Воля является психическим процессом: Виды психических процессов: воля

Воля

Воля — это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Впервые среди греческих мыслителей к проблеме воли обращается Аристотель, который считал волю основой нравственности человека. Он рассмотрел связь этики и человеческой воли, сделав человека ответственным за свою судьбу и благополучие. «Человек — сила действующая. Первоначально действия, как хорошего, так и плохого, — это намерение, воля. Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначало, т.е. намерения и воля, меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит быть хорошими или дурными» («Большая этика»). Добровольность для Аристотеля — это, во-первых, свобода выбора, а во-вторых, ориентация на разумные цели.

C развитием психологии как самостоятельной науки широкое распространение получил

волюнтаризм — признание воли особой автономной силой, которая лежит в основе функционирования психики в целом. Согласно данной позиции, волевые акты не могут быть сведены ни к каким психическим процессам, но сами определяют их ход.
Итак, воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. Во-первых, она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности. «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», — пишет С.Л. Рубинштейн. Во-вторых, воля как способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля вводит в жизнь человека по-настоящему субъективное измерение. В-третьих, воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т.
е. осуществляет особое действие, выходя за границы его изначальных побуждений и целей; это особой действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

Поскольку воля, как уже было сказано, представляет собой особую непроизвольную форму активности человека, она предполагает инициацию, стабилизацию и ингибацию (торможение) ряда стремлений, побуждений, желаний, мотивов; организует системы действий в направлении достижения осознаваемых целей. Вышесказанное можно подтвердить на примере. Рассмотрим ситуацию, когда вам нужно отправиться на утреннюю пробежку, в то время как вам хочется спать. Во-первых, вам придется выбрать один мотив из нескольких конкурирующих («спать», «встать», «остаться дома и сделать зарядку», «поваляться и посмотреть телевизор» и др.

). Тем самым обнаруживается селективная функция воли — выбор мотивов при их конфликте. Затем, если вам удастся усилием воли заставить себя одеться и выйти на улицу — вы тем самым реализуете инициирующую функцию воли. Вам при этом придется ослабить действие актуального еще мотива «спать», задействовав ингибирующую (тормозящую) функцию воли. Далее, во время пробежки могут актуализироваться другие мотивы — пищевой (можно зайти в магазин), потребность в общении (можно постоять и поговорить с соседом). Однако, если вы упрямо продолжаете придерживаться назначенного действия и маршрута, актуализируется
стабилизирующая
функция воли, которая заключается в поддержании выбранного уровня выполнения действия при наличии помех. Вы также можете во время бега в воображении «проигрывать» те или иные ситуации, которые могут произойти в этот день, строя в своем воображении сланы, которые вам предстоит осуществить. Так реализуется произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов, что, безусловно, тоже управляется волей. И наконец, вы можете сказать себе, что бег вам необходим для того, чтобы похудеть или поддерживать себя в спортивной форме. А это уже будет новый, построенный в вашем воображении мотив и собственно, бег начинает играть для вас совсем другую роль.

Итак, воля представляет собой высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания. Таким образом, волевые процессы выполняют

три основные функции:

  1. инициирующая, или побудительная, функция (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.
  2. стабилизирующая функция связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.
  3. ингибирующая, или тормозная, функция состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени. Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Наряду с этим у волевых действий также существуют три основных признака:

  • осознание свободы осуществления действий, чувство принципиальной «непредопределенности» собственного поведения;
  • обязательная объективная детерминированность любого, даже кажущегося предельно «свободным» действия;
  • в волевом действии (поведении) личность проявляется в целом — максимально полно и явно, поскольку волевая регуляция выступает как высший уровень психической регуляции как таковой.

Другие заметки по психологии

Тема № 5: Волевые психические процессы

Тема № 5: Волевые психические процессы (2 часа).

Цель: изучить особенности волевых психических процессов.

План:

1.     Понятие воли и волевого действия

2.     Функции воли

3.     Свойства воли

4.     Волевые качества личности

5.     Индивидуальные особенности воли.

Вопрос №1.ПОНЯТИЕ ВОЛИ И ВОЛЕВОГОДЕЙСТВИЯ.

 Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.

Понятие «воля» является одним из наиболее сложных в психологии.

Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

В конечном итоге сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием «сознание», предельно сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов.

Воля

 – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности.

Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Волевые действия – это сознательно контролируемые действия, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей. Они возникают в тот момент, когда человек лишен мотивации, жизненных сил и энергии, но при этом четко понимает, что и зачем ему нужно сделать.

Важнейшие компоненты волевых действий:

  • постановка целей;
  • продумывание способов и приемов достижения цели;
  • планирование действий;
  • преодоление отрицательных мотивов;
  • принятие решения;
  • выполнение принятого решения;
  • оценка сделанного;
  • формирование установки на совершение волевых действий в будущем.

Волевое действие является достаточно сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий и фаз. В современном мире так много раздражителей (реклама, интернет, звуки), что человеку становится все тяжелее воспитать в себе это ценное и во многом определяющее успех качество.

 Вопрос №2. ФУНКЦИИ ВОЛИ.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

 

Вопрос №3.СВОЙСТВА ВОЛИ.

1.     Волевые свойства проявляются в способности не только правильно ставить, но и достигать цели. Иными словами, если вы целеустремленный человек, это говорит о том, что ваша личность наделена развитыми волевыми качествами.

2.     Решительность. Следующее свойство воли – это умение быстро и продуманно выбирать свою цель, при этом, не забывая о способах ее достижения.

3.     Настойчивость. Правильно определенная мотивация способна не только помочь вам добиться желаемого, но и укрепить свою волю, а в психологии настойчивых людей характеризуют, как тех, которые способны правильно оценить обстановку, найдя в ней то, что поможет им достичь цели.

4.     Выдержка. Именно в этом свойстве ярко выражена тормозная функция, о которой говорилось ранее.

5.     Самостоятельность. Если вам не чуждо по собственной инициативе задаться целью и выполнять принятое решение, в вас развито это волевое свойство.

Вопрос №4.Волевые качества личности.

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название «волевые качества».

Определение. Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность — это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка — это проявление тормозной функции воли. Она позволяет «затормозить» те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость — это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительностьпроявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.

3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества — энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство — это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.

Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

Формирование волевых качеств

Воля — это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут «сломить» его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

Вопрос №:6. Индивидуальные особенности воли

Качества

Существуют волевые качества, позволяющие человеку добиваться желаемого. Среди самых основных следует выделить следующие:

  • Сила воли, то есть степень усилия, которое может приложить человек для достижения цели.
  • Настойчивость. Представляет собой длительную мобилизацию внутренних резервов для завершения задачи.
  • Выдержка. Позволяет затормозить чувства и желания, способные помешать выполнять действия, необходимые для достижения результата.
  • Энергичность.

Эти качества считаются базовыми, психология воли считает их основными для не очень сложных волевых решений. Со временем человек вырабатывает в себе и вторичные качества, необходимые для серьезного выбора.

Это решительность, смелость, самообладание, уверенность в собственных силах. Они относятся не только к силе воле, но и к характеру человека.

Есть также и третий тип волевых качеств: дисциплинированность, ответственность, обязанность, дисциплина и целеустремленность.

 

 

 

 

 

Модель обработки информации: понимание наших психических механизмов

Мы все были там — вы пытаетесь что-то вспомнить, и это просто на кончике вашего языка. Но что бы вы ни делали, вы просто не можете этого вспомнить. Почему это происходит?

Согласно модели обработки информации, наша память работает как компьютер. Информация поступает через наши органы чувств через различные раздражители и обрабатывается нашим мозгом. Эта информация может храниться в нашей кратковременной или долговременной памяти, в зависимости от ее важности.

Однако эта система обработки не всегда работает гладко, и потеря информации может произойти в любой момент, особенно если мы отвлекаемся. Вот почему так трудно вспомнить, куда вы положили ключи, или название песни, которую вы услышали, — эта информация просто не была должным образом закодирована в нашей памяти.

Давайте рассмотрим модель обработки информации и то, как она помогает нам усваивать и вспоминать новую информацию.

Модель обработки информации — это структура, используемая когнитивными психологами для объяснения и описания процессов человеческого мозга. Согласно этим моделям, наш мозг получает, интерпретирует и использует информацию поэтапно, что соответствует различным этапам в системе обработки информации.

Теория обработки информации сравнивает систему обработки человеческого мозга с компьютером. Компьютер (наш мозг) получает данные (сенсорную информацию), затем обрабатывает их, либо сразу используя для выполнения задачи, либо сохраняя в своих файлах для последующего использования.

Однако это не идеальная аналогия работы мозга. Человеческий мозг — это не просто пассивный процессор информации. Мы не рождаемся с данными, алгоритмами и декодерами — мы рождаемся с чувствами, рефлексами, эмоциями и способность учиться и меняться со временем.

Эта «проблема уникальности» побудила когнитивных психологов и ученых изучать человеческий мозг — успешно и катастрофически — и формировать модели, объясняющие, как мы обрабатываем информацию.

Подход к обработке информации представляет собой скорее структуру, чем одну модель. Когнитивные психологи используют его для построения моделей, позволяющих понять наши психические процессы. Психологи предложили несколько моделей обработки информации, каждая со своей изюминкой.

Вам может быть интересно — как может быть более одного объяснения того, как что-то работает? В конце концов, автомобильный двигатель работает не более чем одним способом.

Ответ кроется в сложности и уникальности человеческого разума.

Как объяснил психолог Роберт Эпштейн, старший психолог-исследователь Американского института поведенческих исследований и технологий, в своем невероятном эссе « Пустой мозг

» Подумайте, насколько сложна эта проблема. как мозг поддерживает человеческий интеллект, нам может понадобиться знать не только текущее состояние всех 86 миллиардов нейронов и их 100 триллионов взаимосвязей, не только разную силу, с которой они связаны, и не только состояния более 1000 белков. которые существуют в каждой точке соединения, но то, как ежеминутная активность мозга способствует целостности системы Добавьте к этому уникальность каждого мозга, вызванную отчасти уникальностью истории жизни каждого человека. .. »

Сложность наших когнитивных систем объясняет, почему для понимания человеческого мозга было разработано множество моделей. По мере роста нашего понимания их будет больше. Чтобы модель работала, эти предположения должны быть верными. В целом, любая модель обработки информации опирается на следующие предположения о мозге:

  • Он способен управлять информацией и обрабатывать ее 9.0046 Люди генетически адаптированы для обработки информации и упрощения сложностей особым образом.
  • Требуется управляемая система. Регуляторный механизм необходим для наблюдения за тем, как мозг получает, интерпретирует, изменяет, вспоминает и использует информацию.
  • Имеет ограниченную вместимость. Система может обрабатывать ограниченный объем информации либо из-за ограничений потока информации, либо из-за индивидуальных умственных способностей.

С учетом этих предположений у психологов есть основа для изучения когнитивной обработки информации и построения моделей для описания процесса.

Базовая модель обработки информации оказала большое влияние на когнитивную психологию и помогла сформировать наше понимание того, как информация обрабатывается человеческим мозгом. Существует несколько моделей концептуализации обработки информации, но большинство из них включают одни и те же основные части.

1. Ощущение и восприятие

Модель обработки информации начинается с ощущения и восприятия. Ощущение — это способность испытывать физические ощущения или восприятие, получая информацию от раздражителей окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие осознает, организует и интерпретирует эту информацию так, чтобы она имела для нас смысл.

Например, если вы зрячий человек, и друг идет к вам, ваши глаза сначала воспринимают информацию о внешности вашего друга через ваше зрение. Затем эта информация передается в ваш мозг, где она организуется и интерпретируется на основе вашего прошлого опыта. В этом случае вы можете узнать своего друга и сказать, что он рад вас видеть.

Хотя сенсорная информация часто является отправной точкой обработки информации, это не единственный источник ввода. Наш мозг также может получать информацию из наших мыслей и чувств, и эти психические процессы также влияют на наше восприятие.

Если вы видели оптическую иллюзию, то знаете, что восприятие не всегда точно. На то, что мы воспринимаем, могут влиять наши предшествующие знания и опыт, а также контекст, в котором мы что-то видим.

Взгляните на изображение ниже. Кого ты видишь — молодую женщину или пожилую женщину?

И то, и другое!

Когда ваши глаза воспринимают изображение, ваш мозг организует его и интерпретирует на основе того, что вы уже знаете (вашего опыта). Ваш мозг заполняет недостающие данные в зависимости от того, как вы воспринимаете информацию, поэтому вы увидите либо молодую женщину, либо пожилую женщину.

Оптические иллюзии, такие как неоднозначные цифры , являются хорошим напоминанием о том, что наше восприятие не всегда точно. Вот почему мы должны быть осторожны при интерпретации информации, особенно при принятии решений.

2. Память

Второй частью модели обработки информации является память. Как только информация собрана из среды, она должна быть сохранена в памяти, чтобы к ней можно было получить доступ и использовать ее позже. Память необходима для изучения и понимания новой информации, и мы еще многого в ней не понимаем.

Мы точно знаем, что существует несколько различных типов человеческой памяти, и каждый тип имеет разную емкость. Например, у вас другой объем памяти для номера телефона, чем для событий вашего детства.

Существует три основных типа памяти:

  • Сенсорная память. Этот тип памяти позволяет вам временно хранить информацию после того, как она попала в ваш мозг через органы чувств. Например, вы можете повторить чей-то номер телефона, услышав его.
  • Кратковременная память. Этот тип памяти позволяет вам удерживать информацию в уме в течение короткого периода времени, достаточного для использования. Например, если вам нужно запомнить список продуктов, вы можете удерживать информацию в кратковременной памяти, пока не запишете ее или пока не пойдете в магазин.
  • Долговременная память. Эта форма памяти позволяет хранить информацию в течение длительного периода времени. Долговременную память можно разделить на два типа:
  • Эксплицитная память. Это форма долговременной памяти, которую вы можете вызывать сознательно. Например, вы можете четко вспомнить любимую детскую игрушку.
  • Неявная память. Это долговременная память, которую вы не можете вспомнить сознательно, но которая влияет на ваше поведение. Вы, вероятно, все еще помните, как ездить на велосипеде, например, даже если это было давно.

Сенсорная память, кратковременная память и долговременная память необходимы и работают вместе, чтобы помочь вам хранить и систематизировать информацию . Важно отметить, что наша память не идеальна. На самом деле они часто весьма ошибочны, потому что на них могут влиять наши предубеждения, эмоции и прошлый опыт.

Простой поиск, сбор и систематизация информации

Встречайте ABLE — комплексный инструмент нового уровня для сбора знаний и повышения производительности

Подробнее

3. Познание

Познание — это третья часть модели обработки информации. Это относится к тому, как мы обрабатываем информацию в своем уме. Наши когнитивные способности включают в себя простые психические процессы (такие как ощущения и восприятие) и более сложные психические процессы (такие как память и решение проблем ). Эти процессы позволяют нам осмысливать информацию, которую мы получаем из окружающего мира.

Вот несколько примеров когнитивной обработки информации:

  • Внимание. Это умственный процесс выбора определенной информации об окружающей среде, на которой нужно сосредоточиться. Например, если вы находитесь в шумной комнате, вы можете обратить внимание на разговор, который вы ведете с другом, и отключить посторонний шум.
  • Дробление. Это когнитивная способность группировать информацию. Например, если вы видите такой номер телефона, как 5558675309, вы можете сгруппировать числа в три части — 555, 867 и 5309. — чтобы номер легче было запомнить.
  • Организация. С помощью этого процесса мы упорядочиваем информацию в осмысленном порядке. Например, предположим, что вы пытаетесь запомнить этапы рецепта. В этом случае вы можете организовать их в том порядке, в котором вы их делаете: сначала разогрейте духовку, смешайте ингредиенты и, наконец, выпекайте в течение 30 минут.

Познание — сложный процесс, и мы еще многого в нем не понимаем. Однако исследования когнитивного развития и когнитивных способностей помогли нам лучше понять наши психические процессы и то, как мы можем улучшить свои когнитивные навыки.

На протяжении всей истории несколько моделей внесли значительный вклад в наше понимание человеческого мозга и его функций. Эти модели отличаются своими сильными и слабыми сторонами, но все они имеют схожие черты.

1. Модель Аткинсона-Шиффрина

Модель Аткинсона-Шиффрина является самой ранней и наиболее известной моделью обработки информации. Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин в 1968 году предложили «модель с несколькими магазинами», согласно которой обработка информации происходит в три этапа:0003

  • Сенсорная память. Это первый шаг в обработке информации, включающий всю информацию, воспринимаемую человеком в данный момент. Если к ней не обратиться, эта информация хранится в краткой, неорганизованной форме и длится доли секунды.
  • Кратковременная память. Кратковременная память, или рабочая память, — это место, где мы храним информацию, которую знаем в данный момент. На этом этапе информация еще неорганизована и, как правило, обрабатывается лишь частично, и хранится в течение короткого периода времени, обычно около 20-30 секунд.
  • Долговременная память. Долговременная память является последней стадией обработки информации. Мы можем хранить эту информацию долгое время, иногда даже всю оставшуюся жизнь. На этом этапе информация обычно хорошо организована и легко извлекается.

Многие критикуют эту модель за помещение элементов памяти и когнитивных задач в одно кратковременное хранилище. Также ведутся споры о том, необходима ли репетиция для передачи информации в долговременную память. Хотя эта модель не дала комплексного решения, она заложила основу для будущих исследований и разработок в этой области.

2. Модель Баддели-Хитча

Рабочая память была добавлена ​​к модели Аткинсона-Шиффрина в 1974 году Грэмом Хитчем и Аланом Баддели. Модель Baddeley-Hitch , также известная как «рабочая модель», предполагает, что кратковременная память имеет несколько подсистем, которые обрабатывают разные типы информации. К ним относятся:

  • Фонологическая петля. Эта область рабочей памяти отвечает за обработку информации, которую мы слышим, например произнесенных слов.
  • Визуально-пространственный блокнот. Эта часть рабочей памяти отвечает за визуальную обработку информации, которую мы видим, такой как изображения и пространственные отношения.
  • Центральный исполнительный. Эта часть рабочей памяти отвечает за координацию обработки информации, принятие решений и критическое мышление , а также контроль внимания.
  • Эпизодический буфер. Позднее Баддели и Хитч предложили добавить в свою модель буфер эпизодической памяти. Эта система временного хранения позволяет интегрировать и временно хранить информацию из других частей рабочей памяти.

Модель Баддели-Хитча является наиболее широко принятой моделью обработки информации и подтверждена множеством эмпирических данных. Одним из основных недостатков этой модели является то, что она слишком сильно полагается на вербальную информацию, которая не отражает того, как информация обрабатывается в реальном мире.

3. Модель параллельной распределенной обработки

Модель параллельной распределенной обработки (PDP) была предложена Дэвидом Румельхартом и Джеймсом Макклелландом в 1980-е годы. Модель PDP, также называемая «коннекционистской» моделью, утверждает, что мозг обрабатывает большое количество когнитивных операций одновременно через распределенную сеть местоположений в мозгу.

PDP сложно объяснить в деталях. Идея состоит в том, что информация обрабатывается через несколько взаимосвязанных узлов, каждый из которых представляет отдельный фрагмент информации. Каждый узел соединен серией связей, и знания и воспоминания, которые у нас есть, хранятся не локально, а в связях между ними.

Модель PDP оказала большое влияние на обработку информации и привела к разработке нескольких различных компьютерных моделей, имитирующих процесс обработки информации в мозгу. Однако модель PDP также подверглась критике за отсутствие четкого объяснения того, как информация хранится в мозгу.

Модель обработки информации — это инструмент когнитивной психологии, который может помочь вам понять, как мозг воспринимает, сохраняет и вспоминает окружающий мир. Изучение того, как человеческий мозг обрабатывает информацию, позволяет нам решать проблемы более эффективно и результативно. В следующий раз, когда вы застрянете на проблеме, подумайте о том, как информация обрабатывается в вашем мозгу. Вы можете просто найти решение, которое вы ищете.


Надеюсь, вам понравилась эта статья. Не стесняйтесь делиться, рекомендовать и общаться 🙏

Свяжитесь со мной в Твиттере 👉  https://twitter.com/iamborisv

И следите за путешествием Эйбла в Твиттере: https://twitter.com/meet_able

И подписывайтесь в наш информационный бюллетень, чтобы прочитать более ценные статьи, прежде чем они будут опубликованы в нашем блоге.

Сейчас мы создаем сообщество единомышленников в Discord, и мы будем очень рады видеть вас там.

Как ученые изучают разум

Автор Candina Jordan

В этой статье

  • Чем занимается когнитивный психолог?
  • История когнитивной психологии
  • Примеры когнитивной психологии
  • Перспективы когнитивной психологии на практике
  • Карьера в когнитивной психологии

Когнитивная психология — это раздел психологии, посвященный изучению того, как люди думают. Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.

Чем занимается когнитивный психолог?

Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, обучением и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.

Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении: 

  • Тревожные расстройства
  • Академическая эффективность
  • Личностные расстройства
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Depressive Dearresers
  • Проблемы по отношениям
  • Спектр. Спектр. популярность в 1950–1970-х годах, когда исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.

    Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.

    Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете, существует внутренний процесс.

    Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.

    Примеры когнитивной психологии

    Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают: 

    Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.

    Кратковременная память. Вероятно, ваша кратковременная память намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.

    Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.

    Перспективы когнитивной психологии на практике

    Перспективы когнитивной психологии можно использовать для улучшения многих областей жизни, в том числе способов обучения детей. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований в области когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.

    Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. В то время как большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.

    Помимо опровержения теорий, которые не работают, когнитивная психология проливает свет на теории, которые работают. Проанализировав более 100 лет исследований, исследователи обнаружили четыре различных метода, повышающих способность учащихся к обучению: 

    • Практика припоминания, позволяющая быстро запомнить изучаемую информацию
    • Получение обратной связи, позволяющей узнать, чего вы не знаете который практикует сочетание навыков

    Карьера в области когнитивной психологии

    Когнитивные психологи могут работать в университетах, занимаясь исследованиями или преподаванием. Они также могут работать в частном секторе в области организационной психологии, разработки программного обеспечения или взаимодействия человека с компьютером.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts