Воображение в психологии свойства: Свойства воображения

Свойства воображения

Воображение – это созидание новых, ранее не виданных и не испытанных, образов. Эти образы наш мозг создает, используя различные свойства воображения. К примеру: память, мышление, анализ. Следует сразу же заметить, что воображение свойственно только человеку, и именно оно и является отличительной чертой труда человека, от самого искусного труда животного. Потому что прежде чем делать, человеку свойственно представить конечный результат своего труда.

Функции и свойства

Воображение – это, на самом деле, очень полезная вещь. Она, как на первый взгляд могло бы показаться, используется не только богемными людьми искусства, но и каждым из нас, от своей работы до самого простого мыслительного процесса.

Мы различаем следующие основные свойства воображения, которые приносят очевидную пользу нам с вами:

  • воображение помогает снять нервное напряжение, удовлетворить мысленно свои потребности, сгладить конфликт с обществом;
  • воображение помогает нам решать задачи, ведь представляя окружающую действительность в образах, мы можем раскладывать пазл нашей жизни, как нам заблагорассудится;
  • воображение дает возможность разделять события – акцентировать внимание на образах значащих вещей, и не принимать во внимание малозначащие;
  • мы планируем, анализируем, оцениваем, настраиваемся на определенные действия при участии воображения.
Развитие воображения

К свойствам воображения в психологии причисляют даже само творчество, то есть – создание новых материальных ценностей. А вот этот созидательный процесс требует воображения высочайшего уровня, что подразумевает обширный жизненный опыт, виденье и восприятие самых разных сторон жизни.

Из этого следует, что для развития творческого воображения мы должны как можно больше общаться с разными людьми (обратите внимания: разными). Общаясь, мы принимаем на себя часть их опыта, часть увиденного ими и часть их личного мира. Но общаться мало, надо их еще и пытаться понять. Для развития фантазии и воображения очень важно принимать самые противоречащие друг другу модели мира. Единственный способ увидеть мир по-другому, это принять близко к сердцу виденье мира другого человека.

Также нельзя недооценивать роль литературы в развитии воображения. Мы читаем и воссоздаем опять-таки модель мира автора, а значит, впитываем немного из его опыта. Хотя Шопенгауэр считал, что книги, наоборот, вредны для воображения. Ведь люди вместо того чтобы придумать свое уникальное решение, пользуются книжными заготовками. Вопрос спорный, но вред книг скорее распространится на тех, кто не привык думать, а книги читает не для наслаждения и удовлетворения любознательности, а воспринимает в качестве настольного пособия по решению жизненных дилемм.

 

Статьи по теме:

Основные черты характера

Основные черты характера человека принято разделять на три группы: коммуникативную, деловую и волевую. Мы рассмотрим каждую из этих групп по отдельности и расскажем не много о факторах, влияющих на формирование черт характера.

Причины девиантного поведения

В этой статье мы расскажем о причинах возникновения девиантного поведения, которое, в большинстве случаев, носит негативный характер и приводит человека к саморазрушению и деградации.

Как простить человека?

Уметь прощать, удел, бесспорно сильных и уверенных в себе личностей, которые не лишены благородства, тонкого понимания человеческой души и адекватного восприятия действительности.

Психологические типы личности

В психологии существуют несколько классификаций психологических типов личности. В этой статье мы расскажем о такой классификации по Юнгу.

 

Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, которое осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами.

Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Итак, воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Вот еще одно определение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е. И. Рогов)

Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.

Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.

Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.

2. Воображение способствует предвосхищению будущего.

3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.

Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование.

В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т. д.).

1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;

2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия;

3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.; психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога; видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Основные способы возникновения воображения. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. Например: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.

Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединения, в результате чего появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт.

Современная психология выделяет следующие

виды воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Ониявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Видом творческого воображения является мечта

– создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




ГудТерапи | Воображение

GoodTherapy | Воображение

Воображение» /> Воображение» />

  • org/ListItem»> Главная >
  • Блог GoodTherapy >
  • Психопедия >
  • Воображение

Воображение — это способность формировать мысленные образы, ощущения и представления без использования органов чувств и обычно ассоциируется с творчеством.

Что такое воображение ?
Воображение часто используется в разговорной речи для обозначения способности мыслить творчески, придумывая новые сценарии, фантастические истории и визуальные представления. Творческие люди, такие как художники и писатели, часто считаются обладателями сильного и активного воображения. В психологии воображение обычно относится к способности мысленно представлять ощущения, которых нет физически. Например, когда человек созерцает запах и вкус лимона, не видя и не пробуя плод, он занимается воображением.

Воображение является важной частью человеческого познания, и способность воображать вещи, которые на самом деле не происходили, может быть даже уникальной для людей. Маленькие дети часто становятся очень изобретательными в процессе своего развития, и эта способность к воображению может помочь им развить эмпатию, способность принимать чужую точку зрения и способность предвидеть последствия своих действий. Некоторые терапевты используют игровую терапию с маленькими детьми, используя их активное воображение, чтобы помочь им разрешить конфликты и разработать стратегии выживания.

Роль воображения в психическом здоровье
Воображение играет ряд важных ролей в психическом здоровье. Способность созерцать вещи, которые на самом деле не происходят, может способствовать возникновению проблем с психическим здоровьем, таких как тревога и бред. Но воображение также может сыграть важную роль в исцелении. Некоторые терапевты поощряют своих клиентов представлять себе счастливые концовки, положительные результаты и мирные места, чтобы улучшить эмоциональное и психическое благополучие. Воображение может играть роль в сосредоточенной медитации, когда, например, клиенту предлагается представить себе безопасное, удобное пространство как способ справиться со страхом или депрессией.

Воображение имело особое значение для психолога Карла Юнга, который подчеркивал важность снов для бессознательного. Сны — это форма воображения, потому что они представляют собой образы, звуки и запахи, которых на самом деле не существует.

Код:

  1. Воображение, ментальные образы, сознание и познание. (н.д.). Imagery-Imagination.com. Получено с http://www.imagery-imagination.com/

Последнее обновление: 10.08.2015

Оставить комментарий

воображение

воображение

Воображение считается «силой ум», «творческий способность разума», сам «разум», когда он используется, и «процесс» ум, используемый для размышлений, замыслов, замыслов, запоминания [см. память, (2)] создания, фантазировать и формировать мнение. Термин воображение происходит от латинский глагол imaginari означает « изображать себя». Этот коренное определение термина указывает на саморефлексивное свойство воображения, выделение воображения как частной сферы. Как средство, воображение это мир, в котором мысли и образы гнездятся в сознании, чтобы «формировать умственное понятие о том, чего на самом деле нет в ощущениях». слова как процесса воображение есть форма опосредования между тем, что считается «экстернализованной» реальностью [см. реальность, (2)] и интериоризированный человек (в отношении Мановича и Лакана). Термин считается «часто с подразумеваемым, что (ментальная) концепция делает не соответствуют реальности вещей». Наконец, воображение термин, который используется в средствах массовой информации, когда «внутренний» частный воображение представлено как общественное или выражено в медийной форме, такой как фильм или технология виртуальной реальности.

Концепция воображения бросает вызов нашему чувству того, что мы считаем личным и по существу гуманистический. Воображение бросает вызов технологиям для изучения на что способны средства массовой информации: как далеко внутрь человека могут распространяться средства массовой информации и как далеко внешний человек может ли человек привнести то, что считается его интернализованным «я»? Являются эти процессы трансмутабельны через медиа, и если да, то какие? Может закодировать воображение? Использует ли технология воображение в его продуктивных и инновационных возможностях? Или это воображение только человеческая способность? Если второе, то в какой степени медиатехнологии могут имитировать образные функции и/или выражения? И, если медиатехнологии может имитировать «продукты» воображения, что существенное различие между «обладанием» воображением и созданием воображаемого качества?

У Аристотеля воображение наводит мост между «образами» и «идеями», подразумевая что рациональное мышление имеет место в образах, и сохраняются и комбинируются в воображении. Таким образом, воображение есть подразумевается как реальное пространство или среда в уме индивидуума, и в этом пространстве он обладает способностью комбинировать образы и идеи, чтобы выполнять работу разума.

Кант понимал воображение как «репродуктивное» из-за его основы в данное или полученное знание, которое необходимо воспроизвести, чтобы «сокращать» доказательство, устанавливаемое чувствами. Например, один должен использовать свои способности воображения, чтобы дедуктивно рассуждать, что даже если он не может видеть все стороны куба, на который смотрит, у куба шесть граней куб. Ибо, судя по опыту зрителя, куб фактически и наблюдаемо имеет шесть сторон. Если бы он взял куб и исследовал его, он бы увидеть и отметить это как факт, наблюдаемый его чувствами. Однако, поскольку зритель обладает способностями своего репродуктивного воображения, ему не нужно полагаться на его чувства. Таким образом, если реальность можно наблюдать с помощью чувств, то воображение обращается к определенной ничейной земле между тем, что является наблюдаемым «истинным» или «реальным» и то, что считается полностью «фиктивным» или «ложным», в некотором смысле воображение обеспечивает ярлык. Воображение в этом смысле заполняет то, что могло бы в по всей вероятности, воспринимается органами чувств и воспринимает ощущение реальности на основе опыта доказательства его чувств, без выполненного доказательства.

Кант и Кольридж среди романтизма утверждали, что воображение предоставил «трансцендентальный синтез, который объединяет наш опыт [ мира] в единое связное целое» (Философская энциклопедия, 136). романтический и духовный смысл слова уступает место к пониманию воображения как средства, обеспечивающего когерентность человек.

В лакановской стадии зеркала восприятие ребенком Воображаемого является существенным стадия распознавания того, что реально, а что нереально. Если воображаемое отражение ребенка в зеркале, вероятно, воображение является умственной способностью интегрировать этот «представленный» образ в образ ребенка. опыт себя в мире. Согласно лакановскому разделению Символического, Реальное и Воображаемое, реальное есть то, что сопротивляется представлению. Если воображение является контрапунктом воспринимаемой реальности, намек Лакана заключается в том, что воображаемое на самом деле является репрезентативным. Это представление, это зеркало.

Далее, по Сартру, искусство есть выражение как воображения, себя и высшую «истину», постигаемую воображением. Пленка и виртуальная реальность, в частности, оба пытались доказать эту идею. Оба формы используют смешанные средства для создания представленной версии воспринимаемой реальности. Таким образом, подобно воображению, обе формы пытаются выразить версию реальности, которая вызывает «ментальную концепцию», выходящую за пределы того, что можно наблюдать чувства. Среда кино, как говорят, пытается «держать зеркало» как на стадии зеркала к воспринимаемой реальности. Это означает, что реальность представлено, если не отражено, на киноэкране. Фильм сфабрикован, как воображение и его творческие силы, где граммофонная запись не является. Граммофон улавливает «сырой или настоящий материал», не отредактированный автором. дизайнер. Для Киттлера фильм представляет собой контраст с этой «настоящей» записью: «Стоп трюк и монтаж, замедленная съемка и замедленная съемка только превращают технологию в желания зрителей. Как призраки наших обманутых глаз, порезы представляют непрерывность и закономерность движения. Фотография и художественный фильм соответствует друг другу, как действительное и воображаемое» (Киттлер, 119). Таким образом, фильм считается «фантазмом образов», создающим воображаемая реальность, которая представляет собой переживаемую Сартром и романтиками «высшую истину». в частном воображении.

Фильм не только представляет массовому зрителю версию воображения медийной форме, но также предполагает ассоциативную способность воображения восходит к аристотелевской концепции воображения в познании. рассуждения. Фильм предлагает ассоциации, которые возникают у человека воображение с помощью различных кинематографических приемов: монтаж, нарезка, редактирование и сращивание сцен. Манович развивает этот эффект, когда пишет о взаимодействие с различными видами СМИ. Он объясняет, что медиа-взаимодействие слишком часто забывает элемент «психологического взаимодействия», присутствующий в большинстве классические и современные формы искусства. Он приводит примеры: «эллипсы в литературных повествование, недостающие детали предметов в изобразительном искусстве, театре и технике живописи используются для управления вниманием зрителя». Он указывает, что все это «ярлыки которые требуют от пользователя заполнения недостающей информации» (Манович, 56 лет). Таким образом, в кино абстракция в форме требует воображение зрителя для создания связного видения произведения. Монтаж, затем требует от зрителя установления ассоциативных связей между изображениями, таким образом требует работы воображения.

Кино и другие средства, имитирующие или имитирующие ассоциативные свойства воображение. то же свойство фильма, которое представляет ассоциативный процесс, который, как считается, имеет место в воображении также говорят, что его можно увидеть в макете веб-страницы на Интернет. В гиперссылке, как и в монтаже, веб-страница представляет структура, в которой у зрителя обозначены познавательные ассоциации. Таким образом, пользователь может щелкнуть изображение и перейти к словесному пояснению или наоборот. Если эта ассоциация является свойством воображения, то это указывает на то, что воображение работает в смешанной технике. Манович объясняет, что «психологическая процессы заполнения, формирования гипотез, припоминания и идентификации, которые необходимы нам для понимания любого текста или изображения, ошибочно отождествляется с объективно существующей структурой интерактивных связей» (Манович, 56).

Манович исследует это понятие дальше, ссылаясь на Альтюссера, когда он говорит, «нас просят принять структуру чьего-либо ума за нашу собственное» (Манович, 61). В эстетической теории утверждается, что воображение на самом деле не продуктивный организм, а скорее отзывчивый; который должны реагировать на внешние раздражители. Согласно этому положению, воображение является порождающей способностью, которая требует активации «извне» без «никакого своей собственной интенциональности, но имеет намерения, навязанные ему требованиями его активатор» ( Энциклопедия эстетики , 479).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts