Воображение в психологии кратко: его разновидности, функции и механизмы, физиологические основы работы воображения

15.Понятие о воображении

15.Понятие о воображении. Виды, психологические механизмы воображения и личность.

15. ВООБРАЖЕНИЕ

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации.Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним.

Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Основные виды воображения — пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, вбссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Оно направлено больше вовне, человек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — происходит конструирование новых образов у людей в соответствии с воспринятыми извне словесными сообщениями, схемами, условными изображениями. Продуктами этого воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, однако этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и другими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение — вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций: а) операции, посредством которых формируются идеальные образы, б) операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения — это этап подготовки материапа. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится одухотворенность Под одухотворенностью как чертой личности следует понимать ее (личности) общую позицию, которая позволяет человеку подняться выше будничных забот и жить полнокровной, целеустремленной и внутренне содержательной жизнью в обычных повседневных условиях. Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Одухотворенность как черта личности может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре. С мечтой как особым видом воображения связана такая черта личности, как

мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности.Чертой характера человека, возникающей из особенностей его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов, он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки, сам веря в их существование..

Развитие воображения

Развитие воображения — Целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения.

   Воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют в своих онтогенетических преобразованиях другие психические процессы. Как восприятие, память и внимание, выражение из непосредственного постепенно превращается в опосредованное, причем основным средством овладения им со стороны ребенка являются, как было показано А.В.Запорожцем, модельные представления и сенсорные эталоны.

К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развивается достаточно быстро (такие дети, по данным О. М.Дъяченко, составляют примерно одну пятую часть всех детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана ее реализации.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну — аффективно-защитную — роль, предохраняя растущую и легко ранимую, еще слабо защищенную личность ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое (образное) разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями.

На первом этапе развития воображения связано с процессом опредмечивания образа действием. Через этот процесс ребенок учится управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое воображение. Однако планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий он еще не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

Аффективное воображение у детей в возрасте от 2,5 — 3 до 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Первоначально отрицательные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных (в кино, по телевидению) сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы — фантазии детей о себе как обладающих особо выраженными качествами). Наконец, на третьем этапе развития этой функции развивается способность снять возникающее эмоциональное напряжение через механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, эмоционально и нравственно неприемлемые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным.

К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире.

Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка.

Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом. Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте.

Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Дъяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. — 1988 (61).

Психология и философия воображения

Источник: intographics/Pixabay

[Статья обновлена ​​17 июня 2019 г. ]

Эйнштейн считал, что воображение важнее знания: «Я достаточно художник, чтобы свободно рисовать на своем воображении. Знания ограничены. Воображение окружает мир».

Я определяю воображение как способность ума, которая формирует и манипулирует образами, предложениями, концепциями, эмоциями и ощущениями сверх и вне, а иногда и независимо от поступающих стимулов, чтобы открыть сферы абстрактного, фигуративного, возможное, гипотетическое, парадигматическое или универсальное.

Воображение проявляется во многих формах и на многих степенях, начиная от научных рассуждений и заканчивая музыкальным восприятием; и перекрывается с рядом других когнитивных конструкций, включая убеждение, желание, эмоцию, память, предположение и фантазию. Вера, как и восприятие, стремится соответствовать реальности, а желание стремится изменить реальность. Как и вера, эмоция также стремится соответствовать реальности, но, в частности, отражению значимости своего объекта или класса объектов для субъекта — аспект, который она разделяет со многими формами воображения. Подобно воображению, память может включать отдаленные образы. Но, в отличие от воображения, память укоренена (или стремится быть) в реальности и служит в первую очередь для формирования убеждений и руководства ежеминутными действиями. Воспоминания часто более живы, чем представления, которые, в свою очередь, более живы, чем простые предположения. Предположения, как правило, холодны и познавательны, лишены эмоционального и экзистенциального измерения воображения и его живости. Наконец, фантазию можно понимать как тип воображения, а именно воображение невероятного.

Я говорю скорее о невероятном, чем о невозможном, потому что существует теория, согласно которой так же, как восприятие оправдывает убеждения о действительности, воображение оправдывает убеждения о возможности (или, по крайней мере, метафизической, а не естественной возможности). Цитируя Юма, «в метафизике установлено, что все, что разум ясно представляет, включает в себя идею возможного существования, или, другими словами, что ничто из того, что мы воображаем, не является абсолютно невозможным». а другие воображаемые вещи действительно возможны? Я думаю, что непостижимость может быть лучшим проводником к невозможности, чем представимость к возможности. Но что значит быть мыслимым или немыслимым и кем? Легко представить вместо кислорода что-то иное, чем кислород, если ничего не знать о кислороде. В этом знание и наука ограничивают воображение, хотя, без сомнения, также помогают его сфокусировать. Взаимодействие между знанием и воображением наиболее проблематично, когда «знание» ошибочно.

В любом случае, до самого недавнего времени в большинстве человеческих обществ не проводилось четкого разделения между воображением и верой, вымыслом и реальностью, когда одно дополняло и обогащало другое. На самом деле можно утверждать, что во многих важных отношениях вымысел превосходил реальность — и даже что это было и, без сомнения, остается одной из отличительных черт homo sapiens . Сегодня есть таблетки для людей, которые путают воображение и убеждения, но в те времена никто никогда не думал, что жизнь, несмотря на ее гораздо более тяжелые трудности, может быть бессмысленной — что, я думаю, многое говорит нам о воображении и его использовании, и также, кстати, о душевном заболевании и его причинах.

Существует множество применений воображения, больше, чем я могу перечислить. Большинство детей начинают играть в ролевые игры примерно в 15-месячном возрасте. Что делают дети, когда изображают игру? И почему они так поглощены произведениями воображения? Когда мне было семь лет, я поглощал книгу за книгой и умолял родителей за те, которых еще нет в книжном шкафу. Разыгрывая сценарии и выходя за пределы своего ограниченного опыта, дети стремятся осмыслить мир и найти в нем свое место. Это осмысление полно эмоций — радости, волнения, благоговения — и находит отклик в каждом последующем акте творчества.

Всякий раз, когда мы смотрим на такой объект, как Мона Лиза, мы видим гораздо больше, чем просто рамку и мазки. На самом деле мы едва видим мазки. В воображении, как и в наших снах, мы приписываем вещам форму, структуру и значение, а затем отражаем их обратно в эти вещи. Без этой работы по интерпретации и ассимиляции мир был бы не более чем бесконечным потоком чувственных впечатлений, как это может иногда казаться людям с недостатком воображения, без надежды на спасение или передышку.

Более того, с помощью воображения мы можем дополнить мир или наш мир, придумав недостающие части, и даже заселить совершенно другие миры, такие как Средиземье или Семь Королевств. Воображение остается очень активным на протяжении всей взрослой жизни, а что такое цыпочка или даже порнография, как не помощь взрослому воображению? За один год (2018) Pornhub зафиксировал 33,5 миллиарда посещений, что более чем в четыре раза превышает население мира, и это только на одном сайте.

Если воображение позволяет нам чувствовать себя в этом мире как дома, оно также позволяет нам делать что-то в этом мире. Наука развивается благодаря гипотезе, которая является функцией воображения, а философия часто использует мысленные эксперименты, такие как мозг в бочке, проблема тележки и платоновская республика. Более того, воображение позволяет нам формировать ассоциации и связи и тем самым применять наши знания в реальных жизненных ситуациях. Он открывает альтернативы и возможности и направляет наши решения, проигрывая их в уме. Очень многие из наших неудач — и, осмелюсь сказать, некоторые из наших успехов — на самом деле провалы воображения.

Воображение также позволяет нам разговаривать друг с другом, понимать друг друга и работать вместе. Без него не было бы ни метафоры, ни иронии, ни юмора, ни прошедшего, ни будущего времени, ни условного выражения. В самом деле, языка могло бы и не быть вовсе, ибо что такое слова, как не символы и представления? С помощью воображения мы можем поставить себя на место других людей, думать, что они думают, чувствовать то, что они чувствуют, и проецировать их и наши отношения в будущее. Проблемы при аутизме, которые можно понимать как расстройство воображения, включают аномалии в паттернах общения, нарушения социальных взаимодействий и ограниченный репертуар поведения, интересов и действий.

Как я утверждаю в своей новой книге Сверхразум: мышление за пределами мышления , воображение — это высшая форма мысли, почти божественная в своих возможностях. Имея достаточно воображения, мы могли бы определить и решить все наши проблемы. При достаточном воображении нам никогда больше не пришлось бы работать — или, по крайней мере, не за деньги. При достаточном воображении мы могли бы завоевать или победить любого, кого захотим. Но наше воображение настолько бедно, что мы даже не представляем себе, каково было бы иметь такое воображение.

Мне повезло, что я получил приличное образование, но чего оно мне точно не дало, так это развития моего воображения. На самом деле, медицинская школа в частности сделала все, чтобы уничтожить его. В последние годы я пытался восстановить яркое и яркое воображение, которое я оставил в начальной школе. Для этого я делал всего три вещи, и все они были очень простыми — или, по крайней мере, очень простыми для объяснения.

  • Осознание важности воображения.
  • Находить время для сна и безделья.
  • Черпая вдохновение в мире природы.

Я закончу кратко этими несколькими словами Уильяма Блейка, которые указывают на значение мира природы и превосходящую силу воображения:

Дерево, которое вызывает у одних слезы радости, только в глазах других зеленая вещь, которая стоит на пути. Кто-то видит природу сплошь смехотворной и уродливой… а кто-то вообще ее не видит. Но для человека с воображением природа и есть само воображение.

Психология Аристотеля > Воображение (Стэнфордская философская энциклопедия)

Аристотель иногда признает в качестве отдельной способности наравне с восприятие и разум, воображение ( фантазия ) ( De Anima iii 3, 414b33–415a3). Хотя он не обсуждает это в длину, или даже охарактеризовать его каким-либо подробным образом, Аристотель прилагает все усилия, чтобы отличить его как от восприятия, так и от восприятия. разум. В кратком обсуждении, посвященном воображению ( Де Анима III 3), Аристотель определяет его как «то, в силу чего образ возникает в нас» ( De Anima iii 3, 428aa1–2), где это, очевидно, дает широкий спектр применения к деятельности связаны с мыслями, снами и воспоминаниями. Аристотель, однако, в основном касается различения воображения от восприятия и ума. Он отличает его от восприятия по целому ряду признаков, в том числе: (i) воображение создает образы, когда нет восприятия, как в мечты; (ii) у некоторых низших животных отсутствует воображение, хотя у них есть восприятие, которое показывает, что воображение и восприятие даже не соэкстенсивный; и (iii) восприятие, как утверждает Аристотель, всегда верно, тогда как воображение может быть ложным, ложным даже в фантастических способы ( De Anima iii 3, 428a5–16). Он также отрицает, что воображение может быть отождествлено с разумом или верой, или любой их комбинацией. веры и восприятия ( De Anima iii 3, 428a16–b10), даже хотя это происходит через чувственное восприятие ( De Anima iii 3, 429а1–2; De Insomniis 1, 459a17). Предложение, таким образом, что воображение — это способность человека и большинства других животных, которая производит, хранит и вспоминает образы, используемые в различных когнитивных деятельности, включая те, которые мотивируют и направляют действие ( Де Anima iii 3, 429a4–7, De Memoria 1, 450a22–25).

Поскольку он склонен трактовать воображение пиктографически ( De Анима iii 3, 429a2–4; ср. Де Сенсу 1, 437a3–17; 3, 439b6), Аристотель, по-видимому, рассматривает образы, используемые в познавательных целях. процессов как представлений, лучше всего мыслимых на модели копий или подобия внешних предметов. Это у него общего со многими другие эмпирически ориентированные когнитивные психологи. Обычно он будет предположить в этом ключе, что мысль требует образов, как генетически и в то же время, так что «всякий раз, когда кто-либо созерцает, он обязательно в то же время созерцает в образах» ( Де Анима III 8, 432а8-9, 431а16-17; Де Мемориа 1, 449b31–450a1). Его предложения в этом направлении могут показаться неудачными, поскольку для широкого круга мыслей, образов, истолковываемых естественно и узко, как графические изображения, кажутся ненужными или даже явно не имеющий отношения. (Трудно понять, например, какой образ соответствует думал что герундий делает неуклюжий синтаксис — еще меньше Ясно, какие основания могли заставить согласиться с тем, что какой-то образ или другие должен сопровождать ). Однако, возможно, его замечания должны быть умеренным признанием того, что Аристотель допускает существование бог, деятельность которого исчерпывается мышлением, но чье мышление правдоподобно не считается образным ( Метафизика xii 7,1072b26–30).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts