Юридическая психология — Определение внимания. Виды внимания, свойства. Причины непроизвольного внимания. Основные характеристики свойств внимания.
Определение внимания. Виды внимания, свойства. Причины непроизвольного внимания. Основные характеристики свойств внимания.
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволяет «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность или сосредоточенность такой деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Таким образом, внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Без внимания восприятие невозможно.
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.
Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.
Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.
При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели (например, реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета). Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.
Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.
Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.
Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами.
Концентрация внимания – свойство , выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.
При наличии такой сосредоточенности человек практически не воспринимает посторонние факторы. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.
Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.
Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.
Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.
Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.
В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения. У человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Виды и свойства внимания — презентация онлайн
Виды и свойства внимания План:1.
Классификация видов внимания.2.
Непроизвольное внимание: природа, детерминанты, функции.
Виды непроизвольного внимания.3.
Произвольное внимание как высшая психическая функция.
Методика двойной стимуляции в исследовании произвольного внимания.
Виды произвольного внимания.4.
Послепроизвольное внимание.5.
Основные свойства внимания.
Классификация видов внимания: Критерий времени:
• возвратное (ретроспективное)
• перспективное (опережающее)
• актуальное Характер объекта внимания:
• сенсорное
• интеллектуальное
• моторное
• аффективное Характер отражения объекта внимания:
• дифференцирующее
• синтетическое Характер управления:
• непосредственное
• опосредованное Наличие цели и волевого усилия:
• непроизвольное внимание
• произвольное внимание Происхождение внимания
• Природное
• Социальное Локализация объекта внимания •Внешнее
• Внутреннее Особенности субъекта внимания:
• Индивидуальное
• Групповое
• Коллективное Непроизвольное внимание
• Внимание в котором не представлена цель и которое не подкреплено волей.
• Филогенетически и онтогенетически представляет собой наиболее «древний» вид внимания.
• Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс — ответная реакция организма на любое изменение окружающей среды.
• Е.Н.
Соколовым был выявлен нейрофизиологический механизм этой реакции: установлено, что в ЦНС в результате анализа информации, поступающей извне, формируется «нервная модель» стимула или ситуации.t1 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС ВОЗНИКАЕТ нейроны-детекторы новизныS1 S’1 Нейрофизиологический механизм непроизвольного вниманияt2 ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ НЕ ВОЗНИКАЕТ нейроны-детекторы тождества S2 (=S1)S1S2t3 ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ ВОЗНИКАЕТ нейроны-детекторы тождества, нейроны-детекторы новизны.S3 «Закон силы»: человек непроизвольно обращает внимание на объекты, связанные с его потребностями.
В отношении биологических потребностей «закон силы» действует так: чем сильнее изменение стимула, тем сильнее ответная реакция на него.
В отношении социальных потребностей человека характерно как соблюдение, так и нарушение «закона силы»: слабые изменения стимула могут вызвать сильную ответную реакцию.
Очень сильные — не вызвать непроизвольное внимание.
Факторы, организующие непроизвольное внимание человека: факторы связанные с характеристиками объекта внимания факторы связанные с особенностями самого человека сила раздражителя, новизна раздражителя, контрастность, длительность и прерывистость действия раздражителя, движение объекта на неподвижном фоне, внезапность появления раздражителя и др.
потребности, интересы, эмоции и чувства, прошлый опыт, в виде привычек, знаний, умений, стереотипов;
установка на внимание, ожидание определенного хода событий и др.
Виды непроизвольного внимания: 1)Вынужденное внимание– непроизвольно направленное сознание на многократно повторяющиеся раздражители.
2) Невольное внимание – непроизвольно направленное сознание на объекты связанные с потребностями человека.
3) Привычное внимание – это непроизвольно направленное сознание на объекты связанные с устойчивыми интересами человека.
Произвольное внимание
• Внимание в котором представлена цель и которое подкреплено волевыми усилиями.
• Произвольное внимание в онтогенезе появляется позже с 3-х-3,5 лет и формируется к 6-7 годам.
• Психологический механизм произвольного внимания предполагает сочетание возможностей человека к выработке целей и способностей к волевому усилию.
Физиологические механизмы произвольного внимания:
• связаны с работой лобных отделов коры больших полушарий (блок личности по А.
Р.
Лурия) •особенностью произвольного внимания является то, что доминирующим раздражителем здесь является сигнал, идущий не от первой сигнальной системы, что типично для непроизвольного внимания, а от второй.
Т.
е произвольное внимание связано с речью и подчиняется словестным инструкциям.
•Энергетическая «подпитка» произвольного внимания осуществляется за счет активации «энергоблока» мозга.
Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку.
Основные линии развития внимания (Л.
С.
Выготский): линия натурального развития внимания линия культурного развития внимания развитие внимания здесь является функцией общего органического развития ребенка и развития ЦНС.
Проявлением этого процесса является формирование непроизвольного внимания.
берет начало также с момента рождения при первом социальном контакте ребенка с окружающими его взрослыми.
Конечная цель такого развития: формирование у ребенка способности управлять своим вниманием Метод двойной стимуляции Цель данной методики – показать психологический механизм овладения человеком своим вниманием.
Сущность методики двойной стимуляции заключается в том, чтобы создать ситуацию, требующую от ребенка овладения собственным вниманием.
Исследование высших психических функций осуществляется с помощью 2 рядов стимулов, каждый из которых играет особую роль по отношению к деятельности испытуемого.
Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой ряд — функцию знаков (стимулов-средств), с помощью которых эта деятельность организуется.
Эксперименты, проведенные по методу двойной стимуляции свидетельствуют: культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд стимулов-средств, с помощью которых он далее управляет собственным вниманием.
Все эти средства выполняют роль внешних опор, которые сначала предлагаются ребенку взрослым, затем используются им в общении со взрослым для направления его внимания на нужный ребенку объект, а потом становятся внутренними средствами управления ребенком собственным вниманием, обеспечивая тем самым его управляемость или произвольность.
Л.
С.
Выготский рассматривал и генезис внимания: 1 стадия — взрослый с помощью определенного средства управляет поведением и сознанием ребенка, направляя реализацию его непроизвольных функций.
2 стадия — сам ребенок становится субъектом, использующим данное ему психологическое орудие для управления поведением и сознанием другого человека.
С помощью собственного указательного пальца и соответствующего речевого сопровождения он обращает внимание взрослого на нужный ему объект.
3 стадия — ребенок начинает применять к самому себе те способы управления сознанием и поведением, которые другие люди применяли к нему, а он – по отношению к ним.
4 стадия — стадия интериоризации.
Отличительные признаки произвольного внимания
• опосредованность
• осознанность
• произвольность
• прижизненное формирование
• возникновение в результате овладения специальными орудиями-средствами
• обусловленность развития произвольного внимания включенностью ребенка в процесс усвоения заданных образцов организации внимания
• стадиальность развития произвольного внимания в онтогенезе Спонтанное – сначала возникает сначала возникает в силу интереса к объекту, а потом удерживается усилием воли.
Виды произвольного внимания: Волевое — возникает в ситуации конфликта между осознанно выбранным объектом внимания и объектом вызывающим непроизвольное внимание.
Выжидательное – возникает в ситуации сознательного ожидания объекта внимания.
Отличительные особенности послепроизвольного внимания: 1)во временном континууме послепроизвольное внимание наступает всегда только после произвольного;
2)отпадает необходимость в волевом усилии, т.
к проявляется интерес к деятельности;
3)появляется повышенная избирательность внимания, отсутствуют выраженные реакций на посторонние воздействия;
4)экономичность с точки зрения психических затрат;
5)самый эффективный вид внимания;
6)послепроизвольное внимание не управляется самоприказами, самоинструкциями, словесными указаниями, оно не возникает там, где нет настоящего интереса к делу.528 Чему равна сумма всех чисел? Какая последовательность фигур? Цвет цифр? Цвет фигур? Основные свойства внимания
• Объем внимания то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в единицу времени.
• Устойчивость внимания способность длительное время задерживать внимание на избранном объекте.
• Концентрация внимания способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех.
• Переключение внимания быстрый произвольный перенос внимания с одного объекта на другой.
• Распределение внимания удержание в поле сознания одновременно нескольких объектов.
• Отвлекаемость внимания неспособность к концентрации при воздействии посторонних раздражителей.
• Колебания внимания свойство внимания непроизвольно переходить от объекта к объекту.
Примеры колебания внимания
Внимание — определение, характеристики, типы и факторы.
внимание – это понятие, изучаемое в когнитивной психологии и относящееся к тому, насколько активно мы обрабатываем конкретную информацию в окружающей среде. Пока вы читаете это, вокруг вас множество образов, звуков и ощущений: давление ваших ног на пол, вид на улицу из соседнего окна, нежное тепло вашей рубашки, воспоминание о разговоре, который вы вели. . ранее с другом.
Все эти образы, звуки и ощущения требуют внимания, но оказывается, что ресурсы нашего внимания не безграничны. Как нам удается испытать все эти ощущения и при этом сосредоточиться только на одном элементе нашего окружения? Как нам эффективно управлять имеющимися у нас ресурсами, чтобы понять мир вокруг нас?
Давайте подробнее рассмотрим, как это определяют психологи, а также многие факторы, влияющие на нашу способность обращать внимание на кажущуюся бесконечной информацию, которая конкурирует за наше внимание.
Что такое забота?
Это концентрация сознания на каком-то явлении с исключением других раздражителей, это сознание здесь и сейчас фокальным и перцептивным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, этот термин определял содержание сознания и влиял на качество сознательного опыта.
В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым этот термин можно было распознать в других. Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, ясно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сосредоточиться на задаче, разговоре или ряде событий. В других случаях оно может быть «захвачено» неожиданным событием, а не направлено на него добровольно.
Внимание — важный психический процесс, без него другие психические процессы, такие как воображение, обучение и мышление и т. д., невозможны или полезны, мы не можем ни о чем думать, если не сосредоточим на этом свое внимание.
Считается, что это та способность, которую можно направить на любой объект по желанию. Внимание, вместо того, чтобы быть умственной способностью, является частью психической деятельности, это также избирательный процесс, когда мы обращаем внимание на какой-либо раздражитель, это означает, что мы отвлекли свое внимание от других раздражителей. Наш разум выбирает только один стимул, который лучше всего ему подходит, чтобы обратить внимание, и это также зависит от нашего интереса.
Характеристики
- Это избирательная умственная деятельность: это процесс фильтрации, посредством которого мы избирательно реагируем на поступающие стимулы, мы можем что-то игнорировать или принять что-то другое.
- Переход от одного объекта к другому, влечение к новым вещам, так что это не что-то фиксированное.
- Он делает объект, на который мы обращаем внимание, ясным в нашем сознании: он пробуждает человека, чтобы он обращал внимание на определенные объекты.
- Создание внимательного отношения со стороны человека.
- Регулировка моторики, например мышц и органов чувств, для улучшения реакции.
Виды ухода
Постоянное внимание
Заразиться от кого-либо довольно просто, но поддерживать или поддерживать его в течение значительного времени, безусловно, непросто. Это способность поддерживать этот фокус или концентрацию в течение длительных периодов времени, даже если человек подвергается повторяющимся действиям или активности. Это тип, который обычно используется для большинства учебных и рабочих занятий, таких как прослушивание лекций учителя в течение всего часа, чтение книг и заметок всю ночь для повторения, ответы на вопросы викторины или викторины, завершение обширного проекта или, возможно, , регулярно работая над повторяющейся задачей, этот тип должен быть очень полезным, но это тип, который часто очень трудно приобрести или достичь.
Избирательное внимание
При столкновении с рядом факторов или стимулов окружающей среды человеческий мозг естественным образом реагирует, выбирая конкретный аспект или фактор, на котором следует сосредоточиться. Это известно как избирательное внимание, которое представляет собой способность выбирать среди множества факторов или стимулов. раздражители. и сосредоточьтесь только на том, что вы предпочитаете или что выбирает ваш мозг, на самом деле это не особый вид внимания и его трудно достичь, почти все люди используют эту когнитивную способность почти все время.
Каждый день люди часто подвергаются воздействию ряда факторов окружающей среды дома, в школе, на работе и т. д., но их мозг реагирует, сосредотачиваясь только на конкретных факторах, которые являются наиболее важными или на которых люди предпочитают сосредоточиться . Однако, лучше поняв это, человек может лучше выбирать соответствующие стимулы.
Альтернативный уход
Следующий тип — альтернативный, как следует из названия, это способность немедленно переключать или переносить фокус или концентрацию с одного вида деятельности на другой. Мозг также мгновенно адаптируется, даже если следующая деятельность имеет другой уровень знаний или понимания, подобно избирательному, чередующемуся вниманию — это также навык, который используется почти все время. Каждый день вы должны делать внезапные изменения в своей деятельности или действиях, которые также требуют изменения вашей концентрации.
Распределенное внимание
Последний тип интересен, так как это способность человека сосредотачиваться или концентрироваться на двух или более факторах окружающей среды, стимулах или действиях одновременно, в простейшей форме объяснения эксперты называют это способностью к многозадачности , который считается желанным талантом для тех, кто одарён этой способностью, но это означает, что другим людям будет очень сложно приобрести эту способность. Этому типу можно научиться на практике или приобретя опыт в определенном виде деятельности.
Цели и субъективные факторы, определяющие наше внимание
Это правда, что это избирательная деятельность и воля нашего ума очень важна в определении нашей концентрации, но, несмотря на это, есть некоторые факторы как в объектах, так и в индивидууме сам, который может влиять на наше внимание.
Объективные факторы
Эти факторы относятся к определенным аспектам объектов, присущим объектам.
Движение
Движущийся объект привлекает наше внимание легче, чем неподвижный объект, например, мигающие огни привлекают наше внимание к не мигающим огням, движущееся транспортное средство привлекает наше внимание больше, чем припаркованное транспортное средство.
Интенсивность
Более интенсивный свет, звук или запах привлекают наше внимание легче, чем менее интенсивные, например, лампочка высокого напряжения будет наблюдаться быстрее, чем лампочка низкого напряжения, очень яркий цвет, чем темный цвет или звук очень громкий, чем обычный звук.
Новинка
Новые виды объектов быстро привлекают наше внимание, рекламные агентства очень эффективно применяют эту технику, например, платье по последней моде, туфли, перья и т. д.
Размер
Большой или меньший объект привлекает внимание людей очень легко, чем средний уровень любого объекта, например, человек на 7 футов выше, карлик на 2 фута, очень толстый человек, огромное многоэтажное здание может получить наше внимание быстро.
Изменение
Изменение в нашем окружении быстро привлекает наше внимание, например, обычный звук движущихся часов не привлекает наше внимание, но движение останавливается, наше внимание отвлекается.
Наше внимание привлекает выставочный экспонат, размещенный на новом месте, из-за сбоя в подаче электроэнергии перестала играть песня.
Повторение
Когда стимул предъявляется повторно, наше внимание отвлекается, например, повторяющийся сигнал пожарной охраны или скорой помощи.
Ясность
Объект или звук, которые можно отчетливо воспринять, привлекают наше внимание больше, чем нечеткие стимулы, например, ночью, звезды и планеты, которые хорошо видны, привлекают наше внимание.
Цвета
Цветные объекты привлекают наше внимание легче, чем черные или белые.
Контраст
Наше внимание привлекает объект, резко отличающийся от фона, например, черное пятно на белой рубашке.
Субъективные факторы
Эти факторы относятся к индивидам, они присущи людям. Есть много субъективных факторов, которые определяют наше внимание.
Интерес
Интересующие нас объекты сразу же вызывают нашу полную концентрацию, например, во время движения по дороге спортсмена тянет к магазину, где размещены спортивные товары. Человек, который интересуется конкретным певцом, сразу же отвлечет свое внимание, как только услышит его голос.
Причины
Мотивы — могущественные силы, которые заставляют нас отвлечь его, например, отель привлечет внимание голодного человека, потому что у него есть диск, чтобы поесть.
Ментальная установка
Наша установка или расположение ума очень важно обращать внимание на любой раздражитель, например, когда человек находится в фантазиях, он может не слышать никаких звонков. С другой стороны, если вы с нетерпением ждете телефонного звонка, вы услышите его сразу.
Эмоциональное состояние
Изменяется во время эмоционального состояния, также влияет на наше восприятие , например, когда человек сильно взволнован из-за страха, он может не слышать или понимать, что говорят другие.
Привычки
Наше внимание автоматически переключается на то, что нас приучает. Например, курильщик помнит, что курил, даже если он занят на работе, человек, привыкший принимать пищу в определенное время, запоминает пищу в нужное время. Внимание медсестры автоматически переключается на серьезного пациента.
Недостаток внимания
Невнимательность и отвлечение внимания
Ограниченная вычислительная мощность неизменно включает конкуренцию за внимание, люди проводят часы бодрствования, занимаясь тем или иным делом. Термин невнимательность обычно подразумевает, что в данный момент то, на что обращают внимание, не является тем, чем оно должно было быть, или адаптивно не тем, чем оно должно быть. Люди часто сообщают: «Я присутствовал, но не понимал, что происходит». Во многих случаях внутренние проблемы становятся объектом текущего внимания за счет сенсорного ввода из внешнего мира.
В качестве альтернативы, внутренний раздражитель, такой как боль или голод, может привлечь внимание, также возможно, что нерелевантная сенсорная информация из внешнего мира может отвлечь людей от их текущего фокуса внимания. Когда это происходит, это может быть связано с навязчивым стимулом, который имеет высокий приоритет (например, звонок телефона), или, возможно, потому, что задача просто неинтересна.
Некоторые люди легче отвлекаются, чем другие, но для всех отвлечение зависит от обстоятельств, когда мотивация и уровень участия высоки, человек может полностью игнорировать интенсивные и настойчивые «внешние» сигналы, такие входы фильтруются выход снижен или только на автоматическом уровне, даже когда стимулом соревнований является боль от травмы, например, у спортсмена на ранних стадиях игры, часто едва заметная, пока игра не окончена и внимание не сосредоточено. больше не поглощается игрой.
Однако, поскольку способность людей концентрировать свое внимание различается, некоторые сообщают о «трудностях с концентрацией» и могут настолько легко отвлекаться, что едва могут читать книгу, есть признаки того, что люди с хронической тревожностью могут быть среди тех, чье внимание легко отвлекаются на их скромные и неуместные уровни стимула. Эта особенность наблюдалась при ряде психиатрических расстройств , таких как синдром дефицита гиперактивности, и было высказано предположение, что одно из этих расстройств может быть дефектом механизмов.
Провалы внимания
Установлено, что для экономии ограниченных ресурсов представляется возможным получить полные последовательности и иерархии действий, когда они хорошо выучены или выполнены много раз, однако есть основания предполагать, что по крайней мере может быть достигнут минимальный уровень концентрации внимания. быть необходимым хотя бы для того, чтобы убедиться, что запускается правильная последовательность или иерархия.
Неудачи в этом минимальном мониторинге могут привести к явлениям, которые обычно классифицируются как нарушения внимания, например, большинство людей сталкивались с тривиальными поведенческими ошибками, такими как обнаружение того, что они выбирают маршрут регулярного использования, когда они собирались пойти по нему. разное направление; Попробуйте выключать свет, выходя из комнаты при дневном свете, или, возможно, наливайте чай в сахарницу вместо чашки.
Во многих случаях выгодно, чтобы автоматические последовательности поведения выполнялись с очень ограниченным обращением к сознательному вниманию. Музыканты, машинистки и другие опытные люди осознают, что слишком много внимания, уделяемое выполнению хорошо усвоенного навыка, может нарушить исполнение, однако люди не могут полностью отказаться от определенного контроля внимания, если хотят избежать ошибок.
Другой тип ошибки связан с невозможностью вспомнить, было ли определенное действие выполнено как часть высокоавтоматизированной последовательности: «Добавил я сахар в чай или нет?». Другой тип ошибки возникает, когда автоматическое действие запускает другое нежелательное действие. или действие. неуместно: «Я просто хотел снять обувь, но я снял и носки». Общим для большинства неудач является то, что они происходят, когда внимание привлекается внутренним беспокойством или внешним отвлечением.
Джорджия Таррант
Веб-сайт | + сообщений
Привет, как дела? Меня зовут Джорджия Таррант, и я клинический психолог. В повседневной жизни профессиональные обязанности, кажется, преобладают над нашей личной жизнью. Как будто работа отнимает все больше и больше времени, которое мы хотели бы посвятить личной жизни, семье или даже минутке отдыха.
Избирательное внимание: определение, типы и примеры
(Последнее обновление: 4 марта 2023 г.)
81+ Внимание Цитаты
Пожалуйста, включите JavaScript
81+ Внимание Цитаты
Люди постоянно наводнены бесконечным количеством информации. Внешняя стимуляция, внутренние мысли, эмоции и другие силы конкурируют за наше внимание. Чтобы справиться с этим, люди используют выборочное внимание, чтобы отключить то, на чем им не нужно сосредотачиваться, и сосредоточиться на важных вещах.
В этой статье вы узнаете больше о том, как определяется избирательное внимание, как оно работает и почему оно так важно.
Содержание
Что такое избирательное внимание?
Избирательное внимание включает сосредоточение внимания на определенной информации и отключение нерелевантных стимулов. Хотя это может помочь нам сосредоточиться на текущей задаче, из-за этого у нас могут возникнуть проблемы с многозадачностью.
Определение : Избирательное внимание определяется как процессы, которые позволяют людям выбирать и сосредотачиваться на чем-то в окружающей среде для дальнейшей обработки, в то же время подавляя, игнорируя или сводя к минимуму информацию, которая отвлекает или не имеющий отношения.
В этом процессе люди сосредотачивают внимание только на узкой части визуальной информации. Он работает так же, как маркер или прожектор, чтобы сделать информацию, на которую вам нужно обратить внимание, более заметной и привлекающей внимание, в то время как вы можете отключить другую, менее важную информацию.
Выборочное сосредоточение внимания на определенной информации облегчает людям обработку и кодирование этой информации и связано с улучшением производительности памяти.
Важно помнить, что избирательное внимание — это не то же самое, что избирательная память. Избирательная память позволяет людям запоминать только ту информацию, которую они хотят или должны запомнить, но выборочное внимание к информации означает сосредоточение внимания на определенных вещах и отключение других.
Типы избирательного внимания
Процесс избирательного обращения внимания на определенную информацию часто включает зрительную или слуховую информацию:
Зрительное внимание
Зрительное внимание часто описывается одним из двух способов. Во-первых, это модель прожектора, которая предполагает, что избирательное внимание к визуальной информации работает как прожектор. Вы сосредотачиваетесь на том, что освещено этим «прожектором». Хотя вы все еще можете видеть информацию за пределами фокальной точки, она менее четкая.
Модель с зум-объективом сравнивает способность фокусироваться на конкретной визуальной информации с объективом камеры, позволяющим сузить фокус на конкретной информации по мере необходимости.
Слуховое внимание
Избирательное слушание является одним из примеров того, как избирательное внимание позволяет людям сосредоточиться на конкретной поступающей информации. При избирательном прослушивании люди слушают только небольшую часть данного звука или разговора. Например, вы можете выборочно слушать подкаст, отключая фоновую болтовню и шум.
Это явление, известное как «эффект вечеринки с коктейлем», позволяет людям настроиться на определенные разговоры вокруг них, даже если их окружают множество отвлекающих дискуссий.
Исследователи обнаружили, что когда два разных слуховых сообщения воспроизводятся двумя разными ушами, люди могут повторять содержание одного сообщения, но не могут повторить другое. Изменение информации, воспроизводимой в неконтролируемом ухе, например воспроизведение разговора на другом языке, часто оставалось незамеченным участниками экспериментов.
Теории избирательного внимания
Существует несколько различных теорий, которые были предложены для объяснения того, как люди могут избирательно фокусироваться на конкретной информации в окружающей их среде.
Модель фильтра Бродбента
Одной из самых известных и популярных является модель фильтра Бродбента. Согласно этой теории, избирательное внимание можно рассматривать как избирательный фильтр, который помогает людям отсеивать нерелевантные стимулы.
В первые дни исследований по этой теме Бродбент предложил эту модель избирательного внимания, чтобы объяснить, как люди кодируют информацию. Эта теория предполагает, что избирательное внимание работает, блокируя все сообщения, кроме одного, от проникновения в сознание.
Согласно модели Бродбента, избирательное внимание действует как избирательный фильтр. Нежелательная информация блокируется, в то время как важная информация становится известной.
Модель затухания Трейсмана
Еще одна теория избирательного внимания — модель затухания Трейсмана. Эта модель утверждает, что избирательное внимание временно снижает силу или эффективность отвлекающих стимулов, а не полностью их блокирует.
Гипотеза затухания Трейсмана предполагает, что избирательное внимание влияет на обработку отвлекающих факторов на более позднем этапе обработки информации. Когда избирательное внимание направлено на определенное место, любой шум или другие не относящиеся к делу раздражители в этой области будут менее заметны.
Почему важно избирательное внимание
Одной из основных причин важности избирательного внимания является то, что оно позволяет людям сосредоточиться на том, что происходит вокруг них, и игнорировать то, что не относится к делу или важно. Это избирательное внимание облегчает людям обработку информации, кодирование воспоминаний и повышает производительность при выполнении различных когнитивных задач.
Даже когда избирательное внимание не связано напрямую с памятью, исследования показали, что когда люди избирательны в своем внимании, они с большей вероятностью запоминают детали того, на чем они сосредоточились.
На самом базовом уровне избирательное внимание помогает нам в повседневной жизни, позволяя сосредоточить внимание на одном объекте, не отвлекаясь на другие стимулы или мысли.
Избирательное внимание и разделенное внимание
Избирательное внимание включает сосредоточение внимания на одном стимуле и отключение других, но не полное их игнорирование. Однако разделенное внимание требует одновременного пристального внимания к двум разным стимулам.
Распределенное внимание лучше всего проявляется, когда люди выполняют несколько действий одновременно. При сравнении избирательного и разделенного внимания выборочное слушание выходит на первое место, потому что оно приводит к лучшему воспроизведению в памяти, чем разделенное или рассеянное слушание.
Это избирательное преимущество показывает, насколько важной может быть способность выборочно обращать внимание на информацию для когнитивной деятельности, особенно если учесть, что многие когнитивные задачи включают как выборочное, так и разделенное внимание.
Резюме
Избирательное внимание позволяет сосредоточить внимание только на узкой части визуальной информации, не отвлекаясь на другие отвлекающие факторы. Эта селективная слуховая способность также связана с лучшей производительностью памяти.
Эта способность проявляется во многих аспектах жизни, например, когда вы сосредотачиваетесь на разговоре с кем-то, отфильтровывая фоновые звуки и разговоры в оживленном ресторане.
Часто избирательное внимание включает в себя разделенное слушание, что означает одновременное внимание к двум разным раздражителям, но выборочное слушание происходит, когда ваше слуховое восприятие сосредотачивается только на одном стимуле, не отвлекаясь на другие.
Источники:
Вишня ЕС.