Воспитание девочки: Воспитание девочки — Психологос

Содержание

Правила воспитания девочек в XXI веке

11 октября — Международный день девочек, который направлен на защиту представительниц женского пола.

Нормы воспитания девочек сильно поменялись: раньше хорошей дочерью считалась послушная и тихая скромница, у которой было мало прав и много обязанностей с раннего детства. Сегодня мы внушаем дочерям уверенность в себе и своих правах, чтобы они реализовали себя в личной жизни и карьере. Собрали для вас советы из наших книг о том, как воспитывать девочек в XXI веке.

Не растите девочку в страхе 

Дети боятся наказаний и не любят их. Обсуждать вместе серьёзные проступки — нормально. Но когда ребёнку, особенно девочке, внушается страх за любое озорство и незначительное нарушение правил, есть опасность того, что он не исчезнет во взрослой жизни. Девочка вырастет в страхе, что окружающие не будут любить её, если она перестанет быть «хорошей девочкой» хоть на миг.

Обсуждайте её проблемы вместе

Если девочка растёт в полной семье, то совместное воспитание обоими родителями подразумевается само собой. Говорить в сложной ситуации «Я спрошу у папы» не совсем верно. Во-первых, вы теряете свой авторитет, а во-вторых, ваша дочь привыкает к тому, что закулисные интриги с преобладающим мнением отца, и есть истина.

Растолкуйте дочери смысл «Золушки»

Популярную сказку о Золушке знает каждая маленькая девочка. В книге воспевается усердие и послушание несчастной падчерицы, вынужденной прислуживать мачехе и сводным сёстрам. Но смысл сказки в другом: к Золушке пришёл успех тогда, когда она устала быть послушной. Золушка не стала плохой — она стала активной. Оставляя в карманах фартучков ваших дочек место для хрустального башмачка, учите их стараться. Не для того чтобы быть «хорошей», а для того чтобы добиться своего.

Самое интересное — у вас в почте.
Отправляем дайджест лучших статей раз в две недели.

Заполняя эту форму, я подтверждаю, что ознакомился с Правилами сайта, и даю согласие на обработку персональных данных.

reCAPTCHA используется в соответствии с Политиками и Правилами использования Google.

Спасибо за подписку!

Верьте в дочку, несмотря на её ошибки

Человеку свойственно ошибаться, тем более если это маленькая девочка. Важно после каждой ошибки обсуждать вместе с дочерью, почему это произошло и как ей поступить в следующий раз. В конце разговора обязательно дайте понять ребёнку, что по-прежнему верите в её силы и уверены в ней. Это поможет девочке не избегать ошибок и риска, а учиться на них.

«Исследования показывают, что, когда мальчик терпит неудачу, он относится к ней спокойно. Он считает, что просто недостаточно старался. Ну а когда девочке что-то не удаётся, она полагает, что всё случилось из-за её небрежности. Она начинает верить, что ей не хватает умений».

Не внушайте девочке, что цель её жизни — понравиться мужчине

Такая установка заслоняет собой много возможностей. От природного кокетства никуда не уйти, главное — не делать его самоцелью. Поддерживайте в девочках стремление к самоопределению, независимости и поискам себя с малых лет. Обратите внимание на те качества, которые в будущем помогут дочери быть самодостаточной, а не привлекательной для мужчин.

Не мешайте ей сердиться 

Слова «Ты же девочка, ты не должна злиться» также относятся к разряду устаревших. Подавляя злость в детстве, выросшая девочка будет точно так же глотать и замалчивать обиды на мужа, коллег и босса, что в итоге может привести её к депрессии или повышенной тревожности.

«Большинство женщин боятся собственной ярости. Это обусловлено стереотипами общества, в котором они живут. Так повелось, что взбешённый, кипящий от ярости мужчина воспринимается вполне нормально».

Научите дочку говорить «нет»

Умение сказать «нет» — это первый шаг на пути от послушной девочки к свободной. Оно научит малышек отклонять те требования, которые им не по силам, и отстаивать свои границы. В будущем девочка научится отказывать подруге, которая вечно клянчит её туфли и приносит их ободранными, коллеге, который перекладывает на неё свою работу, и мужчине, подавляющему её личность.

Меньше опекайте её 

Когда из раза в раз вы всё решаете за свою дочь, она привыкает к такой модели поведения и уже не хочет думать о проблемах сама. Это приводит к тому, что в будущем девочка не будет следовать своим желаниям: она будет бояться их воплотить в жизнь без указки родителей. Повторение одних и тех ситуаций создают у девочки стереотип: она заранее соглашается с тем, что ничем не может себе помочь, и ждёт помощи от других.

Научите дочку чувствовать себя важной

В мире, где господствуют мужчины, девочке трудно ощутить свою значимость. Постарайтесь внушить ей, что она может быть с мужчиной наравне или даже главной: в школе, вузе, кругу друзей или на работе. Научите её говорить с миром «на ты» и согласиться с тем, что мужчина занимает важное, но не всегда главное место в её жизни.

«Мужчина с миром на «ты», потому что искренне считает себя равным ему. Женщина — на «вы», точно так же искренне подозревая, что не «доросла», что её место где-то пониже. Подчиняясь древним инстинктам, она не ощущает себя главной, даже если на её банковском счёте лежит честно заработанный миллион».

Учите её прямоте

Мальчишки закаляют характер с самого детства через постоянные драки и насмешки. В будущем это помогает им не пасовать перед трудностями. Девочки обычно ищут похвалы и избегают критики, поскольку более ранимы. Психологи считают, что подобный подход к жизни, усвоенный на детской площадке, в дальнейшем часто позволяет мужчинам пропускать язвительные замечания мимо ушей. Научите свою дочь не замыкаться в себе, а отвечать на нападки окружающих.

Главное — покажите девочкам, что вы их любите. Любовь защищает в любом веке.

Обложка: by Harun Rosyid/Dribbble

Воспитание девочек — Азбука воспитания

Оглав­ле­ние
  • Глав­ное — семей­ное сча­стье. осталь­ное приложится
  • Немного о мину­сах “бес­по­лой педагогики”
  • Вос­пи­та­ние женственности
  • Мяг­кое побеж­дает твердое

При­нято счи­тать, что дево­чек вос­пи­ты­вать легче, чем маль­чи­ков. Дескать, маль­чики озор­ные, а девочки гораздо спо­кой­ней. Да и мате­рям их понять проще — все-таки жен­ская пси­хо­ло­гия… Но при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии, как это часто бывает, ока­зы­ва­ется, что подоб­ные взгляды не соот­вет­ствуют действительности.

Когда заду­мы­ва­ешься о вос­пи­та­нии все­рьез, то выяс­ня­ется, что еще неиз­вестно, чьим роди­те­лям легче: маль­чи­ков или дево­чек. Ведь XX век открыл перед жен­щи­нами неви­дан­ные воз­мож­но­сти, однако при этом воз­ло­жил на них бремя огром­ной ответ­ствен­но­сти. Полу­чив рав­ные права с муж­чи­нами, жен­щины смогли учиться, рабо­тать, зани­маться поли­ти­кой, само­сто­я­тельно решать свою судьбу. И все, каза­лось бы, шло отлично, да только семья вдруг затре­щала по швам. Вре­мени у жен­щин стало хва­тать на что угодно, только не на детей и мужа.

Изме­не­ние образа жизни и пси­хо­ло­гии вело к раз­во­дам. Раз­воды ковер­кали дет­ские судьбы. Дети, вырас­тая, копи­ро­вали роди­те­лей, и таким обра­зом одно поко­ле­ние за дру­гим втя­ги­ва­лось в пороч­ный круг…

Сей­час из трех семей у нас рас­па­да­ется две, и конца этому не видать. Мне уже не раз при­хо­ди­лось стал­ки­ваться с фак­том пере­дачи пси­хо­ло­гии матери-оди­ночки в тре­тьем-чет­вер­том поко­ле­нии: пра­ба­бушка раз­ве­лась и вос­пи­ты­вала дочь одна.

Та, в свою оче­редь, тоже не смогла ужиться с мужем и пере­дала сей горь­кий опыт своей дочери. Дочь опять-таки не извлекла из слу­чив­ше­гося долж­ных уро­ков, в резуль­тате чего оста­лась одна с малыш­кой на руках. И вот теперь эта вырос­шая малышка мается со своей дочур­кой, жалу­ясь на ее пове­де­ние, но одно­вре­менно куль­ти­ви­руя в ней черты харак­тера, кото­рые почти на сто про­цен­тов сде­лают ее в буду­щем неспо­соб­ной ужиться с мужем. Ведь отри­ца­тель­ные сте­рео­типы пове­де­ния с про­ти­во­по­лож­ным полом настолько уже уко­ре­нены в этой семье, что пре­одо­леть чрез­вы­чайно трудно. Это как бремя наслед­ствен­но­сти: в каж­дом поко­ле­нии оно ста­но­вится все тяже­лее и тяжелее.

Инте­ресно, что всем мире боль­шин­ство раз­во­дов совер­ша­ется по ини­ци­а­тиве жен­щин. Почему? Вам не кажется это стран­ным? Ведь жен­щины на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тий тра­ди­ци­онно высту­пали в диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ной роли — в роли хра­ни­тель­ниц семей­ного очага! Зна­чит, про­изо­шли какие-то дра­ма­тич­ные изме­не­ния в жен­ской пси­хо­ло­гии и харак­тере. И зда­ние семьи начало рушиться, погре­бая под руи­нами всех: и муж­чин, и детей, и, конечно же, самих женщин.

Вот и полу­ча­ется, что вос­пи­тать девочку в наше время — задача не из про­стых. На что ее наце­ли­вать: на семью или на карьеру? Что поощ­рять, а какие черты ста­раться приглушить?

Одно дело с дет­ства вну­шать ребенку, что глав­ное это актив­ность и неза­ви­си­мость. И совсем дру­гое — вос­пи­ты­вать мяг­кость, уступ­чи­вость, состра­да­тель­ность. То есть, каче­ства, облег­ча­ю­щие семей­ную жизнь, но несов­ме­сти­мые с рас­хо­жими пред­став­ле­ни­ями о лидерстве.

Выбор, есте­ственно, за роди­те­лями. (Дру­гое дело, что далеко не все­гда у нас полу­ча­ется так, как мы заду­мы­ваем. Как гово­рится, “чело­век пред­по­ла­гает, а Бог располагает”.)

Но мне кажется, выбор дол­жен быть осо­знан­ным. А для этого нужно отчет­ливо пред­став­лять себе послед­ствия сво­его выбора. В том числе и доста­точно отдаленные.

Главное — семейное счастье. остальное приложится

Очень мно­гие взрос­лые, на соб­ствен­ном опыте убе­див­ши­еся, каково при­хо­дится детям, у кото­рых мать “горит” на работе, счи­тают, что дево­чек надо ори­ен­ти­ро­вать прежде всего на созда­ние креп­кой семьи. А осталь­ное приложится.

Навер­ное, кому-то это пока­жется стран­ным. “Ничто ни к чему не при­кла­ды­ва­ется, — ска­жет он. — Если ста­вить семью во главу угла, о работе надо позабыть”.

Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы чело­век направ­лял свои уси­лия на одно, а дру­гое полу­ча­лось само собой.

Но как ни странно, в дан­ном вопросе эта желез­ная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если вду­маться, что здесь такого уж стран­ного? У жен­щин с не сло­жив­шейся лич­ной судь­бой часто иска­жа­ется харак­тер. Факт? — Факт. Мно­гие озлоб­ля­ются, ста­но­вятся обид­чи­выми, раз­дра­жи­тель­ными, амби­ци­оз­ными, мсти­тельно-мелоч­ными. Это, есте­ственно, не луч­шим обра­зом ска­зы­ва­ется на их отно­ше­ниях с сослу­жив­цами, а зна­чит, и на карьере. Кон­фликт­ный чело­век нажи­вает себе вра­гов, кол­леги норо­вят от него избавиться…

А если, допу­стим, у жен­щины посто­янно скан­далы в семье? Если дети отби­лись от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягост­ные, тре­вож­ные мысли, они никуда не денутся, и все равно будут мешать ей сосре­до­то­читься на работе. Да, под­час мы оку­на­емся в работу с голо­вой, стре­мясь забыться.

Но тогда работа ста­но­вится свое­об­раз­ным нар­ко­ти­ком. А любая нар­ко­ма­ния до добра не доводит.

Как часто в наши дни жен­щины меч­тают о карьере, в глу­бине души доса­дуя на то, что им при­хо­дится тра­тить время на вос­пи­та­ние родив­ше­гося ребенка! Но слу­чись с ним что-нибудь — и ока­зы­ва­ется, ничто не мило. Лишь бы ребе­нок был жив и здоров.

“Все Валино дет­ство я разъ­ез­жала по коман­ди­ров­кам. Мне так нра­ви­лась про­фес­сия гео­лога! Я меч­тала стать док­то­ром наук, мне про­чили бле­стя­щее буду­щее. Валя оста­вался с моими роди­те­лями. Он ску­чал, пла­кал, про­сил: “Мама, не уез­жай!” Потом под­рос и вроде при­вык. А потом, в три­на­дцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал кон­флик­то­вать с ребя­тами, с учи­те­лями. Я забес­по­ко­и­лась, ста­ра­лась побольше бывать дома. Потом даже с работы ушла, чтобы заняться ребен­ком. Но было поздно. Теперь его нет , и я пони­маю, что мне не нужна ни дис­сер­та­ция, ни заве­до­ва­ние отде­лом, ни поездки за границу…”

Сколько мате­рей узнают себя в этой печаль­ной испо­веди незна­ко­мой жен­щины, подо­шед­шей ко мне одна­жды после моего выступ­ле­ния в каком-то клубе или в биб­лио­теке?! Конечно, не все исто­рии кон­ча­ются так тра­гично, но общий смысл оста­ется неиз­мен­ным: строя карьеру в ущерб вос­пи­та­нию детей, жен­щина в итоге про­иг­ры­вает на обоих поприщах.

Немного о минусах “бесполой педагогики”

Изме­не­ние тра­ди­ци­он­ных ролей и моде­лей пове­де­ния все­гда чре­вато отри­ца­тель­ными послед­стви­ями. Хотя порой это бывает оче­вид­ным не сразу.

В послед­ние годы не только у нас, но и в дру­гих стра­нах все чаще раз­да­ются голоса в защиту раз­дель­ного обу­че­ния маль­чи­ков и дево­чек. В одном англий­ском граф­стве недавно поста­вили экс­пе­ри­мент, и ока­за­лось, что успе­ва­е­мость в шко­лах с раз­дель­ным обу­че­нием выше, чем там, где маль­чики и девочки учатся вместе.

Странно? — Ничуть! Дело в том, что физио­ло­ги­че­ски и пси­хо­ло­ги­че­ски маль­чики на несколько лет отстают от девочек.

Поэтому когда они учатся вме­сте, у маль­чи­ков раз­ви­ва­ется ком­плекс неуспеш­но­сти. В началь­ной и сред­ней школе они и ростом ниже дево­чек, и физи­че­ски часто сла­бее, и неак­ку­рат­ней. В тет­рад­ках у них грязь, почерк хуже, оценки, соот­вет­ственно, тоже… Все это, как вы пони­ма­ете, не сти­му­ли­рует у боль­шин­ства маль­чи­шек жела­ние учиться… Когда же маль­чи­ков не ста­вят в заве­домо про­иг­рыш­ное поло­же­ние, они чув­ствуют себя спо­койно и пока­зы­вают гораздо луч­шие результаты.

Ну, а с дру­гой сто­роны, девочки, обычно раньше маль­чи­ков начи­на­ю­щие инте­ре­со­ваться вопро­сами пола, не отвле­ка­ются при раз­дель­ном обу­че­нии на уро­ках, не строят глазки, не пере­бра­сы­ва­ются записочками…

Недавно я побы­вала в мос­ков­ском дет­ском саду, где тоже пред­при­нята попытка отдельно вос­пи­ты­вать маль­чи­ков и дево­чек. Заня­тия и про­гулки у них сов­мест­ные, а вот осталь­ная дет­са­дов­ская жизнь: еда, сон, игры, — про­хо­дит порознь.

Побы­вала я там и поду­мала: “Это ж надо! Сколько в послед­ние годы при­шлось услы­шать об оши­боч­но­сти “бес­по­лой педа­го­гики” (так про­звали педа­го­гику, не учи­ты­ва­ю­щую поло­вые раз­ли­чия) и о необ­хо­ди­мо­сти поло­вого вос­пи­та­ния детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нор­маль­ное, без непри­стой­но­стей, без рас­сек­ре­чи­ва­ния тем, кото­рые тра­ди­ци­онно счи­та­ются у нас недет­скими, без цинич­ного под­гля­ды­ва­ния в замоч­ную скважину…”

С детьми в этом дет­ском саду не мус­си­руют тему “откуда я взялся”, а про­сто каж­дый день пре­под­но­сят им образцы эта­лон­ного муж­ского и жен­ского пове­де­ния. Маль­чи­ков учат быть муже­ствен­ными, вынос­ли­выми, галант­ными по отно­ше­нию к девочкам.

О девоч­ках же пого­во­рим поподробней.

Когда попа­да­ешь на их поло­вину, вспо­ми­на­ется роман Золя “Дам­ское сча­стье”. Чего там только нет! Гости­ная с мини­а­тюр­ной мяг­кой мебе­лью и искусно нари­со­ван­ным ками­ном. Мини-кафе с зон­ти­ками и вазоч­ками для моро­же­ного, сде­лан­ного из бело­снеж­ной ваты. Празд­нич­ный стол с мно­же­ством блюд, вылеп­лен­ных из теста и рас­кра­шен­ных крас­ками. Куклы с коляс­ками и кучей наря­дов. Насто­я­щее жен­ское цар­ство, в кото­ром каж­дая девочка — малень­кая прин­цесса. Они и дер­жатся соот­вет­ственно. Такая непри­нуж­денно-пря­мая осанка бывает разве что у бале­рин, а пла­стика пора­жает жен­ствен­но­стью и изя­ще­ством. Хотя впер­вые придя в садик, мно­гие девочки ухват­ками напо­ми­нали маль­чи­шек. Осо­бенно те, у кого есть стар­шие бра­тья. Да и у дру­гих малы­шек манеры не отли­ча­лись изя­ще­ством, ведь в саду немало детей из небла­го­по­луч­ных семей, где гру­бость и агрес­сив­ность — норма жизни.

Но здесь девочки быстро меня­ются. При­чем без осо­бого нажима со сто­роны взрос­лых. Про­сто в этой уют­ной и какой-то очень бла­го­род­ной обста­новке вести себя по-хам­ски про­ти­во­есте­ственно. А дети чутко улав­ли­вают фальшь.

При­ходя на деви­чью поло­вину в гости, маль­чишки явно обал­де­вают от оби­лия “фин­ти­флю­шек” и с облег­че­нием воз­вра­ща­ются на свою поло­вину, к при­вычно-муж­скому анту­ражу: саб­лям, пожар­ным кас­кам, сол­да­ти­кам. Но при этом у них не воз­ни­кает соблазна раз­ру­шить дев­чо­но­чий рай. Хотя вообще-то маль­чи­шек хле­бом не корми — дай поло­мать дев­чон­кам игру, чтобы про­де­мон­стри­ро­вать свое пре­вос­ход­ство над плак­сами и ябе­дами. Это их спо­соб “поме­тить тер­ри­то­рию”, пока­зать, “кто самее”. И пока дет­сад был обыч­ным, сорванцы, есте­ственно, не упус­кали воз­мож­но­сти напа­ко­стить дев­чон­кам. Теперь же, когда делить нечего, они не только не оби­жают дево­чек, но и с удо­воль­ствием про­пус­кают их впе­ред, усту­пают луч­шие места и т. п.

Воспитание женственности

По-моему, основ­ная про­блема вос­пи­та­ния нынеш­них дево­чек — это вос­пи­та­ние жен­ствен­но­сти. Вроде бы чепуха. Зачем вос­пи­ты­вать то, что зало­жено самой природой?

Однако про­изо­шла пара­док­саль­ная вещь: в борьбе за рав­но­пра­вие жен­щины одер­жали победу, но в резуль­тате пере­шли играть на чужое поле, а свои пози­ции сдали, утра­тили жен­скую мяг­кость, чистоту и наив­ную милоту, кото­рая так тро­гает силь­ных мужчин.

Совре­мен­ный стиль — напо­ри­стый, агрес­сив­ный, дерз­кий. Девушки-под­ростки ста­ра­ются не отстать от пар­ней: мате­рятся, зани­ма­ются карате и ушу, курят, пьют, “меняют парт­не­ров”, все чаще всту­пают в банды. Жен­ствен­ность мно­гим кажется непре­стиж­ной, вос­при­ни­ма­ется как про­яв­ле­ние сла­бо­сти. В почете подруги Хи-Мэна, спо­соб­ные уло­жить про­тив­ника на лопатки.

Их, правда, трудно пред­ста­вить неж­ными, забот­ли­выми мате­рями. Но оно и не нужно, они не по этой части.

А посмот­рите на игрушки. Разве раньше девоч­кам пред­ла­гали играть в куль­ту­ри­сток, обве­шан­ных самым раз­ным ору­жием? Спра­вед­ли­во­сти ради замечу, что оча­ро­ва­тель­ные куклы с фар­фо­ро­выми личи­ками тоже, конечно, есть на при­лав­ках. Но во-пер­вых, они не всем по кар­ману, а во-вто­рых, это вче­раш­ний день, стиль ретро.

Я уж не говорю про книги. Соб­ственно, и два­дцать лет назад у нас было мало­вато спе­ци­фи­че­ски деви­чьей лите­ра­туры (вот она, “бес­по­лая педа­го­гика”!): зачи­тан­ная до дыр “Динка” Асе­е­вой, неко­то­рые пове­сти Льва Кас­силя, новеллы Алек­сандра Грина, очень попу­ляр­ная в 70–80е гг. “Девочки, книга для вас”… Сей­час книг для дево­чек и того меньше. Ста­рые далеко не все пере­из­даны, а новые — это, в основ­ном, детек­тивы и при­клю­че­ния для маль­чи­шек и про маль­чи­шек. Даже “Алису” Кира Булы­чева, по моим наблю­де­ниям, больше нра­вится читать мальчикам!(Ну да, это ведь фан­та­сти­че­ские при­клю­че­ния!) Мы спра­вед­ливо ругаем лати­но­аме­ри­кан­ские теле­се­ри­алы, но не пред­ла­гаем девоч­кам каче­ствен­ных образ­цов романтизма.

То же можно ска­зать и о попу­ляр­ных сей­час среди дево­чек-под­рост­ков буль­вар­ных кни­жон­ках, срочно пере­ве­ден­ных с англий­ского или наспех состря­пан­ных оте­че­ствен­ными авторами.

Мало того, что они пор­тят лите­ра­тур­ный вкус, и без того нераз­ви­тый у совре­мен­ных детей. Так еще — и это глав­ная опас­ность — погло­щая подоб­ную лите­ра­тур­ную стряпню, девочки напи­ты­ва­ются совер­шенно ненуж­ными в их воз­расте зна­ни­ями, учатся “искус­ству совра­ще­ния”, усва­и­вают взгляды и уста­новки, кото­рые, как пра­вило, не дово­дят до добра.

В этих кни­гах очень часто сцеп­лены секс и роман­тика. Поль­зу­ясь тем, что девочки-под­ростки, как и сто лет назад, меч­тают о любви, авторы совер­шают лов­кую под­мену: вме­сто любви пла­то­ни­че­ской, воз­вы­шен­ной наце­ли­вают юных чита­тель­ниц совсем на дру­гое. На то, что с пре­дель­ной откро­вен­но­стью выра­жа­ется в под­рост­ко­вых жур­на­лах заго­лов­ками типа “Неужели ты в три­на­дцать лет все еще дев­ствен­ница?”. В книж­ках это может быть немного зака­му­фли­ро­вано, но суть оста­ется неизменной.

Боль­шин­ство совре­мен­ной буль­вар­ной лите­ра­туры для дево­чек-под­рост­ков рас­па­ляет чув­ствен­ность, вну­шает мысль о допу­сти­мо­сти и даже жела­тель­но­сти постель­ных отно­ше­ний в под­рост­ко­вом воз­расте и пре­под­но­сит в каче­стве эта­лона образ напо­ри­стой, само­уве­рен­ной, нетер­пе­ли­вой геро­ини, кото­рая не стес­ня­ется навя­зы­ваться пар­ням (у нее это назы­ва­ется “доби­ваться сво­его”), часто ведет себя как закон­чен­ная про­сти­тутка, пре­выше всего ста­вит соб­ствен­ное удо­воль­ствие, а потому, есте­ственно, нару­шает “уста­рев­шие” мораль­ные нормы, счи­тая их глу­пыми, дре­му­чими пред­рас­суд­ками. Одно из основ­ных качеств такой девахи — раз­гу­ляв­ше­еся свое­во­лие, кра­сиво назван­ное “жаж­дой сво­боды”. Роди­тели ее, конечно, “не пони­мают”, “мешают”, “давят”. При этом все опи­сано так, чтобы вызвать у дево­чек сочув­ствие к геро­ине и вос­хи­ще­ние ею.

Она рису­ется умной, сме­лой, неза­ви­си­мой, успеш­ной. В конце книги ее, как пра­вило, ждет удача.

И обо­льщен­ные девочки-под­ростки начи­нают под­ра­жать люби­мым геро­и­ням, не заду­мы­ва­ясь о том, что попа­дают в ловушку. Игра на чужом поле — заня­тие опас­ное. Отка­зы­ва­ясь от есте­ствен­ных жен­ских качеств: скром­но­сти, мяг­ко­сти, забот­ли­во­сти, уме­ния тер­петь и состра­дать, — девушки, сами того не подо­зре­вая, отре­ка­ются от своей при­роды и пере­хо­дят в дру­гую кате­го­рию. Нет, не в кате­го­рию муж­чин. Это все равно невоз­можно. Сколько бы анти­лопа ни мале­вала себе полос на спине, она от этого в тигра не пре­вра­тится. А вот посме­ши­щем в зве­ри­ном цар­стве стать может.

Так и с “про­дви­ну­тыми” девоч­ками-под­рост­ками. Пона­чалу им кажется, что они обрели сво­боду и неза­ви­си­мость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними уха­жи­вать, все от них без ума. Но очень быстро выяс­ня­ется, что парни смот­рят на них как на вещь, объ­ект потреб­ле­ния. А вещь, осо­бенно в обще­стве, про­ник­ну­том потре­би­тель­ской пси­хо­ло­гией, ценится только, пока она новая. Пополь­зо­вался — и бро­сил. Зачем беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?

Как только деви­чья све­жесть про­хо­дит (а сей­час, с рас­про­стра­не­нием педо­фи­лии это слу­ча­ется очень быстро: для поклон­ни­ков Лолит восем­на­дцати-девят­на­дца­ти­лет­няя девушка – уже ста­руха), “объ­ект” ста­но­вится неин­те­ре­сен. И это логично.

Почему, соб­ственно, должно быть по-дру­гому? В обще­стве потреб­ле­ния вещи вза­и­мо­за­ме­ня­емы. А чув­ства, пере­жи­ва­ния… Даже смешно. Какие чув­ства у вещи?

— Поэтому роди­те­лям, кото­рые все­рьез заду­мы­ва­ются о буду­щем доче­рей, я бы посо­ве­то­вала уде­лить повы­шен­ное вни­ма­ние именно роман­ти­че­скому вос­пи­та­нию дево­чек. Не бой­тесь, что оно всту­пит в про­ти­во­ре­чие с жиз­нью, кото­рая, конечно, жестче, чем в рома­нах Ш.Бронте. (Хотя и не насквозь цинична, как нам пыта­ются вну­шить “жел­тые” СМИ). Роман­тизм уди­ви­тель­ным обра­зом зака­ляет душу. Тем более что он соот­вет­ствует самой жен­ской природе.

— Не огра­ни­чи­вай­тесь лите­ра­ту­рой — есте­ственно, ее клас­си­че­скими, каче­ствен­ными образ­цами. Рас­ска­зы­вайте девоч­кам про ваших род­ствен­ниц и зна­ко­мых, кото­рых вы счи­та­ете достой­ным образ­цом для подражания.

— Вспо­ми­найте нашу и зару­беж­ную исто­рию. В ней ведь немало при­ме­ров жен­ской доб­роты, чистоты, само­от­вер­жен­но­сти, милосердия.

— Почаще ставьте девочку в ситу­а­цию, когда ей нужно о ком-то поза­бо­титься. И, конечно, отме­чайте это как боль­шое досто­ин­ство! При­зна­ние заслуг — огром­ный сти­мул для ребенка,но мно­гие роди­тели, к сожа­ле­нию, до сих пор им пренебрегают.

— Не поощ­ряйте инте­рес дево­чек-под­рост­ков к косметике.

Сей­час неко­то­рые мамы, наслу­шав­шись сове­тов о том, как важно сыз­маль­ства при­учать дево­чек кра­ситься и уха­жи­вать за кожей (дескать, в этом и заклю­ча­ется вос­пи­та­ние жен­ствен­но­сти), наку­пают десяти-две­на­дца­ти­лет­ним дев­чон­кам “дет­ской” губ­ной помады или “дет­ских” теней для век. Почему это настой­чиво про­па­ган­ди­руют фирмы-про­из­во­ди­тели кос­ме­тики, понятно: для них чем больше поку­па­те­лей, тем лучше. А вот почему роди­тели поку­па­ются на эти деше­вые уловки, понять нелегко. Ведь в вос­при­я­тии дево­чек упо­треб­ле­ние кос­ме­тики — очень важ­ный шаг на пути во взрос­лую жизнь. И поощ­ряя такие шаги, мамы невольно под­тал­ки­вают дочек ко всему осталь­ному, что сопря­жено с совре­мен­ными под­рост­ко­выми поня­ти­ями о взрос­ло­сти. Это в пять лет девочка попро­сит покра­сить себе ноготки, “как у мамы”, и пой­дет играть в “дочки-матери”. А в две­на­дцать накра­шен­ные девочки идут совсем в дру­гие места и играют в дру­гие, уже не столь невин­ные игры.

Мягкое побеждает твердое

“И все-таки, — спро­сите вы, — почему одни девочки — малень­кие прин­цессы, а дру­гие — малень­кие раз­бой­ницы? Неужели дело только лишь в воспитании?”

Нет, конечно. Очень мно­гое зави­сит от харак­те­ро­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей ребенка, от его тем­пе­ра­мента. Малень­кими раз­бой­ни­цами часто бывают гипе­р­ак­тив­ные дети. Или демон­стра­тив­ные девочки, кото­рым нра­вится при­вле­кать к себе вни­ма­ние, пусть даже отри­ца­тель­ное. А бывает и про­сто аван­тюр­ный склад харак­тера. Кроме того, очень мно­гое зави­сит от при­ме­ров, кото­рые пода­ются ребенку. Девочки, рас­ту­щие в семьях, где есть стар­шие бра­тья, часто (хотя далеко не все­гда) под­ра­жают мальчишкам.

В каж­дом кон­крет­ном слу­чае надо понять при­чину “раз­бой­ни­чьих” выхо­док дочери и поду­мать, как настро­ить ее на что-то поло­жи­тель­ное. Согла­си­тесь, что между бан­дит­кой и заяд­лой поход­ни­цей “две боль­шие раз­ницы”, как гово­рят в Одессе.

Но вообще-то любо­пытно, что в том дет­ском садике, о кото­ром я рас­ска­зы­вала — где к маль­чи­кам свой под­ход, а к девоч­кам — свой — даже отпе­тые малень­кие раз­бой­ницы посте­пенно ста­но­вятся лас­ко­вей и послушней.

“Мяг­кое побеж­дает твер­дое”, — гла­сит ста­рин­ная китай­ская посло­вица. И эта древ­няя муд­рость сего­дня мне кажется как нельзя более современной.

По мате­ри­а­лам книги Т. Шишо­вой “Чтобы ребе­нок не был трудным”

7 советов по воспитанию девочек

Недавно вышла моя новая книга о девочках-подростках  Miss-Connection . Книга появилась в некоторых списках бестселлеров по всей стране. С тех пор меня неоднократно спрашивали о «секретах» воспитания счастливых, ответственных и сильных девочек-подростков.

Чтобы написать книгу, я опросила и взяла интервью у почти 400 девочек-подростков. Эти беседы и результаты опроса дали мне глубокое представление о жизни наших девочек-подростков. Да, воспитание девочки-подростка может быть запутанным, эмоциональным и драматичным. Но наши девочки также замечательные, вдумчивые и часто очень самостоятельные, а это значит, что воспитание их также может быть радостью.

Я так много узнала из своих исследований, но вот мои семь главных советов по воспитанию девочек.

1. Вопрос в подключении. Связь также является ответом.

Многие родители обращались ко мне, обеспокоенные тем, что они не находят общий язык со своей дочерью-подростком. Они задаются вопросом, что делать, как достучаться до нее. Связь — это вопрос, НО связь — это еще и ответ.

Мы строим доверительные отношения, создавая сильную связь, гарантируя, что наша дочь знает, что она важна для нас, и уделяя время тому, чтобы понять ее. Слушай, будь рядом, принимай ее, люби ее и позволь ей стать независимой, даже если это означает, что она совершает ошибки и получает травмы на этом пути. Наша работа состоит в том, чтобы поддерживать ее, когда она делает следующий шаг сама, а не делать это за нее.

2. Помогите ей почувствовать, что она принадлежит.

Как сказала одна девушка, я сказал: «Друзья — это все , когда ты в восьмом классе». Помочь вашей дочери-подростку найти свое племя и почувствовать, что она принадлежит  , важно для ее благополучия.

Дайте ей место и время, чтобы попробовать что-то новое. И поощряйте ее заглянуть внутрь себя и увидеть, кем она является в окружении определенных людей. Если она сможет жить честно, когда проводит время со своими друзьями, значит, она нашла свое племя.

3. Помогите ей почувствовать, что ей достаточно. Потому что она есть.

Мы, как родители, должны сосредоточиться на том, чтобы помочь нашим девочкам раскрыть свою внутреннюю силу и мощь (самосознание), чтобы они знали, что были созданы на Земле не для того, чтобы убеждать всех в своей ценности. Когда наши дочери развивают чувство идентичности, они становятся сильными, чтобы быть настоящими, открытыми, честными и заботливыми.

Мы должны дать нашим девочкам возможность открывать и создавать свои лучшие стороны. Это означает безусловную любовь и уважение — даже когда они делают то, с чем мы не всегда согласны.

4. Помогите ей ориентироваться в онлайн-мире.

Хотя вопросов о взаимосвязи между временем, проведенным перед экраном, и самочувствием все еще много, гораздо меньше вопросов о социальных сетях. Данные подчеркивают, что социальные сети  – это  , которые негативно влияют на самочувствие, особенно на наших девочек. И у многих родителей возникает соблазн ограничить или даже исключить экраны и социальные сети из жизни своих дочерей. Но любой, кто живет в реальном мире, знает, что подростки найдут способ получить доступ к своим экранам, какими бы строгими мы ни были. Когда мы становимся слишком настойчивыми в наших ограничениях и дисциплине в отношении технологий, мы рискуем разорвать наши отношения с нашими дочерьми. Сила создает сопротивление.

Вместо того, чтобы беспокоиться об экране  time , мы должны думать о контексте и содержании. Если наши дети делают ценные, ориентированные на рост и положительные вещи на своих экранах, они, вероятно, не будут испытывать каких-либо вредных последствий, о которых нас предупреждают некоторые ученые. Продвигайте позитив в Интернете, указывая им на художников, дизайнеров, мыслителей и вдохновителей, которые создают, а не сравнивают. Экраны и даже социальные сети можно использовать во благо.

5. Помогите ей почувствовать себя красивой.

Большинство девушек хотят чувствовать себя красивыми. Наша работа — давать им знать, что они — всегда. Откажитесь от любой кампании, которая побуждает девушек придираться. И будьте осторожны с собственным отношением к красоте.

Прекратите негативно отзываться о своем теле. Просто не делай этого. И никогда не говорите плохо о дочери. Бодишейминг не способствует более здоровому поведению. Это просто заставляет наших дочерей хотеть исчезнуть в черной дыре недостойности. Некоторые люди спрашивают меня, должны ли мы указывать, что у ребенка лишний вес. Мой ответ: Они уже знают. Им не нужно, чтобы вы подчеркивали это и заставляли их чувствовать себя хуже.

Когда дело доходит до тела нашей дочери-подростка, то, на что способно ее тело, важнее, чем то, как оно выглядит.

6. Разговор о сексе и близости.

Мы должны поговорить о сексе. Регулярно. Именно так мы готовим наших дочерей к процветанию в мире, насыщенном сексом. Прежде чем они станут достаточно взрослыми, чтобы даже думать о свиданиях, близости и сексе, нам нужно начать подчеркивать важность выбора романтических интересов, которые будут добрыми и уважительными. Научите их согласию и вооружите их мужеством, чтобы вести трудные разговоры и постоять за себя.

Мы хотим помочь им понять, что физическую и эмоциональную близость нельзя отделять друг от друга. Результаты часто будут болезненными. И поговорим об алкоголе и сексе. Мы часто говорим о них по отдельности, но обсуждать их нужно вместе. Сочетание этих двух факторов часто приводит к паршивым переживаниям для подростков. Этот разговор должен помочь им принять безопасные и здоровые решения.

В конце концов, побудите ее ждать и ждать, а затем подождать еще немного. Ожидание секса основано на хороших научных данных, и наши девушки получат от него пользу.

7. Помните, что ваша дочь не принадлежит вам.

Она сама по себе. Ваша задача — подготовить ее к самостоятельной работе. Мы, родители, играем в долгую игру. Самое главное – это качество наших отношений.

Поднять их, чтобы отпустить, сложно. Но так и должно быть.

Чтобы узнать больше о воспитании девочек, прочитайте мою книгу Miss-Connection.

9 вещей, которые я хотел бы знать о воспитании девочки

Огромный бонус от наличия девочки: вы снова и снова читаете «Черную красавицу», «Нэнси Дрю» и Джуди Блюм. Сегодня

Когда вы узнали, что у вас будет девочка, вы, возможно, представили себе спа-педикюр, модные чаепития и одинаковые платья для мамы и меня. Поскольку вы сами девушка, вы, вероятно, полагали, что у вас будет сделка с дочерью. Но правда в том, что у вашей маленькой девочки будет несколько сюрпризов в ее крошечном рукаве. От безжалостной болтовни до стремления копить и почти всеобщей одержимости всем розовым, дочери — это порода сама по себе. Вот, загляните в свое будущее.

1.   Вы купите ей вещи, которые ей не нужны.

Ободки для волос с перьями, колготки в горошек, крошечные сумочки-таблетки, носки, похожие на балетки: скоро у вашего малыша появится более обширная коллекция аксессуаров, чем у вас. «Я постоянно покупаю ей вещи, которые ей не нужны», — говорит мама троих детей Тара Портер Скибар. «Она любит моду, и я питаюсь ею. Я думаю, это потому, что это вещи, которые я хотел купить, когда был моложе, и мои родители не хотели покупать их для меня».

На самом деле, не удивляйтесь, если вас забавные аксессуары больше волнуют, чем ее. «У нее большая коллекция (колготок, ободков и т. д.), и если она их и носит, то обычно они не длятся больше часа», — говорит мама Мишель Макдэниел.

2.   Возможно, она намного девчачье, чем ты.

Даже если вы сделали все возможное, чтобы создать гендерно-нейтральное игровое пространство, заполненное грузовиками, поездами и всевозможными «мальчишескими» игрушками, она может увлечься принцессами, Барби и красивыми розовыми балеринами из эфир. Некоторые девушки просто естественно стекаются к девчачьим вещам. «Саманта — мой девчачий ребенок. Она любит носить сумочку, носить украшения, а блеск для губ — ее самая любимая вещь в мире. В 4 года она спросила меня, могу ли я купить ей высокие каблуки и лифчик», — говорит мама троих детей Келли Г. Филлипс.

3.   Ее желание одолжить у вас туфли на каблуках, драгоценности, сумочки и многое другое начнется, как только она сможет ходить и говорить (и расти с этого момента).

«Иду в Costco за кофе!» — объявит она, обув свои новогодние туфли на каблуках (которые, к сведению, вы редко надеваете в Costco). В детские годы это глупое переодевание в лучшем случае, так что наслаждайтесь им. Достаточно скоро она захочет одолжить эти вещи по-настоящему. Будьте готовы к битве. «У меня есть пара роскошных солнцезащитных очков, и моя дочь постоянно «одалживает» их и делает селфи, а затем публикует их в Instagram», — говорит Скибар.

\»Я возьму на минутку эти солнцезащитные очки…\» Сегодня

4.   Все начинается рано.

Конечно, все дети разные, но кажется, что девочки достигают основных этапов развития раньше мальчиков того же возраста. Переворачиваться, садиться, посылать воздушные поцелуи, хлопать в ладоши, приучать к горшку, читать: не удивляйтесь, если она освоит все это и многое другое раньше, чем мальчики ее возраста (хотя в конце концов это почти всегда выравнивается). Филлипс узнала об этом из первых рук со своей старшей дочерью.

«Эмма действительно начала все рано, — говорит она. «Она шла в 9месяцев и была приучена к горшку до 2 лет. Она всегда «действовала» на годы вперед своего времени».

История по теме: 10 вещей, которые я хотела бы знать о воспитании мальчика

5.   Она примет сексуальную позу.

Она может танцевать или устраивать шоу, или просто хвастаться своим новым купальником Доры, когда это произойдет: с ее выдвинутым бедром и запрокинутой головой вы сделаете двойной дубль, когда поймете, что она выглядит как миниатюрная модель Victoria’s Secret. «Саманта на самом деле тверкала на вечеринке, и я думал, что умру, — говорит Филлипс. «Все начали смеяться, поэтому, конечно, она продолжала это делать. Когда я попросил ее остановиться, она взглянула на меня с чистой невинностью, задаваясь вопросом, что она делает неправильно».

У Скибара был похожий опыт. «Когда моим девочкам было 4 и 8 лет, я хотел сфотографировать их в бассейне. Они оба побежали за своими солнцезащитными очками и позировали как модели или как, по их мнению, позировали модели. Я думал, что позы выглядели слишком сексуальными для их возраста, и это заставило меня очень беспокоиться об их подростковом возрасте».

Позирует в бассейне.Сегодня

6.   Вам понравится повод снова прочитать «Черную красавицу», «Нэнси Дрю» и Джуди Блюм.

В ту минуту, когда вы сломаете позвоночник одной из любимых игр детства, вы вернетесь в то волшебное время. «Моя дочь только пойдет во второй класс в августе, и я не могу дождаться, когда достану свои книги Рамоны Куимби, чтобы поделиться с ней!» — сказал Макдэниел.

Помимо прогулки по переулку воспоминаний, вы также оцените возможность прижаться друг к другу. «Чтение книг с моими 5- и 7-летними дочерьми — это особое время, — говорит мама троих детей Джина Феррара. «Мы закончили «Дневник Анны Франк» и сейчас читаем автобиографию Хелен Келлер».

7.   Скорее всего, она пройдет фазу «Я ношу только платья».

Где-то в возрасте 3 лет у нее разовьются четкие представления о том, что она хочет носить, что может соответствовать или не соответствовать чистоте, погоде, нормам приличия или тому, что в данный момент считается модным. момент. Как только вы избавите ее гардероб от всего, что не имеет юбки, ее предпочтения могут просто измениться на какую-то другую любопытную вещь (майка наизнанку, резиновые сапоги с леопардовым принтом, топ от бикини поверх водолазки). для следующего отрезка. Чем раньше вы поймете, что это действительно не имеет значения, тем счастливее вы оба будете.

Также будет полезно, если вы найдете способ, чтобы ей было комфортно — и она была прикрыта — тем временем. «Когда моя дочь прошла через стадию «надевания только платьев», я с облегчением обнаружила в разных магазинах шорты «монки-бар» (как мы их называем в нашем доме), чтобы носить их под ними, не выглядя глупо», — вспоминает Макдэниел.

«Почему платья с нижним покрытием останавливаются на размере 24 месяца?»

8.   Она будет копить   … все.

Сосновые шишки, резинки, резинки для волос, ластики, лепестки цветов, пробки от бутылок, морское стекло, случайные пуговицы, дохлые жуки: если она сможет засунуть это в мешочек, она соберет это. Это эволюционный намек на ее корни девушки-собирательницы, и она, честно говоря, ничего не может с собой поделать. «И вы повсюду найдете то, что она припрятала», — говорит Макдэниел. «В шкафу, в ящиках тумбочки, под кроватью…»

9.   Вы будете постоянно драться из-за ее волос.

Это в ее глазах. Нужна отделка. Тебе нравится вверх, ей нравится вниз. Да, она должна мыть его. Нет, она не выйдет из дома с крысиным гнездом на голове. Хорошо, вы свернете/выпрямите его только один раз. Нет, она не может сделать это сама. Войны волос будут длиться до тех пор, пока вы им позволите (перевод: пока вы не поймете, что это всего лишь волосы, и не решите сдаться).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts