Внимание непроизвольное примеры: Samorazvitie Primery Neproizvolnogo Vnimaniya %23I

2.1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют как процесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания».

Функционирование внимания связано с процессом активации неспецифических отделов мозга: от ретикулярной формации до, коры больших полушарий (лобные доли). Активация приводит к возникновению доминантного очага возбуждения, что способствует направленности и сосредоточению сознания человека на значимом для него в данный момент времени раздражителе. В то же время восприятие других сигналов, одновременно поступающих из внутренней и внешней среды, тормозится.

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Более сильные раздражители привлекают большее внимание, менее сильные – меньшее; они-то и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И.П. Павлову, рефлекс типа «Что такое?»).

Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.

Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Если вначале человек использовал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить сознание на выполнении этой деятельности, то, когда появился интерес, уже не требуется дополнительных волевых усилий для дальнейшего поддержания внимания. Внимание удерживается непроизвольно (само собой).

Важно отметить, что внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним. Внимание, направленное на внутренние раздражители, – внутренним. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении гимнастического упражнения. Оно связано с возникновением у человека состояния оперативного покоя, организуемого по механизму доминанты: двигательная заторможенность, понижение чувствительности к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту. Именно он и есть человек, находящийся в состоянии оперативного покоя. Внутреннее внимание выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.

На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.

Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание школьников.

Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7-8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях.

Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40-45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий.

Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.

Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы соответствовали современному уровню развития общества.

Старшеклассники обладают значимыми мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказ, показ упражнения). Их интерес распространяется и на выяснение, например, биомеханических закономерностей движений. Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержание.

Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Достаточно эффективна предлагаемая Е.П. Ильиным система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия:

В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.

При постановке задач урока:

  1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
  2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.

При пояснении упражнений:

  1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
  2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
  3. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении учениками учебного задания:

  1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий – не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
  2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем – неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
  3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.
  4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
  5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
  6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
  7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).

Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.

Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

Особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом.

Похожие материалы в разделе Психология спорта:

  • 7.3. Методики изучения структурных компонентов личности спортсмена
  • 7.4.4. Оценка общей психологической устойчивости, психической надежности и самооценка личности спортсмена
  • 3.11. Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности
  • 9.10. Основы психогигиены в спорте
  • 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
  • 4.5. Тактическое мышление спортсмена
  • 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
  • 7.2. Формирование личности спортсмена
  • 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
  • Забота о собственной внешности и здоровье

10. Внимание и его виды

5.Внимание.

П.Я. Гальперин, В. Вундта, Н.Ф. Добрынин, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Корректурная проба (Тест Бурдона) Методика «Таблицы Шульте», Методика Горбова «Красно-черная таблица», Методика изучения уровня внимания (П. Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

1Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания человека на определенном предмете.

Внимание никогда не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона этого процесса. Внимание не имеет самостоятельного продукта.

Специфика: 1. не является самостоятельным психическим процессом и особым свойством личности. 2. не имеет своего особого продукта. 3. сопровождает все психические процессы и является необходимым условием их эффективного протекания.

2 Виды внимания:

Непроизвольное внимание – внимание, вызываемое объектом. Т.е. внимание само по себе, без старания и воли человека направляется на объект (например, появление нового человека в компании)

Причины возникновения непроизвольного внимания:

Неожиданность раздражителя. Относительная сила раздражителя. Новизна раздражителя. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. Контрастность предметов или явлений. Внутреннее состояние человека.

Особую роль играют: доминирующая мотивация ( испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания на емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью).

Произвольное внимание – внимание, поддерживаемое усилиями субъекта. Мы обращаем внимание на объект по собственному желанию, по просьбе другого человека, по необходимости, усилием воли удерживая внимание на объекте в течение некоторого времени. Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Послепроизвольное внимание было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание., например, студент приступает к написанию реферата. Он постоянно отвлекается, — то ищет ручку, то разговаривает и т.д. Продолжение работы требуй значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение работы вызывает негативные эмоции.

3 Формы внимания

внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

внутреннее внимание (интеллектуальное) — Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

моторное (двигательное) внимание;

4 Основными функциями внимания являются:

Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи.

5 Свойства внимания.

Свойства.

Концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Это степень сосредоточения психики, сознания на объекте, деятельности. Концентрация зависит от: объёма и распределения внимания, содержания и степени трудности деятельности, обстановки, волевых качеств, свойств характера, темперамента (сангвиники, флегматики – высокая; холерики, меланхолики – низкая) Зависит от силы и уравновешенности НС.

Объём – это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. правильно воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного восприятия. (7 +/- 2) – Согласно Корневой Л.В. объем внимания от 4 — 7 объектов.

Распределение – проявляется в одновременном выполнении человеком 2-х или нескольких видов деятельности. Условия успешного распределения – автоматизация 1 из видов деятельности, содержание совмещаемых видов – легко совмещать умственную и физическую.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита в процессе практической деятельности, путем упражнений и накопления соответствующих навыков.

Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или деятельности. Влияют те же факторы, что и на концентрацию. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания влияют факторы:

· увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения; активность личности; эмоциональное состояние человека. Под влиянием сильных раздражителей может возникнуть неустойчивость внимания, отношение к деятельности; темп деятельности.

Переключаемость – произвольное переключение внимания с 1 объекта (деятельности) на другой. На переключ-ть влияют: содержание деятельности (легче переключается со скучной на интересную) и степень сложности. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.

6 Классификации видов.

1. классиф-ия Рибо:

• непроизвольное внимание (природное, биологически обусловленное, не требует спец. усилий для поддержания)

• произвольное внимание (имеет социальную природу, впервые у человека возникает как продукт воспитания)

2. классиф-ия Вундта:

• по способу поддержания: непосредственное (в основе поддержания – интерес к объекту) и опосредованное (объект не представляет интереса, но косвенно связан с тем, что интересно, полезно)

• по объекту: чувственное (восприятие) и интеллектуальное

• непроизвольное

• произвольное

3. классиф-ия Титчинера (виды, как стадии в развитии внимания):

• непроизвольное=пассивное=первичное

• произвольное=активное=вторичное

• производное первичное или послепроизвольное (вторичное внимание переходит в первичное)

4. классиф-ия Добрынина:

• непроизвольное (пассивное, эмоциональное)

• произвольное (активное, волевое)

• послепроизвольное – он ввёл этот термин

Функции внимания:

— обраужение сигнала.

— бдительность

— поиск

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

— Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности-определяет точность и детализацию восприятия,

-определяет Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи. мыслительной деятельности.

-является своеобразным усилителем для перцептивных( в восприятии) процессов, позволяющим различать детали изображений.

-выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

-в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

-о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.

-внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

— регуляция и контроль протекания деятельности.

Виды и сравнительная характеристика.

Непроизвольное – биологическое, нецеленаправленное, неволевое. Причины возникновения:

• внешние (особенности действующих раздражителей): сила раздражителя, новизна, величина, движение, длительность, контрастность

• внутренние (связаны с особенностями самого человека): интерес+эмоции+потребности

• соответствие между внешними и внутренними факторами = значимые раздражители

Произвольное – социальное, целенаправленное, волевое. Объект – то, что необходимо для какой-либо деятельности. Наличие цели. Требует от человека усилия воли.

Послепроизвольное – социальное, целенаправленное, неволевое. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание.

Внимание

Внимание

Реклама

Реклама

1 из 32

Верхний обрезанный слайд

Скачать для чтения офлайн 0002 Реклама

Реклама

Внимание

  1. Внимание Подготовлен Г-н Гулам Ахмад Раджа Магистр наук Сестринское дело 1 год
  2. ВВЕДЕНИЕ Внимание – это фокус сознание на конкретном объекте или идея в определенное время, за исключением другого объекта или идеи.
  3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Внимание определяется как способность сосредоточиться на человеке (например, на маме, брате и т. д.), объект (игрушка, слон и т. д.) или активность (кормление, время, игры и т. д.) для определенный период времени.
  4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Внимание – это концентрация сознание на одном объекте, а чем на другом. (Dumyille-1938)
  5. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ  Это избирательная умственная деятельность. Он постоянно переключается с одного объекта на другой. другой. Внимание при фокусировке сознания на конкретный объект. Внимание – это состояние готовности или настороженность.
  6. ВИДЫ ВНИМАНИЯ Различают три вида внимания: 1. Произвольное внимание 2. Непроизвольное внимание 3. Привычное внимание
  7. 1. Добровольное внимание:- Иногда человек отвлекает внимание к определенному виду деятельности или ситуацию намеренно. Это не отклонено спонтанно, но после некоторой борьбы.
  8. Прод.. Например, сидя в классе студент отвлечь внимание к лекции даже не интересно, потому что они должны пройти экзамен.
  9. 2. Непроизвольное внимание:- Когда внимание человека нарисованный на раздражителе, то такое внимание называется непроизвольным вниманием.
  10. Прод.. Например — через ученика слушать лекцию со всеми заинтересовать какой-нибудь громкоговоритель снаружи классная комната может нарисовать его внимание к нему.
  11. 3. Обычное внимание:- В некоторых ситуациях реакция на стимул или внимание к стимулу становится привычкой. Таким образом, человек будет автоматически направляет его внимание на что стимул.
  12. Прод.. Например, если человек привык читать газету за утренним чаем то его внимание приковано к газета во время утреннего чая привычное внимание.
  13. ДЕТЕРМИНАНТЫ ВНИМАНИЯ Есть много факторов, которые влиять на направление и выбор нашего внимания. 1. Объективные или внешние детерминанты 2. Субъективные или внутренние детерминанты
  14. 1. Объективные или внешние детерминанты: • Интенсивность. Чем интенсивнее стимул, тем более вероятно, что он присутствовал. Пример-яркая красотка оттенки броские. • Размер – большие вещи всегда притягивают внимание, чем более мелкие.
  15. Прод.. • Duration-Объект экспонируется дольше период внимания имеют больший фокус, чем те, которые показаны для более короткого периода. • Новизна. Любая новинка или новинка мгновенно заметил. Пример-новое платье.
  16. Прод.. • Повторение — слабый раздражитель часто повторение становится центром сознание, и мы посещаем его. • Change-Change может быть в размере, цвете, вкус, интенсивность необходимо рисовать внимание. •
  17. Прод.. • Системная форма – определенный системный паттерн или ритмичный поток раздражителей притягивают наши внимание. • Движение-движущийся объект притягивают наши внимание больше, чем неподвижный объект. • Цвет-Цветное платье, цветной свет имеет особое внимание.
  18. Прод.. • Местоположение — расположение стимула (например, зрительный стимул перед глазами) определяет направление внимания. • Контрастность — все, что бросается в глаза из его окружения будет шатер притягивать наше внимание. Пример-дроуф в группе всех высокий человек.
  19. 2. Субъективные или внутренние детерминанты • Органические потребности и мотивы-Биологические нужно работать в данный момент играть мощная роль. Пример-жаждущий будет предпочитают питьевую воду. • Привычка. Определенная привычка определяет день к дневному вниманию. Пример — курильщик сигареты.
  20. Прод.. • Интерес – индивидуальные различия в внимание на раздражитель возникает из-за интерес человека. Пример — психиатрический внимание медсестры может быть обращено на отношение и поведение учащихся.
  21. Прод.. • Отношение и настроение — встревоженная депрессия человек будет заниматься очень маленьким раздражения, приятное отношение к цветам сделает один к своему каждая деталь.
  22. Продолжительность и степень внимания • Объем внимания-Максимальное количество материала, который можно просмотреть за один период внимания называется периодом внимание. Это может быть визуальный или слуховой внимание
  23. Прод. . • Продолжительность внимания. Это относится к тому, как долго можно заниматься объектом без перерыв. Если мы обратим внимание на одну простую например, точку, она останется в фокус нашего сознания только на второе в большинстве, затем что-то в маржа вытеснит его или память о прошлое даже вторгнется.
  24. Прод.. • Переключение внимания. Оно постоянно перемещается. от одного объекта к другому, от одного аспект ситуации к другому. Мы может совершать только одно произвольное действие в время, а не два или более актов одновременно. Однако мы можем быстро переключить внимание от одного произвольного акта к другому.
  25. Прод.. • Разделение внимания-Разделение внимания означает выполнение двух или более задач одновременно. Психологи говорят, что мы не может заниматься двумя делами одновременно время, и нет возможности разделение внимания.
  26. Изменение внимания Может быть много причин, почему там могут быть измененные состояния внимания: 1. Гипнотическое состояние. Во время этого состояния внимание перераспределяется. Весь внимание всегда избирательнее, чем обычно.
  27. Прод.. Если загипнотизированному человеку сказать слушать только голос гипнотизера, человек не будет обращать внимания ни на что другое голос в комнате. 2. Эмоциональное состояние. Особенно настроение, может также влияет на то, как внимание направленный.
  28. Прод.. 3. Алкоголь, лекарства и наркотики вызывает измененное состояние внимания. 4. Недостаток сна, голод и стресс также может мешать процессу внимания производить измененные состояния.
  29. ОБЗОР Внимание – это фокус сознания на конкретный объект или идею в конкретное время, за исключением других объект или идеи. Определенные факторы производят и контролировать состояние внимания в персона.
  30. Есть вопросы????

Реклама

Непроизвольные движения

Букварь для мозга

  • Опубликовано 1 апреля 2012 г.
  • Отзыв написан 5 окт. 2022 г.
  • Автор Карен Хопкин
  • Источник BrainFacts/SfN

iStock.com via topten22photo

Произвольные движения, такие как бег и танцы, могут привлечь все внимание, но непроизвольные движения, которые происходят без нашего сознательного контроля, играют решающую роль в повседневной жизни. К числу простейших и основных типов непроизвольных движений относятся рефлексы. Рефлексы — это относительно стереотипные, автоматические мышечные реакции на определенные раздражители — представьте себе быстрое отдергивание руки после прикосновения к чему-то горячему. Эти рефлексы связаны с активацией сенсорных рецепторов кожи, суставов или даже самих мышц. Ответы быстрые и происходят без участия мозга или сознательного внимания. Вместо этого они зависят от цепей нейронов, расположенных в самом спинном мозге или рядом с ним.

Одним из самых известных рефлексов является реакция «коленного толчка», рефлекс растяжения (миотатический), который возникает, когда врач ударяет по сухожилию чуть ниже колена небольшим резиновым молоточком. Это постукивание вызывает легкое растяжение мышцы-разгибателя колена, которое «ощущается» рецепторами внутри мышцы, называемыми мышечными веретенами. Веретена ощущают степень и скорость растяжения и стимулируют сенсорные нейроны, которые посылают шквал импульсов в спинной мозг. Там сигналы активируют альфа-мотонейроны, которые заставляют растянутую мышцу-разгибатель сокращаться, вызывая рефлекс.

Конечно, чтобы нога двигалась вперед, мышца-антагонист сгибателя должна одновременно расслабиться. Фактически тот же самый сенсорный стимул, который непосредственно активирует моторные нейроны, контролирующие разгибатели, также косвенно подавляет моторные нейроны, контролирующие сгибатели-антагонисты. Это реципрокное торможение осуществляется за счет соединения нейронов, полностью лежащих внутри спинного мозга. Когда эти так называемые тормозные интернейроны активируются первоначальным сенсорным стимулом, они посылают импульсы, которые тормозят двигательные нейроны, снабжающие сгибатели. Таким образом, даже самые простые рефлексы включают синхронную активацию (и инактивацию) множества наборов двигательных нейронов, контролирующих как мышцы-агонисты, так и мышцы-антагонисты.

Многие рефлексы защищают вас от травм. Когда вы сидите в кабинете врача, коленный рефлекс просто заставляет вашу голень ненадолго качнуться вперед. Однако, если вы спрыгнете со стула (или выполните еще более драматический гимнастический соскок), этот же рефлекс будет способствовать сокращению сильных мышц, которые выпрямляют ваши колени, помогая вам «держать приземление» и оставаться в вертикальном положении.

Другим защитным рефлексом является сгибательно-отдергивающий рефлекс, возникающий, когда босая ступня сталкивается с острым предметом. В этом случае болевые рецепторы в коже посылают сообщение в спинной мозг, активируются альфа-мотонейроны, и нога немедленно приподнимается (сгибается). В то же время, поскольку вес вашего тела приходится на обе ноги, необходимо активировать разгибатели противоположной ноги. Без этой дополнительной реакции, называемой сгибательно-разгибательным рефлексом, вы потеряете равновесие и упадете, наступив на галс.

Когда происходят все эти движения, задействованные мышцы передают в мозг информацию о том, где находятся различные части тела в пространстве и как быстро они движутся. Упомянутые ранее мышечные веретена предоставляют информацию об изменениях длины или растяжения мышц. Мозг, в свою очередь, регулирует чувствительность системы с помощью отдельного набора моторных нейронов, называемых гамма-мотонейронами, которые удерживают мышечные веретена в напряжении. Другие специализированные рецепторы, называемые сухожильными органами Гольджи, расположенные там, где мышечные волокна соединяются с сухожилиями, определяют, какое усилие или напряжение прикладывается к мышце во время продолжающегося движения, повышая точность движения.

Эти системы обратной связи не уникальны для рефлексов, но позволяют мозгу точно настраивать поведение работающих мышц во время различных двигательных задач — от тех, которые требуют мастерства тонкого позиционирования и координации, таких как глоток из опасно полной чашки чая, к тем, которые включают целенаправленное приложение силы и скорости, например, выбрасывание бегуна на первой базе.

Об авторе

СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ

Ссылки

Атаксия. 2017. Заболевания и состояния. Фонд Мэйо по медицинскому образованию и исследованиям. https://www.mayoclinic.org/diseases-conditions/ataxia/symptoms-causes/syc-20355652

Keihn, O., Dougherty, K., Pfaff, D.W. (ред.). 2013. Неврология в 21 веке, глава 38, Springer Science+Business Media, LLC 2013. DOI: 10.1007/978-1-4614-1997-6_42

Кинг, С. 2010. Рефлекторные реакции – механизм быстрой защиты нашего тела. Позитивное здоровье онлайн. Выпуск 176. Compass Internet Ltd. http://www.positivehealth.com/article/chiropractic/reflex-reactions-our-body-s-rapid-defence-mechanism

Манто, М., Бауэр, Дж.М., Конфорто, А.Б. и другие. 2012. Консенсусный документ: Роль мозжечка в управлении моторикой — разнообразие представлений об участии мозжечка в движении. Мозжечок 11, 457–487 (2012). https://doi.org/10.1007/s12311-011-0331-9

Мардер, Э., и Бухер, Д.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts