Виды и свойства внимания — презентация онлайн
Виды и свойства внимания План:1.
Классификация видов внимания.2.
Непроизвольное внимание: природа, детерминанты, функции.
Виды непроизвольного внимания.3.
Произвольное внимание как высшая психическая функция.
Методика двойной стимуляции в исследовании произвольного внимания.
Виды произвольного внимания.4.
Послепроизвольное внимание.5.
Основные свойства внимания.
Классификация видов внимания: Критерий времени:
• возвратное (ретроспективное)
• перспективное (опережающее)
• актуальное Характер объекта внимания:
• сенсорное
• интеллектуальное
• моторное
• аффективное Характер отражения объекта внимания:
• дифференцирующее
• синтетическое Характер управления:
• непосредственное
• опосредованное Наличие цели и волевого усилия:
• непроизвольное внимание
• произвольное внимание Происхождение внимания
• Природное
• Социальное Локализация объекта внимания •Внешнее
• Внутреннее Особенности субъекта внимания:
• Индивидуальное
• Групповое
• Коллективное Непроизвольное внимание
• Внимание в котором не представлена цель и которое не подкреплено волей.
• Филогенетически и онтогенетически представляет собой наиболее «древний» вид внимания.
• Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс — ответная реакция организма на любое изменение окружающей среды.
• Е.Н.
Соколовым был выявлен нейрофизиологический механизм этой реакции: установлено, что в ЦНС в результате анализа информации, поступающей извне, формируется «нервная модель» стимула или ситуации.t1 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС ВОЗНИКАЕТ нейроны-детекторы новизныS1 S’1 Нейрофизиологический механизм непроизвольного вниманияt2 ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ НЕ ВОЗНИКАЕТ нейроны-детекторы тождества S2 (=S1)S1S2t3 ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ ВОЗНИКАЕТ нейроны-детекторы тождества, нейроны-детекторы новизны.S3 «Закон силы»: человек непроизвольно обращает внимание на объекты, связанные с его потребностями.
В отношении биологических потребностей «закон силы» действует так: чем сильнее изменение стимула, тем сильнее ответная реакция на него.
В отношении социальных потребностей человека характерно как соблюдение, так и нарушение «закона силы»: слабые изменения стимула могут вызвать сильную ответную реакцию.
Очень сильные — не вызвать непроизвольное внимание.
Факторы, организующие непроизвольное внимание человека: факторы связанные с характеристиками объекта внимания факторы связанные с особенностями самого человека сила раздражителя, новизна раздражителя, контрастность, длительность и прерывистость действия раздражителя, движение объекта на неподвижном фоне, внезапность появления раздражителя и др.
потребности, интересы, эмоции и чувства, прошлый опыт, в виде привычек, знаний, умений, стереотипов;
установка на внимание, ожидание определенного хода событий и др.
Виды непроизвольного внимания: 1)Вынужденное внимание– непроизвольно направленное сознание на многократно повторяющиеся раздражители.
2) Невольное внимание – непроизвольно направленное сознание на объекты связанные с потребностями человека.
3) Привычное внимание – это непроизвольно направленное сознание на объекты связанные с устойчивыми интересами человека.
Произвольное внимание
• Внимание в котором представлена цель и которое подкреплено волевыми усилиями.
• Произвольное внимание в онтогенезе появляется позже с 3-х-3,5 лет и формируется к 6-7 годам.
• Психологический механизм произвольного внимания предполагает сочетание возможностей человека к выработке целей и способностей к волевому усилию.
Физиологические механизмы произвольного внимания:
• связаны с работой лобных отделов коры больших полушарий (блок личности по А.
Р.
Лурия) •особенностью произвольного внимания является то, что доминирующим раздражителем здесь является сигнал, идущий не от первой сигнальной системы, что типично для непроизвольного внимания, а от второй.
Т.
е произвольное внимание связано с речью и подчиняется словестным инструкциям.
•Энергетическая «подпитка» произвольного внимания осуществляется за счет активации «энергоблока» мозга.
Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку.
Основные линии развития внимания (Л.
С.
Выготский): линия натурального развития внимания линия культурного развития внимания развитие внимания здесь является функцией общего органического развития ребенка и развития ЦНС.
Проявлением этого процесса является формирование непроизвольного внимания.
берет начало также с момента рождения при первом социальном контакте ребенка с окружающими его взрослыми.
Конечная цель такого развития: формирование у ребенка способности управлять своим вниманием Метод двойной стимуляции Цель данной методики – показать психологический механизм овладения человеком своим вниманием.
Сущность методики двойной стимуляции заключается в том, чтобы создать ситуацию, требующую от ребенка овладения собственным вниманием.
Исследование высших психических функций осуществляется с помощью 2 рядов стимулов, каждый из которых играет особую роль по отношению к деятельности испытуемого.
Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой ряд — функцию знаков (стимулов-средств), с помощью которых эта деятельность организуется.
Эксперименты, проведенные по методу двойной стимуляции свидетельствуют: культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд стимулов-средств, с помощью которых он далее управляет собственным вниманием.
Все эти средства выполняют роль внешних опор, которые сначала предлагаются ребенку взрослым, затем используются им в общении со взрослым для направления его внимания на нужный ребенку объект, а потом становятся внутренними средствами управления ребенком собственным вниманием, обеспечивая тем самым его управляемость или произвольность.
Л.
С.
Выготский рассматривал и генезис внимания: 1 стадия — взрослый с помощью определенного средства управляет поведением и сознанием ребенка, направляя реализацию его непроизвольных функций.
2 стадия — сам ребенок становится субъектом, использующим данное ему психологическое орудие для управления поведением и сознанием другого человека.
С помощью собственного указательного пальца и соответствующего речевого сопровождения он обращает внимание взрослого на нужный ему объект.
3 стадия — ребенок начинает применять к самому себе те способы управления сознанием и поведением, которые другие люди применяли к нему, а он – по отношению к ним.
4 стадия — стадия интериоризации.
Отличительные признаки произвольного внимания
• опосредованность
• осознанность
• произвольность
• прижизненное формирование
• возникновение в результате овладения специальными орудиями-средствами
• обусловленность развития произвольного внимания включенностью ребенка в процесс усвоения заданных образцов организации внимания
• стадиальность развития произвольного внимания в онтогенезе Спонтанное – сначала возникает сначала возникает в силу интереса к объекту, а потом удерживается усилием воли.
Виды произвольного внимания: Волевое — возникает в ситуации конфликта между осознанно выбранным объектом внимания и объектом вызывающим непроизвольное внимание.
Выжидательное – возникает в ситуации сознательного ожидания объекта внимания.
Отличительные особенности послепроизвольного внимания: 1)во временном континууме послепроизвольное внимание наступает всегда только после произвольного;
2)отпадает необходимость в волевом усилии, т.
к проявляется интерес к деятельности;
3)появляется повышенная избирательность внимания, отсутствуют выраженные реакций на посторонние воздействия;
4)экономичность с точки зрения психических затрат;
5)самый эффективный вид внимания;
6)послепроизвольное внимание не управляется самоприказами, самоинструкциями, словесными указаниями, оно не возникает там, где нет настоящего интереса к делу.528 Чему равна сумма всех чисел? Какая последовательность фигур? Цвет цифр? Цвет фигур? Основные свойства внимания
• Объем внимания то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в единицу времени.
• Устойчивость внимания способность длительное время задерживать внимание на избранном объекте.
• Концентрация внимания способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех.
• Переключение внимания быстрый произвольный перенос внимания с одного объекта на другой.
• Распределение внимания удержание в поле сознания одновременно нескольких объектов.
• Отвлекаемость внимания неспособность к концентрации при воздействии посторонних раздражителей.
• Колебания внимания свойство внимания непроизвольно переходить от объекта к объекту.
Примеры колебания внимания
Внимание. Функции внимания. Классификация внимания. Свойства внимания
Психология \ Общая психология
Страницы работы
3 страницы (Word-файл)
Посмотреть все страницы
Скачать файл
Содержание работы
Внимание – это процесс объединения и регулирования других психических процессов и сознания в целом в рамках какой-либо деятельности путем организации их направленности и сосредоточения.
Направленность внимания – избирательность психической деятельности, т.е. выбор (произвольный или непроизвольный) ее объектов.
Сосредоточение – это во-первых: отвлечение от постороннего по отношению к данной деятельности и даже торможение (игнорирование) побочной деятельности; во-вторых: сосредоточение сопровождается повышением интенсивности, напряженности выбранной психической деятельности, что субъективно переживается как углубленность в деятельность, поглощенность ею.
Функции внимания:
1. отбор значимых для субъекта воздействий среды. Значимые воздействия –
соответствующие актуализированным потребностям, соответствующие данной
деятельности.
2. торможение (игнорирование, устранение) несущественных, конкурирующих, побочных для данной деятельности воздействий среды.
3. удержание данной деятельности (сохранение в сознании соответствующих образов, мыслей, предметного содержания) до достижения цели.
4. регуляция и контроль протекания психических процессов, включенных в данную деятельности.
Классификация внимания:
I) по виду психической активности (виды внимания):
- перцептивное (сенсорно-перцептивное) – вид внимания, регулирующего сенсорно-перцептивную деятельности человека.
- интеллектуальное. – вид внимания, регулирующего рече-мыслительную деятельность. Для интеллектуального внимания наиболее характерна форма произвольного внимания.
- эмоциональное — вид внимания, регулирующего эмоциональные переживания и чувства человека.
- волевое – вид внимания, способствующего выполнению волевых действий и воспитанию волевых качеств личности.
II) по уровню психической активности (уровни внимания)
1. непроизвольное (непреднамеренное) – это
непреднамеренное внимание к объекту, вызванное особенностями данного объекта
как раздражителя.
2. произвольное (преднамеренное) – это преднамеренное, сознательно
направляемое и регулируемое внимание, определяемое целью и условиями
деятельности.
3. послепроизвольное – внимание, преднамеренно вызываемое, но не требующее
заметных волевых усилий для своего поддержания в силу переключения интереса с
цели на предмет или процесс деятельности.
III) по направленности (по
положению объекта внимания) (роды внимания):
1. внешнее – это внимание, направленное на предметы и явления внешнего
объективного мира. Проявляется преимущественно при восприятиях.
2. внутреннее – это внимание, направленное на объекты внутреннего субъективного мира. Проявляется преимущественно при работе памяти, воображения, мышления, переживании чувств.
Свойства внимания:
Объем внимания – пространственная характеристика внимания, определяемая
количеством объектов, одновременно охватываемых вниманием. Объем внимания у
взрослого человека обычно ограничен шестью объектами, в среднем равен 4 – 5. у
детей 2-3 объекта.
Избирательность внимания – способность выбора из множества воздействующих раздражителей одного или нескольких наиболее актуальных. Остальные представляются как фон. Это пространственная характеристика.
Концентрация внимания – энергетическая характеристика внимания, отражающая степень сосредоточенности на выбранных объектах. Это объединение и уплотнение психических сил и за счет этого повышение эффективности психической деятельности.
Устойчивость внимания – временной показатель внимания, указывающий на длительность этого процесса, на время его сохранения. Отражает стабильность и направленность, и степень сосредоточения регулируемых вниманием психических процессов.
Переключаемость внимания – пространственная характеристика внимания, заключающаяся в намеренном сознательном переносе внимания с объекта на объект.
Распределение внимания – пространственная характеристика внимания, заключающаяся в направлении и сосредоточении внимания одновременно на нескольких объектах.
Интенсивность внимания – энергетическая характеристика, указывающая на степень напряженности (силу) процесса внимания, предопределенную свойствами объекта психической активности (для непроизвольного внимания) или значимостью будущих результатов работы с этим объектом (для произвольного внимания).
Длительность внимания – временная характеристика внимания, измеряемая сроком удержания объекта психической активности в поле внимания. Зависит от свойств объекта (для непроизвольного внимания) и цели деятельности (для произвольного внимания).
Модальность внимания – качественная (информационная) характеристика внимания, указывающая непосредственно на доминирующий психический процесс, регулируемый в данный момент вниманием, и опосредованно – на природу объекта психической деятельности.
Помехоустойчивость внимания – энергетическая характеристика внимания, отражающая его неподверженность (сопротивляемость) посторонним по отношению к избранной психической деятельности воздействиям (как объективным, так и субъективным).
Скорость внимания – характеристика, отражающая быстроту выбора объекта внимания и переключения с объекта на объект, а также быстроту концентрации внимания и сосредоточения на объекте. Адекватность внимания – интегративное свойство внимания, характеризующее, во-первых, согласованность и объединение в единую систему всех отдельных пространственных, временных, энергетических и информационных характеристик процесса и, во-вторых, соответствие этой системы характеристик актуальности для субъекта выбранного объекта и психической деятельности с ним.
Список литературы:
- В.В. Никандров – Психология учебник, 2007 г.
- С.Л. Рубинштейн — Основы общей психологии, 2004 г.
- Большая энциклопедия психологических тестов 2005 г.
- Практическая психодиагностика 2007 г.
Похожие материалы
Информация о работе
Скачать файл
Выбери свой ВУЗ
- АлтГТУ 419
- АлтГУ 113
- АмПГУ 296
- АГТУ 267
- БИТТУ 794
- БГТУ «Военмех» 1191
- БГМУ 172
- БГТУ 603
- БГУ 155
- БГУИР 391
- БелГУТ 4908
- БГЭУ 963
- БНТУ 1070
- БТЭУ ПК 689
- БрГУ 179
- ВНТУ 120
- ВГУЭС 426
- ВлГУ 645
- ВМедА 611
- ВолгГТУ 235
- ВНУ им. Даля 166
- ВЗФЭИ 245
- ВятГСХА 101
- ВятГГУ 139
- ВятГУ 559
- ГГДСК 171
- ГомГМК 501
- ГГМУ 1966
- ГГТУ им. Сухого 4467
- ГГУ им. Скорины 1590
- ГМА им. Макарова 299
- ДГПУ 159
- ДальГАУ 279
- ДВГГУ 134
- ДВГМУ 408
- ДВГТУ 936
- ДВГУПС 305
- ДВФУ 949
- ДонГТУ 498
- ДИТМ МНТУ 109
- ИвГМА 488
- ИГХТУ 131
- ИжГТУ 145
- КемГППК 171
- КемГУ 508
- КГМТУ 270
- КировАТ 147
- КГКСЭП 407
- КГТА им. Дегтярева 174
- КнАГТУ 2910
- КрасГАУ 345
- КрасГМУ 629
- КГПУ им. Астафьева 133
- КГТУ (СФУ) 567
- КГТЭИ (СФУ) 112
- КПК №2 177
- КубГТУ 138
- КубГУ 109
- КузГПА 182
- КузГТУ 789
- МГТУ им. Носова 369
- МГЭУ им. Сахарова 232
- МГЭК 249
- МГПУ 165
- МАИ 144
- МАДИ 151
- МГИУ 1179
- МГОУ 121
- МГСУ 331
- МГУ 273
- МГУКИ 101
- МГУПИ 225
- МГУПС (МИИТ) 637
- МГУТУ 122
- МТУСИ 179
- ХАИ 656
- ТПУ 455
- НИУ МЭИ 640
- НМСУ «Горный» 1701
- ХПИ 1534
- НТУУ «КПИ» 213
- НУК им. Макарова 543
- НВ 1001
- НГАВТ 362
- НГАУ 411
- НГАСУ 817
- НГМУ 665
- НГПУ 214
- НГТУ 4610
- НГУ 1993
- НГУЭУ 499
- НИИ 201
- ОмГТУ 302
- ОмГУПС 230
- СПбПК №4 115
- ПГУПС 2489
- ПГПУ им. Короленко 296
- ПНТУ им. Кондратюка 120
- РАНХиГС 190
- РОАТ МИИТ 608
- РТА 245
- РГГМУ 117
- РГПУ им. Герцена 123
- РГППУ 142
- РГСУ 162
- «МАТИ» — РГТУ 121
- РГУНиГ 260
- РЭУ им. Плеханова 123
- РГАТУ им. Соловьёва 219
- РязГМУ 125
- РГРТУ 666
- СамГТУ 131
- СПбГАСУ 315
- ИНЖЭКОН 328
- СПбГИПСР 136
- СПбГЛТУ им. Кирова 227
- СПбГМТУ 143
- СПбГПМУ 146
- СПбГПУ 1599
- СПбГТИ (ТУ) 293
- СПбГТУРП 236
- СПбГУ 578
- ГУАП 524
- СПбГУНиПТ 291
- СПбГУПТД 438
- СПбГУСЭ 226
- СПбГУТ 194
- СПГУТД 151
- СПбГУЭФ 145
- СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
- ПИМаш 247
- НИУ ИТМО 531
- СГТУ им. Гагарина 114
- СахГУ 278
- СЗТУ 484
- СибАГС 249
- СибГАУ 462
- СибГИУ 1654
- СибГТУ 946
- СГУПС 1473
- СибГУТИ 2083
- СибУПК 377
- СФУ 2424
- СНАУ 567
- СумГУ 768
- ТРТУ 149
- ТОГУ 551
- ТГЭУ 325
- ТГУ (Томск) 276
- ТГПУ 181
- ТулГУ 553
- УкрГАЖТ 234
- УлГТУ 536
- УИПКПРО 123
- УрГПУ 195
- УГТУ-УПИ 758
- УГНТУ 570
- УГТУ 134
- ХГАЭП 138
- ХГАФК 110
- ХНАГХ 407
- ХНУВД 512
- ХНУ им. Каразина 305
- ХНУРЭ 325
- ХНЭУ 495
- ЦПУ 157
- ЧитГУ 220
- ЮУрГУ 309
: Элемент «Привлечь внимание» — HTML: Язык гипертекстовой разметки
HTML-элемент
используется для привлечения внимания читателя к содержимому элемента, которому иначе не придается особого значения. Ранее он был известен как элемент Boldface, и большинство браузеров до сих пор рисуют текст жирным шрифтом. Однако не следует использовать
для стилизации текста; вместо этого вы должны использовать свойство CSS font-weight
для создания полужирного текста или
элемент, указывающий, что текст имеет особое значение.
Этот элемент включает только глобальные атрибуты.
- Используйте
- Не путайте элемент
<знак>
элементов. Элемент - Аналогичным образом не следует отмечать заголовки и заголовки с помощью элемента
доот
- Рекомендуется использовать атрибут
класса
в элементе - Исторически элемент
- Если нет семантической цели использования элемента
font-weight
со значением 9.0004 «полужирный» вместо , чтобы сделать текст жирным.
<р> В этой статье описываются несколько элементов текстового уровня. Это объясняет их использование в документе HTML. Ключевые слова отображаются в стиле по умолчанию элемент, вероятно, выделен жирным шрифтом.
Результат
Категории контента | Потоковое содержание, фразовое содержание, ощутимое содержание. |
---|---|
Разрешенный контент | Фразы контента. |
Отсутствие тега | Нет, начальный и конечный теги обязательны. |
Разрешенные родители | Любой элемент, принимающий фразовое содержание. |
Неявная роль ARIA | Нет соответствующей роли |
Разрешенные роли ARIA | Любой |
Интерфейс DOM | HTMLЭлемент |