Воспитание мальчика 5 лет психология
Период, когда начинается воспитание мальчика 5 лет, психология отсчитывает с момента его рождения. Это возраст, в котором происходит осознание и переработка всей полезной информации, собранной об окружающем мире. В это время к ребенку начинают относиться как к сформировавшейся личности, которая в состоянии услышать аргументы, совершить последовательные действия, усвоить определенные нравственные нюансы, связанные с половой принадлежностью. Это не милый годовалый карапуз, который, спотыкаясь, делает первые шаги. Это уже личность, в формирование которой нужно вносить возрастные и нравственные коррективы.
Содержание
- 1 Мальчики и девочки, общее и различное
- 2 Преступление и наказание, любовь и ласка
- 3 Взрослая жизнь: угроза или необходимость
- 4 Любовью можно добиться большего
Мальчики и девочки, общее и различное
Дети в этом возрасте требуют примерно одинакового подхода. Считается, что девочки более усидчивы, а мальчики склонны к всплескам энергии и беспокойства, но на самом деле все зависит от обстановки, в которой ребенок перманентно пребывает. Большую роль играет то, что в него вкладывалось в предыдущие пять лет. Очень многое в современном мире зависит от того, насколько ребенок адаптирован к социуму, увлекается ли компьютерными играми, посещает ли детский сад, единственный ли он в семье, и даже старший он или младший, если у него есть брат или сестра. Воспитание — это не назидательные поучения, поминутное одергивание, насильственное внедрение этических норм путем поучений и утверждений о том, что можно, а что нельзя.
Это взаимный процесс, в котором участвуют взрослые и дети, и который каждому видится с его собственной, единственно правильной точки зрения. Взрослый способен оценивать свои поступки, их последствия, принудить себя к выполнению ежедневных, монотонных действий вроде застилания кровати и чистки зубов, в то время как ребенок зачастую еще не может представить себе последствия сделанного и считает, что от ежедневной рутины можно уклониться. Обязанность и право взрослого человека, который с уважением и пониманием относится к формирующейся личности, — внедрить необходимые знания в психику малыша с максимальным тактом и информативностью, не ущемляя при этом его самостоятельность (не важно, мальчик это, или девочка).
Ребенок требует и заслуживает любви, но это чувство не должно быть слепым и всепрощающим, иначе дальнейшее формирование человеческой личности превратится в трудноуправляемый, а затем и вовсе неконтролируемый процесс, справиться с которым взрослым окажется не под силу. 5 лет — это тот возраст, когда мальчик или девочка должны понимать, что отношение родителей к ним не зависит от половой принадлежности или от того, кого они хотели иметь. Он должен знать, что его любят таким, какой он есть, за то, что он плод союза двух родителей, за сам факт его существования, но дальнейшее право на эту любовь он должен заслужить.
Преступление и наказание, любовь и ласка
Дети в 5 лет, особенно мальчики, склонны к шалостям, пререканиям, отступлению от правил, которые кажутся родителям несомненными. Это возрастная особенность. Ребенок уже в достаточной мере владеет речью, чтобы отстаивать права, которые, как ему кажется, он получил, вступив в определенный возраст. Это особенно проявляется, если ребенок один в семье, и взрослые расходятся во взглядах на его поведение. Там, где папа считает наказание справедливым, мама и бабушка вступаются, утверждая, что он еще совсем маленький. Особенно тяжелые ситуации возникают, когда взрослые вступают в споры о взглядах на воспитательный процесс, переходя к взаимным оскорблениям при ребенке.
Это не означает, что наказывать мальчика следует за малейшую провинность, но излишняя мягкость, равно как и излишняя суровость, часто приводит к обратному результату. В этом возрасте наказание необходимо, но, прибегая нему, следует помнить о некоторых условиях.
- Наказание необходимо, если до этого ребенок уже совершал подобные действия и ему неоднократно, мягко и доступно разъясняли, почему так делать не следует. Наказание не должно быть физическим, потому что это иногда травмирует не только психику. Лучше лишить чего-то, что ощутимо подействует, например, возможности поиграть в компьютерную игру или давно ожидаемого похода в зоопарк, цирк.
- Процесс должен осуществляться без участия посторонних. Если на него пожаловались на улице, лучше увести ребенка домой и поговорить там, где он не будет подвергаться публичному унижению. Это актуально даже в тех случаях, когда проступок значительный.
- Мера воздействия не должна касаться жизненно необходимых вещей. Нельзя наказывать лишением ужина, сна, отбирая одежду, заставляя испытывать унижение и беспомощность. Лучше попросить ликвидировать последствия сделанного, например, извиниться перед родным или близким человеком.
- В этом возрасте следует прививать понятие о половой принадлежности и связанных с ней обязанностях. За проступки по отношению к девочкам или женщинам наказание следует проводить с подробным разъяснением недопустимости их повторения.
Мальчик 5 лет может получить непоправимую психологическую травму в результате несправедливого наказания, если не дать ему возможности оправдаться. В этом возрасте родителям следует как можно больше разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал в них друзей, людей, которым можно рассказать о своих проблемах, поделиться наболевшим.
Взрослая жизнь: угроза или необходимость
Как воспитывать мальчика 5 лет? На что надо обратить особое внимание? Воспитание в этом возрасте включает подготовку к более ответственному этапу в его жизни. Ведь ребенок уже скоро пойдет в школу. Это дополнительная нагрузка как для родителей, так и для детей, потому что на сегодняшний день там уже требуются некоторые навыки. С этим намного проще, если ребенок посещает детский сад, но и мама с папой тоже должны с ним заниматься. Какие бы сложности не встречало домашнее обучение, ни в коем случае не следует говорить детям, что они тупы, глупы, не способны к восприятию информации. Это не только отобьет охоту к дальнейшим занятиям, но и существенно занизит самооценку малыша.
И уж тем более не стоит запугивать его фактом грядущего похода в школу. Лучше стократно объяснить ему, что знания нужны ему самому, проявить такт и терпение, настойчивость и дар убеждения. В каких-то случаях ребенка можно заставить усвоить информацию, а в каких-то — постараться ему все объяснить. В определенных ситуациях необходимо просто выучить задание. Если не получится — купить курс игрового, компьютерного обучения. Взрослая жизнь — не страшный призрак, маячащий перед глазами, а просто следующий жизненный этап.
Любовью можно добиться большего
Как воспитать мальчика 5 лет? Прежде всего любить. Постоянно подчеркивать свою любовь, не стесняться говорить о ней, не бояться лишний раз поощрить, погладить по голове, поцеловать, причесать, поправить одежду, прижать к себе. Не слепо потакать всем прихотям, но и не отказывать в чем-то, что можно дать, из-за неприятностей на работе, семейного конфликта или просто плохого самочувствия.
Не надо бояться, что он вырастет балованным и изнеженным, потому что суровости и окриков ему еще предстоит много увидеть на взрослом этапе жизни, который уже не за горами. Не стоит говорить ему, что он маленький, но и думать, что он уже достаточно вырос в пять лет для полного осознания своих поступков тоже преждевременно. Надо разговаривать с ним на разные темы, отвечать на вопросы, его интересующие. Лучше это делать прямо и честно, не боясь, что он не поймет.
Необходимо относиться к нему серьезно. В первую очередь его следует уважать и любить как личность, которая появилась на свет, выросла и уже отчасти сформировалась.
Метки:Воспитание, Мальчик
Воспитание мальчиков — Азбука воспитания
Оглавление- Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью
- Школа мужества
- Подвижные игры
- Где живет герой?
- Спасителю папы – приз!
- Романтики с большой дороги
- Эффект подсолнуха
- Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам
Воспитание мальчиков – неженское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной “дядька”, а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров.
Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Некрасова “Мужичок-с-ноготок”, герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.
Причем трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. “Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей”, – писал исследователь русского крестьянского быта, историк Миненко Н.А. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя-мужчины доставалась женщине. Однако в XX веке все изменилось, и воспитание детей чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В детском саду “усатого няня” можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда ни призывали, а все равно практически в любой школе учителей на порядок меньше, чем учительниц.
В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины! Число матерей-одиночек растет. Равно как и число однодетных семей. Безо всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.
Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью
На наших психологических занятиях мы даем мальчикам маленький тест: просим нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой ступеньке какое-то качество хорошего человека. Вверху – самое важное, внизу – самое, на их взгляд, несущественное. Результат впечатляет. Нередко мальчики-подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека… прилежность, усидчивость, аккуратность. Только что еще умение вышивать гладью не называют! А вот смелость если и присутствует, то на одной из последних ступенек.
Причем матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно, слышат сыновья во многих семьях? – “Туда не ходи – опасно, то не делай – поранишься, не поднимай тяжести – надорвешься, не трогай, не лезь, не смей…” О какой инициативе можно говорить при таком воспитании?
Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Вы спросите почему? – Да потому что на самом деле за ним таятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, мамы и бабушки воспитывают ребенка ДЛЯ СЕБЯ, воспитывают таким, КАКОЙ ИМ УДОБЕН.
И не задумываются серьезно о последствиях. Хотя задуматься следует. Ведь даже с эгоистической точки зрения это недальновидно. Заглушая в ребенке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным.
Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Отвечая на вопросы (даже на самые простые, типа “В какой школе ты учишься?”, “Какие фильмы любишь?”), он сжимался в комочек, теребил край свитера, говорил, не поднимая глаз. И постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. В школе тоже все было не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал назубок. А перед контрольными у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальных классах Пашу часто били, пользуясь тем, что он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. Но радости Паше, как вы понимаете, это не прибавляет. Он чувствует себя ничтожеством и спасается от тягостных мыслей, с головой уходя в мир компьютерных игр. В них он чувствует себя непобедимым и сокрушает многочисленных врагов.
“Раньше столько читал, с удовольствием ходил в театр, в музеи. Теперь от всего отказывается и целыми днями просиживает перед компьютером, – горюет Пашина мама, не понимая, что она сама загнала его в замкнутый круг. Таков примерный портрет слабовольного мальчика, задавленного гиперопекой. Те же, кто внутренне посильнее, начинают проявлять негативизм и демонстративность.
“Не понимаю, что стряслось с моим сыном. Был нормальный человек, а сейчас все принимает в штыки. Ты ему слово, он тебе десять. И главное, никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить – деньги потратит совсем на другое, да еще наврет с три короба. Вечно норовит сделать наперекор, влезть в какую-нибудь авантюру. Всю нашу семью держит в напряжении, за ним глаз да глаз нужен, как за маленьким, – жалуется мама такого ребенка, тоже не понимая, кто виноват в его непокорно-инфантильных выходках.
В результате в подростковом возрасте оба мальчика, вполне вероятно, попадут в так называемую “группу риска”.
Паша может стать жертвой насилия и совершить попытку самоубийства, другой мальчик – забросить учебу, увлечься тяжелым роком и дискотеками, пуститься во все тяжкие в поисках легких денег, пристраститься к водке или наркотикам. Т.е., даже здоровье ребенка, т.е. цель, ради которой была принесена в жертву его мужественность, – и та не будет достигнута!
Школа мужества
Если всерьез думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своих характерологических особенностей и из характера ребенка. Одна моя знакомая, поистине железная леди, воспитывает своих сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает рядом с ней на гору под палящим солнцем. А до вершины ни много – ни мало – полтора километра! И ходит за тридевять земель купаться вдвоем со старшим братом, которому самому-то еще только-только, как у Некрасова, “шестой миновал”… Мне даже слушать об этом страшно, а она считает, что иначе воспитывать сыновей просто нельзя.
Но думаю, большинству матерей такой подход не по нервам. Лучше предпочесть золотую середину. Для начала сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдайте за детьми, гуляющими там под присмотром отцов. Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек.
Вообще, отцам обычно легче управляться с сыновьями, чем матерям. Это факт. Но объяснения ему даются разные. Чаще всего жены говорят, что их мужья реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту, и у сыновей на них “меньше аллергии”. Но я убеждена, что тут дело в другом. Если у ребенка нормальные отношения с матерью, так он только рад, когда она побольше бывает дома. И никакой “аллергии” у него на нее нет! А вот когда взаимопонимание отсутствует, когда банальная чистка зубов перерастает в ПРОБЛЕМУ, тогда “аллергия”, конечно, появляется.
Нет, просто отцы сами были мальчишками и не окончательно позабыли свое детство. Например, они помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи. Или когда тебе, будто несмышленышу, диктуют, какую шапку надеть, какой шарф повязать. Поэтому понаблюдайте, в чем они уступают сыновьям, а в чем, наоборот, тверды, как кремень. И постарайтесь оценить это объективно, без затаенных обид. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя жен в том, что они разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут. Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному.
В совсем еще маленьком, двухлетнем ребенке можно и нужно поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать взрослые, выговаривая упавшему малышу: “Что ты ревешь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!” Подобное “воспитание” приводит к тому, что лет в 5–6 малец, которому надоели унижения, заявляет: “А я не мужчина! Отстаньте от меня”. Лучше исходить из “презумпции невиновности”: раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Ударился он или испугался – неважно. Главное, что малышу нужна психологическая поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А вот когда он ударится и НЕ заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность:“Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел”.
Вообще почаще произносите слово “мальчик” с эпитетами “смелый” и “выносливый”. Ведь малыши, как правило, слышат в этом возрасте, что “хороший” – это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания. Как известно, люди, слышавшие когда-то в младенчестве иностранную речь, впоследствии легко овладевают этим языком и отличаются хорошим произношением, даже если начинают учить язык с нуля спустя много-много лет.
То же самое происходит и с представлениями о жизни и людях. Ранние впечатления оставляют глубокий след и впоследствии незримо руководят многими нашими поступками. Трех-четырегодовалому ребенку стоит покупать побольше “мужских” игрушек. Не только пистолеты и машинки. Я уже писала, что сыновей полезно знакомить с мужскими профессиями.
Помимо всего прочего, это отвлечет ребенка от компьютера, от бесчисленных виртуальных убийств, которые порождают в детской душе лишь страхи и ожесточенность. Очень хорошо сочетать рассказы с ролевыми играми, покупая или мастеря для них разную атрибутику: каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл… Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Пестрота – это для девчонок. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идет не только на уровне слов, но и на уровне цвета.
Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Под присмотром взрослых, конечно, но все же самостоятельно. Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к “настоящему делу”. Ну, а папы, конечно, не должны раздражаться, если сын что-то делает не так, как надо.
И уж тем более недопустимо кричать: “У тебя руки не из того места растут!” Таким образом можно добиться лишь того, что у сына пропадет всяческая охота помогать.
“Когда к нам приходит слесарь, – рассказала мне директриса одного детского сада, уделяющая очень большое внимание развитию в мальчиках мужских качеств, а в девочках – женских, – я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. У нас, как, впрочем, везде, много детей из неполных семей, и для некоторых это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям”.
Одиноким мамам очень важно взять на вооружение сей нехитрый прием. Ведь среди подростков “группы риска” большинство из неполных семей. Не имея перед глазами положительного образца мужского поведения, мальчики легко копируют отрицательные. С весьма плачевными для себя последствиями. Поэтому постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приспосабливать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастет, разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины. Не пожалейте сил, подыщите руководителя, который пришелся бы по сердцу вашему мальчику. Поверьте, это окупится с лихвой.
Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам. В том же самом садике ребята настолько привыкли пропускать девочек вперед, что однажды, когда воспитательница забыла об этом правиле, у двери образовался затор: мальчики не хотели проходить раньше девочек. Мы на занятиях в нашем психологическом театре тоже хвалим мальчишек за благородство, когда они соглашаются, чтобы девочки выступили первыми. И видим, как благотворно это сказывается на их самооценке и на взаимоотношениях в группе.
Пойдя в школу, ребенок переходит в другую возрастную категорию, становится “большим”. Это благоприятный момент и для дальнейшего развития мужественности. Начните приучать его, чтобы он уступал в метро место пожилым людям.
А с какой готовностью мальчишки, даже четырехлетняя мелюзга, бросаются перетаскивать стулья! Как они счастливы, когда их называют силачами! Еще бы, ведь публичное признание мужественности дорогого стоит…
Подвижные игры
Это поистине проблема, ведь далеко не у всех семей квартирные условия позволяют ребенку насытить его двигательную активность. Да и взрослые сейчас сильно устают, а потому не выносят лишнего шума. Однако мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить, и побороться. Разумеется, не на ночь, чтобы они не перевозбуждались. И, безусловно, взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя. Особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, и если их и дома будут заставлять ходить по струнке, у ребят случится нервный срыв.
Мальчики вообще в среднем более шумные и воинственные, чем девочки. Это особенности пола. И мамам следует не пресекать это, а облагораживать, возвышать, элевировать. Подскажите сыну интересные сюжетные повороты игры “в войнушку”.
Романтизируйте ее, предложив ему мысленно перенестись в старину, вообразить себя древнерусским витязем, скандинавским викингом или средневековым рыцарем. Смастерите ему для этого картонные латы и меч. Купите какую-нибудь красочную, интересную книжку или видеокассету, которая заставит заработать его фантазию.
Где живет герой?
Говоря о воспитании мужественности, нельзя обойти стороной вопрос о героизме. Что поделать? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать. И потому, что выжить в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Теме подвига отдали дань практически все русские писатели. Можно сказать, это одна из ведущих тем отечественной литературы. Помните, как много значили для современников Пушкина герои войны 1812 года? А какую славу снискал молодой Толстой своими рассказами о героической обороне Севастополя!
И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Менялись времена, какие-то страницы прошлого переписывались заново, но общая установка на героизм оставалась неизменной. Ярчайший тому пример – усиленная “ковка” новых героев после революции. Сколько стихов было о них сложено, сколько фильмов снято! Герои и героические культы создавались, насаждались, поддерживались.
Для чего это было нужно? – Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывало у них невольное уважение к старшим. А это существенно облегчало задачу воспитателей, ведь основа педагогики – авторитет взрослых. Можно оборудовать классы новейшими компьютерами, можно разработать высоконаучные, эффективные методики. Но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку все равно не будет. В чем за последние годы, увы, смогли убедиться многие родители.
А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на малышей лет пяти-шести. Как у них загораются глаза при слове “подвиг”! Как они счастливы, если их назовут смельчаками. Казалось бы, откуда в них это? Ведь сейчас героизм не в почете.
Сейчас гораздо чаще можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов, по меньшей мере, неразумно. Но в том-то и дело, что в подобные мгновения включаются механизмы бессознательного. В душе каждого мальчика живет смутный образ настоящего мужчины. Это заложено самой природой, и для нормального развития мальчишкам необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
И вот, пожалуй, впервые в русской истории подрастает поколение, которое почти не знает героев прошлого и совершенно не имеет понятия о героях современности. Не потому что их нет в природе. Просто взрослые вдруг решили, что героика устарела. И попробовали было обойтись без нее.
Теперь мы пожинаем первые плоды, и хотя урожай еще не совсем поспел, нам есть над чем призадуматься.
Спасителю папы – приз!
Несколько лет назад мы разработали анкету для подростков, посвященную героизму. Вопросы там простые, но очень показательные. Например: ” Нужны ли герои?”, “Хотел ли бы ты быть похожим на какого-нибудь героя? Если да, то на кого?”, “Мечтал ли ты когда-нибудь совершить подвиг?” Еще недавно большинство мальчишек отвечали утвердительно. Теперь все чаще пишут “нет”.
В последней подростковой группе, с которой мы занимались, семь мальчиков из девяти (!) заявили, что герои не нужны, похожими они на героев быть не хотят и о подвиге не мечтают. А вот девочки на все три вопроса ответили: “Да”.
Даже ученица вспомогательной школы написала, что если мир останется без героев, некому будет спасать людей. Так что у девочек с представлениями о героизме все оказалось в порядке. Но это какое-то слабое утешение. Особенно впечатлил нас ответ на последний вопрос. Если вы помните, в начале 90‑х годов в Балтийском море затонул паром. И во время катастрофы пятнадцатилетний мальчик спас своего отца. Тогда об этом много писали, и одна из молодежных газет обратилась к мальчику с призывом откликнуться – они хотели вручить ему приз. Идея получения приза за спасение родного отца показалась нам настолько дикой и аморальной, что мы не могли на это не отреагировать. И включили в анкету вопрос о правомерности премирования человека призом за спасение папы. Еще пару лет назад практически все подростки писали, что, конечно, никакого приза не нужно. А многие поясняли: “Самая большая награда – то, что отец остался жив”. Теперь мнения разделяются. В уже упомянутой подростковой группе девочки опять-таки ответили нормально, а мальчишки потребовали наград. Как вам такие защитники семьи и отечества?
Романтики с большой дороги
Но с другой стороны, юношеская тяга к романтике неистребима. Это обязательный этап становления личности. Если он не пройден, человек не может развиваться нормально. Причем, в первую очередь, как ни странно, это сказывается на интеллектуальном развитии, которое резко затормаживается. Для олигофренов, например, вообще характерно выпадение романтической фазы (об этом писал один из известнейших психиатров проф. Васильченко Г.В.).
Так что, отринув настоящий героизм, многие подростки все равно его ищут. Но находят лишь суррогаты, о чем неопровержимо свидетельствует рост подростковой преступности. Закрыв подростковые клубы, мы просто вытеснили ребят в подворотни.
А отменив игру в “Зарницу”, обрекли их на куда более вредную и засасывающую игру в мафию. Которая для многих быстро становится не игрой, а привычным образом жизни.
Ну, а для более спокойных, “домашних” ребят отказ от традиционной ориентации на героизм оказался чреват ростом страхов. А значит, и низкой самооценкой, ведь даже маленькие мальчики уже понимают, что трусом быть стыдно. И очень болезненно переживают свою трусость, хотя подчас стараются это скрыть под маской напускного равнодушия.
Очень характерно, что ребята, отрицавшие в анкетах нужность героизма, с одной стороны, панически боялись “крутых”, а с другой, подражали одноклеточным героям американских боевиков. И называли среди героических черт характера жестокость, непримиримость к врагу и готовность пойти на все ради достижения своей цели. Вот и представьте себе, какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится еще с десяток лет.
Иногда – правда, довольно редко – приходится слышать: “Ну и что? Пусть будет каким угодно. Лишь бы остался жив”. Но мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. Он без многого может прожить, а без уважения – нет.
“Ура!” – закричал мой семилетний сын, узнав, что у его старшей сестры родился малыш. “Я был самым маленьким в нашей семье, а теперь я – дядя! НАКОНЕЦ-ТО МЕНЯ БУДУТ УВАЖАТЬ”.
Даже опустившемуся алкашу важнее всего, чтобы его уважали. Именно этого, вкупе с выпивкой, ищет он в компании собутыльников. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина будет не в состоянии защитить свою семью и свою страну? Если любой бандит, умеющий стрелять, сможет диктовать ему условия, а девушки будут презрительно называть его трусом?
“Целомудрие, честность и милосердие без мужества – добродетели с оговорками”, – сказал американский писатель К. Льюис. И с этим трудно не согласиться.
Эффект подсолнуха
“Ну, хорошо, – скажет кто-нибудь. – Я согласен, мальчик должен уметь постоять за себя. Пусть будет смелым, но в меру. А геройство зачем?”
Но человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе больше сил для преодоления трудностей, когда перед ним маячит высокая цель. Идеал, конечно, недостижим, но стремясь к нему, человек становится лучше. А если планку занизить, то и стремления преодолеть себя не возникнет. Зачем напрягаться, когда, в общем-то, я и так у цели? Когда и так сойдет?
Что, например, случится, если ребенка в первом классе не нацеливать на идеал чистописания – каллиграфическое письмо? Если позволять ему писать тяп-ляп, особенно не стараясь? – Собственно говоря, результаты мы видим на каждом шагу, ведь во многих школах именно так и поступили, решив, что нечего тратить полгода на освоение прописей, а лучше быстренько обучить детей безотрывному письму. В результате школьники в массе своей пишут как курица лапой. В отличие от их бабушек и дедушек, которые даже после простой сельской школы имели вполне сносный почерк.
А можно ли выучить иностранный язык, если не ориентироваться на идеал – овладеть языком в совершенстве, чтобы он стал родным? На самом деле идеал этот почти не достижим. Даже высокопрофессиональные переводчики в чем-то все равно уступят носителю языка, впитавшего его с детства. Но если бы они не будут стремиться к совершенству, то из них и переводчиков не получится. Они останутся на уровне людей, которые могут с грехом пополам объясниться в магазине, да и то больше при помощи жестов.
Точно такая же история происходит и с воспитанием смелости. Стать героем дано далеко не каждому. Но изначально занижая планку, а то и дискредитируя героизм в глазах ребенка, мы вырастим труса, который не сможет постоять ни за себя, ни за своих близких. Да еще будет подводить под свою трусость идеологическую базу: дескать, зачем сопротивляться злу, когда оно все равно необоримо? И наоборот, если “назначить” трусишку героем, он постепенно начнет подтягиваться, дабы оправдать это высокое звание. Примеров можно привести множество, но ограничусь всего одним.
Вадик ужасно боялся уколов. Еще при подходе к поликлинике он закатывал истерику, а в кабинете врача его приходилось держать вдвоем-втроем – с такой силой он отбивался от медсестры. Ни уговоры, ни посулы, ни угрозы не помогали. Дома Вадик обещал все, что угодно, но при виде шприца уже не мог с собой совладать. И вот однажды все повторилось снова. С той только разницей, что папа, встречавший Вадика с мамой на улице, потихоньку сказал жене: “А давай ты мне скажешь, что Вадик вел себя героически. Посмотрим, как он прореагирует”.
“Давай”, – согласилась мама. Сказано – сделано. Услышав про свой героизм, Вадик сперва опешил, но потом, справившись с изумлением, согласился. И вскоре искренне поверил, что он спокойно дал сделать себе укол! Родители про себя посмеивались, считая это просто забавным происшествием. Но затем увидели, что поведение Вадика в поликлинике
начало меняться. В следующий раз он сам зашел в кабинет, и хотя заплакал, не выдержав боли, дело обошлось без криков и драк. Ну, а еще через пару раз и со слезами удалось справиться. Страх уколов был преодолен.
А если бы отец не назначил сына героем, а начал его стыдить, Вадик лишний раз убедился бы в своем ничтожестве, и у него совсем опустились руки.
Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам
Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Даже сейчас, когда дети стали меньше читать. Поэтому любое воспитание, в том числе и воспитание мужества, очень важно производить на основе интересных, талантливо написанных книг. Героической литературы – море, всю не перечесть. Я назову лишь некоторые произведения. Мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста наверняка понравятся “Приключения Эмиля из Ленниберге” А.Линдгрен, “Хроники Нарнии” К.Льюиса, “Ветер в ивах” К.Грэма.
Имена же советских писателей: Олеши, Катаева, Рыбакова, Кассиля и др. и так у всех на слуху. У Л. Пантелеева есть целый цикл рассказов о подвигах. Да и русские классики сполна отдали дань теме смелости и мужского благородства. Кроме того, вся наша (и не только наша!) история изобилует примерами героизма. Причем примеры можно подобрать на любой вкус.
Это и жития святых и биографии великих полководцев, рассказы о подвигах солдат и истории обычных мирных жителей, волею судеб вдруг вставших перед необходимостью защитить свою родину от посягательств врагов (напр., подвиг Ивана Сусанина). Так что материал, на котором можно воспитывать мальчишек настоящими мужчинами, есть. Было бы желание.
По материалам книги Т. Шишовой “Чтобы ребенок не был трудным”
5 сложных моментов детства, которые должен понять каждый родитель
Родители часто задаются вопросом: что происходит с моим мальчиком?За долгие годы работы с родителями и воспитателями мальчиков я заметил, что некоторые вопросы часто задают на разных этапах отрочества.
В некотором смысле, есть некоторые окна развития, которые могут быть более сложными, чем другие, и, немного поняв, мы все можем понять, что наши маленькие мальчики и наши мальчики-подростки часто реагируют на значительные, невидимые изменения, происходящие внутри них. .
Помните, что это не ВСЕ мальчики, однако будет довольно точно сказать, что это относится к большинству мальчиков.
По статистике выживание наших маленьких мальчиков в возрасте до одного года подвергается большему риску, чем выживание наших маленьких девочек. Мальчики, как правило, умирают внутриутробно, при рождении и в первые 12 месяцев жизни чаще, чем девочки — разница невелика, но статистически значима.
Уязвимость мужчин с точки зрения здоровья и благополучия хорошо изучена. Это исследование продолжает приводить доказательства того, что маленькие девочки развиваются быстрее и полнее, чем маленькие мальчики с момента зачатия.
Еще до того, как я стала матерью своих четырех замечательных сыновей, я провела большую часть своего детства с моим младшим братом, который был намного мягче и часто менее храбрым, чем я.
Возможно, это помогло мне понять, что мальчики по своей природе не сильны, даже несмотря на то, что у них больше мышц, чем у девочек. Физическая сила — это одно, а умственная и эмоциональная сила, которая может повлиять на когнитивные способности, особенно умение принимать решения и языковые способности, — это совсем другое.
Несмотря на эти ранние различия для значительного числа маленьких мальчиков, первое сложное окно отрочества — это детство.
Время малыша
Все малыши биологически запрограммированы стать учеными, авантюристами и исследователями, используя все свои чувства, чтобы попытаться узнать, как устроен мир. А маленькие мальчики с их дополнительной энергией и физической силой могут быть очень утомительными.
Кажется, что они внезапно вылетают из наших рук в физический мир. Все малыши хотят двигаться и исследовать, однако у мальчиков есть дополнительное желание прикоснуться ко всему или постучать по чему-либо другими предметами и игрушками! О, и не забывайте о толчках, прыжках и необходимости бежать как можно дальше от родителей, когда им предоставляется хоть какая-то свобода!
Многие мальчики становятся альпинистами в раннем возрасте, и вы можете найти их на вершинах всевозможных мест, где вы бы хотели, чтобы они никогда не поднимались. Пожалуйста, убедитесь, что все ваши комоды прикреплены к стене сзади, чтобы они не упали на наших малышей.
Когда они размазывают еду по всей стене, это тоже не должно рассматриваться как что-то плохое или неправильное, а просто то, что ваши сыновья используют свои чувства, чтобы найти смысл в своем мире. Когда они используют перманентный маркер, чтобы нарисовать вам красивую картинку на стене или на вашей собаке — опять же, они не ошибаются и не плохи. Их намерение исходило из любви, и они использовали свой поисковый механизм так, как задумала Мать-Природа. Имейте в виду 4 шага к гениальности малыша… нормальное развитие и стадия, которая проходит.
Свирепые и деловые четверки
Часто в возрасте около четырех лет мальчики могут казаться более «плохими», менее восприимчивыми к родительскому наставлению и невероятно энергичными физически. На протяжении многих лет я замечал, как много мам в отчаянии поворачиваются ко мне в этом окне — особенно по поводу своих сыновей-петухов — потому что, похоже, ничего не работает с их свирепым, занятым и очень активным четырехлетним малышом.
К четырем годам у мальчиков просто больше мускулов и, следовательно, физическая сила, а также желание направить свои внутренние биологические побуждения на то, чтобы стать воинами или «охотниками на мамонтов».
Другое возможное объяснение этого изменения в поведении значительного числа наших мальчиков связано с некоторыми сдвигами в гормональной активности, особенно в лютеинизирующем гормоне, который заставляет их яички начать производить клетки Лейдига. Эти интересные маленькие символы спрятаны глубоко в теле нашего маленького мальчика, чтобы играть гораздо большую роль, когда начинается половое созревание, однако этот гормональный сдвиг, прямо или косвенно, может каким-то образом способствовать этому изменению в этом возрасте.
Стив Биддалф более подробно исследует это и то, что он называет «четверками», в своей обновленной версии своей классической книги «9».0003 Воспитание мальчиков,
называется Воспитание мальчиков в 21 веке . Всем родителям мальчиков обязательно к прочтению.По моим наблюдениям, я обнаружил, что многие четырехлетние мальчики все еще борются со словесным общением и склонны реагировать физическими действиями. Вот почему я часто говорю, что «поведение мальчиков — это их язык». Независимо от причины такого прилива энергии и потребности в активности, мальчикам от четырех до шести лет часто требуется гораздо больше свободы движений, много места для движения, много возможностей для авантюризма и храбрости, а также моменты, когда они автономны и способны делать свой собственный выбор — даже если это причиняет им физическую боль.
Это окно действительно закрывается, однако, пытаясь сдержать маленьких мальчиков, которым нужно перемещаться по своим мирам с энергичными действиями, энтузиазмом и очень мало мыслей, мы можем непреднамеренно повредить нашим мальчикам и тому, как они видят себя.
Мамам это может показаться очень трудным, потому что баланс между «злой» и «любящей» мамой может быть утомительным и разочаровывающим. Папы тоже могут расстраиваться, однако они, как правило, ценят потребность в физической свободе немного больше, чем мамы.
Достаточно родительского руководства, чтобы сохранить им жизнь, и достаточно свободы, чтобы позволить им пережить подлинные моменты радости и восторга, которые делают их счастливыми от того, что они живы.
Если вам посчастливилось иметь задний двор, заполните его мячами всех размеров, битами, веревками и самой большой песочницей, какую вы только сможете поместить, и позвольте вашему сыну и его маленьким друзьям побегать на свободе. Да, они часто делают это голыми в холодные дни — пожалуйста, сопротивляйтесь своим естественным материнским инстинктам, чтобы привести их внутрь, чтобы они согрелись и оделись. Поверьте, они придут, когда будут готовы.
Позвольте мне еще раз повторить: этот очень энергичный и разочаровывающий этап жизни вашего сына действительно проходит. Было много раз, когда я брал парней Дент куда-нибудь на публику, когда я действительно осознавал, что «у них дерьмо кончилось». По сути, это означало, что я хотел дать мальчикам время и пространство, чтобы они были настолько физически сильными, насколько им нужно, прежде чем мы отправимся туда, где это будет невозможно.
Учитывая, что многие из наших юных мальчиков проводят больше часов за цифровыми устройствами, чем вне дома, бегая на свободе, понятно, что мы начинаем видеть большее количество мальчиков, отстраняемых от занятий и исключаемых из школы в возрасте от четырех до шести лет.
Так что, пожалуйста, держите своих сыновей 4+ как можно более физически активными в реальном мире, надеюсь, играя с другими детьми, и знайте, что эта жажда физической активности со временем уляжется. Также знайте, что развитие саморегуляции может занять больше времени, чем у наших маленьких девочек. Будьте осторожны, чтобы не утопить наших маленьких «охотников за мамонтами» в слишком большом количестве «НЕТ» или серьезных выговоров, поскольку очень часто они не действуют намеренно своевольно. Они запрограммированы делать и думать позже. Ваша мантра для этого возраста может звучать так: «О чем он думал?»
Благодаря постоянному, теплому руководству и корректировке, а также большому терпению маленькие мальчики могут лучше принимать решения, которые вызывают у их родителей меньше разочарования и стресса.
Держите также спрятанный запас хорошего шоколада и знайте, что вам может понадобиться больше кофе/чая — однако это тоже пройдет.
Чувствительный 8s
Когда я консультировал на постоянной основе, я встретил несколько маленьких мальчиков в возрасте около восьми лет, которые внезапно стали эмоционально очень чувствительными и даже хрупкими, несмотря на то, что раньше они не были такими.
Некоторым мальчикам эта смена показалась совершенно нехарактерной. У меня были родители, которые рассказывали мне, что, когда их восьмилетний сын разочаровывался в контрольной по правописанию или ему не удавалось залезть на дерево так, как он планировал, он со слезами на глазах падал от глубокой ненависти к себе и отчаяния: «Я я бесполезен!» «Я безнадежен!» Еще более отчаянно некоторые восьмилетние мальчики выражали желание умереть! Это невероятно огорчает и пугает родителей и учителей, когда они слышат эти сильные грустные слова.
Очень важно в этот непростой период (на самом деле, всегда, но особенно в этот период чувствительности) не говорить мальчикам «закаляться», «перестать быть слабым» и других фраз, основанных на стыде.
Такого рода беседы могут научить мальчиков тому, что уязвимость — это то, чего следует бояться, прятать и избегать любой ценой.
Только в последнее время в результате исследований была обнаружена возможная причина такого сдвига в возрасте около восьми лет. Опять же, Стив Биддалф пишет об этом в своей новой книге, но, согласно долгосрочному исследованию 1200 мальчиков в Мельбурнском институте Мердока, это гормональная стадия, называемая адренархе, которая заставляет мальчиков в этом возрасте эмоционально бороться. Кажется, что это очень ранняя подготовка к половой зрелости.
Быть взрослыми, поддерживающими и успокаивающими наших мальчиков на этом сложном этапе, невероятно важно. Если вы действительно обеспокоены тем, что это выходит за рамки простой биологии, пожалуйста, доверьтесь своим родительским инстинктам и поговорите со своим семейным врачом. У подавляющего большинства юношей они вернутся к своему обычному состоянию за пару лет до полного наступления половой зрелости. Наслаждайтесь этим окном стабильности и почти нормальности!
Половое созревание – 12+
Это сложное видимое окно развития существует с незапамятных времен, поэтому во многих смыслах родители ожидают этого времени испытаний. Несмотря на то, что всплески тестостерона будут увеличиваться — до 800%, начиная с детского возраста — половое созревание нужно рассматривать как время невероятных преобразований и изменений, а не просто время страха.
Половое созревание приносит с собой физические, когнитивные, эмоциональные, социальные и гормональные изменения, поэтому нам действительно нужно помнить, что все эти изменения, происходящие одновременно, могут вызвать у наших подростков и мальчиков сильный стресс.
Половозрелые мальчики, как правило, все руки и ноги, неуклюжие и неуклюжие, и всегда голодные!
Мне очень нравилось учить старшеклассников и иметь дом, полный подростков, потому что, когда они чувствуют себя в безопасности и их ценят, с ними может быть приятно находиться рядом. Они могут быть такими забавными и спонтанными, и освежающе реальными. Хотел бы я знать, сколько тысяч буханок хлеба мы купили за эти 10 лет!
Когда обрезка мозга все-таки происходит в раннем подростковом возрасте, может показаться, что инопланетянин украл вашего прекрасного мальчика, и он станет более забывчивым, неорганизованным, капризным, сварливым и, по-видимому, нечувствительным к окружающему миру. Все это совершенно нормально, и он не может «вырваться из этого» или «быть более вдумчивым!»
Это совершенно запутанный путь перемен, и до 15 лет это время невероятной уязвимости особенно для наших мальчиков, главным образом потому, что они были приучены не делиться своими уязвимыми эмоциями и страхами ни с кем.
Вашему сыну нужно, чтобы вы с любовью и теплотой напоминали ему о соблюдении личной гигиены — да, кажется, они не чувствуют запаха своего тела! Их пенис может быть невероятно ненадежным и плохо себя вести, а у некоторых из наших парней обрезка мозга может случайно лишить их способности говорить членораздельно. Таким образом, бормотание и односложные ответы, которые звучат так, будто он держит голову в бумажном пакете, могут вызывать у него столько же беспокойства, сколько и у вас. Пожалуйста, не говорите своему бормочущему сыну открыть рот — это вызвано изменением мозга, и примерно к 18 годам его прежняя способность довольно четко говорить предложениями вернется.
В этом уязвимом периоде примерно до 16 лет мальчики подвержены зависимости от всевозможных искушений, доступных в нашем мире, — игр, порнографии, курения, алкоголя и других легальных и запрещенных наркотиков.
Майкл Гуриан утверждает, что наши мальчики особенно склонны теряться на пути к зрелости.
Эти несколько лет могут быть очень тяжелыми для мам, у которых были прекрасные отношения со своим сыном-подростком — по нему можно очень скучать.
Он постепенно начнет восстанавливать связь с вами примерно в 16-17 лет, когда начнутся более поздние стадии полового созревания. Будьте сострадательно терпеливы и знайте, что своевременный небольшой неожиданный пердеж рядом с вашим сыном может быть жестом любви, привязанности для мальчика. в этом хитром окне!
«Наши мальчики очень хрупкие изнутри.
И есть способы, в которых наши мальчики просто более уязвимы, чем девочки
к моральной нестабильности. Пренебрегать этим фактом — значит пренебрегать нашими мальчиками».
– Майкл Гуриан, Хороший сын:
Формирование нравственного развития наших мальчиков и юношей (2000)
Нет сомнений, что мальчики, у которых есть значимые взрослые, которые заботятся о них и ценят их , независимо от того, сколько ошибок они совершают, как правило, проходят через подростковый возраст с меньшими конфликтами и трудностями.
Сыновья покидают дом 18+
Последнее сложное окно, которое должны понять родители, — это этап, на котором наши мальчики становятся совершеннолетними — стартовая площадка во взрослую жизнь. Исследования показали нам, что мальчики, как правило, немного медленнее, чем девочки, готовятся к этому прыжку в реальный мир. Действительно, у мальчиков, которые выросли в экранном мире, этот переходный момент в готовности управлять своей жизнью, кажется, растянулся еще дальше, в начале 20-х годов.
Мы должны четко понимать, что окончательный рост нашего зрелого мозга — префронтальной коры — не завершается у девочек примерно до 22–24 лет, а у мальчиков — начиная с 25 лет.
Для тех парней, которые проводят бесконечные часы за играми, вместо того, чтобы участвовать в реальном мире с реальными людьми, их прибытие в эту точку запуска может быть чем-то, к чему они не готовы.
Развитие этих жизненно важных навыков как до, так и в подростковом возрасте невероятно полезно. Я слышал от многих родителей, у которых есть невероятно немотивированный 18-летний мальчик, который слоняется по дому потерянный и выглядит ленивым.
Действительно, он потерян, однако отсутствие у него мотивации отчасти связано с развитием, и ему потребуются крошечные шаги поддержки, чтобы увидеть, как он движется к более позитивному результату.
Крики, критика и порицание за отсутствие мотивации заставят его отступить еще больше. Он боится неудачи, и ничегонеделание — это способ избежать неудачи. Многие из этих парней прибегают к алкоголю или серьезному рискованному поведению, чтобы смягчить чувство неадекватности и разлуки с друзьями, которое часто возникает после окончания средней школы.
Теплое, любящее воспитание
По сути, каждое из этих сложных окон на пути вашего сына от младенчества к зрелости нуждается в одинаково теплой, любящей поддержке со стороны заботливых родителей и педагогов.
Задача состоит не в том, чтобы увидеть, что с нашими мальчиками что-то не так во время этих сложных окон, а в том, чтобы увидеть, что они сталкиваются с новой проблемой, связанной с развитием, которую мы должны помочь им преодолеть, пока этот этап не пройдет.
Повышение устойчивости наших детей с самого раннего возраста может быть невероятно полезным на каждом из этих сложных этапов.
Одна из самых важных вещей, которая поможет вашим юным парням пройти через эти сложные этапы жизни, — обеспечить им четкую предсказуемую структуру с постоянными мягкими напоминаниями о том, что мы от них ожидаем.
Нам нужно продолжать придерживаться трех основных правил: пожалуйста, старайтесь не причинять вреда ни себе, ни другим, ни миру вокруг вас. И нам нужно постоянно твердить им, что каждый из этих сложных этапов развития будет пройден.
Постоянно подтверждая свою безусловную любовь к сыну, когда у него случаются неудачные моменты, он очень поможет ему, когда мир станет неопределенным и запутанным.
Очень часто наши юные парни нуждаются в нашей любви и поддержке, когда кажется, что они меньше всего этого заслуживают.
Конечно, жизнь может подкинуть нам неожиданные моменты значительных невзгод, которые могут окунуть наших мальчиков в мир эмоциональных потрясений, с которыми нужно справиться.
Это включает в себя разрыв отношений его родителей, смерть, стихийное бедствие, серьезную болезнь или несчастный случай, разбитое сердце или серьезное издевательство, которое угрожает их чувству безопасности в мире.
У каждого ребенка должен быть надежный взрослый, к которому он может обратиться — фигура-маяк, который всегда приготовит для него гостеприимное и безопасное место, пока вокруг бушует суматоха.
Традиционно мальчики меньше обращаются за помощью к другим, когда они чувствуют себя уязвимыми, и нам нужно изменить это, чтобы больше наших прекрасных мальчиков выросли здоровыми, счастливыми и любящими мужчинами.
Итак, вместо того, чтобы обвинять наших мальчиков в том, что с ними немного труднее жить в эти трудные времена, возможно, нам нужно винить Мать-Природу или эволюцию, потому что за каждой из этих стадий стоит невероятно важный рост и развитие, которые должны произойти.
Каждый жест доброты будет иметь значение для мальчиков на каждом из этих сложных этапов.
Материнство для наших мальчиков: руководство для мам сыновей
Мэгги делится своими мыслями, размышлениями и (как всегда) своим юмором по поводу воспитания мальчиков в этой книге, которая поможет вам стать мамой, в которой нуждается ваш сын.
Печать, электронные и аудиокниги
Изображение предоставлено: ©️ olgasparrow /Adobe Stock – stock. adobe.com
Как выжить и преуспеть с 4 детьми до 5 лет
Этот пост может содержать несколько партнерских ссылок для вашего удобства (это означает, что бесплатно для вас, если вы совершите покупку после перехода по ссылке, я получу небольшая комиссия). Прочтите мою полную политику раскрытия информации
Всего через несколько недель после рождения четвертого ребенка у меня полностью отказала спина. Просто существовать было невероятно больно, не говоря уже о том, чтобы кормить новорожденного и иметь дело с тремя другими детьми до 4 лет.
Когда я сидела на диване, слезы текли по моему лицу, когда мои дети безудержно носились по дому, а мой ребенок пытался взять его на руки, и думала, не ошиблась ли я.
Была ли у меня возможность воспитывать четверых маленьких детей так близко друг к другу?
Менее чем за 5 лет у меня родилось четверо детей, и я все еще работала неполный рабочий день, и я просто не представляла, как смогу держать голову над водой, не говоря уже о том, чтобы расти и достигать своих целей.
Независимо от того, есть ли у вас 1 ребенок или 6, быть мамой непросто. В тот момент, когда вы становитесь мамой, внезапно все ваше существование вращается вокруг заботы о своем ребенке. То, как вы спите, едите и живете, вдруг становится полностью во власти этого крошечного человечка.
И это только один ребенок.
Так как же совладать с несколькими детьми, не сойдя с ума?
Я здесь из окопов, чтобы сказать вам, что вы можете не только выжить с 4 детьми до 5 лет, вы действительно можете процветать.
Я знаю, что ты на меня смотришь. Это то, что я вижу каждый раз, когда иду в Costco со своей стайкой энергичных детей. Хотя каждый день — это не единороги и радуги (к сожалению), воспитание 4 детей в возрасте до 5 лет на самом деле может быть абсолютным взрывом.
Но это не происходит само по себе. Это требует дисциплины, планирования и расстановки приоритетов над ВАШИМ здоровьем.
11 СОВЕТОВ ПО ВЫЖИВАНИЮ И БЛАГОПОЛУЧИЮ С 4 ДЕТЬМИ 5 И МЛАДШЕ 1) Сделайте свое здоровье приоритетом. Никаких оправданий.Это самое важное, что вы можете сделать, и тем не менее, это первое, что нужно сделать, когда настигнет ошеломление.
Когда вы садитесь в самолет, стюардесса всегда произносит эту болтовню, напоминая вам, что в случае чрезвычайной ситуации нужно надеть собственную маску, прежде чем помогать кому-либо еще.
Это абсолютно относится к материнству.
Многие мамы ставят свои потребности на последнее место, боясь позаботиться о себе, думая, что это отнимет у их детей. Но это не игра «выигрыш-проигрыш», где, если вы сосредоточитесь на себе, ваши дети многое упускают.
На самом деле все наоборот: Чем лучше вы заботитесь о себе, тем лучше вы подготовлены к тому, чтобы заботиться о своей семье.
Другими словами, это беспроигрышный вариант .
Вы не можете дать своим детям все, если вы работаете на пустом месте. Позаботьтесь о себе умственно и физически, и вы сможете стать еще лучше.
2) Высыпаться.Ладно, хватит смеяться. На самом деле возможно . Но это не произойдет само по себе. Это потребует некоторых усилий (вот некоторые стратегии, чтобы лучше спать).
Вы когда-нибудь были настолько истощены после того, как уложили детей спать, что не могли ничего сделать, кроме как сидеть и отключаться? Итак, вы сидите перед телевизором и запоем смотрите шоу в течение 3 часов, потому что у вас не хватает энергии, чтобы лечь спать.
На следующий день дети будят тебя, и тебе 9 лет.0003 совсем раздражителен, потому что устал?
О боже, я был там и сделал это.
Или вы когда-нибудь не ложились спать допоздна, чтобы убраться, потому что это единственный способ сделать свой дом не похожим на серию Хранители ? Это продуктивно, верно?
Давайте разберемся: сон на 100% связан практически со всеми аспектами вашего здоровья (весом, энергией, уровнем кожи и т. д.). Это также напрямую связано с количеством вашего терпения.
Подумайте об этом: если бы у вас было сильное кровотечение, вы бы не подумали: «О, дай мне только покончить с этой посудой, а потом я пойду возьму что-нибудь, чтобы позаботиться об этом кровотечении». Вы немедленно позаботитесь о кровотечении.
Если вы серьезно недосыпаете, сон — это самое важное, что вы можете сделать.
3) Просыпайтесь раньше своих детей.Если вы проснетесь раньше своих детей, это повысит вашу продуктивность и даст вам необходимое время для себя, когда вы полны энергии.
Назовите меня сумасшедшим, но я обычно просыпаюсь в 4 утра. О, и я НЕ прирожденный жаворонок. Но как только я начала этим заниматься, вся моя жизнь изменилась.
Я обнаружил, что ранний подъем, зарядка и выполнение некоторых дел до того, как мои дети проснутся, действительно заставляют меня чувствовать, что в сутках больше часов. Чтобы узнать, как рано вставать, ознакомьтесь с этими 9безотказные советы.
4) Задавайте свои намерения по утрам.Вы можете все, но не все. Особенно это касается мам. На вас одновременно надвигается миллион вещей и маленьких людей, которым нужно поддерживать жизнь.
Итак, как вы можете управлять своим домом, семьей и уделять первостепенное внимание своему здоровью? В начале дня вы должны определить, какие самые важные дела вы можете выполнить сегодня. Где будет ваше внимание?
Может принимать разные формы:
- списки дел
- визуализация
- ведение дневника
- обсуждение с супругом(ой)
Ключ в том, чтобы сразу решить, что важно в течение дня.
Например, если моя цель на день — быть внимательной мамой и приготовить еду, то грязный дом или неожиданный телефонный звонок меня не оттолкнут. Я прижму своего раненого ребенка и знаю, что до дома доберусь в другой день. Я найду способ завершить разговор и вернуться к приготовлению еды.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К БЕСПЛАТНОМУ ВЫЗОВУ
5) Упражнение.Упражнения творят чудеса с психическим и физическим здоровьем. Это поднимает настроение и дает больше энергии в течение дня. Даже 20-30 минут несколько раз в неделю могут иметь огромное значение.
Ваш обычный день для мамы подобен олимпийскому событию, поэтому тренировка — это подготовка к умственному и физическому состоянию, позволяющему справляться с долгими напряженными днями . Если у вас проблемы с мотивацией, ознакомьтесь с этими 3 надежными советами, чтобы мотивировать себя на тренировку.
6) Выбирайте сражения с умом.Каждый день вы сталкиваетесь с миллионом различных проблем. Но вам решать, с какими вообще стоит иметь дело.
Ты не можешь делать все, но ты можешь делать то, что важно и ценно для ВАС .
Например, я не борюсь за одежду и прическу своих детей. Это ничуть не влияет на мое счастье. Наоборот, тот факт, что они одеваются примерно с двухлетнего возраста, значительно облегчает мою жизнь.
Похоже, их одел слепой наркоман? Конечно! Но им нравится иметь контроль и автономию над тем, как они выглядят. И я пропускаю любые битвы из-за расчесывания их волос или проверки их соответствия.
(Примечание: мы «расчесываем волосы для Иисуса», чтобы они выглядели презентабельно в церкви). Поэтому я вкладываю гораздо больше энергии и усилий в приготовление здоровой пищи и поощряю их любить то, что полезно для их тела.
Расставьте приоритеты и забудьте об остальном.
7) Принимайте душ и одевайтесь каждый день.Принятие душа и одевание в течение дня сделают вашу работу более продуктивной и эффективной.
Имейте в виду, что «одет по-современному» не означает, что нужно быть готовым к Оскару или Instagram. Это означает, что вы чисты, одеты (не в пижаму) и почистили зубы.
Это не должно занять более 15 минут. Помните, сухой шампунь – лучший друг занятой мамы!
8) Ежедневно уделяйте индивидуальное внимание и прижимайтесь к каждому ребенку.Наличие 4 детей в возрасте 5 лет и младше означает, что это требует некоторых размышлений. Но это ДОЛГИЙ путь к созданию счастливого дома.
Множество плюшек делают детей счастливее. А раздражительные дети превращаются в раздражительную и расстроенную маму.
Помните, большинству раздражительных детей не нужна лекция: им нужно крепкое объятие. Больше объятий обычно приводит к более счастливому дню.
9) Живите по правилу одной минуты.Это просто: если задача займет всего 1 минуту или меньше, сделайте это прямо сейчас.
Будь то убирать что-то, отвечать на текст, выбрасывать нежелательную почту или записываться на прием к врачу, делайте это немедленно.
Это дает вам 2 бонуса: вы получаете удовлетворение от того, что что-то сделали, плюс это создает импульс для выполнения еще задач. И это не дает мелким задачам накапливаться и становиться непосильными.
ПОЛУЧИТЬ ГРАФИК ЧИСТКИ
10) Используйте философию «уборки за 10 минут».Когда у вас есть огромный беспорядок, который нужно убрать, и нет времени (т. е. каждый момент вашей жизни), эта стратегия идеальна. Особенно, когда вы только что уложили детей спать.
Собери всю свою силу всего на 10 минут и соверши вихревую чистку. Удивительно, чего можно добиться за 10 минут сосредоточенных усилий .
Обычно достаточно привести некоторые части вашего дома в достаточно хорошую форму, чтобы чувствовать себя хорошо, приступая к важной задаче или ложась спать (см. № 2).
11) Наводить порядок, наводить порядок, наводить порядок.Чем больше у вас вещей, тем больше беспорядка вам нужно убрать. Таким образом, чем больше у вас беспорядка, тем больше времени требуется, чтобы справиться с ним.
Моя любимая стратегия расхламления: Магическое искусство уборки Мари Кондо
Эта книга буквально изменила мою жизнь. Мы не только избавились от 1/3 нашего имущества и заработали сотни долларов на продаже вещей, но и сделали мой дом в миллион раз проще в управлении (и в нем было приятнее находиться!).