Во сколько начинают разговаривать девочки: В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Содержание

В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Рецензент Кравцова Елена Михайловна

127077 просмотров

23 ноября 2021

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Когда ребёнок должен начать говорить и как ему помочь?

Нормы развития речи у детей

Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.

Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1].

До года

В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых.

Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).

От одного года до двух лет

В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой».

Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).

От двух до трёх лет

В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.

Три года

В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день [2].

Как помочь ребёнку заговорить

Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.

По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.

Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.

Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.

Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.

Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Когда стоит обратиться к врачу

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Рекомендации родителям

Список источников

1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

2. Этапы развития речи ребёнка и повод для обращения к специалисту, ФГБУ «СЗОНКЦ им. Л. Г. Соколова» ФМБА России


Рецензент Кравцова Елена Михайловна

Психолог, детский и подростковый

Все статьи эксперта

Статьи о питании, развитии и здоровье ребенка

  • Все статьи
  • Питание
  • Здоровье
  • Развитие
  • Семья

Возраст ребёнка

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

2620 просмотров

Как приучить ребенка самостоятельно засыпать

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

851 просмотров

Как научить ребенка ползать

Начинаем прикорм Сухие каши — тройная польза в каждой ложкеПольза спелых фруктов в соках Фруктовые кусочки из натуральных фруктов и ягод

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

4876 просмотров

Когда дети начинают держать голову самостоятельно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

2432 просмотров

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: игры и дисциплина

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

2951 просмотров

Один, но долгий: когда ребёнок переходит на один дневной сон

Пюре в мягкой упаковке — полезный перекус в карманеВидео: Детские молочные коктейли, можно ли?Нужны ли детям пробиотикиПравила введения прикорма. Как выбрать продукт?Выбираем первый сок: как?Нормы потребления фруктов и ягод

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

10123 просмотров

Учим малыша мыть руки

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1145 просмотров

Как отучить ребенка от сосания пустышки

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

7905 просмотров

Почему ребенок сосет палец, и как его отучить

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

22186 просмотров

12 вопросов о детских капризах: отвечает психолог Елена Кравцова

Что покажет УЗИ?Нужна ли малышу подушка для снаЧто такое глютен и бывает ли его непереносимость?Видео: как одевать ребёнка на прогулкуСколько должен спать ребёнок

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

4379 просмотров

Утренние сборы без слёз: как научить ребенка собираться самостоятельно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

3752 просмотров

Жевательные навыки и речь: в чём связь

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1809 просмотров

Еда руками: зачем это малышу

Учим малыша мыть рукиБезусловные рефлексы новорожденногоВ каком возрасте ребенок должен заговорить?В каком возрасте малыш учится ходитьЧем хорош метод Монтессори?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

6969 просмотров

Простые правила игр с ребенком

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

6342 просмотров

Карандаши, мелки и краски: чем рисовать с малышом?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

126882 просмотров

В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

5280 просмотров

Пойдем с тобой в поход!

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1332 просмотров

Пойдем с тобой в музей?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1556 просмотров

Как правильно выбирать «развивашки»?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

5692 просмотров

Как чистить зубы детям: делаем всё правильно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

6911 просмотров

Как приучить ребёнка спать отдельно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

21290 просмотров

Развивающие игры для детей от 2 лет

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

5494 просмотров

Что слепить из пластилина

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

28901 просмотров

Полезные игрушки от года до двух

Показано 23 из 88 статей

Загрузить ещё

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта, персонализировать рекламные объявления и другие материалы, обеспечивать работу функций социальных сетей и анализировать сетевой трафик. Мы передаем информацию об использовании вами нашего веб-сайта своим партнерам по социальным сетям, рекламе и аналитическим системам. Подробнее

Статьи о питании, развитии и здоровье ребенка

  • Все статьи
  • Питание
  • Здоровье
  • Развитие
  • Семья

Возраст ребёнка

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

2620 просмотров

Как приучить ребенка самостоятельно засыпать

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

851 просмотров

Как научить ребенка ползать

Начинаем прикорм Сухие каши — тройная польза в каждой ложкеПольза спелых фруктов в соках Фруктовые кусочки из натуральных фруктов и ягод

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

4876 просмотров

Когда дети начинают держать голову самостоятельно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

2432 просмотров

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: игры и дисциплина

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

2951 просмотров

Один, но долгий: когда ребёнок переходит на один дневной сон

Пюре в мягкой упаковке — полезный перекус в карманеВидео: Детские молочные коктейли, можно ли?Нужны ли детям пробиотикиПравила введения прикорма. Как выбрать продукт?Выбираем первый сок: как?Нормы потребления фруктов и ягод

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

10123 просмотров

Учим малыша мыть руки

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1145 просмотров

Как отучить ребенка от сосания пустышки

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

7905 просмотров

Почему ребенок сосет палец, и как его отучить

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

22186 просмотров

12 вопросов о детских капризах: отвечает психолог Елена Кравцова

Что покажет УЗИ?Нужна ли малышу подушка для снаЧто такое глютен и бывает ли его непереносимость?Видео: как одевать ребёнка на прогулкуСколько должен спать ребёнок

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

4379 просмотров

Утренние сборы без слёз: как научить ребенка собираться самостоятельно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

3752 просмотров

Жевательные навыки и речь: в чём связь

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1809 просмотров

Еда руками: зачем это малышу

Учим малыша мыть рукиБезусловные рефлексы новорожденногоВ каком возрасте ребенок должен заговорить?В каком возрасте малыш учится ходитьЧем хорош метод Монтессори?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

6969 просмотров

Простые правила игр с ребенком

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

6342 просмотров

Карандаши, мелки и краски: чем рисовать с малышом?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

126882 просмотров

В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

5280 просмотров

Пойдем с тобой в поход!

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1332 просмотров

Пойдем с тобой в музей?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1556 просмотров

Как правильно выбирать «развивашки»?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

5692 просмотров

Как чистить зубы детям: делаем всё правильно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

6911 просмотров

Как приучить ребёнка спать отдельно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

21290 просмотров

Развивающие игры для детей от 2 лет

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

5494 просмотров

Что слепить из пластилина

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

28901 просмотров

Полезные игрушки от года до двух

Показано 23 из 88 статей

Загрузить ещё

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта, персонализировать рекламные объявления и другие материалы, обеспечивать работу функций социальных сетей и анализировать сетевой трафик. Мы передаем информацию об использовании вами нашего веб-сайта своим партнерам по социальным сетям, рекламе и аналитическим системам. Подробнее

Статьи о питании, развитии и здоровье ребенка

  • Все статьи
  • Питание
  • Здоровье
  • Развитие
  • Семья

Возраст ребёнка

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

2620 просмотров

Как приучить ребенка самостоятельно засыпать

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

851 просмотров

Как научить ребенка ползать

Начинаем прикорм Сухие каши — тройная польза в каждой ложкеПольза спелых фруктов в соках Фруктовые кусочки из натуральных фруктов и ягод

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

4876 просмотров

Когда дети начинают держать голову самостоятельно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

2432 просмотров

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: игры и дисциплина

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

2951 просмотров

Один, но долгий: когда ребёнок переходит на один дневной сон

Пюре в мягкой упаковке — полезный перекус в карманеВидео: Детские молочные коктейли, можно ли?Нужны ли детям пробиотикиПравила введения прикорма. Как выбрать продукт?Выбираем первый сок: как?Нормы потребления фруктов и ягод

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

10123 просмотров

Учим малыша мыть руки

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1145 просмотров

Как отучить ребенка от сосания пустышки

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

7905 просмотров

Почему ребенок сосет палец, и как его отучить

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

22186 просмотров

12 вопросов о детских капризах: отвечает психолог Елена Кравцова

Что покажет УЗИ?Нужна ли малышу подушка для снаЧто такое глютен и бывает ли его непереносимость?Видео: как одевать ребёнка на прогулкуСколько должен спать ребёнок

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

4379 просмотров

Утренние сборы без слёз: как научить ребенка собираться самостоятельно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

3752 просмотров

Жевательные навыки и речь: в чём связь

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1809 просмотров

Еда руками: зачем это малышу

Учим малыша мыть рукиБезусловные рефлексы новорожденногоВ каком возрасте ребенок должен заговорить?В каком возрасте малыш учится ходитьЧем хорош метод Монтессори?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

6969 просмотров

Простые правила игр с ребенком

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

6342 просмотров

Карандаши, мелки и краски: чем рисовать с малышом?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

126882 просмотров

В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

5280 просмотров

Пойдем с тобой в поход!

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1332 просмотров

Пойдем с тобой в музей?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

1556 просмотров

Как правильно выбирать «развивашки»?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

5692 просмотров

Как чистить зубы детям: делаем всё правильно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

6911 просмотров

Как приучить ребёнка спать отдельно

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

21290 просмотров

Развивающие игры для детей от 2 лет

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

5494 просмотров

Что слепить из пластилина

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Развитие

28901 просмотров

Полезные игрушки от года до двух

Показано 23 из 88 статей

Загрузить ещё

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта, персонализировать рекламные объявления и другие материалы, обеспечивать работу функций социальных сетей и анализировать сетевой трафик. Мы передаем информацию об использовании вами нашего веб-сайта своим партнерам по социальным сетям, рекламе и аналитическим системам. Подробнее

Развитие речи

Развитие речи 8 812 380 02 38

Санкт-Петербург

Записаться на прием

Моисеева Ольга Борисовна

Логопед

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т. д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Заказать звонок коллцентра

Спасибо, ваша заявка принята и уже обрабатывается

Благодарим за обращение!
Наш специалист свяжется с вами в течение дня для уточнения деталей и записи. Пожалуйста, будьте на связи. Если вам неудобно ждать или нужна срочная запись, пожалуйста, звоните 8 812 380 02 38.

Сообщение об ошибке

Спасибо, что помогаете сделать наш сайт лучше!

Мы используем cookies

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные.

Подробнее

Календарь развития речи ребенка раннего возраста

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

 

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом  напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 — 3 месяца:  у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный  этап развития речи детей раннего возраста.

4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 — 9 месяцев  —  лепет, он повторяет  одинаковые  слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам  в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3  слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

 

Важно знать:

Не слушайте советов  от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.   

  

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

 

К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца  не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»  

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года  ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не  показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую  инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)

К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

К 3 годам  не может назвать свое имя и фамилию,  рассказать простое стихотворение и сказку.

 

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам. 

 

Возможные причины нарушений речи

  • Вирусные  и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
  • Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  • Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

 

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

 

Что же могут сделать родители для успешного  развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период  внутриутробного развития ребенка.    Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала  только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют  развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это  что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.  

 

Важно знать:

Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!

 

Автор-составитель: Михнович О.Ф учитель-логопед

Когда дети начинают говорить? – Здоровье детей

Поделиться:

Это такой радостный момент, когда ваш малыш произносит первое драгоценное слово.

Но когда это должно произойти? И стоит ли вам беспокоиться, если ваш ребенок не говорит так же рано, как другие дети?

Кейли Леффлер, логопед из организации Children’s Health℠, объясняет основные этапы развития речи у младенцев и детей ясельного возраста, а также способы, с помощью которых вы можете побудить своего ребенка говорить.

В каком возрасте дети начинают говорить?

Большинство детей произносят свое первое слово в возрасте от 12 до 18 месяцев. Тем не менее, вы начнете слышать первые этапы вербального общения вскоре после рождения.

«От рождения до 3 месяцев дети издают звуки. Они улыбаются и воркуют», — объясняет Леффлер. «Когда вашему ребенку исполнится 6 месяцев, вы можете больше слышать лепет, похожий на речь. Ваш ребенок может издавать звук « пух », звук « бух » и что-то похожее на « миль »

По мере того, как ваш ребенок растет, вы можете ожидать следующих вех раннего развития речи:

  • От рождения до 3 месяцев: Младенцы воркуют.
  • В возрасте от 4 до 6 месяцев: дети смеются, хихикают и издают игривые звуки.
  • К 12 месяцам: Младенцы издают более длинные цепочки звуков, например ба-ба-ба-ба-ба или да-да-да-да-да или ми-ми-ми .
  • В возрасте от 12 до 18 месяцев: многие дети начинают использовать отдельные слова. Они называют знакомых людей и предметы — например, мама-ма , да-да , мяч и кошка .

«Обычно, прямо перед годовалой отметкой дети экспериментируют с разными звуками, и тогда вы можете услышать несколько слов», — говорит Леффлер. «Но не волнуйтесь, если ваш ребенок не формирует полные слова к 1 году жизни. Иногда лепетание продолжается и в течение следующего года жизни, когда вы указываете и жестикулируете. Это нормально. Ваш ребенок все еще общается».

Таблица развития речи

После 1 года Леффлер советует родителям следить за ежегодными вехами развития речи.

  • В возрасте от 12 до 18 месяцев: ребенок говорит отдельные слова.
  • К 2 годам: Ребенок произносит фразы из двух слов, такие как «Собака сидит». «Мама иди».
  • К 3 годам: у ребенка есть слова почти для всего, и он произносит фразы из трех слов.

Каждый год после этого дети должны составлять все более и более длинные предложения.

Сколько слов должны сказать 18-месячный и 2-летний дети?

В возрасте 18 месяцев дети могут произнести от 10 до 50 слов. Если ваш ребенок не достиг этой отметки, вам не обязательно беспокоиться. Дети развиваются с разной скоростью.

«Вместо того, чтобы сосредотачиваться на определенном количестве слов для каждого возраста, подумайте: растет ли словарный запас вашего ребенка? Изучает ли он больше слов каждую неделю?» советует Леффлер. «Если вы видите непрерывный рост, это показатель того, что речь идет хорошо».

Поговорите со своим педиатром, если ваш ребенок не говорит около 50 слов к 2 годам.

Какие факторы влияют на способность вашего ребенка говорить?

Иногда речевое развитие задерживается, если у вашего ребенка есть определенные медицинские проблемы или диагнозы, например:

  • Расстройство аутистического спектра
  • Детский церебральный паралич
  • Синдром Дауна
  • Нарушение слуха

Окружающая среда также играет важную роль в развитии речи. Если дети не воспитаны в условиях богатого знакомства с языком, когда люди часто общаются с ними, они могут поздно начать говорить.

Повлияла ли пандемия COVID‑19 или маски на развитие речи и языка младенцев?

На данный момент не так много исследований о том, как маски влияют на развитие речи. Однако мы знаем, что общение ребенка с родителями, опекунами, братьями и сестрами чрезвычайно ценно.

«В первые месяцы жизни для младенцев важно видеть ваше лицо и рот и учиться имитировать выражение вашего лица, — объясняет Леффлер. «Младенцы и дети ясельного возраста с диагностированными проблемами речи нуждаются в этих визуальных подсказках. Поэтому для них маски могут быть особенно сложными».

Длительный карантин или изоляция могут также замедлить развитие речи у некоторых детей, если они не получают достаточного социального взаимодействия с другими дома, в детском саду, детском саду или на игровых встречах.

Важно помнить, что маски и социальное дистанцирование сыграли решающую роль в поддержании здоровья вашего ребенка и семьи. Леффлер рекомендует родителям, воспитывающим младенцев и детей ясельного возраста во время пандемии, принять меры для поощрения развития речи, например:

  • Проводите много времени, общаясь со своими малышами дома без масок. Позвольте им увидеть ваше лицо, чтобы они могли подражать вашей речи и мимике.
  • Планируйте, чтобы ваши дети безопасно играли с другими детьми – возможно, на открытом воздухе во дворе, в парке или на игровом свидании.

Задерживают ли двуязычные дети говорящие?

Существует распространенное заблуждение, что у детей, выросших в двуязычных семьях и изучающих два языка, будет задержка речи. Однако Леффлер говорит, что нет никаких доказательств, подтверждающих это. «Если ребенок знает 10 слов на английском и испанском языках — вода и вода, например, — мы будем считать это словарным запасом из 20 слов», — говорит она. «С точки зрения развития они находятся на правильном пути».

Как научить вашего ребенка говорить

Лучший способ побудить вашего ребенка говорить — это проводить с ним время, разговаривая и взаимодействуя с ним. «Дайте вашему ребенку много времени на общение и общение один на один. Дети изучают язык, наблюдая и имитируя выражение вашего лица. Они как губки впитывают все вокруг», — говорит Леффлер.

Чтобы помочь вашему ребенку говорить, воспользуйтесь этими советами:

  • Когда ваш ребенок воркует, отвечайте. Скажи: «О, ты счастлив? Ты хочешь спать?»
  • Когда ребенок улыбается, улыбнитесь в ответ. Это двустороннее взаимодействие является общением. Ваш малыш учится улавливать сигналы и реагировать на них.
  • Рассказывайте, что вы с ребенком делаете – как вы это делаете. Например, скажите: «Папа меняет подгузник ребенку». «Ребенок держит ложку». «Ребенок пинает мяч». Этот параллельный разговор помогает детям выучить словарный запас.
  • Прочитать книгу . Укажите на картинки на каждой странице. Расскажите о цветах и ​​предметах.
  • Пойте песенки и потешки. Чтобы привлечь внимание ребенка, потанцуйте или слегка покачайте его во время пения. Разыграйте «Itsy Bitsy Spider» и «Jack and Jill». Ваш ребенок будет ассоциировать движения со словами.
  • Играть. Любые игры – с мячиками, игрушками или кастрюлями и сковородками – способствуют развитию речи младенцев. Они подражают тому, что вы делаете и говорите.
  • Продолжите разговор: Когда ваш ребенок станет малышом, научите его составлять новые слова, расширяя то, что они говорят. Например:
    • Когда ваш ребенок указывает на собаку и произносит слово «собака», вы можете сказать: «Да, это большая собака. Эта собака бежит на улицу. Послушайте, как лает собака».
    • Если ребенок говорит «самолет», скажите: «Это большой самолет. Этот самолет летит высоко в небе».

Использование игрушек и приложений для развития речи

Многим родителям интересно, могут ли определенные игрушки или приложения помочь их ребенку научиться говорить. Леффлер рекомендует выбирать игрушки, которые отражают причину и следствие. Это может помочь детям развить навыки мышления, необходимые для развития речи.

Вот некоторые примеры причинно-следственных игрушек:

  • Вы кладете мяч в отверстие, и он падает с горки.
  • Кладешь монетку в копилку, а она песенку поет.
  • Вы закручиваете коробку, и из нее выскакивает мягкая игрушка.

Если вы пользуетесь приложением, обязательно взаимодействуйте со своим ребенком и переносите эту деятельность в реальный мир ребенка. Взаимодействие лицом к лицу лучше всего подходит для развития речи и языка.

Какие признаки того, что вашему ребенку может понадобиться помощь в развитии речи и языка?

Проконсультируйтесь с педиатром, если ваш ребенок НЕ:

  • Проявляет интерес или пытается общаться (например, показывает пальцем или жестикулирует) к 15 месяцам
  • Имитировать различные звуки и слова к 18 месяцам
  • Следуйте простым указаниям к 18 месяцам (« Возьми мяч. «)
  • Использование словосочетаний к 2 годам (« Mamma go. » « Детский напиток. «)
  • Идентификация людей и объектов в их окружении

Другие признаки потенциальных проблем с речью у детей включают:

  • Похоже, у вашего ребенка хороший словарный запас, но вы не понимаете слова к 2,5 или 3 годам.
  • У вашего ребенка внезапная потеря речи и языковых навыков.

Если вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, поговорите со своим лечащим врачом или педиатром. При необходимости вы получите направление к логопеду для оценки. Иногда вашему ребенку просто нужна дополнительная помощь. Раннее вмешательство может обеспечить развитие вашего ребенка.

Узнать больше.

В программе Children’s Health в рамках программы логопедии работают специалисты, специализирующиеся на помощи детям в преодолении речевых и языковых нарушений. Наша междисциплинарная служба работает с семьями пациентов и поставщиками медицинских услуг, чтобы помочь детям развить навыки успешного общения, социализации и обучения. Узнайте больше о патологии речи или просмотрите дополнительную информацию о вехах развития у младенцев.

Спасибо!

Теперь вы подписаны на информационный бюллетень Children’s Health Family.

Children’s Health не будет продавать, передавать или сдавать в аренду вашу информацию третьим лицам. Пожалуйста ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.

Children’s Health Семейный бюллетень

Получайте советы о здоровье и советы по воспитанию детей от экспертов Children’s Health, которые высылаются прямо на ваш почтовый ящик два раза в месяц.