Почему ребенок начинает говорить очень поздно, и как можно решить эту проблему
«Ребенку уже три года, а он совершенно не разговаривает!» – пожаловалась недавно одна моя знакомая. Оказалось, случай не единичный: все больше родителей сталкивается с подобной проблемой. У детей подходящий возраст для первых слов, а они молчат, хотя никаких очевидных нарушений нет. Почему же современные дети начинают говорить с большим опозданием?
Всему ли свое время?Некоторые родители настроены философски. «Всему свое время», «заговорит еще», «я сам разговаривать начал поздно» и так далее в том же духе.
«Нормы сейчас очень относительны – говорит детский невролог Валерий Тамбовцев. – По принятым в советское время стандартам, ребенок должен начать говорить в год. Сегодня эти жесткие рамки раздвигаются, а потому и более позднее появление первых слов не критично. Относительные нормативы, на которые мы сейчас ориентируемся, — пять слов в год, порядка сорока слов в два года и фразовая, сформированная речь к трем годам. Два основных ее критерия: понимаемость обращенной речи (насколько ребенок понимает то, что ему говорят взрослые) и сформированность экспрессивной речи (то, что ребенок произносит сам). Если в прошлом существовала четкая норма, когда ребенок должен говорить фразами и предложениями, то сегодня, как следствие взаимодействия с западной медициной, появилась и другая точка зрения: все дети разные, у каждого индивидуальные генетика и фон, на котором формируется речь, а потому развернутой речи можно ждать до четырех лет и дальше. Насколько эта позиция оправдана, пока неизвестно».
Маленькие молчуныВ один год ребенок должен произносить минимум пять — десять слов, в два года — порядка сорока слов. К трем годам ребенок должен строить короткие фразы.
В советское время дети начинали говорить к году, к трем — общаться простыми фразами и предложениями. Теперь же эти сроки заметно отодвинулись.
«Можно сказать, что растет поколение неговорящих детей, – говорит учитель-логопед Ирина Павлович. – В последнее время мы наблюдаем увеличение количества таких детей и усложнение структуры дефекта, то есть когда у одного ребенка имеется несколько нарушений одновременно. К нам обращаются родители детей от трех до семи лет. К сожалению, не все дети своевременно получают помощь. Часто родители ждут, что речь все же появится сама, и приводят к нам деток пяти-шести лет, у которых лишь лепетная речь либо отсутствует понимание речи. В этой ситуации важный период в развитии уже упущен, и не всегда хватает времени компенсировать пробелы к школе».
Такие задержки в развитии речи связаны со многими факторами. Во-первых, сегодня значительно вырос уровень выхаживания недоношенных детей и сохранения беременности. Если раньше срабатывал естественный отбор, то теперь все по-другому. По данным ВОЗ, стало больше детей с аутизмом, нарушением эмоционально-волевой сферы.
Скажи «ма-ма»Окружение ребенка тоже играет огромную роль. Дети сейчас растут в слишком комфортных условиях: все чаще родители оберегают своих чад от реальности, так что у них просто не возникает потребности говорить. Наконец, последняя причина – гаджеты, которые негативно влияют на развитие эмоциональной лексики. Из-за мультфильмов и игр мозг ребенка перегружается и начинает блокировать информацию.
Может ли быть позднее начало речи опасным? Да. Если не обращать внимание на явные проблемы и ждать, что все пройдет само собой, то уже в школе ребенок имеет высокие шансы столкнуться с дисграфией или дислексией. Кстати, задержка речи влияет и на психологическое состояние: требования к ребенку растут, а он не может им соответствовать. Родители обращаются к репетиторам, но это бесполезно, так как ребенку необходимы занятия со специалистами, которые владеют методиками для устранения этих проблем.
«Если ребенок не общается простыми фразами в два года, не понимает ваших просьб, не реагирует на звуки, на свое имя, нужно сразу же обращаться к специалисту, который даст необходимые рекомендации, – объясняет Ирина Павлович. – Сейчас в Интернете очень много информации о том, как запустить речь, какие игры использовать в домашних условиях для неговорящих детей, но важно понимать, что не все эти методы подойдут именно вашему ребенку. Главное – не потерять время, определить проблему и правильно разработать коррекционный маршрут».
Советы от логопеда1. Чтобы стимулировать появление речи у своего малыша, нужно быть эмоциональным, играть с ребенком. Лучше всего в сюжетные игры: катать машинки, укладывать кукол спать, поить чаем, лечить и т. д. Обязательно проговаривать действия, озвучивать героев. Используйте в играх как можно больше тактильных материалов: воду, тесто, песок, крупы, природные материалы.
2. Говорите с ребенком простыми, понятными фразами («дай куклу», «кати мяч», «лей воду»). При назывании предметов старайтесь немного растягивать гласные («кии-саа, муу-хаа).
3. Постоянно давайте ребенку поручения: принеси, поставь, полей, помоги что-либо сделать. Задавая вопросы, ставьте ребенка перед выбором: «Ты хочешь сок или воду?»
4. Учите короткие стихотворения. Пусть даже ребенок просто договаривает за вами, это положительно влияет на развитие ритма и слога.
5. Если ребенок не слушает сказки, которые вы ему читаете, попробуйте рассказывать их с помощью игрушек, пальчикового или штокового театра.
6. Благоприятно влияет на речь музыка. Включайте детские веселые песенки, пойте, танцуйте.
7. Самое главное – благоприятная атмосфера. Не давите на ребенка, просто будьте рядом и включайте его в свою деятельность.
Мария СИНЕОКОВА
Почему ребенок не говорит, во сколько дети начинают говорить – клиника Наш Врач
Родители отлично понимают, как важно для ребенка речевое развитие, поэтому всегда внимательно следят за появлением у малышей слов и фраз. Но к сожалению не все взрослые правильно представляют себе этапы развития речи у ребенка и способы, позволяющие устранить проблемы.
На вопросы отвечает Логопед-дефектолог, дефектолог-олигофренопедагог, специалист высшей квалификационной категории клиники Наш врач – Лазарева Ирина Дмитриевна.
Всё чаще приходится встречать родителей, слишком оптимистично оценивающих ситуацию и упускающих драгоценное время.
Хочу привести Вам несколько мифов о речевом развитии.
Миф 1. Пойдёт в детский сад – заговорит.
Некоторые родители уповают на детский сад: дескать, в коллективе кроха быстрее освоит родной язык. Какая-то доля правды в этом есть — оказавшись среди более говорливых сверстников, малыши учатся у них. Но следует учесть, что игры у детей в раннем возрасте в основном предметные, т.е. дети манипулируют игрушками, играют в сенсорные игры (мозаика, кубики, игры-вкладыши, пирамидки) и подвижные игры, которые не предполагают речевого общения между малышами. Соответственно разговаривать детям со сверстниками пока не о чем, тем более, если собеседник молчит. В дальнейшем сверстники таких молчунов перестают брать в совместные игры. А логопед в детском саду занимается с детьми старшего дошкольного возраста. Поэтому, советуем при подготовке ребёнка к саду, позаботиться и о том, чтобы он смог попросить у взрослого о помощи и смог озвучить свои желания и нежелания тоже.
Миф 2. До школы всё равно заговорит, в школе все разговаривают.
Так рассуждают родители, которые никогда не были в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
За речь отвечают определённые отделы коры головного мозга. Согласно материалам Московского института мозга, наиболее бурное увеличение территории вторичных и третичных зон коры отмечается в возрасте 2-3 лет, наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7 годам. То есть сенситивный период развития (период активного развития) речи ребёнка от 0 до 6 лет жизни. Из них более активное, лавинообразное развитие речи происходит в возрасте 2-3 лет. Поэтому, чем дольше вы ждёте, когда заговорит ваш ребёнок, тем дольше продлится коррекционный период.
Так же есть вероятность, что ребёнок не сможет осуществлять полноценную коммуникацию с окружающими никогда.
Миф 3. Мой ребёнок пошел в папу, он тоже долго не разговаривал.
По наследству может передаться темперамент или какие-то особенности нервной системы. Речь – это высшая психическая функция, которая по наследству не передаётся. Речь – это вершина развития ребёнка, результат слаженной работы нескольких отделов коры головного мозга. И если Вы видите, что речь малыша не соответствует возрастным нормам, значит нужно незамедлительно обратиться к специалисту.
Возможно, ребёнок не говорит, потому что не понимает вас, то есть нарушено понимание речи при сохранном физическом слухе. В этом случае вам следует обратиться в первую очередь к сурдологу, чтобы проверить физический слух, а если слух в норме, к логопеду.
Миф 4. Мальчики всегда начинают разговаривать позже, чем девочки.
Всё верно, сроки развитие мальчиков и девочек немного отличается, но отличаются они в этом возрасте на недели, а не на месяцы и годы. Этот миф сформировалось из-за того, что дети с речевыми нарушениями примерно в 80% случаев мальчики. Но такая статистика связана не с темпами развития, а скорей с особенностями развития головного мозга.
Миф 5. Он просто ленится разговаривать.
Умение коммуницировать со взрослыми очень облегчает жизнь ребёнку, поэтому это не тот навык, овладев которым ребёнок будет лениться. Ведь ребёнок не ленится ползать, ходить, бегать, хотя этот навык требует более сильного физического напряжения.
Миф 6. У ребёнка «уздечка» короткая, а подрезать, сказали ещё рано.
Короткая подъязычная связка несомненно влияет на речь, но лишь только на её звуковую сторону, т.е. на чистое звукопроизношение. Так же короткая подъязычная связка влияет на полноценное жевание и формирование правильного зубного ряда.
Но! На умение говорить в целом, то есть на возможность произносить слова, словарный запас и связную речь, она не влияет ни как. Обратитесь к специалисту для того, что б он помог определить настоящую причину молчания малыша.
Миф 7. Нам сказали, нужно обращаться к логопеду после 5 лет, раньше бесполезно.
Согласна, если у трёхлетки нет звука Р, то это уже и не миф, а правда. У каждого звука, в соответствии с онтогенезом, есть свои сроки становления, и к 3 годам органы артикуляции могут быть не готовы к произнесению того или иного звука. Но в случае проблем с нарушением речи или отсутствия её – ни в коем случае ждать до 5 лет нельзя. Необходимо внимательно следить за развитием малыша и обратиться к специалисту, если крохе 1.5-2 года.
Миф 8. Если развивать пальчики, появится речь сама.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Но связь мелкой моторики и речи лишь косвенная, а никак не прямая. Переоценка значимости игр на развитие мелкой моторики пальцев рук ведет к насильственному внедрению их в жизнь малыша. Развитие речи нельзя ускорить или замедлить с помощью (или при отсутствии) пальчиковой гимнастики. Мелкую моторику обязательно развивать нужно и полезно, это пригодится в школе для красивого письма, но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.
Миф 9. Достаточно пройти лечение у невролога, и речь появится без логопедических занятий.
Конечно, если ваш малыш молчит, то на это есть причины. Хорошо если они социального характера (недостаток общения, билингвизм в семье, гаджеты и т. д), но если это биологические причины, то без медикаментозной помощи не обойтись. А эффективность результатов в формировании речи возможна только в совместной работе медицинского и педагогического звена: врачей, психологов, дефектологов, логопедов.
Уважаемые родители, помните задержка речи всегда имеет причину, которую должны определить профессионалы, чтобы предложить Вам и ребенку необходимую помощь.
В клиническом центре педиатрии, неврологии и нейропсихологии Наш врач специалисты имеют большой опыт работы с детьми по нарушениям речи.
Когда начинать разговор: руководство для родителей
Страшный «разговор о сексе» с вашими детьми, который иногда называют «птицами и пчелами», в какой-то момент обязательно произойдет.
Но когда его лучше всего иметь? Хотя у вас может возникнуть соблазн отложить это как можно дольше, разговор с вашими детьми рано и часто является лучшим способом убедиться, что они делают правильный выбор в отношении половой зрелости и секса во время взросления.
Важно, чтобы вы были готовы отвечать на вопросы ваших детей по мере их поступления, но нет необходимости умещать все в один разговор. Разговор будет развиваться по мере взросления вашего ребенка.
Министерство здравоохранения и социальных служб США считает, что никогда не рано начинать такие беседы со своими детьми.
Когда ваш ребенок еще совсем маленький, вы можете заметить, что он часто прикасается к своим половым органам. Такое поведение является нормальным любопытством, а не сексуальным. Тем не менее, вы можете решить эту проблему, чтобы убедиться, что ваш ребенок не делает этого публично. Возможно, вы захотите перенаправить их внимание в другое место или просто признать, что это личное и не должно делаться публично. Не ругайте и не наказывайте малыша за эти действия. Это может заставить их уделять больше внимания своим гениталиям или стыдиться разговоров о сексе. Обязательно научите своего малыша подходящим названиям для его половых органов, чтобы он мог точно сказать вам, если что-то болит или беспокоит его.
По данным клиники Майо, если ваш ребенок часто мастурбирует или трогает себя, это может указывать на проблему. Им может не хватать внимания. Это может быть даже признаком сексуального насилия. Обязательно научите своего ребенка тому, что никому не разрешается прикасаться к его интимным частям без разрешения.
Если ваш ребенок не задает вам вопросы о сексе или частях своего тела, не ждите их. Обязательно начните разговор, как только они достигнут десятилетнего возраста. Период между детством и взрослостью называется подростковым возрастом. В это время ваш ребенок переживает период полового созревания, и его тело резко меняется. У девочек и мальчиков он разный.
- Девочки: Половое созревание начинается в возрасте от 9 до 13 лет. Хотя у большинства девочек менструация начинается в возрасте от 12 до 13 лет, она может начаться уже в 9 лет. период. Вид крови может быть очень пугающим для молодой девушки.
- Мальчики: Половое созревание начинается в возрасте от 10 до 13 лет. Поговорите с мальчиками об их первой эякуляции в этом возрасте, даже если они не выглядят так, как будто они переживают период полового созревания.
Не ждите, чтобы просто поговорить. Много коротких разговоров о сексе облегчают процесс и дают ребенку время подумать над каждым пунктом. Ваш ребенок может бояться говорить с вами о половом созревании. Это часто запутанное и подавляющее время в их жизни. Это совершенно нормально.
Чтобы начать разговор, часто напоминайте им, что то, что они переживают, нормально и является частью взросления. Скажи им, что ты тоже прошел через это. Как только ваш ребенок привыкнет делиться с вами такого рода информацией и мнениями, вам обоим станет намного легче продолжать разговор, пока ваш ребенок проходит подростковый период и после него.
Невозможно знать все, что интересует вашего ребенка о сексе и отношениях. Тем не менее, вы можете подготовиться к некоторым наиболее часто задаваемым вопросам.
- Откуда берутся дети?
- Почему у меня есть грудь? Когда они станут больше?
- Почему у тебя там волосы?
- Почему у меня еще нет месячных? Почему у меня месячные? Почему у мальчиков нет месячных?
- Что значит быть геем или лесбиянкой?
- Оральный секс тоже считается сексом?
- Как узнать, есть ли у меня ЗППП?
- Могу ли я забеременеть, просто дурачась?
- Моя подруга беременна, что ей делать?
Ответы на некоторые из этих вопросов могут показаться трудными или неудобными. Просто постарайтесь ответить на вопрос прямо. Ваш ребенок, вероятно, будет удовлетворен небольшим количеством информации за один раз.
Вы должны подготовиться и быть готовыми отвечать на возникающие вопросы. Тип вопросов, который задает ваш ребенок, может дать вам хорошее представление о том, что он уже знает. Следующие советы помогут вам начать работу.
- Знать анатомию. Выучите имена собственные для каждой части тела. Это касается как мужской, так и женской репродуктивной системы.
- Будьте честны. Не бойтесь признаться ребенку, что вам тоже неловко говорить об этом. Этот тип эмпатии может помочь вашему ребенку чувствовать себя более комфортно и задавать больше вопросов.
- Относ. Расскажите истории о своем взрослении.
- Внешний вид адреса. Расскажите о прыщах, перепадах настроения, скачках роста и гормональных изменениях, о том, как эти вещи могут происходить в разное время у разных детей и что это совершенно нормально.
- Откройте уши. Активно слушайте и держите зрительный контакт. Не задавайте слишком много вопросов и держите их в общих чертах, если вы это делаете.
- Будьте милы. Никогда не дразните, не обвиняйте и не принижайте идеи и чувства вашего ребенка.
- Будьте уважительны. Выберите тихое уединенное место для разговора. Уважайте их желание говорить только с мамой или папой на определенные темы.
- Предложите ресурсы. Составьте список веб-сайтов и книг, предлагающих информацию о сексуальности, которую вы считаете достоверной.
Куда обратиться за помощью
Существует ряд заслуживающих доверия и надежных веб-сайтов, которые предлагают точную информацию о сексуальном здоровье и развитии. Поговорив с ребенком и сообщив ему, что вы здесь, чтобы ответить на любые вопросы, которые могут у него возникнуть, вы можете предоставить ему эти ресурсы.
- Здоровье подростков
- Planned Parenthood
- Центры по контролю и профилактике заболеваний
По мере взросления у детей будут возникать различные вопросы и опасения по поводу секса, полового созревания и смены тела. Адаптируйте свои ответы к конкретным вопросам, которые они задают, но не забудьте осветить следующие вопросы, если это уместно в данный момент разговора.
- Когда ваш ребенок станет маленьким и начнет понимать, что у него есть «половые органы», обязательно повторите, что никто, даже друг или член семьи, не имеет права прикасаться к этим областям.
- Информация о беременности и ЗППП (заболеваниях, передающихся половым путем), таких как гонорея, ВИЧ/СПИД и герпес, даже если вы считаете, что ваш ребенок еще не занимается сексом.
- Информация о том, как защитить себя от ЗППП и как избежать беременности.
- Как использовать средства защиты (например, презервативы) во время секса и где их купить.
- Чего ожидать в отношении изменений тела, таких как рост волос на лобке и под мышками, изменения голоса (мальчики) и груди (девочки).
- Когда и как использовать дезодорант.
- Чего ожидать в отношениях и что искать в романтическом партнере. Вы можете установить правила о том, когда можно начинать встречаться. Убедитесь, что ваш ребенок предъявляет реалистичные ожидания к своим первым отношениям.
- Что делать, если их принуждают заняться сексом до того, как они будут к этому готовы.
- Что делать девочкам в первый раз, когда у них начались месячные, в том числе как использовать прокладку и тампон и чего ожидать в отношении боли.
- Что делать мальчикам, если они эякулируют или видят поллюции.
- Прежде всего, дайте понять, что ничто не имеет для вас большего значения, чем их безопасность и благополучие.
Если вы и ваш ребенок испытываете трудности в общении, обратитесь за помощью к своему педиатру. Они могут поговорить с вашим ребенком напрямую или могут направить вас к семейному консультанту, который специализируется на подобных проблемах. Ваш ребенок может быть не уверен в своих прыщах и других изменениях внешности. Отведите их к дерматологу, парикмахеру или ортодонту, если они начинают слишком сильно беспокоиться о том, как они выглядят.
Есть также много хороших книг, в которых сексуальность рассматривается на уровне, соответствующем возрасту вашего ребенка. Спросите в школе вашего ребенка об их учебной программе по половому воспитанию, чтобы вы могли оценить ее самостоятельно, а также были готовы поговорить об этом дома.
Помните, что начинать эти разговоры никогда не рано и не поздно. То, что ваш ребенок не спрашивает или не поднимает этот вопрос напрямую с вами, не означает, что он уже знает ответы. Обычно это не так. Или они могут получать неточную информацию от своих друзей. Просто дайте им знать, что вы готовы поговорить в любое время, может быть достаточно, чтобы начать разговор.
Наконец, постарайтесь не давать им слишком много информации сразу. Как только эта тема появится у них на уме, и они почувствуют себя более комфортно, говоря с вами об этом, они могут вернуться позже с дополнительными вопросами.
Руководство по возрасту, как заставить вашего ребенка говорить с вами
Фото: Getty Images
Однажды вечером перед ужином я заметил своего четырех детский сад полного дня , мрачно сидящий на кухонном полу. Я сел рядом с ним и спросил: «Сегодня был хороший или плохой день?» В внезапном порыве откровенности он сказал мне, что это был хороший день, но он стал плохим, когда девушка, которая за неделю до этого призналась ему в любви, сказала ему, что теперь хочет выйти замуж за другого. Хотя я не ожидала, что разговор о свадьбе начнется так скоро, я втайне хвалила себя за то, что заставила его открыться. В большинстве случаев, когда я спрашиваю, как дела в школе, он просто хмыкает: «Хорошо». Если я не могу заставить его говорить много сейчас, как мне сделать так, чтобы он говорил со мной о проблемах с девушками или о чем-то еще, что у него на уме, когда он станет подростком?
Оказывается, связь, которую ребенок должен чувствовать со своими родителями, чтобы открыться и поговорить с ними, закрепляется задолго до подросткового возраста. Джули Романовски, тренер по воспитанию детей из Ванкувера, говорит, что навыки общения формируются даже в 9 лет.0018 младенчество и ясельный возраст. Когда ваш ребенок плачет, и вы берете его на руки, вы показываете ей, что вы тот, на кого она может рассчитывать. Однако быть доверенным лицом не так просто, когда повседневный жизненный опыт вашего ребенка включает в себя такие вещи, как академическое давление , дружба, запугивание и другие социальные проблемы. Но жизненно важно, чтобы мы поддерживали эту связь, говорит Дженнифер Колари, терапевт из Торонто и автор книги Connected Parenting: How to Raise a Great Kid 9.0156 . Наша работа как родителей, объясняет Колари, состоит в том, чтобы помочь нашим детям разобраться и обработать то, что происходит с ними в течение дня. «У них еще нет мышления высшего порядка, чтобы делать это самостоятельно», — говорит она. Возможно, вы не слышали о каждом триумфе или испытании, но эти идеи помогут вашим детям открыться вам в любом возрасте.
ДошкольникиЭто классический сценарий: вы берете своего ребенка из детского сада или дошкольного учреждения и спрашиваете, что он делал в тот день, а ответ: «Я не знаю» или «Ничего. ” По словам Колари, это потому, что дошкольники могут многое понимать, но все еще развивают языковые навыки, необходимые для того, чтобы действительно выразить то, что они хотят сказать. «Честно говоря, много работы, чтобы объяснить, как прошел твой день. Вы должны собрать и обобщить всю эту информацию и поместить ее в краткое предложение, которое порадует маму или папу. Так что гораздо проще сказать: «Я не знаю»» 9.0003
Если вы хотите знать, как чувствует себя ваш ребенок, а не только детали, Романовски советует наблюдать за его поведением, а затем спрашивать об этом. Например, можно сказать: «Когда я тебя подобрал, у тебя было немного забавное лицо. Что случилось?»
Если ваш ребенок упомянет что-то негативное о своем дне, вы, конечно, должны проявить беспокойство, говорит Колари, но убедитесь, что вы не слишком остро реагируете. «Дети закрываются, если наша реакция слишком сильная», — объясняет она. «У ребенка будет хороший день, но случилось кое-что, из-за чего он расстроен. Ты слышишь это и паникуешь, думая, Боже мой, мы ошиблись детским садом — все придираются к нему. ”Колари говорит, что если вы покажете тревогу на лице, ваш ребенок может перестать делиться такой информацией, думая, что это вас слишком расстраивает. Вместо этого посочувствуйте своему ребенку, скажите ему, как ему, должно быть, было неприятно, когда у него отобрали эту игрушку, а затем двигайтесь дальше.
Не начинайте допрос, как только вы приедете забрать или как только вы все войдете в парадную дверь, советует Романовски. С некоторыми детьми это может быть ошибкой. «Родители забирают своих детей, и это 20 вопросов. Проведя весь день в школе, это последнее, чего хотят некоторые дети».
Она предлагает потратить несколько минут на то, чтобы воссоединиться с ребенком, просто находясь рядом. «Если вы скажете что-то простое, например: «Привет, приятель, я скучал по тебе. Дай я возьму твой рюкзак», теперь ваш ребенок думает, Моя мама прикроет мою спину , и вот тогда он начнет открываться».
Когда вы отвозите своего ребенка из школы на мероприятие, а затем домой на ужин и домашнее задание , или вы работаете полный рабочий день и не видите своего ребенка до 18:00, вам может быть трудно вписаться в течение нескольких минут для подключения. Романовски предлагает выделить время для родителей и детей в свой день, например, сразу после ужина.
Если вы вместе займетесь чем-то целенаправленным — даже 10 минут раскрашивания или разгадывания головоломки, — вы создадите пространство, в котором вашему ребенку захочется поговорить. «Вы даете им понять, что вы доступны для них», — говорит Романовски. Кроме того, используйте в своих интересах обычные моменты, которые у вас есть вместе, например, поездки на машине, прогулка в школу по утрам и время отхода ко сну для непринужденных бесед без напряжения. Подумайте о том, чтобы поделиться некоторыми подробностями из своего дня, чтобы стимулировать разговор — это не должно быть похоже на односторонний допрос. Это также учит детей тому, что у всех бывают хорошие и плохие дни, независимо от того, сколько вам лет.Бикнелл обнаруживает, что постоянное наблюдение за учебным планом и тем, с кем играет ее дочь-второклассница, помогает ей поднимать темы в разговоре. Когда она хочет глубже узнать, что происходит в жизни ее дочери, она использует их общий журнал, где она может записывать вопросы, над которыми ее дочь может подумать и ответить, когда у нее будет свободное время.
Имейте в виду, что если вы игнорируете или отмахиваетесь от своего ребенка, когда он болтает о последней видеоигре или о приглашенном докладчике, который пришел в его класс в тот день, вы упускаете возможность показать, что вы хороший слушатель. , — говорит Колари. «Когда вы действительно на связи, ваше тело наклоняется вперед, а ваш телефон
не работает . Вы обнаружите, что если вы действительно хорошо справляетесь в такие моменты, они придут к вам за трудными вещами». Большие детиНеизбежно, что когда ваш ребенок подрастет, вы перестанете так активно присутствовать во всех аспектах его жизни. Но вы по-прежнему нужны для эмоциональной поддержки. Если вы хотите узнать, что происходит в ее день, ключ в том, чтобы продолжать слушать и, как бы трудно это ни было, меньше сосредотачиваться на результатах или решениях. «Часто мы, родители, хотим сами решать проблемы, — говорит Романовски. (Например, если у вашего ребенка проблемы с подругой , у нас может возникнуть соблазн предложить ей найти кого-нибудь, с кем можно пообщаться.) «Но как только мы начинаем решать проблемы, приходит суждение. И люди не хотят, чтобы их судили».
Колари говорит, что машина — отличное место для разговора с детьми этого возраста — им не нужно смотреть вам в глаза, что может вызвать у некоторых детей дискомфорт. Она также предлагает проводить специальные встречи один на один не реже одного раза в месяц. Даже просмотр любимого телешоу вместе раз в неделю позволяет разделить интерес и провести время с пользой.
Обратите внимание и на язык тела вашего ребенка, предлагает Колари. «Они всегда разговаривают с вами, будь то словами, пожатием плеч или слезами — или отводят взгляд, когда видят вас. Вы можете сказать: « Я люблю тебя , и по языку твоего тела я вижу, что что-то произошло, и ты не готов мне об этом сказать. Когда будешь готов, я буду здесь».
Когда ваш подросток откроется и заговорит с вами, особенно если ваш ребенок склонен скрывать свои чувства, сохраняйте нейтралитет. «Если вы начнете выглядеть охваченным паникой, они подумают: О боже, это хуже, чем я думал », — говорит Колари. «Важно быть тем спокойным, постоянным, нейтральным голосом».
В конечном счете, вы хотите, чтобы вашему ребенку нравилось разговаривать с вами. «Чем больше они уходят от любого взаимодействия — говорят ли они вам что-то веселое или рассказывают вам что-то, чего боятся — и думают Мне лучше , тем больше вероятность того, что они вернутся», — говорит Колари, «это ваша единственная надежда узнать больше о том, что происходит в их жизни».