Ребёнок не говорит: когда начинать волноваться
Современные дети начинают говорить позже. Часто можно встретить трёхлетку, который с трудом выговаривает «мама», «папа». Наш новый блогер Ирина Муковозова рассказывает, как отличить серьёзные проблемы с развитием от варианта нормы.
— Вы логопед? У меня ребёнок несколько букв не выговаривает.
— Я, вообще-то, не совсем логопед, нейропсихолог, но поделитесь своими проблемами. Какие буквы он не выговаривает?
— «А», например, или «у».
— Это уже интересно. Рассказывайте всё с самого начала.
Занимательный диалог? Всё больше детей начинают разговаривать достаточно поздно. Ребёнку уже почти три года, а он всё ещё не разговаривает, и родители начинают бить тревогу. Врачи ставят ребёнку диагноз ЗРР, потому что в норме к трём годам у него должна быть уже хорошая фразовая речь. Дальше всё развивается по нескольким сценариям:
- Кто-то плюёт на этот диагноз и ждёт, когда ребёнок сам заговорит;
- Кто-то начинает сильно переживать и принимать различные меры;
- Остальные — это производные от первых двух.
Попробуем разобраться, когда надо ориентироваться на тот или иной сценарий поведения.
Сначала первый, когда особенно волноваться не стоит
Смотрим на ребёнка и видим:
- Ему меньше трёх лет, он здоров, ловок, развивался по графику и не болел в первый год жизни.
- Он с удовольствием осваивает беговел, самокат и велосипед, любит качаться на качелях.
- Хорошо понимает обращённую к нему речь, может выполнить двухуровневую просьбу («пойди туда, принеси то» или «возьми не синий»).
- Сам пытается что-то говорить, и у него есть свой собственный язык: «Чу ча» — «Хочу чай».
- Разглядывает и показывает картинки в книжке.
- Главное: с удовольствием и активно общается. Хотя бы с вами. Общение не обязательно словесное, жесты — это тоже речь. Главное — у ребёнка должно быть желание общаться и у него должно быть что сказать.
Все эти пункты очень важны с точки зрения диагностики речевого развития ребёнка.
Если хоть чего-то из этого нет в наличии, за исключением, может быть, беговела и самоката с велосипедом, следует обращаться к специалисту.Существует много причин задержки речевого развития, и, поверьте, ваша задержка и дальше будет оставаться задержкой, если вовремя не принять определённые меры.
Теперь второй сценарий, когда волноваться стоит
Стоит сильно волноваться, если мама болела в первый триместр беременности и при этом ребёнок нелюдим, не смотрит вам в глаза и вообще как бы не замечает вас. Он вполне себе «самостоятелен», и создаётся впечатление, что вы ему и не нужны вовсе. Если ребёнок так себя ведёт, надо бежать к специалистам, даже если мама не болела в начале беременности и не пила лекарств: это может сигнализировать о серьёзных проблемах в развитии ребёнка, и чем раньше начать что-то делать, тем легче последствия.
Вспомните как развивался ребёнок в свой первый год. Реагировал ли на ваш голос, гулил ли, был ли лепет («агу-угу», «тя-тя», «ба-ба» и тому подобное, что получится), пытался ли уловить движения губ и подражать им, произнося уже что-то похожее на слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «тя-тя-тя», ловил ли интонацию.
Если что-то не так, у вас есть повод для беспокойства. Это этапы речевого развития, которые должен пройти каждый ребёнок, прежде чем произнести свои первые детские слова. Начать надо с врачей, проверить слух и зрение.
Дальше надо обратить внимание на моторную неловкость. Возможно, ребёнок неуклюж, ходит на цыпочках, часто падает или просто его «руки сами по себе, ноги сами по себе». Речевые мышцы — тоже мышцы, и, возможно, ребёнку трудно координировать не только работу ног и рук, но и губ, щёк и языка. Это может отследить невролог.
Если ребёнок вроде бы и активен, и общителен, но вообще не говорит, даже простые слова («мама», «папа», «дай», «би-би»), особенно если ему уже больше трёх лет, или его речь больше похожа на тихий лепет, а невролог уже поставил диагноз ЗРР, надо искать нейропсихолога, а не ждать у моря погоды. Мы подскажем, что делать и стоит ли волноваться.
Вполне возможно, что ребёнок просто медленнее зреет, чем его сверстники. Хорошо бы быть в этом уверенным и не запустить проблемы, которые лучше решать как можно раньше. Не бойтесь, обращайтесь. Через нас прошло много разных детей: мы видели и норму, и разные проблемы. Поможем. Детские проблемы разрешимы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Volodymyr Tverdokhlib)
Во сколько дети начинают говорить? Как заниматься с ребенком, чтобы он заговорил
Первый год для родителей самый радостный, но и самый тревожный. Малыш чихнул — родители волнуются, у крохи поднялась температура — всю ночь не спят, ну а уж если ребенок никак не садится или не начинает ползать — взрослые в панике! А первого слова мамы ждут, как манны небесной! Ведь врачи твердят, что сегодня все больше детей страдает задержками речевого развития. Когда же в норме малыш должен заговорить и стоит ли беспокоиться, если в год-полтора он не произносит ни слова? Об этом рассказывает детский невролог Научного Центра Психического Здоровья РАМН Галина Николаевна Шимонова.
Этапы развития ребенка
В психическом развитии дети проходят несколько этапов, и проходят они их по-разному. Кто-то ползает до полутора лет, а кто-то не ползает вовсе, у некоторых малышей зубы прорезываются в три-четыре месяца, а у других первый зубик проклевывается только к году. Хотя, конечно, определенные нормы развития существуют, и по ним педиатры и невропатологи оценивают состояние и развитие малыша. Согласно этим нормам «лепет» должен появиться в речи ребенка уже в 6-7 месяцев, а к году малыш должен повторять несколько слов. Однако на развитие ребенка влияют многие факторы: беременность, роды, образ жизни и даже пол. К примеру, мальчики, как правило, начинают говорить позже девочек-ровесниц. Кроме того, у мальчиков чаще встречаются проблемы с речью. Это обусловлено генетическими факторами. Наследственность тоже играет немаловажную роль: если один из родителей поздно заговорил, то у ребенка, скорее всего, будет наблюдаться задержка речи. И это все варианты нормы.
Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов (своего имени и названий окружающих предметов), в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова. Неспособность детей составлять фразы из двух слов в 2,5 года и неумение произносить простые предложения в 3 года должны также вызывать серьезную озабоченность у родителей. Задержки речевого развития регистрируются у 2-4% детей.
Но если и после 3-х лет малыш не говорит даже простых предложений, о варианте нормы можно забыть. Впрочем, специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.
Некоторые мамы радуются, что их дети очень рано (около 1-1,5 лет) начинают говорить правильными предложениями, используя довольно обширный лексикон. Однако подобные явления нередко приводят к срыву нервной системы. Таким детям необходим отдых, прогулки на свежем воздухе, минимум впечатлений и умеренные разговоры.
Почему он молчит? Причины задержки речи у ребенка до 3 лет
Причины задержки речи могу быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки — поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.
Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов, в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова.
Вторая причина — особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.
Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.
Четвертая причина — отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводиться центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3-х лет молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.
Пятая причина — педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.
Шестая причина — психологическая травма. В первую очередь, к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.
Специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.
Седьмая причина — дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы, и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!
Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело.
Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.
Как помочь ребенку заговорить?
Помощь зависит, прежде всего, от причины задержки. Если это дефицит общения — следует больше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, петь песни, потешки. Но при этом не нужно «скакать» вокруг ребенка и все время его развлекать, кидаться выполнять любые его желания — необходимо создавать ситуации, когда ребенок вынужден просить вас о чем-то. Одна мама постоянно твердила дочурке: «Скажи, что ты хочешь, я тебя не понимаю», добиваясь тем самым, чтобы девочка не мычала, указывая на предмет, а говорила «дай». Безусловно, здесь не нужно перегибать палку и доводить ребенка до слез, помните, что малышу с большим трудом даются первые слова.
Некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так: когда ребенок слышит речь из динамиков, его тело никак не реагирует на звуки.
И, разумеется, обязательно покажите малыша отоларингологу и невропатологу. Ведь только специалист сможет определить наличие и степень серьезности заболевания или назначить правильное лечение. Если проблем со слухом у малыша нет, то ребенком будет заниматься невропатолог. При лечении задержек речевого развития помимо коррекционных занятий обычно используются различные ноотропные препараты, такие как кортексин, энцефабол, ноотропил. Эти препараты положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, улучшая процесс обучения и память.
Иногда при задержке речи привлекают и логопеда, но, к сожалению, подавляющее большинство логопедов не работают с малышами до 3-4-х лет, а начинать работу с ребенком иногда нужно гораздо раньше.
Ученые Института мозга человека РАН разработали новый способ лечения задержек речевого развития у детей, который позволяет уменьшить проявления незрелости головного мозга. Это происходит с помощью лечебного воздействия постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Воздействуя таким образом на мозг ребенка, ученым удается активизировать речевые зоны ребенка.
Домашние уроки
Заниматься с малышом родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. То есть, массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. И существенно ускоряют — на 2,5 месяца! Поэтому очень полезно, начиная с грудного возраста, делать легкий массаж кистей крохи. Можно играть с малышом в игры «Сорока-белобока», «Пальчики и кулачки», «Ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.
В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Также следует в игровой форме обучать ребенка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребенку. Несколько раз в день можно давать их малышу рассматривать. Ребенку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.
Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Как скачет лошадка?» «Как лает собака?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка облизывается», «Мальчик идет в школу» и так далее. И совсем не обязательно ждать пока ребенок сам начнет отвечать на ваши вопросы! Главное — чтобы малыш слышал и видел, как вы это говорите. Постепенно он начнет вам подражать и сам заговорит.
За любую попытку хвалите малыша! И не бойтесь перехвалить, ведь тогда у ребенка будет важный стимул — мамино одобрение и гордость. Рассказывайте домочадцам об успехах малыша, и обязательно делайте это в присутствии ребенка (даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает). Дети чувствуют интонацию родителей и прекрасно улавливают, когда говорят о них.
Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Больше разговаривайте с малышом, читайте ему вслух, пойте. Чем больше ребенок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Ведь прежде чем произнести слово, ребенок должен много раз его услышать. И помните ваши монологи — это не разговор в пустоту, ребенок слышит вас и обязательно заговорит.
А мне кажется, во многом от родителей зависит все: замечала часто, что в благополучных семьях, где мир и покой, дети и развиваться раньше начинают и улыбаются постоянно. Чем больше общения и внимания ребенку (именно от родителей), тем он быстрее учится и налаживает обратную связь. Хотя, конечно, все очень индивидуально. У нас тоже ребенок не так быстро научился говорить, зато как!=)) Выучил таможенные, компьютерные, строительные термины и бодро ими манипулировал (это папа так его на работу с собой брал и по телефону при нем разговаривал, вот он все и перенял, впитал, как губка). Может, кому помогут еще советы на тему домашних уроков, сами прошли, знаем.
2 Не говорите длинными предложениями. Ему еще тяжело их воспринимать, поэтому употребляйте только короткие: «Иди ко мне», «Покажи цветочек», «Дай книжку».
3 Что бы вы ни делали, больше с ним разговаривайте. Даже если вы готовите, а он рядом на стульчике, рассказывайте, что вы делаете. Поверьте, ваш ребенок способен многое запомнить, даже, когда вам кажется, что в данный момент он занят игрушкой и вас не слышит.
4 Давайте ему различные по форме предметы. Это может быть все, что угодно. Уже давно известно, что наши дети не любят долго играть с игрушками, зато с удовольствием наводят порядок у вас на кухне, в шкафу, в вашей шкатулке. По возможности, разрешайте ему это делать. Так он познает мир, учится распознавать предметы на ощупь, не секрет, что иногда и на вкус. Развитие моторики рук – очень важный аспект развития мозговой активности ребенка.
5 Просите его чаще повторять сказанное вами, даже если у него не получается, хвалите его, пусть он почувствует, как вы его цените. В следующий раз, чтобы доставить вам удовольствие, он сам будет стараться это сделать.
6 Предоставьте ему возможность как можно больше общаться с другими детьми. Общаясь с ними, ваш малыш расширяет свой словарный запас, учится понимать слова, сказанные не вами. Он учится понимать чужую речь, и сверстники – самые хорошие педагоги.
7 Постарайтесь уметь его слушать. Да, да, слушать, а не перебивать и не договаривать за него. Даже если вы слышали это не один раз, поймите, для вашего малыша это очень важно. Он учится выражать свои мысли, передавать ощущения.
8 Постарайтесь в присутствии ребенка говорить спокойным тоном. Ваша речь должна быть мягкой, даже если вы устали, вам плохо, постарайтесь не разговаривать с ним раздраженным голосом. Не повышайте голос в его присутствии, не кричите.
Это плохо отражается на психике ребенка. Наверное, вы заметили, что когда вам нездоровится, малыш может тоже капризничать. Так зачем тревожить его итак нежную психику? Помните, между вами существует невидимая, но очень крепкая связь.
9 И главное. Ни одна рекомендация никогда не может служить догмой для воспитания именно вашего малыша.
Слушайте своего ребенка, учитесь мироощущению вашего ребенка, познавайте окружающую вас действительность вместе с вашим ребенком, и все у вас получится,потому что ваш ребенок уникален и неповторим.
Источник: [ссылка-1]
2012-08-15, AskMeHow
А я вот не говорила нормально до 6 лет.Произносила только 4 звука -все гласные. За год в специализированном детском саду я научилась говорить, впоследствии закончила школу, потом вуз с красным дипломом, сейчас по работе постоянно общаюсь с людьми. И ведь ни одна из описанных причин ко мне не подходит! Родители,две бабушки -одна педагог с большим стажем постоянно со мной занимались, и ничего не помогало абсолютно. Я из своих детских воспоминаний помню только одно- мне не хотелось ни с кем общаться, нравилась очень тишина)))).
2009-09-04, не знаю
А моя лялька в 1,5 говорит мама на всех, а когда спросишь где мама показывает правильно. А больше толком ничего не говорит, но зато все понимает:-) 🙂
2012-04-05, Настюше4ка
Как быть, если в семье говорят сразу на двух разных языках? Как себя правильно вести с годовалым ребёнком?
2013-04-06, ольуль
У меня у соседки ребёнку 1 годик и он ещё не разговаривает, зато за компьютером знает что надо нажимать.
2012-05-25, Роман Фещенко
Всего 5 отзывов Прочитать все отзывы.
Чтение и разговор с ребенком
Речь и языкРазвитие ребенкаПедиатрия
Когда дети маленькие, их мозг растет и развивается с невероятной скоростью. К тому времени, когда им исполнится 1 год, они выучат все звуки, необходимые им для развития языковых навыков и словарного запаса на своем родном языке.
Может показаться немного странным разговаривать с ребенком, который не знает, как выразить свои мысли, но ваш ребенок впитывает каждый ваш звук, слово и выражение лица.
Как разговаривать с ребенком
Поскольку ваш ребенок не может ответить, вам может быть трудно поддерживать разговор; но на данном этапе жизни важно не то, что вы говорите, а то, что вы что-то говорите.
- Расскажите, что вы делаете. Например: «Сейчас я насыпаю хлопья». Или: «Пойдем возьмем папины туфли».
- Если ваш ребенок указывает на что-то, назовите это и поговорите об этом. Вы можете сказать: «Да, это пальто твоей сестры. Тебе нравится, какое яркое и розовое пальто?»
- Говорите в ответ, когда ваш ребенок издает звуки, и дайте ему или ей время ответить после того, как вы сказали. Это не только учит, как работает разговор, но и позволяет вашему ребенку практиковать языковые навыки.
- Использовать повторение. Повторение слов помогает познакомить вашего ребенка с ключевыми понятиями.
Хотя радио, телевидение и записи являются формами устного общения, эти каналы не заменяют общение с ребенком. Они не дают возможности для диалога и эмоционального обмена.
Как читать ребенку
Когда вы впервые начнете читать, ваш ребенок не поймет и не проявит интереса к концепциям книг. Тем не менее, чтение — это простой способ поработать над навыками общения и сблизиться с ребенком.
- Читать в течение дня. У вашего ребенка может быть не очень долгая концентрация внимания, поэтому читайте несколько раз в день и продолжайте сеансы чтения до нескольких минут.
- Не стесняйтесь слов на странице. Если ваш ребенок указывает на определенный элемент или реагирует на него, используйте это как начало разговора или расскажите свою собственную историю, основанную на этом персонаже или месте. Например, если ваш ребенок указывает на кошку, вы можете сказать: «Да, посмотри на кошку. Кот гуляет по забору со своим другом», и продолжайте дальше.
- Неважно, прочтете ли вы всю книгу. Как и в случае с разговором, важно не то, что слышит ваш ребенок, а тот факт, что он вообще что-то слышит. Если ваш ребенок в восторге от определенных страниц, потратьте больше времени на обсуждение этих страниц.
- Используйте выражение в своих предложениях и уникальные голоса, чтобы различать персонажей.
- Разрешайте ребенку участвовать, когда это возможно. С рождения и до 4 месяцев вашего малыша будут больше интересовать цвета и узоры книжных картинок. В возрасте от 4 до 6 месяцев ваш ребенок может начать прикасаться к книге и класть ее в рот. Через 6 месяцев ваш ребенок начнет понимать концепцию чтения. Он или она может помочь перевернуть страницы или указать на определенные символы или изображения.
- Выбирайте прочные и интересные книги. Тканевые книги можно положить куда угодно (включая ванну), а картонные книги можно легко переворачивать. Подумайте о покупке книг с уникальными элементами (таких как войлок, маленькие зеркала и т. д.) или книжек-раскладушек.
Преимущества разговора и чтения для вашего ребенка
- Разговор учит вашего ребенка общению на раннем этапе и подготавливает его или ее мозг к развитию речи.
- Разговор поможет вам сблизиться с ребенком.
- Чтение позволяет в увлекательной форме обучать таким понятиям, как формы, цвета, цифры и буквы.
- Чтение вашему ребенку устанавливает счастливую связь между тем, что он или она любит больше всего (вас), и чтением.
- Если вы читаете ребенку перед сном, вы можете начать устанавливать режим сна в раннем возрасте.
- Дети, которым читают, с большей вероятностью научатся читать в более раннем возрасте.
Речь и язык;Развитие ребенка Педиатрия
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и повторите попытку.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и повторите попытку.
Когда следует «поговорить» со своими детьми? – Forbes Health
Для многих воспитателей мысль о сексе со своими детьми может быть неудобной. Но говорить об этом со своими детьми (а это нечто большее, чем обсуждение фактического полового акта) важно для того, чтобы у детей вырабатывались здоровые сексуальные отношения и безопасное поведение по мере взросления.
Но когда именно вы должны говорить об этом своим детям? Какой возраст лучше? Как вы скоро увидите, терапевты советуют, чтобы разговор развивался со временем, когда дети узнают факты, соответствующие их возрасту.
Если вам интересно, как это выглядит и как ориентироваться в темах, связанных с сексом с детьми любого возраста, у нас есть для вас экспертный совет. Мы рассмотрим все, от анатомии до ответа на вопрос, откуда берутся дети.
Добро пожаловать в лучшее
Получите индивидуальное лечение, не выходя из дома. Cerebral помогает таким занятым людям, как вы, наладить связь с опытным терапевтом в соответствии с вашим графиком.
Начните со скидкой 20 %
Что такое «беседа» и почему она важна?
Если вы никогда не говорили о сексе со своими родителями, вам может быть интересно, почему это важно делать со своими детьми; Конечно, они узнают то, что им нужно, от своих друзей или из Интернета, верно? Клинический психолог Инна Хазан, к.м.н. говорит, что это именно то, чего вы не хотите.
«Да, дети узнают о сексе от своих друзей и узнают что-то из телевизора, но там так много дезинформации», — говорит она. «С маленькими детьми это иногда может быть глупо. Но с детьми старшего возраста дезинформация о сексе может быть трагичной и проблематичной. Наличие правильной информации невероятно важно для физического и психического здоровья».
По словам доктора Хазан, разговор об этом со своими детьми — это нечто большее, чем объяснение настоящего полового акта. Это также включает в себя то, как называть репродуктивные органы, знание того, какие прикосновения допустимы, а какие нет, контроль над рождаемостью, защита от инфекций, передающихся половым путем, порнографии, мастурбации и потенциальных эмоциональных последствий секса.
Поскольку тема охватывает так много всего, беседа работает лучше всего, если она происходит поэтапно, с течением времени. Но это не значит, что будет неловко. «Это неудобная тема как для родителей, так и для детей», — говорит психиатр Мухаммад Зешан, доктор медицинских наук, доцент психиатрии в Медицинской школе Рутгерса в Нью-Джерси в Ньюарке. Но он говорит, что когда родители ведут такие разговоры со своими детьми, это устанавливает доверие. «Ребенок с большей вероятностью поделится, если родители заранее поговорят с ним», — говорит он. И эти разговоры могут начаться еще в раннем детстве.
Как мне говорить с детьми о сексе?
Когда ваш ребенок еще малыш
В раннем возрасте ребенок узнает названия различных частей тела, включая репродуктивные органы. Вместо того, чтобы использовать такие фразы, как «пи-пи» или «там внизу», оба эксперта говорят, что детей следует учить правильным названиям репродуктивных органов: пенис и вульва.
«Одна из причин для обучения именам собственным заключается в том, что если у них есть боль там, они должны быть в состоянии описать ее, и знание имен собственных помогает», — говорит доктор Зешан. Это также снимает клеймо стыда, часто связанное с репродуктивными органами, говорит доктор Хазан. По данным некоммерческой организации «Гонка против жестокого обращения с детьми повсюду» (RAACE), если ребенку стыдно из-за своей анатомии, он может не решиться открыться родителям, если у них возникнут вопросы или опасения по этому поводу.
Малыши могут исследовать свое тело, в том числе свои гениталии. Если они говорят, что прикосновение к их гениталиям доставляет им удовольствие, доктор Хазан говорит, чтобы передать сообщение о том, что проявлять любопытство нормально, но это следует делать наедине.
Когда вашему ребенку от трех до пяти лет
Некоторые дети дошкольного возраста любят бегать голышом, что является прекрасной возможностью обратиться к наготе. «Для маленьких детей [младше семи лет] я бы сообщил, что дома можно быть голым, но не на публике. Потом, когда они немного подрастут, вы сможете сказать им, что некоторые части тела предназначены только для вас», — говорит доктор Хазан. Это, по ее словам, передает информацию о том, что уместно, а что нет, без использования постыдных выражений.
Если ребенку постоянно нравится быть обнаженным, д-р Зешан советует спросить его, что ему в этом нравится, чтобы добраться до функции, стоящей за поведением. Например, не потому ли, что обнажение заставляет их чувствовать себя счастливыми и взволнованными? Свободно? Спокойствие? Он объясняет, что знание причины такого поведения облегчает решение проблемы.
Оба эксперта говорят, что от детского сада до младшей начальной школы — это хороший возраст, чтобы научить детей различать уместные и неуместные прикосновения, сообщив, что репродуктивные органы (и верхняя часть грудной клетки для девочек) не должны касаться других, кроме врача, если дано разрешение.
Когда вашему ребенку от шести до восьми лет
Обычно в этом возрасте дети спрашивают, откуда берутся дети. Оба эксперта говорят, что вы должны говорить правду, используя простой язык. «Можно сказать, что тела двух людей собираются вместе и встречаются друг с другом», — говорит доктор Хазан. «Вы можете проникнуть в сперматозоид и яйцеклетку, когда они станут немного старше и смогут больше понимать, но это может быть слишком сложно для маленького ребенка».
«Многим родителям не нравится этот вопрос, но просто помните, что чем больше вы будете сохранять спокойствие и относиться к нему без осуждения, тем лучше вы сможете ответить на него», — добавляет доктор Зешан. Как и доктор Хазан, он советует говорить простым языком. «Можно сказать, что рядом с маминым животиком есть место, где растет ребенок», — говорит он, добавляя, что вы должны поощрять ребенка задавать вопросы, если они у него есть. Будет возможность обратиться к особенностям того, как создается ребенок в период полового созревания.
Когда вашему ребенку от восьми до 12 лет
Половая зрелость начинается раньше, чем многие родители могут себе представить, по словам доктора Хазана: у девочек это происходит в возрасте от восьми до 13 лет, а у мальчиков половое созревание начинается в возрасте от девяти до 14 лет. «Важно говорить с ребенком об определенных изменениях, которые он, вероятно, испытает, потому что это помогает установить основу того, что является нормальным», — говорит доктор Хазан. «Так ребенок знает, что ему нечего стыдиться или смущаться».
Такой открытый разговор также будет полезен, когда изменения происходят в период полового созревания, например, первый менструальный цикл у девочки, чтобы ребенок не был удивлен, а родитель не пытался объяснить, что происходит в данный момент. Опять же, оба эксперта призывают родителей поощрять своих детей задавать вопросы, если они у них есть, что помогает создать более открытые отношения.
Половое созревание — это также время, когда, по словам доктора Зешан, родители могут более подробно рассказать о сексе, объяснив, что это такое. Часть этого, по его словам, основывается на разговоре «откуда берутся дети», объясняя роль яйцеклетки и сперматозоида. Но секс — это, конечно, не только создание детей. «Это возраст, когда нужно рассказать ребенку о том, как происходит секс, как он может привести к беременности, а также о том, как избежать беременности, а также о важности согласия», — советует доктор Зешан. У подростков также могут быть вопросы о мастурбации, и доктор Хазан говорит, что родители могут повторять то же самое сообщение, которому они учили их в детстве: исследование — это нормально, но его следует проводить наедине.
Поскольку такие разговоры могут быть неудобными, доктор Зешан советует дать ребенку самому определить время. «Когда ребенок расслабится, спросите его, не хочет ли он поговорить. Если они скажут «нет», спросите, когда будет подходящее время, и дайте им знать, что когда им будет удобно, вы готовы», — говорит он.
Если вашему ребенку 13 лет и старше
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), 55% подростков вступают в половые отношения до 18 лет. Доктор Хазан говорит, что именно поэтому, даже если вы не думаете, что ваш ребенок сексуально активен, все равно важно говорить с ним о сексе в подростковом возрасте. Это когда вы должны еще раз обсудить согласие, но на этот раз более конкретно, как оно выглядит, в том числе когда речь идет об алкоголе, и что делать в ситуации, если они чувствуют, что на них оказывают давление.
Если ребенок приходит к родителю и спрашивает, разрешено ли ему заниматься сексом, или говорит родителю, что готов заняться сексом, доктор Хазан говорит, что нет единого способа справиться с этим, который подойдет каждому родителю. «Это очень личное решение для каждой семьи, — говорит она. В то время как родителей следует поощрять выражать любые религиозные или личные ценности, связанные с сексом, доктор Хазан говорит, что если подросток боится, что их родители узнают, что они занимаются сексом, они с меньшей вероятностью придут к ним, если им понадобится помощь. .
«Если подросток приходит к родителям и говорит, что хочет заняться сексом, родитель может поговорить с ним об изменениях, которые это может принести в их жизнь, и о том, готовы ли они к этим изменениям», — говорит доктор Зешан. Родитель может говорить о последствиях секса, включая заболевания, передающиеся половым путем, и беременность, не называя секс «плохим», — говорит он, добавляя, что если у ребенка разовьется негативная ассоциация с сексом, это может привести к проблемам с близостью в будущем. Дорога.
Порнография — еще одна тема для подростков. «Подойдите к этому с любопытством, а не с осуждением, позволяя подростку задавать любые вопросы, которые у него есть», — говорит доктор Зешан. Доктор Хазан говорит, что вместо того, чтобы полностью прекращать разговор о порно, более эффективно говорить подросткам, что то, что происходит в порнографии, не обязательно отражает реальность, и что часть того, что есть в порно, унизительно и опасно.
Даже со всей этой информацией говорить о сексе с детьми может быть неудобно. Оба эксперта говорят, что это ожидаемо, и это на 100% нормально. Важно то, что вы делаете это, что не только создает более открытые отношения с вашим ребенком, но и может иметь большое значение с точки зрения обеспечения их безопасности и помогает им развить здоровое отношение к сексу. И даже не нужно было ничего упоминать о птицах или пчелах.
Вас также могут заинтересовать онлайн-терапевтические услуги от наших избранных спонсоров
Обсуждение
Учить больше
На веб-сайте Talkspace
Наши рейтинги учитывают вознаграждения, комиссионные, тарифы и другие характеристики продукта. Все рейтинги определяются исключительно нашей редакцией.
Тип терапии
Общая, профессиональная терапия
Начальная стоимость
$65 в неделю
Основная функция
Терапевты имеют 9лет опыта в среднем
Подписка включает
Живой чат, живые телефонные сеансы, живые видеосеансы
Церебральный
Учить больше
На веб-сайте Cerebral
Наши рейтинги учитывают вознаграждения, сборы, ставки и другие атрибуты, характерные для данной категории. Все рейтинги определяются исключительно нашей редакцией.
Тип терапии
Общая, профессиональная терапия
Начальная стоимость
259 долларов в месяц
Основная функция
Терапевты доступны утром, вечером, в будние и выходные дни
Подписка включает
Живые телефонные сеансы, живые видеосеансы
Онлайн-терапия BetterHelp
Учить больше
На веб-сайте BetterHelp
Наши рейтинги учитывают вознаграждения, комиссионные, тарифы и другие характеристики продукта.