Внутриличностный конфликт это в психологии: Внутриличностный Конфликт | Тренинг-Центр Синтон

Содержание

3.1. Понятие внутриличностного конфликта. Конфликтология

3.1. Понятие внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т. е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Внутриличностный конфликт по утверждению З. Фрейда, может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека это конфликт, и, прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого индивиду никуда не деться.

Личностные элементы конфликта

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы все это и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри коллектива.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

? основные психологические доминанты поведения;

? черты характера и типы личностей;

? установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

? неадекватные оценки и восприятия;

? манеры поведения;

? этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Основные психологические доминанты поведения

Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: ценностные ориентации; цели; мотивы; интересы; потребности.

Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого. Рассмотрим их более подробно.

Ценностные ориентации людей как субъектов конфликта формируются в процессе социализации личности и выражаются в тех моральных, идеологических, политических и других принципах, на основе которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строит свое поведение в этой ситуации. На базе ценностных ориентации происходят вычленение и дифференциация объектов конфликта по их значимости, решается вопрос о том, следует ли вообще участвовать в конфликте. Например, по поводу одного и того же предмета линия поведения религиозного и не религиозного человека может быть совершенно различной. Там, где один будет стремиться избежать конфликта, руководствуясь принципами «не убий» и «возлюби ближнего», другой, напротив, может демонстрировать агрессивное поведение, руководствуясь принципом «око за око», «кто не с нами, тот против нас» и т.

 д. Ценностные ориентации обнаруживаются, прежде всего, в целях участников конфликта.

Цель это осознанный образ предвосхищаемого результата. на достижение которого направлено действие человека. Применительно к конфликту цель его субъектов это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его участники. Именно этот полезный для участников конфликта результат и определяет направленность их поведения. Образ предвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретет побудительную силу и таким образом становится целью, начинает направлять действия субъектов противоборства. Но это происходит тогда, когда осуществляется связь цели с мотивом поведения.

Мотив побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности. Применительно к конфликту мотив это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта– Такой основой вступления в конфликт в конечном счете выступает необходимость реализации его субъектами своих интересов.

Интересы участников конфликта это осознание ими объекта конфликта как своей потребности. Отсюда повышенное внимание именно к данному объекту конфликта, а не к другому. Именно противоречие интересов рождает конфликт. Если объект не представляет никакого интереса, конфликт из-за него не возникает. Это объясняется тем, что основой интереса является потребность.

Потребность. С точки зрения психологии потребность субъектов конфликта это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования– Поэтому она является самым глубинным источником активности субъектов и толкает их на конфликтные действия. Потребность, таким образом, является тем состоянием личности, которое регулирует ее поведение, в том числе и конфликтное поведение. Но при этом эта регуляция осуществляется во взаимосвязи с интересами, мотивами, целями и ценностными ориентациями личности.

Черты характера и типы личностей

Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики.

Это индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей. В этой связи выделяют, прежде всего, две основные психологические оси личности: экстраверсия, с присущей эмоциональной неустойчивостью и интроверсия, с присущей эмоциональной стабильностью.

В зависимости от доминирования той или иной характеристики выделяют следующие типы личностей:

? экстраверты это люди с присущей эмоциональной неустойчивостью. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость. Они характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам, а поэтому требуют постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды.

? интроверты этим людям присуща эмоциональная стабильность.

Им свойственны эмоциональная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей. Стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.

Крайние проявления названных качеств у личности очень редки. Каждый обычно занимает позицию в диапазоне ближе к тому или иному плюсу. Но в зависимости от того, в какой степени эти качества присутствуют в человеке, выделяют четыре основных типа характера личности: меланхолик; холерик; сангвиник; флегматик.

Меланхолик человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.

Холерик сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает ненадолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.

Сангвиник в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность, В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.

Флегматик сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.

Следует отметить, что «плохих» и «хороших» индивидуальных характеристик не бывает. Наши недостатки продолжение наших достоинств. Однако важно отметить, что все названные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.

Акцентуация характера

Особо важный личностный элемент конфликта чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида. Для их обозначения

К. Леонгард ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность.

Выделенные К. Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожнобоязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно-экзальтированный).

Рассмотрим некоторые типы характера акцентуированных личностей:

? демонстративный тип высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости;

? педантичный тип высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, медлительность, длительном переживании травмирующих событий.

В конфликты вступает редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований;

? застревающий тип основная черта этого типа склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей.

Рассмотрим некоторые типы темперамента акцентуированных личностей:

? гипертимический тип высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество;

? дистимический тип характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости;

? тревожно-боязливый тип основная черта склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью;

? экзальтированный (аффективно-экзальтированный тип) лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта;

? эмотивный тип это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью;

? циклотимический тип характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные подавленность, замедленность реакций и мышления; также часто меняется их манера общения с окружающими людьми [4].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Совет 45 Понятие об эволюции

Совет 45 Понятие об эволюции Солнечная система – наш общий дом Эволюция – понятие непростое, нешуточное. Это одна из форм движения: непрерывные, постепенные перемены, приводящие к качественным сдвигам в развитии личности, общества или всей природы.Ну мыслимо ли

2.1. Понятие конфликта

2.1. Понятие конфликта Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.Другой подход

2.2. Структура конфликта

2.2. Структура конфликта Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:1) объект конфликта,2) участники

2.4. Динамика конфликта

2.4. Динамика конфликта Каждый конфликт имеет начало и конец, т. е. временные и пространственные рамки (границы). Начало конфликта – перерастание конфликта из возможности к действительности. Окончание конфликта – прекращение враждебных действий, независимо от

2.5. Функции конфликта

2.5. Функции конфликта Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.

3.3. Причины и последствия внутриличностного конфликта

3. 3. Причины и последствия внутриличностного конфликта Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях

Лабораторно-практическое занятие 3 Тема: «Структура конфликта»

Лабораторно-практическое занятие 3 Тема: «Структура конфликта» Задание 1. В предложенной ситуации выдайте и проанализируйте следующие элементы и факторы конфликта:? конфликтную ситуацию;? объект конфликта;? предмет конфликта;? участников конфликта;? ранг оппонентов;?

Лабораторно-практическое занятие 4 Тема: «Сущность конфликта и его причины»

Лабораторно-практическое занятие 4 Тема: «Сущность конфликта и его причины» «Деловая игра «Жалоба»Цель игры. Развития у студентов умения анализировать конфликт на основе усвоения ими основных конфликтологических понятий; формирования навыков применения простейших

Лабораторно-практическое занятие 5 Тема: «Функции конфликта»

Лабораторно-практическое занятие 5 Тема: «Функции конфликта» 1.  Приведите примеры деструктивных и конструктивных функций конфликта.2. Проанализируйте функции конфликта, сформулированные Л. Козером. Выразите свое отношение к ним с точек зрения их содержания, полноты и

Лабораторно-практическое занятие 6 Тема: «Динамика конфликта»

Лабораторно-практическое занятие 6 Тема: «Динамика конфликта» Задание 1. Объясните основные периоды и этапы динамики конфликта, представленные на рисунке. Приведите примеры к каждому из них.Основные периоды и этапы динамики конфликтаЗадание 2. Проанализируйте

1.1. Понятие об антропогенезе

1.1. Понятие об антропогенезе Этап эволюционных процессов происхождения и формирования человека обычно обозначают понятием «антропогенез». Антропогенетические знания представляют собой разнородную совокупность сведений о первобытном человеке.Уже в глубокой

2.

1. Понятие о человеке как индивиде

2.1. Понятие о человеке как индивиде Человек в качестве индивида предстает в своих природных, биологических особенностях как человеческий организм. В основе понятия индивида, по Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему

3.1. Понятие о человеке как субъекте

3.1. Понятие о человеке как субъекте Другая проекция человека – это его существование как субъекта. Б. Г. Ананьев указывал на такие субъективные проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как субъект

4.1. Понятие о личности

4.1. Понятие о личности Сегодня в науке слово «личность» означает особое качество или характеристику человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.  е. взаимосвязей с другими людьми. Следовательно, понятие личности

4.3. Понятие человеческой индивидуальности

4.3. Понятие человеческой индивидуальности Особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях

Психология конфликта | Основные подходы к пониманию внутриличностного конфликта

Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX века. Считается, что философы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидное отражение в философской литературе. Проблемы патологических изменений в психике и организме человека в результате переживания критических ситуаций давно разрабатываются психиатрией и биологией (Донченко, Титаренко, 1989). В психологии в течение двадцатого века накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме внутриличностных конфликтов.

Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывается в зарубежной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.

В концепции внутриличностного конфликта в рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их (Фрейд, 1991). В теории К.Юнга (1967) внутриличностный конфликт это регресс на более низкий уровень психики, т.е. он происходит в сфере бессознательного. У К.Хорни внутриличностный конфликт анализируется с двух позиций. Во-первых, это столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности. Во-вторых, внутриличностный конфликт представляет противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других (1993).

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К.Роджерсу (1994) лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данного направления, А.Маслоу, сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации (1965).

По К.Левину внутриличностный конфликт это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор: между положительной и отрицательной тенденциями; между положительной и положительной тенденциями; между отрицательной и отрицательной тенденциями (1926).

Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни (1969).

Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Фестингер, 1967). Диссонанс — негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.

В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Скинер, 1986). В работах необихевиористов Н.Миллера и Дж.Долларда (1941) конфликт определяется как фрустрация, т.е. реакция на препятствие.

Интеракционизм при анализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его как конфликта ролей (Голднер, 1955).

Основатель концепции психосинтеза Р.Ассаджоли (1994) видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».

В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А.Лурия (1930). Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи С.Мерлин (1951), В.Мясищев (1960), Н.Левитов (1964), Л.Славина (1966). В.Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт, как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то оно является внутриличностным конфликтом (Мерлин, 1964).

«Длительность и интенсивность конфликта зависят от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликт может перерасти в невроз» (Мясищев, 1960).

По В.Левитову внутренний конфликт представляет собой борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.

В русле этих идей проблему внутриличностного конфликта исследовали Т.Немчин и С.Цицарев (1983), Е.Кузьмин и В.Семенов (1987), И.Родных (1993), А.Скалепов, (1995), Е.Фанталова (1992), Т.Юферова (1975). Внутриличностный конфликт как ролевой анализируется в работах М.Гомелаури (1964, 1966), С.Ериной (1982, 1988), И.Кона (1981). В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается Ф.Василюком (1984, 1995), Т.Титаренко (1989, 1993), Ю.Юрловым (1993, 1995). Ф.Василюк (1995) рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Таким образом, внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

В психологии (Анцупов, Шипилов, 1997; Донченко, Титаренко, 1989; Василюк, 1984; Юрлов, 1995) выделяют показатели внутриличностного конфликта.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера:психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера:снижение качества и интенсивности деятельности; снижение деятельности; негативный эмоциональный фон общения.

Интеграционные показатели:нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Узнайте всю правду о внутриличностном конфликте за 60 секунд

Что такое внутриличностный конфликт? Определение внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт или внутренний личностный конфликт (ВПК) можно определить как противоречие в самооценке, ценностях, убеждениях, морали и даже моделях поведения. Иногда человек осознает внутренние противоречия, но в некоторых случаях они носят скрытый характер.

Вы когда-нибудь испытывали что-то подобное? Начинается с ощущения психологического дискомфорта и через некоторое время может закончиться тревогой. Если да, вы, вероятно, хотите узнать больше об этом. Итак, давайте копнем глубже и выясним, почему важно понимать причины этого психологического феномена.

Во-первых, знание  причин внутриличностного конфликта  помогает избежать стресса и следующего за ним возможного кризиса. Во-вторых, понимание того, что вызвало это состояние, может сделать вмешательство более эффективным и помочь успешно разрешить конфликт.

Карен Хорни утверждала, что хорошо развитая личность имеет достаточно внутренних ресурсов для разрешения внутреннего конфликта и может с ними работать. Также она предполагала, что внутриличностный конфликт вызывается какими-то глубинными чувствами, такими как беспомощность, страх и тревога.

Согласно Зигмунду Фрейду , личность противоречива по своей природе. Он заявил, что у людей есть два противоречивых инстинкта, которые определяют их поведение. Это Эрос и Танатос. Первый – половой инстинкт, направленный на самосохранение и жизнь, второй – инстинкт смерти, сопровождающийся агрессией и саморазрушением. Отсюда внутриличностный конфликт возникает в результате вечного противостояния Эроса и Танатоса.

Несмотря на то, что внутриличностный конфликт является одним из самых сложных типов конфликтов, он может даже принести некоторую пользу. Психологи предполагают, что внутриличностный конфликт является катализатором личностного развития.  Его следует рассматривать как неотъемлемый аспект жизни каждого, который может помочь человеку сформировать новые навыки и способности при успешном решении.

Удивительно, но этот тип конфликта способствует развитию адекватной ценностно-мотивационной системы, повышает сознательность, улучшает навыки саморефлексии, формирует так называемый «психологический иммунитет».

Характеристики внутриличностного конфликта:

— путаница

— Неопределенность

— сомнения

— Внутренние противоречия

— Задержка принятия решений

— Невозможность найти проблемное решение

.

Психологи выделяют следующие виды межличностных конфликтов: 

Мотивационные   конфликт

Это происходит, когда чьи-то потребности и намерения противоречат друг другу.

Мораль   конфликт

Возникает, когда моральные принципы человека противоречат друг другу или социально приемлемым ценностям.

Ролевой конфликт

Этот тип конфликта возникает, когда психологические роли человека вызывают противоречия.

Конфликт адаптации

Возникает, когда возможности человека не соответствуют требованиям, предъявляемым новыми обстоятельствами.

Конфликт неадекватной самооценки

В основе этого конфликта лежат различия между самооценкой, личными требованиями и реальным положением дел.

Невротический конфликт

Если какой-либо межличностный конфликт длится слишком долго, он может перерасти в невротический конфликт, который характеризуется высоким напряжением, вызванным противостоянием внутренних мотивов.

Плюсы и минусы внутриличностных конфликтов

Эксперты говорят, что если человек способен конструктивно преодолеть конфликт, это может привести к развитию и гармонизации личности.

Рассмотрим некоторые возможные положительные последствия внутриличностного конфликта.

Содействие развитию

Внутриличностный конфликт может способствовать переходу на следующий этап раннего развития.

Нравственное развитие

Оптимальное решение внутриличностного конфликта часто оказывается отличной основой для нравственного развития

Формирование характера

Позитивно разрешенные внутренние конфликты формируют характер и способствуют положительной ориентации, а также целеустремленности

Я повышение самооценки

Успешное преодоление внутриличностного конфликта повышает личную ценность и помогает повысить самооценку

Наряду с потенциальными преимуществами, связанными с внутриличностными конфликтами, могут иметь место и некоторые деструктивные последствия. Взгляните на некоторые из них ниже.

Снижение эффективности

Длительный внутриличностный конфликт снижает продуктивность и нарушает эффективность всей деятельности

Ослабление личности отдельные слабее

Медленное развитие

В большинстве случаев такие конфликты делают людей психологически незрелыми и мешают достижению целей.

Снижение уверенности в себе

Длительный внутриличностный конфликт может привести к потере уверенности в себе и вызвать комплекс неполноценности.

Нервный срыв

Это психологическое явление часто делает людей агрессивными, тревожными или даже депрессивными.

Разрушенные отношения

Частые внутренние конфликты могут разрушить отношения с коллегами, членами семьи и друзьями.

Примеры внутриличностных конфликтов

Внутриличностные конфликты возникают, когда человеку необходимо принять какое-либо решение, каким бы трудным или важным оно ни было. Каждое решение требует от нас выбора между несколькими вещами, которые противоречат друг другу.

Одной из наиболее частых причин внутриличностных конфликтов является разница ролей. Например, у человека могут быть противоречивые должностные обязанности на работе или взаимоисключающие ожидания. Считается, что руководители должны быть приветливы и строги одновременно, а сотрудники должны выполнять всю работу и избегать стрессов, что далеко от реальности.

Другой частой причиной внутриличностного конфликта является противоречие между сиюминутными желаниями и системой ценностей. Возможно, вы замечали дискомфорт, который вы испытываете, выбирая между употреблением алкоголя для снятия внутреннего напряжения и трезвостью для поддержания ясного мышления.

Внутренний конфликт между вашими целями и желаниями может возникнуть, когда вы хотите сесть на диету, чтобы похудеть, и одновременно съесть что-нибудь сладкое для поднятия настроения.

Светлана Драч

Член команды Psychology4u. net

Разница между межличностным и внутриличностным конфликтом

Ключевое различие между межличностным и внутриличностным конфликтом заключается в том, что межличностный конфликт — это разногласие между двумя людьми, тогда как внутриличностный конфликт — это разногласие внутри человека.

Конфликт является частью человеческого поведения и часто встречается в нашей повседневной жизни. Такие эмоции, как тревога, агрессия, депрессия и сопротивление, а также антагонистические реакции, такие как соперничество, приводят к конфликтам. Существует четыре типа конфликтов. Это внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты. Однако при правильном управлении конфликтами всегда есть возможность для роста и развития.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Обзор и ключевые отличия
2. Что такое межличностный конфликт
3. Что такое внутриличностный конфликт
4. Связь между межличностным и внутриличностным конфликтом
5. Сравнение бок о бок — межличностный и внутриличностный конфликт в табличной форме 9029 6. Резюме

Что такое межличностный конфликт?

Межличностный конфликт относится к разногласиям между двумя людьми. Основной причиной межличностного конфликта является различие между людьми. У людей всегда есть различия, основанные на их взглядах, убеждениях, культуре и ценностях. Кроме того, у них есть собственный набор целей, ожиданий, личностей и представлений, которые приводят к конфликтам.

Межличностные конфликты можно рассматривать как конфликты большого уровня. Они могут возникать между коллегами, братьями и сестрами, соседями и т. д. Кроме того, межличностный конфликт известен как социальный конфликт. Естественно, это происходит, когда два человека имеют противоположные представления об одном и том же.

Первым шагом в разрешении межличностного конфликта является выяснение причин конфликта. Управление конфликтом включает в себя изменение отношения, поведения и организационных структур. В результате члены организации могут достичь своих целей и ожиданий.

Возможны межличностные конфликты из-за властолюбия, наказаний и соперничества на рабочем месте. Кроме того, это может включать грубое поведение или уважительные антагонистические разногласия.

Что такое внутриличностный конфликт?

Внутриличностный конфликт относится к разногласиям внутри человека, которые вызваны его собственными действиями, эмоциями, убеждениями и ценностями. Другими словами, это психологическое вмешательство, которое происходит внутри вас. Иногда это конфликт между должен и хочет. Здесь «должен» всегда руководствуется ценностями и убеждениями, тогда как «хотение» определяется окружающей средой.

Внутриличностные конфликты — обычное явление, это часть человеческой жизни. Конфликты в основном возникают на этапе принятия решений отдельными лицами. Например, у человека могут возникнуть внутриличностные конфликты из-за простого решения, такого как покупка книги, или сложного решения, такого как брак. Короче говоря, внутриличностный конфликт возникает, когда человек спорит внутри себя, и никакая другая сторона не вмешивается в него.

Какая связь между межличностным и внутриличностным конфликтом?

Оба типа конфликтов важны, поскольку они дают возможность для улучшения. Здоровые конфликты всегда обеспечивают лучшее понимание себя и доверительных отношений, лучшие навыки разрешения и предотвращения повреждений или разрушений.

Внутриличностные конфликты могут привести к депрессии, агрессивному поведению, если человек не понимает своих потребностей и ожиданий. Поэтому очень важно разобраться в собственных чувствах. Кроме того, понимание собственных чувств может также помочь избежать межличностных конфликтов, поскольку они могут вести переговоры с другими людьми. Управление стрессом — еще один важный фактор, позволяющий избежать как межличностных, так и внутриличностных конфликтов.

В чем разница между межличностным и внутриличностным конфликтом?

Ключевое различие между межличностным и внутриличностным конфликтом заключается в том, что межличностный конфликт возникает между двумя людьми, тогда как внутриличностный конфликт возникает с самим собой. Самосознание, восприятие и ожидание являются тремя основными аспектами внутриличностных конфликтов, в то время как письменное, устное общение и внутренние переговоры являются основными аспектами внутренних конфликтов. В большинстве случаев внутриличностные конфликты связаны с эмоциями, ценностями и убеждениями, тогда как межличностные конфликты связаны со стратегическим мышлением, анализом и речью.

Кроме того, внутриличностные конфликты могут привести к переосмыслению, спутанности сознания и даже к депрессии. Лучшая третья сторона для разрешения внутриличностных конфликтов — это семья, близкие друзья или психолог. С другой стороны, межличностный конфликт обычно возникает между друзьями, семьей, коллегами и соседями. Приспособление и компромисс — лучший способ справиться с межличностным конфликтом. Вмешательство третьей стороны имеет решающее значение, если конфликт серьезный. Итак, это еще одно существенное различие между межличностным и внутриличностным конфликтом.

Кроме того, существует три типа внутриличностных конфликтов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts