Во сколько месяцев дети начинают говорить первые слова: в каком возрасте и от чего это зависит

Развитие речи у детей: как научить ребенка говорить

Дети

Маргарита Носкова

развивает речь ребенка с рождения

Профиль автора

Моему сыну 1 год и 10 месяцев, и сейчас ни одна прогулка с ним не обходится без удивленного вопроса прохожих: «Cколько же ему лет?»

Люди обращают внимание на четкую речь и длинные фразы ребенка. Многих это восхищает, но иногда я замечаю во взгляде собеседника тревогу из-за того, что их малыши пока молчат.

По двум высшим образованиям я психолог. Еще до рождения сына я начала освежать свои знания — смотреть вебинары нейропсихологов, читать статьи логопедов и книги по воспитанию детей, — чтобы точно не упустить ни одного важного этапа в развитии речи ребенка. У меня это получилось — к году сын называл предметы сочетаниями слогов. Например, говорил «пинги» вместо «пингвин» и «тяпэ» вместо «тряпка». В год и три месяца он стал произносить слова из двух и трех слогов полностью, а сейчас уже говорит предложениями из 3—4 слов и всегда может объяснить, что ему нужно.

В этой статье я расскажу, как развивается речь ребенка, могут ли родители ускорить этот процесс и в каких ситуациях понадобится помощь специалистов.

Почему важно развивать речь

Речь — высшая психическая функция. Она связана с другими важными процессами в мозге — например, с воображением, вниманием или памятью — и напрямую влияет на развитие мышления. Именно речь помогает человеку овладевать абстрактными понятиями, понимать логику рассуждений и выстраивать связи между явлениями.

«Мышление и речь» — психологические исследования Льва Выготского

Чем лучше развита у ребенка речь, тем быстрее будет проходить его адаптация в коллективе: в детском саду, кружках и на развивающих занятиях. Просто потому, что ребенок сможет объясниться и понять других. А еще развитие речи может уменьшить количество детских истерик: малышу не нужно добиваться своего криком, если родители понимают его слова.

Еще недостаточно развитая речь ребенка — частая причина социального давления на родителей и, как следствие, лишних трат: пока добрые родственники с упоением сравнивают детей с более успешными сверстниками, родители хватаются за голову и кошельки и бегут на всевозможные диагностики и коррекции.

«Оценивайте не ребенка, а поступок»: 8 вопросов детскому психотерапевту

Иногда дополнительные занятия со специалистами и правда необходимы, но часто это просто дорогое развлечение. Понять, нужны ли они ребенку, помогут возрастные нормы развития речи: если все идет по плану, научить ребенка говорить можно и в домашних условиях.

На занятия по развитию речи в некоторых клубах приглашают малышей с восьми месяцев. В этом возрасте еще сложно заподозрить какую-то проблему, а с базовыми тренировками речи родители могут справиться и самостоятельно. Источник: baby-club.ru

Как развивается речь

Безусловно, все дети развиваются с разной скоростью: один ребенок уже в полтора года разговаривает предложениями и декламирует стихи, а его ровесник только научился называть себя по имени и показывать на пальцах возраст.

Тем не менее возрастная психология часто опирается на такое понятие, как сензитивный период — время особой восприимчивости человека к определенному виду деятельности, самое благоприятное для формирования психического процесса или навыка. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.

Для речи сензитивный период длится от года до трех лет: в это время ребенку легко осваивать новые звуки и слова как родного, так и иностранного языка. Впрочем, это не значит, что до этого речь никак не развивается.

Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием — МГПУ

Расскажу об основных этапах, которые в норме проходит речь ребенка с рождения до школы, и о том, какие признаки помогут не пропустить отставание.

С рождения до одного года. Этот период называется доречевым: организм ребенка только готовится к тому, чтобы заговорить. В два месяца появляется гуление, к пяти-шести месяцам оно преобразуется в лепет, а первые слова малыш начинает произносить как раз к году. Еще в этом возрасте ребенок должен понимать и выполнять простые просьбы и реагировать на речь взрослого.

Задержка на один-два месяца не критична: у каждого малыша своя скорость. Но если к году ребенок не реагирует на свое имя, не показывает пальцем на предмет, который ему интересен, не улыбается в ответ на улыбку родителей и не пытается произносить звуки, стоит сообщить об этом врачу.

Еще в этот период я рекомендую обратить внимание на то, ползает ли малыш на четвереньках: этот навык помогает сформировать межполушарные связи в мозге, которые будут непосредственно влиять на восприятие информации ребенком и развитие мышления.

Гармоничное развитие ребенка — книга Гленна Домана

1—2 года. Накапливается пассивный словарный запас, в речи появляются глаголы и прилагательные. Целые фразы еще могут произнести не все дети — это нормально.

Стоит насторожиться, если ребенок не понимает обращенную к нему речь, не выполняет даже простые просьбы, не пытается повторять за взрослыми слова и не произносит ни одного слова сам.

2—3 года. Увеличивается активный словарный запас, появляются и усложняются фразы. Ребенок использует местоимения и предлоги, склоняет слова по падежам, родам, временам и числам, но еще может ошибаться.

Красные флаги этого периода — отсутствие фраз в речи ребенка, использование жестов и мимики вместо речи или просто молчание.

3—4 года. Ребенок активно говорит, может пересказать сказки и стишки. Все еще допускаются ошибки в речи, например пропуск звуков или их перестановка.

А вот если ребенок использует услышанные фразы из книг и мультиков вместо собственной речи и не отвечает на вопросы взрослого, это может быть признаком отставания.

4—7 лет. Речь ребенка быстро совершенствуется: растет активный словарный запас, улучшается произношение. В 4—5 лет еще допускается неправильное произношение сложных звуков [л] и [р], но если такая проблема сохраняется и в более позднем возрасте, то стоит обратиться к логопеду.

Если ребенок плохо говорит, обратите внимание на то, по возрасту ли развиты другие навыки малыша: это поможет врачу быстрее поставить диагноз и предложить корректное лечение.

Физическое и психосоциальное развитие детей раннего возраста: 0—5 лет — фонд «Юнисеф»

Что делать, если речь развивается не по плану

Если ребенок отстает от графика развития речи, об этом нужно рассказать врачу.

Основной врач для ребенка в первые годы жизни — это педиатр. До года педиатра необходимо посещать ежемесячно, с года до двух — один раз в три месяца, а затем раз в год, если у родителей нет жалоб на здоровье ребенка.

Приказ Минздрава России «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»

О подозрениях на задержку развития речи в первую очередь нужно проконсультироваться именно с педиатром. Он предположит, с чем это может быть связано, и выпишет направление к более узким специалистам: неврологу, психологу, детскому психиатру или реабилитологу.

Приемы педиатра входят в ОМС — посещать врача можно бесплатно. В частных клиниках Москвы прием стоит 2000—6000 Р.

Еще до года ребенка трижды посмотрит детский невролог: в месяц, три месяца и в год. Остальные приемы назначают при наличии жалоб. К ним относятся, например, повышенный тонус, задержки в освоении навыков, проблемы со сном или травмы головы. На последнем плановом приеме я советую обсудить навыки малыша: если врачу покажется, что с развитием речи что-то не так, скорее всего, он назначит контрольный прием через несколько месяцев, чтобы подтвердить или опровергнуть задержку.

Плановые приемы невролога и посещения врача по направлению тоже входят в ОМС. Прием детского невролога в частной клинике Москвы обойдется в 2200 — 5000 Р.

Реабилитолог корректирует последствия травм и серьезных болезней, помогает малышам в случае задержек развития, чаще именно моторных навыков, но иногда занятия у реабилитолога назначают и при речевых задержках. Средняя цена одного приема в частных клиниках — 5000—6000 Р.

Логопед зачастую работает с детьми старше трех лет, корректирует речевые нарушения у малышей. Специалист также работает с мышлением, вниманием, памятью и моторикой своих пациентов — это помогает в постановке правильного звукопроизношения. В государственных детских садах бывает возможность попасть к логопеду бесплатно. В частном порядке стоимость одного занятия составляет в среднем 3500—5000 Р.

Родителям бывает непросто принять, что ребенку нужна помощь специалиста: кажется, что если подождать еще чуть-чуть, то речь придет в норму самостоятельно. Иногда так действительно случается, но лучше все-таки ориентироваться на возрастные нормы. Это поможет не пропустить опасные сигналы, которые свидетельствуют о нарушениях. Например, у ребенка может оказаться алалия — недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Или расстройство аутистического спектра — состояние, при котором нарушается способность к коммуникации и возникают проблемы во взаимодействии с другими людьми.

Что такое алалия — Medspecial

Расстройства аутистического спектра — Клиника Майо

Как специалисты помогли распознать проблему у ребенка

Наталья

мама ребенка с алалией

О том, что у сына проблемы, я узнала в детском саду. Воспитателя насторожило, что почти в три года ребенок ходит на носочках, не говорит и даже не издает звуков, похожих на слова. Еще у сына была нарушена координация движений, он путал цвета и не запоминал информацию.

Меня пригласили на физкультуру, чтобы я посмотрела, как сын выделяется на фоне других детей. Все шли ровным строем, а мой вприпрыжку. Казалось, что он не понимает, где находится и чего от него хотят. После занятия логопед пригласил меня на беседу, порекомендовал оставить ребенка в той же группе на второй год, а еще обратиться к детскому психиатру.

Визит к психиатру я вспоминаю с содроганием: врач сурово сказала, что у моего ребенка нарушения интеллектуального развития и он никогда не будет читать, а об обычной школе мы можем только мечтать. К счастью, она направила нас к нейропсихологу, который меня успокоил: поставил диагноз «алалия», объяснил, что это лечится, и дал направление в дневной стационар.

В больнице сыну назначили массаж, таблетки и уколы для стимуляции коры головного мозга. Но лекарства помогали только вместе с массажем, бассейном и реабилитацией нейропсихолога — сына учили ползать по методике для детей с ДЦП. Это было необходимо, потому что в младенчестве сын не ползал и у него были нарушены межполушарные связи — ребенок не различал левую и правую руки.

В течение трех лет Дима занимался с логопедом-дефектологом, ходил на ползание, массажи и бассейн. В детском саду логопед и бассейн были бесплатными, но когда он пошел в школу, я платила 500 Р за занятие с логопедом и 3500 Р за абонемент на восемь посещений бассейна.

Связная речь у него появилась в пять лет. Ее сложно было понять, но диагноз «алалия» сменился на менее пугающий — сейчас врачи ставят сыну общее недоразвитие речи третьей степени. У детей с таким диагнозом долго сохраняется дисграфия и дизорфография. Все девять лет в школе сыну приходится заниматься с репетиторами, потому что ему сложно усваивать информацию самостоятельно.

Если невролог или психиатр прописывает ребенку ноотропы или назначает лекарства на всякий случай, без постановки серьезного диагноза, лучше обратиться к другому врачу за вторым мнением.

Ноотропы: правда ли они улучшают работу мозга

Что может повлиять на развитие речи

Как будет развиваться речь у конкретного ребенка, заранее предсказать сложно. Но некоторые ситуации могут затормозить процесс освоения навыка — расскажу о них подробнее.

Внутриутробные аномалии, врожденные болезни и родовые травмы. Обычно о таких проблемах родители узнают постфактум. Если врачи в роддоме сообщили, что в пренатальном периоде или во время родов были какие-то осложнения, проконсультируйтесь об этом с неврологом. Скорее всего, в первые годы жизни нужно будет регулярно показывать ребенка врачу, чтобы быстро среагировать на опасные сигналы и помочь малышу преодолеть трудности развития.

Предотвратить некоторые врожденные аномалии поможет тщательная подготовка к беременности, наблюдение за внутриутробным развитием плода с помощью анализов и скринингов и соблюдение базовых правил гигиены родителями, чтобы уменьшить риск столкновения с вирусами и инфекциями. Если врачи подозревают гипоксию у плода и предлагают кесарево сечение вместо естественных родов, резонно прислушаться к их мнению: это снизит риск осложнений у малыша.

Рекомендации по подготовке к беременности — Русский медицинский журнал

Как избежать инфекций во время беременности — Uptodate

Инфекции. Самыми опасными болезнями, возникающими из-за инфекций, считаются менингит и отит в тяжелой форме. Менингококки, гемофильная палочка и пневмококк поражают мозговую оболочку — от этого страдает не только речь, но и абсолютно все психические функции, а течение болезни может привести даже к инвалидности или смерти.

Отиты, особенно часто повторяющиеся и тяжелые, негативно влияют на слух. В таком случае нарушение речи будет считаться вторичным.

«Превенар» включен в национальный календарь прививок, это лекарство доступно бесплатно по всей России. «Пентаксим» — комбинированная вакцина и защищает не только от гемофильной палочки, но и от дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. В поликлинике ее могут поставить бесплатно вместо АКДС, но препарат не всегда бывает в наличии. В частных клиниках Москвы прививка стоит в среднем 4500 Р.

«Менактру» можно получить по ОМС только в Москве. В других регионах привиться этим препаратом можно в частных клиниках.

Если ребенок уже переболел, необходимо пристальнее следить за его развитием: тяжелые инфекции могут затронуть мозг, поэтому о любых сомнениях нужно сообщать педиатру и особенно обращать внимание на откаты в развитии ребенка.

Расстройства аутистического спектра — РАС. Этот диагноз часто подозревают именно в тех случаях, когда ребенок не говорит, но, конечно, только по этому параметру РАС диагностировать нельзя.

Если вы заметили у ребенка признаки речевого отставания, воспользуйтесь опросником M-CHAT-R: тест поможет обратить внимание на другие важные признаки заболевания. Этот опросник не диагностический инструмент, но если результаты покажут высокий риск развития аутизма, лучше проконсультироваться об этом с психиатром.

11 важных вопросов педиатру Сергею Бутрию

Травмы головы. Дети часто падают, ударяются, встают и идут дальше осваивать мир. Это нормально, и не каждое падение ребенка заканчивается черепно-мозговой травмой. Но к падениям с высоты больше роста ребенка, на твердые и острые предметы стоит относиться с осторожностью. Если после этого вы заметили у ребенка рвоту, резкую сонливость, дезориентацию в пространстве, непрекращающийся плач или вялость, необходимо срочно показать его травматологу.

Черепно-мозговые травмы опасны последствиями, которые могут возникать и годы спустя. Поэтому при возникновении любых непонятных состояний, регрессе в навыках и обеднении речи обращайтесь к неврологу и не забудьте упомянуть, что у ребенка была травма головы.

Исследование взаимосвязи между черепно-мозговыми травмами и социальным взаимодействием у детей — Frontiers

Педагогическая запущенность и неблагополучные социальные условия. Если ребенка воспитывают родители с алкогольной или наркотической зависимостью, с ним жестоко обращаются или вообще не занимаются, это может сказаться и на речи. Обычно у детей в такой ситуации ограничен словарный запас и плохо развито умение понимать и использовать в разговоре сложные грамматические структуры. Все это может осложнить коммуникацию со сверстниками и ухудшить успеваемость в школе. Еще дети с педзапущенностью часто рассеяны, резко меняют настроение, предпочитают играть только с детьми помладше и отказываются от ролевых игр.

Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития — пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских садов и логопедов

Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей — интернет-портал «Детская психология»

Иногда такое бывает и в благополучных семьях. Например, к педагогической запущенности может привести вседозволенность, поэтому психологи рекомендуют помнить о дисциплине и после года постепенно вводить в жизнь ребенка полезные ограничения: например, запретить кусать других людей или выработать правило убирать игрушки на место. Также важно обучать ребенка бытовым навыкам: пить из стакана и через трубочку, есть самостоятельно вилкой и ложкой, одеваться и раздеваться.

Еще для профилактики педзапущенности полезно, чтобы родители проводили качественное время с ребенком: вместе собирали конструктор, лепили, танцевали или читали книги. Просто сидеть рядом с ребенком и листать ленты соцсетей, пока малыш играет сам, — это еще не качественное время. Важно, чтобы взрослый активно участвовал в совместной деятельности с ребенком.

Как помочь заговорить детям без осложнений

Если ни у родителей, ни у врачей нет вопросов к развитию ребенка, на мой взгляд, нет смысла проходить дополнительную диагностику у специалистов или тратиться на кружки.

Программа развития ребенка заложена природой. Человек будет осваивать базовые навыки, в том числе речь, даже если родители не будут прилагать к этому дополнительные усилия. Хороший эмоциональный контакт с родителями, совместная деятельность и свободная познавательная активность — основа, которой будет достаточно для успешного развития малыша.

Как я экономлю на развивашках для ребенка

Я бывший педагог детского клуба и считаю, что до полутора лет развивающие занятия больше нужны мамам, чем малышам. Кружки не навредят ребенку, но, на мой взгляд, занятия в детских центрах не стоят своих денег: всем этим родители могут заниматься с ребенком и дома — с гораздо меньшими финансовыми затратами.

Для нашей семьи я выбрала именно такой вариант. Вот что я делала, чтобы развить речь ребенка в домашних условиях.

Позволила ребенку свободно передвигаться. Физическое развитие — основа для психического: чем больше ребенок двигается и чем разнообразнее его сенсорный опыт, тем быстрее в мозге формируются нейронные связи и развиваются отделы головного мозга. Худшее, что можно сделать для ребенка, — это оставлять его часами сидеть в манеже или коляске.

Рекомендации по вопросам физической активности у детей до пяти лет — Всемирная организация здравоохранения

Я начала выкладывать сына на пол с трех с половиной месяцев. Сначала он разглядывал игрушки на развивающем коврике, потом стал переворачиваться, хватать то, что его интересует, пытаться ползти на руках. В шесть месяцев он пополз на четвереньках, и его уже было не остановить — я только успевала называть предметы, встречающиеся на его пути.

В «Детском мире» такой коврик с дугами для игрушек стоит 1819 Р. Коврик познакомит ребенка с разными цветами и текстурами, а родители помогут узнать, какими словами называются нарисованные животные

Много говорила вслух. Чтобы ребенок начал говорить, он должен слышать и видеть, как разговаривают другие люди. Именно поэтому взрослым рядом с малышом полезно переходить в «режим радио»: описывать все свои действия, действия ребенка и окружающий мир словами, несмотря на то что собеседник пока не может поддержать диалог.

Я перешла в режим радио примерно через две недели после рождения сына. Поначалу это давалось с трудом, даже уставал язык. Потом я настолько привыкла постоянно говорить с ребенком, что иногда продолжала жить в режиме радио даже без него. Однажды я шла по улице в одиночестве и на автомате сказала вслух: «Собачка гав-гав».

Чем выразительнее речь родителей, тем лучше: это научит ребенка отличать эмоции друг от друга и обогатит словарный запас в будущем. Например, на кухне я часто представляла себя ведущей кулинарного шоу: клала сына в шезлонг или сажала в стульчик рядом с собой и комментировала каждое свое движение для молчаливой публики.

Обращалась к ребенку. Чтобы ребенок понял, что ему тоже нужно включаться в разговор, родителям стоит вести с малышом диалог и задавать ему вопросы. Пока сын еще не мог ответить, я проговаривала реплики за него, но как только он стал показывать пальцем на предметы и одновременно называть их слогами или звуками, в моей речи появилось больше пауз — так я давала ребенку возможность ответить.

14 подкастов для родителей, которые помогут справиться с воспитанием ребенка

Даже если вы хорошо понимаете своего ребенка, для развития речи полезно иногда делать вид, что это не так: желание добиться своего может заставить малыша вступить в коммуникацию — сначала с помощью жестов, а потом и словесно.

Использовала длинные предложения. Я старалась как можно чаще использовать сложные речевые конструкции и объяснять слова. Например, вместо «головка бо-бо» говорила: «Ты ударился головой об угол кровати, это больно». А простую просьбу вроде «дай мне мяч» превращала в подробную инструкцию: «Дай мне, пожалуйста, мяч, который лежит под кроватью». Это помогло сделать речь малыша разнообразнее, освоить предлоги и привыкнуть к тому, что предложения могут быть длинными.

Читала книги. Мы читаем книги ежедневно с тех пор, как сыну исполнилось пять месяцев. Я выбирала те издания, которые малышу интересно разглядывать: интерактивные, с выдвижными элементами и тактильными вставками.

10 книг, которые стоит почитать будущим родителям

Многие книги я покупаю в издательствах «МИФ» и Clever. На распродажах отличные книги можно купить за 200—300 Р

Чтение книг само по себе помогает расширить словарный запас ребенка, в том числе познакомить его с предметами, которые не встречаются в повседневной жизни, и связать между собой слова и изображения. Но я решила этим не ограничиваться и сделать процесс еще более полезным — с помощью чтения книг вверх ногами.

Дело в том, что в развитии речи важную роль играет подражание. Ребенку важно не только слышать речь, но и видеть, как именно взрослый произносит звуки: как двигаются губы и язык, в каком положении находятся зубы.

Особенности функционирования зеркальных нейронов — «Успехи физиологических наук»

Обычно родители сидят рядом с ребенком, когда читают книги, — в таком положении малыш не увидит рот взрослого. Другое дело, если мама или папа сядут напротив, — так ребенку будут видны и красочные иллюстрации, и лицо родителя.

Чтобы сын обращал внимание не только на картинки, я говорю: «Посмотри, как мама произносит слова» — и показываю указательным пальцем на лицо

Читать вверх ногами непросто, поэтому я рекомендую брать простые и красочные книги для самых маленьких: минимум текста — максимум иллюстраций.

Кривлялась перед зеркалом вместе с ребенком. Это тоже помогает развить артикуляцию: малыш видит и собственные движения, и движения родителей, поэтому может тренироваться повторять их с максимальной точностью. Мы часто соревнуемся, кто дальше высунет язык или кто сильнее свернет губы трубочкой. Это не только полезно, но и весело.

Муж с удовольствием подключается к тренировкам на высовывание языка. У них с сыном отличный тандем

Включала радио и детские песни. Песни и аудиосказки учат ребенка понимать разные тембры и голоса, а маме помогают скрасить день сурка в декрете.

Мне удобно пользоваться умной колонкой с голосовым помощником: у нас дома стоит Яндекс-станция с Алисой, но у нее есть аналог — колонка Mail.ru с помощником Марусей.

Стать президентом Америки и потренироваться дома: 17 неизбитых функций Яндекс-колонки

Колонка с Алисой — крайняя справа. Такая модель стоит от 12 149 Р. Для музыки, радио и сказок подойдет и мини-колонка: она стоит от 4490 Р

Включала мультфильмы. У специалистов нет единого мнения, полезно ли показывать детям мультики. Качественных исследований в данной сфере еще не было, поэтому все рекомендации — это исключительно личное мнение конкретного эксперта. Например, ВОЗ рекомендует не показывать мультфильмы детям до года, а с года до двух ограничить время просмотра видео до 60 минут в день.

Я не сторонник категорического запрета мультиков, но стараюсь придерживаться определенных правил: не включаю ребенку видео за едой и тщательно выбираю, что именно он будет смотреть. Для меня важно, чтобы герои говорили четко, сюжет был понятен ребенку и не содержал элементов насилия. Наши фавориты — «Малышарики», «Котэ и волшебный гараж», «Тима и Тома». Например, благодаря им ребенок узнал, что в гараже есть подъемники для машин, насосы и двигатели, и разобрался в том, чем отличаются между собой разные материалы, из которых сделаны повседневные вещи.

Научиться отстаивать личные границы и мечтать: 6 полезных короткометражек для детей

Мультфильмы можно смотреть в интернете бесплатно, но я трачу 249 Р в месяц на платную подписку на «Ютуб», чтобы сын не отвлекался на рекламу.

Меняла обстановку. У сына не было сложностей со здоровьем, поэтому с трехнедельного возраста он всюду ездил со мной: сначала в кафе, за покупками и по мелким делам, а потом и в полноценные путешествия.

Всего сын побывал в четырех путешествиях: два раза мы летали в отпуск и два раза — в гости к родственникам. Это тоже помогло ему быстрее заговорить: в поездках он знакомился с новыми ситуациями и словами.

После одной из поездок ребенок ткнул пальцем в нарисованный самолет и сказал «мОе», то есть «море»: у него сложилась причинно-следственная связь между двумя ситуациями. Было очень интересно наблюдать это в первый раз

Запомнить

  1. Развитие речи — естественный процесс, и в норме ребенку не требуется помощь специалистов. Научить его говорить быстро и чисто могут сами родители.
  2. Заниматься развитием речи ребенка можно с самого рождения: даже если он пока не отвечает, он учится различать голоса и понимать интонации, запоминает особенности артикуляции и накапливает словарный запас.
  3. Чтобы ребенок быстрее заговорил, родителям нужно как можно больше разговаривать самим, предлагать малышу вступать в диалог и знакомить с большим количеством разных предметов и ситуаций: с помощью книг, мультфильмов и путешествий.
  4. Иногда развитию речи могут мешать особенности здоровья ребенка. Если малыш отстает от возрастных норм, стоит рассказать об этом педиатру и попросить направления к узким специалистам: неврологу, психиатру и логопеду.

Когда ребенок начинает агукать

Главная » Развитие ребенка до года

Содержание

Наконец появился на свет долгожданный малыш. Впереди много забот, переживаний и радости от его успехов. Еще очень далеко до долгожданного слова “мама”, но первые звуки, издаваемые малышом, можно услышать очень скоро. И каждая мамочка с нетерпением ждет момента, когда ребенок начнет агукать.

Первые четыре-пять недель от новорожденного можно услышать лишь кряхтение и плач. Только к началу второго месяца своей жизни малыши начинают издавать первые звуки. Начинается все с несложных по произношению гласных: “а”, “у”, “о”, “е”.

Мы же слышим “агу” за счет гортанного произношения этих звуков ребенком.

Первое время, когда дети начинают агукать, они “разговаривают” сами с собой, опробуя новый для себя навык. Они долго следят за источником звука и пытаются его воспроизвести. Потом малыш начинает применять новое умение для диалога с родителями или игрушками. Часто детки начинают гулить под понравившуюся мелодию, как бы подпевая ей.

На четвертом-пятом месяце дети начинают пытаться произносить первые согласные звуки. Сначала, так называемые губные, “м”, “п”, “б”. Постепенно все четче будут звучать отдельные слоги, из которых начнет формироваться первый лепет ребенка. К концу первого года малыш уже начинает пытаться произнести первые слова, состоящие из одинаковых слогов.

Учимся агукать

Агуканье – важный процесс дальнейшего формирования речи. Конечно, специально научить гулить ребенка невозможно. Однако, некоторые действия помогут малышу быстрее начать общаться с окружающим миром.

  1. Во-первых, с ребенком надо побольше разговаривать. Любое действие родители должны сопровождать объяснением, что они делают. Говорить с малышом надо во время пеленания, утреннего туалета, кормления, купания, то есть во все время бодрствования. Речь должна быть мягкой и ласковой, без резких всплесков эмоций.
  2. Во-вторых, повторяйте за малышом его звуки и добавляйте новые, несложные. Дети по своей сущности подражатели и они будут пытаться повторить произнесенное. Пусть между ребенком и мамой состоится диалог “агу” с улыбкой.
  3. В-третьих, надо обязательно поглаживать и нежно массировать ладошки ребенка. Здесь располагаются акупунктурные точки, связанные с участками мозга отвечающими за речевое развитие. Пальчиковые игры и массаж ладоней развивают мелкую моторику и способствуют дальнейшему развитию речи.

При общении с маленьким человечком ни в коем случае не надо коверкать слова и сюсюкать. Чтение коротких детских стишков, народных потешек и прибауток окажут благотворное действие на развитие малыша. 

Уже месяц, но ребенок молчит

Не стоит волноваться, если младенец не начинает агукать к концу первого месяца. Малыши не механизмы со строго заданной программой развития, у каждого из них свой темп. Во сколько дети начинают агукать – вопрос исключительно индивидуальный. Один уже на третьей неделе старается сказать “агу”, а другой, по природе молчун, обрадует первыми звуками несколько позже принятого.

Бывают случаи, когда ребенок вовремя начал агукать, но потом неожиданно замолчал. Дело в том, что малыш готовится освоить следующую порцию речевых навыков. Через некоторое время гуление возвратится, но еще добавится смех в голос, пищание и визжание. Иногда прекращение агуканья вызвано внешними факторами, например стрессом, или плохим самочувствием ребенка.

При длительном “молчании” (после восьми месяцев) малыша стоит обратиться к участковому педиатру. Возможно, у вашего чада возникли какие-то проблемы неврологического характера или нарушения слухового аппарата. Врач направит ребенка к узкому специалисту (неврологу или отоларингологу) для установления причин задержки развития и их лечения.

Малыш гулит и улыбается при виде знакомых взрослых своей беззубой улыбкой и наполняет счастьем и радость сердца родителей. Это значит, его физиологическое и эмоциональное развитие идет своим чередом.

По теме развития:

  1. Как понять, что ребенок вот-вот заговорит: основные признаки
  2. Развитие ребенка до года по месяцам
  3. Когда ребенок начинает видеть?
  4. Когда ребенок начинает слышать?
  5. Когда ребенок начинает осознанно улыбаться?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Мы в Дзен — присоединяйтесь!

Наш Блог в — Пульс Mail.ru

Поделиться с друзьями

5 вещей, которые нужно знать о первых словах вашего ребенка

МАЛЫШ

Что нужно знать, чтобы помочь малышу научиться говорить и постепенно увеличивать словарный запас

Когда наши малыши говорят свое первое слово? Почему одни говорят больше слов, а другие меньше? Что может повлиять на количество слов, которые произносят наши малыши?

Чтобы ответить на эти вопросы, компания Abbott Nutrition провела исследование развития речи у малышей. Читайте дальше, чтобы узнать больше о первых словах вашего ребенка.

  1. Почему детский лепет имеет значение

    Количество слов, которые ваш малыш может произнести, и то, как быстро ваш ребенок может распознавать слова, являются признаками того, насколько хорошо он или она выучит язык и другие предметы в будущем.

    Усваивание новой информации и подбор новых слов — это базовые навыки, от которых зависит работа мозга вашего малыша.

  2. Вехи, которые нужно знать

    От рождения до 3 месяцев новорожденный склонен издавать воркующие звуки 1 . В возрасте от четырех до шести месяцев лепет ребенка становится более похожим на речь с множеством различных звуков.

    В возрасте от 7 до 12 месяцев ваш ребенок должен говорить одно или два слова. Основываясь на нашем исследовании, два наиболее распространенных первых слова, как правило, «папа» и «мама», когда вашему ребенку от 11 до 12 месяцев.

    К тому времени, когда вашему ребенку исполнится два года, он должен уметь задавать вопросы одним-двумя простыми словами. В течение 18-20 месяцев малыши в Сингапуре, как правило, используют эти 10 общеупотребительных слов: «мама», «папа», «пока-пока», «кошка», «птица», «собака», «мячик», «баа-баа».

    , «автомобиль» и «ребенок» 2 .

  3. Важность здорового питания

    Согласно нашему опросу, каждый дополнительный прием пищи или перекус, употребляемый малышом в рамках здоровой и хорошо сбалансированной диеты, был связан с произнесением еще 8 слов.

    Убедитесь, что ваш малыш получает правильное питание. Давайте ребенку частые приемы пищи и перекусы в рамках здорового питания и убедитесь, что у вашего ребенка хорошо сбалансированная диета, включающая 2–3 стакана молока (от 500 до 750 мл).

  4. Привычки к чтению помогают

    Как можно чаще читайте ребенку и описывайте картинки в книге. Например, укажите на животных, которых вы видите в них, чтобы она научилась узнавать их и узнавать по именам.

    Таким образом, со временем ее словарный запас о животных будет расти.

    Согласно результатам нашего опроса, каждый дополнительный час чтения в неделю был связан с произнесением и добавлением в словарный запас ребенка еще 3 слов.

  5. Коммуникация является ключом

    Общайтесь со своим малышом как можно чаще, чтобы помочь ему расширить словарный запас. Вы можете говорить с ребенком о цветах, практиковаться в совместном счете и разговаривать друг с другом, пока вы занимаетесь домашними делами.

    Вовлекайте ребенка в разговор о том, что ему интересно или что он смотрит. Это поможет вашему ребенку выработать привычку складывать слова, чтобы выражать свои чувства и мысли.

  6. 1 Американская ассоциация речи, языка и слуха. Получено 2 сентября 2015 г. с: http://www.asha.org/public/speech/development/chart. htm.
    2 Там же.

БЕСПЛАТНЫЕ ОБРАЗЦЫ

ПОПРОБУЙ, ПОЛЮБИ

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный образец, отправленный к вашей двери!

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О ЛИНЕЙКЕ SIMILAC

ABBOTT NUTRITION’S

РЕЦЕПТЫ

Молоко Abbott может дополнить ваши блюда питательными веществами.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Будьте в курсе, получайте образование и развлекайтесь с помощью этих полезных онлайн-инструментов.

ПОЗВОНИТЕ НА СВЯЗЬ

ABBOTT NUTRITION CARELINE

6278-6220

Служба поддержки работает с понедельника по пятницу. с 9:00 до 17:00 (кроме PH)

Первые слова ребенка: на что обращать внимание

ребенок.»

Гопика Камдар, логопед

Первые слова ребенка — несколько важных событий вызывают у взрослых в комнате больше эмоций! Но что представляет собой первое слово и когда родители должны ожидать их услышать? Присоединяйтесь к ведущей Джессике Рольф и логопеду Гопике Камдар, чтобы узнать о некоторых общих показателях языкового развития.

На столе для обсуждения находится исследование 90-х годов, предполагающее, что объем слов, сказанных младенцами, имеет первостепенное значение для развития речи и языка, по сравнению с более поздними исследованиями, которые подчеркивают важность подачи и возврата, очередности. это естественно для взрослых. Так что это? Как и в случае с большинством тем, которые мы освещаем, мы думаем, что вы найдете ответы обнадеживающими.

Основные выводы :

[1:26] Гопика рассказывает о преимуществах повествования и подачи и возврата как подходов к развитию языка.

[4:07] Гопика объясняет разницу между восприимчивым языком и выразительным языком.

[5:11] Когда большинство детей произносят свои первые слова?

[6:52] Когда стоит волноваться? Когда вы начинаете видеть необходимость вмешательства?

[9:06] Каковы языковые вехи для 24-месячного ребенка?

[11:28] Каковы маркеры задержки речи, если ребенок не соответствует среднему диапазону?

[13:51] Миф или правда: вызывает ли использование пустышки задержку речи?

[16:07] Джессика делится своими тремя главными выводами.

Script:

Большинство из нас знает, как важно читать нашим младенцам и маленьким детям. Но немногие родители читают «Кот в шляпе в шляпе» по 18 раз в день. Как бы нелепо это ни звучало, на самом деле это было эквивалентно 30 000 слов в день, рекомендованным в знаковом исследовании языка, проведенном Hart & Risley в 90-х годах.

Исследование показало, что чем больше языков дети знакомятся, тем лучше они подготовлены к школе. Это привело многих из нас к мысли, что количество произнесенных слов имеет первостепенное значение. Появилось носимое устройство, которое даже подсчитывало количество слов, которые родитель использует в любой день со своим ребенком, но более поздние исследования подчеркивают важность подачи и возврата, той очередности, которая естественна для взрослых.

Здесь, чтобы помочь нам понять нюансы развития речи, является логопед Гопика Камдар.

Так что это, гопика, повествование, подача и возврат или и то, и другое?

Важность подачи и возврата

Гопика: Итак, я думаю, что это и то, и другое, в смысле знакомства с языком. Важно рассказать ребенку. Вы действительно хотите раскрыть им как можно больше языка, и вы хотите поговорить с ними о том, что вы делаете. Но также вы хотите участвовать в настоящей беседе. Так что, конечно, с маленьким ребенком в возрасте до года вы будете делать большинство… Ну, все разговоры. Но эти двусторонние разговоры с самого начала учат детей тому, что ожидается чередование и разговорное взаимодействие.

Я общаюсь, потом ты общаешься, а потом я общаюсь. И красиво и сочно. И это так захватывающе. И вот ключ к тому, чтобы сделать это с пре-говорящими, вы делаете свою очередь, а затем вам приходится ждать. И это ключ. Вы должны ждать и выжидающе смотреть на своего ребенка. А потом вы… Итак, вы направляете свои ожидания на них каким-то осязаемым образом, вы используете выражение лица, вы используете язык тела, например: «Я действительно с нетерпением жду того, что вы собираетесь сделать». сказать. И вы делаете это каждый раз, чтобы у ребенка, у ребенка развилось это понимание того, что есть закономерность, и тогда они реагируют, и реакция… Опять же, это может быть улыбка, малинка, движение, выражение лица, ку, болтовня. Итак, люди… Родители, которые плохо знакомы с этим, часто не будут ждать достаточно долго, но на самом деле, если вы подождете, а иногда мы рекомендуем подождать 10 секунд, которые кажутся вечностью.

Джессика : Как долго!

Гопика : Это так долго.

Джессика : Я этого не делала.

Гопика : Если бы я сейчас помолчал 10 секунд, я думаю, люди бы подумали: «В системе какой-то сбой? Кто-нибудь в эфире?» Но вы будете удивлены тем, как ребенок заполнит эту пустоту каким-то общением. И, все время глядя на вас, чтобы продолжить этот разговор.

Выразительный и рецептивный язык

Джессика : Это такая великая мудрость, и я скажу, что это такое прекрасное напоминание для некоторых из нас, которые действительно полны энтузиазма и просто, которым трудно уделить место, я бы сказал, моим детям, просто для того, чтобы говорить. Поэтому я хочу провести еще несколько исследований, в которых говорится, что дети в возрасте 10 месяцев могут понимать 40 слов, точно так же, как впитывая это, 10-месячный возраст может понимать 40 слов. Можете ли вы объяснить разницу между рецептивным языком и экспрессивным языком?

Гопика : Таким образом, выразительный язык — это использование, восприимчивый язык — это понимание. И важно понимать, что младенец или любой другой ребенок должен понимать язык, прежде чем он сможет его использовать. Таким образом, рецептивный язык всегда является первым шагом, а затем следует выразительный язык. Таким образом, ребенок должен понять, что это за слово, и хорошо понимать, где и как использовать это слово, прежде чем он сможет составить его вместе и использовать в контексте.

Когда младенцы говорят свои первые слова?

Джессика : Я думаю, что нам так приятно слышать, что они так много узнают о языке, даже если они еще не произносят первые слова или не говорят полными предложениями, что заставляет меня задуматься. моя следующая тема, которую я хочу обсудить с вами, — дать нам некоторые рекомендации о том, каковы здоровые диапазоны для младенцев и малышей, чтобы начать говорить, выражать речь и когда беспокоиться. Итак, когда большинство детей произносят первые слова?

Гопика : Это такой распространенный вопрос, и большинство родителей так осознают этот момент… Вокруг него много эмоций, родители так взволнованы, когда слышат, как их ребенок имитирует или произносит свое первое слово, а затем еще какое-то. родители очень встревожены или обеспокоены, если не слышат эти слова. Я хотел бы сначала определить… Что такое первое слово? И, очевидно, учитываются фактические первые слова, произношение полного первого слова. Но приближения, такие как ca для автомобиля, звукоподражания и восклицания, то есть звуки животных и восклицания, такие как «О, о. О нет», — все это примеры слов. И что важно, эти слова последовательны, поэтому они произносятся несколько раз, они преднамеренные… Младенцы и дети не просто произносят слова, поскольку они ходят вокруг, просто чтобы сказать это, но за этим стояло намерение. это. И они независимы, поэтому ребенок говорит это без образца или без подражания. И так, опять же, последовательно, преднамеренно и независимо.

В идеале к 12 месяцам мы хотели бы видеть от одного до пяти слов. Эти первые слова начинают появляться в разговоре.

Языковые вехи и когда волноваться

Джессика : Итак, вы дали нам здоровые диапазоны или то, что вы считаете типичным. Когда мы должны беспокоиться? Когда вы начинаете замечать потребность во вмешательстве, особенно когда появляется самая первая стадия экспрессивного языка?

Доязыковая коммуникация и навыки 

Гопика : Важно понимать, что существуют широкие диапазоны вех развития языка. Итак, есть распределение, кривая нормального распределения, и есть дети, которые будут рано на этой кривой, например, их первые слова появятся в восемь или девять месяцев. А есть дети, которым чуть позже, около 14 или 15 месяцев. И я хочу, чтобы родители знали, что существуют доязыковые навыки, которые являются яркими признаками того, что их дети работают над основными компонентами общения. И вообще, если вы видите эти навыки к 12 месяцам. Тогда я не слишком беспокоюсь о языковой задержке… Таким образом, эти навыки включают в себя вовлеченность и взаимность… Ваш ребенок хочет общаться и иметь с вами это приятное общение? Ваш ребенок бормочет, поэтому он отрабатывает все свои звуки? Вы слышите разные гласные и разные согласные? Есть ли какие-то закономерности внутри этого… Эти бормочущие звуки? Для конкретных предметов и людей. И тогда они используют жесты?

Итак, я ищу эти доязыковые навыки как признак того, что ваш ребенок готов и, возможно, находится на пути к произнесению своих первых слов. Тем не менее, я призываю родителей играть активную и более целенаправленную роль и максимизировать языковые возможности в возрасте от 12 до 15 месяцев, если они еще не видят первых слов, потому что я хотел бы видеть, и большинство логопедов хотели бы видеть, первые слова действительно там к 15 месяцам.

Языковой взрыв 24-месячной давности 

Джессика : Это так обнадеживает. Мне нравится иметь эту информацию. Мне кажется, что мы не всегда получаем прямую информацию, когда пытаемся разобраться в ней самостоятельно. Итак, давайте поговорим о следующем, о детском возрасте. Так как же выглядит язык, например, у 24-месячного ребенка?

Гопика : 24-месячные такие пикантные, им действительно просто хочется общаться, и у них есть чем поделиться.

В возрасте 24 месяцев дети начинают связывать слова вместе, потому что в период с 18 до 24 месяцев у них произошел огромный языковой взрыв, поэтому они отказываются от однословных высказываний и начинают комбинировать описательный язык и глаголы, и они могут выражать широкий спектр эмоций во время их взаимодействия и игры, и они начинают производить скоординированные значения. Например, мой почти 24-месячный ребенок начинает это делать, он замечает, что есть другие люди, у которых такие же сумочки, как у его матери, и он подошел к нашей няне, потянул ее сумочку и сказал: «Мама, мамина, мамина сумка». Итак, вы соединили два слова, и за этим стоял смысл, это было скоординировано, он имел отношение к ситуации. Таким образом, они становятся более интерактивными, понимают новые слова, могут следовать двухэтапным инструкциям, отвечают на вопросы о том, что происходит здесь и сейчас, а также начинают задавать простые вопросы, что так весело.

И в этом возрасте они любят рассказывать о личном опыте и пытаются делиться информацией со своими родителями, и они участвуют в более длинных игровых последовательностях и используют слова, вы начнете видеть слова во время игры. Они начинают толкать газонокосилки и маркировать вещи, которые видят во время прогулки. Так что это действительно… Вы увидите огромный языковой взрыв примерно через 24 месяца. В среднем у 24-месячного ребенка примерно от 200 до 300 слов.

Джессика : Вау. Это просто такой взрыв. Это так потрясающе.

Гопика : Так здорово.

Задержка речи и на что обращать внимание

Джессика : И потом, мне всегда кажется, что вы слышите истории об этих самых, как будто Эйнштейн не говорил до трех. Когда мы должны беспокоиться? На какие сигналы нам нужно обращать внимание, чтобы на самом деле беспокоиться о задержке речи, если ребенок не соответствует этим средним диапазонам…

Гопика : Ну, в первую очередь, родители знают своих собственных детей. лучшие, и они их величайшие защитники, и я твердо верю в то, что нужно доверять своей интуиции. Я также большой сторонник раннего вмешательства, поскольку исследования показали, что чем раньше вы вмешаетесь и чем раньше будет предоставлено лечение, это приведет к лучшим результатам или более быстрому наверстыванию. Таким образом, в каждом возрасте есть разные вехи, которые ищут логопеды… В общем, мы ищем коммуникативное намерение, поэтому ваш ребенок вовлечен. Мы стремимся к пониманию и использованию языка. Ищем трудности с кормлением и глотанием. Мои пять основных красных флажков для детей в возрасте до двух лет: если ваш ребенок не вовлечен или не так отзывчив во время попыток общения с вами, как родитель, братья, сестры или друзья, а также если ваш ребенок не болтает в пять-шесть. месяцы. Лепетание так важно для развития звука и организации звуковой системы.

Практика звуков в более поздних, более сложных словах. Если ваш ребенок не говорит от 5 до 15 слов к 15 месяцам или от 15 до 50 слов к 18 месяцам, я бы хотел, чтобы ребенка осмотрел логопед. Если ваш ребенок разборчив в еде, испытывает трудности с кормлением и глотанием, мы можем помочь. Мы, логопеды, можем помочь с кормлением и глотанием, но также может быть что-то, происходящее с развитием артикуляторов, рта, развитием полости рта, поэтому все части рта, которые помогают при кормлении, также помогают развитию звука и язык. И затем, если у вашего ребенка возникли проблемы с пониманием того, что вы говорили, следуйте простым указаниям и отвечайте на простые вопросы.

Пустышки задерживают речь?

Джессика : Это миф, что использование пустышки может вызвать задержку речи? Или это правда?

Гопика : Нет ничего плохого в использовании пустышки. На самом деле у пустышек много преимуществ. Они помогают успокоить себя во время расстройства или когда ребенок пытается заснуть, и есть исследования, показывающие, что пустышки защищают от SID до шести месяцев. Что касается языка, нет никаких указаний на то, что пустышки вызывают задержку речи. Однако пустышки могут повлиять на зубной ряд к 24 месяцам. Это определенно может повлиять на развитие оральной палитры, то есть вашего рта, и это может повлиять на то, как ребенок развивает свою звуковую систему и артикуляцию… То, как он издает звуки. Поэтому, хотя в использовании пустышки нет ничего плохого, я считаю очень важным, начиная с младенчества, максимально увеличить возможности ребенка исследовать его / ее окружающую среду и общаться, исследовать рот, лепетать, лепетать, плакать, и все это требует способности издавать звуки. . Так что, если во рту у ребенка соска, меньше возможностей попрактиковаться в звуках. Поэтому я рекомендую попытаться ограничить использование ребенком соски во время сна или во время сна, и вместо того, чтобы предлагать вашему ребенку, немедленно предлагать ребенку соску в моменты повышенных эмоций, найти способы помочь вашему ребенку передать эту эмоцию или научиться успокаивать себя самостоятельно.

Джессика : Гопика, как здорово, что ты с нами. Большое спасибо, что присоединились к нам сегодня.

Гопика : Большое спасибо, что пригласили меня. Это было так весело.

Вывод из трех эпизодов для родителей

Весь этот детский лепет напоминает мне о том, как Лиланд впервые произнес слово «Свет» в самолете, когда я снова и снова щелкал выключателем. Я был так взволнован.

1. Разговаривайте с ребенком

С младенцами можно вести «беседу». Вы делаете это, делая паузу после того, как задали ребенку вопрос или сделали наблюдение, и ждете, пока ваш ребенок ответит звуком или выражением лица. Настройтесь на них и повернитесь к ним, когда они издают эти маленькие ворчания, воркование и бормотание, подтверждая их попытки общения.

2. Рецептивная речь прежде всего

Дети должны понимать слова, прежде чем они смогут использовать их в разговоре.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts