Внушение убеждение заражение подражание: Подражание, заражение и внушение как механизмы влияния на человека

Подражание, заражение и внушение как механизмы влияния на человека

10.03.2020

Подражание направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.

Первым изучил этот феномен Г. Тардт, опубликовав труд «Законы подражания». Подражание, по Тардту, выполняет функции воспроизведения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно определенную стабильность социальных отношений и учреждений. Благодаря подражанию происходит «распространение нововведений» и одновременно благодаря этому механизму население Европы, как отмечал Г. Тардт, превратилось в «издание, набранное одним и тем же шрифтом и выпущенное в нескольких сотнях миллионов экземпляров». Уже в наши годы мы наблюдали действие этого механизма при смене мод.

Именно подражанию мы обязаны тем, что эталоны поведения стремительно тиражируются и мгновенно распространяются на всю общность. Г. Тардт рассматривал подражание как универсальное социальное явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в физике. Пытаясь объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, он писал, что подражания — это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения (Тардт, 1892)

Немецким социологом Г. Зиммелем подражание рассматривалось как «психологическое наследование». Вместе с тем он видел в подражании средство приобщения индивида к системе групповых ценностей, позволяющих избавиться от тяжести персональной ответственности и мук выбора за счет предпочтения той или иной модели поведения.

«Подражая, — писал Зиммель, — мы не только перекладываем с себя на других требование произвольной энергии, но одновременно и ответственность за совершенное деяние; так как оно освобождает индивидуума от мук выбора и позволяет ему выступать как сознание группы» .

В подражании  Зиммель видел одно из существенных средств взаимопонимания.

Другим важнейшим способом групповой интеграции является механизм социально-психологического заражения. Его истоки уходят в глубины человеческой истории, а проявления заражения бесконечно разнообразны: от заразительных ритуальных танцев и плясок членов первобытной общины до спортивного азарта или религиозного экстаза или массового политически окрашенного психоза (национализм, фашизм), захватывающих в различные исторические отрезки времени большие социальные группы людей.

До сих пор во многом неясными являются сам механизм и функции социально-психологического заражения. В отличие от подражания, являющегося формой адаптации индивида к нормам, шаблонам и эталонам навязываемого по отношению к нему извне поведения, заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Заражение характеризует во многом бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Оно осуществляется не через пассивное созерцание, а через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал страстей и чувств. В качестве средства психологического воздействия на группу заражение может использоваться с целью еще большего усиления групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место. 
 
Как средство компенсации недостаточно организованной сплоченности группы осуществляется при условии недостатка средств и информации относительно путей достижения необходимой сплоченности на какой-то рациональной основе. В фашистской Германии специальным приказом членам гитлерюгенда предписывалось коллективное прослушивание речей фюрера по радио. В толпе легче поддаются заражению.

Следующим механизмом воздействия человека на человека выступает внушение. Между заражением и внушением есть много общего. Как заражение, так и внушение являются способами групповой интеграции, способами сколачивания, объединения общности в одно целое путем создания общего психологического состояния, перерастающего затем в совместную групповую и массовую деятельность. Существует большая степень взаимовлияния заражения и внушения друг на друга. Посредством внушения может осуществляться заражение группы или большой массы людей единым эмоциональным настроем. Но если заражение единым социальным настроением оказывается результатом внушения, то в свою очередь заражение может выступать уже в качестве важной предпосылки дальнейшего повышения эффективности внушающего воздействия.

Однако существуют различия между внушением и заражением. В отличие от заражения, представляющего способ сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только предполагает, но даже исключает психическое состояние, равновеликое сопереживание эмоций и представлений объектом и субъектом внушения, индуктором и реципиентом. Внушение — это одностороннее заражение.

В. М. Бехтерев писал, что «внушение есть один из способов влияния одних лиц на другие, которое может происходить как намеренно, так и не намеренно со стороны влияющего лица и которое осуществляется иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании» «.

Особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, а также тех, для кого характерны доминирование ситуативного психического настроя, состояния неуверенности в себе. Важна степень авторитетности источника информации, которая в свою очередь располагает к доверию и снимает сколько -нибудь значительное сопротивление внушающему воздействию. Другими условиями, повышающими эффективность внушения, являются присутствие других, например митинг, ослабление воли и физическая усталость людей.

Внушение выступает значимым фактором общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений. Б. Д. Поршнев объяснял некоторые важнейшие страницы древнейшей истории человечества через действие механизмов внушения (суггестии) и контрвнушения (контрсуггестии). Суггестия объясняет зависимость человека от принудительных сил коллективных действий и представлений, уходящую в глубокие недра социальной психологии.

Контрсуггестия является ключом к пониманию процесса рождения «внутреннего мира», психической независимости личности. Воздействием этих механизмов объясняется и исторический процесс социальной дифференциации человечества (демографической и лингвистической), который нашел выражение, с одной стороны, в быстром расселении человека по материкам и архипелагам земного шара в течение первых 15-20 тыс. лет нашей истории и, во-вторых, в факте возникновения множественности языков из некогда единого праязыка. И тот, и другой процессы, считает Поршнев, могут быть рационально поняты как результаты контрсуггестии, т.е. сопротивления человека, находящегося под бременем межиндивидуального давления, внушающей силе слова в рамках первой исторической общности «мы» (Поршнев, 1971).

Ключевые слова: Внушение

Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.

Материалы по теме

Способы психологического воздействия на людей

Кишкель Е. Н. Управленческая психология

Убеждение в деловом общении

Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий

Механизмы психологического воздействия

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология

Методы психологического воздействия

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология

Сущность внушения

Зубалий Н. П., Лёвочкина А. М., Основы психотерапии

Гипносуггестия

Зубалий Н. П., Лёвочкина А. М., Основы психотерапии

Внешнее внушение в общении

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Внушение словом

Бубличенко М. М. — Гипнотические приемы в общении

1.Методы психологического воздействия (заражение, подражание, убеждение, внушение, манипулирование).

Психологическое влияние — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.

Заражение — психологический термин, обозначающий передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. Возникает как следствие усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Способность массовой аудитории к заражению используется массовыми коммуникациями посредством определенным образом переданной информации с целью одновременного приведения к определенным действиям большой массы людей.

Эффект психологического заражения зависит от однородности группы, ее единства, сплоченности, интеллектуального статуса, степени взаимного доверия, а следовательно, и взаимной внушаемости. В то же время надо признать, что особая роль в осуществлении психологического заражения принадлежит субъекту воздействия, особенно его эмоциональности, воли, коммуникативным умениям, артистизму и внешним данным.

Оратор, обладая большим речевым эмоциональным зарядом передаёт своё психическое настроение аудитории, заставляя её реагировать на свою речь в нужном ему направлении.

Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого. Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Убеждение — сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

Внушение — это сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Внушение происходит при условиях: авторитетности источника внушения; доверие к источнику внушения; отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

Особенностью внушения, в отличие от убеждения, является его адресованность не к логике и рассудку личности, и не к способности анализировать, сравнивать и обобщать. В процессе внушения не надо что-либо логически доказывать или заставлять осмысливать, здесь действуют совершенно другие механизмы. Внушенное порождает веру во что-то. А это достигается главным образом формой сказанного — важно не что сказал, а как сказал, но сказал очень выразительно, ярко, эмоционально.

Внушение невозможно при отсутствии смыслового содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что — либо внушить на незнакомом ему языке.

Манипуляции — это скрытое управление личностью, воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Психологическая манипуляция – это метод воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным поведением, выгодным манипулятору). Применяется политиками, идеологами, воспитателями; мошенниками; в процессе переговоров, дискуссий, диспутов; в предвыборных компаниях и т.д.

Подражание, заражение, внушение: о мимесисе и обществе

Содержание Описание книги

ISBN 9780367478049

252 страницы 6 ч/б иллюстраций

Опубликовано 14 сентября 2020 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
варианта доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Первоначальная цена $52,95

Цена продажи USD $ 42,36

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Добавить в список желаний

ISBN 9781138490642

250 страниц 6 ч/б иллюстраций

Опубликовано 17 января 2019 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
варианта доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Первоначальная цена $170,00

Цена продажи долл. США 136,00 долл. США

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Добавить в список желаний

ISBN 9781351034944

250 страниц 6 ч/б иллюстраций

Опубликовано 16 января 2019 г. к Routledge


Узнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

Также доступно в виде электронной книги по адресу:

  • Amazon Kindle открывается в новой вкладке или окне
  • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
    (покупка для организаций)Открывается в новой вкладке или окне

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Купить электронную книгу $52,95 42,36 доллара США $52,95 Аренда на 6 месяцев $ 29,13 $ 29,13 $ 29,13 Аренда на 12 месяцев 34,42 доллара США 34,42 доллара США 34,42 доллара США

добавить в корзину

Добавить в список желаний

Продолжить покупки

Террористические атаки, похоже, имитируют другие террористические атаки. Массовые расстрелы, похоже, имитируют предыдущие массовые расстрелы. Финансовые трейдеры, похоже, подражают другим трейдерам. Это не новое наблюдение, что люди часто подражают другим. Некоторые могут даже предположить, что мимесис лежит в основе человеческого взаимодействия. Однако понимание такого мимесиса и его более широких последствий — нетривиальная задача. Подражание, заражение, внушение проливает важный свет на то, как общество тесно связано с миметическими паттернами и характеризуется ими.

Взяв за основу дискуссии конца девятнадцатого века о подражании, заражении и внушении, книга исследует теоретическую основу, в центре которой находится мимесис. В этом томе исследуются некоторые из ключевых социологических, психологических и философских дебатов о социальности и индивидуальности, которые возникли на волне теории подражания, заражения и внушения в конце XIX века и в которых участвовали такие известные мыслители, как Габриэль Тард, Эмиль Дюркгейм. и Фридрих Ницше. Кроме того, том демонстрирует, каким образом важные аспекты этой теории были мобилизованы на протяжении двадцатого века и как они могут способствовать современному анализу актуальных вопросов, касающихся, например, неврология, социальные сети, социальные сети, агентное моделирование, терроризм, вирусология, финансовые рынки и теория аффектов.

Одна из важных идей, выдвинутых в теориях подражания, заражения и внушения, состоит в том, что индивидуума следует рассматривать не как суверенную сущность, а скорее как нечто глубоко сформированное извне. Другими словами, решения, которые принимают люди, могут быть невольной имитацией решений других людей. На этом фоне книга представляет новые направления для социальной теории и социологических исследований, которые серьезно относятся к предположению о том, что индивидуальность и социальное могут конституироваться миметически.

Часть I: Введение

1. Подражательные, заразные и внушаемые корни современного общества: на пути к миметическому основанию социальной теории

Кристиан Борх

Часть II: Исторические корни: рост теории подражания, заражения и внушения

2. Миметическое бессознательное: зеркало для генеалогических размышлений

Nidesh Lawtoo

3. Дюркгейм о подражании

Бьорн Ширмер

4. Мимесис как социальная практика самообразования

Катя Роте

Часть III: Адаптации: распространение миметического мышления

5. Рыночный мимесис: имитация, заражение и внушение на финансовых рынках

Кристиан Бондо Хансен и Кристиан Борх

6. #Заражение

Пета Митчелл и Феликс Виктор Мюнх

7. «Charlie Hebdo» и две стороны подражания

Элизабетта Бриги

8. Вирусная болтовня и загробная жизнь заражения

Robert Peckham

9. Заразные агенты: эпидемии, сети, компьютерное моделирование

Себастьян Велькен

Часть IV: Оглядываясь назад, чтобы заглянуть вперед: переосмысление индивидуальности и социального

10. Распаковка I-C-S: Montaigne and the Project of the Self

Дэвид Тэйвс

11. Реактивное: социальный опыт поверхности и глубины

Андреа Муби Бригенти

12. Внушение, аффект и умозрительная наука

Лиза Блэкман

Биография

Кристиан Борх — профессор экономической социологии и социальной теории факультета менеджмента, политики и философии Копенгагенской школы бизнеса, Дания.

Мы предлагаем бесплатную стандартную доставку каждого заказа по всему миру.

Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)

Добавить в корзину

Эта книга входит в следующую серию книг:

  • CRESC

Заражение, внушение, подражание: уроки пандемии COVID-19

Беспощадные бои из-за туалетной бумаги в Австралии. Коммунальное пение из окон в Италии. Каскад закрытия границ по всему миру. То, как мы реагируем на COVID-19, раскрывает нечто захватывающее в отношении вирусов и людей: заражение является частью нашего образа действий . Заболевания заразны при передаче от человека к человеку. Но, как указывает Oxford English Dictionary , «в переносном смысле contagious может описывать распространение хороших вещей, таких как смех и энтузиазм, или плохих, таких как насилие и паника».

Фигурально или нет, загадочное поведение и (не)адекватные политические и экономические меры, принимаемые отдельными лицами, группами и правительствами в разгар нынешней пандемии коронавируса, показывают, насколько сильно мы влияем друг на друга. Мы склонны к внушению и эмоциональному заражению. Как ни странно, это означает, что нас вирусный перед лицом вируса. Заражение и внушение являются гранями подражания. И действительно, мы по существу подражательные существа. Мы следуем причудам, карикатурно изображаем странные причуды наших начальников (когда мы думаем, что они не смотрят) и учимся простым и сложным задачам путем имитации.

Но это мы уже слишком хорошо знаем, или нет? Давайте пересмотрим то, что мы знаем о заражении, внушении и подражании.

Хотите, чтобы лучшие материалы о религии и этике доставлялись на ваш почтовый ящик?

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку.

Знаменито изгоняя поэтов из полиса , Платон выражает свое глубокое неодобрение подражания. Поэты, как и другие художники, оспаривает он, — обманщики, которые кормят нас воображаемыми искажениями, а не реальными вещами. Полагая, что наши склонности к подражанию могут быть ограничены разумом, Платон утверждает, что добропорядочный гражданин не поддается своим инстинктам подражания, но его можно научить эффективно контролировать себя. И здесь в дело вступает Аристотель. Образованный член общества способен поставить разум выше своих врожденных способностей к подражанию. В то время как мы начинаем учиться, подражая нашим родителям, братьям, сестрам и учителям, наше нравственное развитие требует сознательного, аргументированного участия в решении текущих вопросов. Аристотель учит нас, как обсуждение и дебаты позволяют нам реагировать на кризис информативно, а не импульсивно.

Как только разговор о подражании становится интересным, философия теряет шар, отодвигая его на столетия к областям теологии и искусства, пока отец современной философии Рене Декарт не пересматривает ее в 1600-х годах. Француз предлагает менее наивный взгляд на силу подражания, чем философы-классики. Задумывая подражание по отношению к средневековому благоговению перед образцами, Декарт находит его влияние, прямо скажем, изнурительным , и в конечном счете неуправляемым средствами разума. Восхищение классикой и подражание ей следует отложить в сторону, если мы хотим считать себя по-настоящему современными. Поэтому, настаивал Декарт, давайте не будем полагаться на авторитет, но будем бдительно следить за подражанием.

Разговор о подражании получает важную окраску от Баруха Спинозы, который понимает его как существенно аффективное и воплощенное. Это означало бы, согласно этому голландскому еретику семнадцатого века, что подражание у людей бессознательно и часто смешивается с эмоциями, которые могут привести к амбивалентным результатам любви и ненависти, принятия и насилия. А подражание, по большому счету, иррационально и неконтролируемо. Позднее эти догадки частично подтверждаются такими людьми, как основатель современного рынка Адам Смит, отец экзистенциализма Сёрен Кьеркегор и усатый мизантроп Фридрих Ницше.

Кьеркегор осознал аффективные и интуитивные измерения подражания, слушая бессмысленную проповедь, произнесенную одним из его современников, епископом Мюнстером. Сразу заметив скудное содержание проповеди, Кьеркегор не удержался и был унесен эмоциональным заражением, вызванным сентиментальной и напыщенной манерой речи Мюнстера.

Этот опыт спонтанного и непроизвольного заражения не является чем-то необычным для нас. Не удивляйтесь, если время от времени вы обнаружите, что напеваете нелепую поп-песню, которая раздражает вас до точки кипения. Вы можете проследить виновника до неприятного приятеля-бегуна в вашем местном спортзале, который за два дня до этого слишком громко включил эту песню, когда вы набивали свои драгоценные мили на беговой дорожке. И, вероятно, вы двое бежали в одном темпе.

Как эта довольно безобидная склонность к нерефлексивной и бессознательной настройке связана с нашей реакцией на COVID-19? Наша склонность к внушаемому подражанию действиям, ценностям и эмоциям объясняет такие реакции, как страх и паника . Поскольку мы социальные животные, мы подвержены распространению беспокойства и страха, и это мешает нам принимать решения. Говоря о взаимосвязи между аффективным заражением и страхом, Анна Гиббс утверждает, что разросшаяся тревога может легко перерасти в панику, что фактически означает неконтролируемое господство эмоций, которые невозможно обуздать рациональными аргументами. Значительно влияя на наши когнитивные способности, паника приводит к «бешеной, но бессмысленной или обреченной на провал борьбе или бегству», пишет Гиббс.

Независимо от того, проявляются ли они в (теперь) глобальном феномене безумных приобретений туалетной бумаги или, как утверждает рыночный аналитик Кристиан Борх, в лавинах покупок или ликвидаций на фондовом рынке, эти начинания коренятся в нашей подражательной природе. Срабатывает своего рода эффект FOMO, особенно когда мы сами имеем удовольствие наблюдать за этими действиями.

При этом заражение не обязательно носит уничижительный характер. Заметный обмен мнениями между американской конгрессменом Александрией Окасио-Кортез и шведской активисткой Гретой Тунберг был адекватно озаглавлен «Надежда заразительна» на сайте 9.0224 Хранитель . Заразительны также усилия этих двух пионеров социального равенства и борьбы с изменением климата. Они достойны восхищения. Воздействуя в основном на эмоциональный и бессознательный регистр, восхищение ведет к подражанию.

Механизм панического заражения широко используется в политике. Если оставить в стороне некоторые очевидные примеры социотехнического распространения страха и беспокойства во время холодной войны по обе стороны занавеса, мы только что стали свидетелями искусного жонглирования паникой и страхом в недавнем обращении к нации президента Франции Эммануэля Макрона. . Борьба с распространением COVID-19Президент Макрон обращался к лексике «война» (не менее пяти раз), «враг» (не менее трех раз), а также «паника» (не менее трех раз). Заразительное и дразнящее взаимодействие повторений и аффективного подражания было рассмотрено Нидешем Лоутоо. В своей работе Лоутоо прослеживает преднамеренное использование человеческой восприимчивости к заражению, а также аффективную мимикрию и виктимизацию меньшинств от исторического зарождения фашизма до современной популистской политики, охватившей мир.

Тем не менее, виктимизация, кажется, работает, когда я думаю о том, каким вирусным стала (не)известная борьба за рулоны туалетной бумаги. Французский антрополог Рене Жирар говорит нам, что в моменты кризиса мы инстинктивно ищем способы разрядить его. Один из способов добиться этого — найти козла отпущения и стать жертвой. Бессознательные механизмы подражания работают, когда мы смеемся над сумасшествием драки из-за туалетной бумаги, осуждаем вовлеченных людей за иррациональность или просто жадность или вознаграждаем себя за то, что не поддались оптовым закупкам.

Без излишнего морализаторства я предлагаю воспользоваться возможностью извлечь уроки из кризиса COVID-19 о важности внушения и подражательных и заразительных аспектах нашей сложной человечности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts