Речь. Виды и функции речи. Компоненты речевой системы
Приложения семинара:
- Приложение №1
Т.В.Голубева, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска
Т.В. Полуденная, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска
Цель: систематизация знаний о речи как одной из высших психических функций человека.
Задачи:
— актуализировать теоретические знания о видах и функциях речи;
— актуализировать теоретические знания о компонентах речевой системы.
Оборудование: компьютерная презентация (приложение №1).
План проведения семинара
I. Выступление учителей-логопедов «Речь. Виды и функции речи. Компоненты речевой системы».
II. Ответы на вопросы.
Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии.
В психологии различают два основных
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Этот вид речи также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная.
Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Психологические функции речи: коммуникационная, интеллектуальная, регуляционная, психодинамическая, психотерапевтическая.
Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.
Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.
Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах.
С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.
Развитие функций речи в дошкольном возрасте
Коммуникативная функция
Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте,— коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи.
Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или чему) эти местоимения относятся.
Постепенно ребенок вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность. У старших дошкольников появляется типичная речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала»; «он (волк) напал»; «он (шар) покатился» и т. д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.
Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.
Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.
Объяснительную связную речь, которая необходима при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от старшего дошкольника раскрывать смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.
Планирующая функция
На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.
Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты.
Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. К старшему дошкольному возрасту, эгоцентрическая речь идет на убыль. Ребенок, если он в это время ни с кем не общается, чаще всего выполняет работу молча.
Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне его соотношения с развитием других форм. Игра и рисование обеспечивают упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании — знаковый смысл графических построений. Одновременное называние одним словом-наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения: насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается и в предметной деятельности; сопутствуя продвижениям ребенка в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.
Компоненты речевой системы
Звукопроизносительная сторона речи (звукопроизношение и просодика)
Звукопроизношение — процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Ле?ксика — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.
Граммати?ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Используемая литература:
- Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда,-Ростов-на-Дону ;«Феникс», 2011.
- Волкова Л.С. Логопедия,М., 2003.
Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные виды речи………………………………
2. Внутренняя речь
как особый вид речевой
2.1 Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе……………..10
2.2 Особенности структуры и семантики внутренней речи………………….13
3. Роль внутренней
речи в познавательной
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку человек является существом общественным, то развитие его сознания невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Сознание человека формируется в процессе межличностного общения и совместной деятельности людей. Само слово «общение» по своей этимологии подразумевает наличие некой общей системы передачи информации от человека к человеку. В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, вообра-жение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. В широком смысле, речь представляет собой один из видов общения, который необходим людям в совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании и др.
Вторая половина XX века ознаменована значительными открытиями в области психологии и лингвистики. Закономерным становится успех в развитии наук о речи. Так в 50-е годы возникают такие направления в исследовании речи, как психолингвистика (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова), функциональная грамматика (Г.А. Золотова, Н.Д. Арутюнова, А.В. Бондарко), лингвистика текста (Ю.М. Лотман, С.И. Гиндин, О.И. Москальская).
1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧИ
Речевая деятельность – это сложный и многогранный процесс, который во многом на современном этапе ещё не достаточно изучен. Для того чтобы осуществлялась речевая деятельность, необходима способность говорить и мыслить. С наличием этих двух способностей связано существование речи в двух формах: внутренней, или мысленной, и внешней, озвученной.
Каждое речевое высказывание, каждый акт порождения или восприятия речи многосторонне обусловлен. С одной стороны, имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании (говоря о содержании, мы имеем в виду не только семантику, но и такие особенности высказывания, как его модальность ит. д.). Это факторы, прежде всего психологические. С другой стороны, есть множество факторов, обусловливающих то, как определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы собственно лингвисти-ческие, стилистические, социологические и др.). Характер всех этих факторов и способ, которым они обусловливают порождение конкретного речевого высказывания, можно описать при помощи различных теорий или моделей. Далее мы будем опираться на то понимание этой обусловленности, которое свойственно советской психологической школе Л. С. Выготского.
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.
Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.
Устная речь — речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха.
Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.
Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Характерной особенностью диалогической речи является непосред-ственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.
Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени. Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.
Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. Письмен-ная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомога-тельных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей, и не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит, а иногда и не знает их.
Внутренняя речь — это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.
Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому психологи по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы—-скрытым речевым навыком. Л. С. Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н. Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности (виды деятельности человека). Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.
Эгоцентрическая речь занимает промежуточное положение между внешней и внутренней речью. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны.
Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
2. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Проговаривание – вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).
Собственно внутренняя речь свернута. Она более похожа на конспект, содержащий основные, несущие смысл члены предложения (иногда это только одно сказуемое или подлежащее). Внутренняя речь является основой планирования как практической, так и теоретической деятельности. Поэтому, несмотря на ее фрагментарность, отрывочность, в ней исключены неточности при восприятии ситуации. Онтогенетически внутренняя речь является интериоризацией внешней речи и служит основой развития словесно-логического мышления.
Внутренняя речь как совокупность разновидностей интериоризованной речи является объектом изучения психолингвистики. Проблемам структуры внутренней речи, выявлению её единиц, определению принципов функционирования, в частности порождения, посвящены работы Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, С. Л. Руинштейна и др.
Внутренняя речь – это вербализованное мышление. Она обслуживает внешнюю речь и все действия человека. Внутренняя речь осознаётся только самим субъектом и поддаётся лишь его контролю. Одной из основных функций внутренней речи является подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний, она представляет собой своеобразный этап программирования предстоящего высказывания.
Внутренняя речь выполняет различные функции: она сопровождает непроизвольную обработку сенсорных данных и целенаправленные акты самоанализа. В случае самооценки мыслящим субъектом собственных поступков и переживаний внутренняя речь приобретает характер рассуждения, целью субъекта является – прийти к какому-либо выводу.
Выделяют три основных типа внутренней речи:
а) внутреннее проговаривание — “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;
в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.).
Проблема внутренней речи пока еще недостаточно исследована в психолингвистике, причем как теоретически, так и экспериментально. Между тем без правильного понимания психологической природы внутренней речи «не может быть никакой возможности выяснить отношения мысли к слову в их действительной сложности».
Еще великий древнегреческий философ Платон определял мышление как словесно выраженную молчаливую речь, подчеркивая значение внутренней речи для мышления и, возможно, фактически отождествляя эти понятия. Известный ученый-лингвист XIX столетия М. Мюллер в некоторых своих трудах достаточно категорично утверждал, что речь и мышление – это идентичные, однозначные понятия. В дальнейшем эта точка зрения была поддержана американским бихевиоризмом, что нашло отражение в формуле: мышление есть беззвучная речь «речь минус звук». Противоположную точку зрения на взаимосвязь процессов мышления и речи отстаивали представители вюрцбургской психологической школы (К. Бюлер, О. Кюльпе и др.). Они заявляли о полной независимости мысли от слова и языка вообще. Отрицали они и необходимость для мышления внутренней речи, т. е., речи, по определению К. Бюлера, в форме «оптических, акустических или моторных представлений слов».
Проблема внутренней речи исследовалась и в связи с изучением вербальной памяти. Так, некоторые французские психологи, неправомерно сводя внутриречевые процессы к процессам памяти, пытались установить, в каких образах памяти – акустических, оптических, моторных или синтетических – сохраняется воспоминание слов.
Ряд исследователей XIX – начала XX столетия трактовали процессы внутренней речи как вариант сокращения обычного речевого акта. Так, В.М. Бехтерев определял внутреннюю речь как не выявленный в двигательной части речевой рефлекс. [137 — Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. Вып. I–VII. – СПб., 1905–1907.] И.М. Сеченов считал, что это рефлекс, оборванный на двух третях своего пути. [138 — Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1953.] Многие исследователи рассматривали внутреннюю речь только как процесс «внутреннего говорения», т. е. как «обеззвученную» внешнюю речь». Таким образом, термин-понятие «внутренняя речь» использовался в научной речеведческой литературе для обозначения самых различных по своей природе процессов, которые не исчерпывают этого понятия, а порой и не совпадают с ним.
У вас есть внутренний монолог? Не все делают.
Фото: стоковые фотографии с сайта vasabii/Shutterstock
Был ли у вас когда-нибудь разговор с самим собой, который происходил у вас в голове? Если да, то вы один из многих, у кого есть внутренний монолог — или внутренний голос, — который рассказывает о ваших мыслях в течение дня. Но знаете ли вы, что у многих людей нет такого внутреннего диалога? Хотя кому-то это может показаться странным, не менее странно для человека, у которого нет внутреннего монолога, представить, как это проявляется.
Тема внутренней речи вызвала ажиотаж в Твиттере после того, как пользователь KylePlantEmoji опубликовал собственное наблюдение по этому поводу. «Забавный факт: у некоторых людей есть внутреннее повествование, а у некоторых нет», — написал он в Твиттере. «Например, мысли некоторых людей подобны предложениям, которые они «слышат», а у некоторых людей просто есть абстрактные невербальные мысли, и они должны сознательно их вербализовать. И большинство людей не знают о другом типе людей».
Это вызвало бурную реакцию в сети, так как люди по обе стороны медали представляли, какой будет их жизнь с их внутренним монологом или без него. Само явление уже много лет обсуждается учеными. Психологи начали изучать функцию внутренней речи в XIX веке.30 с. Русский психолог Лев Выготский предположил, что внешний разговор может стать внутренним. Он даже предложил, чтобы эта внутренняя речь была сильно сокращена и содержала много пропусков. Идея интернализации внешней речи также подтверждается доказательствами того, что одна и та же часть мозга — зона Брока — отвечает и за то, и за другое.
Так что, если у вас нет внутреннего монолога, стоит ли беспокоиться? Не совсем. Исследования показывают, что некоторые люди вообще никогда не испытывают этого, в то время как другие испытывают его только время от времени. «Я уверен, что внутренняя речь — это надежное явление; если вы используете правильный метод, мало кто сомневается в том, имеет ли место внутренняя речь в любой данный момент», — пишет Рассел Т. Херлберт, профессор психологии в Университете Невады. «И я уверен в индивидуальных различиях — некоторые люди много разговаривают сами с собой, некоторые никогда, некоторые время от времени».
Интересно, что исследователи из Гарвардского университета обнаружили тесную связь визуального и вербального мышления. Хотя люди часто считают себя либо более вербальными, либо визуальными, это не обязательно так. На самом деле, люди с четким внутренним монологом обычно имеют более сильные ментальные образы, сопровождающие их вербальные мысли.
Независимо от того, присутствует ли у вас в голове постоянное повествование или вы вообще ничего не слышите, дебаты поднимают интересные вопросы о том, как мы думаем и обрабатываем информацию. Конечно, в следующий раз, когда вы увидите кого-то, погруженного в свои мысли, вы можете просто задаться вопросом, о чем идет разговор в их голове.
KylePlantEmoji произвел фурор в Твиттере своей информацией о внутренних монологах.
Забавный факт: у некоторых людей есть внутренний нарратив, а у некоторых нет
Например, мысли некоторых людей подобны предложениям, которые они «слышат», а у некоторых людей просто есть абстрактные невербальные мысли, и они должны сознательно вербализовать их
И большинство людей не знают о другом типе людей
— Кайл🌱 (@KylePlantEmoji) 27 января 2020 г.
Реакция жестко разделилась между теми, без внутреннего голоса которых мы жизни не мыслим…
Приказать своему внутреннему голосу заткнуться НЕВОЗМОЖНО. Типа «хорошо, надо помолчать. Не думай ни о чем. Ни о чем не думай… ни о чем.. не… сучок… чесночный сучок… хлеб… Я проголодался. Чипотле открыт так поздно? Я всегда могу пойти в Target-
— Али (@Cinerdella) 28 января 2020 г.
Я тоже так делаю. Я почти уверен, что просматриваю около 5 версий того, как пойдет разговор, прежде чем он у меня действительно получится.
Я тоже расстроился из-за теоретического разговора и должен был напомнить себе, что этого еще даже не было.
— PopSixxSquish||Эшли (@PopSixxSquish) 28 января 2020 г.
У меня в голове действительно полноценные разговоры с самим собой. Мне было бы так скучно, если бы у меня не было внутреннего монолога.
— Сперма Гоблин (@ProstateWizard) 27 января 2020 г.
И те, кто не может поверить, что у некоторых людей целый день есть внутренний рассказ.
Раньше я всегда считал, что кто-то, кто думает вслух по телевизору, или отрывки мыслей в книгах, были метафорой или художественной вольностью. Меня до сих пор поражает, что многие люди думают именно так, а не такими понятиями, как я. Мысли для меня — это мысли, отдельные от слов и образов.
— Элис Канн (@alicecann) 27 января 2020 г.
Я сижу здесь, пытаясь представить, каково это слышать собственный голос в своей голове, постоянно рассказывающий о каждом моменте вашего бодрствования, и я чертовски рад, что мой разум этого не делает. https://t.co/uh5xHXBFe8
— Джинна бросит монетку своему скиннеру (@JeannaLStars) 2 февраля 2020 г.
Это настолько дико для меня, что я не могу представить, что могу думать реальными предложениями и слышать внутренний монолог. Люди действительно думают предложениями???? https://t.co/McreMtBK5a
— WitchyTwitchy Ⓥ (@witchytwitchytv) 27 января 2020 г.
Узнайте больше о том, почему у некоторых людей есть внутренний монолог в этом видео.
ч/т: [IFL Science!, Vice]
Статьи по теме:
Почему 70% людей могут слышать этот немой GIF?
Если музыка вызывает у вас мурашки по спине, у вас особый мозг
Женщина с синестезией рассказывает людям, каковы их имена на вкус
Фотограф анализирует мозг испытуемых, чтобы понять, как они на самом деле хотят выглядеть
Как внутренняя речь служит памяти. Откуда приходит голос в нашей голове… | Джуд Ларсен
Внутренняя речь — это то, что многие считают определяющей характеристикой человека — то, что отличает нас от всех других животных. Этот феномен «голосика в голове» считается универсальным переживанием, но остается неясным функциональная роль внутренней речи. Многое из того, что в настоящее время считается о внутренней речи, исходит от психолога развития Льва Выготского, который определил внутреннюю речь как продукт интернализованной открытой речи, присутствующей в раннем детстве. Есть некоторые доказательства в поддержку гипотезы Выготского, одно из которых заключается в том, что «внутренний голос», по-видимому, приобретается в более позднем детстве, около пяти лет.
Одной из наиболее хорошо изученных областей является внутренняя речь как вспомогательная функция рабочей памяти. Хотя в поддержку этой взаимосвязи накапливается все больше свидетельств, их все еще трудно установить по нескольким причинам. Одним из них является то, что внутренней речи не хватает формального определения. Многие предлагаемые определения этого феномена исходят из конкурирующих теоретических ориентаций, некоторые из которых происходят из народной психологии.
Эта неясность может также привести к осложнениям в изоляции. Например, трудно быть уверенным, выполняет ли задача, предназначенная для измерения внутренней речи, свою работу или непреднамеренно измеряет другие аспекты лингвистической обработки. Один из способов исключить эту возможность — исследовать нейронные корреляты внутренней речи и то, чем они отличаются от аналогий аналогичного поведения, такого как чтение про себя.
Даже в этом случае переживание внутреннего голоса очень субъективно, у некоторых людей полностью отсутствует внутреннее повествование, что подразумевает внутреннее переживание, состоящее из невербальных впечатлений, образов и чувств. Таинственное происхождение и цель внутренней речи стоит изучить, чтобы лучше понять, как и почему люди стали разговаривать сами с собой.
Внутренняя речь, лишенная многих теоретико-ориентированных элементов, по своей сути является внутренним языком . Важно отметить, что внутренняя речь чаще всего происходит без произнесения вслух.
Хотя феномен внутреннего опыта считается универсальным, его состав значительно варьируется от человека к человеку, что позволяет предположить, что во внутренней речи может быть несколько рабочих частей. Как и явная речь, внутренняя речь состоит из звуков (слухово-фонологических) и последующих значений (смысловое содержание).
Аудиально-фонологический компонент, или звуки и фонемы соответствующих слов, вероятно, является наиболее идентифицируемым. Интересно, что эта часть может сильно отличаться от собственной открытой речи. Некоторые люди сообщают, что их внутренний голос очень похож на них самих по образцу речи, тону и использованию слов, в то время как другие сообщают о «беззвучном» представлении своих мыслей. Еще одной важной частью внутренней речи является смысловое содержание или значение, которое часто сохраняется при отсутствии слухо-фонологического компонента.
В этом видео девушка описывает свой опыт как человека без внутреннего языка.Это две выдающиеся особенности внутренней речи, но, вероятно, существует и множество других. Например, некоторые люди сообщают о полном отсутствии внутреннего языка, вместо этого полагаясь на кажущиеся впечатления и значения при отсутствии слов. Многие из этих сообщений носят анекдотический характер, но они поднимают важный вопрос о роли внутренней речи в явной языковой продукции.
Короче говоря, опыт внутренней речи очень субъективен, что приводит к некоторым оставшимся без ответа семантическим и операционным вопросам. Однако в сжатом виде внутренняя речь представляет собой нечленораздельную вербальную информацию с несколькими особенностями, которые различаются по значимости.
Несмотря на то, что отчеты различаются, многие люди осознают свою внутреннюю речь и могут описать ее качества. Одно только это явление требует дальнейшего научного изучения, и на сегодняшний день существует несколько стратегий выявления и измерения внутренней речи.
Поведенческие показатели
Что касается конкретно рабочей памяти, то ее часто оценивают с помощью поведенческих задач, предъявляющих требования к фонологической кратковременной памяти. Обоснование этих мер заключается в следующем:
Если возрастающая потребность в фонологической рабочей памяти приводит к ухудшению воспроизведения вербальной информации, внутренняя речь, вероятно, поддерживает рабочую память.
Проведение этих экспериментов с детьми полезно для определения точки приобретения внутренней речи, процесс, обсуждаемый Выготским. Выготский предположил, что «скрытая» речь была интернализованной открытой речью, которая присутствовала в раннем детстве. До этого, рассуждал он, все внутренние процессы и решения озвучиваются.
Тем не менее, все мы знаем, что маленькие дети демонстрируют обширную вербальную речь и понимание, по-видимому, при отсутствии внутреннего голоса. Выготский обратился к этому, казалось бы, парадоксальному явлению, предполагая, что мысль и речь, иногда сближаясь, развиваются как отдельные процессы. С момента его публикации Мысль и язык был проведен ряд исследований, подтверждающих идею о том, что внутренний язык возникает через некоторое время после приобретения разговорного языка.
Одно из таких исследований изучало этот процесс в серии экспериментов, проверяющих влияние открытой речи на кратковременную память у маленьких детей. Эти эксперименты — как и многие другие в этой области исследований — в значительной степени опираются на модель рабочей памяти Баддели. В частности, подчеркивается роль компонента модели Баддели, называемого артикуляционной или фонологической петлей, которая отвечает за хранение и повторение вербальной информации.
Модель рабочей памяти Баддели. Источник.Идея состоит в том, что нарушения фонологического кодирования, такие как длина слова, сходство слов и подавление артикуляции, могут повлиять на способность к запоминанию у детей старшего возраста (которые используют внутреннюю речь), но не у детей младшего возраста. По сути, ожидается, что дети старшего возраста будут вспоминать меньше объектов, представленных в эксперименте, из-за нарушений в их процессе фонологического кодирования. И наоборот, дети младшего возраста не должны испытывать затруднений с запоминанием, потому что они полагаются на невербальные средства кодирования.
Этот эксперимент показал, что дети старшего возраста чувствительны к эффекту длины слова, фонематическому сходству и артикуляционному подавлению, тогда как дети младшего возраста подвержены влиянию только тогда, когда исходное кодирование включает явную речь. Эти результаты совпадают (но не полностью подтверждают) с первоначальным предложением Выготского о постепенной интернализации открытой речи. Вместо этого более вероятно, что маленькие дети могут использовать внутреннюю речь в задачах на рабочую память, но только тогда, когда задача начинается с прослушивания или говорения. Очевидно, считается, что использование внутренней речи зависит от артикуляционной петли, что проявляется в нарушении воспроизведения вербальной информации в результате требований, предъявляемых к внутренней речи.
Эти нарушения также могут наблюдаться у взрослых. Как упоминалось выше, это иногда достигается с помощью процесса, называемого артикуляционным подавлением, который направлен на блокирование внутренней речи, заставляя участника произносить неуместные слова или фразы, когда ему предъявляют предмет для запоминания. В более повседневном примере это может выглядеть как попытка прочитать книгу, слушая разговор поблизости. Многим людям было бы очень трудно читать один и тот же абзац несколько раз, прежде чем запомнить какую-либо важную информацию. В эмпирических условиях ожидается, что это приведет к ошибкам в отношении исполнительной функции, особенно способности переключать внимание между отдельными задачами.
Одно исследование пыталось проверить это, нарушая внутреннюю речь во время серийного задания на время реакции. Во время компьютеризированного задания участников просили как можно быстрее и точнее отреагировать на расположение точки-стимула, которая появилась в одном из четырех мест, нажав соответствующую клавишу. В условиях эксперимента было две группы, которые одновременно выполняли релевантную второстепенную задачу — либо постукивание ногой, либо артикуляционное торможение. В одной группе участники постукивали ногой под удар метронома, а в другой несколько раз повторяли «ба-ба-ба» под удар метронома. Было обнаружено, что у участников группы с артикуляционным подавлением было больше всего трудностей с выполнением инструкций, несмотря на оценку понимания задачи, по сравнению с группой с постукиванием ногой и контрольной группой. Это исследование — одно из многих, которые предполагают участие внутренней речи в процессах исполнительного контроля.
Тем не менее, в исследовании, проверяющем влияние артикуляционного подавления на невербальную задачу переключения (т. е. оценку цвета по сравнению с оценкой формы), участники в условиях подавления артикуляции выполнялись не значительно хуже, чем в условиях постукивания ногой или контроля.
Пока нельзя сделать окончательное заключение о роли внутренней речи в исполнительных функциях. Невербальный характер задачи, использованной в ранее упомянутом исследовании, может указывать на то, что любые возникающие в результате нарушения зависят от вербальной подготовки задачи, как и результаты, достигнутые с маленькими детьми.
Несмотря на это, неясно, в какой степени люди используют внутреннюю речь в таких задачах. По самоотчетам наличие слухо-фонологического компонента во внутренней речи колеблется от полных предложений до фрагментов релевантных слов. Возможно, что нечеткая связь между внутренней речью и исполнительной функцией, описанная в литературе, происходит из-за весьма изменчивого внутреннего опыта.
Нейронные корреляты
Другой способ взглянуть на это — исследовать рабочую память у пациентов с афазией, нарушением речи и понимания, вызванным повреждением головного мозга. Афазия часто сопровождается дефицитом нелингвистической обработки, связанной с рабочей памятью, включая зрительно-пространственную память. Обоснование тестирования пациентов с афазией исходит из предположения, что их трудности с пониманием и воспроизведением речи возникают из-за более общего дефицита рабочей памяти.
Одно из таких исследований проверяло именно это, изучая пространственную рабочую память и вербальную рабочую память у людей с постинсультной афазией. В тесте на вербальную рабочую память участникам была представлена последовательность из 9 несвязанных односложных слов и 9 картинок, которые соответствовали словам. После прослушивания всей последовательности участников просили воспроизвести порядок слов, используя картинки. Затем это же задание было повторено, только участники теперь должны были вспомнить слова из 9 слов.0099 обратный порядок предъявления . Было обнаружено, что как для задач на вербальную, так и на пространственную рабочую память участники обычно лучше справлялись с задачами прямого порядка. Тем не менее, значительное количество участников выполнили на лучше в задаче на обратную пространственную рабочую память. Предполагается, что общее ухудшение выполнения заданий на вербальную рабочую память связано с левополушарной локализацией поражений пациентов — включая среднюю и нижнюю лобную извилину, а также верхнюю и среднюю височную извилину. Эти результаты соответствуют левополушарной латерализации лингвистической обработки.
Результаты, полученные в вышеупомянутом исследовании, могут выявить основные нейронные корреляты внутренней речи, которые больше говорят о ее роли в рабочей памяти. Неудивительно, что внутренняя речь в значительной степени связана с областями производства речи, такими как левая нижняя лобная извилина, и, в некоторых случаях, с областями восприятия языка, такими как верхняя височная извилина.
Принимая во внимание перекрытие пораженных областей мозга у пациентов с афазией и областей мозга, активированных во время внутренней речи, можно было бы ожидать, что в ряде исследований будут обнаружены сходные закономерности в вербальной рабочей памяти. Как и ожидалось, всесторонний метаанализ нейронных коррелятов вербальной рабочей памяти с использованием фМРТ выявил повторяющиеся паттерны активации в областях лобной доли, включая левую верхнюю, среднюю и нижнюю лобную извилину, однако с продолжением в эти области в правое полушарие. Была также повторная активация в теменных областях, которые были сильно левосторонними.
Нейронные корреляты вербальной рабочей памяти, оцененные с помощью метаанализа. Источник.Эти результаты подтверждают предыдущие предположения о том, что эти области, особенно нижняя лобная извилина, играют решающую роль в артикуляционной петле. Кроме того, они служат напоминанием о том, что внутренняя речь и рабочая память, скорее всего, не связаны с одной областью мозга. Скорее, эта взаимосвязь является результатом совместной работы многих систем для применения соответствующего ответа в зависимости от контекста.
В настоящее время мы можем вызывать внутреннюю речь, идентифицировать ее нейронные субстраты, описывать ее качества и иногда связывать ее присутствие с рабочей памятью. Однако последствия этой связи менее ясны. Достаточное количество исследований, подтверждающих эту связь, встречается с почти таким же количеством исследований, которые ее оспаривают.
Одной из возможностей, вытекающих из этой области исследований, является важность внутренней речи в задачах на рабочую память, которые связаны с вербальной информацией. Это не означает, что внутренняя речь редко адаптивна, но может быть еще одним свидетельством в пользу очень проницательного человеческого мозга. Другими словами, мозг постоянно адаптируется к ситуации, интегрируя контекстную информацию и применяя самые полезные доступные инструменты.
Эти разделенные результаты также могут рассказать нам кое-что о различиях в использовании внутренней речи у разных людей. Возможно, некоторые люди более склонны к реализации внутренней речи, чем другие, независимо от стоящей перед ними задачи. Возможно, в будущих исследованиях будет целесообразно исследовать выборку тех, кто, по самоотчетам, мыслит «бессловесно» или тех, кто испытывает в основном невербальные мысли. Если задачи, реализованные в этих исследованиях, особенно зависят от внутреннего языка и артикуляционного цикла, мы не ожидаем увидеть снижение производительности в выборке бессловесных мыслителей. Более того, это может дать представление о том, как и почему изначально возникает внутренняя речь.
Исследование прошло долгий путь со времен подхода Выготского. Хотя это и не совсем неточно, внутренняя речь, кажется, играет более конкретную роль, чем первоначально думал Выготский. Первоначально считалось, что открытая артикуляция ребенка постепенно интериоризируется и преобразуется в мысли; сохраняя свое значение, но не полностью отражая разговорный язык. Его цель, по его мнению, заключалась в том, чтобы помочь ребенку в процессе планирования, который можно было бы применять во всех сценариях.
Теперь очевидно, что появление внутренней речи меньше связано с когнитивным развитием и больше соответствует контексту и первоначальному кодированию задачи. Другими словами, задача, воспринимаемая как вербальная (например, запоминание слов), с большей вероятностью будет поддерживаться внутренним языком, чем задача, воспринимаемая как невербальная (например, запоминание картинок).
Пока что мы уверены в существовании внутреннего опыта и в том, что этот опыт иногда сопровождается языком. Что предлагает это языковое присутствие, однако, остается неясным. Растущее количество свидетельств указывает на то, что внутренняя речь является вспомогательной функцией познания, особенно рабочей памяти. Об этом свидетельствуют определенные нарушения, возникающие вследствие нагрузки, предъявляемой к артикуляционной петле. Однако результаты не согласуются друг с другом, и для окончательного утверждения об этой взаимосвязи требуется дальнейшее усовершенствование экспериментальных методов.