Внутренняя это какая речь: Речь устная, письменная, внутренняя — урок. Русский язык, 2 класс.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Т. В. Ахутина

ВНУ́ТРЕННЯЯ РЕЧЬ, без­звуч­ная, со­кра­щён­ная фор­ма ре­чи, диа­лог с са­мим со­бой, сред­ст­во мыш­ле­ния. В разл. тео­ри­ях В. р. рас­смат­ри­ва­ет­ся как без­звуч­ная внеш­няя речь (Дж. Б. Уот­сон), под­го­то­вит. сто­ро­на внеш­ней ре­чи (К. Гольд­штейн, Б. Г. Анань­ев), фа­за ре­че­во­го мыш­ле­ния (Л. С. Вы­гот­ский, А. Р. Лу­рия), про­ме­жу­точ­ная фор­ма ме­ж­ду внеш­ней ре­чью про се­бя и свёр­ну­тым ум­ст­вен­ным дей­ст­ви­ем (П. Я. Галь­пе­рин) и др. В роc. пси­хо­лин­гви­сти­ке раз­ли­ча­ют «внут­рен­нее про­го­ва­ри­ва­ние» (скры­тую фи­зио­ло­гич. ак­тив­ность ор­га­нов ар­ти­ку­ля­ции), соб­ст­вен­но В. р. и «внут­рен­нее про­грам­ми­ро­ва­ние» (не­осоз­на­вае­мое по­строе­ние схе­мы вы­ска­зы­ва­ния).

Наи­бо­лее раз­ра­бо­тан­ная кон­цеп­ция В. р. бы­ла пред­ло­же­на Л. С. Вы­гот­ским, от­во­див­шим В. р. центр. роль в пе­ре­хо­де от мыс­ли к сло­ву и от сло­ва к мыс­ли. Вы­гот­ский рас­смат­ри­вал В.  р. как про­дукт ин­те­рио­ри­за­ции; она фор­ми­ру­ет­ся как часть сис­те­мы выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций в свя­зи с раз­ви­ти­ем про­из­воль­но­го по­ве­де­ния в три эта­па: ин­тер­пси­хи­че­ский (взрос­лый го­во­рит, ре­бё­нок вы­пол­ня­ет), экс­т­ра­пси­хи­че­ский (эго­цен­три­че­ская речь – ре­бё­нок вслух го­во­рит сам с со­бой) и ин­трап­си­хи­че­ский (ре­бё­нок пла­ни­ру­ет дей­ст­вие, опо­сре­дуя мыш­ле­ние ре­чью). В про­цес­се диф­фе­рен­циа­ции ре­че­вых функ­ций «речь для се­бя» всё боль­ше обо­соб­ля­ет­ся «от ре­чи для дру­гих»: в 3 го­да эго­цен­трич. речь ма­ло от­ли­ча­ет­ся от внеш­ней ком­му­ни­ка­тив­ной ре­чи, то­гда как по ме­ре при­бли­же­ния к 7 го­дам она ста­но­вит­ся всё бо­лее от­ры­воч­ной и фраг­мен­тар­ной, не­обыч­ной по син­так­си­су и се­ман­ти­ке и по­сте­пен­но поч­ти пол­но­стью ухо­дит внутрь, пре­вра­ща­ясь во В. р. Бла­го­да­ря В. р. прак­тич. дея­тель­ность и мыш­ле­ние че­ло­ве­ка опо­сре­ду­ют­ся сло­вом и из­ме­ня­ют­ся вме­сте с раз­ви­ти­ем обоб­ще­ния от ло­ги­ки дей­ст­вия и слу­чай­ных свя­зей ме­ж­ду по­ня­тия­ми к ло­ги­ке, ис­хо­дя­щей из сис­те­мы тео­ре­тич. свя­зей, ус­ваи­вае­мых в про­цес­се школь­но­го об­ра­зо­ва­ния.

В. р. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­кра­щён­но­стью, осо­бы­ми син­так­си­сом, лек­си­кой и се­ман­ти­кой. В. р. пре­ди­ка­тив­на: фра­зы со­кра­ща­ют­ся за счёт под­ле­жа­ще­го и от­нося­щих­ся к не­му слов (пси­хо­ло­гич. под­ле­жа­щее да­но не­по­сред­ст­вен­но из си­туа­ции), а ска­зуе­мое и его груп­па, как пра­ви­ло, со­хра­ня­ют­ся. Во В. р. син­так­сис и фо­не­ти­ка сво­дят­ся к ми­ни­му­му, а на пер­вый план вы­сту­па­ет смысл (по Л. С. Вы­гот­ско­му, это со­во­куп­ность всех пси­хо­ло­гич. фак­тов, воз­ни­каю­щих в соз­на­нии бла­го­да­ря сло­ву). Сло­ва В. р. идио­ма­тич­ны, т. е. их смысл пре­об­ла­да­ет над об­ще­при­ня­ты­ми зна­че­ния­ми.

По­строе­ние вы­ска­зы­ва­ния, «путь от мыс­ли к сло­ву», про­хо­дит, по Л. С. Вы­гот­ско­му, че­рез ряд внутр. пла­нов: от мо­ти­ва, по­ро­ж­даю­ще­го к.-л. мысль, к со­зре­ва­нию са­мой мыс­ли, за­тем к опо­сред­ст­во­ва­нию её во внутр. сло­ве, за­тем в зна­че­ни­ях внеш­них слов и, на­ко­нец, во внеш­ней ре­чи. Идея, со­дер­жа­щая­ся в мыс­ли как еди­ное це­лое, раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в ре­чи в ви­де по­сле­до­ва­тель­но­сти зна­че­ний. Ес­ли че­ло­век не мо­жет чёт­ко «уло­вить» свою мысль, это зна­чит, что он не мо­жет опо­сре­до­вать дви­же­ние мыс­ли сло­вес­ны­ми зна­че­ния­ми. При­вле­чён­ное для фик­си­ро­ва­ния мыс­ли язы­ко­вое зна­че­ние ста­но­вит­ся смыс­лом, свя­зан­ным с кон­крет­ной си­туа­ци­ей. Т. о., про­цесс пе­ре­хо­да В. р. во внеш­нюю речь, её пе­ре­струк­ту­ри­ро­ва­ние, про­те­ка­ет че­рез со­пос­тав­ле­ние субъ­ек­тив­ных смы­слов с язы­ко­вы­ми зна­че­ния­ми. «Диа­лог мыс­ли и сло­ва» со­став­ля­ет осн. со­дер­жа­ние пла­на внутр. ре­чи.

Ре­зуль­та­ты совр. пси­хо­лин­гви­стич. и ней­ро­лин­гви­стич. ис­сле­до­ва­ний со­звуч­ны с кон­цеп­ци­ей В. р., пред­ло­жен­ной Л. С. Вы­гот­ским. Ра­бо­ты Дж. С. Бру­не­ра, П. Грин­филд, Дж. Вер­ча, У. Чей­фа, Э. Бейтс по­зво­ли­ли со­от­не­сти син­так­сис В. р. с чле­не­ни­ем по схе­ме «под­ра­зу­мевае­мое дан­ное – вы­ра­жае­мое но­вое» («дан­ное», как оче­вид­ное, с мень­шей ве­ро­ят­но­стью упо­ми­на­ет­ся во В.  р.) и свя­зать его с ме­ха­низ­ма­ми вни­ма­ния.

Внутренняя речь — Психологос

Внутренняя речь (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.

В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи других людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством внутренней речи происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает внутреннюю речь весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле внутренняя речь — начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.

Генезис внутренней речи недостаточно изучен. По предположению Л. С. Выготского (1932, 1934), она возникает из эгоцентрической речи — разговора ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце концов, на пороге школьного возраста превращается во внутреннюю речь — речь «про себя и для себя», причем ее осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в школьном возрасте. По предположению П. П. Блонского (1935), внутренняя речь возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце 1-го года жизни.

Логико-грамматическая структура развитых форм внутренняя речь может быть весьма различной в зависимости от содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во внутренней речи мысль выражается очень обобщенно в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие внутренней речи в индивидуальный код, отличный от устной и письменной речи.

Однако в момент мыслительных затруднений внутренняя речь становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и контролировать свою мыслительную деятельность.

Психофизиологические исследования внутренней речи весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент — зачаточная артикуляция слов, сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса их мускулатуры. По данным электромиографических исследований, при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций: тонические (низкоамплитудные, связанные по-видимому с общей активизацией речедвигательного анализатора) и фазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками речедвигательных потенциалов, связаны с микродвижениями речевых органов при скрытой артикуляции слов.

Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации мыслительных операций, включения в мыслительную деятельность тех или иных образов, индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех же умственных действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь лишь в момент перехода от одних умственных действий к другим. При скрытой артикуляции слов максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевым центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы других анализаторов мозга в единую функциональную систему, которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии внутренней речи — и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее отбор, фиксирование, обобщение и другие операции мышления.

У всех ли есть внутренний монолог?

(Изображение предоставлено JGI/Jamie Grill через Getty Images)

«Тихий голос в вашей голове» может быть вашим злейшим критиком и величайшим сторонником.

Известно, что он помогает с указаниями, дает советы, репетирует трудные разговоры и даже напоминает вам о необходимости добавить песто в список покупок.

Но у всех ли есть внутренний монолог? Долгое время считалось, что внутренний голос — это просто часть человека. Но оказывается, это не так — не все воспринимают жизнь словами и предложениями.

«Под внутренним монологом мы подразумеваем, что мы можем иметь частную речь, обращенную к самим себе и произносимую без какой-либо артикуляции или звука», — сказала Элен Левенбрюк, старший исследователь в области нейролингвистики и глава языковой группы в психологии и нейропознании. Лаборатория CNRS, национального французского исследовательского института.

Связанный: Зачем нам личное пространство?

С истинной внутренней речью вы почти «слышите» свой внутренний голос, сказала она Live Science. Вы знаете его тон и интонацию. Например, голос может «звучать» сердитым или обеспокоенным.

Исследование показало, что дети в возрасте от 5 до 7 лет могут использовать внутренний голос, а некоторые исследования предполагают, что дети могут использовать некоторую форму внутренней фонетики уже в возрасте от 18 до 21 месяца.

Исследование Левенбрюк рассматривает внутренние монологи в трех измерениях, согласно исследованию 2019 года, которое она и ее коллеги опубликовали в журнале Frontiers in Psychology . Во-первых, это диалогичность. У людей может быть такая сложная внутренняя речь, что ведутся споры о том, правильно ли называть всю внутреннюю речь монологом. Таким образом, первое измерение измеряет, думаете ли вы в монологе или в диалоге. Монолог возникает, когда вы думаете про себя что-то вроде: «Мне нужно купить хлеба». Но в других случаях, когда вы рассуждаете, вы можете рассматривать и задействовать несколько точек зрения — например, в беседе, диалоге.

Второе измерение — это сгущение, мера того, насколько многословна ваша внутренняя речь. Иногда вы думаете словами или фрагментами. Но в других случаях, например, когда вы готовитесь к разговору или презентации, вы, вероятно, думаете целыми предложениями и абзацами.

Третье измерение — интенциональность. Вы намеренно занимаетесь внутренней речью? По неизвестным нам причинам иногда внутренняя речь может просто прийти к вам или перейти к совершенно случайным и, казалось бы, несвязанным темам.

Но долгое время в изучении внутренней речи мешал тот факт, что в исследованиях люди выражали свои мысли словами, сказал Левенбрюк, даже если они не думали словами.

Это давнее предположение о том, что все люди полагаются на внутренний голос, было впервые оспорено в конце 1990-х годов, в значительной степени в ходе исследований, проведенных Расселом Херлбертом, психологом из Университета Невады в Лас-Вегасе. Херлберт изучал внутреннюю речь участников, попросив их надеть бипер. Всякий раз, когда устройство издавало звуковой сигнал, им приходилось записывать то, что они думали или переживали в уме непосредственно перед звуком. В конце дня они встретились с исследователем, чтобы обсудить свои ответы.

Возможно, участник записал: «Мне нужно купить хлеба». Затем исследователь спрашивал, так ли они на самом деле думали. «Или вы подумали о хлебе? Или вы были голодны, или у вас было какое-то ощущение в желудке?» Левенбрюк объяснил. По ее словам, с каждой встречей с исследователем участники лучше формулировали свои истинные мысли. В конце концов, эта методология показала, что у некоторых людей была внутренняя речь каждый раз, когда устройство издавало звуковой сигнал, почти как «радио в их голове», — сказал Левенбрук. Но у других внутренней речи было меньше, чем обычно, а у некоторых внутренней речи не было вообще. Они переживали образы, ощущения и эмоции, но не голос или слова.

СВЯЗАННЫЕ ЗАГАДКИ

Отсутствие внутреннего монолога было связано с состоянием, называемым афантазией — иногда называемым «слепотой мысленного взора». Люди, страдающие афантазией, не испытывают визуализаций в уме; они не могут мысленно представить свою спальню или лицо своей матери. Во многих случаях те, кто не испытывает визуализаций, также не имеют ясной внутренней речи, отмечает Левенбрук. Вы можете принять участие в исследовании Левенбрюка по афантазии и внутренней речи через 9Опрос 0011 , начиная с этого месяца.

Афантазия и отсутствие внутреннего голоса не обязательно плохо. Но лучшее понимание внутренней речи и широкого спектра мыслительных процессов, с которыми сталкиваются люди, может быть особенно важно «для методов обучения и образования в целом», — сказал Левенбрук. По ее словам, до сих пор типы внутренней речи и переживаний, которые могут быть у детей, а также ресурсы, которые им могут понадобиться для обучения, вероятно, сильно недооценивались.

Примечание редактора : обновлено 15 июня 2021 г. в 14:38. ET, чтобы закрепить титул Элен Левенбрюк.

Первоначально опубликовано на Live Science.

Донавин Коффи — журналист в области здравоохранения и окружающей среды из Кентукки, который пишет о здравоохранении, продовольственных системах и обо всем, что можно CRISPR. Ее работы публиковались, среди прочего, в журналах Scientific American, Wired UK, Popular Science и Youth Today. Донавин была стипендиатом программы Фулбрайта в Дании, где изучала молекулярное питание и продовольственную политику. Она имеет степень бакалавра биотехнологии Университета Кентукки и степень магистра пищевых технологий Орхусского университета и журналистики Нью-Йоркского университета.

Внутренняя речь – не так распространена, как мы думаем

Автор Эсси Бестер

Когда вы проснулись этим утром, вашей первой мыслью, вероятно, было что-то вроде «ну вот опять». Но — и это настоящий мозговой слом — вы выразили это словами или испытали это скорее как волну экзистенциального страха?

Долгое время считалось, что внутренний голос — это просто часть человека. Похоже, это не так. Новые исследования показывают, что даже если вы говорите, что думаете словами, это не обязательно так. По статистике только 26% всех людей имеют внутреннюю речь.

Что такое внутренняя речь?

Эксперты говорят, что с внутренней речью вы фактически «слышите» свой внутренний голос. Вы знаете его тон и интонацию. Голос может, например, звучать сердитым или обеспокоенным. Вы также можете иногда использовать полные предложения, в то время как в других случаях вы полагаетесь на сокращенную игру слов, которая была бы бессмысленной для кого-то другого.

Эксперты говорят, что дети могут использовать внутренний голос уже в возрасте пяти лет, а некоторые исследования показывают, что малыши могут использовать форму внутренней фонетики в возрасте 18 месяцев.

Это признак интеллекта?

По мнению специалистов внутренняя речь не является признаком интеллекта. Это больше связано с личностью. Человек с более развитыми вербальными навыками будет более склонен к многословному внутреннему голосу, чем человек с менее развитым языком.

Некоторые люди испытывают постоянную внутреннюю речь, в то время как другие испытывают меньшую внутреннюю речь. Исследования также показали, что люди больше используют внутреннюю речь, когда они находятся под давлением, например, когда вы тренируетесь отвечать на вопросы на собеседовании или если вы спортсмен, пытающийся сосредоточиться.

Не так часто, как мы думаем

А есть и те, кто вообще не испытывает внутренней речи. Рассел Т. Херлберт, профессор психологии Университета Невады, говорит, что эти люди, например, могут испытывать образы или ощущения, но не голос или слова.

На самом деле существует множество способов, которыми люди могут испытывать внутренние мысли: эмоции, звуки, чувства, текст, визуальные эффекты. Например, если кто-то другой произносит слово «собака», вероятно, в ваших мыслях происходит одно из трех: вы видите собаку в своих мыслях, видите само слово или слышите голос, говорящий «собака». Есть и четвертый вариант, а именно звук. Кто-то слышит собачий лай.

Херлберт говорит, что мы думаем, что внутренняя речь является обычным явлением только потому, что текущие исследования по этому вопросу — в основном в форме письменных опросников — недостаточны. Он объясняет, что, когда мы задаем вопрос в текстовой форме, мы предлагаем человеку взглянуть на свой опыт с текстовой точки зрения.

Другими словами, мы запускаем вербальную реакцию человека, когда спрашиваем его или ее, что происходит у него в голове. В подтверждение этого исследования показывают, что внутренние монологи слабослышащих людей включают язык жестов.

Исследовательский метод Херлберта включает в себя использование вопросов, разработанных таким образом, чтобы в конечном итоге привести к точным ответам, не побуждая их говорить, например, что они думали словами или образами.

Вот как он, помимо четырех регулярно возникающих явлений (внутренняя речь, внутреннее видение, чувства и чувственное осознание), открыл пятое, а именно. несимволизированное мышление. Это включает в себя переживание явного, дифференцированного мышления, которое не включает в себя переживание слов, образов или других символов — однако некоторые психологи считают, что это невозможно.

Сам Херлберт считает, что самый важный вывод, который он сделал из своих исследований, заключается в том, что люди не знают, каков их собственный опыт. По-видимому, мы довольно безнадежны, когда нам приходится точно выражать словами, как и что на самом деле представляет собой наш собственный внутренний опыт.

В то время как большинство людей считают, что у них есть внутренняя речь, его исследование показывает, что она встречается только у одной четверти тех, кто участвовал в его исследованиях. Более того, внутренний образ (видение) появлялся примерно в одной четверти, в то время как чувства также возникали примерно в одной четверти.

Онлайн-дебаты о внутреннем монологе также показывают, что некоторые не могут себе представить, что есть люди, у которых нет внутреннего голоса, в то время как другие находят идею постоянных внутренних чатов удивительной и даже утомительной.

  • Один комментатор говорит, что видит произносимые кем-то слова так, как если бы они были напечатаны на экране компьютера. Если человек должен выразить грусть, он не слышит слов в своей голове, но видит образ физического сердца, разделенного надвое вместе со звуком, который мог бы сопровождать мысль – это может быть похоже на топтание яичной скорлупы.
  • Аннабель, 29-летняя менеджер по маркетингу, работающая в Лондоне, считает, что ее мысли выходят за рамки «текста». «Если рано утром я думаю, что мне нужно встать и приготовить кофе, я вижу изображение кофейной кружки». Этот образ будет продолжать парить над ее головой и беспокоить ее до тех пор, пока задача, которую он представляет, не будет выполнена.
  • Чарли, 28-летний менеджер социальных сетей, говорит: «Должно быть раздражает, когда слова крутятся в твоей голове! Я визуализирую вещи или чувствую что-то. Это не значит, что я активно думаю о словах».

Необходимо лучшее понимание внутренней речи и большого разнообразия переживаемых мыслительных процессов. Из сказанного становится ясно, что тип внутренней речи и переживаний, которые могут быть у людей, вероятно, до сих пор недооценивались. Это включает в себя опыт детей, а также ресурсы, которые могут им понадобиться для обучения. Поэтому это может быть особенно важно для методов обучения и образования в целом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts