Внимание тема по психологии: 4. Внимание. Психология: конспект лекций

📖 Лекция № 4. Внимание как объект психологического исследования. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 4. Читать онлайн

Внимание представляет собой один из важнейших психических процессов. Оно не является самостоятельной формой отражения или познания. Его обычно относят к области явлений восприятия. Внимание характеризует сосредоточенность восприятия на определенном объекте. Таким объектом может являться как конкретный предмет, так и идея, образ, событие, действие. Таким образом, внимание является механизмом выделения из всего пространства восприятия какого-либо одного объекта и фиксирования восприятия на нем. Оно обеспечивает продолжительное сосредоточение психической активности на данном объекте.

В отличие от познавательных процессов (таких как восприятие, память, мышление и т. п.) внимание не имеет своего специфического содержания — оно проявляется внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Следовательно, можно говорить, что оно тесно связано со всеми психическими процессами. Так, например, у человека, что-либо слушающего либо наблюдающего некий объект, внимание связано непосредственно с восприятием, если человек запоминает информацию — с памятью, если человек обдумывает что-либо — с мыслительными процессами и т. д.

В функции внимания входят активизация психических и физиологических процессов, необходимых для сосредоточения на данном объекте, и торможение процессов, мешающих этому. Внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор информации, поступающей от органов чувств.

Внимание — это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость и сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Относительно физиологических основ внимания в психологии было много споров. Физиологическая интерпретация внимания интересовала ученых на протяжении всего времени исследования этого процесса. В современной отечественной психологии принята интерпретация А. А. Ухтомского. Он высказал мнение, что на уровне физиологических процессов внимание представляет собой доминантный очаг возбуждения в одних участках коры головного мозга, который вызывает, соответственно, снижение уровня возбуждения в соседних участках.

За общий уровень внимания отвечают восходящая и нисходящая части ретикулярной формации — совокупности структур в центральных отделах головного мозга, регулирующих уровень возбудимости и тонуса ниже– и вышележащих отделов центральной нервной системы, включая кору больших полушарий. Раздражение восходящей части ретикулярной формации приводит к возникновению быстрых электрических колебаний в коре головного мозга. Это повышает подвижность нервных процессов и снижает порог чувствительности.

Выделяют ряд функций внимания. Прежде всего это отбор значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорирование других — несущественных, побочных воздействий. Далее выделяется функция удержания объектов данной деятельности (сохранение в сознании образов или определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершатся акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Регуляция и контроль протекания деятельности являются функцией, венчающей процесс внимания.

Надо отметить, что внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием различных раздражителей. Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание — по типу воспринимающих анализаторов. Объектами мыслительного внимания являются идеи, мысли, объектами мнемического внимания — воспоминания, двигательного — движения. На настоящий момент наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании именно этого типа внимания.

По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый — непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания. Он характеризуется пассивностью по отношению к объекту. Объект в данном случае не имеет отношения к целям деятельности человека в текущий промежуток времени. Сами раздражители внешней среды запускают механизм непроизвольного внимания. Его возникновение зависит от физических характеристик раздражителя, таких как интенсивность, длительность, контрастность с общим фоном восприятия, внезапность появления на общем фоне восприятия. Эти факторы могут действовать как поодиночке, так и в различных сочетаниях. Например, целью деятельности работника по озеленению парка в некоторый промежуток времени являлась высадка цветочной рассады вдоль аллеи парка. Общим фоном восприятия были утренняя тишина парка и зелень рассады. Вдруг на аллею парка с сильным ревом на большой скорости въезжает красный спортивный автомобиль (ситуация, конечно, гипотетическая). В этом случае факторами, включившими механизм непроизвольного внимания, будут внезапность, контрастность цвета, интенсивность звукового раздражения. Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочная реакция — реакция на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «Что такое?».

Второй вид внимания — произвольное. Оно возникает в случае, когда направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательно поставленной человеком целью. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий, оно носит активный характер. Это сознательно организованный психический процесс с намеренной актуализацией волевых компонентов личности. Он характеризуется сложной структурой, определяемой социально обусловленными формами и способами поведения. Чаще всего произвольное внимание связано с процессом обучения или трудовой деятельностью. Волевые акты, включающие этот вид внимания, часто сопровождаются внутренней речью, дающей самоустановку субъекта сконцентрировать внимание именно на данном объекте. Например, объектом произвольного внимания вышеупомянутого озеленителя является соблюдение равных промежутков при высаживании рассады.

И, наконец, третий вид внимания — послепроизвольный. Согласно определению Н. Ф. Добрынина данный вид внимания возникает в случае, когда данный вид осознанной и целенаправленной деятельности достигает автоматизма. В этом случае каждая операция уже существует целостно. В сознании она не распадается на отдельные действия. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности и ее целей. Но только выполнение деятельности не требует такого напряжения волевых и мыслительных процессов, как при внимании произвольном. Берем все тот же пример с работником по озеленению. Теперь их будет двое — один начинающий, а другой опытный. Начинающий должен включить механизм произвольного внимания, чтобы не допустить ошибки. У опытного уже, что называется, рука набита. Он выполняет свою работу автоматически. Это не требует большого напряжения внимания — руки «сами делают», включение мыслительных и волевых процессов здесь сведено к минимуму. Формирование постпроизвольного внимания помогает сбережению энергетических ресурсов организма.

Внимание обладает несколькими основными свойствами. Это объем, устойчивость, избирательность, концентрация, распределение, переключение и отвлекаемость.

Объем — это то количество объектов, которое может восприниматься одновременно или за короткий промежуток времени. Экспериментальным путем установлено, что таких объектов бывает в среднем 7. Исследования объема внимания производились при помощи тахистоскопа. Это прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы (цифры, буквы, изображения предметов) на ограниченные, иногда очень короткие, промежутки времени. В основу изобретения этого прибора легло следующее рассуждение. Вначале надо установить, какое минимальное время требуется для восприятия одной единицы внимания, т. е. одного объекта (так называемое время предъявления). Затем в этот интервал времени предъявить не один объект, а различное их количество, чтобы выяснить, сколько из них могут быть охвачены вниманием за время, достаточное для одномоментного схватывания.

Впервые идея этого прибора была предложена В. Вундтом — на механической основе. Впоследствии, с возникновением электронно-вычислительной техники был создан тахистоскоп, действующий на электронной основе.

Было также установлено, что если предъявляемые элементы формировать в группы, то вниманием будут фиксироваться 7 групп. Следовательно, если, например, предъявлять отдельные буквы, то будет зафиксировано 7 букв, если из букв составить слоги, то внимание воспримет 7 слогов. То же с цифрами и числами, то же с простыми и составными картинками. Кроме того, был выявлен факт, что разрозненные объекты, например произвольные сочетания букв, фиксируются в меньшем объеме, а осмысленные сочетания (в данном случае слова) – в большем.

Ограниченность объема внимания обусловливает тот факт, что часть воспринимаемых объектов входит в зону внимания, а остальные остаются фоном. Это свойство внимания и называется избирательностью. В случае непроизвольного внимания на избирательность влияют характеристики раздражителей, уже рассмотренные выше. При включении произвольного внимания из фона выбираются объекты с осознанно заданными параметрами. Избирательность внимания имеет количественную и качественную характеристики. Первая обусловливает скорость осуществления выбора объекта из фона, вторая — точность, т. е. степень соответствия заданным параметрам.

Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения сосредоточенности на объекте внимания на одинаковом качественном уровне. Фактором, существенно влияющим на устойчивость внимания, является интерес к объекту. Кроме того, для создания устойчивого внимания необходимы яркость впечатлений от объекта или разнообразие действий, производимых с ним. При отсутствии данных условий устойчивость заметно понижается.

Концентрация внимания — это та же устойчивость, но при наличии помех. Например, длительность сосредоточения на чтении текста зависит от устойчивости внимания, а длительность того же сосредоточения на фоне громко работающего музыкального радиоканала — от степени концентрации.

Распределение внимания — это свойство, которое характеризуется способностью человека сосредотачиваться на нескольких объектах одновременно. Пример — воспитатель детского сада, который должен удерживать в поле внимания всех детей своей группы. Кстати, именно поэтому считается, что группа в детском саду или лагере летнего отдыха должна состоять не более чем из 8–9 детей, иначе воспитатель или вожатый не смогут эффективно контролировать поведение каждого.

Переключение — свойство, обусловливающее перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость или трудность переключения зависят как от характеристик объектов внимания, так и от индивидуальных особенностей человека. В частности, от подвижности нервной системы (параметры скорости перехода от возбуждения к торможению и обратно) и от личностных особенностей — степени заинтересованности в объектах, уровня мотивации, активности и т. п. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при воздействии на человека посторонних раздражителей в то время, когда он занят какой-либо деятельностью. Отвлекаемость бывает внешней и внутренней. Внешняя возникает при воздействии внешних раздражителей. При этом произвольное внимание сменяется непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость бывает вызвана либо сильными эмоциями, переживаниями, не связанными с текущей деятельностью, либо отсутствием интереса к данной деятельности.

Все перечисленные свойства внимания представляют собой функциональное единство. Их разделение является только приемом экспериментальной психологии, которая изучает свойства внимания, в лабораторных условиях изолируя каждое по мере возможности.

Важная роль внимания в процессах отражения и познания сделала это понятие особенно спорным. О его сущности дискутировали представители различных психологических школ и течений на протяжении многих десятилетий. Представления о внимании менялись подобно раскачивающемуся маятнику — из одной крайней точки в другую.

Ассоционизм — течение в английской эмпирической психологии — вообще не включал внимание в систему психологии Ведь внимание — это избирательное отношение личности к объекту. А представители этого течения отрицали и личность, и объект восприятия — в их интерпретации сознание сводилось лишь к представлениям и их ассоциации.

Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего сознание к механическим связям ощущений и представлений. Однако при этом внимание преимущественно рассматривается как внешняя по отношению ко всему содержанию сознания сила, которая воздействует извне, создавая данный сознанию материал. Это идеалистическое понимание внимания. Оно вновь вызывает реакцию «обратной отмашки»: ряд психологов (Фуко, Делевр и др. ) вновь отрицают правомерность этого понятия. Наиболее радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представители бихевиоризма и гештальтпсихологии. Первая, механистическая, попытка удалить внимание из поля зрения психологии была начата двигательной теорией внимания Т. Рибо, а затем развита у бихевиористов и рефлексологов. Они свели процесс внимания к рефлекторным установкам. Вторая попытка, принадлежащая представителям гештальтпсихологии, сводила явление внимания к структурности сенсорного поля.

Сторонники волюнтаризма в психологии (В. Вундт, У. Джемс) усматривали сущность внимания исключительно в волевом процессе. Но при таком взгляде нельзя объяснить существование непроизвольного внимания. Ряд психологов высказывал противоположное мнение, сводя функцию внимания к фиксации образов исключительно посредством эмоций. Такое толкование отрицало наличие произвольного внимания — ведь оно может включаться и вопреки эмоциям.

Учение И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение А. А. Ухтомского о доминанте (очаге возбуждения в коре головного мозга, приводящего к торможению в соседних участках) положили начало новому взгляду на процесс внимания. Они дали физиологическое обоснование явлений внимания.

Когнитивная психология, сформировавшаяся в конце 1950 — начале 1960-х гг. дала следующее определение понятию внимания — это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях. В исследованиях внимания когнитивной психологией наметилось пять направлений: избирательность и пропускная способность внимания, процесс возбуждения коры головного мозга, управление вниманием, когнитивные нейроисследования, внимание в контексте сознания в целом.

Первое направление установило, что мы можем обращать внимание лишь на некоторые, но не на все сигналы из внешнего мира.

Второе направление привело к выводу, что мы имеем некоторый контроль над стимулами, на которые мы обращаем внимание.

Результатом исследований по третьему направлению стал вывод, что многие процессы деятельности становятся настолько привычными, что требуют совсем небольшого количества сознательного внимания и протекают автоматически (например, вождение автомобиля).

Исследования в области нейрокогнитологии показали, что наш мозг и ЦНС являются анатомической основой внимания, так же как всех когнитивных процессов.

Наконец, пятое направление позволило представителям когнитивной психологии сделать вывод, что внимание привносит события в наше сознание.

В основе отечественной психологии внимания лежит теория П. Я. Гальперина, в которой осуществляется деятельностный подход к этому психическому процессу. Основными положениями этой теории являются следующие.

Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание сознания человека в данный момент времени — образа, мысли или объекта окружающего мира. Оно является одной из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности.

Функцией внимания является контроль над текущим содержанием сознания. В каждом действии человека существуют ориентировочная, исполнительская и контролирующая части. Последняя представлена именно вниманием. Таким образом, внимание как действие не создает отдельного, обособленного от других психических процессов продукта.

Как отдельный, самостоятельный акт внимание выделяется, когда «новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное» (Гальперин П. Я. «К проблеме внимания»).

Контроль осуществляется посредством образца, меры, критерия, которые дают возможность оценивать результат действия и уточнять его.

Произвольное внимание является планомерным контролем, т. е. осуществляемым по заранее созданному плану или образцу.

Для формирования нового приема произвольного внимания человек должен поставить перед собой задачу — наряду с осуществлением основной деятельности в данный отрезок времени производить также оценку ее хода и результатов.

Все конкретные акты как произвольного, так и непроизвольного внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Развитие внимания в процессе онтогенеза исследовал Л. С. Выготский. Он пришел к выводу, что данный процесс у ребенка происходит параллельно с развитием его организованного поведения. По мнению Л. С. Выготского, ключ к развитию внимания находится не внутри личности ребенка, а вне ее. Внимание у детей формируется в процессе обучения и воспитания. При этом существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка. Внимание, которое вначале опиралось только на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания.

Изучение развитие внимания у детей легло в основу некоторых педагогических представлений. Слабость произвольного внимания в детском возрасте привела ряд педагогов, начиная с немецкого педагога и психолога-интеллектуалиста И. Гербарта, к представлениям о том, что педагогический процесс необходимо строить полностью на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием учащихся. Для этого необходимо стремиться к тому, чтобы подавать учебный материал ярко и эмоционально насыщенно.

Подобные взгляды, безусловно, имеют смысл. Но при таком подходе к педагогическому процессу у детей не будет развиваться произвольное внимание, без которого не обойтись в трудовой деятельности. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию внимания произвольного.

Существует ряд специальных упражнений, применяемых для развития различных свойств внимания. Ниже приведены некоторые из них.

«Пишущая машинка» — это классическое упражнение как детских театральных студий, так и аудиторий театральных институтов. Оно развивает навыки сосредоточения. Каждому члену группы даются 1–3 буквы из алфавита, преподаватель называет слово или фразу. Участники упражнения должны «выстучать» его на своей пишущей машинке, обозначая свои буквы хлопками. Необходимо не пропустить свои буквы и вовремя сделать хлопок.

«Свидетели» — упражнение на расширение объема внимания. Двум или нескольким соревнующимся предъявляют на короткое время либо набор предметов, разложенных на столе, либо какую-то картинку, изобилующую деталями. После этого участники упражнения — «свидетели» должны назвать «следователю» как можно больше увиденных предметов или перечислить наибольшее число деталей картинки.

Психология bookap

«Корректурная проба» — упражнение, применяемое как для исследования, так и для развития устойчивости и концентрации внимания. Участнику упражнения выдается бланк корректурной пробы, содержащий набор букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке — 40 строк по 30 букв. Ему объясняется начальное задание — вычеркивать в бланке какие-либо буквы, например «д» и «о». Первую букву зачеркивать горизонтальной чертой, вторую — крест-накрест. Чем меньше допущено ошибок, тем больше устойчивость внимания. Затем дается новый бланк и предлагается вычеркивать другие три буквы и уже другим способом (например, косой чертой, вертикальной и обведением в кружок). С каждым разом количество букв и способов вычеркивания увеличиваются, доходя до 5–7.

Упражнение на концентрацию внимания проводят тем же способом, только участнику предлагают одновременно с корректурой считать вслух, петь песню, слушать, как ведущий произносит в иной, чем на бланке, последовательности буквы алфавита, и т.  п.

Факультативное занятие по психологии по теме «Внимание». 8-й класс

Самое главное – быть внимательным.
Обращай внимание на все вокруг, на все,
что видишь, на все, что не замечают другие
– и ты будешь знать,  что другим неведомо.

«Город Эмбер: Побег»

Цель: дать представления учащимся о  функции внимания, ее видах и свойствах.

Задачи:

  • определить функцию внимания как направленности сознания на объект;
  • рассмотреть условия возникновения внимания;
  • рассмотреть виды внимания;
  • изучить его свойства;
  • в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;
  • показать возможности повышения качества внимания.

Продолжительность занятия: 2 урока (90 мин.

)

Численность группы: 10-15 человек.

Материалы: секундомер, призентация урока, таблицы на каждого ученика с буквами и цифрами, бланки «Перепутанные линии».  

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Введение в урок (Слайд 2.)

– Добрый день, ребята! Вначале урока  я хочу вам рассказать индусскую притчу. Прослушав ее, пожалуйста и  попробуйте определить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Притча

 «Магараджа выбирал себе министра. Он возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их окликали, пугали, отвлекали, и они проливали. «Это не министры», – говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.

«Стреляйте!» – крикнул повелитель. Стреляли, но и это не помогло. «Это министр!» – сказал магараджа. «Ты слышал крики?» – спросил он его. «Нет!» – «Ты видел, как тебя пугали?» – «Нет. Я смотрел на молоко». «Ты слышал выстрелы?» – «Нет, повелитель! Я смотрел на молоко»».
– И так о чем у нас сегодня пойдет речь? (Выслушать все ответы учеников).

Формулирование темы и целей урока (Слайд 3.)

– Правильно, мы сегодня будем говорить о внимании

II. Основная часть урока

– Давайте разберемся, в чем заключается сущность внимания. Очень хорошо ее показывают Вачков И. и Битянова М. в своей книге « Я и мой внутренний мир». «Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют.

Луч подвижен, каждую новую секунду он может освещать новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть рассеянным и слабым. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить, выглядят нечеткими, размытыми».

 Сейчас каждый из вас в своих тетрадях попробует самостоятельно  создать определение внимания.
– Кто желает озвучить свое определение?  (Выслушать желающих).

Определение (Слайд 4.)

Внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость

.
Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом «зацепил».

Признаки возникновения внимания (Слайды 5-9)

Эксперимент

Класс разбивается на пары, каждый в паре должен рассказать друг другу, интересную историю, которую он прочитал, увидел за  последний месяц. Каждому человеку в группе дано по 1 минуте, для того чтобы рассказать свою историю. Два человека выходят  к учителю. У каждого задание узнать, что интересного произошло у одного из одноклассников.  За первым закрепляется один человек , за вторым другой. Через 2 минуты у каждого узнается, что они услышали. Вначале узнается, что они узнали об интересной истории того человека  к кому они прислушивались. Второй раз, что слышали об истории любого другого одноклассника.

– Что вы заметил?  (Выслушать желающих).
Вслушавшись в  речь какого-то одного человека, слова, произносимые остальными, не воспринимаются.

Вывод: наше внимание избирательно. Мы всегда уделяем в окружающей обстановке больше внимания чему-либо одному. В ущерб остальному. Чему – зависит от нашего контроля над ситуацией, хотя при этом нельзя сказать, что мы полностью отключились от остального.

Виды внимания (Слайд 10)

В зависимости от наличия или отсутствия сознательной цели человека сосредоточить свое внимание на чем-либо выделяют, соответственно произвольное и не произвольное внимание.

Внимание, появляющееся без специальных целенаправленных усилий,  называют непроизвольным вниманием. Непроизвольное внимание у нас возникает из-за раздражителей, потребностей, значимости и эмоциональной привлекательности для нас.
Произвольным внимание становится тогда, когда человек управляет им. Обращает внимание на что-то, не яркое, что не кажется в данный момент интересным, или что стало настолько привычным, если бы не усилия воли, человек бы перестал это замечать. Например, вы собираетесь  учить русский и читать книгу «Гарри Поттер». Ваше внимание будет приковано к роману. Ведь он для вас интересен, чем правила правописания. Перейти к изучению правил можно будет только, при помощи воли включив произвольное внимание.
(Слайд 11)
– Как вы думаете, а если бы наше внимание всегда было произвольным, хорошо бы было нам? (Выслушать мнение учащихся).
Вывод. Непроизвольное внимание нам необходимо оно помогает человеку ориентироваться во внешнем мире.
Есть еще один вид внимания – послепроизвольное. Этот термин введен отечественным психологом Н.Ф.Добрыниным. Часто бывает так, что деятельность, которая вначале требовала волевых усилий для сосредоточения внимания, становится затем интересной и увлекает нас. Например, с неохотой вы приступили к подготовке реферата по литературе. Сосредоточиться было трудно, но постепенно оказалось, что вам попалась  интересная тема, и вот уже никакие телефонные звонки друзей, телевизионные передачи не могут оторвать вас от работы. В этом случае говорят о послепроизвольном внимании, возникшем из произвольного. (Слайд12)

Свойства внимания (Слайд 13. )

1. Распределение

Эксперимент

1) Попробуйте одновременно указательным пальцем левой руки стучать по столу, указательным пальцем правой руки делать вращательные движения и при этом громко читать книгу.

2) Попробуйте, одновременно написать левой рукой свое имя, а правой – свою фамилию.
После эксперимента вопросы классу:  у кого получился эксперимент?  В чем, вы испытывали трудности?  Как вы думаете, что помогает человеку делать насколько дел одновременно?

Вывод: выполнять одновременно несколько разных дел человеку помогает распределение внимания. Многочисленные исследования показывают, что мы можем делать два (или даже больше) дел одновременно, если все они (или за исключением одного из них) доведены до автоматизма. Одна из выполняемых деятельностей находится при этом в центре внимания, а остальные – на краях его.

Если же два из них недостаточно усвоены, то одновременное их выполнение становится невозможным, так как в центре внимания может находиться только одна деятельность.

2. Переключаемость

Переключаемость – это способность человека преднамеренно переключаться с одного дела на другое. В обычной жизни мы предпочитаем следить за более важной для нас деятельностью и объектами. Любой водитель на оживленном перекрестке почти автоматически отключается от разговора с собеседником. Если кто-то на вечере в дальнем конце комнаты скажет: «Ты помнишь, что сделала в этом случае Наташа?», то все Наташи, занятые своими беседами, тут же невольно насторожатся и повернут головы.

Эксперимент. (Приложение 1)

Эксперимент позволит вам установить вашу переключаемость.

Инструкция: В этом эксперименте на каждом этапе нужно фиксировать время, которое вам понадобится для выполнения задания. После окончания каждого этапа поднимите руку, я назову  ваше потраченное время на выполнения работы.

Первый этап: укажите в таблице и назовите числа в убывающей последовательности (от 25 до 1).
Второй этап: укажите в таблице и назовите буквы по алфавиту (от А до Ц).
Третий этап: поочередно находите в таблице числа в убывающей последовательности и буквы по алфавиту.

Обработка полученных результатов.

Время переключения внимания (t)вычисляется по формуле:

t = t3(t1 + t2), где t1, t2, t3 – время выполнения задания на 1-м, 2-м и 3-м этапах.

3. Отвлекаемость

Если же человек переносит внимание с одного объекта на другой вопреки своему сознательному намерению, то это уже отвлекаемость. Почему во время скучного урока кто-то начинает смотреть за окно и «считать ворон»? Просто это ученик отвлекся.

4. Устойчивость

Устойчивость – это способность длительно сосредоточиться на объекте или выполняемой деятельности. Проверить свою устойчивость внимания вам поможет следующий эксперимент.

Эксперимент. (Приложение 2)

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

19 и более – отлично;
10-18   –  хорошо;
4- 9 – удовлетворительно;
3 и менее –  неудовлетворительно.

5.  Концентрация внимания

Данное свойство определяет, насколько сильно, интенсивно мы сосредоточиваемся на объекте.
Кроме того, концентрация зависит и от нашей сопротивляемости отвлекающим факторам (психологи называют ее «помехоустойчивостью»).
В одной старинной притче некий ценитель книг придумал удивительный способ проверять, интересная книга или нет. Он выходил с этой книгой на крыльцо в трескучий мороз, и если чтение увлекало его настолько, что холод не мешал, то книга попадала на полку, а если сконцентрировать внимание не удавалось, то человек этот бросал книгу в огонь, вернувшись в дом и греясь у очага.
Вы можете проверить свою концентрацию более простым и менее жестоким по отношению к книгам способом.

– Смотрите на надпись и читайте по-русски. (Слайд 14.)

RYGДNFОYRQРCDSОVSFLIUГZXSУRW  RUGОNVXZСQWRИSDFЛXZVИLIYТWQ GFИWQVДNGFУYRWЩILJИSXZЙNVF

6.  Объем внимания

Это свойство зависит от количества объектов, которые могут быть охвачены вниманием человека одновременно (в пределах 0,1 секунды). Обычно при восприятии простых объектов (цифр, букв, фигурок и т. п.) объем внимания составляет 5 + 2 элементов.
Между объемом внимания и его концентрацией существует определенное соотношение: чем выше интенсивность или сила внимания, тем меньше его объем.

III. Подведение итогов (Слайд 15)

– Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии?
– Что понравилось на занятии? Что не понравилось?

IV. Домашнее задание (Слайд 16)

Творческое задание на тему:  «Как быть, если требуется внимание собеседника?»

V. Ритуал прощания  (Слайд 17)

– Спасибо за ВНИМАНИЕ!

Список литературы:

1. Вочков В.И., Битянова М.Р..Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников – СПб.: «Питер», 2009.
2. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология 8-11 класс. Учебник.– СПб.: «Питер», 2000.
3. Уколова М.Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну психику.// Школьный психолог. – № 14 – 2008.
3. https://zdd.1sept.ru/2006/17/4.htm

Психология внимания: 10 уроков для веб-райтеров от Deez Nuts

Не каждый день кандидатам в президенты приходится конкурировать со второкурсником средней школы за освещение в политических новостях.

Несмотря на то, что Брэди Олсон, он же Диз Натс, не имеет шансов стать главнокомандующим, ему удалось привлечь к себе много внимания.

Законные кандидаты уже потратили миллионы долларов на свои кампании, надеясь купить то внимание, которое Олсон без особых усилий привлек.

Я не политик; Бьюсь об заклад, вы тоже. Но я думаю, вы обнаружите, что принципы, лежащие в основе восхождения Диз к славе, могут работать и на вас. Давайте поговорим о некоторых идеях, которые вы можете использовать для привлечения трафика, создания своей аудитории и, в конечном итоге, заставить их «голосовать» за ваш бизнес своими кошельками (для этого не требуется Super PAC).

Использование психологии внимания

Есть три вещи, которые мгновенно привлекают внимание человеческого разума:

  • опасность (проблемы, которые нужно решить или от которых нужно убежать),
  • развлечения (скука, которая требует лечения) и
  • любопытство.

Ваша способность писать привлекающий внимание контент для вашего веб-сайта может выиграть от каждой из этих сил.

Популярность мистера Натса зависит от всех трех . Я объясню, что я имею в виду, через мгновение, но только вкратце. ВАШ БИЗНЕС – главная тема этой статьи. Мы будем использовать Deez Nuts в качестве наглядного урока.

Начнем.


3 подлых способа сообщить об опасности

Проблемы двигают людей по жизни. Таким образом, проблемы могут открывать двери в жизнь аудитории, с которой вы хотите общаться.

  • Недосягаемая мечта — это проблема . Опасность жить нереализованной жизнью.
  • Неудовлетворенное желание — это проблема . Опасность сойти с ума, если вы не получите желаемого.
  • «У меня есть немного (заполните пропуск), но мне нужно еще !» это проблема . Опасность опоздать.

Эти проблемы поддерживают ваш бизнес.

Многие бизнес-сайты посвящены продукту , а не людям , которым они помогают, или проблемам, которые они решают.

Психологические факторы: защитный инстинкт и неприятие потерь .

Исследования показывают, что люди будут работать в два раза усерднее и тратить вдвое больше, чтобы избежать негатива, чем для того, чтобы получить позитив.

Хотите доказательства?

Исследование 65 000 заголовков ссылок, проведенное Taboola, показало, что «средний рейтинг кликов по заголовкам с отрицательной превосходной степенью был на ошеломляющие 63% выше, чем у их положительных аналогов».

Изображение из Outbrain.

Быть отрицательным здесь не является конечной целью. Цель состоит в том, чтобы понять, что заставляет людей делать то, что они делают. Правда в том, что человек всегда настороже . Когда мы чувствуем запах неприятностей, мы уделяем этому все свое внимание. Так мы защищаем себя и своих близких.

И это чертовски хороший способ привлечь внимание к вашему сайту.

1. Обращайтесь к проблемам, которые хотят решить ваши идеальные клиенты , вместо того, чтобы изначально сосредотачиваться на преимуществах вашего продукта или услуги.

Пример: Денни Хэтч утверждает, что заголовок из двух слов поддерживал деятельность Центра энуреза на протяжении более двух десятилетий.

«Мокрая постель?» не дает вам никакого намека на решение. D он действительно нужен? Эти два слова практически называют людей, страдающих недержанием мочи (и людей, которые о них заботятся), по именам. Подразумеваемая возможность облегчения вынуждает их узнавать больше.

Помимо привлечения внимания, что может быть лучше, чем помочь людям решить их проблемы? Если ваш продукт может помочь, разве у вас нет ответственности за то, чтобы они заметили вас?

Какой заголовок с большей вероятностью привлечет ваше внимание?

  • Советы SEO-эксперта
  • Крупнейшие ошибки SEO: 8 ошибок поисковых систем, которых следует избегать (и советы по их быстрому устранению)

2. Выявление неожиданных последствий или скрытых рисков все остальные, кажется, не замечают (или прикрывают). Делает ли ваша потенциальная аудитория что-то, что причиняет им боль, и они даже не подозревают об этом? Бить тревогу!

Их диета незаметно делает их больными? Подвергает ли популярная инвестиционная стратегия опасности их портфели? Стоит ли им работы в социальных сетях? Они должны знать об этом.

Вот заголовок новостей, который действительно привлек мое внимание:

Здоровое питание как расстройство? Скажи мне, что это не привлекает твоего внимания! Как насчет неожиданной точки зрения: опасности больших, плохих… налоговых деклараций?

3. Поделитесь шокирующей статистикой, иллюстрирующей угрозу – чем настоятельнее, тем лучше.

Пример. По данным Kissmetrics, «50% онлайн-продаж теряется, потому что посетители не могут найти то, что ищут».

Если вам нравится зарабатывать деньги, это очень важная статистика.

Помните, что человеку свойственно откладывать дела на потом. Как часто вы выжидаете до последней минуты, чтобы принять меры, даже по важным вопросам. Не облегчайте читателю задачу отложить ваш контент на второй план.


3 способа привлечь читателей развлечением

Либо напишите что-нибудь стоящее для чтения, либо сделайте что-нибудь стоящее. – Бенджамин Франклин

Я рекомендую вам делать и то, и другое… как можно чаще.

1. Поводок с сюжетом . Истории притягивают людей. Факты и цифры важны, но ничто так не трогает сердце, как история, которую читатель может понять. Мой соотечественник из Чикаго Джим Синьорелли говорит, : «Мы верим в Бога. Остальным просто нужна хорошая история».

Это может быть рассказ о вашем личном опыте, выдержка из истории вашей компании, отзывы клиентов и т. д. Или это может быть не связанное с вашим бизнесом: исторические рассказы, мифология или даже сплетни о знаменитостях. (Есть причина, по которой все эти таблоиды до сих пор доминируют в разделе журналов.)

2. Демонстрируйте свою индивидуальность . Интересные персонажи всегда привлекают внимание. Когда вы пытаетесь привлечь внимание, быть скучным — это самый большой грех, который вы можете совершить. Понятно, что не всем ты понравишься. Но ваше «племя» будет.

Пример: Помните ролик Dollar Shave Club?

Выручка DSC в 2014 году составила 65 миллионов долларов. Вероятно, в этом году они удвоят эту цифру.

Не бойтесь выделяться. Будьте верны себе и позвольте другим, кто находится на том же пути, идентифицировать себя с вами.

Личность также можно взять напрокат. Пригласите людей, которых ваша аудитория уже знает, уважает и/или которыми восхищается, внести свой вклад в ваш сайт. Возьмите у них интервью. Или просто поговорите о с ними . Скорее всего, ваши любимые подкастеры стали популярными благодаря личностям своих гостей.

Развитие индивидуальности вашего бренда также является ключом к удержанию аудитории, которую вы пытаетесь привлечь.

3. Выбрать бой . Противоречие замечают и разделяют. Мик Миллс сделал несколько выстрелов в Дрейка, и вся ситуация стала вирусной… Deez Nuts нацелены на каждого кандидата в президенты от демократов и республиканцев. По сути, его «биф» — на всю двухпартийную систему.

Подставка для что-то . Поддержите дело, важное для вашей аудитории. Это может быть серьезное гуманитарное дело или что-то веселое. Я думаю, что Ravenswood Wine отлично справляется со своей страницей «О нас». Если вы считаете себя искушенным любителем вина, вы, вероятно, согласитесь:

Дополнительный совет: Задействуйте как можно больше из пяти органов чувств. Графика, видео, подкасты и т. д. — все это создает более насыщенный и надежный опыт. Люди также учатся по-разному, поэтому предоставление вашего контента в нескольких форматах увеличивает вероятность того, что они получат от вас то, что им нужно, и именно так, как они этого хотят.


3 творческих способа пробудить любопытство

Клод Хопкинс, которого считают отцом современной рекламы, писал, что «любопытство — сильнейший человеческий стимул». Как вы думаете, почему в сериалах используются захватывающие концовки? Аудитория просто должен знать , что будет дальше.

Любопытство — психологическая тайна. Но мы с тобой знаем, насколько это мощно.

Когда людям предоставляется неполная информация, например, история, которая обрывается до конца, мозг испытывает сильную потребность «замкнуть петлю». (Это называется эффектом Зейгарник.)

Когда вы делаете уникальное утверждение, попытайтесь заставить читателя задуматься: «Как это возможно?»

1. Предложение «заглянуть за кулисы» или расскажите нерассказанную часть истории в новостях . Большие истории велики не просто так. Проблема в том, что о них все говорят. Вы можете привлечь внимание, просто поговорив на горячие темы. Если вы хотите получить больший кусок пирога внимания, вам придется пойти глубже, чем все остальные.

Пример: The Motley Fool отлично справляется с любопытством в медийных рекламных сетях. Таинственность вокруг Apple и Уоррена Баффета обычно используется для возбуждения интереса. Вы знаете, что это должно работать, во-первых, потому что вы с трудом можете удержаться от щелчка, а во-вторых, потому что они вкладывают миллионы долларов в такого рода контекстную рекламу.

Покажите свои внутренние связи. Вовлеките свою аудиторию в ваш хорошо связанный мир. Цитирование агента ЦРУ, морского котика или нейрохирурга придает вам дополнительный авторитет и заставляет вас выглядеть намного круче.

2. Делитесь секретами и расшифровывайте коды. Объясните экзотические ингредиенты в вашем продукте (у вас же есть какой-то секретный соус, верно?). Расскажите предысторию древнего рецепта.

В Интернете существует множество мест, где можно найти информацию по любой теме. Почему кто-то должен остановиться и посмотреть на ваш сайт? Вы должны быстро сообщить, что предлагаете инсайдерскую информацию, которую они не могут получить больше нигде.

3. Принесите смелые обещания и смелые идеи. Как бы умно это ни звучало, «недостаточное обещание и слишком много» может быть опасным. Если вы обещаете меньше, чем можете сделать, вас легче проигнорировать, а конкуренту легче заявить о своем превосходстве.

Вы бы наняли графического дизайнера, на веб-сайте которого написано «Ваши маркетинговые материалы будут выглядеть довольно хорошо. Работа не должна занимать более полугода. Я тоже, наверное, дешевле, чем вы думаете» ? Этот пример является экстремальным, чтобы проиллюстрировать мысль: вы можете занижать обещания прямо в богадельне.

Делайте противоположное тому, что делают все остальные. Посмотрите на эту фотографию, которую я сделал в автомагазине в южном пригороде. Это заставляет задуматься – что делает с моей машиной магазинчик быстрой смазки ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ?

Ваши заявления должны быть конкретными, актуальными и уникальными. Если они слишком расплывчаты, они не кажутся важными. Если они не связаны с тем, что волнует вашу аудиторию, им будет все равно, чтобы читать дальше. Если заявления не уникальны или «как» слишком предсказуемы, любопытство улетучивается.

Внимание: не пытайтесь реализовать все сразу.

Посмотрите сейчас на свой сайт. А еще лучше попросите беспристрастного человека прочитать его и дать вам обратную связь.

Или проверьте свою аналитику, чтобы узнать, где ваш сайт работает не так хорошо, как мог бы. Затем придумайте творческие способы использования некоторых из этих идей, чтобы привлечь больше внимания людей, которых вы хотите привлечь.


Какое отношение это имеет к Deez Nuts?

Ранее я упоминал, что именно эти три элемента привлекли внимание Диз. Вот что я имел в виду:

Опасность/Проблемы

Многие американцы устали от профессиональных политиков. По словам Карли Фиорины, одной из реальных кандидатов, « 80 процентов американцев теперь думают, что у нас есть профессиональный политический класс, который больше заботится о своей собственной власти, привилегиях и положении, чем о том, чтобы что-то сделать»,  отчасти поэтому она, Трамп и Бен Карсон преуспевают в опросах.

В некотором смысле Deez Nuts стал очень громким голосом для разочарованных.

Когда вы сможете озвучить внутренние стремления своего племени, вы станете магнитом для внимания.

Развлечения

Организация, которая прославила Deez Nuts, первоначально включила его в свои вопросы для голосования для собственного «развлечения и интереса». Его имя создано, чтобы быть забавным, что делает историю интересной и забавной.

Натс на самом деле имеет политическую «платформу» — факт, который добавляет еще больше интриги повествованию — но мало кто, если вообще кто-либо, за пределами его родного города Уоллингфорд, штат Айова, когда-либо знал бы об этом без фактора развлечения.

Как добавить элемент развлечения в свой бизнес?

Любопытство

Мы не можем не спросить: кто этот ребенок, о котором пишут все эти заголовки? Что с этим именем? Как долго это будет продолжаться? Любопытство держит нас в курсе.

Дайте вашей аудитории повод задуматься: «Что здесь происходит?» Их мозги будут гудеть, пока они не получат ответ.

Память и внимание — Психологические исследования

Группа памяти и внимания — это коллектив ученых из Школы психологии и Центра здоровья человеческого мозга (CHBH), которые изучают внимание и память с когнитивной, нейробиологической и вычислительной точки зрения.

Наша миссия состоит в том, чтобы выяснить, как человеческий мозг создает сознательные восприятия из информации, поступающей через органы чувств, и как наши восприятия затем трансформируются в длительные воспоминания.

Большая часть работы в нашей группе связана с фундаментальными исследованиями. В области внимания мы изучаем, как человеческий мозг извлекает соответствующую информацию из сложной и быстро меняющейся внешней среды и по каким путям эта информация затем должна пройти через мозг, чтобы в конечном итоге привести к сознательному восприятию. В области памяти мы исследуем, как переживания трансформируются в краткосрочные или долгосрочные воспоминания. Мы разрабатываем новые методы, позволяющие отслеживать воспоминания в паттернах мозговой активности на всех этапах их существования: от исходного кодирования воспоминаний, через их стабилизацию во время циклов бодрствования и сна, до их активного запоминания (реактивации) в более поздний момент времени. .

Помимо этого фундаментального исследования, мы также переводим наши результаты в прикладной и клинический контекст. Такие контексты включают классификацию объектов при аутизме, память у стареющих людей и навязчивые воспоминания при посттравматических стрессовых расстройствах, а также влияние загрязнения окружающей среды на когнитивные функции. Мы считаем, что объединение наших различных областей интересов и опыта открывает новые захватывающие пути для исследований с широким влиянием.

Мы изучаем эти процессы с помощью экспериментально-поведенческой работы на людях и грызунах. Мы сочетаем наши задачи на внимание и память с современными инструментами нейровизуализации. У людей эти инструменты включают фМРТ, ЭЭГ, МЭГ, внутричерепные записи с точностью до одного нейрона, записи сна и стимуляцию мозга. На грызунах мы также используем фармакологический и клеточный подходы. Многие члены группы являются экспертами в использовании расширенного частотно-временного анализа для изучения колебаний мозга. Эти ритмичные сигналы мозга могут многое рассказать нам о том, как мозг общается и передает информацию в быстром временном масштабе. Другой нашей важной областью знаний в области методов является использование методов машинного обучения и репрезентативного сходства. Эти многомерные методы особенно полезны для отслеживания потока информации через человеческий мозг, когда информация либо воспринимается, либо повторно активируется из памяти.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts