Воля человека: Воля — Православный портал «Азбука веры»

Воля. Физиологические основы воли

Физиологические основы воли

Ф. Н. Гоноболин. «Психология»
Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Первоначальная причина всякого поступка, по словам И. М. Сеченова, лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении. В этом заключается детерминизм деятельности, согласно которому любое действие человека имеет свою причину.
Сеченов говорит о первоначальной причине. Но в дальнейшем, на основе жизненного опыта, многие действия совершаются без непосредственного чувственного возбуждения или даже вопреки ему.

Так, внешний раздражитель, например телевизор, побуждает человека смотреть интересную передачу, а он садится за работу, руководствуясь мыслью о долге или о тех неприятных последствиях, которые произойдут, если работа не будет выполнена. Физиологической основой волевого действия являются те второсигнальные системы нервных связей, которые образовались в коре мозга ранее, в результате прошлого опыта.

Эти системы к моменту волевого действия актуализировались (возбудились), что позволило совершить некоторые усилия, и человек заставил себя работать, а не смотреть телевизионную передачу, хотя и очень интересную.
В волевом действии особая роль принадлежит слову как раздражителю. Слово может быть сигналом, действующим на человека извне (например, указание учителя), но оно часто является и внутренним требованием к самому себе, самоприказом. Недаром И. П. Павлов говорил о том, что слова бывают не только слышимыми и видимыми (при чтении), но и произносимыми в уме, наедине с собой. Во всех случаях они являются реальными раздражителями для ответного произвольного действия. И при наличии устойчивого очага возбуждения человек добивается поставленной цели. Клетки мозга, управляющие нашими движениями, всегда бывают связаны с другими клетками коры больших полушарий.
Чем же объяснить, что один человек имеет достаточную силу воли, умеет себя заставить делать то, что надо, а другой не может этого сделать, отличается слабоволием? Физиологическое объяснение может быть следующее: у одних людей образовались более устойчивые системы связей в коре головного мозга, у других они менее устойчивы.
Как уже говорилось, всякое управление невозможно без контроля и коррекции (поправки). Человек в состоянии управлять и действительно управляет своими движениями и действиями благодаря тому, что клетки мозга, с одной стороны, посылают импульсы в мышцы тела, а с другой стороны, получают от органов движения обратные сигналы о совершенном действии. В коре мозга происходит переработка этой информации, и оттуда вновь идут сигналы о коррективах, которые надо внести в движение. Эта обратная нервная связь дает возможность человеку контролировать свои действия, сознательно и произвольно управлять ими, т. е. совершать волевую деятельность.
Процессы торможения в коре больших полушарий задерживают ненужные непроизвольные движения. Эти процессы подавляют чрезмерное возбуждение (например, в состоянии аффекта) и способствуют появлению сдержанности, самообладания, выдержки, последовательности действий и т. п.
Вообще существует прямая зависимость воли от способности коры больших полушарий регулировать работу подкорки. Последняя является источником многих возбудительных процессов в организме человека (инстинктов, влечений, аффектов и т. д.). 

К числу непосредственных побудителей к волевому действию относятся потребности человека, его мотивы и цели, влечения, желания и т. п. Потребность как нужда в чем-то является исходным побуждением к деятельности. На основе потребности возникает мотив, т. е. побудительная причина к действию. А то, к чему человек стремится, будет целью его действий.

Если цель, к которой человек стремится, и мотивы, побуждающие его к этому, ясны, то такое стремление называют желанием. Неосознанные стремления называются влечениями. Влечение в меньшей степени, чем желание, получает волевую поддержку человека, и поэтому цель влечения реже получает реальное осуществление.
Важным побудителем к волевым действиям являются чувства. Они заставляют побеждать трудности, настойчиво добиваться поставленных целей. В общественно-историческом развитии человечества огромное значение для формирования волевых качеств имел труд. Именно в процессе труда люди воспитали и продолжают воспитывать свою волю, без которой немыслима любая работа. Важно, что труд человека с самого начала был коллективным. Являясь членом коллектива, человек боролся за жизнь, добывал средства к существованию совместно с другими людьми.
Коллективный труд накладывал на него определенные социальные (общественные) обязанности. А это вело к развитию у человека чувства долга. Именно оно побуждает нас преодолевать внешние и внутренние препятствия, чтобы выполнить свои обязанности. В здоровом, хорошо организованном коллективе выполнение общественного долга становится естественной, социально обусловленной потребностью человека. А. С. Макаренко говорил, что потребность у нас — родная сестра долга.
Важным побудителем волевого поведения являются устанем вившиеся взгляды, мировоззрение человека. Коммунистические убеждения, чувство патриотизма, стремление бороться за счастье человечества побуждают советских людей совершать волевые поступки.
Ярким примером коммунистической направленности, помогающей преодолевать огромные трудности, может служить жизнь писателя Николая Островского. С юных лет он полюбил трудовой народ и все силы отдал борьбе за победу революции. Получив серьезные ранения, Островский продолжал работать в тяжелых условиях. Даже ослепнув и потеряв способность двигаться, он решил, преодолевая страдания, стать полезным своей Родине. Только теперь вместо винтовки он взял в руки перо и стал бороться за победу социализма.
Примером мужества волевого человека может служить жизнь Эрнста Щаталова, который еще подростком начал терять способность двигаться. В 25 лет он уже был прикован к постели, подобно Н. Островскому. Но он нашел в себе силы стать полезным членом нашего общества.
«Жизнь Эрнста Шаталова, — пишет Б. Полевой, — короткая, сложная, героическая. Да, именно героическая, хотя Шаталов не закрывал грудью амбразуру дота, не закладывал фундамента первого дома будущего города где-нибудь в далеком алмазном краю и не прокладывал человечеству новые пути в космическом пространстве.
.. Но ведь недаром сказано: в жизни всегда есть место подвигу. И Эрнст Шаталов свой подвиг совершил, моральный подвиг, подвиг высокого человеческого духа, каким была вся его трагическая жизнь… Повесть о жизни и смерти молодого советского гражданина Шаталова пробуждает не только сочувствие, но и гордость за человека несгибаемой воли. Хотя судьба… обделила Эрнста всеми радостями молодости… он продолжает жить активно и полнокровно, учится, работает, находится в курсе общественной и политической жизни страны, остается полезным членом общества… Он живет активной, интеллектуальной жизнью. Он непрестанно и сосредоточенно думает над проблемами, волнующими человечество. Взять хотя бы его рассуждения о высоком назначении педагога… Он и уходит из жизни не как страдалец, оплакивающий свою горькую судьбу, а как сильный человек, полный замыслов и несвершенных планов…».

Анализ волевого акта

Волевые процессы бывают простые и сложные. К первым можно отнести те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться.
Но нередко приходится колебаться в выборе цели действия, при различных, иногда противоречивых мотивах, или испытывать трудности, решая, каким образом действовать. В этих случаях волевое действие приобретает сложный характер и состоит из двух этапов: 1) подготовительного и 2) исполнительного.
Подготовительный этап включает намерение, осознание цели, иногда борьбу мотивов, принятие решения, выбор методов, какими будет вестись работа. Так, если молодой человек имеет намерение поступить в вуз, он определяет цель, ради которой хочет получить высшее образование, решает вопрос о том, в какое учебное заведение ему поступить, на какой факультет и т. п., думает над тем, как он будет готовиться в институт: самостоятельно или поступит на курсы по подготовке в вуз.

При обдумывании всех этих вопросов у него может возникнуть так называемая борьба мотивов: одни из них побуждают человека поступать на дневное отделение, другие — на вечернее и т. д.
Наконец выбор сделан. Принятием решения заканчивается подготовительный этап действия. Но оно еще не будет волевым, если за ним не последует второй этап, заключающийся в исполнении решения. В данном примере это исполнение состоит в том, чтобы выдержать приемные экзамены, поступить в намеченный вуз.
Борьба мотивов в волевом акте может быть не только при выборе цели действия или приемов работы, но и в самом процессе достижения этой цели, когда возникают другие желания, мешающие намеченному действию. Тогда часто происходит борьба между чувством долга и другими побуждениями.
Воля человека и заключается в способности преодолевать желания, мешающие достижению поставленной цели, и упорно, настойчиво добиваться ее осуществления.

Совершая волевые поступки, человек в процессе деятельности вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие очень большое значение для жизни и труда. Одни свойства делают человека более активным, что связано с преобладанием процессов возбуждения в коре полушарий, другие качества проявляются в торможении, задержке, подавлении нежелательных психических процессов и действий. К качествам, связанным с активностью, относятся решительность, смелость, настойчивость, самостоятельность.
Решительность — это умение принимать своевременные и твердые решения без ненужных колебаний. Решительность проявляется не в безрассудных непродуманных действиях, принятых поспешно, а в достаточно взвешенных, обоснованных поступках. Решительный человек глубоко уверен в том, что надо делать так, а не иначе. Умение проявлять решительность (при наличии педагогического такта) — важное качество учителя. А. С. Макаренко говорит о том, что достаточно выразить решительное, не ломающееся, не гнущееся требование, чтобы дети уступили и поступили так, как нужно.

Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянности. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека, смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Иногда воображение рисует человеку опасность, которой на самом деле нет. Но усилием воли он подавляет необоснованные страхи и выполняет то, что считает нужным.
Смелость нельзя смешивать с лихачеством, когда человек хочет показать свою удаль, без необходимости подвергая себя опасности. Таких людей нельзя считать волевыми. Подлинная смелость волевого человека — это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Такой человек знает свои возможности и достаточно продумывает действия. Недаром А. В. Суворов говорил: «Смелость и осторожность на одном коне ездят».
Смелый человек обычно обладает и мужеством, т. е. присутствием духа в момент опасности, умением стойко переносить трудности и невзгоды, встречающиеся на его пути.
Настойчивость — это такое качество, которое заключается в умении добиваться поставленных целей, как бы длителен и труден ни был путь к их достижению. Настойчивость проявляется в преодолении внешних и внутренних препятствий. Волевой человек способен к неослабному напряжению сил, причем трудности, как говорил И. П. Павлов, только увеличивают его желание продолжать свое дело. Настойчивость очень нужна и в педагогической работе. Настойчивость не следует отождествлять с упрямством, когда человек не способен отказаться от ошибочного решения из чувства мелкого самолюбия. Упрямство — отрицательное свойство личности.
Самостоятельность — это способность человека принимать решение и выполнять намеченное действие, не поддаваясь чужому влиянию. Люди, не отличающиеся этим волевым качеством, обычно теряются при встретившемся на их пути затруднении. Причина такой беспомощности часто объясняется особенностями воспитания еще в школьном возрасте, когда ребенка не приучали к самостоятельной работе и у него развилось стремление избегать ответственности за свои действия и поступки. Самостоятельность не исключает того, что человек охотно прислушивается к разумному мнению других людей и принимает их советы, если согласен с ними. Но волевой человек не обладает внушаемостью, этим отрицательным качеством, при наличии которого люди слишком легко отказываются от своего мнения, всецело подчиняясь другим. Подлинная самостоятельность не имеет ничего общего и с так называемым негативизмом, т. е. стремлением во что бы ни стало противодействовать влиянию извне. Если внушаемость побуждает человека совершать поступки, которые не соответствуют его намерениям и убеждениям, то негативизм толкает его на неразумные действия наперекор другим. Внушаемость и негативизм — признаки не силы воли, а ее слабости.
Действовать самостоятельно — это не значит не подчинять своих поступков мнению и воле коллектива. Но нельзя поддаваться и так называемому «стадному чувству», когда человек поступается своими убеждениями ради неразумной моды или вредного влияния товарищей. Здесь тоже сказывается недостаток воли, так как человек, заботясь о том, что подумают и скажут о нем другие, отказывается от своей точки зрения, хотя и считает ее правильной. Многие плохие привычки (пьянство, курение и т. п.) овладевают слабовольными людьми, склонными к внушению и подражанию, именно из-за недостатка самостоятельности.
Самостоятельное выполнение действий помогает выработке уверенности в своих силах, которая является важной волевой чертой человека.
2. К качествам воли, связанным с торможением нежелательных психических процессов и действий, относятся выдержка (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность.
Выдержка, или самообладание,— это умение человека владеть собой. Сохраняя полный контроль над своим поведением, он побеждает в себе нежелательные побуждения, импульсивные действия, аффекты (например, гнев, страх). Наличие выдержки делает человека самокритичным, помогает воздержаться от неразумных поступков. Выдержка, самообладание очень важны для учителя. Поведение детей, непонимание ими учебного материала нередко раздражают учителя, и необходима большая выдержка, чтобы поступать так, как требует создавшееся положение. Самообладание помогает учителю воздерживаться от вспышек гнева, подавлять смущение, растерянность, преодолевать робость, скованность и другие психические состояния, возникающие у некоторых людей при работе с коллективом.
Близко к самообладанию стоят и такие волевые качества, как выносливость и терпение, при которых человек способен переносить лишения и страдания (от болезней, голода, холода, от крайне тяжелых условий работы). Несмотря на трудности, волевой человек продолжает добиваться поставленной цели.
Конечно, невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы в зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. Этим отличаются такие качества воли, как дисциплинированность и организованность. Дисциплина заключается прежде всего в подчинении требованиям коллектива. Организованный человек умеет заставить себя, а если надо, и других продуктивно работать. Неаккуратность, неточность (например, опаздывание на работу), небрежное, халатное отношение к обязанностям — все это проявление недисциплинированности и неорганизованности, которые говорят о недостатке силы воли. Недисциплинированный человек не может успешно руководить и работой других.
К. Д. Ушинский писал, что на волю действует только воля и что дисциплину может поддерживать лишь дисциплинированный человек. Чтобы успешно поддерживать порядок в школе, учитель сам должен быть образцом дисциплинированности. Недаром заслуженная учительница школы РСФСР Е. В. Мартьянова говорила: «Учитель, вошедший в класс на две минуты позже, чем положено (без уважительной причины), не может быть учителем».
Подтянутость, точность, аккуратность проявляются во всем, они заметны в повседневном поведении и даже, казалось бы, в мелочах.
К известному советскому летчику М. Громову однажды обратился молодой человек с просьбой посоветовать, как поступить в летную школу. Громов назначил ему время для беседы. Молодой человек опоздал, сославшись на то, что забыл завести часы. Громов напомнил, к каким последствиям может привести забывчивость в летном деле. Когда летчик предложил юноше записать адрес учреждения, тот долго искал у себя карандаш, но так и не нашел. Карандашом хозяина он сделал неразборчивую запись, в которой цифра 7 была похожа на 4.
«Завтра вы можете не найти учреждения, куда вам надо обратиться, — заметил Громов. — Вы небрежно записали номер дома». — «Да, вы правы. Это, вероятно, от того, что я несколько взволнован». Громов сказал, что летчик и во время волнения должен быть внимательным и точным. «Когда за ним закрылась дверь, — рассказывал Громов, — я невольно подумал, насколько еще он не подготовлен к жизни и особенно к избранной им профессии…».

Каждому человеку необходимо работать над воспитанием воли. А. М. Горький советовал тренировать разум и волю так же, как человек тренирует тело.
Это хорошо понимали все выдающиеся люди, которые еще в молодые годы много работали над укреплением воли.
Юноша Ушинский составил расписание занятий по дням и часам. В его дневнике есть перечень книг, которые он намеревался прочитать. Он установил для себя правила поведения и строго следил за их выполнением.
Девятнадцатилетний Л. Н. Толстой тоже составил себе «Правила для развития воли». В них он включил строгий режим дня и определенный рацион питания, которых придерживался всю жизнь.
Большое значение самоконтролю придавала Н. К. Крупская. Она ежедневно вечером кратко записывала, что сделано за день, чтобы критически оценить степень продуктивности своего труда и уяснить, что осталось незаконченным.
Воспитанию воли помогает коллектив, мнение окружающих, их положительное влияние на поведение человека.
Обычный, повседневный труд, в том числе и учебный, тоже может быть хорошей школой укрепления воли. Если в работе или в учении есть немалые трудности, то преодоление их служит прекрасным средством воспитания волевых качеств. Очень хорошо об этом сказал, обращаясь к молодежи, Герой Советского Союза летчик А. П. Маресьев: «Иногда меня просят: расскажите, как вы ползли с отмороженными ногами и как это у вас хватило упорства снова сесть за руль самолета… А меня так и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли я расскажу вам о суффиксах? Да, да, о суффиксах, над которыми я бился до одурения. Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходил в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой. И немало пота я пролил, прежде чем одолел ее! Конечно, это вещи разные — сидеть над учебником и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо делать эти непохожие друг на друга дела».
Итак, для воспитания воли нужна постоянная, систематическая работа над собой, которую необходимо начинать как можно раньше. Надо помнить, что волевые качества личности формируются в волевой деятельности. Поэтому труд всегда был и будет лучшим средством укрепления воли. Очень важно доводить каждое дело до конца, продумывать свои действия, не принимать невыполнимых решений, но, приняв решение, во что бы то ни стало добиваться его выполнения. Воспитание воли зависит и от цели, которую человек перед собой ставит. Осознание поставленной цели поможет закалить волю.
Необходимо также воспитать в себе привычку строго следить зa собой, контролировать свою работу и поведение. Тренировать колю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.). Каждый успех в этом отношении внушает человеку веру в себя, делает его более волевым. Этому способствует правильный образ жизни, режим дня, общее укрепление нервной системы, физическая и психическая закалка, которая заключается в постоянном упражнении своего волевого усилия.

Воля и возраст. Как в течение жизни меняется и развивается сила воли



Для начала нам нужно разобраться, что под собой имеет такое понятие как «сила воли». По первому запросу поисковая сеть Google выдает нам, что «волей называется такая способность, которая подразумевает под собой принятие решения на основе мыслительного процесса». И.Гёте в свою очередь считал, что «серьезная, глубокая, настоящая воля характеризуется прежде всего сочетанием с представлением уверенности в достижении цели». Как мы можем увидеть, данное свойство способно направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. У воли существуют критерии, которые определяют ее работу. Первым критерием можно выделить осознанность, вторым — преднамеренность действий, а третьим — мобилизацию сил. У данного определения может быть и больше подпунктов, но те, что перечислены выше — основные. Дальше перед нами встает вопрос, а для чего человеку нужна сила воли? Сила воли нужна людям для развития волевой регуляции личности, которая развивает такие качества как настойчивость, мужество, целеустремленность, выдержка и так далее.

Пункт первый. Истоки развития силы воли. откуда берет свое начало волевые качества человека?

Прежде чем ответить на вопрос, поставленный в названии статьи, нужно проследить связь воли и ее развития и формирования. Ответим для начала, как развивается воля человека в целом. По данным некоторых наблюдений, начало проявления признаков данного понятия прослеживается в первые годы жизни ребенка. Однако в этом возрасте у детей появляются действия, которые нельзя назвать волевыми, потому как они делаются детьми машинально и имеют импульсивный характер. Волевые действия начинаются, кода ребенок ставит перед собой определенную цель, но осуществить ее не получается по той или иной причине. Ребенок начинает повторять какое-либо действие раз за разом. Например, он пытается достать игрушку, которая стоит высоко на тумбочке. После неоднократных повторений у него рано или поздно получится осуществить свою мечту, вследствие чего он ощутит некую удовлетворенность своим действиям. В данном случае речь идет о первом периоде становления воли — младенчестве —, которое продолжается до 3-х лет. В этом возрасте появляются упрямство и упорство.

Вторым периодом формирования волевых качеств считается возраст от 3 до 9 лет, называющийся периодом детства. В нем уже воля приобретает иной характер — более рациональный, сознательный. В этом возрасте у ребенка появляется такое понятие как игра. Ребенок пытается следить за другими детьми, то, как они играют, изучает основные правила и пытается их повторить. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым действиям. Игра для него проходит также и дома с родителями, в школе с учителями, с друзьями. У детей появляется больше коммуникаций, они вливаются в коллектив со своими сверстниками, которые так или иначе похожи с ним либо характерами, либо интересами. Дети начинаются понемногу трудиться и учиться. Ребенок в этом возрасте приобретает новые волевые качества: ответственность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Третьим периодом развития силы воли является период отрочества, который имеет временные рамки от 9 до 14. Здесь ребенок пытается осуществить волю в своей деятельности. Подросток отличается от дошкольника тем, что первый пытается более часто ставить себе цели и искать действия по ее осуществлению. Цели в свою очередь приобретают более серьезный характер, нежели достать игрушку. Ребенок учится управлять своим поведением, но из-за бурного развития он может быть слишком возбудимым. Появляется юношеский максимализм. Он начинает думать, как понравится друзьям, как преуспеть в той или иной деятельности. Подросток может хорошо разбираться в одной сфере жизни (например, учебе) и преуспевать в ней, а может и отставать от своих сверстников в другой (например, в спорте). Поэтому он пытается восполнить недостатки и быть первым во всем. В данном периоде активно развиваются у подростка целеполагание, поиск деятельности по душе, умение преодолевать препятствия и учиться на ошибках.

Четвертым, и заключительным, является время жизни от 14 и до 21. Данный период имеет название юности, который к своему началу уже характеризуется законченным в плане сформирования личностных качеств. Это означает, что, если человек активно развивал свою силу воли, то ему будет легче дальше ее применять в своих действиях и работах. Если же качества не до конца сформировались, либо вообще отсутствуют, то это неблагоприятно скажутся на юноше. Ему будет сложно бороться в дальнейшем с данными недочетами. Старшеклассники более осознанно подходят к самостимуляции. Они умеют более сдержанно и уверенно идти к цели, чувство терпения увеличивается. Юноши формируют понимание морали, что преподносит к ним общество в лице учителей, родителей, незнакомых людей.

Пункт второй. Полное осмысление себя.

Первый подпункт. Как можно увидеть, воля ребенка и все качества, что она способна дать, развиваются с первых лет, и чем дальше, тем сильнее ее воздействие на личность. Но что происходит после 20 лет? Давайте разберемся.

В период молодости (от 20 до 30 лет) у человека очень прочно «въедается» в мозг те качества, что были ранее в нем и которые он развивал в большой степени. Можно сказать, что к этому возрасту волевые качества развиваются в меньшей степени, либо вообще не развиваются. Но так ли это?

1) В каком-то смысле это так. К концу данного периода, если человеку не удалось в достаточной степени развить силу воли, то в дальнейшем он останется тем, кого называют «безвольным человеком». Как сказал однажды немецкий философ Г.Гегель, «воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения».

2) Но в то же время на эту проблему можно посмотреть с другого ракурса. Начнем с того, что все люди разные. Бывает и так, что после 25 лет волевые качества человека претерпевают более глобальный и поворотный характер в связи с событиями в жизни (брак, рождение ребенка, смерть близкого человека).

Так или иначе, все изменения происходят в том, что волевое поведение человека приобретает все более взвешенный характер. Он все чаще начинает размышлять над своими действиями, много раз думать перед тем, как что-либо сделать, сравнивать все «за» и «против». Его воля перестает быть необдуманной и становится более рациональной.

Второй подпункт. Следующим периодом после того, как воля человека приобретает более закостенелый характер, наступает период зрелости. От 30 до 60 лет являются для многих людей кризисными. Ответить на вопрос, что в данном периоде происходит с волевой регуляцией, крайне сложно, т. к. данный период изучен психологами менее подробно. В нем нет таких радикальных изменений в человеке, которые были в детстве или юности, но, тем не менее, кое-какие поправки существуют. Одним из первых психологов, который попытался раскрыть данный вопрос, был Э.Эриксон. Он предположил, что в детстве изменения происходят более бурно, чем где-либо, но все же изменения преследуют личность человека на всем его жизненном пути. Мыслитель считал, что основной вопрос, что предстает перед человеком, это «что я могу дать своим последователям?». Данный период характеризуется не только положительными явлениями (продуктивность, цельность), но и отрицательными (стагнация, регрессия). На этой ступени кризис среднего возраста может быть удачно разрешен. Так же не менее важными вопросами является интимность, уединение человека.

Как можно заметить, воля развивается активно в детстве или юности. В зрелости она принимает более «спокойную» форму, в следствие чего в личности человека прочно закрепляются именно те качества, что были в нем привиты ранее. Напомним, что воля — это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Сегодня мы рассмотрели, как волевые качества развивались, делая свои шаги все больше и больше со временем. Так же мы разобрались, что умение управлять собой, своим поведением и своею деятельностью проявляется на самых ранних этапах развития человека и терпит колоссальные изменения на протяжении всей его жизни. Не стоит так же забывать, что развитие воли может происходить по-разному. Это зависит по большей части от места, в котором живет ребенок, от родителей, которые прививают ему азы своей культуры, общества, в котором он растет и пробует себя в разной сфере деятельности, от времени и важных событий, которые могут происходить на его жизненном пути (войны, нестабильность, вступление в брак, рождение ребенка и т. д.). Все это так или иначе меняет человек в положительную или отрицательную сторону, а вместе с этим и его волевые качества.

Литература:

  1. Белоконев Г. П., Федосеенков А. В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А. В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А. В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство — 2015: Современные проблемы строительства. — 2015. — С. 368–370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. — Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А. Д., Полухин О. Н., Федосеенков А. В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28–33.
  6. Борцов Ю. С., Веселая Т. В., Драч Г. В., Запрудский Ю. Г., Коновалов В. Н., Королев В. К., Коротец И. Д., Лубский А. В., Фомина С. И., Федосеенков А. В., Чичина Е. А., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Человек и общество (культурология). — Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А. В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. — Ростов н/Д, 2014. — 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. — Таганрог, 2005. — 322 с.

Основные термины (генерируются автоматически): качество, ребенок, сила воли, воля, действие, волевое качество человека, воля человека, жизненный путь, личность человека, рождение ребенка.

13 Bible verses about The Will Of Men

  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z

‹›

Most Relevant Стихи

Матфея 21:31

Понятия стиха

Кто из двоих исполнил волю своего отца?» Они * сказали: «Первый». Иисус сказал им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы раньше вас войдут в Царство Божие.

2 Царств 19:27

Понятия стиха

Кроме того, он оклеветал раба твоего перед господином моим царем; но господин мой царь подобен ангелу Божию, поэтому делай добро в очах твоих.

Неемия 2:5

Понятия стиха

Я сказал царю: если царю угодно, и если твой слуга снискал благосклонность пред тобою, пошли меня в Иудею, в город гробниц моих отцов, и я отстрою его.

Эсфирь 3:11

Царь сказал Аману: «Серебро твое, и народ тоже, делай с ним, что хочешь».

Иеремия 26:14

Понятия стиха

А я, вот, я в твоих руках; сделай со мной, что хорошо и справедливо в твоих глазах.

Даниил 11:3

Понятия стиха

И восстанет могущественный царь, и будет править с великой властью, и будет делать, что хочет.

Даниил 11:16

Но тот, кто идет против него, будет делать, что хочет, и никто не сможет противостоять ему; он также останется на некоторое время в Прекрасной Земле с разрушением в руке.

Даниил 11:36

Понятия стиха

«Тогда сделает царь, что хочет, и возвысится и возвеличится выше всякого бога, и будет говорить безобразия против Бога богов; и он будет процветать, пока не прекратится негодование, ибо то, что предопределено, будет сделано.

Марк 9:13

Понятия стиха

А Я говорю вам, что Илия действительно пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем».

Луки 4:6

Понятия стиха

И сказал Ему дьявол: «Я дам Тебе все это владение и его славу; ибо оно было передано мне, и я даю его, кому хочу.

Луки 23:25

Понятия стиха

И он освободил человека, о котором они просили, который был брошен в тюрьму за восстание и убийство, но он предал Иисуса на их волю.

Иоанна 1:13

Понятия стиха

которые родились не от крови, не от хотения плоти, не от хотения человека, но от Бога.

Римлянам 9:16

Понятия стиха

Итак, не от желающего и не от подвизающегося зависит, но от Бога милующего.

Библейский Теазаурус

  • Мужчины (3194 экземпляра)

Актуальность ⇑alphabet⇑book⇑new testanvent⇑

Подпишитесь на стих дня

Никогда не пропустите после

.

Авторское право © 1960, 1962, 1963, 1968, 1971, 1972, 1973, 1975, 1977, 1995, Фонд Локмана, Ла-Хабра, Калифорния. Все права защищены. Для получения разрешения на цитирование информации посетите сайт http://www.lockman.org

© Copyright [2011 — 2022] Knowing-Jesus.com — Все права защищены

Значение воли человека (часть 3)

( Продолжение из Значение воли человека, часть 2 )

Но как насчет воли человека в отношении суверенитета Бога? Возможно, старейшая дилемма христианской веры — это очевидное противоречие между верховной властью Бога и свободой человека. Если мы определим человеческую свободу как автономия (имеется в виду, что человек свободен делать все, что ему заблагорассудится, без принуждения, без подотчетности перед волей Бога), то, конечно, мы должны сказать, что свобода воли противоречит божественному суверенитету. Мы не можем смягчить эту дилемму, назвав ее тайной; мы должны признать всю значимость этой концепции. Если свобода воли означает автономию, тогда Бог не может быть суверенным. Если человек совершенно и абсолютно свободен делать все, что ему заблагорассудится, не может быть суверенного Бога. И если Бог полностью суверенен, чтобы делать то, что Ему угодно, ни одно творение не может быть автономным.

Возможно иметь множество существ, все из которых в разной степени свободны, но ни одно из них не является суверенным. Степень свободы определяется уровнем силы, авторитета и ответственности этого существа. Но мы не живем в этом типе вселенной. Есть Бог, который является суверенным, то есть он абсолютно свободен. Моя свобода всегда ограничена. Моя свобода всегда ограничена суверенитетом Бога. У меня есть свобода делать все, что мне заблагорассудится, но если моя свобода противоречит декретной воле Бога, нет никаких сомнений в исходе — Божий указ превалирует над моим выбором.

Так часто утверждается, что это стало почти некритически принятой аксиомой в христианских кругах, что верховная власть Бога никогда не может нарушать человеческую свободу в том смысле, что суверенная воля Бога никогда не может превалировать над человеческой свободой. Эта мысль граничит, если не переходит, с границей богохульства, поскольку содержит идею о том, что суверенитет Бога ограничен человеческой свободой. Если бы это было правдой, то суверенным был бы человек, а не Бог, и Бог был бы ограничен и ограничен силой человеческой свободы. Как я уже сказал, смысл здесь кощунственный, потому что он возвышает творение до уровня Творца. Божья слава, величие и честь очерняются, поскольку он низводится до статуса второстепенного, бессильного создания. Библейски говоря, человек свободен, но его свобода никогда не может нарушить или взять верх над суверенитетом Бога.

В структуре власти моей собственной семьи, например, я и мой сын являемся свободными моральными агентами; у него есть воля и у меня есть воля. Однако его воля чаще ограничена моей волей, чем моя волей его. Я обладаю большей властью и властью в отношениях и, следовательно, обладаю большей свободой, чем он. Так же и с нашими отношениями с Богом; Сила и авторитет Бога безграничны, и Его свободе никогда не препятствует человеческая воля.

Между суверенитетом Бога и свободной волей человека нет противоречия. Те, кто видят противоречие или даже указывают на проблему как на неразрешимую тайну, неправильно понимают тайну. Настоящая загадка свободы воли заключается в том, как Адам использовал ее до грехопадения.

Если Августин был прав в том, что Адам до грехопадения обладал способностью грешить и способностью не грешить и был сотворен без предрасположенности или склонности ко греху, то мы сталкиваемся с вопросом: как такое существо могло иметь нет предварительной предрасположенности ко злу, чтобы на самом деле сделать шаг ко злу? Пока мы пытаемся разобраться с этой загадкой, позвольте мне представить несколько вариантов, которые служили объяснениями в прошлом.

Можно предположить, что Адам пал из-за того, что был обманут хитростью сатаны и просто не знал, что делает. Вдохновением для этой гипотезы является библейский акцент на хитрости сатаны. Сатана своим коварством смог соблазнить Адама и Еву, спутав их образ мыслей. Таким образом, слабость наших первородных родителей была не моральной, а интеллектуальной, поскольку они не заметили ухищрений змея. Что усложняет картину, так это тот факт, что Писание в данном случае не описывает Адама и Еву как полностью обманутых их противником; скорее они имели полное знание того, что Бог позволил им и не позволил им делать. Они не могли ссылаться на незнание заповеди Божьей как на оправдание своего проступка.

Бывают случаи, когда невежество простительно, а именно, когда такое невежество невозможно исправить или преодолеть. Римско-католическая церковь правильно описывает такое невежество как «непобедимое невежество» — невежество, которое нам не под силу победить. Но непобедимое невежество извиняет и дает отсрочку от любого обвинения в нравственном проступке. Библейские записи опровергают этот вариант, поскольку Бог произносит суд над Адамом и Евой; и если это суждение не было произвольным или аморальным со стороны самого Бога, мы можем только заключить, что Адам и Ева были непростительны. Справедливый Бог не наказывает за простительные проступки. Действительно, простительных проступков не являются проступками.

Второй вариант заключается в том, что Адам и Ева были принуждены сатаной не повиноваться Богу. Здесь мы видим исходный пример утверждения «Дьявол заставил меня сделать это». Если же на самом деле сатана полностью и насильственно принудил Адама и Еву преступить закон Божий, то мы снова нашли бы оправдание их действиям. Мы должны были бы заключить, что они не действовали с разумной мерой свободы, мерой, которая, по крайней мере, избавила бы их от моральной вины. Такая теория, однако, нарушает ясное учение библейского текста, который намекает на отсутствие принудительных манипуляций со стороны сатаны.

Писание последовательно возлагает ответственность, вину и всю полноту вины на самих Адама и Еву. Они совершили зло. Их выбор был злым.

Каким образом Адам и Ева сделали неверный выбор? Если мы применим анализ выбора, общий для Августина и Эдвардса, к Адаму до грехопадения, мы столкнемся с неразрешимой дилеммой. Если бы Адам был создан с чисто нейтральным характером (без склонности ни к праведности, ни к злу), мы все равно оказались бы в том же рациональном тупике, который Эдвардс отмечает для тех, кто навязывает его человеку после грехопадения. Воля без предрасположенности не будет иметь мотивации для выбора. Без мотивации на самом деле не может быть никакого выбора. Даже если бы такой выбор был возможен, он не имел бы для него морального значения.

Мы должны рассмотреть две другие альтернативы: Адам был создан либо с предрасположенностью ко злу, либо с особой предрасположенностью к добру. Оба этих варианта заканчиваются каменной стеной интеллектуальных трудностей. Если мы предположим, что Адам был сотворен с предрасположенностью ко злу, то мы набросим ужасную тень на характер Бога, ибо это означало бы, что Бог создал человека с предрасположенностью ко злу, а затем наказал человека за проявление той склонности, которую сам Бог посадил в его душе. Это в реальном смысле сделало бы Бога автором и тем, кто в конечном итоге несет ответственность за человеческую нечестивость. Каждая страница Священного Писания отшатывается от такого тезиса, так как он переложил бы вину с человека на самого Бога, который во всем благ. Многие выбирают этот вариант, следуя по стопам подразумеваемой критики первого человека, Адама, который извинился перед Творцом, сказав: «Женщина вы положили сюда со мной — она ​​дала мне плод с дерева, и я съел его».

Третий вариант состоит в том, что Бог создал человека с расположением только к праведности.Если бы это было так, то мы имеем следствие без достаточной причины.Как возможно, чтобы существо, созданное с расположением только к праведности, выбрало злой поступок?

У меня врожденная антипатия к диалектической теологии — теологии, которая провозглашает красоту противоречий и бессмысленных заявлений. Таким образом, я должен с трудом сглотнуть, чтобы согласиться с одним неоортодоксальным теологом относительно происхождения греха Адама: Карл Барт называет грех Адама «невозможной возможностью». Барт, конечно, обращает внимание на совершенно необъяснимую тайну грехопадения Адама — то, что было разумно невозможным и непостижимым, произошло и остается для нас до сих пор истинной и непостижимой тайной.

Были предприняты и другие попытки найти сложный и изощренный ответ на тайну беззакония. Одно из предположений состоит в том, что грех Адама был подобен всем грехам, а именно лишением, испорченностью или отрицанием чего-то, что было изначально и внутренне хорошо. Другими словами, Адам был создан с хорошими моральными качествами. Его аппетиты и желания были постоянно хорошими, и в результате можно было бы ожидать, что его деятельность была столь же хорошей. Однако предполагается, что из-за сложности морального выбора иногда добрая воля (которая имеет желание, которое само по себе является добрым) может быть неправильно использована и использована в злых целях. Высший пример такого искажения произошел при искушении Иисуса, второго и нового Адама.

Во время искушения Иисуса в пустыне сатана пришел к нему во время продолжительного поста. Вероятно, можно с уверенностью предположить, что в тот момент у Иисуса была всепоглощающая страсть к еде. Это естественное человеческое желание есть само по себе не имело аморального подтекста. Ожидается, что голодный человек будет иметь склонность к еде. Однако в контексте поста Иисус хотел повиноваться Богу через этот акт самоограничения. Когда сатана пришел к Иисусу и предложил ему превратить камни в хлеб, сатана апеллировал к совершенно нормальному аппетиту и желанию в Иисусе. Однако желание Иисуса повиноваться Отцу было глубже, чем его желание вкушать пищу. Таким образом, исполненный вполне праведного желания, он смог победить искушение сатаны.

Теперь теория звучит так: Возможно, это было что-то хорошее, что привело Адама к падению — что-то, что само по себе было хорошо, но что могло быть неправильно использовано и злоупотреблено соблазнительным влиянием Сатаны. Такое объяснение, безусловно, помогает сделать грехопадение более понятным, но оно идет лишь до тех пор, пока не потерпит неудачу. В самом важном моменте объяснение не учитывает, как это благое желание могло быть искажено, отменяя предшествующее обязательство повиноваться Богу. В какой-то момент до совершения преступления Адам должен был желать неповиновения Богу больше, чем послушания Ему; в этом уже произошло грехопадение, потому что само желание действовать против Бога в непослушании само по себе греховно.

Я оставляю вопрос объяснения Падения Адама в силу проявления его свободной воли в руки более компетентных и проницательных богословов. Винить в этом конечные ограничения человека — значит возлагать вину на Бога, сотворившего человека конечным. Согласно Библии, проблема была и всегда будет моральной. Творец повелел человеку не грешить, но человек решил грешить не потому, что Бог или кто-то другой заставил его. Человек выбрал из своего собственного сердца.

Следовательно, чтобы проверить ответ на как человеческого греха войти в царство глубочайшей тайны. Возможно, все, что мы можем сделать в конечном счете, — это признать реальность нашего греха и нашей ответственности за него. Хотя мы не можем этого объяснить, мы определенно знаем достаточно, чтобы признаться в этом.

Мы никогда не должны приписывать причину нашего греха Богу, и мы не должны занимать какую-либо позицию, которая освобождала бы нас от моральной ответственности, которую Писание ясно возлагает на нас.
Некоторые критиковали христианскую веру за ее неспособность дать удовлетворительный ответ на вопрос о грехе. Дело в том, что другие религии должны смириться с этим же вопросом. Некоторые в ответ просто отрицают реальность зла — удобный, но абсурдный выход. Только христианство прямо сталкивается с реальностью греха, обеспечивая спасение от его последствий.

Христианское решение проблемы греха радикально отличается от того, что предлагают другие религии, поскольку оно сосредоточено на личности и деяниях Иисуса Христа. Благодаря его совершенной жертве, способной изгладить грехи верующих, мы стали праведными в Божьих глазах. Однако эта праведность не дает нам права поступать так, как нам нравится. Мы должны по-прежнему стремиться исполнять назидательную волю Бога, особенно сейчас, когда мы плывем по опасным водам моральных, этических и социальных дилемм нашего века.

Пока мы обсудили теологические аспекты воли человека и воли Бога, теперь нас привлекают две другие темы: воля Бога в отношении нашей работы и нашего семейного положения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts