Тестирование по педагогике по теме:»Основы педагогики дошкольного воспитания».
Тесты по педагогике .
1. К видам наказания в педагогике относятся:
+ а) моральное и словесное осуждение,
б) штрафы и взыскания,
в) лишение права на образование.
2 — тест. Развитие педагогики обусловлено:
а) чередой научно-технических революций в ХХ веке,
+ б) осознанной потребностью общества в формировании подрастающего поколения,
в) вниманием элиты к проблемам развития низших социальных слоев.
3. Педагогика – это наука о
а) воспитании ребенка в условиях образовательных учреждений,
+ б) образовании и воспитании человека, преимущественно в детстве и юности,
в) свободном формировании личности человека с рождения до старости.
4. Социальная педагогика – это наука
+ а) о воздействии социальной среды на формирование личности человека,
б) о воспитании ребенка в рамках системы образования,
в) о формах взаимодействия личности и общества.
5. Что собой представляет мировоззрение человека?
+ а) Система взглядов человека на окружающую действительность – природу и общество.
б) Осознание собственного «я» в процессе социального взаимодействия.
в) Оценка деятельности государства с точки зрения гражданина.
6. Предметом педагогики выступает
а) процесс обучения ребенка в образовательных учреждениях,
б) процесс общения педагога с учеником,
+ в) процесс формирования и развития личности в ходе ее обучения и воспитания.
7. Социализация – это
+ а) процесс вхождения индивида в социальную среду путем овладения социальными нормами,
б) процесс обучения учащихся в дошкольных и школьных образовательных учреждениях,
в) процесс непрерывного образования индивида в течение его жизни.
8. Метод воспитания – это
а) способ стимулирования развития воспитуемого путем предъявления ему эталона,
б) актуальный для определенного возраста способ формирования знаний, умений и навыков,
+ в) способ воздействия на сознание, волю и чувства воспитуемого с целью выработки у него определенных убеждений.
9. Наказание – это
+ а) метод педагогического воздействия, предупреждающий нежелательные поступки,
б) метод выявления пороков развития личности,
в) основной метод воспитания и развития личности.
10. Личность в педагогике выражается совокупностью
а) знаний, умений и навыков,
+ б) социальных качеств, приобретенных индивидом,
в) биологических и социальных признаков.
11. Тесты — Термин «педагогика»
а) предложен Вольтером для обозначения нового направления философии,
+ б) восходит к древнегреческому источнику,
в) был признан в XIX веке в связи с успехами возрастной психологии.
12. Источники дошкольной педагогики как науки – это
а) народные сказки и легенды,
б) нормативные акты в сфере дошкольного образования,
+ в) экспериментальные исследования и передовой педагогический опыт.
13. Термин «педагогика» произошел от
а) латинского «ребенок» + «воспитывать»,
б) греческого «ребенок» + «учить»,
+ в) греческого «ребенок» + «водить».
14. Предметом педагогики является
+ а) процесс формирования и развития личности в ходе ее обучения и воспитания,
б) формирование дидактического инструментария для обучения ребенка,
в) нормативно-правовая база, обеспечивающая непрерывное образование ребенка.
15. Образование – это
+ а) целенаправленный процесс воспитания и обучения,
б) процесс взаимодействия педагога и учащегося,
в) система государственных и муниципальных учреждений.
16. Педагогика как наука
а) сформировалась в Древней Греции в трудах Аристотеля,
б) сформировалась в ХХ веке после появления работ Выготского,
+ в) сформировалась в XVII веке в работах Коменского.
17. Дидактика – это раздел педагогики,
а) изучающий основы формирования личности в образовательном процессе,
+ б) рассматривающий вопросы обучения,
в) изучающий вопросы воспитания.
18. Государственные стандарты в педагогике – это
+ а) официальные, закрепленные документально требования, предъявляемые к содержанию образовательного процесса и его обеспечению,
б) максимальные показатели, к которым должны стремиться все учащиеся,
в) социально одобряемые результаты образовательной деятельности.
19. Ступени школьного образования в РФ включают
а) начальное, среднее и старшее образование,
+ б) начальное общее, основное общее и полное общее образование,
в) дошкольное, школьное и высшее образование.
20. Самообразование – это
+ а) процесс получения знаний и формирования умений и навыков, инициированный учащимся вне рамок системы образования в любом возрасте,
б) обучение учащихся на дому со сдачей экзаменов в учебном заведении,
в) подготовка к итоговой аттестации вне учебного заведения.
Тест № 21. Педагогический эксперимент –
а) самопроизвольное изменение педагогического процесса, мотивированное изменениями педагогических условий,
б) регистрация фактов в процессе обучения и воспитания,
+ в) контролируемое преобразование педагогического процесса для обоснования научной гипотезы.
22. К методам педагогического исследования относятся
а) порицание и моральное осуждение,
б) поощрение и награждение,
+ в) изучение педагогической практики.
23. Системно-деятельностный подход в педагогике связан с именами
+ а) Выготского, Эльконина, Давыдова,
б) Коменского, Бэкона,
в) Зимней, Краевского, Лебедева.
24. Термин «зона ближайшего развития» предложен
+а) Выготским,
б) Занковым,
в) Элькониным.
25. Формирующий эксперимент в педагогике
+а) требует специально разработанных заданий для проверки педагогической гипотезы,
б) проводится втайне от учащихся в обязательном порядке,
в) синонимичен естественному эксперименту.
26. Констатирующий эксперимент в педагогике
а) синонимичен формирующему,
б) направлен на обязательное изменение педагогических условий,
+в) связан с измерениями фактического состояния элементов образовательного процесса.
Тест. 27. Первые основополагающие исследования о возрастных особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста проводили
+а) Пиаже, Выготский,
б) Бэкон, Коменский,
в) Монтессори.
28. Теоретические основы развивающего обучения разрабатывали
а) Гальперин, Талызина,
+б) Блонский, Выготский,
в) Эльконин, Давыдов.
29. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте
а) становится основной,
+б) остается важной, но вспомогательной,
в) прекращается.
30. Личностное общение становится ведущей деятельностью
+ а) в подростковом возрасте,
б) в младшем школьном возрасте,
в) в дошкольном возрасте.
31. Принципы обучения впервые сформулировал
а) Аристотель,
+ б) Коменский,
в) Сухомлинский.
32. В переводе с греческого педагогика означает
+ а) «веду ребенка»,
б) «учу ребенка»,
в) «понимаю ребенка».
33. Система педагогических наук включает
+ а) дошкольную педагогику,
б) соционику,
в) возрастную психологию.
34. В когнитивную составляющую самосознания входит
а) самовоспитание,
б) саморазвитие,
+ в) знание личности о себе.
Тест № 35. Личностные свойства, обусловленные социально, это
а) иерархические отношения,
+ б) ценностные отношения,
в) субъектно-объектные отношения.
36. Правило от легкого к трудному относится к принципу
+ а) систематичности и последовательности,
б) логичности,
в) аргументированности и доказательности.
37. Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности – это
а) повод,
+ б) мотив,
в) причина.
38. Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности – это
+ а) образование,
б) развитие,
в) взросление.
Правильные ответы в тестах по педагогике обозначены » + «
Психосоциальный диссонанс и учебно-профессиональная мотивация студентов — Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы
‘; for (var i = 0; i
55
Аннотация
В тезисах описывается исследование психосоциального диссонанса и мотивации студентов. Выявляются особенности учебно-профессиональной мотивации и психосоциального диссонанса студентов в связи с различиями по курсам и половой принадлежности, а также сравнение студентов и окончивших вуз более 20 лет назад (связь поколений студентов).
Ключевые слова: психосоциальный диссонанс, учебно-профессиональная мотивация, студенты, динамика учебно-профессиональной мотивации
Рубрика издания: Эксперимент в возрастной и педагогической психологииТип материала: материалы конференции
Для цитаты: Васина В. В. Психосоциальный диссонанс и учебно-профессиональная мотивация студентов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.
Фрагмент статьи
Издавна исследователей интересовало, что побуждает человека к совершению того или иного поступка, что в течение долгих лет направляет его активность, а иногда определяет всю его жизнь в целом. В конце прошлого века было замечено, что успешность деятельности во многом определяется характером побуждения к ней, т. е. тем, что толкает человека к совершению того или иного действия. С тех пор особое состояние человека, заставляющее его действовать в определенном плане или бездействовать, стали называть мотивом. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Под мотивом понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.
Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный–слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности, т. е. психосоциальный диссонанс, как несоответствие представлений субъектов взаимодействия нормам эталонной социальной группы (Халитов, 2007; Васина, 2009). Отношение к профессии, мотивы выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения. Это показывает актуальность темы исследования и привело к необходимости создания авторской методики, основанной на иерархичности мотивов и потребностей студенческой молодежи.
Полный текст
Издавна исследователей интересовало, что побуждает человека к совершению того или иного поступка, что в течение долгих лет направляет его активность, а иногда определяет всю его жизнь в целом. В конце прошлого века было замечено, что успешность деятельности во многом определяется характером побуждения к ней, т. е. тем, что толкает человека к совершению того или иного действия. С тех пор особое состояние человека, заставляющее его действовать в определенном плане или бездействовать, стали называть мотивом. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Под мотивом понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотиваторов могут выступать идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии: от витальных, биологических до высших, социальных.
Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный–слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности, т.е. психосоциальный диссонанс, как несоответствие представлений субъектов взаимодействия нормам эталонной социальной группы (Халитов, 2007; Васина, 2009). Отношение к профессии, мотивы выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения. Это показывает актуальность темы исследования и привело к необходимости создания авторской методики, основанной на иерархичности мотивов и потребностей студенческой молодежи.
При рассмотрении целей и мотивов студентов в учебном процессе существенную роль в формировании широких социальных и профессиональных мотивов играет целенаправленное профессиональное воспитание студентов педагогами – активными участниками образовательного процесса. Уже на первом курсе студенты должны хорошо представить себе общественную значимость профессии, основные ее требования к личности и активно развивать у себя профессионально важные качества. В высшей школе выработка у студентов сознательного, творческого отношения к учебе находится в прямой зависимости от степени осведомленности их о своей будущей специальности, о нуждах и перспективах развития отрасли экономики, определяющей профиль вуза. В реальной действительности очень часто существует психосоциальный диссонанс между интересом абитуриента к выбираемой специальности и недостаточностью представлений о требованиях, которые предъявляет к человеку работа по этой специальности, о своих возможностях и способностях к труду по выбираемой специальности.
Выборка исследования 2007–2009 гг. состояла из 500 студентов различных ссузов и вузов г. Казани. Использовались стандартизированные методики (К. Замфир, А. Реан, Т. Элерс).
Для исследования обсуждаемой проблемы была создана «Методика диагностики учебно-профессиональной мотивации» (Васина, Халитов, 2009) по пяти уровням, которые соответствуют пяти уровням потребностей А. Маслоу: физиологические, потребность безопасности, общения, уважения и признания, самоактуализации. Между этими потребностями устанавливается четкая иерархия. Данная методика может использоваться: а) для проведения массовых опросов; б) для выявления структуры учебно-профессиональной мотивации конкретной личности и др. Выявленный коэффициент надежности данного теста по шкале учебной мотивации составляет 0,91; по шкале профессиональной мотивации – 0,95; по общей учебно-профессиональной мотивации – 0,94. Результаты тестирования весной 2008 г. хорошо согласуются с результатами ретестирования, проведенного осенью 2008 г. Доказана валидность данного теста пятиуровневой мотивации при помощи сравнения результатов с известными тестами мотивации К. Замфир, А. Реан и Т. Элерса. Результаты по тесту мотивации Замфир – Реан: максимальное значение имеют внутренние мотивации, что соответствует уровню самореализации по нашему тесту, и внешние положительные мотивации, что соответствует уровню материальных благ по нашему тесту. Внешние отрицательные мотивации находятся на последнем месте, что соответствует уровню безопасности по нашему тесту.
Максимальное значение мотива показывает доминирующий уровень. Минимальное значение показывает незначимый уровень. Это означает, что исследуемый имеет потребности на соответствующих уровнях и соответственно его интересы, ценности и другие факторы мотивации находятся на этом уровне. Поэтому в случае необходимости работы с этим испытуемым знание уровня позволит более грамотно и эффективно использовать другие методики и на доминирующем уровне использовать соответствующие стимулы.
Результаты исследований по методике «Диагностика учебно-профессиональной мотивации» показали, что самые высокие значения мотиваций имеют материальный, физический, предметный уровень № 1 (3,95) и уровень самореализации, единый, духовный № 5 (4,2) (Васина, Халитов, 2009). Это говорит о том, что для студентов наибольшую ценность представляет материальное обеспечение и реализация самого себя. Малые значения уровня признания и принадлежности свидетельствует о том, что студенты слабо связаны в социальные группы в учебном процессе. Совсем низкие значения мотивации учебно-профессиональной деятельности на уровне безопасности свидетельствуют об отсутствии страха. Мотив материальной заинтересованности не нуждается в подробных комментариях, в таком обозначении он и используется в большинстве отечественных исследований, посвященных мотивам трудовой деятельности. Мотив самореализации близок к самоактуализации Маслоу, но не тождествен ему. Во всяком случае, вектор сил здесь, так же как и в случае самоактуализации Маслоу, направлен от субъекта к объекту, а не наоборот. Непосредственным побудительным стремлением к работе является не желание что-то приобрести для себя (деньги, престиж, влияние, дружбу, новые впечатления и т. д.), а что-то отдать другим, реализовать себя в труде.
Стандартные отклонения (σ) показывают инертность (стабильность) показателей. Чем меньше стандартное отклонение, тем больше инертность, стабильность. При этом групповой показатель трудно изменить, т. е. изменить состояние группы по этому показателю. Чем больше стандартное отклонение, тем меньше инертность, тем более мобильна группа, легче изменить групповое представление по этому показателю. Наиболее инертны, с малыми значениями σ, т. е. более устойчивы показатели мотивов материального уровня и уровня саморазвития, самореализации. Эти мотивы в группе студентов трудно изменить. Наименее инертны, с большими значениями σ, т. е. легко изменяемы (может быть пока не актуальны) мотивы «групповые – № 3», «статусные – № 4». Это, возможно, связано с недостаточной социализацией студентов, малой значимостью групповых интересов.
Психосоциальный диссонанс проявился в том, что низкое значение показателей мотивации выявлен у 40% юношей и только у 10% девушек. Анализ полученных данных в нашем исследовании показал, что у девушек чаще, чем у юношей, встречается высокий и средний уровень мотива достижения. Так, выяснилось, что мотивация имеет больше различий в зависимости не от возраста, а от пола студентов. Существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины. Вторая, что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья – мужчины и женщины обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности.
При эмпирическом выявлении динамики учебных установок у студентов по курсам на сегодняшний день выяснено, что первый курс психологов готов получить любой диплом гуманитарного цикла, четвертый курс мотивирован материальным обеспечением будущей профессии с учетом знаний по психологии, но при этом не обязательно быть психологом. Студенты первого курса технических специальностей выбрали ее, имея хорошие оценки по математике и физике, но это не дает гарантии их будущей работы по выбранной специальности на должности инженера. Высок процент отсева с этих специальностей, но выпускники считают одной из основных учебных установок – возможность дальнейшей работы в руководящем звене и быстрый карьерный рост.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Определены тенденции психосоциального диссонанса в динамике учебно-профессиональной мотивации студентов:
- Диссонанс учебно-профессиональной мотивации по курсам не обнаружен: средние значения изучаемых переменных по курсам в целом статистически не различаются. Отсутствие значимых различий между переменными по курсам обучения указывает на стабильность элементов структуры мотивации учебной деятельности студентов.
- Обнаружен диссонанс между значениями учебной мотивации групп юношей и девушек.
- Обнаружен диссонанс между результатами учебно-профессиональной мотивации современного студенчества и лицами старшего возраста, получавшими высшее образование до 20 лет назад. Таким образом, наметились тенденции психосоциального диссонанса и изменений учебных установок не внутри одного поколения, а между поколениями студенчества, что связано с глобальными изменениями социальной жизни общества.
В заключение отметим практическую значимость полученных результатов.
- Уяснение динамики учебных установок и ценностей важно и для практических психологов, и для педагогов, и для юристов, да вообще для всех, кто имеет дело с людьми (в семье, школе, на производстве и т. д.). Акцентирование внимания только на одной из причин может привести к неправильному суждению о человеке и к непоправимым ошибкам.
- Зная особенности мотивационной сферы, в том числе установок и ценностей в учебно-профессиональной деятельности учащихся, и тенденции ее становления (динамики), педагог точнее ориентируется в причинах, изменяющих их отношение к обучению.
- В качестве практического применения можно указать, что в профориентации абитуриентов необходимо изучать не только их врожденные способности, задатки, проявляющиеся в темпераменте, но и интересы, мотивы, установки, ценности. Однозначных рекомендаций по выбору профессиональной деятельности, даже зная тип темперамента, дать студенту нельзя, так как необходимо учитывать весь комплекс причин, по которым выбирается та или иная специальность.
- При формировании компетентного специалиста в профессиональном образовании решающую роль играют психолого-педагогические условия, компетенции и мотивы студентов, педагогов, производственников, руководителей и общества. Согласно принципу относительности человек находится в комфортном психическом равновесии, если имеет показатели своих психологических конструктов в пределах нормы окружающей его социальной среды, что практически по всем показателям невозможно. Если показатели выходят за пределы социальной нормы, при взаимодействии возникает несоответствие компетенций и мотивов, т. е. психосоциальный диссонанс, что создает напряженность, как у личности, так и в социальных группах. Эта напряженность либо приводит к стрессам, саморазрушению, либо является движущей силой развития, формирования специалиста (и социальной группы).
Литература
- Васина В.В., Халитов Р.Г. Нелинейная модель психосоциального диссонанса как характеристика взаимодействия личности, социальных групп, общества // Городское здравоохранение. 2009. № 2. С.23–25.
- Васина В.В., Халитов Р.Г. Учебно-профессиональная мотивация участников образовательного процесса // Межрегиональная научно-практическая конференция «Принципы, технологии и диагностика воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования». 22.04.09. Казань: ИПППО РАО, 2009. С. 103–108.
- Халитов Р.Г. Нелинейная модель диссонанса в больших социальных группах // Казанский педагогический журнал. 2007. № 2 (50). С. 98–101.
Васина Вероника Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального обрзаования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4553-6442, e-mail: [email protected]
Что такое внутренняя мотивация и как она работает?
| Определение внутреннего | Примеры | Чем хороша внутренняя мотивация | Внутренние награды | Теории Мотивации | Как повысить внутреннюю мотивацию |
Что такое внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация — это внутреннее побуждение, которое побуждает человека заниматься деятельностью не ради внешнего вознаграждения, а потому, что само действие доставляет удовольствие. Другими словами, человек мотивирован весельем, вызовом или удовлетворением, связанным с деятельностью, а не внешним результатом, давлением или вознаграждением.
В психологии внутренняя мотивация известна как лучший тип мотивации.
Определение «внутреннего»
Чтобы понять внутреннюю мотивацию, мы сначала должны понять, что именно означает, что что-то является внутренним.
Слово «внутренний» означает, что что-то присуще природе. Иногда его называют «внутренним», что означает нечто, исходящее изнутри.
В психологии различают два основных типа мотивации: внутреннюю мотивацию и внешнюю мотивацию 1 .
И, как вы, возможно, уже догадались, внешняя мотивация относится к выполнению деятельности для достижения определенного результата, например получения вознаграждения или избежания наказания.
Вместе внутренние и внешние мотивы составляют основные причины, установки и цели, определяющие поведение человека.
По сути, это «почему» мы делаем то, что делаем.
Примеры внутренней мотивации
Вот несколько примеров внутренней мотивации.
- изучайте математику, потому что вам нравится решать задачи, а не потому, что вы хотите порадовать своих родителей
- заниматься теннисом, потому что это весело, а не потому, что вы хотите выиграть награду
- играть на пианино, потому что вам нравится заниматься музыкой, а не для того, чтобы избежать наказания
- чтение романа для удовольствия, а не потому, что вам нужно написать отчет о книге
- занимайтесь волонтерством, потому что вам нравится помогать другим, а не потому, что вы хотите нравиться другим
- усердно работать, потому что вам нравится делать это хорошо, а не получать бонусы
- прогулка, чтобы расслабиться вместо того, чтобы похудеть
- играйте с ребенком, чтобы получать удовольствие от совместного времяпрепровождения, а не потому, что хотите избежать истерики
- сказать спасибо, потому что вам нравится выражать признательность вместо того, чтобы следовать социальным правилам
- готовить еду, потому что вам нравится готовить блюда, а не потому, что вы голодны
- делать поделки, чтобы получать удовольствие от творчества, а не продавать их за деньги
- делать работу по дому, потому что вам нравится организовывать, но вы хотите получать пособие
- учить новый язык, потому что вам нравится изучать новые вещи, а не потому, что вы хотите работать за границей
- занимаетесь с маленькими детьми, потому что вам нравится их учить, а не потому, что вы хотите получать зарплату
- помогать ближнему, потому что вам нравится помогать другим, а не потому, что вы хотите, чтобы они отплатили вам тем же
Почему внутренняя мотивация — это хорошо
Внутренняя мотивация считается лучше внешней, потому что люди с внутренней мотивацией с большей вероятностью будут 1 :
- Успешный – Они достигают лучших результатов.
- Приверженность — У них более сильное чувство личной приверженности.
- Настойчивость — Они работают более настойчиво и с меньшей вероятностью бросят работу, столкнувшись с трудностями.
- Креативность – Они более креативны и чаще предлагают новые идеи и решения. Внутренняя мотивация является важным компонентом творчества.
Что такое внутреннее вознаграждение
Существует множество видов деятельности, которыми мы занимаемся просто ради удовольствия или удовлетворения, которое они приносят.
Они могут включать такие действия, как:
- Чтение романа
- Занятия спортом
- Обучение новой задаче
- Сбор головоломки
- Волонтерство
Мы делаем эти действия не обязательно для того, чтобы что-то произвести или получить какое-либо вознаграждение, а потому, что нам нравятся задачи, и они заставляют нас чувствовать себя счастливыми или удовлетворенными.
Эти чувства наслаждения, счастья или удовлетворения психологи называют внутренними наградами (иногда их называют внутренними или внутренними наградами).
Внутреннее вознаграждение стимулирует внутреннюю мотивацию.
Некоторые примеры внутреннего вознаграждения:
- Чувство компетентности при освоении новой задачи или навыка,
- Чувство выполненного долга, когда вы видите успех в своей работе,
- Чувство принадлежности, когда вы участвуете в групповых мероприятиях, и
- Ощущение смысла, когда вы работаете волонтером в некоммерческой организации или наставляете кого-то.
Теории мотивации
Теория самоопределения (SDT)
Теория самоопределения утверждает, что опыт человека в отношении автономии, компетентности и привязанности может повлиять на его внутреннюю мотивацию.
Это означает, что внутренняя мотивация может усиливаться или ослабляться при определенных условиях 2 .
Исследования показали, что одним из наиболее значимых мотивирующих факторов является чувство компетентности .
Например, когда вы выполняете сложную задачу или успешно осваиваете новый навык, вы испытываете чувство выполненного долга, что делает вас счастливым. Затем у вас появляется внутренняя мотивация сделать это снова или попытаться еще больше освоить это.
Хорошей иллюстрацией этого являются видеоигры.
Игроки, успешно перешедшие с одного уровня на другой, чувствуют себя компетентными. Это одна из причин, по которой хорошо разработанные видеоигры вызывают такое привыкание. У геймеров есть внутренняя мотивация играть ради самой деятельности, а не ради внешнего вознаграждения 3 .
Таким образом, события и структуры, которые вызывают чувство компетентности, могут увеличить удовольствие. Они включают в себя оптимальный уровень сложности, положительную обратную связь о компетентности и отсутствие унизительных оценок.
Но не хватает важной детали.
Внутренняя мотивация развивается только при определенных условиях.
Внутренняя мотивация исходит из ощущения индивидом того, что он выполняет действие по своему «свободному выбору». Другими словами, нужно думать, что у них автономии , чтобы выбрать, следует ли участвовать в поведении.
В одном классическом исследовании, которое прекрасно демонстрирует это явление, исследователи попросили студентов колледжа решить головоломку, но сказали только половине студентов, что им заплатят за выполнение работы.
После завершения головоломки и небольшого перерыва ученики остались одни, чтобы делать то, что они хотели. Они могли бы продолжить работу над другой головоломкой или заняться другими делами, доступными в лаборатории.
Выяснилось, что студенты, которым не заплатили, добровольно работали над другой головоломкой.
Итак, внешнее вознаграждение за работу студента уменьшило их желание делать это добровольно. Когда налагается внешнее вознаграждение, решение головоломки больше не является свободным выбором 4,5 .
Другим фактором, который может повлиять на внутреннюю мотивацию, является связанность, которая относится к тому, насколько хорошо человек чувствует себя связанным, защищенным, уважаемым и заботливым.
Например, ребенок, который надежно привязан к своему родителю, проявляет большее желание исследовать. Они более мотивированы взаимодействовать со своим окружением и участвовать в обучении. Спектакль имеет внутреннюю мотивацию.
Согласно одному исследованию, когда дети работают над увлекательной задачей в присутствии незнакомца, их внутренняя мотивация на самом деле снижается, если незнакомец игнорирует их и не реагирует на их инициативу.
Люди могут быть внутренне мотивированы заниматься интересным делом в одиночку. Следовательно, родство не является необходимым условием внутренней мотивации. Тем не менее, это все еще влиятельный фактор, который может повлиять на внутренне мотивированное поведение.
Теория внутренней мотивации
Одним из наиболее распространенных способов мотивации детей к новому поведению является вознаграждение, например, игрушки, деньги или дополнительное время на iPad.
Родители надеются, что ребенок свяжет положительный результат с поведением и, как следствие, с большей вероятностью повторит его в будущем.
Использование подкрепления для стимулирования целевого поведения представляет собой процесс обучения, называемый оперантным обусловливанием.
Оперантное обусловливание часто может вызвать быстрое изменение поведения 6 . К сожалению, есть и обратная сторона: это не повышает внутреннюю мотивацию детей.
Хотя поощрение может на мгновение улучшить поведение, оно влияет только на внешние мотивы.
На самом деле, исследования показывают, что внешнее вознаграждение может фактически подорвать внутреннюю мотивацию, лишив детей возможности действовать самостоятельно.
Другими словами, предложение внешних вознаграждений за уже внутренне вознаграждающую деятельность на самом деле делает ее менее удовлетворительной для людей. Внешние награды стали демотивирующим, а не мотивационным фактором.
Это называется эффектом переоценки .
Эффект чрезмерного обоснования часто наблюдается в компаниях, которые предлагают бонусы для повышения производительности.
Хотя производительность сотрудников может на мгновение повыситься, фактическое качество выполняемой работы снижается. А когда премия заканчивается, сотрудники остаются со сниженной внутренней мотивацией. Потеря интереса и производительности может быть компенсирована только еще большим бонусом, если это вообще возможно.
Как повысить внутреннюю мотивацию
К счастью, хотя мы не можем использовать традиционные вознаграждения для внутренней мотивации людей, есть другие способы усилить факторы внутренней мотивации.
Вот некоторые внутренние мотиваторы, которые вы можете использовать для мотивации:
1.
Ищите внутреннюю реву rdВнутренний мотиватор существует только тогда, когда деятельность имеет внутреннюю ценность для человека, который в нее вовлечен, поэтому деятельность должен удерживать такую апелляцию, иначе не будет внутренней мотивации.
Ищите аспекты деятельности, которые вас интересуют, или усвойте врожденную причину, по которой вы хотите участвовать.
2.
Примите участие в оптимальном уровне испытанийИспытайте себя задачей, которая не проста, но и не настолько сложна, чтобы быть невыполнимой.
Расширение возможностей, а затем достижение успеха может дать вам огромное чувство компетентности и усилить внутреннюю мотивацию.
3.
Получить положительный отзывПолучение значка или какого-либо признания за достижение определенной цели или уровня задачи также может дать ощущение компетентности 4 .
4. Сделай это сам
Внутреннее стремление может существовать только тогда, когда люди могут свободно решать, заниматься им или нет.
Выберите задачу, которая вас естественно интересует, и выполняйте ее для чистого удовольствия, без каких-либо условий 4 .
5.
Найдите другаЕсли возможно, найдите человека, который будет заниматься с вами.
Ищите кого-то, с кем вы можете общаться, и кого-то, кто может дать положительный отзыв без какой-либо унизительной критики.
Выполнение чего-либо в команде также имеет дополнительное преимущество, помогая друг другу, создавая чувство компетентности и сопричастности.
Была ли эта статья полезной?
Насколько это было полезно?
Как мы можем его улучшить?
Ссылки
1.
Деси Э.Л., Райан Р.М. Внутренняя мотивация. Энциклопедия психологии Корсини . Январь 2010 г. doi:10.1002/9780470479216.corpsy0467
2.
Райан Р.М., Деси Э.Л. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог . 2000: 68-78. дои: 10.1037/0003-066x.55.1.68
3.
Райан Р.М., Ригби К.С., Пшибыльский А. Мотивационная тяга видеоигр: подход теории самоопределения. Мотив Эмо . Ноябрь 2006 г .: 344–360. дои: 10.1007/s11031-006-9051-8
4.
Кестнер Р., Райан Р.М., Берньери Ф., Холт К. Установление ограничений на поведение детей: дифференциальное влияние контролирующих и информационных стилей на внутреннюю мотивацию и творчество. J Личность . Сентябрь 1984 г.: 233–248. doi:10.1111/j.1467-6494.1984.tb00879.x
5.
Андерсон Р., Манукян С.Т., Резник Дж.С. Подрыв и усиление внутренней мотивации у дошкольников. Журнал личности и социальной психологии . 1976: 915-922. дои: 10.1037/0022-3514.34.5.915
6.
Staddon JER, Cerutti DT. Оперантного кондиционирования. Annu Rev Psychol . Февраль 2003 г .: 115–144. doi:10.1146/annurev.psych.54.101601.145124
О Памеле Ли
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
Теория внутренней мотивации: обзор, факторы и примеры
Внутренняя мотивация — это когда вы руководствуетесь личным удовлетворением или удовольствием, а не внешними факторами, такими как вознаграждение или наказание. Есть способы сделать задачи более внутренне мотивирующими.
Внутренняя мотивация — это действия без каких-либо очевидных внешних вознаграждений. Вы делаете это, потому что это приятно и интересно, а не из-за внешнего стимула или давления, например вознаграждения или крайнего срока.
Примером внутренней мотивации может быть чтение книги, потому что вам нравится читать и у вас есть интерес к истории или предмету, а не чтение, потому что вы должны написать по ней отчет, чтобы сдать класс.
Было предложено несколько различных теорий для объяснения внутренней мотивации и того, как она работает. Некоторые эксперты считают, что любое поведение определяется внешним вознаграждением, таким как деньги, статус или еда. При внутренне мотивированном поведении наградой является сама деятельность.
Наиболее признанная теория внутренней мотивации сначала была основана на потребностях и побуждениях людей. Голод, жажда и секс — это биологические потребности, которые мы вынуждены удовлетворять, чтобы жить и быть здоровыми.
Помимо этих биологических потребностей, у людей есть и психологические потребности, которые необходимо удовлетворять, чтобы развиваться и процветать. К ним относятся потребность в компетентности, автономии и родственности.
Наряду с удовлетворением этих лежащих в основе психологических потребностей внутренняя мотивация также включает в себя поиск и участие в деятельности, которую мы находим сложной, интересной и внутренне полезной без перспективы какого-либо внешнего вознаграждения.
Внутренняя мотивация исходит изнутри, а внешняя мотивация возникает снаружи. Когда вы внутренне мотивированы, вы занимаетесь делом исключительно потому, что оно вам нравится и приносит личное удовлетворение.
Когда вы мотивированы извне, вы делаете что-то, чтобы получить внешнее вознаграждение. Это может означать получение чего-то взамен, например денег, или избежание неприятностей, например потери работы.
Мотивация | Цели | |
Внутренняя | Вы занимаетесь деятельностью, потому что она приносит внутреннее удовлетворение. Вы можете делать это, потому что это весело, приятно и приносит удовлетворение. | Цели приходят изнутри, а результаты удовлетворяют ваши основные психологические потребности в автономии, компетентности и родственности. |
Внешнее | Вы выполняете действие, чтобы получить взамен внешнее вознаграждение. | Цели ориентированы на результат и не удовлетворяют основные психологические потребности. Цели включают внешние выгоды, такие как деньги, слава, власть или избежание последствий. |
Вы, вероятно, сталкивались с примерами внутренней мотивации на протяжении всей своей жизни, даже не задумываясь об этом.
Вот некоторые примеры внутренней мотивации:
- участие в спорте, потому что это весело, и вам это нравится, а не ради награды
- изучение нового языка, потому что вам нравится узнавать что-то новое, а не потому, что этого требует ваша работа
- проводить время с кем-то, потому что вам нравится их компания, а не потому, что они могут улучшить ваше социальное положение
- уборка, потому что вам нравится чистое пространство, а не делать это, чтобы не рассердить своего супруга
- играть в карты, потому что вам нравится соревнование, а не играть, чтобы выиграть деньги
- заниматься спортом, потому что вам нравится физически бросать вызов своему телу, а не делать это, чтобы похудеть или вписаться в одежду
- волонтерство, потому что вы чувствуете себя довольным и удовлетворенным, а не нуждаетесь в этом для учебы или работы ответственность на работе, потому что вам нравится принимать вызовы и чувствовать себя выполненным, а не получать повышение или продвижение по службе
- рисовать картины, потому что вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, когда рисуете, а не продаете свое искусство, чтобы заработать деньги
Все люди разные, и это включает в себя то, что мотивирует нас и наши перспективы вознаграждения. Некоторые люди более внутренне мотивированы задачей, в то время как другой человек видит ту же деятельность извне.
И то, и другое может быть эффективным, но исследования показывают, что внешние вознаграждения следует использовать с осторожностью из-за эффекта чрезмерного оправдания. Внешние поощрения могут подорвать внутреннюю мотивацию, если они используются в определенных ситуациях или используются слишком часто. Награды могут потерять свою ценность, если вы вознаграждаете поведение, которое уже было внутренне мотивирующим. Некоторые люди также воспринимают внешнее подкрепление как принуждение или подкуп.
Эффект чрезмерного обоснования вдохновил на создание целой области исследований, посвященных учащимся и тому, как помочь им полностью раскрыть свой потенциал. Хотя эксперты расходятся во мнениях относительно того, оказывают ли внешние вознаграждения положительное или отрицательное влияние на внутреннюю мотивацию, недавнее исследование показало, что вознаграждения могут на самом деле стимулировать внутреннюю мотивацию, если их давать в начале задачи.
Исследователи изучили, как время вознаграждения влияет на внутреннюю мотивацию. Они обнаружили, что немедленная премия за работу над задачей, а не ожидание ее завершения, повышает интерес и удовольствие от нее. Получение более ранней премии повысило мотивацию и настойчивость в деятельности, которая продолжалась даже после того, как награда была снята.
Понимание факторов, способствующих внутренней мотивации, поможет вам понять, как она работает и почему она может быть полезной. К этим факторам относятся:
- Любопытство. Любопытство подталкивает нас к исследованиям и обучению только ради удовольствия учиться и совершенствоваться.
- Вызов . Принятие вызовов помогает нам работать на постоянном оптимальном уровне для достижения значимых целей.
- Управление . Это происходит из нашего основного желания контролировать происходящее и принимать решения, влияющие на результат.
- Признание . У нас есть врожденная потребность в том, чтобы нас ценили, и удовлетворение, когда наши усилия признаются и ценятся другими.
- Сотрудничество . Сотрудничество с другими удовлетворяет нашу потребность в принадлежности. Мы также чувствуем личное удовлетворение, когда помогаем другим и работаем вместе для достижения общей цели.
- Конкурс . Конкуренция бросает вызов и повышает важность того, чтобы мы работали хорошо.
- Фэнтези . Фантазия включает в себя использование мысленных или виртуальных образов для стимуляции вашего поведения. Примером может служить виртуальная игра, в которой вам нужно ответить на вопрос или решить проблему, чтобы перейти на следующий уровень. Некоторые мотивационные приложения используют аналогичный подход.
Вы можете сделать следующее, чтобы улучшить внутреннюю мотивацию:
- Ищите удовольствие от работы и других занятий или находите способы сделать задачи интересными для себя.
- Найдите смысл, сосредоточившись на своей ценности, цели задачи и на том, как она помогает другим.
- Продолжайте бросать себе вызов, ставя перед собой достижимые цели, направленные на овладение навыком, а не на внешние выгоды.
- Помогите нуждающемуся, будь то друг, который мог бы помочь дома, или помогите в благотворительной столовой.
- Составьте список вещей, которые вы искренне любите делать или всегда хотели сделать, и выберите из списка что-то, чем вы будете заниматься, когда у вас есть время или вы чувствуете отсутствие вдохновения.
- Участвуйте в соревновании и сосредоточьтесь на духе товарищества и своих успехах, а не на победе.
- Прежде чем приступить к выполнению задачи, представьте момент, когда вы чувствовали себя гордым и выполненным, и сосредоточьтесь на этих чувствах, работая над выполнением задачи.
Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы способствовать развитию внутренней мотивации ваших детей. Родители часто используют внешние поощрения или давление, чтобы попытаться заставить своих детей выполнять определенные задачи, например делать домашнее задание или убираться в комнате.