

Например, участников попросили затенить «Я видел, как девочка перепрыгнула через мебель» и проигнорировать «мне эту зеленую птичку, прыгнувшую плату», сообщив, услышав «Я видел, как девочка перепрыгнула».

Очевидно, что оставленное без присмотра сообщение обрабатывалось для определения смысла, и модель фильтра Бродбента, где фильтр был извлечен только на основе физических характеристик, не могла объяснить эти результаты. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что модель фильтра Бродбента неадекватна и не позволяет принимать во внимание значение.

Оценка модели Трейсмана

1. Модель Трейсмана преодолевает некоторые проблемы, связанные с моделью фильтра Бродбента, например, модель затухания может учитывать «синдром коктейльной вечеринки».

2. Модель Трейсмана не объясняет, как именно работает семантический анализ.

3. Природа процесса затухания никогда точно не определялась.

4. Проблема всех дихотических экспериментов по прослушиванию состоит в том, что вы никогда не можете быть уверены, что участники фактически не переключили внимание на так называемый автоматический канал.

Ссылки

Бродбент, Д. (1958). Восприятие и общение. Лондон: Pergamon Press.

Черри, EC (1953). Некоторые эксперименты по распознаванию речи одним и двумя ушами. Журнал Акустического общества Америки , 25, 975–979.

Айзенк, М. В. и Кин, М. Т. (1990). Когнитивная психология: пособие для студентов . Хоув: Lawrence Erlbaum Associates Ltd.

Moray, NP (1959). Внимание при дихотическом слушании: аффективные сигналы и влияние инструкций. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 11, 56–60.

Трейсман А. , 1964. Избирательное внимание у человека. Британский медицинский бюллетень , 20, 12-16.

Фон Райт, Дж. М., Андерсон, К., и Стенман, У. (1975). Обобщение условных КГР при дихотическом прослушивании. В PMA Rabbitt & S. Dornic (Eds.), Внимание и производительность (Том V, стр. 194–204). Лондон: Академическая пресса.

Продолжайте учиться

Как мы используем избирательное внимание для фильтрации информации и фокусировки

Радио Би-би-си: Дональд Бродбент и коктейльная вечеринка.

Статья из журнала «Внимание»

Эссе «Внимание»

Психология внимания | Books Gateway

Пропустить пункт назначения Nav

Психология внимания

BY: Гарольд Пашлер

DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/5677.001.0001

ISBN (электронный): 9780262281294

Publisher: The Mit

3

3

3

3

3

9000 2

1294

.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts